Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал организации: понятие и сущность'

Интеллектуальный капитал организации: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2803
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTELLECTUAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION / STAGES OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / ORGANIZATIONAL CAPITAL / CONSUMER CAPITAL / COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ORGANIZATION / INVESTMENT / INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермишина Елена Борисовна, Орел Елена Владимировна

Понятие человеческого капитала было введено Адамом Смитом и Джоном Стюартом Миллем, которые под ним понимали количество и качество способности человека к труду. В научный оборот данное понятие было введено Д. Гилбертом в конце 60-х гг. XX века. Свое дальнейшее развитие теория интеллектуального капитала получила на основе развития теории человеческого капитала. В статье рассматриваются современные концепции человеческого капитала, ставшие основой для обоснования решающей роли человека, его способностей и потенциала в создании стоимости конкретной организации и общественном прогрессе. Большое внимание уделено структуре интеллектуального капитала, которая представлена совокупностью человеческого, организационного и потребительского капиталов; дано сравнение интеллектуального капитала с физическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION: ITS CONCEPT AND ESSENCE

The concept of human capital was introduced by Adam Smith and John Stuart Mill, who understood the quantity and quality of a person’s ability to work under him. In the scientific revolution this concept was introduced by D. Gilbert in the late 60’s. XX century. The theory of intellectual capital was further developed on the basis of the development of the theory of human capital. The article deals with modern concepts of human capital, which became the basis for substantiating the decisive role of a person, his abilities and potential in creating the value of a concrete organization and social progress. Much attention is paid to the structure of intellectual capital, which is represented by a combination of human, organizational and consumer capital; comparison of intellectual capital with physical is given.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал организации: понятие и сущность»

УДК 330.14 ББК 65.01 Е 73

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

(Рецензирована)

Ермишина Елена Борисовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 213 23 27, e-mail: [email protected]

Орел Елена Владимировна,

магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (952) 866 10 33, e-mail: [email protected]

Аннотация. Понятие человеческого капитала было введено Адамом Смитом и Джоном Стюартом Миллем, которые под ним понимали количество и качество способности человека к труду. В научный оборот данное понятие было введено Д. Гилбертом в конце 60-х гг. XX века. Свое дальнейшее развитие теория интеллектуального капитала получила на основе развития теории человеческого капитала.

В статье рассматриваются современные концепции человеческого капитала, ставшие основой для обоснования решающей роли человека, его способностей и потенциала в создании стоимости конкретной организации и общественном прогрессе.

Большое внимание уделено структуре интеллектуального капитала, которая представлена совокупностью человеческого, организационного и потребительского капиталов; дано сравнение интеллектуального капитала с физическим.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал организации, этапы развития интеллектуального капитала, человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал, конкурентные преимущества организации, инвестиции, инновационные процессы.

INTELLECTUAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION: ITS CONCEPT AND ESSENCE

(Reviewed)

Ermishina Elena Borisovna,

candidate of Economic Sciences, associate professor of economy of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 213 23 27, e-mail: [email protected]

Orel Elena Vladimirovna,

student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (952) 866 10 33, e-mail: [email protected]

Summary. The concept of human capital was introduced by Adam Smith and John Stuart Mill, who understood the quantity and quality of a person's ability to work under him. In the scientific revolution this concept was introduced by D. Gilbert in the late 60's. XX century. The theory of intellectual capital was further developed on the basis of the development of the theory of human capital.

The article deals with modern concepts of human capital, which became the basis for substantiating the decisive role of a person, his abilities and potential in creating the value of a concrete organization and social progress.

Much attention is paid to the structure of intellectual capital, which is represented by a combination of human, organizational and consumer capital; comparison of intellectual capital with physical is given.

Keywords: intellectual capital of the organization, stages of development of intellectual capital, human capital, organizational capital, consumer capital, competitive advantages of the organization, investment, innovation processes.

Интеллектуальный капитал - это умения, познания и производственный опыт конкретных людей, представляющие понятие человеческие авуары, а также нематериальные активы, которые включают патенты, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые продуктивно применяются с целью увеличения доходов, иных финансовых характеристик и промышленных результатов.

