СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ Хасанов Б.Б.
Хасанов Бахтиор Бурханович - кандидат медицинских наук, доцент,
кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, Бухарский медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена обзору литературы о структурно-функциональных особенностях лимфатических узлов, являющихся периферическим органом иммунитета и гемопоэза. Раскрыты современные представления о структурно-функциональных зонах и клеточных компонентах органа и выполняемой ими функции.
Ключевые слова: лимфатические узлы, корковая зона, мозговая зона, лимфатические фолликулы, лимфоциты, макрофаги, плазматические клетки.
За последние годы представления о структуре лимфатических улов (ЛУ) и их различных структурно-функциональных зонах существенно изменились и дополнились [1, 3]. Однако, многие вопросы функциональной морфологии лимфатических узлов все еще остаются малоизученными. Развитию ЛУ посвящено сравнительно больше исследований [4, 5]. ЛУ у плодов человека они закладываются уже в первые месяцы в виде сплетений первичных кровеносных и лимфатических капилляров, в петлях которого обнаруживается большое количество мезенхимных клеток. Со временем дифференцируются ретикулярные и лимфоидные клетки, сосуды, синусы, капсула ЛУ. Брыжеечные узлы образуются из прослоек соединительной ткани между узкими лимфатическими сосудами. Из мезенхимы образуется паренхима узлов, а из сосудов - синусы [6].
Показано, что при беременности нормальный рост и развитие плода происходит благодаря сложным, генетически детерминированным иммунологическим механизмам обеспечения репродукции и надежности функциональной системы мать-плацента-плод [7, 34]. После родов, включается функциональная система мать-молочная железа-новорожденный, то есть единственным органом, связывающим организм матери и новорожденного и обеспечивающим его не только питательными и биологически активными веществами, но и участвующим в передаче младенцу адаптивного иммунитета являются молочные железы [3, 4, 12]. Но вся эта стройная система иммунологических взаимоотношений между матерью и плодом, а также между матерью и новорожденным нарушается при материнской патологии в периоды беременности и грудного вскармливания, которые в значительной мере определяют течение перинатального периода развития ребенка и, возможно, всей его жизни [10, 11, 18, 25, 26, 27, 28, 29, 30].
Изучение структуры и функции лимфатических узлов - одна из актуальных задач медицины является которые рассматриваются как кроветворные и иммунокомпетентные органы [1, 2, 3].
К.П. Трясучев (1981) выделил у млекопитающих 3 группы лимфатических узлов, соответственно дренируемым органам: соматические, полостные и смешанные. Каждый узел покрыт соединительно -тканной капсулой, имеющей весьма сложное строение: снаружи лежит коллагеновый слой, в котором мало эластических волокон; средний слой ячеистый; самый внутренний слой - базальный, образованный плотной петлистой сетью волокон, переходящих постепенно в трабекулы. Капсула лимфоузлов возле ворот образует утолщение, от которого внутрь лимфоузла, пронизывая паренхиму, отходят тонкие соединительно-тканные перегородки [1, 2, 8].
Корковое вещество состоит из глубокой и периферической частей, причем глубокая включает как центральную, так и окраинную зону (подсинусный слой). В состав периферической коры входят лимфатические узелки, размер и клеточный состав которых зависит от стадии иммунного ответа. Различают первичные и вторичные лимфатические фолликулы [14]. Первичные фолликулы представляют собой округлые скопления малых лимфоцитов, прошедших антигензависимую дифференцировку в костном мозге [15]. Во вторичных лимфатических узелках различают корону и герминативный центр (ГЦ). Каждый ГЦ окружен короной, состоящих из малых лимфоцитов, по своим иммуногистохимическим свойствам полностью соотвествующие В-лимфоцитам крови [16].
В ГЦ выделяют тёмную зону, состоящую преимущественно из плазмобластов и незначительного количества ретикулярных клеток, и светлую зону, состоящую из лимфоцитов и фолликулярно-дендритических клеток (ФДК) [22]. ГЦ приписывают ряд функций [14]. В них происходит длительная задержка антигена (АГ), продукция антител (АТ). Именно в ГЦ происходит взаимодействие между Т- и В-лимфоцитами и АГ. ГЦ отвечают за развитие иммунологической толерантности [16]. В них же происходит продукция клонов иммунокомпетентных клеток и образование В-клеток памяти [24].
