Научная статья на тему 'Современные подходы к оздоровлению детей школьного возраста в летний период'

Современные подходы к оздоровлению детей школьного возраста в летний период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети / здоровье / автоматизированные диагностические системы / оздоровительные мероприятия

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л. Н. Игишева

С целью улучшения здоровья детей школьного возраста была разработана и реализована программа «Летний отдых». Исследовались соматические и психофизиологические параметры у 92 воспитанников школыинтерната перед началом и в конце лечебно-оздоровительного периода. Комплексный и индивидуальный подход в оценке и коррекции здоровья, использование автоматизированных диагностических систем позволили получить положительный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. Н. Игишева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оздоровлению детей школьного возраста в летний период»

| ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Л.Н. Игишева

Кемеровская государственная медицинская академия, кафедра госпитальной педиатрии, г. Кемерово

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

С целью улучшения здоровья детей школьного возраста была разработана и реализована программа «Летний отдых». Исследовались соматические и психофизиологические параметры у 92 воспитанников школы-интерната перед началом и в конце лечебно-оздоровительного периода. Комплексный и индивидуальный подход в оценке и коррекции здоровья, использование автоматизированных диагностических систем позволили получить положительный результат.

Ключевые слова: дети, здоровье, автоматизированные диагностические системы, оздоровительные мероприятия.

Важнейшим условием эффективности оздоровительных воздействий является постоянный характер их проведения. Непрерывность работы по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста обеспечивается организацией отдыха в летний период. Летние каникулы — большой период времени, который должен пройти с пользой для здоровья ребенка, развития его физических и психофизиологических качеств. Очень важно, чтобы ученик в сентябре приступил к школьным занятиям окрепший, радостный, полный новых впечатлений, с устойчивым желанием учиться и познавать мир.

С целью улучшения состояния здоровья школьников, повышения функционального резерва их организма и снижения психоэмоционального напряжения, педагогическим коллективом интерната № 5 г. Ленинск-Кузнецкий и сотрудниками Кемеровской государственной медицинской академии была разработана и реализована оздоровительная программа «Летний отдых». Отслеживалась динамика психосоматических параметров у 92 воспитанников и воспитанниц интерната № 5 в возрасте 716 лет, проводивших летние каникулы в лагере Чайка (Гурьевский район Кемеровской области) с 26.06.2002 г. по 08.08.2002 г. (42 дня, два сезона).

Достижение цели было реальным при условии реализации комплексного, индивидуального подхода к оценке и коррекции состояния здоровья детей. Комплексная диагностика здоровья детей и подростков обеспечивалась исследованием соматического и психофизиологического статуса. С помощью стандартных методик изучались антропометрические параметры (рост и вес), жизненная емкость легких, артериальное давление. Психо-эмоциональное состояние оценивалось цветовым тестом Люшера, де-

тям предлагалось сделать один выбор цветовых карточек.

Диагностика функциональных возможностей организма проводилась с помощью кардиоинтерва-лографии, применялся авторский программно-технический комплекс ОРТО. В основе диагностики адаптационного резерва использовался подход Р.М. Баевского [1], запись кардиоинтервалограмм проводилась в покое и при проведении ортокли-ностатической пробы. Критерием выбора методик были быстрота выполнения и оперативность получения результата.

Для осуществления программы была создана диагностическая база, в состав ее входили 2 компьютера и пакет автоматизированных программ (антропометрические, психологические, ритмогра-фическая, статистические). Имелись тонометры, секундомеры, весы, ростомер, спирометр, экг-триггер, цветовые карточки. Все это находилось в экспресс-лаборатории. Медицинский пункт располагался отдельно, был оборудован в соответствии с необходимыми требованиями [2].

Вся информация, полученная при обследовании детей в начале оздоровительной кампании, во время ее и при завершении, заносилась в базу данных. Доступная для понимания детей информация находилась в «Дневниках здоровья», куда каждый воспитанник записывал и оценивал свой пульс, вес, рост, ЖЕЛ, оценку функционального состояния (которая автоматически выводилась на экран при тестировании с помощью ОРТО), самочувствие, желание проводить оздоровительные процедуры. Ребенок следил за динамикой показателей, стремясь к изменениям в положительную сторону. Так создавалась мотивация к сохранению и улучшению собственного здоровья. Необходимо отметить, что

№2(17) 2004 с/^пъи^ггяв^^бассе

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ I ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД |

в процессе учебного года дети на уроках физического воспитания, биологии, «Культуры здоровья» получили навыки измерения и оценки указанных параметров.

