Научная статья на тему 'Современные подходы к реализации принципа эффективности в управлении предприятием'

Современные подходы к реализации принципа эффективности в управлении предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИБЫЛЬ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кваша Надежда Владимировна, Шитиков Илья Евгеньевич

Рассмотрены современные подходы к проблеме экономической эффективности деятельности предприятия. Проанализированы и охарактеризованы критерии эффективности деятельности с точки зрения практики управления предприятием. Предложен подход к управлению предприятием на основе интеграции финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modem approaches to a problem of economic efficiency of activity of the enterprise are considered. Criteria of efficiency of activity from the point of view of practice of operation of business are analysed and characterised. The approach to operation of business on the basis of integration of financial and not financial indicators of eflkiency of activity of the enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к реализации принципа эффективности в управлении предприятием»

После того как менеджмент предприятия оценил риски, он должен выбрать стратегию управления ими, согласованную с концепцией управления рисками, принятой на предприятии. На этом этапе исследуются доступные предприятию инструменты управления рисками и на этой основе формируется набор альтернативных решений; при этом для разных типов рисков будут характерны различные методы управления ими.

Завершающий этап процесса риск-менеджмента включает в себя непосредственное управление рисками и мониторинг результатов. В рамках этого этапа реализуются управленческие решения, избранные на предыдущем этапе. Мониторинг результатов обеспечивает обратную связь в системе управления рисками, обновление и пополнение информации о рисках и на этой основе - гибкость и адаптивность управления, динамический характер этого процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. 187 с.

2. Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2006. 400 с.

3. Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. М.: Вершина, 2008. 224 с.

4. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. 192 с.

5. Найт Ф. X. Риск, неопределенность, прибыль: Пер. с англ. М. Дело, 2003. 360 с.

6. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: [Учебник] / Под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина. М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 544 с.

7. Хозяйственный риск и методы его измерения: Пер. с венг. / Под ред. Т. Бачкаи, Д. Месена, Д. Мико. М.: Экономика, 1979. 184 с.

8. Холмс Э. Риск-менеджмент: Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. 304 с.

9. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: Учеб. пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. 160 с.

10. Greenfield M.F. Risk management "Risk as a resourse". URL: http:// www.hq.nasa.gov/office/codeq/ risk/risk.pdf.

УДК 330.356.3:65.011.44

Кваша Н.В., Шитиков И.Е.

современные подходы к реализации принципа эффективности

в управлении предприятием

Как известно, основной задачей экономики является наиболее полное с точки зрения полученного результата и наиболее эффективное с точки зрения использования имеющихся для достижения результата ограниченных ресурсов удовлетворение экономических потребностей и интересов общества в целом и отдельных его членов. В кризисных условиях проблема рационального распределения ограниченных ресурсов становится особенно актуальной, поэтому исследование принципов, подходов и методов реализации принципов эффективности в управлении предприятием приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.

В экономической литературе по вопросам анализа эффективности высказываются различные, нередко противоположные точки зрения и единого понимания до сих пор не достиг-

нуто. Для получения оценки эффективности необходимо наличие измерителя предпочтений экономических субъектов, в качестве которого рассматривается функция полезности. Предполагается, что для каждого экономического субъекта одна экономическая ситуация, если она приносит большую полезность, предпочтительнее другой. При этом экономические субъекты стремятся максимизировать значение функции полезности в условиях ограниченности ресурсов. Однако увеличение полезности одного субъекта не должно достигаться за счет уменьшения полезности другого.

Следует отметить, что в отечественной экономической науке функция полезности не находит широкого применения. В то же время современные подходы не отрицают положений неоклассической теории, а скорее на ее основе

предлагают методики применения принципов эффективности в управлении предприятием.

Коммерческому предприятию как организационной системе присущ целенаправленный характер функционирования. Согласно общепринятому пониманию целенаправленная деятельность - это движение в одном направлении, в направлении поставленной цели. При этом управление предприятием обеспечивает достижение цели его деятельности с различной степенью внутренней эффективности. Таким образом, встает вопрос об установлении критерия эффективности принятия решений на современных предприятиях.

Основными субъектами, определяющими процесс функционирования предприятия, выступают различные группы лиц: собственники, управляющие, работники, потребители продукции, поставщики, кредиторы, финансовые институты, государство. Рассматривая в качестве субъектов предприятия конкретных индивидов, а также опираясь на классический принцип индивидуализма, можно предположить, что в своей деятельности относительно предприятия данные субъекты руководствуются собственными интересами, которые могут входить в противоречие с интересами других сторон.

Многие исследователи, например [1], считают, что критерием эффективности предприятия должна быть степень удовлетворения потребностей всех сторон, заинтересованных в его деятельности. Однако при реализации данного подхода соблюдение принципа целенаправленности деятельности предприятия практически невозможно. В то же время очевидно, что целевые ориентиры различных заинтересованных сторон необходимо учитывать по-разному. Только управленческие решения высшего руководства и собственников предприятия оказывают прямое воздействие на деятельность предприятия, влияние же других заинтересованных сторон, как правило, косвенно и проявляется в наличии определенных ресурсных или прочих ограничений на деятельность предприятия.

