Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОЛЛАЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК АССОЦИАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОЛЛАЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК АССОЦИАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
принципы коллажного моделирования / ассоциативное мышление / дополненная реальность / алфавит форм в проектной культуре дизайна / collage principles of modeling / associative thinking / augmented reality / alphabet shapes in the design culture of design

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетова М.В.

В статье раскрывается классификация методов и принципов коллажа по определенным признакам его составления: принципы произвольного сочетания, перегруппировки, совмещения, замещения, дополненной реальности. Показаны приемы применения принципов в современной дизайн-практике и системе образования. Проведен анализ направлений коллажного моделирования: Портретный коллаж, коллаж-ный подход в дизайне современной городской среды и интерьера, в системе ТРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES OF COLLAGE MODELING AS ASSOCIATIVE CULTURAL THINKING

The article reveals a classification for the methods and principles of collage by certain characteristics of its execution: the principles of arbitrary combination, rearrangement, combining, replacement, augmented reality. Showing techniques to apply the principles in contemporary design practice and education. The analysis of trends collage simulation: Portrait collage, collage approach in the design of modern urban environment and interior, TRIZ system.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОЛЛАЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК АССОЦИАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ»

ART STUDIES

Решетова М.В.

кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой дизайна Московского государственного института культуры

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОЛЛАЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК АССОЦИАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ

MODERN PRINCIPLES OF COLLAGE MODELING AS ASSOCIATIVE CULTURAL THINKING

Reshetova M. V.

Ph.D. in History of Arts, Head of the Department of Design Moscow State Institute of Culture

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается классифиция методов и принципов коллажа по определенным признакам его составления: принципы произвольного сочетания, перегруппировки, совмещения, замещения, дополненной реальности. Показаны приемы применения принципов в современной дизайн-практике и системе образования. Проведен анализ направлений коллажного моделирования: Портретный коллаж, коллаж-ный подход в дизайне современной городской среды и интерьера, в системе ТРИЗ.

ABSTRACT

The article reveals a classification for the methods and principles of collage by certain characteristics of its execution: the principles of arbitrary combination, rearrangement, combining, replacement, augmented reality. Showing techniques to apply the principles in contemporary design practice and education. The analysis of trends collage simulation: Portrait collage, collage approach in the design of modern urban environment and interior, TRIZ system.

Ключевые слова: принципы коллажного моделирования, ассоциативное мышление, дополненная реальность, алфавит форм в проектной культуре дизайна.

Keywords: collage principles of modeling, associative thinking, augmented reality, alphabet shapes in the design culture of design.

Современные принципы коллажного моделирования, рассматривается как алфавит культуро-образующего мышления, который может и должен быть переведен из деструктивного в конструктивный аспект. Естественно, что при этом формируется оригинальный угол зрения на творчество мастеров авангардизма и в первую очередь К. Малевича. Оно являлось предпосылками нового пластического языка истории искусства, В. Турчин считает, что своим творчеством Малевич, «создал свой алфавит форм», также, по мнению Д.С. Лихачева, «художник хотел создать некую живописную азбуку, начав ее с черного квадрата»[1].

Следуя подобному ходу анализа необходимо классифицировать методы и принципы коллажа по определенным признакам его составления. В результате проведенного исследования удалось выделить следующие принципы:

1. Принцип произвольного сочетания - «ма-седун» и «пастиш» - заключается в выстраивании коллажных композиций из искусственных и флориальных (природных) материалов, с использованием геометрических и случайных элементов.

2. Принцип перегруппировки - «центон» -предполагает расчленение и последующее соединение частей объектов, для создания эстетически выразительных и поэтических образных коллаж-ных форм в искусстве и дизайне.

3. Принцип совмещения (на примере африканского искусства) - заимствование художественного пластического языка примитивных народов и культур. Данный принцип позволяет изменять, трансформировать в соответствии с замыслом дизайн-объект.

4. Принцип замещения - возможность замещения одного объекта другим, более функциональным, эстетическим, художественно-выразительным, служащий цели создания сильного эмоционального напряжения или раскрепощения внутренней энергии.

5. Принцип дополненной реальности - заключается в создании дополнительных визуальных эффектов с применением техники коллажа.

