Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ФАКТОРУ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ФАКТОРУ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпова Светлана Васильевна

Предмет исследования - основные подходы к созданию системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору формирования человеческого капитала через внедрение принципов соблюдения здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях влияния глобальных трендов: экономической нестабильности, цифровизации, пандемии COVID-19 и внешних вызовов и угроз. Цель работы - установление основных способов формирования системы мотивации молодежи в условиях влияния глобальных трендов современности на основании анкетного онлайн-опроса мнений населения о своем здоровье и мотивации к самосохранительному поведению. Актуальность исследования обусловлена тем, что повышение качества жизни населения играет ключевую роль в создании эффективного механизма управления социально-экономическим развитием человеческого капитала Российской Федерации в целом и ее субъектов в отдельности. Поэтому на государственном и корпоративном уровнях должны реализовываться программы поддержания соблюдения принципов ЗОЖ в повседневной жизни населения для улучшения его здоровья и повышения продолжительности жизни в современных условиях для развития человеческого капитала как набора знаний, опыта, умений, навыков. В статье раскрываются подходы к формированию системы мотивации населения, в том числе молодежи как основы человеческого капитала России; исследуется отношение молодежи к повышению качества своей жизни с учетом ее активного участия в общественной жизни России (модели восприятия и интерпретации политической и социально-экономической действительности). Сделаны выводы о том, что формирование системы мотивации молодежи к повышению качества жизни зависит от ее потребительского поведения, что в конечном счете влияет на развитие человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF A SYSTEM OF MOTIVATION OF YOUNG PEOPLE TO IMPROVE THE QUALITY OF LIFE AS A FACTOR IN THE CREATION OF HUMAN CAPITAL

The subject of the research is the main approaches to creating a system of motivating young people to improve the quality of life as a factor in the formation of human capital through the introduction of principles of healthy lifestyle (HLS) under the influence of global trends: economic instability, digitalization, the COVID-19 pandemic and external challenges and threats. The purpose of the work is to identify the main approaches to the formation of a system of motivation of young people under the influence of global trends, external challenges and threats based on an online questionnaire survey of the population’s opinions regarding their health and motivation for self-preservation behavior. The relevance of the study is due to the fact that improving the quality of life of the population plays a key role in increasing the effectiveness of the mechanism for managing the socio-economic development of the human capital of the Russian Federation as a whole and its subjects separately. Therefore, at the state and corporate levels, programs should be implemented to maintain compliance with the principles of healthy lifestyle in the daily life of the population through improving the health of the population and increasing its life expectancy in modern conditions, which are aimed at developing human capital as a set of knowledge, experience, skills, skills provided by improving the quality of life of the population. The article reveals approaches to the formation of a system of motivation of the population, including youth as the basis of the human capital of Russia; examines the attitude of young people to improving their quality of life, taking into account their active participation in public life in Russia (models of perception and interpretation of political and socio-economic reality). Conclusions are drawn that in order to form a system of motivation of young people to improve the quality of life, special attention should be paid to the consumer behavior of young people, which will ultimately affect the development of human capital.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ФАКТОРУ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-55-65 УДК 330.142(045) JEL J24, O15

Современные подходы в формировании системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору создания человеческого капитала

Предмет исследования - основные подходы к созданию системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору формирования человеческого капитала через внедрение принципов соблюдения здорового образа жизни (ЗОЖ) в условиях влияния глобальных трендов: экономической нестабильности, цифровизации, пандемии COVID-19 и внешних вызовов и угроз. Цель работы - установление основных способов формирования системы мотивации молодежи в условиях влияния глобальных трендов современности на основании анкетного онлайн-опроса мнений населения о своем здоровье и мотивации к самосохранительному поведению. Актуальность исследования обусловлена тем, что повышение качества жизни населения играет ключевую роль в создании эффективного механизма управления социально-экономическим развитием человеческого капитала Российской Федерации в целом и ее субъектов в отдельности. Поэтому на государственном и корпоративном уровнях должны реализовываться программы поддержания соблюдения принципов ЗОЖ в повседневной жизни населения для улучшения его здоровья и повышения продолжительности жизни в современных условиях для развития человеческого капитала как набора знаний, опыта, умений, навыков.

