УДК 7.091
Н.П. Точицкая
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ БЕЛОРУССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ТЕАРТ-2014»
Белорусский государственный университет
Театральное искусство в Беларуси является одним из самых значимых сфер художественной культуры. Этим объясняется, почему в нашей стране такое пристальное внимание уделяется проведению Республиканских и Международных фестивалей и форумов театрального искусства. К самым престижным из них относятся Международный театральный фестиваль «Белая вежа»; Международный фестиваль театрального искусства «Панорама»; Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар»; Международный молодежный театральный форум «M@art. Контакт».
Немаловажным для успешного проведения фестивалей и форумов такого типа является их оснащение самой совершенной на сегодняшний день системой визуальных коммуникаций, компонентами которой являются: фирменный стиль; рекламно-графическая и сувенирная продукция; средства навигации и трансляции; театральные афиши и плакаты; ряд внутренней и наружной рекламы; буклеты, флаеры и др. Причем, дизайнерское исполнение всех этих визуальных компонентов для столь престижных фестивалей по своей художественной стилистике и идейным замыслам должно безукоризненно соответствовать высокому уровню проведения самих фестивалей, а самое главное, отражать театральную специфику сценических постановок, как правило, оригинальных, интересных и выразительных по своим экспериментальным находкам.
Что касается проведения фестивалей театрального искусства в нашей республике, то перед разработчиком визуальной системы коммуникаций ставится еще и другая, весьма ответственная задача - отразить в их общем художественно-образном строе черты национального театрального искусства, которое у нас в Беларуси имеет свои глубокие, уходящие в древность, традиции.
Другим аспектом разработки визуального комплекса театральных фестивалей, на площадках которых демонстрируется искусство современных режиссеров, весь арсенал визуальных коммуникаций также должен нести в себе стилистику современного искусства, т.е. должен быть оригинальным, выразительным и ярким по своим творческим установкам.
Основная цель моего проекта, основные идеи которого я попыталась раскрыть в данной статье, заключается в создании визуальных коммуникаций для одного из наиболее престижных Международных театральных форумов, получившего название - «Теарт». Этот форум, сравнительно недавно начавший осуществлять свою деятельность, тем не менее, получил уже известность не только за рубежом, но и в нашей стране. Миссия форума «Теарт», как любого
26
Научные стремления, 1 (9)2014
театрального фестиваля, состоит в поддержке и популяризации современного театрального движения в лучших его проявлениях и достижениях. Его задача также заключается в том, чтобы дать возможность выступить на сценических площадках сравнительно молодым творческим театральным коллективам, позволить зрителям увидеть лучшие проекты в сфере театрального искусства разных регионов мира. Но прежде всего, программа форума «Теарт» открыта для экспериментальных, новаторских по своему духу театральных постановок.
В 2014 г. намечено проведение этого форума у нас в Минске. Моя разработка системы визуальных коммуникаций предназначена именно для этого форума.
Наиболее важной задачей концепции проекта (которая нашла свое практическое воплощение в представленных здесь эскизах) является, во-первых, отражение в визуальных образах форума культурно-исторического своеобразия театрального искусства Беларуси, а во-вторых, сделать эти образы современными по своему звучанию, адекватными стилистике театра с его стремлением к оригинальности и эксперименту. Задача непростая, но от ее успешного решения зависит в немалой степени и успех минского форума «Теарт-2014».
Другим аспектом его плодотворного и успешного проведения является использование инновационных технических средств и технологий. Так, по моей концепции для форума «Теарт-2014» планируется применение лазерного, голографического и светодиодного оборудования для трансляции символики фестиваля и создания ее информационной зоны в разных местах городского пространства столицы, в том числе на стенах и крышах архитектурных сооружений, а также непосредственно на сценических площадках Минска. В холлах театров по задуманному плану проектируется создание информационных роликов с трансляцией программы форума, показами видеосюжетов отдельных фрагментов театральных постановок и др. Посредством проекторной техники будет создана специальная система навигации, размещенная на стенах, полах интерьеров театральных площадок, позволяющая участникам и гостям форума максимально точно ориентироваться в фестивальном пространстве. Для каждого отдельного спектакля планируется своя стилистика и свое цветовое решение подобной системы навигации, соответствующие общей атмосфере сценической постановки.
