Научная статья на тему 'Современные представления об аденомиозе'

Современные представления об аденомиозе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1290
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕНОМИОЗ / ДИАГНОСТИКА / ЭНДОМЕТРИЙ / ФЕРТИЛЬНОСТЬ / АДЕНОКАРЦИНОМА / ADENOMYOSIS / DIAGNOSIS / ENDOMETRIUM / FERTILITY / ADENOCARCINOMA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Линде В. А., Резник М. В., Тарасенкова В. А., Садыхова Э. Э.

Дана характеристика аденомиоза, его гистологической идентификации, описаны сходство и различия патогенеза аденомиоза и других заболеваний эндометрия и миометрия, обсуждаются существующие теории патогенеза аденомиоза и его клиническое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Линде В. А., Резник М. В., Тарасенкова В. А., Садыхова Э. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADENOMYOSIS: CURRENT NOTIONS

The authors characterized adenomyosis and its histological identification; described similarity and differences in adenomyosis pathogenesis and other diseases of endometrium and myometrium, discussed present theories of adenomyosis pathogenesis and its clinical significance.

Текст научной работы на тему «Современные представления об аденомиозе»

Обзор литературы

УДК 618.14-006

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДЕНОМИОЗЕ

В. А. Линде1*, доктор медицинских наук, М. В. Резник2, В. А. Тарасенкова2, Э. Э. Садыхова2

1 ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова». 197022, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8

2 СПб ГБУЗ «Александровская больница». 193312, Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 4

РЕЗЮМЕ. Дана характеристика аденомиоза, его гистологической идентификации, описаны сходство и различия патогенеза аденомиоза и других заболеваний эндометрия и миометрия, обсуждаются существующие теории патогенеза аденомиоза и его клиническое значение.

Ключевые слова: аденомиоз, диагностика, эндометрий, фертильность, аденокарцинома.

Ютветственный за переписку (corresponding author): e-mail:[email protected]

Аденомиоз (АМ) - заболевание с особой эпидемиологией и клинической картиной [9, 17]. На сегодняшний день однозначного ответа на вопрос, что же такое АМ, не существует.

Многие авторы считают, что АМ - самостоятельное заболевание, которое нельзя рассматривать как эн-дометриоз [1, 30]. Например, по мнению А. Р. Напеу [19], термины «внутренний генитальный эндометри-оз» и «наружный генитальный эндометриоз» (НГЭ) не отражают объективной реальности, и под понятием «эндометриоз» следует понимать то, что раньше обозначали термином «наружный генитальный эндоме-триоз».

По данным I Х1аоуи et а1. [34], протеомный анализ сывороточных белков позволяет подтвердить гипотезу о различии патогенеза АМ и НГЭ. В сыворотке женщин с АМ и НГЭ с использованием технологии ИКАО были обнаружены 14 различных белков: девять белков высокой экспрессии у пациенток с АМ и четыре - с НГЭ. Дифференциальная экспрессия белков была подтверждена с помощью вестерн-блоттинга. Белки, выявленные при АМ, связаны с системой свертывания крови и дополняют эффекты её активации, а белки высокой экспрессии при НГЭ в основном участвуют в процессе воспалительного ответа и регуляции апоп-тоза. Выраженные различия белков в двух группах могут объясняться различием патогенеза двух заболеваний.

Другая часть исследователей продолжает настаивать, что НГЭ и АМ - два разных проявления единого патологического процесса маточного происхождения [23]. В частности, С. БепасЛапо et а1. [13] считают, что АМ и НГЭ имеют общую этиологию и патофизиологию, исключая из этой цепочки эндометриоз яичников как самостоятельную форму эндометриоза. При этом авторы отмечают, что АМ и НГЭ имеют ряд важных системных отличий.

Третьи ученые полагают, что АМ, как и миома матки, гетерогенное заболевание [29].

Есть сведения, что АМ встречается не только у людей, но и у приматов, в частности у шимпанзе [12]. Подобных наблюдений относительно НГЭ в литературе найти не удалось.