В статье раскрываются подходы к формированию системы мотивации населения, в том числе молодежи как основы человеческого капитала России; исследуется отношение молодежи к повышению качества своей жизни с учетом ее активного участия в общественной жизни России (модели восприятия и интерпретации политической и социально-экономической действительности).

Сделаны выводы о том, что формирование системы мотивации молодежи к повышению качества жизни зависит от ее потребительского поведения, что в конечном счете влияет на развитие человеческого капитала. Ключевые слова: система мотивации; молодежь; повышение качества жизни; человеческий капитал; пандемия COVID-19^; здоровый образ жизни; самосохранительное поведение; здоровье населения

Для цитирования: Карпова С. В. Современные подходы в формировании системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору создания человеческого капитала. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(6):55-65. DOI: 10.26794/1999-849x^022-15-6-55-65

Modern Approaches to the Formation of a system of motivation of Young People to Improve the Quality of Life as a factor in the creation of Human capital

The subject of the research is the main approaches to creating a system of motivating young people to improve the quality of life as a factor in the formation of human capital through the introduction of principles of healthy lifestyle (HLS) under the influence of global trends: economic instability, digitalization, the COVID-19 pandemic and external challenges and threats. The purpose of the work is to identify the main approaches to the formation of a system of motivation of young people under the influence of global trends, external challenges and threats based on an online questionnaire survey of the population's opinions regarding their health and motivation for self-preservation behavior. The relevance of the

© Карпова С. В., 2022

С. В. Карпова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

s.V. Karpova

Financial University, Moscow, Russia

abstract

study is due to the fact that improving the quality of Life of the population plays a key role in increasing the effectiveness of the mechanism for managing the socio-economic development of the human capital of the Russian Federation as a whole and its subjects separately. Therefore, at the state and corporate levels, programs should be implemented to maintain compliance with the principles of healthy lifestyle in the daily life of the population through improving the health of the population and increasing its life expectancy in modern conditions, which are aimed at developing human capital as a set of knowledge, experience, skills, skills provided by improving the quality of life of the population. The article reveals approaches to the formation of a system of motivation of the population, including youth as the basis of the human capital of Russia; examines the attitude of young people to improving their quality of life, taking into account their active participation in public life in Russia (models of perception and interpretation of political and socio-economic reality).

Conclusions are drawn that in order to form a system of motivation of young people to improve the quality of life, special attention should be paid to the consumer behavior of young people, which will ultimately affect the development of human capital.

Keywords: motivation system; youth; improving the quality of life; human capital; Covi D-19 pandemic; healthy lifestyle; self-preservation behavior; public health

For citation: Karpova S. V. Modern approaches to the formation of a system of motivation of young people to improve the quality of life as a factor in the creation of human capital. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(6):55-65. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-55-65

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность представленного в данной статье исследования обусловлена тем, что повышение качества жизни населения играет ключевую роль в наращивании эффективности действия механизма управления социально-экономическим развитием человеческого капитала Российской Федерации в целом и ее субъектов в отдельности. В условиях смены идеологических акцентов в политике федеральной российской власти и общемировой политической конъюнктуры под влиянием политических и социально-экономических трансформаций изменились исторические приоритеты российской власти от отстаивания позиции радикального либерализма — свободы от любых ограничений в сообществе себе подобных до умеренного патриотизма и «почвенного»1 консерватизма [1]. Поэтому, на наш взгляд, на государственном и корпоративном уровнях должны ре-ализовываться программы системной поддержки повышения качества жизни населения, включающие принятие мер, направленных на развитие человеческого капитала как набора знаний, опыта, умений, навыков, квалификации. Основополагающими в выполнении вышеуказанных программ могут стать внедрение в общество принципов здорового образа жизни (далее — ЗОЖ) и их со-

1 «Почвенники» — это условно выделенное идеологическое крыло коммунистической партии, отстаивавшее идею «русского» социализма и построения государства на основе превалирования русских ценностей.

блюдение в повседневной жизни россиян для улучшения здоровья и повышения продолжительности жизни в современных условиях.

Важное значение данного исследования обусловлено тем, что в условиях глобальных угроз (пандемии COVID-19, финансовых кризисов, экономических санкций) перед современным социальным государством встают задачи развития человеческого капитала через предотвращение экспонентного снижения качества жизни населения из-за ограниченности бюджетных ресурсов, турбулентности банковской сферы, кризиса отраслей экономики.

