А.Е. Герасимова*
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРРЕНТ-ТРЕКЕРОВ
Ключевые слова: торрент-трекер, авторское право в Интернете, Российский союз правообладателей, пиринговые сети, интеллектуальная собственность.
A. Y. Gerasimova. Actual Approaches of Legal Regulation Torrent-trackers Activity
This article is devoted to study such a specific way of sharing information between users as Torrent trackers. A comparative analysis of legislation in Russia and foreign countries, dedicated to this issue, we can draw conclusions about the absence of any complete approach to this issue. In accordance with what practice of different countries are different ways: from the resolution to the strict restrictions and prohibitions of this mode of exchange information as Torrent trackers.
In this paper suggests some mechanisms to organize some work of the trackers in this way to the greatest extent take into account interests of both users and rights holders as well as regulate the activities of Internet service providers.
Анализируя теорию и практику различных систем обмена большими потоками информации в глобальной сети Интернет, наибольший интерес в настоящее время вызывают торрент-трекеры в связи с наличием большого количества споров и отсутствием единого подхода к регулированию данных отношений.
Идея организации деятельности данных сайтов заключается в следующем: существует огромное количество пользователей, каждый из которых обладает определенным набором результатов интеллектуальной деятельности. Для обеспечения обмена между ними создан торрент-трекер - сайт с каталогом информации о результатах интеллектуальной деятельности, находящихся на компьютерах пользователей. Создавая торрент-файлы, люди передают информацию о находящихся у них произведениях, играх, программах и т.д. на трекер для ознакомления другими пользователями. Скачивая данный торрент-файл и открывая его через программу-клиент, пользователь начинает скачивание результатов интеллектуальной деятельности. Отдают их для скачки частями все остальные пользователи, у которых они содержатся, а также те люди, у которых нет всего произведения, игры, программы полностью, но есть какая-либо составляющая. В результате данного процесса пользователь получает интересующий его файл
*Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [gersimovaae@gmail.com]
и одновременно передает его другим пользователям, формирующим аналогичный запрос. Такая схема свободного обмена получила соответствующее название реег-1о-реег (от одного пользователя к другому).
Чтобы разобраться в проблемах правового регулирования данных отношений следует проанализировать существующее законодательство. Первоначально обратимся к нормам российского права.
Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (перечень способов содержит ст. 1270 ГК РФ).
В отношении использования произведения третьими лицами ст. 1229 ГК РФ указывает, что только правообладатель разрешает или запрещает другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности, притом отсутствие запрета не считается согласием. Третьи лица могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя только для личных, информационных, научных, учебных, культурных целей, а также для правоприменения.
Однако в практической деятельности торрент-трекеров данный механизм не нашел своего применения. В настоящее время даже те немногие сайты, которые идут на компромисс с правообладателями, устанавливают механизм, основанный не на законном разрешительном порядке, а на уведомлении в случае обнаружения нарушений. С таким уведомлением к владельцам сайта должен обратиться правообладатель.
От него требуется подтверждение права документально, в числе иных документов требуется регистрация, несмотря на положения ст. 1257 ГК РФ, согласно которой автор является таковым в силу создания им произведения и не должен регистрировать свое право, обязанность подтверждать установлена только в случае возникновения споров.
Только после этого по результатам проверки достоверности данных, администрация удаляет неправомерно размещенные экземпляры произведения с трекера.
Соответственно можно сделать вывод о неэффективности норм, регулирующих данный вопрос, так как по своей сути они остаются мертвыми, неприменимыми на практике, что вызвано рядом причин. Во-первых, связь с правообладателями является весьма затруднительной, особенно в случае их множественности, во-вторых, вследствие отсутствия достоверных сведений о правообладателе, в-третьих, вследствие отсутствия достаточных знаний у пользователей, и т.д.
Статьи 1272 и 1293 ГК РФ допускают распространение правомерно опубликованного произведения, введенного в гражданский оборот на
территории Российской Федерации, путем продажи или иного отчуждения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Однако из данного правила есть исключения: публичная перепродажа (с участием галереи изобразительных искусств, художественного салона, магазина или иной подобной организации) в отношении литературных и музыкальных произведений, произведений изобразительных искусств. В данном случае автор имеет право на вознаграждение.
Положение торрент-трекеров является весьма спорным, так как, с одной стороны, все произведения на них скачиваются в настоящий момент безвозмездно, но с другой - они извлекают прибыль от содержания сайта за счет рекламы и иных источников. Помимо этого стоит заметить, что данная статья никак не упоминает кинопроизведения, компьютерные игры и т.д.