Термин «аденомиоз» появился в лексиконе врачей во второй половине XIX века раньше понятия «эндометриоз» [11]. Интерес к данному заболеванию с тех пор не ослабевает [5], что объясняется степенью его распространённости.

Частота выявляемости аденомиоза колеблется в очень широких пределах. Дело в том, что вопросы верификации диагноза, если не считать гистологической верификации послеоперационного или секционного материала, остаются открытыми [2]. Правда, в последние 10-15 лет абсолютное большинство исследователей пришло к выводу, что информативность и чувствительность УЗИ и МРТ позволяет

рассматривать их как методы исследования, достаточные для постановки диагноза АМ на доопераци-онном этапе [26, 29, 33].

Диапазон частоты встречаемости АМ, по данным разных авторов, составляет от 1 до 88% [2, 13]. Обращает на себя внимание, что ученые, рассматривающие НГЭ и АМ как проявления одного процесса, находят их сочетание более чем в 80% случаев [23], другие исследователи - в 2-22% [8, 15]. Это, по-видимому, не в последнюю очередь определяется методологией диагностирования НГЭ.

По некоторым данным, диффузный АМ обнаруживают не менее чем в 60% случаев при гистологическом исследовании удалённой матки [11]. При этом большинство авторов склоняется к тому, что средняя частота АМ при гистерэктомии составляет от 20 до 30% [29]. Вместе с тем лишь у немногих из них наблюдаются выраженные симптомы этого заболевания [13]. Гораздо чаще показанием к оперативному лечению становится другое заболевание [8]. Как правило, миома матки [3].

Существует мнение, что частота встречаемости АМ увеличивается с возрастом пациенток [9, 15, 29], в связи с чем АМ был отнесён к «болезням взрослой жизни». Часть исследователей даже указывает, что АМ не встречается у женщин моложе 25 лет [13]. При этом, по некоторым данным, УЗ-признаки диффузного АМ обнаруживаются примерно у 34,0% женщин в возрасте 18-30 лет [26]. В этой связи в литературе обсуждается возможность врождённого АМ [14].

С другой стороны, подобная распространённость АМ ставит вопрос: а всегда ли и все ли морфологические изменения, трактуемые как признаки АМ, являются признаками патологии [8, 30]? Поэтому многие патологоанатомы выступают за максимально широкую трактовку вариантов нормы, дабы избежать гипердиагностики [26].

Большая часть исследователей считает, что АМ является результатом инвазии эндометрия в миометрий, сопровождающейся изменением соединительнотканных границ [20]. Другие полагают, что АМ -врождённая патология, формирующаяся из остатков эмбриональных мультипотентных мюллеровых протоков.

Несмотря на то что механизм развития АМ достоверно не изучен, существуют как минимум четыре теории его патогенеза [29]:

- теория прямого вторжения эндометрия в миометрий;

- формирование АМ из остатков эмбриональных мультипотентных мюллеровых протоков;

- АМ - результат инвагинации базального слоя эндометрия вдоль внутриматочной лимфатической системы;

- происхождение структурных элементов АМ из стволовых клеток костного мозга.

Первая теория патогенеза АМ наиболее распространена [13]. Точный механизм проникновения эндометрия в миометрий не известен. Но представляется очевидным, что факторами, способствующими агрессии, могут быть беременность и операции на матке [23, 24]. Другим фактором, способствующим проникновению элементов эдометрия в миометрий, может быть выявляемое при АМ изменение иммунологической активности в зоне их соприкосновения [19, 31].

Известны интересные исследования, выявившие связь между депрессией, последующим повышением уровня пролактина в крови и возрастанием риска развития АМ [29]. Считается, что повышенный уровень пролактина способствует дегенеративным изменениям клеток миометрия и инвазии стромы эндометрия в миометрий.

АМ, скорее всего, возникает из базального слоя функционирующего эндометрия [20]. Считается, что менструальная циклическая трансформация эндометрия и процесс реэпителизации сопровождается травмой в эндотелиально-миометриальной зоне, что предрасполагает к вторжению желез эндометрия в миометрий [30]. Некоторые исследователи предполагают, что ангиогенез и хирургическая травма во время беременности и родов содействуют процессу вторжения трофобласта, но прямая связь до конца не выяснена [29].