Герминативный центр развивается только под влиянием АГ стимуляции [14]. На 3-4 сутки после АГ стимуляции в центральной части первичного фолликула появляются большие пиронинофильные клетки,
которые обильно выделяют поверхностный иммуноглобулин М [15, 17]. В течение последующих 24 часов размер этих клеток значительно увеличивается и на 5-е сутки появляются митозы. Одновременно в различных частях ГЦ появляются макрофаги, содержащие слабоокрашенные тельца (СОТ) [16]. На 7-е сутки клетки образовавшиеся в результате пролиферации больших пиронинофильных клеток, начинают скапливаться с наружной стороПервые антителообразующие клетки (АОК) появляются через 72 часа, и их максимальное количество - через 120 часов после антигенной стимуляции [14, 15]. По другим данным АОК не были обнаружены в течение первых 7 суток, а их наибольшее число наблюдалось между 18-24 сутками [16].
В пределах периферической и глубокой коры выделяют так называемые Т- и В-зависимые зоны. В глубокой коре выделяют Т-зоны, прилегающие к лимфатическим фолликулам и образующие с ними сложные узелки, являющиеся функциональными единицами лимфоузлов [21]. Т-территория сложного узелка округлая, срдержит венулы с высоким эндотелием, интердигитирующие клетки (ИДК), Т-лимфоциты. Через эту зону происходит миграция незрелых плазматических клеток из ГЦ по направлению к синусам, причем клетки Т-зон влияют на созревание клеток плазматической линии. Сложный узелок изменчивая структура, клеточный состав которого зависит от типа АГ в течение иммунного ответа [23].
Паракортикальная зона располагается между корковым и мозговым веществом. На основании топографических особенностей распределения ретикулярных волокон и уклеток в ней выделены основные структурные единицы (СЕ). В каждой СЕ различают относительно крупный центр, лишенный ретикулярных волокон, и периферию с многочисленными ретикулярными волокнами. В центре СЕ локализуются преимущественно малые лимфоциты, а также средние и большие лимфоциты. На периферии СЕ лимфоцитов мало, видны лимфатические синусы и посткапиллярные венуллы, ретикулярные волокна образуют плотную сеть.
Лимфатический узел содержит сосуды специального типа, так называемые посткапиллярные венуллы (ПВ). Через ПВ лимфоциты покидают кровеносное русло и переходят в ткани лимфатического узла. Причины, механизмы этого переходя не ясны. Наряду с мнением о миграции лимфоцитов между плазмолеммами соседних клеток встречаются данные об их проникновении через цитоплазму эндотелиальной клетки [36], с образованием при этом клеточных контактов между плазмолеммами лимфоцита и эндотелиоцита [37].
Имеются также сведения, что эндотелиальная клетка посткапиллярных венул способны выделять макромолекулы, способствующие миграции лимфоцитов [31]. На поверхности лимфоцита и эндотелиальных клеток имеются комплементарные узнающие элементы, неодинаковые в разных регионарных узлах [32]. Из лимфы выделен растворимый фактор, который способствует прилипанию рециркулирующих лимфоцитов к эндотелию посткапиллярных венул [34]. Стимулированные макрофаги способны выделять медиаторы. Активизирующие эндотелий посткапиллярных венул [21, 23, 36, 39]. Стимулированные макрофаги способны выделять медиаторы, активизирующие эндотелий посткапиллярных венул [37, 38]. Таким образом. В процессе миграции имеют значение 3 фактора: рецепторы лимфоцита, рецепторы эндотелиоцитов посткапиллярных венул и растворимый фактор.
Мозговое вещество располагается в виде мякотных тяжей, простирающихся от глубокой коры до утолщения в области ворот по ходу небольших кровеносных сосудов. Тяжи анастомозируют друг с другом, образуя сложные переплетения, между которыми расположены синусы мозгового вещества. Мякотные тяжи состоят из ретикулярных клеток и развитой сети ретикулярных волокон, в петлях которых расположены лимфоциты, макрофаги и плазматические клетки. Мякотные тяжи, как лимфатические фолликулы коркового вещества, являются зонами скопления В-лимфоцитов, связанных с выработкой гуморального иммунитета. Синусы ограничены одним слоем клеток, при этом отчетливая базальная мембрана отсутствует [5, 9].
Ряд авторов [21, 22, 39] в мозговом веществе выделяют гемато-тканевой барьер, представленный эндотелием капилляров, базальной пластинкой, прекапиллярным пространством и прерывистым слоем ретикулярных клеток и их отростков. Эндотелиальные клетки содержат фенестры и пузырьки, базальная мембрана сплошная. Прекапиллярные пространства прилегают к лимфоидным клеткам, в основном к плазмоцитам, в результате обеспечивается поступление антител из плазмоцитов в кровь. На свободной поверхности мякотных тяжей, обращенной к лимфатическим синусам, барьер, отделяющий кровь от лимфы, представлен фенестрированным эндотелием, базальной пластинкой, прекапиллярным пространством и слоем береговых клеток с межклеточными щелями.
