Научная статья на тему 'Современные проблемы динамического наблюдения психофункционального состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям'

Современные проблемы динамического наблюдения психофункционального состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
555
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / DYNAMIC MONITORING / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / QUALIFIED ATHLETES / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / CENTRAL NERVOUS SYSTEM / ТЕКУЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / CURRENT FUNCTIONAL STATE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / PSYCHOLOGICAL AND FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов Олег Сергеевич

В статье обсуждаются пути поиска и совершенствования методических подходов в психологической диагностике, психологическом консультировании, психологической коррекции с учетом современных проблем процесса подготовки сборных команд России к главным международным соревнованиям, а также способы повышения конкурентоспособности российских спортсменов высокой квалификации на международных спортивных аренах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of the close followup on the psyctological and functional state of athletes in pre contest preparation

This article considers ways and methods to improve existing methodology in psychological diagnostics, provided counseling and psychological help, given the current issues of national athlete teams preparing for international contests, as well as raising the competitiveness of high qualification Russian athletes on the international arenas.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы динамического наблюдения психофункционального состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям»

О.С. Морозов

Современные проблемы динамического наблюдения психофункционального состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям

ФГБУЗ ЦСМ ФМБА России O.S. Morozov

Current issues of the close followup on the psychоlogical and functional state of athletes in pre contest preparation

Federal State Budgetary Healthcare Institution, Sports Medicine Center, FMBA

Ключевые слова: психофункциональное состояние, динамическое наблюдение, квалифицированные спортсмены, вегетативная нервная система, центральная нервная система, текущее функциональное состояние, психологическое консультирование.

Keywords:psychological andfunctionalstate, dynamic monitoring, qualified athletes, autonomic nervous system, central nervous system, current functional state, psychological consultation.

В статье обсуждаются пути поиска и совершенствования методических подходов в психологической диагностике, психологическом консультировании, психологической коррекции с учетом современных проблем процесса подготовки сборных команд России к главным международным соревнованиям, а также способы повышения конкурентоспособности российских спорт -сменов высокой квалификации на международных спортивных аренах.

This article considers ways and methods to improve existing methodology in psychological diagnostics, provided counseling and psychological help, given the current issues of national athlete teams preparing for international contests, as well as raising the competitiveness of high qualification Russian athletes on the international arenas.

Современный спорт, в котором целью является достижение максимально возможных спортивных результатов и побед на крупнейших международных спортивных соревнованиях, предъявляет все более жесткие требования к психофункциональным возможностям организма атлетов. Это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и психологических пределов возможностей здорового человека.

Рассмотренные нами основные психологические компоненты, которые необходимо продолжать исследовать для позитивного разрешения проблемных психологических со-

стояний, соотносятся и с основными компонентами сознания:

• когнитивная компонента, включающая способы и методы познания, относительно устойчивые особенности познавательных процессов, которые выражаются в познавательных стратегиях, частных познавательных установках и видах контроля. Кроме того, к когнитивной компоненте относятся все результаты познания — когнитивные карты, осознаваемые Я-образы, т.е. осознаваемые структуры Я-концепции, и т.п.;

• эмоционально-оценочная компонента, она включает эмоции, отношения, личностные смыслы, самооценки и аффективно-мотивационные элементы психики;

• поведенческо-деятельностная компонента, которая включает механизмы, способы, приемы, обеспечивающие функционирование человека как во внешнем пространстве — в спортивной деятельности, в том числе в пространстве межличностных отношений, так и во внутреннем, психологическом пространстве.

Для решения проблемы психофизиологического сопровождения спортсменов в спортивной деятельности необходимо продолжать разработку методических подходов к коррекции проблемных психологических состояний на основе исследования как минимум когнитивной, эмотивно-аксиологической и поведенческо-деятельностной компонент личности.

Кумуляция напряжения приводит к нарушению психофизиологической адаптации как системного ответа человека на действие внешних и внутренних стимулов и факторов, направленных на достижение полезного приспособительного результата. В данном случае в качестве полезного приспособительного результата необходимо понимать психофизиологические нагрузки в спортивных достижениях атлетов.