Таким образом, современные геополитические реалии, внешние вызовы и угрозы требуют от властей и корпоративных структур, с одной стороны, проведения мобилизационной социально-экономической политики, а с другой стороны — консолидации общества на началах государственного патриотизма и общероссийской идентичности.

Уже долгие годы перед Россией стоит задача повышения качества жизни. Однако сложившаяся система государственного регулирования, социального и пенсионного обеспечения, практика управления компаниями не способствуют решению данной стратегической задачи. Очевидно, требуются новые подходы к повышению качества жизни, предусматривающие включение населения в реализацию данного процесса. Проблема повышения качества жизни населения усложняется в условиях ужесточения санкционного давления со стороны западных стран.

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ

ЭВДЕМОНИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ

Смысл Подлинность Совершенство Рост

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ

Удовольствие Наслаждение Веселье

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КОМФОРТА

Комфорт Расслабление Легкость Безболезненность

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ

Деньги Власть Статус Популярность Имидж

Рис. 1 / Fig. 1. Инструменты формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни / Tools for the formation of a system of motivation of the population to improve the quality of life

Примечание/Notes: эвдемоническая мотивация - жизненная установка, согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье / eudemonic motivation is a life attitude according to which happiness is the only or highest human good; гедоническая мотивация подразумевает искусство жить в удовольствие / hedonic motivation implies the art of living in pleasure.

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the author.

Главным источником качественных изменений в экономической и социальной среде на макро-, мезо- и микроуровнях становится молодежь как человеческий ресурс.

ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Под системой мотивации населения понимается механизм постоянно повторяющегося процесса повышения качества жизни посредством

использования стимулов к удовлетворению возникающих на жизненном пути людей потребностей. При этом инструментами формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни со стороны государства могут выступать как материальные и нематериальные методы, так положительные и отрицательные стимулы (рис. 1).

Инструментами мотивации населения к повышению качества жизни могут служить социальные

Рис. 2 / Fig. 2. Группировка методов мотивации населения / Grouping of methods of motivation of the population

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the author.

выплаты, бонусы за достигнутые результаты, повышение уровня дохода граждан. К нематериальным способам мотивации относится такой инструментарий, как создание благоприятной атмосферы в обществе и социальных группах, обучение, повышение квалификации, поощрение достижений и выражение благодарности, наставничество, вовлечение в решение социально-значимых проблем и т.д. При этом положительная мотивация способствует поддержанию и поощрению правильного (должного) поведения людей, а отрицательная мотивация, напротив, ориентирована на пресечение проявления благоприятных последствий поступок людей из-за их пагубных привычек, недолжного поведения.

Целесообразно выделить материальную и нематериальную мотивации, группировка методов которых представлена на рис. 2.

В России сложилась ситуация, когда преимущественно в социальной и трудовой сферах делался акцент на материальную мотивацию, при которой деньги олицетворяют успех человека в жизни. Поэтому молодежь оценивает ценность работы в первую очередь по возможности получения высокой зарплаты.

Мотивация молодых людей к повышению качества жизни является важнейшей задачей общества. При этом ее целью является переход от парадигмы норм и ценностей общества потребления к парадигме устойчивого развития, от количественной метрики «уровень жизни» к качественной метрике — «качество жизни».

В арсенале населения имеются разные способы обеспечения качественной жизни. Поэтому возникает необходимость в выявлении мотивации

Таблица 1/ Table 1

Распределение трудоспособного населения г. Москвы по полу и возрасту на начало 2021 г. / Distribution of the able-bodied population of Moscow by gender and age at the beginning of 2021

Возраст / Age Пол / Gender

генеральная совокупность / the general population выборочная совокупность / sample population

мужчины / men (%) женщины / women (%) мужчины / men (чел.) женщины / women (чел.)

Молодежь (до 44 лет) / Youth (under 44 years old) 21,9 23,3 88 93

Средний возраст (45-59 лет) / Average age (45-59 years) 11,9 13,3 48 53

Пожилой возраст (60-74 года) / Elderly (60-74 years old) 8,4 12,2 34 48

Старческий возраст (75 лет и старше) / Senile age (75 years and older) 3,0 6,0 12 24

Итого / Total 100 400

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the authors.

к достижению благополучия на протяжении всей жизни людей, так как мотивы благополучия представляют собой системы ценностей, приоритетов и способов обработки информации [2].