Таким образом, существующие нормы охватывают выборочные аспекты обмена информацией в Интернете, не учитывают факторы развития науки и техники, появление новых способов распространения результатов интеллектуальной деятельности.
Весьма разнообразный подход к регулированию данной проблемы существует в зарубежном законодательстве: от полного ограничения данного обмена до закрепления его полной свободы. Однако упор делается в основном на закреплении круга виновных лиц и регулировании вопросов вознаграждения автора.
Статья 5 Директивы Совета Европейского Сообщества от 19 ноября 1992 г.1 закрепляет переход к «праву на справедливое вознаграждение». Согласно этому положению произведение может быть использовано без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения.
В США для регулирования данных отношений был принят DMCA (Digital Millennium Copyright Act), направленный на защиту провайдеров интернет-услуг от ответственности за пользователей сети, распространяющих контрафактные материалы. Данный акт установил перечень действий, за которые провайдеры не могут быть привлечены к ответственности. Среди них передача материала по инициативе лица, отличного от провайдера услуг; отсутствие в деятельности провайдера действий по созданию копий материалов процессе промежуточной или мгновенной передачи данных; осуществление передачи материалов через сеть без изменений их содержимого и др.
В Великобритании с 2010 г. данные отношения регулирует Digital Economy Act, который разработал процедуру предотвращения нарушений авторского права. Согласно данному акту, правообладателями результатов интеллектуальной деятельности будут составлены списки пользователей, которые, по их мне-
1 Директива Совета ЕС от 19 ноября 1992 г. по вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности (№ 92/100/ ЕЭС).
нию, постоянно нарушают их права. Эти списки будут переданы провайдеру Интернет-услуг вместе с отчетом и статистикой нарушений, который должен будет уведомить пользователей о последствиях продолжения совершения незаконных действий. После этого правообладатели могут запросить список всех пользователей, которые после предупреждения от провайдера продолжили свою деятельность и достигли пороговой величины. С этим списком правообладатель может обратиться в суд за получением судебного ордера на идентификацию пользователя и с этой информацией возбудить обычный судебный процесс о нарушении его авторских прав.
Наиболее либеральные позиции по отношению к пользователям можно проследить в законодательстве республики Чили в связи с внесением в июле 2010 г. поправок в Закон «О связи», которыми были сформулированы пять положений, гарантирующих гражданам свободу действий в глобальной сети1:
• интернет-провайдерам запрещается ограничивать доступ и дискриминировать любым способом пользователей сети по отношению к любым типам контента, веб-приложениям или сервисам, за исключением мер по обеспечению защиты личности пользователей, противодействию вирусам и обеспечению безопасности в сети;
• провайдеры обязаны обеспечивать функции «родительского контроля»;
• провайдеры должны изменить договоры, сделать их более прозрачными и предоставлять пользователям письменные дополнения и разъяснения, чтобы абоненты могли легко и четко определить список услуг, предоставляемых оператором;
• провайдеры обязаны гарантировать конфиденциальность пользователей, защищать их от вирусов и обеспечивать безопасность при нахождении в сети;
• провайдеры должны гарантировать свободный доступ ко всем типам контента, сервисам и приложениям в глобальной сети и при предоставлении услуг не распознавать контент, загружаемый пользователями независимо от того, чей собственностью он является. А также препятствовать ограничению свободы пользователей в использовании контента или сервисов, кроме специфических пользовательских запросов.
Однако следует отметить, что во всем мире в настоящее время так и не существует эффективной системы борьбы с пиратством в Интернете, о чем свидетельствует статистика. Так, по данным Gizmodo2, за 2006-2008 гг. крупнейшая антипиратская ассоциация RIAA, потратив больше 58 млн долл. на борьбу с пиратством, сумела отвоевать у пользователей только 1,36 млн долл. в виде штрафов. Крупнейшая нидерландская организация борцов с пиратами BREIN за первое полугодие 2010 г. закрыла 422 нелегальных сайта, а правитель-
1 yro.slashdot.org/story/10/07/13/2056218/Chile-First-To-Approve-Net-Neutrality-Law>
2 gizmodo.com/5587306/the-riaa-spent-58-million-suing-file-sharers-got-2-back>
ству США удалось закрыть в этом году только 10 сайтов. В России в настоящее время можно выделить только два процесса - против сайта «torrents.ru» и «Интерфильм». По обоим процессам правоохранительные органы в настоящее время проводят проверки на наличие правонарушений в действиях пользователей и провайдеров.