Известны случаи, когда в чрезмерных нагрузках организм спортсмена больше не может адаптироваться, и, как следствие, такие перегрузки в большинстве случаев становятся инвалидизирующим фактором, а иногда заканчиваются летальным исходом прямо на спортивных аренах. Например: трагически погибли во время матчей 19-летний российский хоккеист Алексей Черепанов, 23-летний испанский футболист Антонио Пуэрта; во время тренировки в Лейк-Плэсиде в 1995 г. остановилось сердце у фигуриста Сергея Гринькова; в 1980-х годах также во время тренировки наступила клиническая смерть известного хоккеиста, заслуженного мастера спорта Владимира Крутова; умерли хоккеисты Вячеслав Безукладников на легкоатлетическом кроссе в ХК «Лада» г. Тольятти и Александр Кревсун в ХК «ВВС» г. Самара; в 2001 г. у себя дома из-за внезапной остановки сердца умер баскетболист казанского УНИКСа Ядгар Каримов; в 2004 г. в матче «Динамо» (Минск) — ХК «Рига» игрок NHL

Сергей Жолток, выступавший за латвийскую команду, на 55-й минуте встречи почувствовал себя плохо и в сопровождении доктора команды отправился в раздевалку, где у него неожиданно остановилось сердце; в 2004 г. во время матча Шведской баскетбольной лиги умер 23-летний баскетболист, кандидат в сборную Латвии Раймонд Юмикис, представлявший клуб «Akropol Basket»; в декабре 2005 г. совсем юная спортсменка Ольга Ларкина, член сборной России по синхронному плаванию, умерла из-за износа аорты ( болезнь престарелых людей).

В 1996 г. группа ученых из США проанализировала 158 случаев внезапной смерти молодых профессиональных спортсменов за период с 1985 по 1995 г. Согласно результатам исследования были выделены следующие причины смерти спортсменов [22]:

• патологические состояния сердечно-сосудистой системы — не менее 65%;

• черепно-мозговая травма — 25%;

• прием фармакологических препаратов (допинг) — 10%.

На 100 тыс. спортсменов в год вероятность внезапной смерти составляет 1—2 случая, а частота инвалидизации — 8—10 случаев. Полученные результаты позже были подтверждены еще в нескольких исследованиях, проведенных в Австралии, Швейцарии и ряде других стран [20; 21].

Таким образом, в спорте высших достижений систематические нагрузки в процессе спортивной подготовки и выступления в соревнованиях по своему воздействию на организм спортсменов являются экстремальными. Для дальнейшего рассуждения необходимо дать определение понятия «экстремальность».

Экстрим (англ. extreme — противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни [23].

С учетом изложенного актуальной, необходимой и востребованной в современной спортивной подготовке является своевременная динамическая оценка регуляции функциональных систем организма и психики спорт-

сменов. Это обусловлено и тем, что в периоды регулярных высокоинтенсивных нагрузок истощение организма спортсменов весьма высоко, а процессам восстановления функционального состояния и психики не всегда уделяется достаточно времени для выведения функциональных систем на исходный уровень работоспособности [12].

Ретроспектива проблематики, связанной с комплексным контролем психофункционального состояния, коррекцией нагрузок, прогнозированием результатов в спорте высших достижений, всегда была актуальной и востребованной. Так, подготовка сборных команд страны осуществляется на основе целевых комплексных программ спортивной подготовки, разрабатываемых, по данным A.A. Новикова [13], специалистами ВНИИФК и Центра спортивной медицины с 1968 г. В то же время Л.А. Калинкин с соавт. утверждают: «Эффективность программно -целевого планирования обусловлена тем, что процесс спортивной подготовки аналитически "раскладывался" на основные части, элементы, обеспечивающие в своей совокупности достижение планируемого результата, и тем самым создавалась возможность объективно "увидеть" всю технологию подготовки и осмысленно идти к достижению поставленных целей» [6].

