Научная статья на тему 'Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера'

Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / САМОРАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / PRINCIPLES / APPROACHES / SELF-DEVELOPMENT / EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёв Дмитрий Владимирович

Современное прогрессивное общество ставит новые актуальные задачи перед архитектором-дизайнером нового поколения, поэтому в статье сформулированы современные принципы образования: принцип целостности, принцип последовательности, принцип комплементарности знаний, принцип наглядности, принцип коллективности и преемственности, принцип персонализации. Выделены подходы к саморазвитию, а также сформированы рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов. Раскрыт термин «фасилитация». Правильно организованный образовательный процесс оказывает положительное воздействие на учащихся, развивает самостоятельность получения знаний и опыта, повышает независимость, инициативность и раскрывает творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёв Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES IN EDUCATION OF AN ARCHITECTURAL DESIGNER

The modern progressive society poses new and urgent tasks for the new generation of architects and designers, therefore, the article formulates modern principles of education: the integrity principle, the principle of consistency, the principle of complementarity of knowledge, the principle of visibility, the principle of collectivity and continuity, the principle of personalization. Approaches to self-development have been singled out, as well as recommendations for the organization of independent activity of students. The term "facilitation" is disclosed. Correctly organized educational process has a positive impact on students, develops the independence of gaining knowledge and experience, increases independence, initiative and opens up creative potential.

Текст научной работы на тему «Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера»

Научно-методический раздел

УДК 72.01 DOI: 10.14529/ЬшМ170308

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ В ОБРАЗОВАНИИ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА

Д.В. Ковалёв

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Современное прогрессивное общество ставит новые актуальные задачи перед архитектором-дизайнером нового поколения, поэтому в статье сформулированы современные принципы образования: принцип целостности, принцип последовательности, принцип компле-ментарности знаний, принцип наглядности, принцип коллективности и преемственности, принцип персонализации. Выделены подходы к саморазвитию, а также сформированы рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов. Раскрыт термин «фаси-литация». Правильно организованный образовательный процесс оказывает положительное воздействие на учащихся, развивает самостоятельность получения знаний и опыта, повышает независимость, инициативность и раскрывает творческий потенциал.

Ключевые слова: принципы, подходы, саморазвитие, образование, студент.

Сегодня российское образование, а в частности обучение архитектурно-дизайнерской деятельности, динамично развивается и переходит на иную систему функционирования. Образовательный процесс изменяется, на замену традиционными способам и методами обучения приходят новые. Компьютерное проектирование становится неотъемлемым элементом при реализации проекта, поэтому владение компьютерными программами, а также навыками двухмерного и трехмерного моделирования, визуализации объектов становится обязательной частью обучения. Но зачастую профессиональные качества педагога не отвечают современным методам образования, и эта проблема прослеживается во многих высших и средних учебных заведениях страны. Сложность процесса обучения состоит в том, что преподавателю помимо владения традиционными знаниями необходимо уметь пользоваться несколькими компьютерными программами одновременно, следить за их обновлениями, быть опытным пользователем интернета. Современное прогрессивное общество ставит новые актуальные задачи перед архитектором-дизайнером нового поколения, поэтому и принципы образовательного процесса должны быть пересмотрены и актуализированы. В процессе изучения вышеизложенной проблемы автором использованы эмпирические и теоретические методы исследования, позволившие всесторонне рассмотреть вопрос и на основе полученных исследований предложить современные принципы архитектурно-дизайнерской деятельности в практике и образовании (см. рисунок).

Принцип целостности. Этот принцип построен на слиянии теоретических и практических знаний. Взаимосвязь считается завершенной, если в результате взаимного действия теоретических и практических знаний студентов происходит «пе-

реплетение» этих знаний с возможностью последующего их использования как в теории, так и на практике [1]. Синтез знаний может применяться и в гуманитарных, и в технических дисциплинах. В архитектурно-дизайнерской деятельности принцип целостности может использоваться при комплексном проектировании с внедрением элементов практического проектирования.

Принцип последовательности. Он выражается в логической очередности заданий и тем архитектурно-дизайнерского проектирования. Поэтапное усложнение образовательной программы подразумевает, что студент должен осваивать каждое последующее задание, основываясь на уже ранее полученных знаниях. С переходом от курса к курсу у учащегося увеличиваются самостоятельная способность получения знаний и использование их в решении проектных задач.