Учитывая существенную значимость торрент-трекеров для развития уровня культуры населения как безграничного источника самой различной информации, подчас недоступной ни в одном другом формате, и в то же время, неэффективность существующего метода регулирования, предлагается осуществить следующие меры по легализации деятельности торрент-трекеров.
На первом этапе с учетом того, что при размещении различных произведений на торрент-трекерах не было учтено согласие правообладателей и около 90% содержимого торрент-трекеров составляют некачественные экземпляры произведений, являющиеся незаконными копиями результата интеллектуальной деятельности, предлагается закрыть все ныне существующие сайты до момента полной их реконструкции.
Первый круг произведений, регулирование которых мы рассмотрим, и которым мы уделим основное внимание - это музыкальные произведения, видеопроизведения и различные издания, в том числе и аудиокниги (далее по тексту - произведения). Вопрос применения торрент-трекеров к компьютерным играм и программам будет рассмотрен отдельно.
Все произведения на обновленных торрент-трекерах следует разделить на две группы: бесплатные и платные. Платные произведения будут иметь специальную пометку для пользователей с соответствующей информацией об оплате.
Изначально новые торрент-трекеры будут наполнены бесплатными произведениями, к которым относятся произведения, составляющие общественное достояние. Помимо этого на основе лицензионных соглашений данную группу будут постепенно пополнять иные произведения, правообладатели которых согласны на их бесплатное распространение. Как правило, это начинающие авторы, которым еще только предстоит завоевать известность, и они хотят предложить пользователям на бесплатной основе ознакомиться со своим творчеством.
Таким образом, теоретически возможно сохранение бесплатного режима работы торрент-трекеров, однако количество информации на них будет весьма ограниченным. В первую очередь на развитие таких ресурсов могут повлиять сами правообладатели, которые вправе отказаться от вознаграждения и разрешить распространение своего произведения на безвозмездной основе, получая прибыль от проката в кинотеатрах, концертов либо иных источников. Торрент-трекер для них станет способом ознакомления конечных пользователей с результатом интеллектуальной деятельности.
В том случае, если правообладатель не согласен на распространение своего произведения на безвозмездной основе, оно попадет во вторую группу про-
изведений, для размещения которых необходимо приобрести соответствующую лицензию. Скачивание данного круга произведений будет осуществляться на возмездной основе.
Поскольку соединить владельцев торрент-трекеров и правообладателей часто бывает очень сложно, то предлагается создать единую организацию, объединяющую в себе всех правообладателей и занимающуюся вопросами соблюдения авторского права. Так как Интернет позволяет обмениваться произведениями как русских, так и иностранных авторов, обмен возможен между пользователями различных стран, то такая организация в итоге должна носить мировой характер с подразделениями в отдельных странах (так российское подразделение в настоящее время может занять созданный в 2009 г. Российский союз правообладателей1).
Данная организация будет выдавать бланкетные лицензии всем обратившимся за данным документом. Помимо этого она будет представлять интересы правообладателей в возникающих спорах и, что немаловажно, заниматься информационно-просветительской деятельностью в сфере авторского права и законных интересов правообладателей, так как именно общий уровень понимания и осознания права населением чаще всего способствует его соблюдению.
В настоящее время примерами иностранных организаций аналогичной направленности являются The American Society of Composers, Authors and Publishers (ASCAP), Broadcast Music, Inc. (BMI), the Society of European Stage Authors & Composers.
В результате получения данной лицензии трекеру будет разрешено распространять либо только те произведения, авторы которых не требуют вознаграждения, либо весь круг произведений. Предполагается, что второй вид лицензий будет платный, а владельцы данных сайтов соответственно будут получать определенную прибыль от своей деятельности, в то время как первая будет признана некоммерческой.
Также предлагается сохранить возможность перемещения определенных произведений из одной категории в другую, так как нередкими становятся ситуации, когда изначально некоммерческое произведение, рассчитанное на незначительное количество просмотров, завоевывает популярность и правообладатели не хотят терять предполагаемую прибыль.
Большинство произведений по-прежнему будет выкладываться пользователями, а не правообладателями и их представителями, поэтому необходимо ввести контроль качества распространяемых экземпляров произведений. Контроль
1 Общероссийская общественная организация, созданная деятелями культуры и искусств для реализации и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Основным направлением деятельности Российского союза правообладателей является коллективное управление правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений.