Подобное проектирование часто связано с необходимостью либо выделения или даже дополнения за счет световых эффектов уже существующих конструкций либо сокрытие тех или иных частей уже существующих архитектурно-дизайнерских объектов. Примерами подобных ситуаций могут служить проекты, разрабатываемые для организации и проведения отдельных мероприятий (деловых и праздничных), моделирование досугово-рекреационных пространств, зоны релаксации. Коллаж в дизайне рассматривается как композиционный метод, с помощью которого проектируется и моделируется научно, эргономи-

чески и экономически мировоззренчески мотивированный проект.

Следуя этой точки зрения можно рассматреть влияние культурных региональных традиций на создание средового объекта. Среда выступает как собирательный образ контекста, при которой объект воспринимается как его часть. С этой целью принципы, могут быть ориентированы с учетом аллюзивного и иллюзивного методов воссоздания в современном социально-культурном контексте инновационных форм, не противоречащих базовым культурным ценностям народа.

Например, принцип произвольного сочетания может быть выстроен с учетом основных приемов работы с материалом (по Е.А. Лаврентьевой) [2]:

- использование в коллаже одного материала;

- включение реальных предметов или их деталей;

- наличие какого-либо главного, лидирующего материала.

Принцип перегруппировки - «центон» может быть реализован через создание эко-мебели из нетрадиционных эко-материалов, объектов из переработанных материалов и фторсырья.

Принцип совмещения может быть широко использован в организации обрядо-игровых и фольклорных представлений.

Принцип замещения используется в медицинских и косметических целях.

Принцип дополненной реальности - имеет широкое применение и используется в таких видах дополнений как:

Масштабное дополнение - это намеренное изменение привычных соотношений всех его частей, из-за чего требуется особое усилие при восприятии объекта ради определения его реальных размеров. Например, коллаж в скульптуре - полиматериальные рельефы или ассамбляжи (рельефы и объёмно-пространственные объекты).

Искусственно-естественный - коллаж из природных материалов - произведение, созданное целиком или частично из различных природных материалов (дерево, листья, кора, камни, раковины и пр.).

Гиперреалистический - формы интерпретируются или сверхусловно, или напротив - сверхнатуралистично, ради игры с абсурдными ситуациями, на которых построен многосмысловой коллаж как главный творческий принцип постмодернизма.

Кинестическое - это изменение представлений о назначении объекта в процессе переосмысления тактильных ощущений и внутренних чувств, важную роль играют вспоминаемые впечатления и эмоции. При создании объекта также могут использоваться элементы оптических, световых, аудио-, стерео-, медиа- эффектов.

Перечисленные выше принципы активно внедряются в современную дизайн-практику и систему образования. Ниже приведены наиболее распространенные направления коллажного моделирования.

Портретный коллаж как синтез художественно-эстетического видения личности представляет собой составление изображения средствами компьютерной графики или классической техники коллажа. Широко используется при реконструкции исторических событий, явлений, фактов. Средства компьютерной графики используются в таких видах как фотоколлаж и фотомонтаж.

К первой группе относятся фотоколлажи (фотомонтажи), в которых реальная фотография (портрет человека) обрабатывается с помощью компьютерных программ и совмещается с историческими, фантастическими, художественными, политическими и т.д. персонажами.

Аналогией коллажному использованию в пространстве искусства элементов реальности можно отметить в древнерусском искусстве. «Живопись иконы, - пишет Марков, - инкрустируется чужим материалом, камнями, золотыми и серебряными рельефами, покрывается частично или почти целиком ризами, венчиками, оплечьями и т.п.» [3]. Эта традиция была привнесена русскими кубофу-туристами в свои живописные произведения.

Декоративный коллаж тела. Зародившейся в живописи пластический язык играет одну из важных ролей в формирование индивидуального образа человека. Декоративный коллаж лица и тела, указывает на то, что именно тело и лицо превращается в объект для манипулирования. В изобразительном искусстве и дизайне художники и дизайнеры часто обращаются к теме реальное-нереальное, создания формы посредством иллюзии. Создание гротескных портретных образов из различных декоративных составляющих живой и неживой природы (фрукты, цветы, ракушки, камни, деревья, книги, животные, насекомые, части игрушек, конструкторов, механических элементов и т.д.) происходит посредством применения техник коллажа и ассамбляжа.