В.А. Горбунов и А.Ю. Лебединский [4] считают, что целенаправленная работа квалифицированных специалистов — необходимое условие обеспечения интегральной подготовки высококвалифицирован -ных спортсменов и сборных команд России. Психофизиологический контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика, базирующаяся на накоплении статистически прогнозируемой информации, позволяющая сопоставлять и оценивать результаты последнего тестирования с аналогичными индивидуальными или групповыми стандартными, модельными данными прошлых лет.

Вместе с тем, по мнению В.Е. Кальниц-кой и А.П. Погребного, до настоящего времени остается актуальным вопрос поиска объективных критериев оценки психофункционального состояния высококвалифицированных спортсменов на различных этапах тре-

нировочной и соревновательной деятельности. В этом плане важна разработка методов, позволяющих в короткие сроки проводить мониторинг текущего психосоматического и психологического состояния спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта [7].

Комплексный контроль психофункционального состояния организма спортсмена в периоды высокого уровня тренированности так же важен, как и контроль за состоянием здоровья, поскольку развитие тренированности и достижение наивысшего ее уровня к необходимому времени — соревновательному периоду отражают эффективность предшествующих психофункциональных нагрузок, а выявление нарушений состояния тренированности свидетельствует о неадекватности проводимой подготовки, что позволяет своевременно внести в нее соответствующие коррективы [19].

Мы рассматриваем психофизиологи -ческое обеспечение спортивной подготовки спортсменов сборных команд России как систему организационно-методических и практических мероприятий (включающих диагностику, контроль, мониторинг с последующей аналитикой, созданием баз данных), осуществляемых специалистами различного профиля в целях построения моделей по видам спорта, и последующей разработки как методических положений, так и непосредственно индивидуальных программ коррекции психофункционального состояния организма спортсменов на основе комплексного подхода:

• оперативная и текущая оценка функционального состояния ( медико-биологические и психофизиологические методы исследования и оценки) организма и психики спортсменов, отражающая срочный и текущий эффект психофункционального состояния организма спортсменов в результате выполнения нагрузок;

• оценка динамики психофункционально -го состояния тренированности спортсмена для определения кумулятивного эффекта психического утомления в результате выполнения систематизированных нагрузок в микроциклах по этапам (периодам) подготовки, где в принципе есть две груп-

пы интегральных показателей: первая — технико -тактическая подготовленность, так как уровень физической подготовленности достаточен для интенции уверенности спортсмена в реализации технико-тактических приемов, вторая — показатели психофункционального состояния организма спортсмена;

• оценка динамики функционального состояния организма и психики спортсмена для определения стабильности и устойчивости психофункциональных сдвигов, которые могут быть получены через 1,5—3 месяца подготовки: оценка психологической мобилизации и обязательная психологическая ремобилизация.

Представленные три группы обследований дополняют друг друга для построения информационной модели подготовленности спортсмена высокой квалификации. При медико-психологическом и психофизиологическом сопровождении различают функциональные состояния организма спортсменов:

• кумулятивные, сохраняются довольно длительное время, например, в соревновательном периоде;

• текущие, изменяются в результате воздействия нагрузок одного или нескольких микроциклов подготовки;

• оперативные, меняются в процессе одного или нескольких тренировочных занятий в конкретном 3—4-дневном микроцикле нагрузок.

Важно определять указанные типы изменений функционального и психологического состояния организма спортсменов для своевременной коррекции за счет варьирования нагрузок, психологического консультирования, фармакологической поддержки и физиопроцедур.