должен осуществляться со стороны администрации трекера путем проверки каждого размещаемого торрента на наличие разрешения правообладателя (о чем будет свидетельствовать полученное сайтом лицензионное соглашение), качество предлагаемого экземпляра и наличие всей информации о произведении, необходимой пользователю для скачивания. После проверки торрент-файла следует процедура утверждения и направления уведомления лицу, желающему разместить произведение на трекере. Последний этап - размещение в соответствующий раздел с пометкой, по необходимости, что данный ресурс платный.
Информация, которую необходимо указать для размещения торрент-файла является стандартной и большинство трекеров уже выработали перечни. Наиболее важными являются следующие данные: название, автор, страна производитель, жанр, формат, качество, размер, характер перевода, исполнитель и т.д.
Данная информация также позволит упростить процесс проверки файлов администратором.
Для саморегулирования качества произведений предлагается ввести систему их оценки. Каждый пользователь может поставить баллы по различным критериям, чтобы остальным пользователям было легче выбрать, подходит ли им то или иное произведение, а администраторам убирать произведения несоответствующего качества.
В настоящее время лишь на некоторых трекерах можно найти общую оценку того или иного произведения. Причем она зачастую не является показательной (так при хорошем сценарии может быть плохая игра актеров или низкое качество звука при интересной мелодии и т.д.), и оценка 4 из 10 не сообщит пользователю об истинных достоинствах и недостатках произведения. Например, для фильма было бы разумно выделить критерии: сценарий, игра актеров, спецэффекты и т.д., и затем выводить результаты в виде небольшой таблицы по каждому из этих критериев.
Наиболее сложным и противоречивым остается вопрос о том, каким образом организовать отчисление вознаграждений правообладателям, каков должен быть их объем и каким образом пользователи смогут оплачивать приобретение платных произведений?
Предлагается следующий механизм. После нажатия кнопки на скачивание пользователю будет предложено выбрать способ оплаты из предложенного списка, в который будут входить следующие варианты:
• оплата с помощью SMS (путем отправления SMS на единый номер и последующего снятия со счета соответствующей суммы);
• оплата с помощью кредитной карты (как это осуществляется в Интернет-магазинах, путем введения номера карты и информации о ее пользователе);
• оплата посредством квитанции, которая будет приходить от Интернет-провайдера и которую можно будет оплатить аналогично счетам за кабельное телевидение и проводной Интернет.
Сумму оплаты предлагается рассчитывать из учета х копейки за 1 Кб информации. Способ исчисления вознаграждения в соответствии с количеством скачанных килобайтов представляется наиболее подходящим, так как он позволяет учесть сложность и объемы работы автора. Как правило, более сложно организованная информация, информация более высокого качества весит больше, чем иная, чему соответствуют и рыночные цены на произведения. Это справедливо при условии, что творческую ценность самого произведения определяют пользователи посредством рейтинга, от чего будет формироваться его популярность и количество скачиваний, а соответственно и сумма вознаграждения.
Чтобы рассчитать данную цифру проводились следующие расчеты, которые мы покажем на примере кинофильмов и музыкальных альбомов. Средняя стоимость лицензионного диска с кинофильмом составляет 400-600 рублей, часть этой стоимости уходит на изготовление обложки, рекламу, отчисления магазину, осуществляющему продажи. Таким образом, стоимость самого произведения составляет около 1/3 окончательной стоимости диска. При распространении произведения с помощью торрент-трекеров нам стоит брать в расчет только стоимость самого произведения, соответственно это будет составлять около 150-200 руб. В то же время средний вес фильма составляет 2 Гб = 2097152 Кб. Соответственно:
1 Кб приблизительно = 200 руб.*100 / 2 097 152, что приблизительно равно 0,01 коп.
Рассчитывая стоимость 1 Кб музыкальных произведений по данной формуле, стоит отметить, что она несколько ниже, а размер несколько меньше, в результате выходит следующая пропорция:
Средний вес альбома составляет 500 Мб = 512 000 Кб
Средняя стоимость альбома составляет 200-300 руб., соответственно стоимость самой информации приблизительно равняется 70 руб.
Соответственно 1 Кб = 70*100/512 000 приблизительно = 0,015 коп.
Таким образом аналогично можно рассчитать стоимость 1 Кб информации для литературных произведений, аудиокниг, сериалов, где эта цифра может значительно отличаться.
