Научная статья на тему 'Современные подходы к реализации технологии «Учебная имитационная фирма» в условиях среднего профессионального образования'

Современные подходы к реализации технологии «Учебная имитационная фирма» в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к реализации технологии «Учебная имитационная фирма» в условиях среднего профессионального образования»

ки обучающихся. С этой целью было принято решение администрацией предприятия о создании на базе ООО «Шахта «Красногорская» единого учебного центра по профессиональной подготовке учащихся профессии «электрогазосварщик» (отдельный цех, укомплектованный новым сварочным оборудованием). Это позволит своевременно изучать современные производственные технологии и формировать профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. На базе предприятия созданный учебный центр осуществляет переподготовку рабочих по другим профессиям, востребованным на рынке труда. Поэтому у выпускников имеется возможность получить профессию через дополнительные образовательные услуги не только в учебном заведении, но и на предприятии. Это повысит их престиж на рынке труда, а у предприятия появится возможность формирования молодого рабочего коллектива.

Культурный досуг обучающихся не остается без внимания. Практикуется привлечение молодежи к участию в конкурсных проектах, проводимых в рамках предприятия; спортивных и культурных мероприятиях с выходом на городской и областной уровни.

Пример сотрудничества с предприятиями ООО «Объединение «Прокопьевскуголь» позволяет осуществлять четкое прогнозирование приема и выпуска обучающихся, т. е. формировать государственное задание на подготовку кадров по профессии «сварщик» в количестве одной учебной группы ежегодно.

Своевременно проведенная работа педагогического коллектива позволила осуществить прогнозирование кадровой потребности предприятий на 2012 год и выполнить план приема в объеме 100 %. В 2013 году данная работа в образовательном учреждении будет иметь продолжение через совершенствование форм и методов маркетингового исследования.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА» В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. К. Сиволапова, методист по информационным и инновационным технологиям ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» И. И. Крестина, преподаватель экономических дисциплин

На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами. От того, каким выпускник придёт в профессию, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, в полной мере зависят успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности. И этот факт сегодня не вызывает сомнения.

В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также потребностями

личности основную цель профессионального образования можно определить как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

Учебная бухгалтерия «Глория»

Существующая система профессионального обучения в системе СПО чаще всего не учитывает в совокупности потребности работодателей, как на первоначальном этапе, так и на протяжении всего процесса обучения, недостаточно учитывает отраслевую направленность, а в результате возникают сложности с трудоустройством и реализацией будущим специалистом полученных профессиональных навыков в конкретной должности.

Традиционная система подготовки специалистов в средней профессиональной школе не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности. Решить данный вопрос возможно за счёт создания организационно-педагогических условий на базе образовательного учреждения.

Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побудил ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» пересмотреть подход к подготовке профессиональных кадров. Обозначилась потребность в альтернативных формах организации производственного обучения студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой для нее формы и методики организации. Это оказалось возможным за счёт создания организационно-педагогических условий для развития на базе техникума учебных имитационных фирм различной специализации, а именно учебного агентства недвижимости «Учебное агентство недвижимости AVENUE-NK» (специальность 120714 Земельно-имущественные отношения), учебной бухгалтерии «Глория» (специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и учебного кафе «Кошкин дом» (специальность 100114 Организация обслуживания в общественном питании).

Изначально организация учебных фирм планировалась как форма проведения учебной

практики по специальностям, сегодня это оболочка для проведения учебных занятий в форме деловой игры. Учебное агентство недвижимости AVENUE-NK - студенческая инициатива в ГОУ СПО НТЭТ, реализованная в социальном проекте, по безвозмездному оказанию услуг населению Центрального и Куйбышевского районов города Новокузнецка Кемеровской области в сфере земельно-имущественных отношений.

Целями организации учебных фирм явилось создание в учебном процессе реальных условий производства, повышение профессионального уровня и формирование профессиональных компетенций студентов по специальностям «земельно-имущественные отношения» и «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только государственные образовательные стандарты, но и требования будущих работодателей.

