Научная статья на тему 'Современные подходы к развитию социального интеллекта у детей младшего школьного возраста'

Современные подходы к развитию социального интеллекта у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный интеллект / социальное развитие / развитие личности / младшие школьники / младший школьный возраст / social intelligence / social development / personality development / primary school children / primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тростянецкая А. В., Панферова Е. В.

Данная статья представляет собой обзор существующих в России программ развития социального интеллекта у младших школьников. В ней рассматриваются теоретические основы социального интеллекта, анализируются особенности различных подходов к его развитию, приводятся примеры конкретных программ и обсуждаются их преимущества и ограничения. Статья призвана помочь специалистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, а также родителям и другим заинтересованным лицам сориентироваться в многообразии существующих программ и выбрать наиболее подходящую для конкретного ребенка или группы детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article is a review of Russian programmes for the development of social intelligence in primary school children. It considers the theoretical basis of social intelligence, analyzes the features of different approaches to its development, provides examples of specific programmes and discusses their advantages and limitations. The purpose of the article is to help specialists working with primary school children, as well as parents and other interested individuals, to navigate through the variety of existing programmes and choose the most appropriate one for a particular child or group of children.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к развитию социального интеллекта у детей младшего школьного возраста»

Тростянецкая Анастасия Вячеславовна

nastasya-130@yandex. ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (магистратура, 1 курс) Научный руководитель: к. псих. н., доцент Е.В. Панферова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Trostyanetskaya Anastasiya Vyacheslavovna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Arts, Social Sciences and Humanities Department (1st year Master's degree student) Scientific advisor: E.V. Panferova, PhD in Psychological Sciences, associate

professor

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация: Данная статья представляет собой обзор существующих в России программ развития социального интеллекта у младших школьников. В ней рассматриваются теоретические основы социального интеллекта, анализируются особенности различных подходов к его развитию, приводятся примеры конкретных программ и обсуждаются их преимущества и ограничения. Статья призвана помочь специалистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, а также родителям и другим заинтересованным лицам сориентироваться в многообразии существующих программ и выбрать наиболее подходящую для конкретного ребенка или группы детей.

Ключевые слова: социальный интеллект, социальное развитие, развитие личности, младшие школьники, младший школьный возраст.

Abstract: This article is a review of Russian programmes for the development of social intelligence in primary school children. It considers the theoretical basis of social intelligence, analyzes the features of different approaches to its development, provides examples of specific programmes and discusses their advantages and limitations. The purpose of the article is to help specialists working with primary school children, as well as parents and other interested individuals, to navigate through the variety of existing programmes and choose the most appropriate one for a particular child or group of children.

Keywords: social intelligence, social development, personality development, primary school children, primary school age.

Социальный интеллект играет ключевую роль в развитии и адаптации детей младшего школьного возраста. Он влияет на успешность в учебе, межличностные отношения, эмоциональное благополучие и общую жизненную

успешность [11]. Развитие социального интеллекта особенно важно в период начальной школы, когда дети активно усваивают новые знания, навыки и модели поведения, формируют свою личность и учатся взаимодействовать с окружающими.

В последние годы в России наблюдается растущий интерес к проблеме развития социального интеллекта у младших школьников. Это обусловлено рядом факторов, таких как изменения в социальной и образовательной среде, возрастающая роль коммуникативных навыков в современном обществе, а также признание важности эмоционального и социального развития наряду с академическими достижениями. В ответ на этот запрос были разработаны различные программы, направленные на развитие социального интеллекта у детей, основанные на различных методологических подходах и использующие разнообразные форматы проведения занятий для различной целевой аудитории. Однако все они преследуют общую цель - помочь детям развить навыки эффективного взаимодействия с окружающими, понимания себя и других людей, а также успешной адаптации в социуме.

