Научная статья на тему 'Современные подходы к созданию и внедрению новых комплексных оздоровительных программ на базе школы'

Современные подходы к созданию и внедрению новых комплексных оздоровительных программ на базе школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВИТАМИНОТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к созданию и внедрению новых комплексных оздоровительных программ на базе школы»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010

© Коллектив авторов, 2010 УДК 616.053.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА БАЗЕ ШКОЛЫ

Л.С. Намазова-Баранова, Е.Э. Передерий, Н.А. Морозова, А.К. Геворкян,

Н.В. Митина, А.С. Никулина

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и развитии детей, а также своевременное оказание профилактической, реабилитационной и необходимой лечебной помощи является приоритетным направлением в работе консультативно-диагностического центра НИИ ПП и ВЛ НЦЗД РАМН. Обусловлено это отмечаемыми в последнее десятилетие негативными тенденциями в состоянии здоровья школьников. Поэтому очень важно получение своевременной и четкой информации о состоянии здоровья подрастающего поколения и факторах, его ухудшающих [1,5].

В течение последнего десятилетия специалисты КДЦ НЦЗД РАМН принимают активное участие в проведении углубленных осмотров детей больших коллективов - школ, интернатов, домов ребенка. В течение первых лет наблюдения был проведен анализ полученных данных и мониторинг состояния здоровья школьников. На основании результатов обследования детей дана комплексная оценка состояния здоровья с указанием клинического диагноза. Специалистами КДЦ представлены конкретные рекомендации по проведению лечебных и профилактических мероприятий, диспансерному наблюдению и контролю состояния здоровья детей. Проведенные нами углубленные исследования свидетельствуют, что реально состояние здоровья детей хуже, чем это регистрируют школьные документы. Причем, чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной документации.

Материал и методы. Учащиеся 1-11 классов одной из школ ЮЗАО г Москвы находились под наблюдением специалистов КДЦ с 2007 по 2010 г. (осмотр проводился дважды в год). Среди них дети с 1 группой здоровья составляли от 3% до 11% (в разные годы) от всего школьного контингента.

Для решения проблемы сохранения здоровья детей нашими сотрудниками была создана комплексная программа по оздоровительной работе для школьников. В нее были включены основные положения по профилактике заболеваемости - режим школьной и домашней работы, корректное расписание уроков, лечебные и оздоровительные мероприятия.

В число оздоровительных мероприятий входили организация групп лечебной физкультуры, прием кислородных коктейлей, а также витаминотерапия, так как среди наблюдаемых школьников часто отмечались клинические проявления сезонно возникающей вита-

Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора НЦЗД РАМН по научной работе, Директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН, заведующая кафедрой аллергологии и клинической иммунологии ФППО педиатров ММА им. И.М. Сеченова, тел.: 8 (495) 967-14-14.

минной недостаточности (повышенная утомляемость, раздражительность, снижение аппетита, нарушения сна, частые ОРВИ) [3]. Использование витаминных препаратов применялось как с целью профилактики, так и коррекции, комплексной терапии уже имеющихся нарушений здоровья. Для этого использовались витаминные препараты, клиническая эффективность и безопасность которых были доказаны в ходе клинической апробации в ряде детских лечебных учреждений [2,4]. Витаминотерапия включала в себя несколько этапов. Проводился подбор школьников по следующим критериям: дети 1-2 классов, 6-8, 9-11 классов -как наиболее критический возраст; отсутствие ОРВИ и соматических заболеваний в периоде обострения; отсутствие в анамнезе аллергических реакций на витаминные препараты. Было организовано предварительное информирование родителей о предстоящей витаминизации (анкетирование-согласие, информация о витаминном препарате). Назначение препарата проводилось в соответствии с рекомендациями производителей. Витаминизация проводилась непосредственно в школе, что оказалось важным для исключения нарушений схемы получения препарата. Для витаминотерапии отобраны витаминные комплексы последнего поколения с рационально сбалансированной комбинацией витаминов, минералов и других необходимых добавок (комплекс пробиотиков, Омега-3)

Были использованы следующие витаминные препараты: «Пиковит-форте», «Пиковит-форте»+«Арбидол», «Мульти-ТАБС Иммуно-Кидс», «Мульти-ТАБС Интелло Кидс Омега-3», «Кальцинова-форте», «Витабс».

В протоколе наблюдения в течение 3 лет (дважды в год) отмечались клинические данные первичного осмотра, 2-х повторных осмотров в ходе курса витаминотерапии и после. Оценка клинической эффективности проводилась по трем основным рубрикам: «нет эффекта», «частичный эффект» и «существенное улучшение». Длительность применения указанных препаратов составила от 21 до 28 дней. Курсы витаминотерапии - дважды в год (ноябрь-декабрь, март-апрель) в течение 3 лет (2007-2009 гг), всего 6 курсов.