Среди профилактических, оздоровительных и лечебных методов приоритет отдавался немедикаме-тозным воздействиям. Лечебно-оздоровительные мероприятия включали режимные моменты, рациональное питание, закаливающие процедуры (босохождение, купание в таежной речке), оздоровительный бег (кинезотерапия), сеансы биологической обратной связи (БОС). Только у 7 детей из 92 человек использовались фармакологические препараты, показания к применению которых были определены при обследовании в условиях интерната перед отправкой в лагерь.

Соблюдение режима дня (ритмичное чередование деятельности) способствовало выработке у детей полезных для здоровья стереотипных моделей поведения, которые позволяют организму функционировать наиболее оптимально. Валеологический режим дня в условиях летнего отдыха состоял из следующих элементов:

1. Утренняя зарядка (15 мин) с контролем пульса и самочувствия.

2. Оздоровительный бег (кинезотерапия) для всех детей и взрослых, противопоказание было только у одного подростка с остаточными явлениями посттравматического гемоартроза.

3. Купание в реке (1-2 мин) с растиранием.

4. Гигиенические процедуры, уборка спален, территории (30 мин).

5. Медикаментозная терапия по показаниям.

6. Купание (20-30 мин) в реке с плаванием на 1050 м 2 раза в день.

7. Дневной послеобеденный сон.

8. Подвижные игры, спортивные соревнования, танцы 2-3 часа в вечернее время.

9. Сеансы БОС-тренинга.

10. Пятиразовое питание, с ежедневным приемом соков или фруктов, третье блюдо обеда витаминизировали.

Закаливающие процедуры в школе—интернате являлись неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, использовались традиционные методы закаливания, с применением естественных факторов: воздуха, воды и солнца. Как известно, общая физиологическая основа закаливания заключается в совершенствовании рефлекторных и нейрогуморальнных реакций, приводящих к перестройке вегетативных функций и обмена веществ, направленных на сохранение гомеостаза [3].

Специальными исследованиями доказана высокая эффективность хождения босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, выявлена непосредственная связь их со слизистой верхних дыхательных путей и со всеми органами. Во время отдыха в загородном оздоровительном лагере дети ходили босиком по траве, земляным дорожкам и по опавшей хвое в течение нескольких часов ежеднев-

но. Они делали утреннюю зарядку, стоя на мокрой от росы траве, затем, также босиком, бежали предписанную им дистанцию, окунались в таежную речку и растирались полотенцем. В течение дня они получали еще несколько сеансов купания, продолжительность которых к середине сезона достигала 20-30 мин. Купание в реке оказывало не только закаливающий эффект, совершенствовались и двигательные навыки, к концу сезона все дети умели плавать. Система закаливания осуществлялась в соответствии с главными принципами: полный объем процедур проводился при стабильном состоянии. При ухудшении самочувствия или болезни интенсивность воздействий уменьшалась; сила воздействий увеличивалась постепенно, процедуры проводились последовательно, систематически, при положительных эмоциях и желании. В начале сезона в утренних купаниях участвовали 45 % детей, к концу сезона — 96 %.

Одним из наиболее эффективных и безопасных методов лечения является кинезотерапия, оздоровительный бег — разновидность данного вида воздействия. Но выбор начальных физических нагрузок и дальнейшая ее коррекция осуществляется специалистами преимущественно на основе опыта и интуиции. В наших исследованиях мы попытались решить эту проблему, используя кардиоинтерва-лографию. В зависимости от возраста, клинических данных и результатов функциональной диагностики, которая была проведена в первые дни пребывания в лагере, дети были разделены на 4 группы. Первая группа включала воспитанников без жалоб и с хорошим функциональным состоянием организма. Во второй группе были дети также без жалоб, но с незначительным снижением функциональных возможностей организма, в 3-й — дети с выраженным снижением функциональных возможностей организма, с жалобами на ухудшение самочувствия при нагрузке, в 4-й — дети с признаками отклонений в состоянии здоровья и высоким напряжением адаптационных механизмов.