Кроме того, согласно концепции собственности, собственник предприятия является претендентом на остаточный доход, т. е. лицом, имеющим право на получение любого чистого дохода от деятельности предприятия [2]. Если претендент на остаточный доход имеет право конечного контроля, то, действуя исключительно в собственных интересах и максимизируя собственные доходы, он будет вынужден принимать эффективные решения. Если субъект предприятия (например,

наемный директор) отвечает только за определенную часть издержек или выгод, то данный субъект, возможно, сочтет выгодным для себя игнорировать некоторые из последствий, что приводит к принятию неэффективных решений. Комбинация двух аспектов права собственности - конечного контроля и получения остаточного дохода - создает сильные стимулы, побуждающие собственника сохранять и увеличивать стоимость актива.

В 90-х годах Всемирный институт компании McKinsey & Company, Inc. проводил исследования, которые показали наличие прямой зависимости между благосостоянием собственников корпораций и эффективностью экономики страны в целом [3].

Таким образом, большинство западных исследователей (а в настоящее время и целый ряд отечественных, например [4]) сходятся во мнении, что обобщающий критерий эффективности принимаемых решений должен базироваться на прогнозировании доходов собственников предприятия, быть приемлемым для всех уровней и аспектов управленческих решений, включая поиск источников финансовых ресурсов, собственного инвестирования, распределения доходов. Таким показателем является стоимость предприятия (внутренняя стоимость предприятия), под которой понимается текущая стоимость денежных потоков предприятия. Устойчивое равенство рыночной оценки и внутренней стоимости предприятия достигается только на совершенных рынках капитала, так как в общем случае рыночная цена предприятия является функцией нескольких переменных: внутренней стоимости предприятия, макроэкономических факторов и субъективных настроений продавцов и покупателей ценных бумаг.

Могут быть выделены следующие характеристики показателя стоимости предприятия, свидетельствующие об оптимальности данного критерия эффективности:

стоимость предприятия - долгосрочный показатель, так как охватывает весь период экономической жизни предприятия. Благодаря этому, показатель стоимости дает адекватную оценку эффективности инвестиционных решений, перспективам предприятия, а также деятельности предприятия как в финансовом, так и в качественном аспектах;

показатель стоимости предприятия учитывает риски получения денежных доходов через требуемую норму доходности инвестированного капитала;

показатель стоимости предприятия учитывает цену вложенного капитала;

использование показателя стоимости предприятия не требует изучения системы временных предпочтений инвесторов.

Управление стоимостью предприятия - это система методов воздействия на внутренние факторы предприятия и опосредованно на факторы внешней среды с целью обеспечения его динамичного развития, повышения устойчивости во внешней среде, инвестиционной привлекательности посредством достижения роста его стоимости.

В то же время показатель стоимости предприятия характеризуется слабой операциональностью в отношении тактических решений и деятельности предприятия, что обусловлено высокой неопределенностью показателя денежного потока в отдаленных периодах времени и несопоставимостью инвестиционных и операционных денежных потоков в текущих периодах. С целью преодоления указанных недостатков для оценки и анализа стоимости предприятия может быть использована концепция потока экономической прибыли (EP). Экономическая прибыль характеризует дополнительную стоимость, создаваемую предприятием за любой период времени или приращение стоимости инвестированного на предприятии капитала к концу определенного периода:

EP = I (p - & (1)

где I - инвестированный в предприятие капитал; p — рентабельность инвестированного в предприятие капитала; — требуемая доходность инвестированного в предприятие капитала.

Показатель экономической прибыли предприятия может быть определен в каждом периоде времени. Если предположить, что экономическая прибыль постоянна в каждом периоде времени, то ее текущая (приведенная) стоимость (PEP) может быть определена следующим образом:

EP

PEP =-= I

k

с \ i -1

(2)

При этом стоимость предприятия может быть определена как сумма величины инвестированного капитала и приведенной стоимости прогнозируемой экономической прибыли: V = I + PEP. Таким образом, при соблюдении указанных предположений стоимость предприятия может быть определена по следующей формуле:

EP

V = I + PEP = I + — = I +1 k

где П - операционная прибыль предприятия.

Р -1

Л ,

= 1А(3) k k'

В то же время при всей значимости и приоритетности экономических показателей некоторые исследователи, например [5], указывают на недостаточность использования только экономических характеристик деятельности. В качестве основных недостатков данного подхода называют: ретроспективный (исторический) характер финансовых показателей, что значительно уменьшает их ценность для принятия стратегических управленческих решений; статический характер или неполный динамический характер, что выражается в отсутствии в системе четкой модели управления экономическим результатом деятельности; недостаточную согласованность стратегического и тактического аспектов управления эффективностью; недостаточное внимание нематериальным активам предприятия.