Имеются четыре основных подхода к мотивации достижения благополучия в жизни: эвдемониче-ская мотивация (стремление к достижению счастья в жизни), гедонистическая мотивация к получению удовольствия (стремление к наслаждению и веселью), гедонистическая мотивация к обеспечению комфорта (стремление к легкости и безболезненности в жизни) и внешняя мотивация (поиск денег, власти, статуса, популярности и положительного имиджа) [3].

Ключевой в стремлении населения к повышению качества жизни, по нашему мнению, является мотивация к росту благополучия, которая направлена на увеличение своего потенциала. В свою очередь мотивы к достижению благополучия зависят от удовлетворения потребностей в безопасности. По мере удовлетворения этих потребностей мотивы роста выходят на первый план в обеспечении человеческой самореализации.

Эвдемонический рост связан с гуманистическим развитием личности с упором на становление таких качеств, как мудрость, добродетель, любовь и неэгоистическая значимость [4].

Гедонистическая мотивация к удовольствию (наслаждению) свидетельствует о важном значении получения удовольствия в жизни человека.

Гедонистическая мотивация к комфорту (расслаблению, легкости и безболезненности) проявляется через поиск комфорта и имеет целью преодоление дискомфорта. Подобная мотивация предполагает уменьшение напряжения в обществе, что способствует удовлетворению телесных и духовных потребностей людей. Под поиском комфорта может пониматься борьба со скукой, например потребность в путешествиях для неработающих обеспеченных жен или желание работать и быть в коллективе для пенсионеров. Гедонизм (от др.-греч. «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной конечной ценностью, а все остальные ценности служат только средствами достижения удовольствия.

По нашему мнению, гедонистическая мотивация к удовольствию и комфорту, наряду с мотивацией роста, может стать основополагающей в стремлении молодежи к благополучию в жизни и, как следствие, в их стремлении к повышению качества жизни.

В дополнение к эвдемоническим мотивам и гедонистической мотивации к удовольствию и ком-

форту другим основным подходом к мотивации достижения благополучия жизни является внешняя мотивация — стремление к богатству, власти, популярности и положительному имиджу в обществе [5].

На основании происходящих с возрастом изменений подходов к мотивации молодых людей к улучшению качества жизни можно объяснить изменения в их понимании различных аспектов повседневности, а также межличностных отношений, в том числе на рабочем месте; в процессе образования и воспитания. Так, еще на первой (1992, Рио-де-Жанейро) конференции OOH «Саммит Земли» (Earth Summit — The United Nations Conference on Environment and Development) была определена ключевая роль задачи образования, решение которой может способствовать не только повышению качества жизни, но и решению многих производственных и научно-технических задач России.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

В настоящем исследовании анализируются результаты анкетного онлайн-опроса мнений жителей г. Москвы о своем здоровье и мотивации к самосохранительному поведению как одному из важных факторов сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни, проведенного в рамках прикладной НИР Финуниверситета на тему: «Формирование системы мотивации населения на основе повышения качества жизни».

В исследовании ставились следующие задачи:

1) определение восприятия населением показателей продолжительности жизни и обуславливающих ее факторов;

2) выявление факторов мотивации к соблюдению принципов ЗОЖ в повседневной жизни;

3) определение населением общего уровня самооценки качества жизни;

4) установление уровня осведомленности населения об информационно-коммуникационных кампаниях и рекламно-информационных материалах по вопросам мотивации населения к повышению качества жизни.

В содержательной части анкеты были представлены шесть блоков вопросов, которые позволили реализовать поставленную цель и выполнить задачи исследования. Определение выборки респондентов было обусловлено реализацией в Москве превалирующего количества программ по

повышению качества жизни и формированию мотивации к сохранению здоровья, а также рядом социальных и экономических характеристик региона, свидетельствующих о наиболее высоком уровне потребительской активности населения.

В соответствии с задачами количественного исследования доли выборочной совокупности респондентов были квотированы по полу и возрасту. Согласно классификации ВОЗ возраст человека подразделяется на несколько периодов, которые легли в основу возрастной классификации респондентов (табл. 1).

В мае-июне 2022 г. в экспериментальной лаборатории «Нейротехнологии в управлении» Финуниверситета в ходе анкетного маркетингового исследования были опрошены 453 респондента (жителей г. Москвы трудоспособного возраста), что составило 113% от обозначенной выборочной совокупности (табл. 2).