Выше речь шла о необходимости воплощения в образной системе проектируемого визуального комплекса форума, проводимого в Беларуси, национального элемента. Как известно, основными истоками белорусского профессионального театра являлись древние народные верования и обряды. В этой связи в своих поисках создания визуального ряда форума я обратилась к белорусской мифологии, календарно-обрядовой поэзии, языческим фольклорным образам. Белорусская мифология во многом сохраняет общеславянские корни своего происхождения, хотя в наших мифах есть персонажи, которые характерны только для Беларуси. Один из таких ярких мифологических персонажей выбран мною для талисмана форума
27
«Теарт-2014». Речь идет об образе бога веселья, Щедреце, который, по преданию, опекает праздники, игры молодежи и т.п. По фольклорным описаниям - это мужественный статный юноша богатырского роста и телосложения. Одет он в широкий плащ яркого цвета, увешанный яркими колокольчиками, цветными обрезками ткани и длинными тесемками. На голове у него корона, на лице - веселая и одновременно устрашающая маска с красными щеками и таким же красным носом. Из-под короны у него выбиваются длинные волосы из конского хвоста, в руках он держит толстый жезл. По фольклорным представлениям, его постоянно сопровождает свита существ, по облику напоминающая самого Щедреца. Сам бог веселья разъезжает в специальном возке, увешанном, как и он сам, разноцветными украшениями, обрезками цветных тканей и колокольчиками [1, с. 129].
Щедрец как бог праздника и веселья, безусловно, несет в своем образе позитивное игровое начало, поэтому его стилизованное изображение как нельзя лучше подошло для главного талисмана форума «Теарт-2014». Во всем его облике, разработанном мною в эскизах проекта, отражены черты, присущие образам народной белорусской культуры. Так, в его костюме использована цветовая гамма национального колорита, что создает запоминающийся ассоциативный ряд, связанный с Беларусью, ее древней культурой, послужившей истоком формирования театрального искусства.
Рис. 1. Н.П.Точицкая. Эскиз талисмана театрального форума
«Теарт -2014»
При разработке логотипа форума, мне также хотелось найти его яркий, оригинальный, легко запоминающийся образ и уйти от распространенных клишированных стереотипных логотипов театральных фестивалей, в основу которых берут такие известные символы театра, как театральная маска, театральный занавес или театральная вешалка, с которой, как известно, начинается театр.
28
Научные стремления, 1 (9)2014
Я поставила пред собой совершенно иную творческую задачу - создать логотип, синтезирующий в себе, с одной стороны, национальные истоки белорусской культуры, ив то же время выразить в нем общечеловеческие представления о мире. Исходя из этой логики, для логотипа был выбран символ Солнца, имеющий у всех народов мира, в том числе и у белорусов, одно и то же основополагающее значение - быть символом жизни, всего живого на земле -людей, животных и растений. Отображение солярных знаков можно во множестве вариантов найти в убранстве белорусских домов, в орнаментах, нанесенных на предметы быта, одежду, рушники. Его символы отражены в языческих обрядах, различных заклинаниях, народных песнях и хороводах. В графическом начертании знаки солнца представлены по-разному, но чаще всего они изображались в виде формы круга.
В логотипе театрального форума я интерпретирую знак солнца по-своему, синтезируя национальную семантику знака с поиском его современной трактовки. С этой целью я постаралась в графическом изображении логотипа сделать прежде всего акцент на динамическом развитии знака-образа солнца, показать начало этого развития, его кульминацию и переход в форму разомкнутого круга. Такое графическое решение логотипа позволило ему перерасти в символ вечности, вечного движения, устремленного к совершенству, что является идеальной сущностью любого творчества, в том числе и театрального. В моей композиции динамике и экспрессии подвергнуты не только графическое решение логотипа, но и сам шрифт. Подобное решение логотипа становится также выражением нашей стремительной и динамичной эпохи, которая не дает застыть ни одной идее и ни одной форме, что в полной мере относится и к искусству современного театра.