Динамическое наблюдение психофункционального состояния организма спортсменов необходимо в том числе в силу востребованности данной информации тренерами сборных команд. Сложность ее получения детерминирована, с одной стороны, методами исследования, а с другой — выбором комплекса информативных критериев, отражающих различные аспекты готовно-

Д)выч1Г*сгаю шблгадавп ■ процессе старинной подогняи

^ ГнСГСЮТИ'ПМС]'!. ь, ,-и-__СжЮстлтааикц Методы: (Хтоаиагка . с[Ш1!йа!£ и ни-ни ■г«.*.™.™ 1„Ф*Ч<1.,п

2 съедем ме критериев Ък.шчапь: Ы"| иршлиифщлеп!: ^^ —1 )рмнс готовности сорсвламте.тыюго Л1|Ы _ ПСКОНС1& 112 и 11Г арртсиаа ретудтп

3 Кирраари сютапаи сшркысш

Bi.vipdi.4Hj п их; 11, н и си фи Ц НийПРкйкш т> йбсоича« ТрСИбрШ! ййсрш* кишац РснКПМ

Схема. 1. Структура организационного алгоритма динамических наблюдений спортсменов сборных команд России в периоды централизованных тренировочных сборов.

Примечание: 1 - диагностический уровень, сбор необходимой информации; 2 - когнитивно-прогностический уровень, интерпретация полученной информации; 3 - коррекционный уровень, изменение психофункционального состояния организма спортсмена

сти к соревновательной деятельности и прогнозирования соревновательного результата [12] (схема 1).

Адаптационные перестройки в организме спортсменов обусловлены тренировочными нагрузками, при этом специфические изменения в тех или иных функциональных системах гетерохронны и неодинаковы. Чрезмерное увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, возникновению и нарастанию процессов утомления и одновременно к снижению активности восстановительных процессов [8].

В теоретической проблеме понятийного аппарата мы придерживаемся следующих определений.

П.К. Анохин [1]: «Функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Достижение того или иного уровня функционирования осуществляется благодаря деятельности механизмов регуляции».

Н.Д. Левитов [10]: «Психологическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

Цель исследования — динамические наблюдения спортсменов высокой квалификации и текущая оценки их психофункционального состояния.

Материалы и методы

Обследования и динамические наблюдения проводили в периодах подготовки к важным международным соревнованиям, в которых приняли участие квалифицированные спортсмены (п=40) разных видов спортивной борьбы. Определяли текущий уровень и давали качественную оценку функционального состояния вегетативной регуляции организма спортсменов по границам баллов количественных оценок вариабельности сердечного ритма по Р.М. Баевскому [2; 3]. Определяли функциональный уровень центральной нервной системы по критериям Т.Д. Лоскутовой [11] на основе сен-сомоторной активации простого и сложного зрительно-моторного реагирования. Использовали методы психологического консультирования [9].

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимо учитывать, что перед тренировочным централизованным сбором спортсмены выполнили достаточно большие объемы нагрузок, в том числе с соревновательной интенсивностью в условиях предшествующей централизованной подготовки. Это косвенный фактор кумулятивного утомления их организма и психики.

По данным текущих обследований мы сопоставили, сравнили и проанализировали динамику психофункционального состояния 40 единоборцев высокой квалификации. В основном распределение было на три варианта психофункционального состояния.

Первый вариант — в заключительной стадии тренировочного централизованного сбора определен выход на высокий уровень психофункционального состояния у 11 (27,5%) обследованных спортсменов (рис. 1).

Вклад в психофункциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) и центральной нервной системы (ЦНС) определен следующий. Относительно исходного сниженного (2) текущего функционального состояния (ТФС) ВНС при высоком (4,99) функциональном уроне ЦНС после адаптационных нагрузок, на 4-й день, ТФС ВНС увеличено до высоко-

Kn'IcUhrHii.n

HVB я

_ ff Jjopciffl« If

Ч 1«

Z Улетит

i pllKIUHll «

A 5 СЩ1СЖЛИНИ- 0

'¿о-шгелыю Л

* СМИЖН111К -Ю

Рис. 1. Динамика психофункционального состояния борцов высокой квалификации с выходом к завершению тренировочного сбора на высокий уровень текущего функционального состояния вегетативной нервной системы.