Анализ базы данных анкетного опроса произведен с помощью пакета IBM SPSSPASWStatistics 22 (через перекодировку данных таблиц Excel и последующей экстраполяции) посредством построения частотных таблиц и таблиц сопряженности отдельных вопросов с учетом разных социальных статусов, уровня образования и дохода респондентов.

На основе результатов исследования сформированы основные направления, по которым были выделены особенности отношения молодежи к повышению качества жизни и формированию мотивации к сохранению здоровья:

1) отношение к вредным привычкам;

2) факторы отказа от вредных привычек;

3) действия по сохранению своего здоровья;

4) приверженность принципам ЗОЖ;

5) самооценка качества жизни.

1. Отношение к вредным привычкам. Среди участников опроса почти у половины респондентов (49,9%) имелись вредные привычки, при этом у 17,4% — на постоянной основе, а у 32,5% — на непостоянной основе. Более половины респондентов (56,9%) молодого возраста имели вредные привычки, тогда как с взрослением людей данный показатель снижался до 30,8% (у респондентов пожилого возраста). В группе респондентов, заявивших об употреблении наркотиков, превалировали молодые люди (66,7%). В ходе анализа также была установлена взаимосвязь приверженности респондентов к алкоголю и никотину и уровня образования (рис. 3).

Таблица 2 / Table 2

Распределение респондентов в соответствии с данными выборочной совокупности (по полу и возрасту) / Distribution of respondents according to the data of the sample population (by gender and age)

Распределение респондентов Квотирование / Quotas Всего / Total

Муж. до 40 лет Муж. 4559 лет Муж. 6074 года Муж. старше 75 лет Жен. до 40 лет Жен. 4559 лет Жен. 6074 года Жен. старше 75 лет

Выборка (абс.) / Sample (abs.) 88 48 34 12 93 53 48 24 400

Выборка (%) / Sample (%) 22,0 12,0 8,5 3,0 23,3 13,2 12,0 6,0 100

Сбор (абс.) / Collection (abs.) 96 49 36 14 122 57 54 25 453

Сбор (%) / Collection (%) 21,2 10,8 8,0 3,1 26,9 12,6 11,9 5,5 100

Источник:/Source: составлено авторами на основе данных Росстата / compiled by the authors based on Rosstat data.

Рис. 3 / Fig. 3. Зависимость приверженности к употреблению никотина и алкоголя от уровня образования респондентов (%) / Dependence on nicotine and alcohol depending on the level of education of respondents (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the author.

Так, с ростом образовательного уровня снижается число респондентов, у кого укоренилась привычка употреблять никотиносодержащие и спиртосодержащие продукты несколько раз в день или при первой возможности.

2. Факторы отказа от вредных привычек. Толь -ко треть (32,7%) москвичей, имеющих пагубные привычки, считали необходимым бороться с ними, а еще 30,1% были уверены в том, что им следо-

вало избавиться от отдельных привычек, однако откладывали отказ от них на будущее. Так, треть респондентов молодого возраста считали необходимым предпринять действия по преодолению пагубных привычек, и еще столько же, понимая вред, наносимый пагубными привычками здоровью, предпочитали откладывать борьбу с вредными привычками на более благоприятное время (рис. 4).

Рис. 4 / Fig. 4. Отношение к борьбе с вредными привычками в зависимости от возраста респондентов (%) / Attitude to the fight against bad habits depending on the age of respondents (%)

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the author.

Рис. 5 / Fig. 5. Мотивационные факторы отказа от вредных привычек в зависимости от возраста респондентов (%, ответ на вопрос предполагает несколько вариантов ответа) / Motivational factors of giving up bad habits depending on the age of respondents (%, a question with a choice of several answer options)

Источник:/Source: составлено автором / compiled by the author.

Вместе с тем треть (совокупно 32,2%) опрошенных молодых людей не считали необходимым избавляться от вредных привычек.

Так, чем старше человек, тем больше проявляются у него мотивационные факторы отказа от вредных привычек (рис. 5).

Таким образом, можно сделать вывод о пиковой активности в части борьбы с вредными привычками в молодом и среднем возрастах.

С ростом уровня образования повышается влияние (понимание) вреда здоровью, наносимого вредными привычками.