Начальная нагрузка оздоровительного бега у детей 1-й группы была 800-700 м, у детей 2-й группы — 600-500 м, у детей 3-й группы — 400 -300 м, темп бега был разговорный (бегущий мог свободно разговаривать). У детей 4-й группы темп был еще медленнее, они бегали 200 м рядом с врачом, который контролировал их состояние. Каждые две недели дистанция у детей увеличивалась на 100200 м, при условии отсутствия жалоб, чрезмерного прироста пульса, отклонений параметров кардио-интервалограммы. Небольшой части детей объем нагрузки не меняли, а некоторым уменьшали, однако никому из детей бег не был отменен. В «Дневниках» подавляющее большинство детей отмечали, что утренняя пробежка по росе босиком доставляла им удовольствие.

По результатам диагностики в начале сезона 18 детей среднего школьного возраста с синдромом вегетативной дистонии (преимущественно представители 3-й и 4-й групп) были взяты на реабилита-

■ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

цию с помощью сеансов биологической обратной связи (БОС-тренинг). Из них, 9 человек имели исходную выраженную симпатикотонию, у 9 детей в вегетативном статусе преобладала парасимпатическая составляющая. Принцип метода БОС основан на фундаментальном законе — эффективность функционирования любой биологической системы зависит от возврата информации о работе этой системы. Все известные гомеостатические механизмы организма основаны на различном уровне сложности механизма обратной связи. В любой системе, находящейся под произвольным контролем, результат действия достигается только тогда, когда человек знает, как он выполнил это действие.

При использовании метода БОС реакции организма, проявившиеся изменением параметров функционирования той или иной системы, могут быть скорректированы путем постановки определенной задачи и наличия положительного подкрепления при ее выполнении. При наличии понятной информации о работе своего организма, ясном эталоне функции пациент, даже ребенок, может формировать управляющие сигналы, которые изменяют параметры функционирующего органа или системы и позволяют им приблизиться к нужному эталону. Для создания необходимых для замыкания обратной связи условий нужно зарегистрировать «регулируемый параметр», оценить его, преобразовать в слуховой или зрительный сигнал. При таких условиях пациент как бы видит, как работает его организм, демонстрация в виде сигналов позволяет человеку активно использовать механизмы саморегуляции [4].

Мы применяли программно-аппаратный комплекс ORTO для управления параметрами вариабельности сердечного ритма, которые отражают ре-гуляторные вегетативные влияния. Цель такой коррекции — оптимизация вегетативной регуляции важнейших органов и систем путем формирования мыслительно-образного стереотипа, с помощью которого ребенок, изменяя свое эмоциональное состояние, влияет на соотношение симпатических и парасимпатических составляющих вегетативной нервной системы. Методика заключалась в следующем: пациент садился в удобное кресло, регистрировалась кардиоинтервалограмма, и на экране появлялась табличка со статистическими параметрами вариабельности сердечного ритма. Врач, совместно с пациентом, выбирали один из параметров, и ребенок получал задание на его уменьшение или увеличение от 10 до 100 %. Регулируемый параметр представлялся в виде визуального образа — стрелки, двигающейся по полукругу, как спидометр автомобиля от цифры 0 до 100. Движение стрелки происходило при изменении заданного параметра в нужную сторону. Врач, в доходчивой форме, давал ребенку словесную инструкцию, в каком направлении он должен изменять свое эмоциональное состояние для достижения результата (переместить стрелку в обратное направление), и пациент уже сам выбирал необходимый мыслительный образ эмпирическим путем. Обычно ко 2-3 сеансу-тренингу

необходимый образ выбирался. Дети представляли себе, что они играют в баскетбол, едут на машине, плавают, рыбачат, гуляют по лесу с родителями и т.п. Постоянно оценивались 15 кардиоинтервалов, эффективной считалась работа, когда заданный параметр изменялся в нужную сторону, стрелка на экране в этом случае занимала положение на противоположной стороне, на цифре 100. От сеанса к сеансу эффективность обычно повышалась.

