Научная статья на тему 'Современные подходы в подготовке научных и научно-педагогических кадров в высшей школе'

Современные подходы в подготовке научных и научно-педагогических кадров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF / RESEARCHES / EDUCATIONAL ACTIVITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна

В статье освещаются вопросы подготовки научных и научно-педагогических кадров в высшей школе. Обосновываются принципы достижения высокого качества подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности, взаимодействия науки, образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to the Training of Scientific and Scientific-pedagogical Staff in Higher Education

The article devotes to the questions of the training of scientific and scientific-pedagogical staff in higher education. Justified the principles of achieving a high quality of training through the integration of educational, scientific and innovational activity, the interaction between science, education and industry.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в подготовке научных и научно-педагогических кадров в высшей школе»

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Н.В. Дородонова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье освещаются вопросы подготовки научных и научно-педагогических кадров в высшей школе. Обосновываются принципы достижения высокого качества подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности, взаимодействия науки, образования и производства.

Ключевые слова: подготовка научных и научно-педагогических кадров, научные исследования, образовательная деятельность, интеграция.

N.V. Dorodonova

MODERN APPROACHES TO THE TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF IN HIGHER EDUCATION

The article devotes to the questions of the training of scientific and scientific-pedagogical staff in higher education. Justified the principles of achieving a high quality of training through the integration of educational, scientific and innovational activity, the interaction between science, education and industry.

Keywords: training of scientific and scientific-pedagogical staff, researches, educational activity, integration.

Успешное развитие науки как целостной системы в основном зависит от ее обеспеченности квалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, обладающими высокими профессиональными качествами. Происходящая глобализация и интернационализация научных исследований и разработок, активизирующаяся международная мобильность ученых приводят к увеличению предложений на рынке науки и технологий. В этой связи важной задачей системы профессионального образования становится качественная подготовка специалистов высшей научной квалификации, которые способны обеспечить развитие высокотехнологичного и наукоемкого производства. Основная идея такого рода подготовки должна заключаться в том, чтобы на основе глубоких

© Дородонова Наталия Васильевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная 238 юридическая академия); e-mail: ndorodonova@sgap.ru

Н.В. Дородонова • Современные подходы в подготовке научных и научно-педагогических кадров в высшей школе

фундаментальных знаний сформировать у будущих ученых готовность создавать и внедрять инновационные разработки в производство и развитие социальной сферы.

Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров — одна из главных задач, на решение которой направлена совместная деятельность представителей высшей школы, отраслевой и академической науки. Как показывает практика, достижение высокого качества подготовки научных и научно-педагогических кадров возможно только на основе интеграции образовательной и научной деятельности, тесного взаимодействия образования, науки и производства. Вузам будет необходимо провести большую системную работу, взаимодействуя с промышленными предприятиями, в целях совершенствования не только учебного процесса, но и в области организации подготовки научных и научно-педагогических кадров как в интересах непосредственно самого образования, так и реального сектора экономики. Высшие учебные заведения и научные организации в нашей стране по своему потенциалу готовы обеспечить подготовку таких высококвалифицированных научных кадров для различных областей знаний. Высшая школа уже представляет собою двухступенчатую систему образования: первая (бакалавриат) направлена на подготовку квалифицированных специалистов в своей сфере, вторая (магистерская ступень) — на подготовку к научно-исследовательской деятельности.

Основная цель обучения в аспирантуре заключается в эффективной реализации государственной политики в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Подготовка таких кадров в значительной степени решает задачи сохранения и развития интеллектуальной части общества, созидательного научного, культурного и духовного потенциала страны; обеспечивает преемственность традиций культурного наследия научных и педагогических школ; способствует формированию национальной элиты, осуществляющей в стране функции государственного управления, развития науки и техники, культуры и искусства.

Обучение в аспирантуре в настоящее время является продолжением образования, однако в меньшей мере представлено как форма повышения квалификации исследователей в процессе их научной деятельности, что обусловлено недостаточным стремлением молодых научных кадров к получению ученой степени как дополнительного квалификационного достижения, а низкий уровень оплаты труда в научной сфере приводит к отсутствию у аспирантов стимулов к защите диссертации, что также не способствует формированию установки на профессиональную карьеру, связанную с научными исследованиями.

Важным условием активизации научных исследований можно считать эффективную организацию индивидуальной научно-исследовательской работы молодого ученого. На современном этапе развития российской высшей школы система стимулирования подготовки научных кадров должна отвечать таким требованиям, как прагматичность и привязанность к конкретным условиям и ресурсным возможностям вуза, опора на методы государственного регулирования и использования адаптированного механизма управления вузом и вузовским сектором науки, достижение баланса интересов всех участников исследовательской деятельности 1.