Таблица 3 / Table 3

Факторы, в первую очередь определяющие, по мнению москвичей, качество жизни населения (%, N = 101) / Factors primarily determining, according to Muscovites, the quality of life of the population

(%, N = 101)

Факторы %

Финансовая составляющая / Financial component 33,7

Эмоциональная составляющая: стресс, отношения в семье, политическая обстановка, погода и др. / Emotional component: stress, family relationships, political situation, weather, etc. 26,7

Соблюдение принципов ЗОЖ: правильное питание, двигательная активность, досуговое поведение, отсутствие вредных привычек и др. / Compliance with the principles of healthy lifestyle: proper nutrition, physical activity, leisure behavior, absence of bad habits, etc. 16,8

Здоровье и медицинские услуги / Здоровье и медицинские услуги 15,8

Место работы, учебы, жилье, окружение / Place of work, study, housing, environment 14,9

Загрузка на работе, сон и др. / Loading at work, sleeping, etc. 6,7

Городские и федеральные программы / City and federal programs 4,0

Возраст / Age 2,9

Самоконтроль / Self-control 2,0

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

3. Действия по сохранению своего здоровья. Более половины респондентов старались соблюдать режим дня (64,9%), принимали витамины (57,8%) и придерживались принципов правильного питания (56,3%). В русле описанного выше пагубного воздействия вредных привычек в повседневной жизни респондентов 45,9% москвичей признались, что у них нет вредных привычек, а еще 38,6% ведут с ними борьбу. Еще более трети опрошенных ежегодно проходят диспансерное наблюдение (38,0%) и занимаются профилактикой стресса (35,8%). Однако пятая честь (20,3%) москвичей призналась, что не предпринимает осознанных действий для сохранения здоровья.

Среди наиболее часто упоминаемых поступков в части самосохранительного поведения респонденты указывали посещение бани, прогулки на свежем воздухе, ежегодное санаторное лечение, проведение курса массажа, медитации, действия религиозного характера («молюсь Богу», «хожу в православный храм» и др.). Респонденты, имевшие ученую степень, проявляли более активную позицию в отношении практически всех рассматриваемых действий по сохранению своего здоровья по сравнению с респондентами с более низким образовательным уровнем.

4. Приверженность принципам ЗОЖ. Согласно опросу большинство москвичей (86,3%) знали

о принципах ЗОЖ и старались им следовать всегда (18,8%) или время от времени (67,5%). Оказались не приверженными указанным принципам только 8,85% москвичей, а еще 4,9% затруднились с ответом. С ростом уровня образования также отмечена динамика прироста количества респондентов с наиболее выраженными позициями самосохранительного поведения: здорового образа жизни придерживались 11,5% респондентов со средним, 20,3% респондентов с высшим уровнем образования всегда вели здоровый образ жизни. Среди наиболее распространенных причин, не позволявших, по мнению респондентов, вести ЗОЖ, были названы лень (73,7%) и отсутствие свободного времени (60,9%).

При этом 22,0% респондентов отметили, что они не считали необходимым соблюдать ЗОЖ.

5. Самооценка качества жизни. В среднем москвичи оценили качество жизни как высокое на 7,43 балла (по 10-балльной шкале), зафиксированный основной модальный интервал находится в пределе значений 6-8 баллов (совокупно 64,2% опрошенных).

В подтверждение вышеуказанных оценок 2/3 москвичей (совокупно 75,5%) выразили мнение о полной (12,8%) или почти полной (62,7%) удовлетворенности качеством своей жизни ^ = 101).

В незаполненных полях анкеты респондентам предлагалось в свободной форме указать, какие факторы в большей степени влияют на качество их жизни. Согласно ответам трети респондентов это финансовая (33,7%) и эмоциональная (26,7%) составляющие (табл. 3).

Согласно данным анализа респонденты в среднем оценивали указанные параметры на 3,243,93 балла по 5-балльной шкале. Участники опроса трудоспособного возраста чаще оценивали качество своей жизни как высокое на 8-10 баллов (58,0% у респондентов трудоспособного против 46,5% — пенсионного возраста).

