Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 176-179. УДК 391
М. А. Жигунова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАРОДНОГО КОСТЮМА В СИБИРИ*
Рассматриваются роль и функции традиционной одежды в современном мире, обозначаются основные проблемы её изучения и сохранения. Отдельное внимание уделяется анализу работы Всероссийской научно-практической конференции «Народный костюм в Сибири» (Новосибирск, 2729 октября 2016 г.).
Ключевые слова: научно-практическая конференция; междисциплинарный подход; традиционная одежда народов Сибири; современность.
M. A. Zhigunova
MODERN PROBLEMS OF STUDYING, PRESERVATION AND USE OF THE NATIONAL CLOTHES IN SIBERIA
In article the role and functions of traditional clothes in the modern world is considered, the main problems of its studying and preservation are designated. Special attention is paid to the analysis of work of the All-Russian scientific and practical conference "National clothes in Siberia" (Novosibirsk, on October 27-29, 2016).
Keywords: scientific and practical conference; cross-disciplinary approach; traditional clothes of the people of Siberia; modern time.
Народный костюм является одним из самых ярких и самобытных элементов культуры, в котором наглядно отражаются не только половозрастные и социально-профессиональные характеристики человека, но и его менталитет. Одежда интересна тем, что сочетает в себе самые различные, и материальные, и духовные, компоненты (расцветка и фактура тканей, особенности кроя и технологических приёмов изготовления, состав костюмного комплекса, аксессуары, способы ношения, орнаментика с применением различных видов творчества, использование в различных обрядах, связанные с одеждой представления и приметы, лексические единицы). В любой музейной историко-этногра-фической экспозиции невозможно обойтись без предметов одежды, а отдельные выставки строятся именно на этом элементе культу-
ры [1]. Если добавить ко всему этому многообразие форм и видов одежды в зависимости от времени и территории проживания, половозрастной принадлежности, то становится понятным, почему интерес к изучению костюма не только не падает, но и растёт. Распространение аутентичных и неаутентичных форм народного костюма (в том числе в нетрадиционных для него сферах бытования) актуализировал целый ряд научных проблем: костюм как маркер этнической идентичности; источники, методы и технологии реконструкции народного костюма; современное конструирование традиционного костюма как новационная форма функционирования этнических традиций в обществе и др.
Идея проведения специальной конференции, посвящённой народному костюму, возникла у группы алтайских, новосибирских
* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 14-50-00036.
© Жигунова М. А., 2017 176
и омских учёных во время проведения IX Международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий: этническая история, этносоциальные процессы и этнокультурные ресурсы социо-экономического развития регионов», которая состоялась на базе Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул, 28-30 октября 2015 г.).
Через год эта конференция прошла в Новосибирском Академгородке 27-29 октября 2016 г. в Институте археологии и этнографии СО РАН. Основными её организаторами выступили Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Алтайский государственный педагогический университет, Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.
Оргкомитет конференции возглавила Е. Ф. Фурсова - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). По её мнению, «ареальное сравнительно-историческое исследование традиционной одежды... народов юга Западной Сибири позволяет полнее рассмотреть этнографический состав населения этого крупного региона, а следовательно, внести определённый вклад в изучение мест выхода, путей передвижения, внутренних миграций поселенцев края. Решение этих проблем. непосредственно связано с рассмотрением процессов интерференции между проживавшими здесь этносами. а также культурного взаимодействия различных групп русских» [2].
Сопредседателем оргкомитета конференции выступила М. Л. Бережнова - кандидат исторических наук, доцент ОмГУ (Омск), заместителем председателя оргкомитета стала Т. Н. Золотова - кандидат исторических наук, заместитель директора Сибирского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск).
Целью конференции было заявлено обсуждение комплекса проблем, связанных
с изучением, сохранением и использованием традиционного костюма народов Сибири. Обсуждение этих вопросов, по мнению организаторов, должно способствовать осмыслению современной социокультурной ситуации, отличительной особенностью которой является возрастание интереса к народному традиционному костюму.