В процессы роста и ненормальной инвагинации базального слоя эндометрия в миометрий, как полагают, вовлечены различные гормональные, экологические и биологические факторы [35]. Так, интерлейкин-22 (И-22) повышает инвазивность стромальных клеток эндометрия при АМ аутокринным образом [27]. При этом увеличивается экспрессия рецепторов как И-22К1, так и И-10К2. То есть повышается активность не только эпителиальных клеток эндометрия, но и эндотелиальных клеток сосудов, причём даже вне бассейна маточных артерий. В миометрии пациенток с АМ регистрируется эстрогенопосредованная аномальная активность КЬоД/КЬо-киназы [32]. С относительной гиперэстрогенией связывают и увеличение вероятности развития АМ у женщин старше 40 лет.

Развитие эктопических эндометриальных желез и стромы в ткани миометрия сопровождается гипертрофией и гиперплазией миоцитов вокруг очагов гетеротопий [19]. Местная гиперэстрогения может принимать ассоциированное участие в гипертрофии и гиперплазии миометрия [30]. Кроме того, в миометрии при АМ и, возможно, ММ повышена активность провоспалительных медиаторов, которые модулируют клеточную пролиферацию. Это может быть одним из путей пролиферации при АМ и ММ [28]. При этом селективные модуляторы прогестероновых рецепто-

38

Современные представления об аденомиозе

ров, эффективные при лечении ММ, при АМ неэффективны [4, 6].

Среди факторов риска развития АМ следует упомянуть раннее (в возрасте 10 лет и младше) менархе и короткий (24 дня и менее) менструальный цикл. Часть авторов находит, что курение снижает риск возникновения АМ, связывая это с изменением гормонального фона у курящих женщин, в частности со снижением уровня эстрогенов [29].

Важным аспектом социальной значимости АМ является его влияние на репродуктивную функцию женского организма [7, 10]. Долгое время считалось, что АМ не влияет на фертильность, но способствует невынашиванию беременности [2, 9]. При этом АМ, вероятно, не является самостоятельным фактором риска невынашивания, но зависит от извращенной реакции рецепторного аппарата эндометрия на прогестерон, приводящей к возникновению провоспалительного состояния [29]. Но, так или иначе, широкое использование экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в последние десятилетия позволило накопить новые данные по рассматриваемой проблеме.

Вопрос непосредственного влияния АМ на снижение фертильности остаётся открытым, а литературные данные по нему противоречивы [33]. Хотя всё большее число исследователей склонно рассматривать АМ как фактор риска развития бесплодия [13]. Однако уже практически не вызывает сомнений, что АМ существенно снижает эффективность процедур ЭКО

и ЭКО/ИКСИ. Обзор англоязычных данных более чем за 15 лет (с января 1998 по июнь 2013 года) показал, что верифицированный при МРТ или УЗИ диагноз АМ коррелирует со снижением на 28% вероятности клинической беременности при ЭКО/ИКСИ по сравнению с таковыми без АМ [33]. Есть данные, что АМ увеличивает риск невынашивания беременности, разрыва матки и ранних послеродовых кровотечений [13]. Но влияние АМ на течение беременности требует дальнейшего изучения [14, 16].

Мнения исследователей расходятся и в вопросе онкологической настороженности при АМ. С одной стороны, процесс развития АМ схож с метастазировани-ем опухоли, так как определяется прогрессирующей инвазией в эндометрий и образованием эктопических очагов [31]. Тем не менее механизм, который вызывает внутриматочное «вторжение» эндометрия, до сих пор не выяснен. С другой стороны, АМ, по-видимому, связан с менее агрессивным влиянием рака эндометрия. Предполагается, что АМ может оказывать ингибирующее действие на прогрессиро-вание этого заболевания [25]. В любом случае развитие аденокарциномы из АМ - явление редкое [3]. По данным М. КозЫуата et а1. [22], оно встречается примерно в 0,74% случаев. Правда, имеются единичные данные, что АМ может ассоциироваться с четырех-, пятикратным увеличением риска развития рака яичников и/или эндометрия и с тринадцатикратным - рака молочных желёз [21]. Но эти данные нуждаются в дальнейшем подтверждении или опровержении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамян, Л. В. Эндометриозы / Л. В. Адамян, В. И. Кулаков, Е. Н. Андреева. - М. : Медицина, 2006. - 416 с.