В современном дизайне также в украшении тела внимание уделяется накладным элементам (ресницы, ногти, волосы). Распространенным искусством дизайна ногтей является нейл арт - искусство создания объемных и плоскостных декоративных картин на ногтях при помощи лаков, акриловых красок и прочих декорирующих элементов и аксессуаров. Так, в дизайне ногтей используется ткань, кружево, нити (тонкие золотые или серебреные нити для вышивания), маникюрная фольга (с тиснением, разнообразной текстурной поверхностью), стразы, бисер, растения и т.п.

В творчестве М. Дюшана впервые предложено использование тела в качестве материала. Ив Клейн, представитель нового реализма, использовал в качестве художественных произведений отпечатки женского тела на полотне («Антропометрии», 1960 г.), имитируя подобными произведениями «живые кисти». Пьеро Манцони (концептуальное искусство) в 1961 году расписывался на телах людей, создавая серии «живых скульптур». Так, в конце 1960-х годов сформировался «Боди-арт» (Body анг. тело), использующий

тело, прежде тело самого художника, в качестве средства выражения. Стиль широко распространился и заявил о себе как протест «безличности» концептуального и минималистского искусства. Но, вместе с тем, боди-арт может рассматриваться и как расширение границ концептуального искусства и минимализма. Особой разновидностью бо-ди-арта является татуировка, представляющая собой процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.

В настоящее время, стремясь избежать травмирования кожного покрова стали применять временные татуировки, заключающиеся в нанесении рисунка на поверхность тела, в том числе и посредством наклеек.

Все виды вышеперечисленных декоративных приемов в настоящее время приобретают характер украшений, используемых в определенных ситуациях (праздничных, игровых (аква-гримм) и т.д.).

Богатейший опыт коллажного проектирования может быть использован в разработке конструктивно-ориентированных методах проектирования, отвечающие современным культурным запросам (культурный заказ).

На основании проведенного исследования был разработан комплекс подобных методов, применимых в различных областях дизайна. Результаты проведенного эксперимента представлены в нижеследующих разделах.

Коллаж в дизайне современной городской среды. Современный русский город представляет собой сложное архитектурно-дизайнерское образование, находящееся в противоречивых отношениях как с естественно-природным окружением, так и нестандартными постройками, связанными с различными историческими этапами развития страны. И чем больше его территориальное пространство, чем сильнее выражена полифония многоуровневых отношений городского населения и полифункциональность находящихся в нем учреждений и предприятий, тем острее проявляют себя отмеченные противоречия. В этих условиях все явственнее проступает осознание значимости фундаментальных ценностей культуры, выразителем которой является индивидуальное и народно-промысловое художественное творчество, моделирующее не только взаимоотношения различных поколений, но и формирующее селективные нравственно-эстетические критерии.

Это инициирует стремление крупных городов вобрать в себя социально-культурные особенности формирования исторических сред обитания и сохранить в них специфику существующих ранее отношений и связей между людьми. Таковыми являются, к примеру, музеи-усадьбы и заповедники «Кусково», «Останкино», «Царицыно», «Хамовники», «Коломенское» и др.

В ряде мест воссоздаются центры народного творчества, ставящие своей целью сохранение традиций и культурного наследия определенных регионов. Их деятельность широко представлена в

The scientific heritage No 9 (9),2017 Иркутске, Красноярске, Кемерове, Новосибирске, Челябенске, Оренбурге, Саратове, Новгороде, Пскове, Владимире, Твери, Смоленске, Якутске и многих других городах. Подобная деятельность обрела особое значение после вступления в силу Постановления «О сохранении и развитии народного творчество в Российской Федерации» (утверждено17.04.2014 г.).

В русле решения указанной проблемы в 2008 году автором была разработана дизайнерская концепция культурно-этнографического комплекса «Смоленское подворье» [4, 5]. В которой создаваемый культурный заповедник рассматривался с ряда таких позиций как:

- основа культурного развития современного человека;

- интеллектуальный ингредиент общества;

- способ гармонизации отношений и разно-правленных интересов многоуровневого городского социума;

- духовно-нравственная и культурная база для осознания собственной личности как составной части всего народа.

