Научная статья на тему 'Современные представления об инженерно-технической деятельности: социокультурный анализ'

Современные представления об инженерно-технической деятельности: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКА / ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ / ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENGINEER AND TECHNICAL ACTIVITIES / TECHNICS / ENGINEER DECISIONS / TECHNICAL SCIENCES / TECHNOGENIC CIVILIZATION / ENGINEER COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешин В. И.

Система «техника инженерная деятельность технические науки», сформировавшаяся в СССР в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности российского общества, имеет обязательную социокультурную составляющую и нуждается в соответствующем современным реалиям «запуске».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern reflections on engineer and technical activities: a social and cultural analysis

The system «technics engineer activities technical sciences» generated in the USSR during the difficult process of change in characteristics of live of the Russian society has an obligatory social and cultural component and needs to be started in correspondence to the modern realities.

Текст научной работы на тему «Современные представления об инженерно-технической деятельности: социокультурный анализ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

В.И. АЛЕШИН,

кандидат философских наук, профессор кафедры Социологии, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО

Московского государственного технологического университета «Станкин» Научная специальность: 22.00.06 — социология культуры

E-mail: spip96@yandex.ru

Научный консультант: доктор философских наук, профессор Е.А. Кириллова Рецензент: доктор политических наук, профессор К.А. Феофанов

Аннотация. Система «техника — инженерная деятельность — технические науки», сформировавшаяся в СССР в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности российского общества, имеет обязательную социокультурную составляющую и нуждается в соответствующем современным реалиям «запуске».

Ключевые слова: инженерно-техническая деятельность, техника, инженерные решения, технические науки, техногенная цивилизация, инженерные компетенции.

MODERN REFLECTIONS ON ENGINEER AND TECHNICAL ACTIVITIES: A SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

V.I. ALESHIN,

candidate in philosophy, professor of the chair of sociology, psychology and pedagogy,

Moscow State Technological University «Stankin»

Annotation. The system «technics — engineer activities — technical sciences» generated in the USSR during the difficult process of change in characteristics of live of the Russian society has an obligatory social and cultural component and needs to be started in correspondence to the modern realities.

Keywords: engineer and technical activities, technics, engineer decisions, technical sciences, technogenic civilization, engineer competences.

Формирование и функционирование системы «наука — производство» происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность выступает двигателем научно-технического прогресса.

Специфическими признаками, присущими труду инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. Это означает, что выработка инженерных решений и их практическая реализация в виде технических устройств, технологических процессов, режимов функционирования составляющих инфраструктуры и т.д. осуществляется на научной основе. Научной основой инженерной деятельности служат, прежде всего, технические науки. Исследования в сфере техниче-

ских наук направлены на теоретическое описание строения и функционирования технических устройств, выявление закономерностей протекания производственно-технологических процессов, создание методов расчета разнообразных параметров и режимов, интересующих инженеров.

В современных условиях техника, с одной стороны, является объектом инженерного труда, с другой, объектом научно-технического знания, на которое опирается инженерная деятельность. Поэтому можно говорить о целостной системе «Техника — инженерная деятельность — технические науки», функционирование которой направлено на развитие техники и непосредственно подчинено задачам этого развития. Эта система приняла форму социального института к 1930-м гг., что нашло отражение в создании сети высших технических учебных заведений, организации НИИ отраслевого профиля, выделении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в

качестве необходимой компоненты технического прогресса, развития производства и т.п. Причем, системообразующая роль в триаде «техника — инженерная деятельность — технические науки» принадлежит инженерной деятельности, которая является высшей познавательно-созидательной формой трудовой деятельности, соответствующей общественно-экономическим потребностям техногенной цивилизации.

Система «техника, инженерная деятельность, технические науки» сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. «Запуск» механизма научно-технического прогресса посредством инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений [1, ^ 68].

Повышение роли и значения инженерной деятельности связано с формированием технологической цивилизации ХХ в., характеризующейся исключительно интенсивными процессами потребления и преобразования вещества, энергии, информации. Развитие инженерной деятельности происходит в тесной связи с развитием естественных наук, однако, наука сама по себе не порождала и не порождает технологию и технику, а лишь предоставляет потенциальные возможности для «разделения труда» между человеком и машинами, сделанными им. А вот реализация и организация этого «разделения труда» в соответствии с общественными потребностями — прерогатива инженерной деятельности. И здесь инженерная деятельность имеет собственный потенциал развития и аспекты функционирования, не сводящиеся только к «внедрению» достижений науки в практику, в производство.

Например, задачи экологизации производственных процессов, налаживания ресурсосберегающих производств, создания безотходных технологий и замкнутых производственных циклов хотя и решаются с привлечением данных науки, но, в первую очередь, предполагают разработку и внедрение технических, технико-экономических, организационно-производственных и управленческих мероприятий.