2. Эндометриоз: диагностика, лечение и реабилитация / Л. В. Адамян [и др.]. - М., 2013. - 58 с.

3. Сочетанные доброкачественные опухоли и гиперпластические процессы матки (миома, аденомиоз, гиперплазия эндометрия) / Л. В. Адамян [и др.]. - М., 2015. -92 с.

4. Миома матки: диагностика, лечение и реабилитация / Л. В. Адамян [и др.]. - М., 2015. - 100 с.

5. Баскаков, В. П. Эндометриоидная болезнь / В. П. Баскаков, Ю. В. Цвелёв, Е. Ф. Кира. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2002.

- 452 с.

6. Инновационные подходы к восстановлению репродуктивной функции у больных с миомой матки / В. Ф. Беженарь [и др.] // Акушерство и гинекология. - 2016.

- № 1. - С. 80-87.

7. Проблемы репродуктивного здоровья женщин и способы повышения репродуктивного потенциала [Электронный ресурс] / Д. С. Блинов, Т. С. Грачева, М. Н. Ис-ламова, Л. А. Чугунова // Огарев-online. - 2016. - № 15.

8. Миома матки и миомэктомия / В. А. Линде, Н. Н. Волков, М. С. Добровольский, А. В. Иванов. - М. : Sweet Group, 2010. - 94 с.

9. Линде В. А. Эндометриозы / В. А. Линде, Н. А. Татарова.

- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 192 с.

10. Радзинский, В. Е. Планирование семьи в XXI веке / В. Е. Радзинский, О. А. Пустотина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 256 с.

11. Рухляда, Н. Н. Диагностика и лечение манифестного аденомиоза / Н. Н. Рухляда. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2004. -205 с.

12. Савицкий, Г. А. Что такое миома матки? / Г. А. Савицкий, А. Г. Савицкий. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2016. - 216 с.

13. Benadiano, G. Adenomyosis: the approach from the point of view of the life cycle / G. Benadiano, I. Brosens, M. Habib // Reproductive BioMedicine Online. - 2015. - Vol. 30, № 3. - P. 220-232.

14. Benaglia, L. Asymptomatic adenomyosis and embryo implantation in IVF cycles / L. Benaglia, L. Cardellicchio, M. Leonardi // Reproductive BioMedicine Online. - 2014. -Vol. 29, № 5. - P. 606-611.

15. Prevalence of adenomyosis in women who underwent endometriosis surgery. / N. Di Donato [et al.] // Eur. J. of Obstetrics and Gynecology and Reproductive Biology. -2014. - Vol. 181. - P. 289-293.

16. Adenomyosis and its effect on fertility women / E. Gar-awaglia [et al.] // Iran. J. Med. Reprod. - 2015. - Vol. 13, № 6. - P. 327-336.

17. Haney, A. F. The pathogenesis and aetiology of endometriosis // Modern approaches to endometriosis / ed. by E. Thomas, J. Rock. - Deventer : Kluwer Academic Publishers, 1991.

18. Aberrant expressed long non-coding RNA in the eutopic endometrium of patients with myoma adenomyosis / J. F. Jiang [et al.] // Eur. J. of Obstetrics and Gynecology and Reproductive Biology. - 2016. - Vol. 199. - P. 32-37.

19. 19. Participation factor-induced epithelial-mesenchymal transition of human hepatocyte growth in adenomyosis / K. N. Khan [et al.] // Biol. Reprod. - 2015. - Vol. 92, № 2. -P. 35.

20. Risks for ovaries, endometrium, breast, colorectal and other cancers in women with newly diagnosed endo-metriosis or adenomyosis: a population study / V. C. Kok, H. J. Tsai, C. F. Su, C. K. Li // Int. J. Gynecol. Cancer. - 2015. -Vol. 25, № 6. - P. 968-976.