Коллажный подход в дизайне интерьера. Настоящий эксперимент преследует цели раскрытия культурно-философского взгляда современного потребителя на реализацию своих материальных и духовных потребностей в окружающем пространстве. Это сложный, часто многоступенчатый процесс поиска компромиссных решений, необходимых для выработки общего взгляда на определяющие характеристики проекта, в число которых входит:

- разработка целевой структуры интерьерного пространства и оптимальной схемы ее функционирования;

- зонирование интерьерного пространства в соответствии с разработанной структурой;

- определение эргономических критериев интерьера (безопастность, физический и психологический комфорт);

- экономическая оправданность выбранных решений;

- эстетическое соответствие художественного образа интерьера запросам потребителя и профессиональным требованиям дизайнера.

Подобный подход был использован автором при разработке интерьера гостиничного комплекса «Кривичи» в культурно-этнографическом центре «Смоленское подворье». Извлекаемые объекты материальной культуры представили большой интерес с точки зрения возможности изучения быта, предметов обихода, орудий труда, с целью их дальнейшей трансформации в нашем проекте. В организации пространства номера, бытовые предметы, в первую очередь выполняют функциональную роль, но многие вещи можно художественно обыграть таким образом, что они будут нести определённый пласт визуальной информации о материальной культуре наших предков. При восприятии такого интерьера гость в большей степени погружается в этнологическую атмосферу, что может вызвать дополнительный интерес к экспо-

зиции музея, потребность детальней ознакомиться с культурой предков.

Каждая из воплощенных в проекте характеристик была связана с рядом новаторских возможностей дизайна и требовать отличных подходов к процессу реализации проектного замысла. При этом сам процесс согласования зависит не только от информационного массива, которым владеет дизайнер, и его профессиональных навыков, но и языка общения, способного донести до потребителя необходимый объем теоретических и методологических знаний. Коллажная визуализация объекта в подобных случаях имеет универсальное значение, позволяя одновременно в существенной мере нивелировать возможность проявления культурного барьера между дизайнером и потребителем.

Коллаж в системе ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме» [6]. Возможности данного метода представляются актуальными, прежде всего в системе образования. При этом могут быть широко использованы методы компьютерного проектирования, опирающиеся на использование интерактивных методов обучения. В учебном процессе могут быть задействованы методы коллективного проектирования, позволяющие использовать интеллектуальный творческий потенциал всех студентов группы. Совместная деятельность подразумевает привнесение оригинальных мыслей и особого взгляда каждого участника в ходе работы над проектом. Одновременно реализуется коммуникативная составляющая в области обмена мнениями, идеями и критико-оценочной деятельностью.

В данном случае осуществляется особый тип коллажного мышления, вовлекающий в свою сфе-

ру все проектные процедуры от проектного анализа до оценки окончательного результата проектирования.

Таким образом, коллаж является актуальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного художественного произведения и может способствовать творческому развитию студентов и улучшению их профессиональной подготовки как будущих дизайнеров. Генеалогическое рассмотрение эволюции коллажа будет активно содействовать комплексному изучению эволюции проектной культуры дизайна в контексте его взаимодействия с природно-экологической средой обитания человека и в соответствие его материальными и духовно-культурными запросами.

Список литературы

1. Романова Е. Точка отсчета. Журнал Диалог искусств. ММОМА// ДИ №1/2013

2. Лаврентьева Е.А. Материал и фактура в коллаже. // Русский Авангард 1910-1920х годов. Проблемы коллажа. М: «Наука», 2005.

3. Вольдемар Матвей. Статьи. Каалог произведений. Письма. 2002. С. 55, 107.

4. Моисеенко М.В., Заева-Бурдонская Е.А. Художественный Мир усадеб Смоленщины. Проектная традиция ХУШ-ХК вв. Монография. Москва, 2010.

5. Моисеенко М.В. Художественная среда усадеб. Опыт композиционных взаимосвязей искусственных и естественных объектов: на примере усадеб Смоленщины XVIII - начала XX вв.: диссертация кандидата искусствоведения. - Москва, -2008, - 182 с.

6. Альтшуллер, Г. С. (1991). Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука— с. 58-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.