В компетенцию инженеров входит как эффективное использование наличных техники и технологии в какой-либо сфере трудовой деятельности, ее эксплуатация, так и создание новых технических средств и технологических процессов, традиционно осуществляющееся на основе изобретательства, а в настоящее время — за счет проектно-конструктор-ской инженерной деятельности. В последнем случае инженерный труд непосредственно связан с развитием техники, формированием путей научно-технического прогресса.

В инженерных решениях должен быть обеспечен ряд разнообразных показателей: технических, экономических, социальных, экологических и др. Задача инженеров обеспечить компромисс этих требований, получить оптимальные технические решения, что зависит от достигнутого уровня научно-технических знаний, технического и производственного потенциала. Эти решения конкретны и должны давать максимальный технико-экономический эффект в имеющихся условиях, в наибольшей степени соответствовать своему назначению, удовлетворять социальную потребность.

Оптимальное сопряжение искусственной среды жизнедеятельности человеческого общества с его потребностями и возможностями на основе всех ресурсов общественного производства, в том числе и науки, — функция инженерной деятельности в современной цивилизации. При этом текущий инженерный труд очень дифференцирован. Инженерная деятельность характеризуется большой численностью как по различным видам инженерных работ (исследования, проектирование, конструирование, технология производства, эксплуатация и др.), так и по предметно-отраслевому признаку (машиностроение, химическая технология, электроэнергетика и т.д.). В то же время, сущность инженерных задач остается синтезирующей, что требует, с одной стороны, кооперации представителей самых различных инженерных специальностей, а с другой, — глубокой научной подготовки, широкой компетенции и активного профессионального самосознания.

Для понимания специфики инженерной деятельности важно иметь в виду кумулятивный характер развития техники и технологии. Инженерная деятельность не начинается на ровном месте: она опирается на современное положение

№ 6 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

287

в технике, производстве и формирует, создает их будущий облик, опираясь на все потенции производительных сил общества, в том числе и на науку. Технология и соответствующая ей техника предстают как вещественная компонента инженерной деятельности, предмет ее труда и «архив», аккумулированный в поколениях результат.

Другую, «идеальную» компоненту развивающейся инженерной деятельности составляют знания и умения, объективируемые в корпусе инженерных дисциплин различного рода: проектировочных, технологических, технико-экономических, расчетно-конструкторских и т.п. Содержание этих дисциплин изменяется, отображая опыт инженерно-технической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, обеспечивающих эти преобразования, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

Технические науки составляют основу для поиска и создания соответствующих инженерным задачам предметных структур практики, являются теоретической базой расчетно-проектировочной деятельности. Работа в сфере технических наук тесно связана с поисковыми инженерными и прикладными исследованиями. Следует, однако, подчеркнуть, что она ни в коей мере не подменяет и не заменяет инженерную деятельность, самостоятельная задача которой — материальное воплощение технических идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

Становление технических наук в их «классической» форме в XIX — первой трети ХХ вв. дало приемы и средства оптимизации технических устройств, технологического оборудования на основе естественно-научных представлений. Основывающиеся на достижениях технических наук, методики конструирования определенных классов технических устройств, стандартизация технических устройств и нормирование технологических процессов подготовили почву для возникновения системного проектирования — нового уровня проектирования. В отличие от инженерного проектирования на основе классических технических наук, системное проектирование не связано непосредственно с проблемами реализации: оно направлено на оптимиза-

цию функциональной структуры системы в целом до начала конструктивной разработки ее узлов и элементов. Последнее является задачей классического инженерного проектирования, создающего «вещественный субстрат», элементную базу для создания проектируемых сложных технических устройств и систем [2, с. 53].

Системное проектирование знаменует новый этап в развитии инженерной деятельности и технических наук (начало 1960-х гг.). Изменяются способы описания инженерных объектов, углубляется математизация технических наук, в инженерную деятельность вовлекаются стандартизированные наборы технических элементов систем разного принципа действия. С изменением технической базы инженерной деятельности происходит дальнейшее расслоение сфер проектирования и реализации проектов: работа со структурно-функциональными схемами обособляется в важный этап проектирования. В целом же в проектировании осуществляется синтез научно-технических знаний, полученных при разностороннем исследовании инженерного объекта.

Итак, развитие материального базиса жизнедеятельности общества происходит на основе освоения в инженерной деятельности все новых и новых технических объектов и организации их функционирования в производственной и других сферах. В знаниях технических наук, соответственно, отражается динамика изменения включаемых в инженерную деятельность объектов и возникающих в ней проблем. Открытия естественных наук, результаты прикладных исследований расширяют спектр возможных технических решений. Но они никоим образом не определяют последовательность реализации этих решений и ее конкретные формы. Последние определяются уровнем и закономерностями развития техники, технологии, технических наук и зависят от социально-экономических, а в настоящее время и от экологических задач, стоящих перед обществом.

Литература

1. Кириллова Е.А., Алешин В.И. Научно-инженерные сообщества в станкоинструментальном направлении // Технология машиностроения. 2010. № 3.

2. Кириллова Е.А., Серегин А.М., Алешин В.И. Творческий подход как необходимая компетенция преподавателя современного вуза // Экономика и управление в машиностроении. 2010. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.