21. Adenocarcinomas arising from uterine adenomyosis: a report of four cases / M. Koshiyama [et al.] // Inter. J. Gynecol. Pathol. - 2002. - Vol. 21, № 3. - P. 239-245.

22. Adenomyosis and en-dometriosis. Re-examination of their association to obtain a more complete understanding of the mechanisms of automatic trauma. MRI study / G. Leyendecker [et al.] // Arch. Gynecol. Obstet. - 2015. -Vol. 291, № 4. - P. 917-932.

23. Proof of the epithelial-mesenchymal transition induced by tromobtsites of fibroblasts with transdifferentiation into myofibroblasts in the development of adenomyosis / X. Liu [et al.] // Hum. Reprod. - 2016. - Vol. 31, № 4. -P. 734-749.

24. The importance of adenomyosis on a tumor progression and the outcome of the survival of endometrial cancer / K. Matsuo [et al.] // Ann. Surg. Oncol. - 2014. - Vol. 21, № 13. - P. 4246-4255.

25. Transvaginal echographic signs of diffuse adenomyosis in 18-30-year-old nulligravid women without endometrio-sis: association with symptoms / S. Pinzauti [et al.] // Ultrasound Obstet Gynecol. - 2015. - Vol. 46, № 6. - P. 730-736.

26. 26. Blocking of IL-22, a potential strategy for the treatment of adenomyosis by inhibiting crosstalk between the vasoendothelial and endometrial stromal cells / W. Q. Shang [et al.] // Am. J. Transl. Res. - 2015. - Vol. 7, № 10. - P. 1782-1797.

27. Activation of MAPK / ERK Cell by a signal cascade in the uterine cells of smooth muscles of women with Adeno-myosis / I. Shutders [et al.] // Reprod Sci. - 2015. - Vol. 22, № 12. - P. 1549-1560.

28. Struble, J. Adenomyosis: Clinical Overview / J. Struble, S. Ryd, M. A. Bedaiwy // J. ofMinimally Invasive Gynecology. -2016. - Vol. 23, № 2. - P. 164-185.

29. Tapmeier, T. T. A pale way to understand adenomyosis? / T. T. Tapmeier, M. K. Becker // Fertility and Sterility. - 2015. -Vol. 104, № 6. - P. 1378-1378.

30. Expression of Grim-19 in the foci of adenomyosis and its possible role in the pathogenesis of the disease / Van Czin [et al.] // Fertility and Sterility. - 2016. - Vol. 105, № 4. -P. 1093-1101.

31. Abnormal activation of RhoA / ROCK-I Signaling in the Junctional zone of smooth muscle cells in patients with Adenomyosis / S. Van, H. Duan, Y. Zhang, F. Q. Sun // Reprod Sci. - 2016. - Vol. 23, № 3. - P. 333-341.

32. Adenomyosis and reproductive performance after surgery for rectovaginal and colorectal endometriosis: a systematic review and meta-analysis / P. Vercellini [et al.] // Reproductive Biomedicine. - 2014. - Vol. 28, № 6. -P. 704-713.

33. Serum differential proteomics analysis of endometriosis and adenomyosis by iTRAQ technique / L. Xiaoyu [et al.] // Eur. J. of Obstetrics and Gynecology and Reproductive Biology. - 2014. - Vol. 182. - P. 62-65.

34. Increase in expression of p21-activated kinase 4 in adenomyosis and its regulation of matrix metalloproteinase-2 and -9 in endometrial cells / G.-W. Yi [et al.] // Fertility and Sterility. - 2015. - Vol. 103, № 4. - P. 1089-1097.

ADENOMYOSIS: CURRENT NOTIONS

V. A. Linde, M. V. Reznik, V. A. Tarasenkova, E. E. Sadykhova

ABSTRACT. The authors characterized adenomyosis and its histological identification; described similarity and differences in adenomyosis pathogenesis and other diseases of endometrium and myometrium, discussed present theories of adeno-myosis pathogenesis and its clinical significance.

Key words: adenomyosis, diagnosis, endometrium, fertility, adenocarcinoma.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.