Большое значение для понимания моторной функции лимфоузла имеют миоциты капсулы и трабекул. Максимальная концентрация миоцитов в лимфоузлах определяется в зоне капсулы, наиболее удаленной от хиларного утолщения и в местах перехода стенки приносящего сосуда в капсулу. Здесь миоциты располагаются более или менее равномерно, имеют спиралевидную ориентацию относительно оси лимфатического узла [35].
Таким образом, лимфатические узлы млекопитающих представляют собой важное звено иммунной системы, где происходит дальнейшая дифференцировка В-и Т-лимфоцитов. К настоящему времени достаточно полно изучены структурно-функциональные особенности различных зон органа в физиологических условиях и при стимуляции антигенами. Вместе с тем, структурные аспекты реакции лимфатических узлов при состояниях, протекающих иммунным нарушениями в организме, остаются недостаточно выясненными, что определяет целесообразность проведения дальнейших исследований в этом направлении.
Список литературы
1. Горчаков В.Н., Горчакова О.В., Горчаков В.Н. Функциональная морфология лимфоузлов разной локализации и их ответ на фитотерапию // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 4.
2. Зуфаров К.А., Тухтаев К.Р. Органы иммунной системы (структурные и функциональные аспекты). Ташкент: Фан, 1987. 184 с. 48 с. ил.
3. Зуфаров К.А., Тухтаев К.Р., Юлдашев А.Ю. Лейкоциты и клетки рыхлой соединительной ткани (ультраструктурно-функциональные аспекты). Ташкент. «Фан» УзССР, 1979. С. 126.
4. Зуфаров К.А., Тухтаев, К.Р. & Хасанов Б.Б. Количественные и ультраструктурные характеристики иммунокомпетентных клеток молочной железы в динамике беременности и лактации // Морфология, 2003. 124(4). 74-79.
5. Сапин М.Р. Внеорганные пути транспорта лимфы. // М.Р. Сапин, Э.И. Борзяк // М.: Медицина, 1982. 264 с.
6. СапинМ.Р., Юрина Н.А., Этинген Л.С. Лимфатический узел. М.: Медицина, 1978. 280 с.
7. Фролов В.М., Германов В. Т., Пересадин Н.А. Функциональное состояние гепатобиллиарной системы и иммунный статус беременных, перенесших вирусный гепатит // Акушерство и гинекология, 1991. № 9. С. 24-26.
8. Чумаков В.Ю. и др. Морфофункциональная характеристика капсулы регионарных лимфатических узлов некоторых млекопитающих // Успехи современного естествознания, 2004. № 8. С. 82-83.
9. Сапин М.Р. Новое в структурной организации органов иммунной системы человека // Морфология и развитие органов иммунной системы: тез. докл. Всерос. симпозиума, 1988. Пермь, С.33-35.
10. Хасанов Б.Б. Влияние токсического гепатита и сальмонеллезной инфекции на гематологические показатели матери в динамике лактации. // Инфекция, иммунитет и фармакология, 2004. (1). 139-140.
11. Хасанов Б.Б. & Хасанов, З.Ш. Влияние токсического гепатита на детородную функцию самок крыс и развитие иммунной системы потомства. Пробл. биол. и медиц., 2003. 2, 65-69.
12. Хасанов Б.Б. Структурно-функциональные особенности молочной железы в динамике беременности и лактации на фоне токсического гепатита. // Врачебное дело. Киев" Здоров'я", 2009. (7-8), 94.
13.Acton S.E. and others. Dendritic cells control fibroblastic reticular network tension and lymph node expansion. // Nature, 2014 Oct 23;514(7523):498-502. doi: 10.1038/nature13814.
14. Acton S.E., Reis e Sousa C. Dendritic cells in remodeling of lymph nodes during immune responses. // Immunol Rev., 2016. May; 271(1):221-9. doi: 10.1111/imr.12414. Published: 19 November, 2015.
15. Allen C.D.C., Okada T. and Cyster J.G. Germinal-Center Organization and Cellular Dynamics. Immunity, 2007. 27, 190-202. doi:10.1016/ j.immuni.2007.07.009.
16. Azizova F.X., Tuxtaev K.R. & Khasanov B.B. еt al. Structural and functional properties of mesenteric lymph nodes under antigenic influence in early postnatal ontogeny. // Uzbekistan Medical Journal, 1997 (10-11), 14-16.
17. Bachmann B. et al. (2021). Microvasculature-on-a-Chip: Bridging the Interstitial Blood-Lymph Interface via Mechanobiological Stimuli. // Bioengineering. doi:10.1101/2021.04.08.438936.
18. Khasanov Bakhtiyor Burtkhanovich. Extragenital Pathology and Immunocompetent Cells Relations of Lactating Breast Gland and Offspring Jejunum // American Journal of Internal Medicine, 2022. 10 (2). 28-33.
