Научная статья на тему 'Современные проблемы оказания медико-психологических услуг молодежи'

Современные проблемы оказания медико-психологических услуг молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахимбаева Д. К., Абишева Ж.Т., Джуланова К.Г.

Анализ современных проблем организации медицинской помощи молодым людям позволяет сделать вывод о необходимости ее совершенствования путем оказания психо– социальных услуг, особенно, девочкам и девушкам. Это позволит снизить частоту поведенческих факторов риска, улучшить не только их психическое, но и репродуктивное здоровье в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern problems rendering medical - psychological service to young people

The analysis of modern problems of organization medical aid to young people, allow to do the conclusion about necessity of improving it through rendering phyco-social service, especially for girls. It allows to lower a freguence of behavioral factors of risk, to improve not only their psychic, but reproductive health in the future.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы оказания медико-психологических услуг молодежи»

Современные проблемы оказания медико-психологических

услуг молодежи

Рахимбаева Д. К., Абишева Ж. Т., Джуланова К.Г. Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, Казахский национальный медицинский университет им. Асфендиярова

УДК 616.89:618.2-055.25

Заманауи мэселелер медицинальщ-психикалык, жастар кызмет корсетуь

Рахымбекова Д.К., ЭбШеваЖ.Т., Жуланова К.Г.

Алматы мемлекеттж дэрiгерлер 6miMiH жетiлдiру институты, Аспендияров ат. Цазац ¥лттыц медициналыц университетi.

Жас встрмге медициналыц квмек 6epydi уйъмдастырудыц цазipгi проблемаларын сараптау цорытындысы бул мэселеpдi элi де жетiлдipу керекттн квpсеттi. ЭЫресе жас цыздар мен бой жеткендерге кврсететт психикалыц- цогамдыц цызметтеpдi квбейту керек. Бул цызметтер олардыц жYpiс- турысындагы цауiптi жагдайларды сиpетедi, олардыц психикалыц жагдайын жэне вмip жалгастыру MYмкiндiктеpiн жацсартады.

Современные проблемы оказания медико-психологических услуг молодежи.

Рахимбекова Д.К., АбишеваЖ.Т., Джуланова К.Г.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, Казахский Национальный Медицинский Университет им. Асфендиярова.

Анализ современных проблем организации медицинской помощи молодым людям позволяет сделать вывод о необходимости ее совершенствования путем оказания психо— социальных услуг, особенно, девочкам и девушкам. Это позволит снизить частоту поведенческих факторов риска, улучшить не только их психическое, но и репродуктивное здоровье в будущем.

The modern problems rendering medical - psychological service to young people.

Rakhimbekova D.K., Abisheva Zh.T., Dzhulanova K.G.

Almaty State Institute ofpostgraduate course of medical, KNMU ofAsfendiarov n.

The analysis of modern problems of organization medical aid to young people, allow to do the conclusion about necessity of improving it through rendering phyco-social service, especially for girls. It allows to lower a freguence of behavioral factors of risk, to improve not only their psychic, but reproductive health in the future.

Как известно, цель подростковой медицины — охрана и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности подростков для последующей оптимальной реализации их сил и возможностей в созидательной деятельности общества. В словаре Владимира Даля подростками называли «детей на подросте», что соответствовало возрасту 14-15 лет [1]. Малая Советская энциклопедия (1930) трактовала подростков как несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет и только в рамках советского трудового права. В последующие годы отечественное здравоохранение считало подростками лиц в возрасте 15-17 лет. Согласно положению Министерства здравоохранения РФ (2001) подростками признают лиц в возрасте от 10 до 18 лет. При этом в нормативных документах чаще упоминаются «дети подросткового возраста». Основанием для этого служит "Международная Конвенция о правах ребенка", которая считает детьми всех лиц от рождения до 18 лет [Международная Конвенция о правах ребенка,1990 г]. Этот взгляд оправдан с точки зрения юридической и социальной защиты подрастающего поколения, но не в полной мере отражает задачи охраны здоровья этого контингента.

Применение в здравоохранении понятия «дети подросткового возраста» таит определенную опасность. Такой подход фактически отрицает объективное существование подростков как четко очерченной возрастной группы населения со своими специфическими биологическими, медицинскими и социальными особенностями и потребностями.

Даже специалисты, работающие с подростками, представляют их по-разному. Вот некоторые мнения специалистов:

Подросток — это взрослеющий ребенок, сталкивающийся с изменениями в своем организме, конфликтующий с обществом и родителями.