Рассмотрим эволюцию понятия «интеллектуальный капитал». Еще Адам Смит и Джон Стюарт Милль ввели понятие человеческого (иными словами, интеллектуального, гуманитарного) капитала, под которым понимали количество и качество человеческой способности к труду.

В научный оборот данное понятие было введено Д. Гилбертом в конце 60-х гг. XX века. Свое дальнейшее развитие теория интеллектуального капитала получила на основе теории человеческого капитала. Основоположниками исследования человеческого капитала выступили Г. Беккер и Т. Шульц [1].

Теория человеческого капитала в современном виде сформировалась в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда Теодор В. Шульц в рамках чикагской школы в 1961 году опубликовал труд «Инвестиции в человеческий капитал», а также появились работы Г. Беккера по этим же проблемам. Эти работы стали основой для определения ведущей роли человека, его способностей, потенциала в создании стоимости конкретной организации и общественном прогрессе.

Дальнейшее развитие теории было получено в трудах Э. Флэмхольца, который предложил концепцию анализа человеческих ресурсов, обозначив три основные проблемы [2]:

1) формирование у управленцев точки зрения, рассматривающей персонал не как источник затрат, которые необходимо минимизировать как активы, а как активы, которые необходимо оптимизировать;

2) обеспечение управленцев методами численного измерения стоимости человеческих ресурсов;

3) подготовка и сбор информации, необходимой для принятия решений в области управления персоналом.

Работы Й. Шумпетера, написанные в начале ХХ века, проявили огромное воздействие на формирование современного понимания интеллектуального капитала. Согласно его взглядам, в основе экономического развития лежат инновационные процессы, а роль инноваций возлагается на предпринимателя.

«Новые теории роста», представителями которых являются, например, П. Ромер и Р. Лукас, начинают рассматривать научно-техническое развитие

как внутренний, эндогенный фактор экономического роста и в значительной мере опираются на концепцию человеческого капитала [3]. Р. Лукас в классическом уравнении производственной функции Кобба-Дугласа прибавляет фактор интеллектуального капитала и в рамках получившейся модели появляется возможность объяснения экономического роста в Южной Корее и Тайване. Эти страны испытывают недостаток в физическом капитале, что компенсируется высоким уровнем развития интеллектуальных ресурсов.

«Новые теории роста», разработанные П. Ро-мером, связаны с накоплением человеческого капитала вследствие повышения качества системы образования, а сфера образования со своей стороны использует в качестве инвестиций человеческий капитал.

Интеллектуальный капитал как экономическая категория может иметь место только в условиях рыночных отношений, при которых способность к труду рассматривается в качестве товара, создающего дополнительную стоимость.

Интеллектуальный капитал рассматривается как определяющий фактор инновационного развития социально-экономической системы. К его особенностям можно отнести следующее:

- формирование интеллектуального капитала содействует экономическому росту;

- интеллектуальный капитал обладает накопительным эффектом, связанным с повышением уровня знаний, умений, навыков и практического опыта;

- развитие и использование интеллектуального капитала требует значительных финансовых вложений;

- использование интеллектуального капитала связано с большой степенью неопределенности и риска, с одной стороны, но, с другой стороны, с высокими прибылями;

- специфические особенности инвестирования средств в интеллектуальный капитал обусловлены историческими, национальными и культурными факторами;

- вложения в интеллектуальный капитал имеют высокую эффективность;

- интеллектуальный капитал учитывается как нематериальный актив.

В конце ХХ века в финансовой науке сложилась концепция интеллектуального капитала, которая дополнила и расширила представление об интеллектуальных возможностях человека в производственной деятельности.

Подходы к определению интеллектуального капитала представлены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы современных ученых к определению интеллектуального капитала

Автор Сущность интеллектуального капитала

X. Итами В работе «Использование невидимых активов» изучил проблему важности нематериальных активов для современных организаций. Ввел понятие «неосязаемый капитал». Выделил невидимый актив, обладающий возможностью формирования доходов, которые никак не отражаются в балансовом отчете: имидж, бренд, технические познания и навыки, преданность потребителей

Т. Стюарт В статье «Интеллектуальный капитал. Новое богатство организаций» было введено понятие «интеллектуальный капитал», как «сумма познаний абсолютно всех сотрудников учреждения обеспечивающих ее конкурентоспособность»