Заявки на участие в работе конференции прислали более 100 человек из 26 населённых пунктов России (Абакан, Барнаул, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Краснообск, Красноярск, Кунгур, Курган, Кызыл, Москва, Нарьян-Мар, Новосибирск, Омск, Орёл, Тверь, Томск, Саратов, Сургут, Угут, Чебоксары, Челябинск, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск, Якутск), а также из Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (Бишкек). Среди подавших заявки преобладали исследователи с учёной степенью (68 %), 10 заявок поступило от студентов разного уровня обучения (от бакалавриата до аспирантуры).
На пленарном заседании были заслушаны следующие доклады: «Принадлежности воинского костюма сибирских служилых татар (по сведениям русских источников)» Ю. С. Худякова (Новосибирск); «Комплекс традиционной одежды главных участников ритуала "Кочо-кан" у кумандинцев: от этнографических описаний к современным реконструкциям» И. И. Назарова (Барнаул); «Проблемы исследования и реконструкции русского традиционного костюма в Сибири» Е. Ф. Фурсовой (Новосибирск); «Миф о русском костюме как отражение идеологии российского общества в XX в.» М. Л. Бережно-вой (Омск); «Современные формы демонстрации народного костюма как основание профилактики распространения экстремистских идей и популяризации молодёжных контркультур» Д. Е. Крапчунова (Томск); «Маркеры идентичностей в мужской одежде Южного Урала XVIII - начала XX в.» Г. Х. Самигулова, О. В. Новиковой (Челябинск); «Формирование традиционной одежды у баргузинских бурят: этнографический и лингвистический аспекты» В. В. Лыгде-новой (Новосибирск), Е. Г. Дамдиновой (Улан-Удэ); «Русский народный костюм: современные представления и социокультурные практики» М. А. Жигуновой (Омск).
М. А. Жигунова
Дальнейшая работа конференции была организована в форме четырёх симпозиумов: «Исследование народной одежды по археологическим, этнографическим, лингвистическим, письменным источникам и музейным коллекциям» (руководители кандидат исторических наук А. Ю. Борисенко, кандидат исторических наук С. Г. Скобелев), «Традиции и развитие народной одежды в Сибири и на сопредельных территориях в XIX - начале XXI века» (руководители кандидат исторических наук М. Л. Бережнова, кандидат исторических наук Н. И. Шитова), «Вопросы реконструирования традиционной одежды в исследованиях и практиках» (руководители кандидат исторических наук М. А. Жигунова, кандидат исторических наук О. В. Мальцева), «Символические и эстетические функции народной одежды» (руководители кандидат философских наук В. В. Лыгденова, кандидат исторических наук В. А. Бурнаков). В докладах были представлены следующие аспекты: источники и методы изучения народной одежды; основные направления современных исследований традиционного костюма; проблемы реконструкции и популяризации народного костюма; археолого-этнографиче-ские реконструкции костюмов; традиционный костюм как маркер национальной, этнической и религиозной идентичности; знако-во-символическое значение костюма; традиционный костюм в лингвистических исследованиях; локальные и региональные традиции народной одежды; эстетические, просветительские и воспитательные функции традиционного костюма. В поле внимания участников конференции попали различные народы: алтайцы, буряты (в том числе баргу-зинские), дауры, казахи, коми-ижемцы, ку-мандинцы, манси, мордва, нанайцы, русские (в том числе их отдельные группы - казаки, семейские Забайкалья, старообрядцы Горного Алтая, старообрядцы-беспоповцы Западной Сибири, уральские старообрядцы часовенного согласия, старожилы Якутии, южнорусские переселенцы), татары (в том числе сибирские, казанские, кряшены), тувинцы, украинцы, хакасы, ханты, чуваши, чукчи, шорцы, эвенки, эвены, якуты.