Примечание: показаны уровни функциональных возможностей ЦНС в условных единицах по Т.Д. Лоскутовой [11], по оси абсцисс - качественные оценки текущего функционального состояния вегетативной регуляции организма спортсменов, соответствующие границам баллов количественных оценок по Р.М. Баевскому [2; 3]

го уровня (13). На 5-й день, в начале втягивающего нагрузочного микроцикла, ТФС ВНС снижено (—2). На 8-й день, в завершение нагрузок втягивающего микроцикла, ТФС ВНС также снижено (3), а после микроцикла базовых нагрузок повышается до удовлетворительного уровня (7). На 14-й день соревновательных нагрузок ТФС ВНС повышается до высокого уровня (16) при снижении ТФС ЦНС до среднего уровня (3,31) - на 33,67%.

Таким образом, выявлен вклад в обеспечение двигательной функции за счет вегетативных функций и функций ЦНС с выходом на высокий уровень ТФС борцов высокой квалификации к завершению тренировочного сбора за счет снижения функционального уровня ЦНС.

Второй вариант - в заключительной стадии тренировочного централизованного сбора выход на средний уровень психофункционального состояния определен у 19 (47,5%) обследованных спортсменов (рис. 2).

Вклад в психофункциональное состояние ВНС и ЦНС определен следующий. Относительно исходного удовлетворительного уровня (8) ТФС ВНС при высоком (4,13) функциональном уровне ЦНС после адаптационных нагрузок, на 4-й день, снижение уровня ТФС ВНС (-1). На 5-й день, в начале втягивающего нагрузочного микроцикла, ТФС ВНС также снижено, но с некоторым увеличением (до 3), а на 8-й день, в за-

Рис. 2. Динамика психофункционального состояния борцов высокой квалификации с выходом к завершению тренировочного сбора на средний уровень текущего функционального состояния вегетативной нервной системы.

Примечание: показаны уровни функциональных возможностей ЦНС в условных единицах по Т.Д. Лоскутовой [11], по оси абсцисс - качественные оценки текущего функционального состояния вегетативной регуляции организма спортсменов, соответствующие границам баллов количественных оценок по Р.М. Баевскому [2; 3]

вершение нагрузок втягивающего микроцикла, уровень ТФС ВНС удовлетворительный (8). После микроцикла базовых нагрузок, на 11-й день, уровень ТФС ВНС также удовлетворительный (5), а на следующий день после соревновательных нагрузок, 14-й день, ТФС ВНС на удовлетворительном уровне (8) при снижении функционального уровня ЦНС до среднего (3,52) — на 14,77%.

Таким образом, выявлен вклад в обеспечение двигательной функции за счет вегетативных функций и функций ЦНС с выходом на средний уровень текущего психофункционального состояния борцов высокой квалификации к завершению тренировочного сбора за счет снижения функционального уровня ЦНС.

Рис. 3. Динамика психофункционального состояния борцов высокой квалификации с выходом к завершению тренировочного сбора на низкий уровень текущего функционального состояния вегетативной нервной системы.

Примечание: показаны уровни функциональных возможностей ЦНС в условных единицах по Т.Д. Лоскутовой [11], по оси абсцисс - качественные оценки текущего функционального состояния вегетативной регуляции организма спортсменов, соответствующие границам баллов количественных оценок по Р.М. Баевскому [2; 3]

Третий вариант — в заключительной стадии тренировочного централизованного сбора выход на низкий уровень психофункционального состояния определен у 10 (25%) обследованных спортсменов (рис. 3).

Вклад в психофункциональное состояние адаптационных резервов ВНС и ЦНС определен следующий. Относительно исходного высокого (12) ТФС ВНС при среднем (3,23) функциональном уровне ЦНС после адаптационных нагрузок, на 4-й день, уровень ТФС ВНС снижен до удовлетворительного (5). На 5-й день, в начале втягивающего нагрузочного микроцикла, ТФС ВНС снижается (—2). На 8-й день, в завершение нагрузок втягивающего микроцикла, ТФС ВНС также снижено, но несколько повышается (до 3). После микроцикла базовых нагрузок, на 11-й день, ТФС ВНС удовлетворительное (5), а на следующий день после соревновательных нагрузок, 14-й день, уровень ТФС ВНС сниженный (—4) при среднем (3,72) функциональном уровне ЦНС с повышением на 15,17%.