Учебное кафе «Кошкин дом»

Деятельность учебных имитационных фирм «Учебное агентство недвижимости AVENUE-NK» и учебной бухгалтерии «Глория» включает в себя интегрированный курс учебных дисциплин и практик по специальностям «земельно-имущественные отношения» и «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Кадровую комплектацию учебных фирм составляют студенты вторых и третьих курсов. Учебные имитационные фирмы AVENUE-NK и «Глория» выступают не только как инновационная технология в системе производственного обучения ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», но и как управленческая инновация.

В техникуме появилась дополнительная структурная единица, которая объединила усилия администрации техникума, преподавателей, студентов, социальных партнёров и других заин-

тересованных лиц в формировании эффективной среды для производственного обучения. Данная система использования имитационных фирм способствует максимальной реализации компонентов программ производственного обучения, а также раскрытию творческого потенциала студентов.

Подготовка выпускников к будущему заключается не только в их готовности работать, но и в освоении ими жизненно необходимых навыков, в том числе по использованию современных технологий. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит замена знание-во-ориентированной педагогики на личностно ориентированный подход.

В процессе обучения и прохождения практики студенты и обучающиеся под руководством преподавателя знакомятся с условиями реальной деятельности виртуального предприятия, а затем самостоятельно разрабатывают и последовательно реализуют стратегию, обеспечивающую развитие предприятия и получение результата. Чтобы научиться и получить реальный практический опыт, специалисту потребуется несколько лет профессиональной деятельно-

сти. В этом случае при подготовке будущих специалистов целесообразно использовать комплекс образовательных программ, разработанных на основе игровых обучающих технологий. Это обеспечит новое качество подготовки экономистов в соответствии с достижениями мирового научно-технического прогресса.

Созданные условия на базе имитационных фирм являются основой для получения практического багажа знаний по принятию управленческих решений, выбору стиля управления, развитию навыков стратегического планирования в различных производственных ситуациях.

Учебная имитационная фирма расставляет приоритеты в обучении. Студентами отрабатываются как профессиональные компетенции, так и общие, или ключевые - работа в команде, принятие решений и ответственность за их выполнение, инициативность и самостоятельность и т. д.

Важным становится не только то, как студенты работают с документами, выполняют отдельные профессиональные обязанности, но и ощущают себя как команда единомышленников, работающих на продвижение своей фирмы на рынке, что создает реальные условия конкурентоспособной среды.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТДЕЛЕНИЯ «ФЛОРИСТИКА»

С. В. Телепова, преподаватель ГОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна», г. Новокузнецк

Маркетинговые исследования рынка услуг показали, что в крупных мегаполисах и в индустриально насыщенных городах вырос спрос на такие профессии, как флорист и ландшафтный дизайнер. База нашего техникума к новому направлению готова, поскольку суть образовательного процесса техникума - гибкость, адаптивность к современной экономической ситуации.

В данной статье речь пойдет о перспективе открытия в 2013 году в Кузнецком техникуме сервиса и дизайна отделения «Флористика».

Считаю, что на отделении «Флористика» должно быть два направления: 1. «Флористика»; 2. «Ландшафтный дизайн».

Вполне ожидаемы опасения, что по одному направлению «Флористика» может возникнуть переизбыток специалистов, что приведет к их невостребованности. Приведу в качестве примера историю одного геологического предприятия.

В начале 2000 года это чисто геологическое предприятие начинает свёртывать основные

свои работы из-за того, что сырья на ранее разведанных площадях достаточно для разработки на 60-70 лет вперёд. Что же было предпринято предприятием для спасения своего производства?

Естественно, первым выходом из создавшейся ситуации стали те виды работ, которые геологи делать умеют - предприятие добивается права ведения работ на договорной основе по бурению гидроскважин как для производств различной формы собственности, так и для частных лиц. И опять проблема: на данных видах работ были задействованы только специалисты-буровики. Тогда эта геологическая экс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.