Отмечается, что в эпоху постиндустриальной экономики управление нематериальными активами оказывает весьма существенное влияние на показатель стоимости предприятия, а следовательно и на эффективность его деятельности [6]. В то же время использование нематериальных активов определяет следующие особенности в процессе формирования стоимости предприятия:

создание стоимости из нематериальных активов имеет опосредованный характер, влияя на экономические показатели деятельности через цепь причинно-следственных связей;

стоимость нематериальных активов имеет контекстуальный характер, так как зависит от их соответствия стратегии компании;

инвестирование в нематериальные активы имеет для предприятия потенциальный характер;

нематериальные активы сами по себе, как правило, не создают стоимость, которая возникает только тогда, когда нематериальные активы эффективно сочетаются друг с другом, с материальными активами и со стратегией предприятия.

Для преодоления вышеуказанных недостатков управления и для анализа эффективности деятельности, основанных только на финансово-экономических показателях, необходима интеграционная система, объединяющая подход к управлению как финансовыми, так и нефинансовыми показателями. В настоящее время широкое распространение получил метод сбалансированной системы показателей эффективности (BalancedScorecard, BSC) [5, 6]. В общем смысле BSC - это система стратегического управления предприятием на основе оценки эффективности его деятельности по набору показателей. Показатели подбираются таким образом, чтобы учесть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Максимизация стоимости предприятия

Стратегический уровень управления

Оперативный уровень управления

Управление по стратегически важным аспектам деятельности

6

Потребители

Концепция BSC Внутренние бизнес-процессы

Инновации, обучение и развитие/

с Финансово- N

экономическим

ч аспект J

Финансово^ экономический аспект

_J

Управление стоимостью предприятия (1/ВМ-подход)

Оценка эффективности

Управление по финансово-экономическим показателям

--■^реализации/---

Интегральный ^ стратегии ( Аналитический

показатель стоимости предприятия

показатель экономической прибыли

Текущие финансово-экономические показатели

Неэкономический аспект

Управление по неэкономическим показателям

Текущие показатели деятельности по направлениям (в соответствии с концепцией BSQ

6

Потребители

Внутренние бизнес-процессы

ИнновацииЛ обучение и развитиеJ

Рис. 1. Обобщенный подход к управлению предприятием на основе интеграции финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности предприятия

все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности: финансовые, производственные, маркетинговые и т. д. Иными словами, система Balanced Scorecard транслирует общую стратегию предприятия в систему взаимосвязанных показателей. Результат внедрения BSC - создание предприятия, ориентированного на выполнение стратегии, что безусловно обеспечивает повышение эффективности всей системы управления.

Система BSC также не лишена недостатков, основной из которых - наличие пробелов в формализации метода. Для разрешения обозначенной проблемы могут быть применены комбинированные схемы, объединяющие BSC и концепцию стоимости предприятия.

На схеме представлен обобщенный подход к управлению предприятием на основе интеграции финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности предприятия. Показана принципиальная возможность трансформации операционных показателей в показатель стоимости предприятия через аналитический показатель экономической прибыли предприятия, что демонстрирует возможность управления

стоимостью предприятия через показатели его текущей деятельности: рентабельность ранее инвестированного капитала, рентабельность новых инвестиций, темпы роста новых инвестиций, затраты на привлечение источников финансирования инвестиций и т.д.

В рамках представленного подхода финансовая составляющая (ориентация на максимизацию стоимости предприятия) рассматривается как генеральный целевой ориентир деятельности предприятия. Взаимосвязанные составляющие сбалансированной системы показателей, - это структура, вокруг которой строится модель системы управления, что позволяет четко установить логику создания стоимости предприятия. Приведенные в стратегическое соответствие показатели BSC являются основным управленческим инструментом создания стоимости, а следовательно, и эффективной реализации стратегии предприятия. Совместное применение показателя экономической прибыли предприятия и системы сбалансированных показателей позволит реализовать предлагаемый подход к управлению предприятием и обеспечить эффективность принятия решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

2. Милгром П., Робертс Дж., Экономика, организация и менеджмент. В 2-х т. СПб., 2004.

3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2008. 576 с.

4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория

и практика. СПб.: Проспект, 2009. 1024 с.

5. Каплан Р., Д. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Каплан Р., Д. Нортон. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004.

УДК 519.8

Ильин И.В., Димова Е.С.

контрактная система предприятия и механизм трансфертных цен

Вопросы эффективности внутрифирменных и межфирменных взаимодействий сегодня также актуальны, поскольку их решение оказывает значительное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий. В современной литературе большое внимание уделяется иссле-

дованию социологических и психологических вопросов сотрудничества и коммуникаций, разрабатываются экономико-математические модели поведения фирмы. В последнее время много исследований посвящено влиянию на эффективность функционирования предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.