Таким образом, выявлен вклад в обеспечение двигательной функции за счет вегетативных функций и функций ЦНС с выходом на низкий уровень ТФС борцов высокой квалификации к завершению тренировочного сбора за счет снижения функционального резерва ВНС и некоторого увеличения среднего функционального уровня ЦНС.

В результате психофизиологической диагностики у спортсменов сборных команд выявляются проблемные психологические состояния, которые возможно корректировать методами психологического консультирования. В специфике этой работы необходимо как минимум определить психологические барьеры следующих компонент психологического состояния.

Когнитивные, т.е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Важно понимать особенности когнитивного стиля — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди ду-

мают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем [18].

Эмотивно-аксиологические — включает как минимум два понятия. Эмотивность (лат. emoveo — возбуждать) — повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными [5]. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология (axios — ценность, logos — слово) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. Ценности как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры [5] составляют в том числе основу образа движения. Движение начинается в головном мозге в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его «картинка») переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы и т.д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозге.

Лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении, <...> вы его невольно, этого не замечая, производите» [14]. Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах.

Основные формы движения по С.Л. Рубинштейну [15] — это действие и навык, движение мышечного аппарата; выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), отражающие более грубые и более тонкие эмоциональные переживания; семантические движения как носители значения, смысла. Психология движений еще не разработана в достаточной степени, хотя по отдельным областям ее были произведены солидные исследования. Следовательно, наме-

ренное, волевое действие является «целенаправленным действием, благодаря которому человек планомерно осуществляет цель, подчиняет импульсы сознательному контролю и изменяет в зависимости от своих планов действительность».

В связи с этим необходимо отметить, что восприятие движения имеет большое значение, особенно в спорте высших достижений. И.М. Сеченов [16] называл ки-нестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии движений объектов как серии группы стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение.

Поведенческо-деятельностные — помогают спортсмену освоить многообразие форм взаимодействия в профессиональном социуме: сотрудничество с использованием вербальных и невербальных средств коммуникаций, а также формы и способы поведения, свойственные культуре спортивной деятельности, позволяющие спортсмену активно выражать свои притязания, эмоции, чувства [17].

Таким образом, рассмотренные психологические компоненты соотносятся с Я-концепцией, включающей следующие аспекты:

• когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.;

• эмоционально-оценочный — самоуважение, самооценку, эгоизм, альтруизм и т.п.;

• волевой и/или поведенческо-деятельнос-тный — стремление повысить самооценку, завоевать уважение, авторитет, материальное вознаграждение через спортивные достижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Весьма важным является разрешение проблемы прогноза функционального состоя-

ния организма и психики спортсменов как результирующего фактора успешности в предстоящих международных соревнованиях. В связи с этим мы предлагаем по полученным данным динамического наблюдения разрабатывать индивидуальные модели психофункционального состояния организма спортсменов высокой квалификации.

Можно констатировать, что после физических и психологических нагрузок тренировочного сбора нами определены три варианта выхода спортсменов высокой квалификации на следующие уровни психического состояния:

• высокий — у 27,5% спортсменов с динамикой увеличения с исходного сниженного (2) ТФС ВНС до высокого (16) и с одновременным снижением ТФС ЦНС на 33,67% — с высокого (4,99) до среднего (3,31) уровня;

• средний — у 47,5% спортсменов с возвратом в заключительной стадии тренировочного сбора к исходному удовлетворительному (8) уровню ТФС ВНС и с одновременным снижением ТФС ЦНС на 14,77% — с высокого (4,13) до среднего (3,52) уровня;

• низкий — у 25,0% спортсменов с динамикой снижения исходного высокого (12) ТФС ВНС до сниженного (—4) и с одновременным повышением ТФС ЦНС на 15,17% в пределах показателей среднего уровня в начале (3,23) и при завершении (3,72) тренировочного сбора.

