Балашов Е.Л.
Современные подходы к оценке интеллектуального капитала организации
Современная экономическая и управленческая наука и практика в эру постиндустриального общества признает не только финансовый капитал, но более того, капитал организационный и интеллектуальный. На первый взгляд, его сложно оценить, но без его аккумулирования и управления организационными знаниями, активы компании стоят в разы меньше.
Среди моделей управления знаниями известны модели Икуджиро Нонака, Гуннара Хедлунда, Майкла Эрла и других известных зарубежных ученых. Моделью Нонака называется четырехфазная модель СЭКИ - социализация, экстернализация, комбинация, интернализация.
Основными элементами этой модели являются: две формы знания -
неформализованное (неявное) и формализованное (явное), динамика взаимодействия -передача знаний от фазы к фазе, три уровня социальной агрегации - индивид, группа, контекст, четыре фазы создания знания, условия создания знания и структура организации, ориентированная на знание. Модель Нанака является одной из самых эффективных моделей управления знаниями.
Во всех современных моделях управления знаниями используется понятие «интеллектуальный капитал» [1]. Интеллектуальный капитал - это знания,
информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать, чтобы создавать богатство. Интеллектуальный капитал может быть конвертирован в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и чем обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации. Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, то есть - интеллектуальный капитал. [8]
Классификация основных составляющих интеллектуального капитала разработана Т. Стюартом, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала [2]. Структура интеллектуального капитала имеет три основные компонента -человеческий капитал, организационный капитал и потребительский капитал, которые представлены на рисунке 1. 1.
Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это - знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления. Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал - это организационные возможности компании ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.
Рис. 1.1. Структура интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал во многом схож с физическим капиталом. Оба капитала возникают как результат вложений ресурсов: денег, материальных средств, знаний и квалификации для производства товаров и услуг. Оба капитала приносят своему обладателю доход. Оба капитала подвергаются моральному износу, причем интеллектуальный капитал даже в большей степени - обесценивается и программное обеспечение, а любые знания устаревают. Физический капитал имеет материальную природу, его можно оценить и измерить. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу, поэтому его иногда называют невидимым активом. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Основа для оценки интеллектуального капитала - стоимость, которая формируется на базе оценок его будущего использования. Физический капитал оценивается с помощью преимущественно стоимостных показателей, в то время как интеллектуальный капитал
- с помощью как стоимостных, так и не стоимостных показателей. Для физического капитала эта оценка имеет периодический характер, а для интеллектуального капитала
- непрерывный. Главной особенностью интеллектуального капитала является то, что нематериальные активы приносят не только материальные результаты (прежде всего финансовые), но и нематериальную пользу в виде конкурентоспособности, высокой компетенции работников, маркетинговых возможностей, имиджа организации и квалификации сотрудников [6].
При этом организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью, а совместно с наемными работниками, если речь идет о человеческом капитале, и совместно с потребителями и другими контрагентами, если речь идет о потребительском капитале.
Важнейшим фактором интеллектуального капитала является то, что он не аддитивен, то есть в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их
оценок была равна общей оценке всего интеллектуального капитала организации. Таким образом, взаимодействие разных составляющих интеллектуального капитала имеет нелинейный характер. Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие. Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала применяется коэффициент Тобина, определяемый как отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен. Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них - интеллектуальный капитал. Если цена компании в несколько раз, а иногда и в десятки раз превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что ее нематериальные активы - талант ее персонала, эффективность ее управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы [5].
Интеллектуальный капитал можно оценивать не только с помощью финансовых показателей. Нефинансовые оценки производятся в целях анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Они могут использоваться внешними и внутренними потребителями. Эти оценки учитываются при определении стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации. Как установлено, интеллектуальный капитал не только представляет собой самостоятельную ценность, он и порождает мультипликативный эффект по отношению к другим видам капитала, воздействуя на уровень эффективности их использования.
В процессе измерения интеллектуального капитала основной акцент делается на тех показателях, которые позволяют достичь устойчивого роста конкурентоспособности организации и ее капитализации.
Главная цель оценки интеллектуального капитала - обеспечение устойчивого развития организации. Интеллектуальный капитал представляет собой основу для будущего роста. Поэтому его оценка помогает формировать долгосрочную стратегию организации в постоянно меняющейся внешней обстановке и используется как инструмент коммуникаций.
Несмотря на то, что интеллектуальный капитал становится ведущим фактором экономического роста компаний, регионов и стран, традиционная экономическая теория и управленческая практика продолжают делать главные акценты на физических активах и материальных продуктах труда. Новые подходы к развитию фирм и организаций требуют переноса акцента управленческих воздействий на интеллектуальный капитал, применения новых подходов и методов и в их числе менеджмента знаний. Термин "менеджмент знаний" (knowledge management), или управление знаниями, в последнее время стал широко использоваться в научной литературе и практике работы многих организаций. Менеджмент знаний - это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Менеджмент знаний есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента.
Управление знаниями - это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями - это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных
технологий в управлении организациями. Управление знаниями - сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций. Оно применялось и прежде, но не называлось таким образом. Близкими концепциями являются, реинжиниринг бизнес -процессов компании, обучаемые организации, человеческий каптал, информационные технологии.
Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета и Интранета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявных знаний [3].
Наметился сдвиг от внутренней направленности управления знаниями, связанного с традиционной концепцией инновационного менеджмента, имеющего дело преимущественно с внутрикорпоративными НИОКР, к внешней направленности, которая включает в себя маркетинг, взаимодействие с клиентами, бенчмаркинг, обмен информацией с внешними контрагентами.
Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Управление знаниями - это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации. Такое управление - это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мысли многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов.
Управление знаниями - это не абсолютно новая парадигма, а лишь вновь осмысленные известные технологии управления, применяемые по-новому в современных условиях. Живой интерес к управлению знаниями в последние годы вызван, прежде всего, тем, что данная парадигма позволяет заново посмотреть на некоторые из направлений развития менеджмента. Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, который обращает внимание на ресурсы, ставшие сегодня главными и в то же время менее эффективно использу емыми.
Управление знаниями касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей. Менеджмент знаний предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении. Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием. Явное знание - это то, которое может быть выражено в виде слов и цифр и которое может передаваться в формализованном виде на соответствующих носителях. Неявное знание - это то знание, которое не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем - конкретным человеком или группой лиц [7]. Менеджмент знаний -это работа с каждым видом интеллектуального капитала в отдельности и в то же время со всеми его видами одновременно, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала.
Менеджмент знаний - многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также с точки зрения бизнеса, образования и информационных технологий. Этот менеджмент -интегральная дисциплина, которая включает в себя элементы стратегического
управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, экономики, информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр. Менеджмент знаний рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие. Многие элементы индивидуальной компетенции можно использовать для увеличения организационного капитала. Междисциплинарные группы и команды формализуют и капитализируют таланты, так как они утрачивают строгую индивидуальность. Даже если член группы уходит из нее, его знания все еще остаются у членов группы в течение определенного периода. Таким образом, происходит трансформация человеческого капитала в организационный капитал [6].
Формирование баз данных и информационных систем организаций способно фиксировать и даже институализировать многие элементы индивидуальной компетенции, что ведет к указанной трансформации. В то же время одна из главных целей формирования организационного капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании. В целом интеллектуальный капитал, взаимодействуя с физическим капиталом, усиливает эффект от его применения.
Данная тематика становится достаточно частой во всех научных изданиях по теории и практике менеджмента. Таким образом, сегодня менеджмент знаний уже не новость. Это хотя и молодая, но уже сформировавшаяся научная дисциплина и область управленческой практики.
Менеджмент знаний трансформирует их в практику работы организаций. Поиск лучшего опыта и его использования становится ключевой стратегией развития организаций, формируя и развивая знания о клиентах с помощью построения соответствующих баз данных, профилей потребителей и систем поддержки продаж. Сегодня, когда знания представляют собой реальную власть, эта власть постепенно перемещается к потребителям, предоставляя возможность сильно воздействовать на продавцов и производителей, формировать и использовать интеллектуальный капитал организации (человеческий, организационный, потребительский), повышать отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проекты; создавать условия для получения новых знаний и внедрения инноваций, содействует формированию инновационного климата, поддерживает конкретные инновационные проекты. Для успешного осуществления менеджмента знаний необходимы
хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания и высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим. Управление знаниями для каждой организации дает возможность быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов, быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам, использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу, ускорять обучение и передачу навыков для персонала, экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Конкурентное преимущество только тогда имеет стратегическое значение для организации, когда в его основе лежат уникальные навыки, знания, методы или разработки, которыми данная организация владеет.
Создание и постоянное обновление таких навыков - одна из основных стратегически важных задач, стоящих перед современной организацией. Основная функция - сделать корпоративные знания: системными, прозрачными, доступными и
востребованными. Источники знаний являются сотрудники компании и сама компания в целом. В ее пределах формируются так называемые организационные знания - это база, которая охватывает как индивидуальную, так и коллективную часть знаний, а качество персонала - наличие у персонала совокупности профессиональных, нравственных и личностных характеристик, являющихся конкретным выражением соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к должности или рабочему месту.
Современный уровень инструментальных средств, информационных и телекоммуникационных технологий позволяет создавать интегрированное информационное пространство, которое охватывает не только отдельное предприятие, но и информационно объединяет в режиме реального времени географически удаленные информационные потоки холдингов и корпораций.
В этих условиях интеллектуальный капитал компании становится определяющим производственным фактором, участвующим в создании стоимости. Возникает потребность в интеграции, упорядочении и обмене знаниями, а одной из важнейших стратегических задач становится эффективное управление интеллектуальным капиталом, направленное на его развитие.
Список литературы:
[1] Stuart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997.
[2] Stuart T.A. Rethinking the Future. London, 1997.
[3] Quinn J.B. Intellect Enterprise. A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. London, 1992.
[4] Cope M. Know your value? Value what you know. London, 2000.
[5] Cope M. Knowledge Horizons: the present and the promise of knowledge management. Boston, 2000.
[6] Stuart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 1997.
[7] Sveiby K.E. The New Organisational Wealth - Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Fransisco, 1997.
[8] Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знаниями // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 2. 2004. C. 45-65.