_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 159.9
Бородина Викторина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Соломатин Евгений Вячеславович
Кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт внутренних войск им. И. К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация. В статье понятие «одаренность человека» раскрывается в контексте постне-классической парадигмы, которая все более утверждается на современном этапе развития психологической науки. Человек рассматривается как сложная, открытая, самоорганизующаяся система, способная к самодвижению. Утверждается идея о том, что в каждом человеке проявляется одаренность как особая индивидуальная чувствительность к миру, позволяющая человеку выстраивать свой уникальный стиль и образ жизни.
Ключевые слова: одаренность, способности, талант, постнеклассическая парадигма, уникальность.
Проблема выявления и дальнейшего развития одаренных детей вызывает огромнейший интерес во всем мире. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность [1; 4; 6; 7]. Повышенное внимание к проблеме одаренности главным образом связано с экономическим рывком многих развитых стран, а именно с возросшим уровнем общей образованности населения и значительными достижениями в области психолого-педагогических наук.
Интенсивно проблема одаренности разрабатывалась в зарубежной психологии (А. Бине, Л. Терстоун, Ч. Спирмен, У Штерн и др.). Зарубежными учеными велась дискуссия в отношении основных характеристик одаренности. Следствием этого явились более ста теорий, посвященных проблемам одаренности. Несмотря на то что эти теории рассматривали одаренность в разных аспектах, виды одаренности выделены не были, единства в отношении природы и структуры одаренности достигнуто не было.
По мере развития психологической науки менялось представление об одаренности как однофакторном явлении. В настоящее время ученые сходятся во мнении, что недопустимо связывать одаренность с высоким уровнем интеллектуального развития. Так, например, одной из наиболее известных за-
рубежных концепций одаренности является теория трех колец Дж. Рензулли, которая раскрывает одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности» [13, с. 27]. Рензулли подчеркивает, что ни одна из этих характеристик сама по себе недостаточна, чтобы «создать одаренность». Каждая из трех групп является «равным партнером» в создании одаренности [12, с. 182].
Выявление, формирование и развитие способностей и одаренности представляет собой одно из важных направлений отечественной психологии, в русле которого осуществлялись многочисленные исследования ученых (Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич, В. Н. Дружинин и др.). Теоретические основы в разработке проблемы одаренности были заложены в исследованиях Б. М. Теплова, рассматривающего одаренность через способность или комплекс способностей, «от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [10, с. 37]. В. С. Юр-кевич под одаренностью понимает высокий уровень развития каких-либо способностей.
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ
Н. С. Лейтес отмечает, что одаренность ребенка связана с более высокими, чем у его сверстников творческими проявлениями и более высокой восприимчивостью к учению [5]. В психологическом словаре одаренность трактуется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности [8]. Более широкое представление об одаренности можно также связать со способностью совершать сверхнормативные усилия, со сверхмотивацией, со способностью реализовывать свой потенциал.
Особый интерес представляет рабочая концепция одаренности, разработанная коллективом авторов под руководством Д. Б. Богоявленской, в которой одаренность представлена как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом [9]. При этом особое значение авторы придают направленности личности, системе ценностей, которые ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Сторонники одной точки зрения считают, что путем создания благоприятных условий до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка. Приверженцы противоположной точки зрения утверждают, что одаренность - уникальное явление и нужно уделить основное внимание поиску одаренных детей.
В соответствии с современными научными представлениями об одаренности (трехкольцевая концепция одаренности Дж. Рензулли, рабочая концепция одаренности Д. Б. Богоявленской, Ю. Д. Бабаевой, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, В. С. Юркевич, Д. В. Ушакова и др.), в которых одаренность определяется взаимодействием трех основных групп качеств человека: общих интеллектуальных способностей, креативности, увлеченности задачей (мотивацией), предметом диагностики явились интеллект, креативность, личность (прежде всего мотивация и интересы), а также характеристики поведения и деятельности учащихся.
Сложность обсуждения и решения проблем, связанных с понятием «одаренность человека», обусловлена состоянием пси-
хологии. Все более утверждается постне-классическая парадигма, которая конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе (А. Г. Асмолов, Б. Братусь, Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев и др.). Психологическое мышление, явившееся вследствие отказа от понимания психики как отражения объективного мира в пользу ее понимания как порождения новой реальности, меняет предмет психологии, центрируя ее на человеке, выводя на первый план динамический жизненный мир человека с его хронотопическими характеристиками и феноменологическим планом.