Участники конференции отметили, что обсуждение докладов на совместных заседаниях (без деления на секции) соответствова-
ло научным интересам собравшихся, а представление материалов по различным народам, регионам, этническим и конфессиональным группам позволяло проводить широкие аналогии, ставить вопросы культурогенеза и этнокультурного взаимодействия в широких хронологических рамках: от археологической древности до начала XXI в. Характер совместных заседаний позволил не только обменяться полученными результатами, но и поднять ряд теоретических вопросов: о специфике использования терминов «костюм» и «одежда», содержании понятий «этнический», «народный», «национальный» костюм. Значительный интерес вызвало обсуждение проблемы функционирования народного костюма в современности, многообразии его социальных функций. В настоящее время традиционный костюм различных народов в обобщённой стилизованной форме используется не только в качестве сценической одежды участниками самодеятельных и профессиональных фольклорно-этнографи-ческих коллективов, сотрудниками различных учреждений культуры и образования, ресторанов и кафе национальной кухни, но и в качестве праздничной, обрядовой одежды отдельными сибиряками и членами их семей. Отдельную дискуссию вызвало обсуждение вопроса о том, каким должен быть современный народный костюм, насколько соответствовать старинным образцам. Имели место размышления относительно истоков ряда общих названий, видов и типов одежды, распространённых на территории Евразии.
Особенностью данной конференции явился её междисциплинарный характер. Так, в ней приняли участие историки, этнографы, культурологи, музееведы, педагоги, фольклористы, археологи, искусствоведы, лингвисты, художники-реставраторы. Среди её участников - научные сотрудники академических и научно-исследовательских институтов, преподаватели государственных университетов, гуманитарных институтов, колледжей культуры и искусств, средних общеобразовательных и художественных школ, учреждений дополнительного образования; сотрудники национальных, историко-краеведческих, историко-архитектурных и художественных музеев; специалисты
и методисты Центров традиционной культуры, Домов культуры, народного творчества, галерей, мастерских, а также дизайнеры, реставраторы, журналисты, члены общественных организаций, аспиранты и студенты. Подавляющее большинство участников конференции было представлено сотрудниками научно-исследовательских институтов системы РАН и государственных университетов.
В рамках конференции были организованы мастер-классы по реставрации и реконструкции костюмов под руководством реставраторов и дизайнеров: «Реставрация кожи во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря: методы и технологии» (В. С. Бусова, Москва, Санкт-Петербург), «Орнаментальные традиции в хакасском женском костюме» (Т. А. Коновец, Абакан), «Традиционная одежда старообрядцев часовенного согласия Урала как религиозная карта» (В. А. Печняк, Екатеринбург). Культурная программа включала экскурсии в Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Музей под открытым небом ИАЭТ СО РАН, новое здание Новосибирского госуниверситета.
В завершение работы конференции была принята резолюция. В ней, в частности, отмечалось: провести следующую научно-практическую конференцию «Народный костюм в Сибири» через два года; привлечь к участию в конференции иностранных учёных и практиков из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Итогом работы конференции явилось решение о создании Ассоциации ис-
следователей народного костюма для привлечения внимания общественности к вопросам сохранения и развития народного костюма, объединения учёных и практиков с целью взаимной помощи в решении научных задач и распространения научных знаний о народном костюме, противодействия распространению лженаучных сведений о традиционной одежде и экстремизму ряда молодёжных субкультур, налаживания взаимовыгодных связей с народными мастерами и национально-культурными центрами для оказания им методической помощи в деле собирания, изучения и реконструкции народного костюма. По итогам работы конференции подготовлен к изданию одноимённый сборник научных статей [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Нарядов наших краше нет... Традиционный костюм народов Западной Сибири из собраний Российского этнографического музея / И. А. Карапетова и др. ; сост. буклета Л. Ф. Попова ; фотограф О. В. Гиначева. -СПб. : АО «Славия», 2013. - 8 с.
2. Фурсова Е. Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири (конец XIX - первая треть XX века). - Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2015. -296 с.
3. Народный костюм в Сибири : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 27-29 октября 2016 г.) / отв. ред. Е. Ф. Фурсова. - Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2017. - 250 с.