Подросток — это еще не взрослый человек, но по взгля-

дам на жизнь уже и не ребенок.

Подросток — это человек в большими амбициями и минимальным жизненным опытом, стремящийся к самоутверждению.

Подросток — ребенок, все время находящийся в состоянии выбора между детством и взрослой жизнью.

Подросток — это личность, которая экспериментирует с жизнью для поиска новых ощущений и приобретает опыт.

Подросток — это человек с новым мироощущением и осознанием себя на пороге открытий.

Подросток — это личность, которая формируется под действием окружающей его среды. Он максималист, воспринимает жизнь такой, какая она есть. И нельзя его бросать в открытое море без поддержки.

Подросток — это человек, находящийся на перекрестке дорог жизни.

Подростковый период — это скачок от детства к взрослой жизни [2].

Вместе с тем, международные эксперты на совещании ВОЗ еще в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:

завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;

психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;

происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной независимости.

В целом, с точки зрения международных экспертов, подросток — это человек, который уже не ребенок, но еще не взрослый. Это предъявляет особые специфические требования к системе охраны здоровья этой категории населения.

Если нижняя граница подросткового возраста опреде-

10

Вестник АГИУВ №2, 2010

ляется в значительной степени биологическими факторами (появление вторичных половых признаков), то верхняя целиком зависит от нормативов социальной зрелости, принятых в том или ином обществе. Отметим наиболее типичные из них: обязательность определенного образовательного уровня, завершение образования,

самостоятельный заработок, способность работать, трудовое законодательство,

вступление в брак, отношение к половой жизни, создание семьи,

принятие гражданской ответственности, социальная компетентность, возраст избирательного права,

доступ к определенным службам без ведома родителей,

право участия в определенных общественных программах.

Опираясь на изложенные научные принципы, комитет экспертов ВОЗ в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте от10 до 20 лет, что, и принято сейчас почти во всем мире. ООН рассматривает подрастающее поколение в нескольких аспектах:

Подростки — это лица в возрасте от 10 до 19 лет. Понятие включает ранний, средний и старший подростковый возраст.

Молодые люди — люди в возрасте от 10 до 24 лет. Юные — люди в возрасте от 15 до 24 лет. Используя календарный возраст как критерий взрослости, необходимо иметь в виду, что, хотя он и считается важным, но не является определяющим. Переход в статус взрослого человека зависит от типа родительства, половых и поведенческих факторов, от того, к какой социальной группе принадлежит данная семья. Отсутствие в обществе четких критериев взрослости серьезно затрудняет регулирование стремления подростков к «взрослому» поведению. Введение в медицинскую практику термина «ребенок подросткового возраста» фактически перечеркнуло существование переходного периода между детством и взрослым периодом жизни (период социализации, формирования морали, нравственности и ответственности). Такой непродуманный подход узаконивает инфантильность молодых людей.

Все это приводит к серьезным противоречиям и парадоксам:

подростки могут быть родителями биологически, но не готовы к этому в силу социальной и психологической незрелости;

они испытывают и проявляют социальную независимость от родителей и остаются при этом в абсолютной финансовой зависимости от них.

Для организации медико-психосоциальной помощи этому контингенту принципиально важно (особенно для организации профилактических мероприятий), что критерии взрослости, предлагаемые обществом и самими молодыми людьми, расходятся. Очень редко критерием взрослости сами подростки считают необходимость внутренних психологических изменений или ответственных самостоятельных поступков. С точки зрения подростка основанием почувствовать себя взрослым служат следующие события:

получение паспорта; сексуальный дебют;

асоциальное поведение в виде употребления алкоголя, наркотиков, курения: «Когда впервые упился в стельку»;

девиантные действия, трагические события с переосмыслением отношения к ним;

появление нового типа обращения: вместо «мальчик» — «юноша», вместо «девочка» — «девушка»;

когда впервые обратились на «Вы»; уход из дома с началом самостоятельной жизни (даже при сохранении финансовой поддержки родителей);

изменение взаимоотношения с родителями: удачная попытка противостояния диктату родителей, отмена опеки.

Длительность взросления в современном обществе определяется двумя предпосылками: во-первых, фазой юности, причем она тем продолжительнее, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым (более квалифицированный труд). Во-вторых, — способностью общества и государства нести большие затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить, воспитывать и обучать целое поколение будущих граждан страны. Так в США подростками считают лиц до 21 года.