По мнению В. Е. Клочко, в зарождающейся постнеклассической науке проблему одаренности можно рассмотреть как «проблему качества ценностно-смысловой развертки бытия человека и меры осмысленности им собственного жизнеосуществления» [2, с. 76]. В контексте постнеклассиче-ской парадигмы он рассматривает одаренность как «интегральную (эмер-джентную) характеристику человека, определяющую его способность генерировать новые формы мышления, поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике ценностно-смысловых измерений его жизненного пространства, эффективно переструктурировать ментальный опыт в соответствии с новыми задачами и обеспечивать режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления» [2, с. 76]. По мнению В. Е. Клочко, потенциал одаренности может быть рассмотрен «в качестве ресурса саморазвития человека, обнаружен в его переходе из потенциала (как предзаданной возможности) в потенцию как возможность, обладающую силой на свое осуществление» [3, с. 102]. В этом смысле развитие одаренности «вплетено» в процесс саморазвития. Если рассматривать человека как открытую психологическую систему, способную к самодвижению, то одаренность представляется как общесистемное свойство, эмерджентное явление, особое качество, принадлежащее целостному человеку.
Таким образом, одаренность можно характеризовать через способности (комплекс способностей), через результативность деятельности, через сверхмотивацию и т. д., напрямую одаренность связана и со стилем жизни человека. Быть одаренным - это значит жить своим образом жизни,
32
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2015
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
согласно собственной индивидуальности. Одаренный человек обладает особенностями, отличающими его от других людей. Такой человек стремится к одиночеству, независимости от окружения, автономии, но в то же время - к контакту с другими одаренными, умными людьми. Для одаренного человека характерны чувствительность и избирательность восприятия, особое отношение к реальности, умение извлекать практический опыт.
Мы считаем, что нужно отказаться от общераспространенного мнения об одаренности как редком явлении. Рассматривая человека как сложную, открытую, самоорганизующуюся систему, способную к самодвижению, можно сказать, что в каждом человеке проявляется одаренность как особая индивидуальная чувствительность к миру, позволяющая человеку выстраивать свой уникальный стиль и образ жизни, чтобы в нем можно было эффективно и инициативно действовать.
Библиографический список
1. Жафяров А. Ж. Компетентностные модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 3. - С. 192-200.
2. Клочко В. Е. Проблема одаренности: транс-спективный анализ тенденций развития // Теоретическая и экспериментальная психология. -2012. - Т. 5, № 3. - С. 70-77.
3. Клочко В. Е. Развитие одаренности в разных социокультурных и образовательных средах: проблемы организации кросс-культурного ис-
следования // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 50. - С. 100-110.
4. Краснова В. И. Самореализация одаренного подростка как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 3. - С. 248-251.
5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.
6. Мерзон Е. Е. Организационно-педагогические условия развития одаренности школьников педагогами высших школ // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 81-86.
7. Моргунов Г. В. Психология одаренности: инновационный подход // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 239-245.
8. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
9. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: Мин. обр. РФ, 2003. - 95 с.
10. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 34-263.
11. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Электронный ресурс]. - URL: http//www.center-nlp.ra/Hbrary/s55Mp/jurkevich. html (дата обращения: 25.04.15).
12. Renzulli J. S. What makes giftedness? // Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. -1978. - № 60. - P. 180-184.
13. Renzulli J., Reis S. & Smith L. The revolving door identification model. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press, 1981. - 126 p.
Borodina Victorina Nikolaevna
Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof. of the Personality Psychology and Special Psychology Department, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Solomatin Evgeniy Vyacheslavovich
Cand. Sci. (Pedag.), Deputy chief of Department of military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops named after I. K. Yakovlev General of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected], Novosibirsk
THE MODERN APPROACHES TO THE PROBLEM OF A TALENT
Abstract. The article presents the concept of "human talent" is disclosed in the context of post-nonclassical paradigm that increasingly adopted at the present stage of development of psychological science. Man is regarded as a difficult, opened, self-organized and capable to self-propulsion system. It is asserted the idea that every person shows a talent as a special individual sensitivity to the world that allows a person to build their own unique style and the way of life. Being gifted - it means to live the lifestyle of your own according to your personality and characteristics. Keywords: giftedness, ability, talent, post-nonclassical paradigm, uniqueness.
Поступила в редакцию 12.03.2015