Результаты и обсуждение. Анализируя структуру заболеваемости обеих групп (контрольной и находящейся на витаминотерапии), необходимо отметить, что на 2-м году наблюдения число ОРВИ снизилось с 53% до 41%. В течение последующих лет школьники из основной группы значительно реже болели по сравнению с детьми из контрольной группы (в 2,7 раза по данным учета пропусков по болезни, отмечаемых в школьном журнале).

У школьников, получающих курсовую витаминотерапию в течение 3 лет, значительно улучшились показатели когнитивной сферы. По таким параметрам, как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово, звук, дети основной группы

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

стали опережать школьников из группы сравнения. В основной группе отмечена положительная динамика по показателям умственной работоспособности и успеваемости (средний балл по результатам ответа или контрольной работы повысился с 3,2 до 4,3). Школьники старшей школы, по свидетельствам педагогов, получающие повторные курсы витаминотерапии, были лучше подготовлены к сдаче тестов и экзаменационных работ.

Заключение. Применение витаминных препаратов как составной части комплексных оздоровительных программ для детей школьного возраста необходимо в практике школьной медицины как с профилактической, так и с лечебной целью. При своевременном проведении профилактических и оздоровительных мероприятий по индивидуальным программам большинство школьников со 2 группой здоровья (функциональные нарушения) имеют возможность перейти в 1 группу здоровья.

Литература

1. Баранов, А.А. Здоровье детей на пороге 21 века: пути решения проблемы / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Педиатрия. - 2001. - Т.8, №18. - С. 737-740.

2. Витамины и минералы для здоровья детей (учебное пособие). - М.: СПР-ОФ «Здоровый ребенок» - НЦЗД РАМН, 2003. - 28 с.

© М.А. Никитина, 2010 УДК 613.954:796:338.28

3. Захарова, И.Н. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей и их коррекция / И.Н. Захарова, Е.В. Скоробогатова, Е.Г. Обыночная, Н.А. Коровина // Педиатрия. - 2007. - № 3. - С. 113118.

4. Спиричев, Б.В. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества / Б.В. Спиричев. - М.: МЦФЭР, 2004. - 230 с.

5. Щеплягина, Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей / Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2002. - №2. - С. 4-6.

Ключевые слова: школьники, диспансеризация, состояние здоровья, оздоровительные программы, витаминотерапия

MODERN APPROACHES TO CREATION AND INTRODUCTION OF NEW COMPLEX IMPROVING PROGRAMS ON THE BASIS OF SCHOOL

NAMAZOVA-BARANOVA L.S., PEREDERIY E.E., MOROZOVA N.A., GEVORKYAN A.K., MITINA N.V., NIKULINA A.S.

Key words: schoolboys, prophylactic medical

examination, a state of health, improving programs, a vitamin therapy

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

М.А. Никитина

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Функциональные резервы (ФР) организма ребенка определяют уровень активности физиологических систем организма, особенности его жизнедеятельности и работоспособности. От уровня ФР и состояния здоровья во многом зависит успешность обучения и адаптации детей к систематическим нагрузкам в школе [1]. В связи с этим поиск эффективных путей повышения функциональных резервов организма дошкольников является одной из важных задач гигиены детей и подростков. Резервы повышения профилактический и оздоровительный эффективности двигательного режима (ДР) в дошкольном образовательном учреждении связаны, в первую очередь, с использованием современных инновационных средств физического воспитания [2].

Цель исследования - оценить влияние средств физического воспитания старших дошкольников на формирование функциональных резервов их организма.

Материал и методы. Проведено обследование 146 детей 5-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения с инновационным и традиционным двигательными режимами.

Никитина Мария Александровна, аспирант НЦЗД РАМН, тел.: 8(903)599-57-91; е-mail: pikhr@rambler.ru.

В детском саду с инновационным ДР осуществлялись вариативные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями и сюжетно-игровыми упражнениями, занятия с тренажерами сложного типа, занятия в бассейне, интеграция образовательных и оздоровительных программ, занятия с элементами спортивных игр в блоке дополнительного образования (баскетбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, волейбол, футбол, боулинг, бейсбол, городки, хоккей, катание на велосипедах, самокатах, на санках, ледянках, ходьба на лыжах и др.), дни и недели здоровья и др.

Оценка влияния инновационного двигательного режима на функциональные возможности организма дошкольников проводилась в соответствии с методикой, разработанной Н.Г. Чекаловой с соавт. [3]. В процессе обследования регистрировались гемодинами-ческие показатели покоя (чСс, АД), координаторные пробы четырех степеней сложности (I ст. - испытуемый стоит прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты; II ст. -одна нога находится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой; III ст. - стопа одной ноги опирается в колено другой ноги; IV ст. - опора на одну ногу, другая поднята под углом не менее 45 ), проба Мартинэ-Кушелевского, дыхательные пробы (Штанге, Генчи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.