Рис. 2. Н.П.Точицкая. Эскиз логотипа театрального форума
«Теарт -2014»
В качестве примеров графического решения театральных плакатов, я хочу остановиться на создании двух плакатов «Шепот Стен» и «Ремонт», где я применяю несколько графических приемов, навеянных смысловым содержанием театральных пьес, по мотивам которых создавались образы этих плакатов. Речь идет здесь об использовании специальных графических
29
эффектах, цветовой контрастности, применения коллажей и особого шрифтового решения. На плакате «Шепот стен» размещен фрагмент фотографии театрального здания в современной графической обработке, под воздействием которой созданный образ несет в себе элементы таинственности и неизвестности. Данный образ направлен на пробуждение потока осознанных и неосознанных эмоций у человека, вовлекая его в мир фантазий и иллюзий, что характерно для спектакля, которому посвящен этот плакат.
Рис. 3. Н.П.Точицкая. «Шепот стен». Режиссер Виктория Тьере-Чаплин. Эскиз плаката театрального форума «Теарт -2014»
При создании эскиза плаката «Ремонт» также используется целый набор выразительных средств и приемов, таких как коллаж, своеобразные обработки фактуры и цвета и др. Запоминающим моментом здесь становится стилизованное изображение шпатель-гильотины. Данный образ-аллегория олицетворяет собой поиск человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей, которые в повседневном его существовании часто уходят на второй план или оборачиваются простым потребительским отношением к самой жизни, к другому человеку, и в конечном итоге, к самому себе, что ведет к постепенному угасанию жизненной потенции человека, его созидающих, творческих устремлений еще до прихода смерти.
Данные подходы к решению этих двух театральных плакатов направлены на то, чтобы взглянуть на театральное искусство с точки зрения философских поисков и оснований, которые заложены в его лучших образцах. В театре как в зеркале отражаются человеческие идеалы и человеческие пороки.
30
Научные стремления, 1 (9)2014
Рис. 4. Н.П.Точицкая. «Ремонт». Режиссер Вячеслав Иноземцев. Эскиз плаката театрального форума «Теарт -2014»
Все компоненты визуального комплекса в целом, так или иначе, являются опознавательными знаками форума, его визитными карточками. Их символика многократно транслируется и высвечивается на всей фестивальной продукции - сувенирной, рекламной и информативной.
Рис. 5. Н.П.Точицкая. Эскиз элементов визуальных коммуникаций форума театрального искусства «Теарт -2014»
В целом в проектировании визуальных коммуникаций Белорусского международного форума театрального искусства выразилось желание и стремление автора к созданию выразительного, оригинального по своему художественному воплощению и инновационным находкам визуального комплекса, использования для его эффективной работы самого современного
31
технического оборудования, экологически чистого, экономически выгодного и отвечающего требованиям современного дизайна. Все это делается с одной целью - привлечь внимание зрителя, прежде всего отечественного зрителя, к работе форума «Теарт-2014», проводимого в Беларуси, цель которого -раскрывать и популяризировать достижения современного театрального искусства.
Список использованных источников:
1. Капица, Ф.С. Тайны славянских богов / Ф.С. Капица. - М.: КЛАССИК, 2007. - 129 с.
N.P.Tochytskaya
MODERN APPROACHES TO DESIGNING VISUAL COMMUNICATIONS OF BELARUSSIAN INTERNATIONAL FORUM OF DRAMATIC ART "THEATRE-2014"
Belarussian State University Summary
Principles for designing visual communications of Belarussian international forum of dramatic art "Theatre-2014" are considered in this article. A special attention is payed to creating symbols and elements that contain cultural traditions of Belarus in the context of modern approaches and beliefs.
32