Э. Брукинг Автор разделил интеллектуальный капитал организации на 4 составляющие: рыночные активы; интеллектуальная собственность как активы; человеческие активы; инфраструктурные активы

В. Багов, Е. Селезнёв, В. Ступаков Авторы понимают под термином «интеллектуальный капитал» определение креативных способностей учреждения по формированию и осуществлению интеллектуального и инновационного продукта. Интеллектуальный капитал организации выражен 3 составляющими: кадровый капитал, интеллектуальная собственность и маркетинговые активы

Б. Б. Леонтьев В книге «Цена интеллекта» интеллектуальный капитал определяется как «основа формирования системы устойчивых интеллектуальных преимуществ данной организации на рынке»

И. А. Иванюк В формировании интеллектуального капитала участвуют следующие характеристики рабочей силы: природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость и др.), соответствующее воспитание, направленное на получение человеком возможностей и желаний настойчиво, дисциплинированно трудиться, постоянно работая над собой; повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации, поиск новых решений, постоянное повышение культурного уровня

В. А. Супрун Автор характеризует интеллектуальный капитал как «ключевой фактор производства, определяющий эффективность экономической деятельности в постиндустриальном обществе, реализацию знаний и информации как экономических ресурсов в отраслях общественного производства»

Современные организации имеют существенные отличия от предприятий прошлого столетия. И здесь речь идет не только о новой структуре капитала, но и о современных информационных технологиях, новых знаниях, то есть о развитии и использовании интеллектуального капитала. Основой деятельности традиционного предприятия является совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев организации. Владельцы отвечают за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная организация отличается, прежде всего тем, что интеллектуальный капитал не имеет материальной формы, и его определенная часть не находится в собственности владельца.

Структура интеллектуального капитала представлена на рисунке 1 [4].

Человеческий капитал - это часть интеллектуального капитала, которая непосредственно относится к человеку. Это - познания, фактические умения, креативные и мыслительные возможности людей, их нравственные значения, уровень культуры труда. Человеческий капитал значим при проведении инноваций и каждого обновления. В качестве инвестиций в человеческий капитал имеет место быть: повышение степени образованности, рост профессионального опыта, индивидуальных взаимосвязей, улучшение здоровья, мобильность, овладение новой информацией [5].

Организационный капитал представляет ту часть интеллектуального капитала, которая относится к организации в целом. К нему относятся технологии, процедуры, техническое и программное обеспечение, системы управления в организации, организационная структура, культура организации,

Рисунок. Структура интеллектуального капитала

патенты, бренды, отношения с клиентами. Орт а ни-зационный капитал в большей степени относится к собственности организации и может представлять интерен каксаностоятетьный онъткт купли-тро-дажи.

Потребительский или клиентский капитал -это капитал, который обуславливается взаимосвязями и устойчивыми отношениями с покупателями. Одной из главных целей формирования потребительского капитала является формирование такой структуры организации, которая предоставляет возможность покупателю эффективно контактировать с персоналом организации.

Некоторые авторы применяют другую классификацию состава интеллектуального капитала и акцентируют внимание на внутреннюю и внешнюю структуру интеллектуального капитала, а также определяют компетентность персонала. При этом в структуре интеллектуального капитала выделяются организационный, потребительский и человеческий капитал, которые имеют четкую взаимосвязь. Организационный капитал представляет собой внутреннюю структуру интеллектуального капитала, потребительский - внешнюю, а человеческий капитал - компетенции персонала.

Компетентность персонала связана с уровнем образования сотрудников, их квалификацией, мастерством и умением, с накопленным практическим опытом, отношением к работе и клиентам, культурным уровнем персонала, умением принимать решения в сложных ситуациях.

К внутренней структуре интеллектуального капитала относятся имеющиеся у организации патенты, изобретения, авторские права, компьютерные и

адман ист]лаатыныесисиемы, системыееыевиыовза-имодействия, организационная структура и культура организации.

Птырелиттлоская(онешнаа) сфукт^я вкыюча-еав себя оъношения с повтеКтанлыми, поеыааищка-ми, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации.

Интеллектуальный капитал по многим аспектам имеет сходство с физическим капиталом. Интеллектуальный и физический капитал возникают в результате вложений ресурсов для производства товаров и услуг (денежных, материальных средств, знаний, квалификации работников), приносят своим владельцам доход, подвергаются моральному износу.