Понятие социального интеллекта является сравнительно новым и отчасти проблематичным в психологической науке. Термин был введен Э. Торндайком в 1920 г., а в отечественной психологии впервые описан М. И. Бобневой. С течением времени понятие социального интеллекта приобрело новые трактовки, возможности для измерения и дальнейшего развития.

В научной литературе встречаются различные определения социального интеллекта, которые можно условно разделить на две группы: когнитивный подход, рассматривающий социальный интеллект как способность понимать и интерпретировать социальную информацию, мысли, чувства и намерения других людей [1], и поведенческий подход, определяющий социальный интеллект как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, строить и поддерживать отношения, достигать своих целей в социальных ситуациях [2].

Концепция социального интеллекта имеет долгую историю развития в рамках различных психологических школ и направлений. Значительный вклад в ее развитие внесли такие ученые, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др.

Существует несколько основных теорий, объясняющих развитие и функционирование социального интеллекта: психоаналитическая теория З. Фрейда, бихевиористская теория Дж. Уотсона и Б. Скиннера, теория социального познания А. Бандуры и теория экологического развития У. Бронфенбреннера [3]. Каждая из этих теорий имеет свои сильные и слабые стороны, акцентируя внимание на различных аспектах формирования социального интеллекта.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд) подчеркивает влияние раннего опыта на формирование личности и социальных навыков. Согласно этой теории, социальный интеллект развивается в процессе взаимодействия ребенка с родителями и другими значимыми взрослыми.

Бихевиористская теория (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) фокусируется на роли научения в развитии социального поведения. Согласно этой теории, социальный интеллект формируется через подкрепление и наказание, а также через наблюдение и подражание другим людям.

Теория социального научения (А. Бандура) рассматривает, как люди обрабатывают социальную информацию и как это влияет на их поведение. Согласно этой теории, социальный интеллект включает в себя такие когнитивные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и принятие решений в социальных ситуациях.

Теория экологических систем (У. Бронфенбреннер) признает влияние различных социальных контекстов (семья, школа, культура) на развитие ребенка. Согласно этой теории, социальный интеллект формируется в процессе взаимодействия ребенка с различными социальными системами.

Сравнительный анализ теорий показывает, что психоаналитическая теория подчеркивает важность раннего опыта, но сложна для эмпирической проверки; бихевиористская теория акцентирует роль научения и возможности формирования социальных навыков, но недооценивает роль когнитивных процессов; теория социального научения фокусируется на когнитивных процессах и их влиянии на социальное поведение, но уделяет недостаточно внимания эмоциональным и мотивационным аспектам; теория экологических систем учитывает влияние различных социальных контекстов, но сложна для изучения взаимодействия различных систем.

Социальный интеллект играет важную роль в развитии и адаптации детей, влияя на их успешность в учебе, межличностные отношения, эмоциональное благополучие и общую жизненную успешность. Таким образом, развитие социального интеллекта у детей младшего школьного возраста является важной задачей, способствующей их успешной адаптации, обучению и развитию.

В России существует ряд программ, направленных на развитие социального интеллекта у младших школьников. Они различаются по методологической основе, формату проведения и целевой аудитории. Вот некоторые из них.

1. Программы, основанные на активных методах обучения:

• «Мы вместе!» (К. В. Шевченко, И. И. Николаева): Эта программа состоит из трех разделов, направленных на формирование позитивной «Я-концепции», развитие навыков общения и взаимодействия, а также снятие психоэмоционального напряжения. Занятия проводятся в игровой форме с использованием музыкотерапии, театрально-игровой деятельности, художественных и проективных методик [13].

• «Страна понимания» (Р. Р. Калинина): Программа фокусируется на развитии эмпатии, умения понимать и принимать чувства других людей [7].

• «Сотрудничество» (О. А. Ивашова): Эта программа направлена на развитие навыков сотрудничества, умения работать в команде и достигать общих целей [6].

2. Программы, основанные на сказкотерапии и игротерапии:

• «Сказкотерапия для младших школьников» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): Программа использует сказки и сказочные образы для развития эмоционального интеллекта, социальных навыков и творческого мышления [5].

