Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / РАЗВИТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешков А.С.

в современных условиях развития национальной экономик, контрольно-надзорная деятельность выступает одним из ключевых направлений, позволяющих быстро устранять возникающие проблемы и следить за качеством работы в системе государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Мешков А.С.

Мешков Александр Сергеевич - начальник, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Уссурийскому городскому округу,

Главное управление МЧС России по Приморскому краю,

г. Уссурийск

Аннотация: в современных условиях развития национальной экономик, контрольно-надзорная деятельность выступает одним из ключевых направлений, позволяющих быстро устранять возникающие проблемы и следить за качеством работы в системе государственной власти. Ключевые слова: контроль, развитие, менеджмент, управленческие решения.

УДК 342.9

Перед тем, как детально переходить к исследованию специфики контрольно-надзорной деятельности в органах государственной власти, необходимо выяснить, что из себя представляет контроль.

Под контролем принято понимать деятельность, направленную на мониторинг текущей ситуации с целью недопущения возникновения различных негативных тенденций и проблем.

Некоторые ученые в своих научных трудах выделяли различные характеристики так называемого эффективного контроля. Обобщив мнения ученых по данному вопросу, отобразим данные характеристики схематично на рисунке 1.

Рис. 1. Характеристика эффективного контроля

Как можно заметить из данных рисунка 1., к основным характеристикам эффективного контроля принято относить:

- системный контроль;

- действенный контроль;

- гибкий контроль и т.д.

Не стоит забывать и о том, что существует несколько видов контроля, которые схематично представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды контроля и их специфика

Виды управленческого контроля Отличительные особенности

Время проведения Содержание объекта Целевое назначение

Предварительный До начала работы Ресурсы. Готовность организации к действиям Создание предпосылок для успешной реализации плэное

Теку вдв В процессе работы Соответствие действительного кода плаву работ Предупреждение срывов работ и планов

Заключительный После ее завершения Соответствие достигнутых результатов планам Анализ достижений и недостатков для совершенствования работы в будущем

Во всем мире государства с различными формами правления осуществляют контроль и оказывают влияние на формирование отношений в обществе, при этом характер контроля и меры, которые его сопровождают, свидетельствуют о характере государственной власти и ее направленности, соответствия провозглашенным

демократическим принципам развития.

Два основных значения термина «контроль» сводятся к следующему:

а) определенная деятельность;

б) субъекты соответствующей деятельности. [4, ^58]

Контрольные функции Федерального собрания

Рассмотрение заявлений и жалоб осужденных Заслушивание отчетов руководителей органов исполнительной власти (федеральных министров и их заместителей) по различным вопросам Проверка законности и эффективности расходования средств федерального бюджета Группа депутатов имеет право обращаться с запросом к руководителям федеральных органов

Рис. 2. Направления реализации контрольных функций Федеральным собранием с целью анализа эффективности деятельности государственных органов

Надзор в государственном управлении не следует отождествлять с другими близкими по формам целями и видами деятельности. Надзор как функция практически являются двумя его видами, один из которых стал самостоятельным видом государственной деятельности, а второй организационно принадлежит к системе государственного управления, имея статус специальной деятельности, что соотносится с управлением как специфическая часть и целое. [5,^245]

Базовыми понятиями контрольно-надзорной деятельности, безусловно, являются «контроль» и «надзор».

С целью проведения оценки рациональности функционирования деятельности контрольно-надзорных органов в системе государственной власти в РФ, исследуем ее по таким критериям, как:

- качество управленческих решений;

- полнота охвата проблемы;

- объемы финансирования деятельности;

- степень ответственности за итоговые решения;

- уровень контроля.

Все вышеназванные показатели в идеальной модели оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности должны иметь 5-ную оценку и выглядеть схематично так, как показано на рисунке 3.

качество управлен.

Решений

Рис. 3. Идеальная модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ

В отличие от модели, представленной на рисунке 2, модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ можно схематично представить на рисунке 4.

качество управлен. Решений

итоговые решения деятельности

• РФ • Идеал

Рис. 4. Модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ

Проведенное исследование относительно специфики реализации контрольно-надзорной деятельности в органах государственной власти, позволило выявить ряд ключевых проблем, среди которых особо можно выделить такие, как: [6,^390]

- дублирование полномочий и функций разными контрольно-надзорными институтами в РФ, что снижает качество контроля;

- коррупция в органах контрольно-надзорной деятельности, которая в конечном счете приводит к снижению эффективности соответствующей деятельности;

- низкий уровень сотрудников, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность в системе государственного управления и т.д.

В качестве основных направлений повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления можно назвать:

1. Систематизация и актуализация обязательных требований и обеспечение к ним доступа хозяйствующих субъектов;

2. Формирование единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов, учитывающей возможность разделения их функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности;

3. Разработка системы оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности и порядка ее использования при планировании контрольных мероприятий и т.д.

Реализация вышеназванных направлений позволит сделать деятельность контрольно-надзорных органов более рациональной и эффективной в системе государственного управления.

Список литературы

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 23.07.2021).

2. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 23.07.2021).

3. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.12.2014 №403-ФЗ) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015).

4. Ахадова Д.Ф. Недостатки системы общественного контроля над органами государственной власти // Научный электронный журнал Меридиан, 2019. № 15 (33). С. 57-59.

5. Курмангазина С.К., Муканова А.Б. Контроль в системе государственного и муниципального управления // Вестник Омского регионального института, 2019. № 1. С. 242-246.

6. Хейчиева Б.И., Костылева А.А. Роль государственного контроля в системе публичного управления // В сборнике: Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный

государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления, 2019. С. 388393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.