Принцип комплементарности знаний. В образовательном процессе для студента принципиально важно владеть разными тематическими знаниями, но не менее важно уметь применять полученные знания в сходных или иных тематических заданиях. Это принцип построен на многократном и вариантном применении теоретических и практических знаний на разных уровнях образовательного процесса.

Принцип наглядности. Он построен на внедрении в учебное проектирование наглядного объемного моделирования. В традиционной системе образования он строился на создании макетов, в современных условиях он применяется при 3d-моделировании и визуализации. Принцип наглядности играет важную роль в образовательном процессе, так как позволяет студентам реализовать свой творческий замысел с учетом всех объемно-планировочных особенностей объекта.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture.

2017, vol. 17, no. 3, pp. 54-57

Ковалёв Д.В.

Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера

Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера

Принцип коллективности и преемственности. Групповое архитектурно-дизайнерское проектирование позволяет студентам перенимать опыт со-группников и более эффективно работать над объектом. А посещение авторских мастерских и дизайн-студий поможет студентам расширить кругозор и перенять знание практикующих дизайнеров и архитекторов.

Принцип персонализации. Личностный процесс обучения направлен на раскрытие индивидуальных особенностей каждого студента. Архитектурно-дизайнерское образование должно строиться на персональных консультациях учащегося, самостоятельной работе студента под контролем педагога, индивидуальных заданиях или заданиях для малых групп со схожим научно-творческим потенциалом.

Профессиональное обучение архитектора-дизайнера будет успешным, если оно построено на вышеизложенных принципах. Правильно организованный образовательный процесс оказывает положительное воздействие на учащихся, развивает самостоятельность получения знаний и опыта, повышает независимость, инициативность и раскрывает творческий потенциал.

Но изменения, протекающие в современном обществе, отводят роль педагога в развитии профессиональных навыков у студента на второй план, смещая тем самым приоритет в строну личностной организации профессионала, делая упор на саморазвития учащегося. В толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова саморазвитие понимается как развитие собственными силами, без

влияния каких-либо внешних сил, а в философском словаре саморазвитие приравнивается к самодвижению личности. Поэтому на площадке вуза педагог должен создать среду, способствующую личностному и профессиональному саморазвитию, раскрывающую творческий подход и сильные стороны студента.

Опираясь на исследования М.Г. Гарунова, можно сделать вывод, что у студентов архитектурно-дизайнерского профиля необходимо формировать следующие подходы к саморазвитию:

- планировать самостоятельную работу;

- использовать современный справочно-библиотечный аппарат, библиографические и источниковедческие справочники, в том числе и компьютерные банки данных;

- пользоваться методикой партитурного, ознакомительного чтения и скорочтения;

- составлять рефераты и обзоры по разнообразным информационным материалам;

- составлять планы, конспекты и тексты публичных выступлений;

- осуществлять самоконтроль за работой, объективно оценивать результат;

- пользоваться основами гигиены умственного труда, необходимой для повышения эффективности самообразовательной деятельности [2].

Стоит отметить, что применение подходов к саморазвитию не сводится к их восприятию, запоминанию и механическому воспроизведению. Знания и навыки, приобретенные на основе этих подходов, будут являться достоянием личности, а так же итогом ее самостоятельной интеллектуальной

Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». 2017. Т. 17, № 3. С. 54-57

Научно-методический раздел

деятельности. На основе собственного опыта и опираясь на исследования Т.С. Федоровой, сформированы рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов.

1. Переход от обучения в аудитории к обучению в малых группах по 2-4 человека в лабораториях [2]. Так студенты архитектурно-дизайнерского профиля смогут полностью раскрыть свой творческий потенциал и личностные особенности. Малая группа эффективнее применяет метод «мозгового штурма» и быстрее справляется с решением поставленных задач.

2. Работа в режиме самостоятельного поиска знаний и кооперирования усилий для достижения групповых целей. Каждый член группы ищет материал по своей части проекта, затем они собираются и обмениваются информацией. Студенты добросовестно выполняют свою часть работы, так как итоговая оценка зависит от того, как команда в целом решила задачу.