ВЫВОДЫ

Система мотивации населения к повышению качества жизни — сложный динамический и долговременный процесс, осуществляемый в конкретной социокультурной среде. Поэтому мотивацию населения к повышению качества жизни целесообразно оценивать на национальном, региональном и корпоративном уровнях. На национальном уровне создаются общегосударственные параметры политики стимулирования повышения качества жизни населения, на региональном уровне проявляются особенности конкретной территории (обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, условия жизни населения, природные факторы, уровень развития экономики и пр.), на корпоративном уровне разрабатываются методические подходы и реализуются конкретные мероприятия по мотивации к улучшению качества жизни, которую целесообразно рассматривать как совокупность управленческих действий, направленных на формирование и развитие внутренних побудительных мотивов к повышению эффективности деятельности, оптимизации социально-трудовых и межличностных отношений.

Ключевой целью мотивации населения является стабильный рост качества жизни на основе формирования человеко-ориентированной инновационной экономики.

С учетом современных особенностей развития страны методические подходы к формированию системы мотивации населения к повышению качества жизни необходимо осуществлять на основе признания ведущей роли прямой нематериальной мотивации в трудовой и нетрудовой деятельности для обеспечения самореализации различных групп населения при активной реализации материальных методов мотивации, направленных на достижение стабильно высокого уровня жизни. Целесообразно при этом учитывать, что методы прямой нематериальной мотивации не дают сиюминутной положительной отдачи, но в стратегическом плане они способны демонстрировать высокую и длительную эффективность.

Преодоление бедности и повышение качества жизни населения России выступают долгосрочными стратегическими задачами и требуют реализации стратегически значимых направлений деятельности по повышению качества жизни населения. Среди них можно выделить:

1) ускорение темпов и качества экономического роста за счет повышения ресурсоэффективности и высокой отдачи от человеческого капитала;

2) модернизация и реструктуризация экономики в направлении развития отраслей и производств с высокой добавленной стоимостью;

3) повышение активности населения в финансировании инвестиционной деятельности посредством роста информированности, финансовой грамотности людей;

4) повышение трудовой активности населения;

5) создание системы мотивации и стимулирования для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего, в молодежной среде;

6) снижение до приемлемых значений социально-экономического неравенства, регулирование доходов населения, повышение социальной ответственности работодателей;

7) формирование гражданского общества, позволяющего проводить общественную оценку ключевых управленческих решений, принимаемых на государственном и региональном уровнях.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2022 г.

ACKNOWLEDGEMENTS

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University in 2022.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Шатилов А. Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по формированию исторических представлений студенческой молодежи в постсоветский период. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(3):15.

Shatilov A. B. Activity of state authorities of the Russian Federation on the formation of historical representations of students in the post-Soviet period. Humanities. Bulletin of the Financial University; 2021;11(3):15. (In Russ.).

2. Steger M.&Shin J. Y. Happiness and meaning in a technological age: A psychological approach. In P. Brey, A. Briggle&E. Spence, eds. The good life in a technological age. 2012:92-108.

3. Huta V.&Waterman A. S. Eudaimonia and its distinction from hedonia: Developing a classification and terminology for understanding conceptual and operational definitions. Journal of Happiness Studies.2014;15(6):1425-1456. URL: https://ezpro.fa.ru:2696/10.1007/s10902-013-9485-0; Kasser T.&Ryan R. M. Further examining the American Dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals. Personality and Social Psychology Bulletin. 1996;22(3):280-287. URL: https://ezpro.fa.ru:2696/10.11 77/0146167296223006.

4. Bauer J. J. How the ego quiets as it grows: Ego development, growth stories, and eudaimonic personality development. In H. A. Wayment&J.J. Transcending self-interest: Psychological explorations of the quiet ego; 2008:199-210.

5. Kasser T.&Ryan R. M. Further examining the American Dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals. Personality and Social Psychology Bulletin. 1996;22(3):280-287. URL: https://ezpro.fa.ru:2696/10.1177/0146167296223006; Schwartz, S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture. 2012;2(1):2307-2919. URL: https://ezpro.fa. ru:2696/10.9707/2307-0919.1116.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Светлана Васильевна Карпова — доктор экономических наук, профессор, заведующий экспериментальной лабораторией «Нейротехнологии в управлении» департамента логистики и маркетинга факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия

Svetlana V. Karpova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of the experimental laboratory "Neurotechnology in Management", Prof. Department of Logistics and Marketing, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4488-8131 svkarpova@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 08.08.2022; принята к публикации 29.10.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 08.08.2022; accepted for publication 29.10.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.