Научная статья на тему 'Современные проблемы использования институтов при формировании муниципальной собственности'

Современные проблемы использования институтов при формировании муниципальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы использования институтов при формировании муниципальной собственности»

С.М. ИМАМУТДИНОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик подтвердил первоочередную значимость институциональных преобразований. Основное противоречие институционализации российской экономики состоит в том, что интеграция России в глобализированное экономическое пространство предполагает гомогенность институциональных образований, однако массовый и скоротечный импорт рыночных институтов, осуществленный «сверху», привел к институциональным разрывам экономического поля, усилению склонности как бизнеса, так и государства к оппортунистическому поведению. Импорт рыночных институтов развитых стран, их массовая и скоротечная имплантация обусловливают низкий уровень доверия к формальным институтам, расширение сферы неформальных экономических отношений, превращение хозяйственной системы России в экономику физических лиц с масштабной теневой составляющей. Этим определяется необходимость реализации государственно регулируемого варианта рыночной институционализации на основе модернизации сложившихся формальных институтов и легализации неформальных в процессе целенаправленного институционального проектирования [1].

В настоящее время создание институциональной экономической системы России, в том числе и муниципальных образований, ведется методом «сверху -вниз» от формальных (внешних) институтов к неформальным (внутренним) институтам. Принимаемые властными структурами нормативно-правовые акты «спускаются вниз» для дальнейшей их реализации. Но не всегда берется во внимание их несоответствие внутренним институтам экономических агентов, что порождает противоречие между формальными и неформальными институтами, которое регулируется механизмом принуждения. Мы считаем, что выращивание институтов должно происходить по обратной схеме, т.е. «снизу - вверх» от внутренних институтов к внешним. Тогда будет наблюдаться полное соответствие институционального сопровождения экономического развития страны с интересами экономических агентов. Одним из неформальных институтов, призванных уменьшить данное противоречие, является институт доверия, который в настоящий момент практически отсутствует в российской институциональной системе [5, с. 53]. Недоверие экономических агентов государству в целом и муниципальным образованиям, в частности, приводит к тому, что многие формальные правила не только не воспринимаются индивидуумами, но и вызывают активное противодействие им.

Неопределенность выступает в качестве системной характеристики институционализации, изменяющей стратегию поведения экономических агентов в сторону роста их склонности к неформальным контрактам и оппортунизму. Российская модель эндогенного оппортунизма оказывает деформирующее воздействие на институциональную структуру рынка, что увеличивает трансформационные издержки национальной экономики [1].

Ключевым фактором неэффективности институционализации российской экономики является невысокий уровень доверия между субъектами хозяйствования. Основная проблема институциональной структуры российской хозяйственной системы состоит в институте собственности*. Процесс институциона-

* Анализ имеющихся определений понятия собственности показывает, что в качестве сущности собственности применяются разные по характеру, степени значимости явления. В обобщенном виде категорию собственности можно представить как отношения людей к объектам материального мира, проявляющиеся в экономических отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных благ, а также в юридических нормах, в форме правил и морали [6, с. 35].

лизации собственности как экономической основы рыночной экономической системы, осуществленный в форме приватизации, имел своей целевой установкой создание слоя частных собственников. Соответственно этапы ее институционализации представляют собой ступени роста степени либерализации экономики и повышения роли прав собственности. Однако данный процесс не однозначен, он связан с развитием не только формальных, но и неформальных институтов цивилизованной этики, социальной ответственности, перехода от коррупции как неэффективной формы взаимодействия бизнеса и власти к институциональному оформлению лоббирующих организаций, отраслевых и территориальных ассоциаций предпринимательства и власти [1].

К институтам прав собственности относится муниципальная собственность, направленная на удовлетворение публичного интереса с помощью общественного блага. В исходном представлении общественное благо - это нечто, одинаково доступное всем членам общества [7], при том на безвозмездной основе.

Именно формирование муниципальной собственности в настоящее время является одним из наиболее спорных вопросов в современной российской экономике. Основная проблема, возникающая в сфере формирования муниципальной собственности, - неэффективное использование муниципального имущества. При этом органы местного самоуправления неактивно применяют новые рыночные механизмы для рационального использования муниципальной собственности, практически мало привлекают частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению, в частности, путем концессионных соглашений.

Не менее важен для формирования муниципальной собственности процесс разграничения объектов собственности между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями. При полном применении Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» переданное муниципальным образованиям в безвозмездное пользование имущество должно быть перераспределено в соответствии с решаемыми ими вопросами местного значения. Однако процесс передачи имущества в собственность муниципальных образований значительно замедлился из-за несвоевременного и неполного законодательного регулирования порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями [8].

Муниципальную собственность необходимо отличать от государственной собственности, с одной стороны, и частной собственности - с другой. На уровне федерального законодательства собственно нормативные определения муниципальной собственности отсутствуют. Например, в п. 1 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность «определяется» следующим образом: «Муниципальная собственность - собственность муниципального образования». Со времен Платона такие «определения» называют тавтологией. Более содержательным является п. 1 ст. 49 рассматриваемого закона, который гласит: «В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество» [9].

С точки зрения логики п. 1 ст. 49 в какой-то степени указывает на объем понятия муниципальной собственности, но не раскрывает значение или смысл данного института муниципального права. Можно сколь угодно долго перечислять объекты, являющиеся или могущие стать муниципальной собственно-

стью, но от этого мы вряд ли приблизимся к пониманию того, что такое муниципальное собственность «в себе и для себя», в чем содержится ее смысл, цель и функция. В то же время нельзя игнорировать вопрос о том, насколько свободно муниципальные образования могут использовать выделенную им государством собственность. Государство признает местное самоуправление, гарантируя создание необходимых экономических условий для развития муниципальных образований, которые могут в рамках принятых правовых норм свободно распоряжаться отведенной для них собственностью [4, с. 11].