Детям было проведено от 8 до 12 сеансов БОС-тренинга. У большинства пациентов была получена положительная динамика. В результате лечения не стало детей с высоким напряжением систем вегетативной регуляции. Но необходимо отметить, что реакция на терапию различалась в зависимости от исходного типа вегетативной регуляции. Наиболее эффективной была работа у пациентов с преобладанием симпатической составляющей, у всех 9 детей значительно уменьшилась степень симтатикотонии (АМо — параметр, отражающий состояние этого отдела, уменьшился в 2 раза), значительно возрос показатель общей мощности спектра (TF), улучшилась интегральная оценка функционального состояния организма. Дети с исходной ваготонией хуже поддавались терапевтическому воздействию. На отдельных сеансах они достигали заданного значения регулируемого параметра достаточно быстро, но результат закреплялся медленно. Наиболее ярко эффективность БОС-коррекции продемонстрировала высокочастотная составляющая волновой структуры сердечного ритма HF, так называемые дыхательные волны [5]. У детей с симпатикотонией этот показатель увеличился и достиг оптимального значения, а у пациентов с ваготонией он уменьшился и приблизился к верхней границе нормы (рисунок).

Группа медикаментозной терапии была немногочисленной:

1. Четверо детей с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы (кардиальный синдром) получали кардиотропную терапию.

2. Трое детей с неврозами и невротическими реакциями получали седативную терапию.

3. Двое детей с эпизодами бронхиальной обструкции получали отхаркивающие средства и брон-ходилататоры (вентолин) коротким курсом.

По результатам заключительного обследования, который был проведен в последнюю неделю, была оценена эффективность проведенного комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий. За 42 дня были зарегистрированы всего несколько случаев острого ринита легкой степени, один ребенок был отправлен домой по болезни (острый гнойный тонзиллит). Анализ антропометрических данных дал противоречивую информацию: у 60 % детей вес увеличился на 0,5-1 кг, у 40 % — уменьшился или не изменился, в среднем вес изменился не достоверно. Полученные данные еще раз доказывают, что использовать эти показатели для оценки эффективности воздействия за такой промежуток времени не имеет смысла. Детей с артериальной гипотонией стало в два раза меньше к концу второго сезона (13

№2(17) 2004 с/^ьи^яв^^бассе

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ |

Рисунок

Динамика высокочастотной составляющей вариабельности сердечного ритма(№) у детей с вегетативной

дисфункцией после сеансов БОС-тренинга

4000 п

3500 3000

2500

щ 2000

Исходное состояние

1500 1000 -500

Группа с симпатикотонией

против 6). Результаты психологического обследования показали, что у 31 % детей улучшился эмоциональный фон, они стали чаще выдвигать на первые позиции основные цвета (желтый, зеленый) и ставить в конце ряда черный и серый.

Анализ динамики электрофизиологических показателей (параметров кардиоинтервалографии) показал, что сердечно-сосудистая система у большинства детей стала работать в более экономном режиме, уменьшился пульс в покое и при нагрузке, снизился индекс напряжения, усилилось влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В итоге, за время отдыха в летнем лагере повысились адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, улучшилось состояние всего организма детей (таблица).

Таким образом, использование автоматизированных диагностических систем для комплексного мониторинга соматических психофизиологических параметров состояния организма детей во время летнего загородного отдыха позволяет оперативно оценивать эффективность оздоровительных и реабилитационных воздействий. Индивидуальный подход к выбору вида и дозы вмешательств обеспечивает положительный результат.

Группа с ваготонией

Таблица Сравнение параметров кардиоинтервалографии у детей в начале и в конце летней оздоровительной компании

Начало (М ± т) Окончание (M ± m) Р

Пульс в покое 78,06 ± 1,06 72,33 ± 0,91 Р < 0,05

Пульс при ортопробе 97,27 ± 1,11 90,96 ± 1,23 Р < 0,05

Индекс напряжения 120,44 ± 12,67 79,08 ± 6,37 Р < 0,01

Соотношение симпатического 172 40 ± 15 17 и парасимпатического отделов , ± , 128,58 ± 9,47 Р < 0,05

ЛИТЕРАТУРА:

Баевский, Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе /Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин. -М., 1984. - 287 с.

Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Пособ. для врачей /А.А. Баранов и др. - М., 2002. -100 с.

Сметанкин, А.А. Метод биологической обратной связи /А.А. Сметанкин //Биологическая обратная связь. - 1999. -№ 1. - С. 4-6.

Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормат. докум. -М., 2000. - 215 с.

Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability /Standards of Measurements, Physiological Interpretation and Clinical Use. //Circulation. - 1996. - № 93. - Р. 1043-1065.

2.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.