3. Замена текущего контроля знаний, умений, навыков на тестирование промежуточных этапов работы [2]. Промежуточное тестирование поможет выявить пробелы в знаниях и восполнить их в текущем процессе образования.

4. Высокий уровень самостоятельности. Студенты самостоятельно выполняют весь проект, преподаватель же руководит поиском нужной информации, консультирует, направляет.

5. Переход от усвоения всеми студентами одного и того же материала к овладению различными материалами и разными способами учения. В процессе взаимодействия студенты обучают друг друга, что хорошо развивает у них навыки кооперации и сотрудничества [2], повышает навыки работы в коллективе, развивает лидерские качества.

6. Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем выстраивается в фасилитационном режиме. Преподаватель

изменяет свою позицию информатора, транслятора знаний, контролера на позицию фасилитатора. Только в этом случае студенты воспринимают цели преподавателя как свои собственные, что существенно влияет на успех, обеспечивает высокий уровень активности, осознанности и мотивированности их действий [2].

Термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках одноко-ренной глагол означает - облегчать, помогать и способствовать, причем почти всегда в переносном, психологическом значении [3]. Поэтому фасилита-ция в образовательном процессе направлена на усиление эффективности обучения и воспитания, на раскрытие истинных качеств студентов.

Подводя итог, стоит отметить, что остро стоит необходимость улучшения качества образовательного процесса с помощью современных принципов обучения. А саморазвитие студентов посредством актуальных подходов образования значительно расширяет возможности учебного процесса и развивает личностные и профессиональные навыки.

Литература

1. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.

2. Федорова, Т.С. Использование современных образовательных технологий при подготовке слушателей по модульным программам дополнительного профессионального образования / Т. С. Федорова // Ползуновский вестник. - 2011. - № 2-2. - С. 346351.

3. Чуева, М.Ю. Педагогическая фасилитация. Опыт применения в высшей школе /М.Ю. Чуева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 33. - С. 109-115.

Ковалёв Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), kovalevdv@susu.ru

Поступила в редакцию 18 марта 2017 г.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture.

2017, vol. 17, no. 3, pp. 54-57

Ковалёв Д.В.

Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера

DOI: 10.14529/build170308

MODERN PRINCIPLES IN EDUCATION OF AN ARCHITECTURAL DESIGNER

D.V. Kovalev, kovalevdv@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The modem progressive society poses new and urgent tasks for the new generation of architects and designers, therefore, the article formulates modern principles of education: the integrity principle, the principle of consistency, the principle of complementarity of knowledge, the principle of visibility, the principle of collectivity and continuity, the principle of personalization. Approaches to self-development have been singled out, as well as recommendations for the organization of independent activity of students. The term "facilitation" is disclosed. Correctly organized educational process has a positive impact on students, develops the independence of gaining knowledge and experience, increases independence, initiative and opens up creative potential.

Keywords: principles, approaches, self-development, education, student.

References

1. Pidkasistyy P.I., Fridman L.M., Garunov M.G. Psikhologo-didakticheskiy spravochnikprepodavatelya vys-shey shkoly [Psychological and Didactic Reference Book of a Teacher of Higher Education]. Moscow, Pedagogi-cheskoe obshchestvo Rossii Publ., 1999. 354 p.

2. Fedorova T.S. Use of Modern Educational Technologies in Training Students for Modular Programs for Additional Professional Education. Polzunovskiy vestnik [The Polzunovsky Herald], 2011, no. 2/2 pp. 346-351 (in Russ.).

3. Chueva M.Yu. Pedagogical Facilitation. Experience in the Higher School. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosypedagogiki i psikhologii [The Scientific Journal «Personality, Family and Society: Questions of Pedagogy and Psychology»], 2013, no. 33, pp. 109-115 (in Russ.).

Received 18 March 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Ковалёв, Д.В. Современные принципы в образовании архитектора-дизайнера / Д.В. Ковалёв // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 54-57. DOI: 10Л4529/ЬшМ170308

FOR CITATION

Kovalev D.V. Modern Principles in Education of an Architectural Designer. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. 2017, vol. 17, no. 3, pp. 54-57. (in Russ.). DOI: 10.14529/buildl70308

Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». 2017. Т. 17, № 3. С. 54-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.