Кроме того, для решения проблемы психофизиологического сопровождения спортсменов в спортивной деятельности необходимо продолжать разработку методических подходов к коррекции проблемных психологических состояний на основе исследования как минимум когнитивной, эмотивно-аксиологической и поведенческо-деятельностной компонент личности для повышения конкурентоспособности российских спортсменов высокой квалификации на международных спортивных аренах.

Ввиду того, что спортивная деятельность характеризуется значительным психическим напряжением вследствие ее сложности и высокой ответственности, частых воз-

никновений экстремальных ситуаций, а также высокой «цены» ошибочныгх действий, одним из важныгх направлений совершенствования медико-психологического обеспечения здоровья спортсменов является введение мероприятий по оценке психофункционального состояния для предупреждения срывов психической и психофизиологической адаптации.

Литература

1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. М.: Наука, 1979.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979.

3. Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.Н., Шебзухов К. В. Хроноструктура ритмов сердца и факторы внешней среды. М.: Изд-во РУДН; Полиграф сервис, 2002.

4. Горбунов В. А., Лебединский А.Ю. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов / / Восток — Россия — Запад, физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоро-вьесберегающих технологий: Материалы Международной научно-методической конференции. Т. 2. Иркутск, 2005. С. 180-183.

5. Душков Б. А., Королев А.В., Смирнов Б. А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика: Энциклопедический словарь. М.: Академический проект; Деловая книга, 2005.

6. Калинкин Л.А., Байдыченко Т.В., Моче-нов В.П., Разумовский Е.А. Современные подходы к организации научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов высокого класса // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999. С. 256-260.

7. Кальницкая В.Е., Погребной А.П. Бинокулярная синхронная пупиллометрия в мониторинге психофункционального состояния спортсменов высокой квалификации // Вестник Адыгейского государственного университета [сетевое электронное научное издание]. 2012. № 3.

8. Коган О.С. Медико-биологические проблемы спортивного отбора профессионалов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 43-46.

9. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

10. Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. М.: Просвещение, 1964.

11. Лоскутова Т.Д. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медицина, 1978.

12. Морозов О.С. Общие принципы управления сложно-динамическими системами в конфликтной ситуации // Теория и практика физической культуры. 2005. № 2. С. 15-17.

13. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. М.: Советский спорт, 2012. С. 256.

14. Павлов И.П. Лекции по физиологии. М.; Л., 1951. С. 550-551.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 612-620.

16. Сеченов И.М. Избранные труды. Т. 1: Физиология и психология. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 510-517.

17. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985.

18. Фаликман М., Спиридонова В. Когнитивная психология: история и современность. М.: Ломоносовъ, 2011.

19. Чурганов О. А. Научно-методическое сопровождение спортивной подготовки -

основа повышения работоспособности спортсмена / / Методы оценки и повышения работоспособности у спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13—14 июня 2013 г.). СПб.: Северо-Западный государствен -ный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2013.

20. Andrew N.E., Gabbe B.J., Wolfe R., Cameron P.A. Trends in sport and active recreation injuries resulting in major trauma or death in adults in Victoria, Australia, 2001-2007 // Injury. 2012. Vol. 43. Issue 9. P. 1527-1533.

21. Gabbe B.J. Incidence of serious injury and death during sport and recreation activities in Victoria, Australia // British Journal of Sports Medicine. 2005. Vol. 39. № 8. P. 573-577.

22. Maron B., Shirani J., Poliac L. et al. Sudden death in young competitive athletes. Clinical, demographic, and pathological profiles // Journal of the American Medical Association. 1996. Vol. 276. № 3. P. 199-204.

23. The Oxford Pocket Dictionary of Current English, 2012.

Контакты:

Морозов Олег Сергеевич,

кандидат педагогических наук,

психолог отдела медико-психологического

обеспечения спортивных сборных команд РФ

ФГБУЗ ЦСМ ФМБА России.

Тел.: 8-925-124-29-88.

E-mail: moc69@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.