Это означает, что муниципальная собственность как институт выполняет две функции. Во-первых, муниципальная собственность является инструментом социальной защиты и поддержки местного населения. Обеспечение муниципальным жильем, функционирование дошкольных и образовательных учреждений, местные льготы по оплате коммунальных услуг, целевая поддержка нуждающихся и малообеспеченных семей позволяет создать определенные стандарты повышения качества жизни населения муниципального образования. Во-вторых, обеспечивает управляемость муниципальным хозяйством соответствующей территории, имея для этого соответствующую правовую основу. Причем наличие муниципальной собственности дает местному самоуправлению право монопольного производства некоторых товаров и услуг, а также выполнение определенных работ на данной территории. Обеспечение местного населения такими товарами и услугами осуществляется либо через частные предприятия по более низким ценам, причем их отбор производится на конкурсной основе, либо через унитарные предприятия [3, с. 48-49]. Это позволяет сформировать для жителей муниципального образования набор общественных благ, который будет поддерживать приемлемый уровень жизни в данном регионе.

Институционализация муниципальной экономики - это процесс становления формальных институтов, ограничивающих поведение экономических субъектов и неформальных соглашений, «правил игры», стереотипов поведения, традиций ведения деловой практики, контрактных отношений. Постепенное в течение переходного периода вытеснение неэффективных неформальных институтов легитимными нормами обеспечивает трансформацию спонтанного поведения экономических субъектов в моделируемое на основе расширения институционального поля, достижения однородности институтов, синхронности их функционирования, локализации высокой степени неопределенности экономики, институционализации механизмов взаимодействия бизнеса и муниципального образования.

Созданию и эффективному использованию муниципальной собственности способствует привлечения бизнес-структур к решению проблем местного значения, используя такую форму сотрудничества, как партнерство, которое может быть представлено в различных видах. Анализ международного опыта данного партнерства позволяет структурировать взаимодействие бизнеса и муниципальных образований по трем различным направлениям:

- функциональное - развитие партнерства в областях, определяющих доступ предприятий к факторам производства и рынкам: профессионального образования, технологий, капитала через поддерживаемые государством институты развития бизнеса, развития социально-экономической инфраструктуры;

- отраслевое направление предполагает разработку отраслевых планов партнерства на основе секторальной идентификации направлений роста и сдерживающих рост барьеров, анализа и разработки мероприятий и приоритетов по улучшению бизнес-окружения в конкретных секторах экономики;

- регионально-муниципальное - разработка региональных и муниципальных планов развития партнерства, планов развития отдельных территориальных производственных кластеров [1].

Формирование муниципальной собственности и ее использования осуществляется следующими способами:

- создание муниципальных предприятий и учреждений, что предполагает изучение рыночной ситуации и оценку эффективности деятельности новых муниципальных предприятий, способных работать рентабельно и удовлетворять потребности местного населения;

- приобретение муниципального имущества на стоимостной основе, что в настоящее время для российской экономики практически не приемлемо. Дефицитность местных бюджетов, нехватка средств для решения насущных проблем муниципальных образований не позволяет применить данный способ. Хотя в дальнейшем, можно предположить, что муниципальные образования будут способны приобретать предприятия, производящие блага, в которых заинтересованы жители данной территории [2, с. 3-4]. В настоящее время для решения данной проблемы, на наш взгляд, существует эффективный способ использования муниципальной собственности в виде акционирования унитарных предприятий, контрольный пакет акций которых будет принадлежать муниципальным образованиям;

- создание финансово-промышленных групп, в состав которых помимо бизнеса будут входить муниципалитеты. На наш взгляд, это позволит укрепить институт доверия между бизнесом и властью, улучшить благосостояние местного населения, повысить эффективность использования муниципальной собственности.

Литература

1. Белокрылова О.С. Императивы институционализации взаимодействия бизнеса и власти в местном социуме // Россия: варианты институционального развития: Интернет-конференция. 2006. \м\м\«.ес8остап.е<^и.ги/<^Ь/т8д/292360/ргодгат.Мт!.

2. Боровская М.А., Колесников, Ю.С. Муниципальная собственность как институт в системе отношений региональной экономики // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права». 2003. № 5. С. 3, 4.

3. Бринева Ю.В. Как стать поставщиком для государственных нужд: новые правила игры определяют новые стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 48-49.

4. Кобец П.Н., Голиков О.В. Финансово-экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации// Проблемы местного самоуправления. 2005. № 2. С. 11.

5. Ляско А. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 2003. №1. С. 53.

6. Секединов А.А. Проблемы развития инфраструктуры городов. М.: Стройиздат, 1997. С. 35.

7. Макаров В.Л. Государство в российской модели общества. Доклад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН «Неизвестная экономика», 1997. \м\«\«.сет1.г881.ги/ги8/ риЬН-саМе-риЬ8/<^9701Шт.

8. Пронина Л. О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, 2006. \м\м\«.Ьи]е1.ги/пе\«8/

9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 49 от 31.12.2005. №206-ФЗ.

ИМАМУТДИНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА родилась в 1965 г. Окончила Казанский государственный университет. Ассистент кафедры менеджмента филиала Казанского университета в г. Набережные Челны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.