До второй половины ХХ века преобладала потребность в неквалифицированном труде, и молодежь рано становилась взрослой. Фактически пубертатный период и окончание социализации протекали и завершались одновременно.

Сегодня технический прогресс и стремительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей, а, следовательно, и периода взросления.

С одной стороны, нормативное удлинение периода взросления отражает заботу общества о формировании более полноценного человеческого потенциала, что следует рассматривать как благоприятный фактор. С другой стороны, удлинение периода взросления и соответственно «периода бесправия» создает явные предпосылки к нарастанию психосоциальной дезадаптации молодых людей, асоциальных, рискованных форм их поведения, а также для ряда сексуальных проблем.

Содержание медико-психосоциального обеспечения подростков определяется двумя основными компонентами подросткового возраста: наличием пубертатного и психосоциального созревания.

1 компонент- проблемы пубертатного периода: развитие (физическое, половое, психосексуальное,

психосоциальное);

анатомо-физиологические особенности; особенности течения заболеваний.

2 компонент- проблемы психосоциального созревания:

подготовка к трудовой деятельности и службе в армии;

широкий спектр клинико-экспертных вопросов; саморазрушающие формы поведения; психосоциальная дезадаптация; отделение от семьи и семейная дисгармония; медицинские аспекты социально-правовой помощи; репродуктивное здоровье и сексуальное поведение, подготовка к ответственному родительскому поведению и созданию семьи;

формирование потребности в здоровом образе жизни.

В обобщенном виде все факторы, обеспечивающие соматическое, психическое и репродуктивное здоровье и влияющие на него, объединяется в виде «Цветка здоровья подростков» (рис.1).

Таким образом, образно здорового подростка можно представить в виде геометрически правильного красивого «цветка», имеющего пропорциональность и гармоничность лепестков биологического развития и в соответствии с этим — полноценное соматическое, психическое и репродуктивное здоровье. Красоту «цветка» определяют все перечисленные факторы: наследственность, семья,

Рисунок 1- Факторы, характеризующие состояние здоровья подростков

1 — физическое развитие

2 — половое развитие

3 — психосексуальное развитие

4 — психическое развитие

5 — социальное развитие

6 — здоровье

7 — гипоталамус

8 — позвоночный столб

9 — наследственность

10 — семья

11 — общество

12 — внешняя среда

отношение общества к проблемам молодого поколения, внешняя среда, а также функции гипоталамуса и состояние позвоночника [3].

Вывод: сохранение и восстановление здоровья подростков — это комплексная проблема, которая зависит от усилий многих специалистов, при координирующей роли педиатра, подросткового или семейного врача.

Исходя из этого, основные задачи подростковой медицины это:

Создание условий для реализации индивидуальной генетически детерминированной программы развития подростка,

Учет как биологических, так и социальных факторов; Поиск методик анализа здоровья индивидуума и анализа здоровья подростковой популяции,

Комплексный подход к охране соматического, психического и репродуктивного здоровья,

Обеспечение гармоничного пубертатного созревания, Медицинское обеспечение с учетом требований производительного и оборонного потенциала,

Воспитание и закрепление медико-гигиенических навыков здорового образа жизни (профилактическая направленность),

Осознание подростком личной ответственности за свое здоровье,

Подготовка и повышение квалификации медицинских специалистов, участвующих в охране здоровья подростков, в том числе психологов, социальных работников,

Разработка и совершенствование форм медицинской помощи подросткам и учащейся молодежи, обеспечивающих оптимальную реализацию поставленных задач

Понимание этого находит отражение в том, что в настоящее время в общественном здравоохранении все больше внимание уделяется не только организации медицинской помощи, но и психосоциальных услуг.

В связи с этим актуальным является изучение поведенческих факторов риска с позиции возникающих психологических дезадаптивных процессов, особенно, у современных девушек- подростков, которые в дальнейшем могут привести к репродуктивным потерям общества.

Литература

1. www.adolesmed.ru

2. Международная конвенция о правах ребенка. Женева,1990г.

3. Кротин П.Н., Куликов А.М., Кожуховская Т.Ю. «Клиники, дружественные к молодежи» (Центры охраны репродуктивного здоровья подростков), Руководство для врачей и организаторов здравоохранения, М., 2006,- 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.