Если соотнести объем научной и образовательной деятельности при обучении в аспирантуре, то оно должно рассматриваться как научная деятельность с эле-

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ментами образования или образовательная деятельность с научным компонентом. В обоих случаях данные отношения являются объектом законодательства об образовании и науке одновременно. Однако исследовательский компонент должен выступать определяющим в образовательном процессе. Так, вся система подготовки научных кадров должна сводиться в первую очередь к получению образовательного ценза, определяемого умением творчески мыслить, обладать навыками научного поиска с целью дальнейшего продолжения научных исследований. Анализ проблемы подготовки научных кадров в вузе позволяет выявить многочисленные факторы повышения эффективности данного процесса, которые можно объединить в зависимости от их характера, статуса субъекта организации и управления научно-исследовательской работой ученых.

Характеризуя научный потенциал, необходимо отметить, что кадровые трудности в научной сфере в основном связаны с сокращением численности работников с учеными степенями и званиями, занятых именно научными исследованиями. Вследствие этого нарушается оптимальное соотношение возрастных категорий научных кадров, что, в свою очередь, ведет к нарушению непрерывности процесса преемственности научных знаний, воспроизводства научных кадров и развития науки в целом.

Среди других причин можно назвать недостаточно высокое качество подготовки молодых ученых, аспирантов, низкий уровень научного руководства, отсутствие различного рода условий для успешной научной исследовательской работы. В связи с этим основные усилия должны быть направлены на проблемы и перспективы развития науки, создание системы стимулирования и поддержек ки научно-педагогических работников, докторантов, аспирантов. Кроме того, ? с целью решения возникающих в этой связи вопросов и проблем необходим а. серьезный подход к разработке комплекса мероприятий, направленных на % организацию формирования научного и научно-педагогического кадрового по-I тенциала, который соответствовал бы современным потребностям общества.

1 Так, разработка эффективного механизма привлечения и закрепления моло-

го

| дых научных кадров, совершенствование системы научного руководства, преду-

| сматривающей повышение ответственности за результаты научного руководства,

| будут способствовать повышению результативности работы аспирантуры.

2 Однако необходимо отметить, что с целью изменения сложившейся ситуации ° государством выработана и реализуется определенная система мер; активно « разрабатывается законодательная и нормативная база; создаются условия для | развития и формирования научного знания2, разработки комплекса социальных I гарантий, улучшения материально-технического и информационного обеспече-° ния научной и научно-технической деятельности, совершенствования системы

0

° оценки экономической и социальной эффективности научных исследований;

(Го

¿5 идет поиск новых механизмов стимулирования научной деятельности.

1 Таким образом, государство проводит поддерживающую политику в отно-| шении системы профессионального образования и науки, направленную на

развитие данной системы путем поддержки фундаментальной науки, формирования спроса на интеллектуальную продукцию и повышения престижа науки, укрепления научных связей. Молодым научным кадрам создаются условия для формирования научной карьеры и обеспечения профессионального роста путем осуществления материального стимулирования в прямой зависимости 240 от результативности научной деятельности.

В.Е. Николаев

• Инструменты оценки публикационной активности: пути совершенствования

Так, например, в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе должны составлять технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации3.

Вместе с тем активная государственная политика в сфере подготовки молодых ученых пока не дает конкретных результатов по стабилизации научных кадров. Из этого следует, что решение задачи по превращению научного потенциала страны в один из ресурсов устойчивого экономического роста и кадрового обеспечения выдвигает особые требования к организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, основной формой которых является аспирантура. Модернизация системы подготовки и аттестации научных кадров идет постепенно. Необходимо создать достаточно благоприятные условия для научной и исследовательской деятельности в стране в целом. Реализация различных мероприятий может способствовать повышению престижа науки в обществе и формированию ученого новой формации, обладающего высоким интеллектом и масштабностью мышления. Актуальность этого направления деятельности в интересах интеграции образовательной, научной деятельности и реального сектора экономики очевидна.

1 См.: Галустов А.Р., Глухов В.С. Научное творчество и организация НИДС в вузе: курс лекций. Армавир, 2011.

2 См.: Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.06.2013); Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20142020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.06.2013); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216.

3 См.: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства РФ от 8 июля 2004 г. № 24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В.Е. Николаев

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы оценки деятельности научных кадров; анализируется публикационная активность ученых и используемые для этого средства (Российский индекс научного цитирования, системы обнаружения заимствований), а также существующие в этой области проблемы.

Ключевые слова: публикационная активность, индекс цитирования, плагиат, заимствования, справочные правовые системы.

© Николаев Владимир Евгеньевич, 2013

Кандидат юридических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nivlev@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.