Описывая новый способ организации торрентов для музыкальных произведений, кинопродукции и литературных произведений, в том числе аудио-книг, хотелось бы выделить следующие плюсы для авторов:
• авторы смогут распространять свои произведения без помощи продюсеров, что поможет им сэкономить многочисленные затраты;
• за счет платности большинства популярных произведений молодым авторам будет проще начать распространение своих произведений на бесплатной основе, так как большинство пользователей пока не готовы платить за информацию, которая ранее предоставлялась бесплатно;
• при переходе на легальное распространение произведений через сеть Интернет стоимость самих произведений станет ниже, так как количество легально приобретенной продукции станет больше, соответственно приведенные нами цифры уменьшатся в 1,5-2 раза. Тогда стоимость альбома может составить 20-30 руб., что составляет весьма незначительную цифру для пользователя, однако даже с такой стоимостью авторы в результате окупят всю свою работу.
Следующим кругом рассматриваемых нами интеллектуальных продуктов, распространяемых с помощью торрент-трекеров, будут компьютерные игры и программы. Учитывая специфический характер каждой конкретной игры и программы, хотелось бы отметить, что фактически невозможно рассчитать какую-либо среднюю стоимость. В зависимости от разработчика и содержания информации цена может отличаться в десятки раз. В то же время остается немалое количество аналогичных бесплатных программ. Возможна иная ситуация, когда пользователь готов приобрести лицензионную версию программы или игры, которая стоит значительную сумму денег, однако для начала он хочет убедиться, что она оправдает его ожидания.
Чтобы учесть все обозначенные ситуации необходимо оставить в открытом доступе только те программы, которые распространяются их производителями бесплатно. Остальные предлагается размещать в виде демоверсий с ограниченным сроком использования со ссылками на официальные сайты разработчиков, где можно приобрести полную программу.
Аналогичная ситуация обстоит с компьютерными играми, их тоже предлагается размещать в виде демоверсий со ссылками на официальные сайты, где можно скачать полную игру за определенную правообладателем стоимость.
Таким образом, для формирования нового легального механизма работы торрент-трекеров требуется участие не только администрации трекеров, но и самих правообладателей. Только на такой двусторонней основе можно будет достичь видимого результата в защите интеллектуальной собственности.
Немаловажной проблемой остается и низкий уровень правосознания пользователей, которые на данном этапе использования глобальной сети Интернет не привыкли платить за использование чужой интеллектуальной собственности. И более того, от переизбытка бесплатных произведений люди перестали ценить их качество, выбирать из предложенных вариантов действительно нужное и интересное им, что в свою очередь тормозит развитие культуры и искусства в современном мире. И только разумная организация системы обмена
информацией в Интернете на совокупности двух основ - платной и бесплатной в зависимости от потребностей пользователя позволяет в полной мере учесть все указанные противоречия и создать эффективный механизм работы такого современного и обширного источника информации, как торрент-трекер.
Л.В. Грасмик*
УСТАНОВЛЕНИЕ АВТОРА ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ ПРИ УМЫШЛЕННОМ ИСКАЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Ключевые слова: Автороведческая экспертиза, измененная речь, классификация диагностических признаков, маскировка речи, имитация речи.
L.V. Grasmik. Author of Internet Texts Identification in the Cases When the Language Characteristics are Distorted
The article deals with the issue of the distorted language in written texts which one may find on the Internet. The author classifies the several types of the altered language, according to the reasons of such alteration, into intentional (conscious) and unintentional (unconscious) and, according to the means of the language alteration, into imitation and disguise. The author also presents a system of the defining characteristics which can be attached to any of these types of the altered language i.e. disguise, imitation (as a type of intentional distortion of language), the state of high emotional tension (stress or extreme emotional disturbance), the language change caused by long-term treatment with strong drugs, and the language change caused by mental diseases, such as schizophrenia or aphasia (as a type of unintentional change of language). The complex of methods used in scrutiny of the texts from the Internet, which have signs of the altered language, have been proposed in the article. The author also highlights the need of the further experimental and academic research in the area of examination of the altered language which aims at the identification of the author of the text.
Проблема определения автора текстов, распространенных в сети Интернет, на сегодняшний день стоит особенно остро. С помощью Всемирной паутины каждый день совершается множество преступлений, будь то распространение экстремистских материалов (ст. 280, 282 УК РФ) или подстрекательство к совершению любого правонарушения; перечень всех противозаконных действий открытый. Так, лицо, которое планирует совершить преступление в сети
*Магистрант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [Lidinec3807@mail.ru]