• «Игротерапия в начальной школе» (М. В. Ермолаева): Программа использует игры для развития коммуникативных навыков, умения разрешать конфликты и сотрудничать с другими детьми [4].

3. Программы, основанные на когнитивно-поведенческой терапии:

• «Уроки общения» (С. В. Кривцова): Программа направлена на развитие навыков эффективного общения, умения слушать и понимать собеседника, а также выражать свои мысли и чувства [9].

• «Управление гневом» (О. В. Хухлаева): Программа помогает детям научиться распознавать и контролировать свои эмоции, особенно гнев, и находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций [12].

4. Программы, разработанные в рамках конкретных образовательных учреждений. Многие школы и детские центры разрабатывают собственные программы развития социального интеллекта, учитывая специфику своей образовательной среды и потребности своих учеников.

На базе МБОУ ЦО №15 г. Тула, в течение 2023-2024 учебного года, мы применяли программу «Сказкотерапия для младших школьников», разработанную Татьяной Даниловной Зинкевич-Евстигнеевой. В рамках реализации программы проводилась систематическая работа с учениками третьего класса, включающая в себя чтение и обсуждение различных сказок, а также различные практические упражнения, направленные на развитие воображения и эмоциональной сферы. По предварительно проведенному нами анализу на уровень интеллекта с применением методики Дж. Гилфорда [3], Г. Ю. Айзенка [1] , было выявлено три группы учащихся. В первую группу вошли ученики с низким уровнем интеллекта, вторая группа состояла из учеников с достаточно высоким уровнем и третья группа - с высоким уровнем интеллекта. Детям предлагалось не только слушать и воспринимать сказки, но и активно участвовать в их создании и интерпретации. Благодаря этой программе, дети не только получали удовольствие от чтения и прослушивания сказок, но и развивали навыки коммуникации, аналитического мышления, саморегуляции и эмпатии. Сказка становилась для них не только средством развлечения, но и попутным средством саморазвития и самопознания. Таким образом, программа «Сказкотерапия для младших школьников» является эффективным инструментом для работы с детьми, позволяющим не только развивать их воображение и эмоциональную сферу, но и помогающим им справляться с проблемами и победить свои страхи. Этот метод оказывает положительное влияние на детей, помогая им стать более уверенными, счастливыми и успешными в жизни. В результате проведения анализа по данной программе, мы получили положительную динамику роста успеваемости одной третей части учеников, в основном из первой и второй групп. Учащиеся третей группы также улучшили и закрепили свои результаты. Исходя из анализа проведенной работы, мы отметили повышение общей успеваемости класса.

Тростянецкая А.В.

Тго81уапе18кауа Л.У.

Формат проведения занятий в рамках различных описанных выше программ различается. Большинство из них предполагают групповые занятия, позволяющие детям учиться взаимодействовать друг с другом и развивать социальные навыки в реальных ситуациях [14]. Однако некоторые программы, особенно основанные на когнитивно-поведенческой терапии, могут проводиться индивидуально, учитывая особенности и потребности каждого ребенка. Кроме того, появляются онлайн-программы, предоставляющие детям возможность развивать социальные навыки в удобном для них формате.

Целевая аудитория программ развития социального интеллекта может быть универсальной, подходящей для всех младших школьников, или специфической, разработанной для детей с особыми потребностями, такими как задержка развития, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Каждая из методологических основ имеет свои сильные и слабые стороны. Активные методы обучения способствуют развитию самостоятельности, креативности и навыков сотрудничества, менее эффективны для детей с низкой мотивацией, требуют высокой квалификации педагога. Сказкотерапия и игротерапия доступны и привлекательны для детей, развивают эмоциональный интеллект, но могут быть менее эффективны для развития конкретных социальных навыков. Когнитивно-поведенческая терапия эффективна для коррекции проблемного поведения и развития навыков саморегуляции, но может быть менее привлекательна для детей, требует высокой квалификации специалиста.