19. Beguelin W. et al. EZH2 Enables Germinal centre Formation through Epigenetic Silencing of CDKN1A and an Rb-E2f1 Feedback Loop. // Nat. Commun., 2017. 8, 877. doi:10.1038/s41467-017-01029-x.
20. Buetner M. & Bode U. Lymph node dissection - understanding the immunological function of lymph nodes. // Clinical and Experimental Immunology, 2012. 169: 205-212.
21. Chang J.E., Turley S.J. Stromal infrastructure of the lymph node and coordination of immunity. // Trends Immunol., 2015. Jan; 36(1):30-9. doi: 10.1016/j.it.2014.11.003. Epub., 2014 Dec. 9.
22. Dasoveanu D.C. and others. Regulation of Lymph Node Vascular-Stromal Compartment by Dendritic Cells // Trends Immunol., 2016. Nov; 37(11):764-777. doi: 10.1016/j.it.2016.08.013. Epub 2016 Sep 13.
23. Fusco R. Use of Quantitative Morphological and Functional Features for Assessment of Axillary Lymph Node in Breast Dynamic Contrast-Enhanced Magnetic Resonance Imaging // BioMed Research International. Volume 2018, Article ID 2610801, 8 pages https://doi.org/10.1155/2018/2610801.
24. Katakai T. and others. A novel reticular stromal structure in lymph node cortex: an immuno-platform for interactions among dendritic cells, T cells and B cells. // International Immunology. Volume 16. Issue 8, August, 2004. Pages 1133-1142, https://doi.org/10.1093/intimm/dxh113.
25. Khasanov B.B. The influence of extragenital pathology of the mother on the processes of fertility and the formation of the immune system of the offspring. German International Journal of Modern Science, 2022. DOI: 10.5281/zenodo.6954126; (37), 17-24.
26. KhasanovB. Maternal toxic hepatitis. structural and functional., 2021.
27. Khasanov B., Duschanova R. Formation of the thymus of the offspring in the early postnatal ontogenesis on the background of toxic hepatitis of the mother // The Scientific Heritage, 2022. (86-2). 14-18.
28. Khasanov B.B., Azizova F.Kh., Sobirova D.R., Otajonova A.N. Toxic hepatitis of the female and the structural and functional formation of the lean intestine of of the offspring in the period breastfeeding // NeuroQuantology, 2022. 20(6). 3489-3496.
29. Khasanov B. Maternal toxic hepatitis, structural and functional formation of the lean intestine of the offspring in the dynamics of early postnatal ontogenesis. The Scientific Heritage. 2021. (78-2), 33-37.
30. KhIa K., Tukhtaev K.R. & Khasanov B.B. Effect of maternal toxic hepatitis on the functional characteristics of the lactation process // Likars' ka Sprava, 2004. (5-6). 68-71.
31. Komori S. and others. SIRPa+ dendritic cells promote the development of fibroblastic reticular cells in murine peripheral lymph nodes. // Eur J Immunol., 2019. Sep; 49(9):1364-1371. doi: 10.1002/eji.201948103. Epub 2019 Jun 3.
32. Lesinski G. et al. Lymph Node Subcapsular Sinus Microenvironment-On-A-Chip Modeling Shear Flow Relevant to Lymphatic Metastasis and Immune Cell Homing. // Science, 2020. 23, 101751. doi: 10.1016/j.isci.2020.101751.
33. Luscieti P. Human lymph node morphology as a function of age and site // J Clin Pathol., 1980; 33: 454-461.
34. Navaneethan U., Mohajer M.A., Shata M.T. Hepatitis E and pregnancy: understanding the pathogenesis. // Liver, 2008. Int. 28 (9). Р. 1190-1198.
35. Rouviere H. Anatomie des lymphatiques de L'homme. Paris, Masson, 1932. 489 p.
36. Solivetti Francesco M. and others. Ultrasound morphology of inguinal lymph nodes may not herald an associated pathology. // Downloaded from https://academic.oup.com/intimm/article/16/8/1133/865621 by guest on 21 August, 2022.
37. Valentina B. and others. Modeling lymphocyte homing and encounters in lymph nodes. // BMC Bioinformatics, 2009. 10:387. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biomedcentral.com/1471-2105/10/387 (дата обращения: 23.08.2022).
38. Wülfing C. & Günther H.S. Dendritic cells and macrophages neurally hard-wired in the lymph node // Scientific Reports, 2015. Volume 5, Article number: 16866.
39. Yang C.Y. and others. Trapping of naive lymphocytes triggers rapid growth and remodeling of the fibroblast network in reactive murine lymph nodes. // Proc Natl Acad Sci U S A. 2014 Jan 7; 111(1):E109-18. doi: 10.1073/pnas. 1312585111. Epub., 2013. Dec. 23.