При выборе программы необходимо учитывать конкретные цели и потребности ребенка. Для развития общей социальной компетентности подойдут программы, основанные на активных методах обучения или сказкотерапии. Для коррекции проблемного поведения и развития навыков саморегуляции более эффективны программы, основанные на когнитивно -поведенческой терапии [8].

Важно отметить, что все описанные программы имеют научное обоснование и доказали свою эффективность в развитии социального интеллекта у младших школьников. Однако их результативность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, квалификации специалистов, проводящих занятия, и условий реализации программы. Программы, разработанные в рамках конкретных образовательных учреждений и учитывающие специфику их образовательной среды и особенности учеников, наиболее адаптированы к реальным условиям, но их эффективность может быть ограничена рамками конкретной школы или детского центра.

Разнообразие программ развития социального интеллекта у младших школьников в России позволяет выбрать наиболее подходящую для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и цели, которые необходимо достичь. При выборе программы важно ориентироваться на ее научное обоснование, квалификацию специалистов, проводящих занятия, и возможности адаптации к реальным условиям. Комплексный подход, сочетающий различные методы и форматы работы,

может быть наиболее эффективным для развития социального интеллекта у младших школьников, поскольку он помогает детям получить разносторонний опыт и развить различные аспекты их социальной компетентности. Это позволяет им успешно адаптироваться и преуспевать в обществе, что является ключевым аспектом их будущего.

Проведенный в данной статье обзор и анализ одной из программ развития социального интеллекта у младших школьников позволяет сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, эффективность программы зависит не только от ее методологической основы, но и от квалификации специалистов, проводящих занятия, а также от возможностей адаптации к реальным условиям и потребностям конкретных детей [10]. Во-вторых, наиболее перспективным представляется комплексный подход, сочетающий различные методы и форматы работы, такие как активные методы обучения, сказкотерапия, игротерапия и когнитивно-поведенческая терапия. В-третьих, важно учитывать не только универсальные закономерности развития социального интеллекта, но и индивидуальные особенности детей, в том числе наличие особых образовательных потребностей.

Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на углубленное изучение механизмов развития социального интеллекта у младших школьников, разработку новых методов и технологий работы, а также на оценку эффективности существующих программ в различных условиях и на разных выборках детей. Особого внимания заслуживает проблема подготовки специалистов, способных квалифицированно проводить занятия по развитию социального интеллекта и оказывать поддержку детям и их семьям.

Развитие социального интеллекта у младших школьников является и задачей образовательных учреждений, и общей ответственностью общества. Только объединив усилия и обеспечив комплексную поддержку детей на всех уровнях, мы сможем воспитать поколение, способное успешно адаптироваться к вызовам современного мира, строить гармоничные отношения с окружающими и реализовывать свой потенциал в различных сферах жизни.

Литература:

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. -

56 с.

2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 312 с.

3. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта. - В кн.: Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 534 с.

4. Ермолаева М. В. Игровая терапия в детском саду. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.

6. Ивашова О.А. Развитие коммуникативных способностей у детей. -Ярославль: Академия развития, 2004. - 157 с.

Тростянецкая А.В.

Тго81уапе1зкауа Л.У.

7. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.

8. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. - Минск, 2010. - 368 с.

9. Кривцова С. В. Уроки общения. - М.: Генезис, 2004. - 64 с.

10. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. -

65 с.

11. Торндайк Э. Л. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк. - М.: Назрань; АСТ, 1998. - 701 с.

12. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2005. - 312 с.

13. Шевченко К. В., Николаева И. И. Развитие социального интеллекта младших школьников посредством психолого-педагогической программы «Мы вместе» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 11. - С. 107-110.

14. Щербинина Н. И., Мамедова Л. В. Психолого-педагогическая программа Мы - вместе! как форма развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста // Инновации в науке. Сб. ст. по материалам ХК! межднар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: «СибАК», 2015. - С. 186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.