В то же время между ними наблюдаются и различия. Природа физического капитала материальна. Интеллектуальный капитал не имеет материальной природы, поэтому его иногда называют невидимым активом.

При оценке физического капитала основой являются затраты, которые уже сделаны. При оценке интеллектуального капитала за основу берется стоимость, которая складывается из оценок его будущего использования.

При оценке физического капитала используются преимущественно стоимостные показатели, а при оценке интеллектуального капитала используются как стоимостные, так и не стоимостные показатели. Для физического капитала эта оценка имеет периодический характер, а для интеллектуального - непрерывный. Нематериальные активы оцениваются на основе материальных результатов, прежде всего финансовых. Нематериальные результаты

проявляются в виде оценки конкурентоспособности, высокой компетенции работников, маркетинговых возможностей, имиджа организации, квалификации сотрудников и др.

Организации полностью не являются собственниками интеллектуального капитала. Если говорить о человеческом капитале, то им собственники обладают совместно с наемными сотрудниками, а если рассматривать потребительский капитал, то им собственники владеют вместе с потребителями и другими контрагентами.

Интеллектуальный капитал не обладает аддитивностью. Он не раскладывается на составляющие таким образом, чтобы сумма их оценок равнялась совокупной оценке всего интеллектуального капитала организации. При взаимодействии различных элементов проявляется их сугубо нелинейный характер. Например, для устойчивого развития интеллектуального капитала не всегда достаточна только лишь чисто человеческая компонента, так как грамотность сотрудников должна быть дополнена установленными компонентами структурного капитала в виде надлежащей координационной текстуре, информационных технологий, административных операций и др.

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Мало инвестировать вложения в каждый из них по отдельности. Они взаимосвязаны между собой и поддерживая друг друга создают синергетический эффект, при этом совершается воздействие одних видов активов на другие. Например, внешняя структура может усиливать престиж, формировать позитивный имидж, содействовать привлечению новых покупателей. Внутренняя структура с помощью передвижения знаний уменьшает зависимость организации от человеческого фактора. Новые идеи и планы формируются благодаря компетенции работников. Происходит трансформация потребительского капитала в финансовый капитал через взаимодействие со структурным и человеческим капиталом.

Интеллектуальный капитал является фактором обеспечения конкурентных преимуществ организации. Американские менеджеры считают, что при выборе долгосрочных партнеров необходимо обращать внимание на интеллектуальный капитал фирмы, доля которого должна быть не менее 40 % в общей структуре капитала, в этом случае можно считать, что организация перспективна.

В качестве примера можно привести опыт Швеции, где расходы на науку - одни из самых высоких в мире. Это способствовало тому, что Швеция получила возможность раньше других стран осуществить структурную перестройку своей про-

мышленности путем сокращения низко конкурентных, традиционных отраслей, таких как судостроение, черная металлургия, текстильная индустрия и быстро совершенствовать новые наукоемкие производства.

Согласно статистическим данным, удельный вес российских организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций за последнее десятилетие снизился с 23,7 % до 21,2 %. При этом удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, произведенных работ, услуг организаций сократился с 21,7 % до 8,5 % [6]. Для развития в России экономики, основанной на знаниях, и обеспечения конкурентоспособности российских организаций этого недостаточно.

В условиях инновационной экономики современный конкурентоспособный хозяйствующий субъект должен соответствовать некоторым обязательным критериям, таким как:

- стимулирование инновационной деятельности, которая может выражаться в проведении собственных научно-исследовательских работ. Возможно также приобретение прав на ключевые для данной отрасли объекты интеллектуальной деятельности, например, изобретения, ноу-хау и другие научно-технические достижения;

- активная коммерциализация структурных звеньев интеллектуального капитала;

- защита интеллектуального капитала организации;

- опора на законодательные меры для закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и творческого труда, которые проявляются в конечной продукции;

- рассмотрение процесса управления интеллектуальным капиталом, как самостоятельного вида деятельности в организации.

Интеллектуальный капитал становится не только необходимым ресурсом для реализации инноваций и сохранения конкурентоспособных положительных сторон, но и эффективным организационно-управленческим инструментом развития организации и увеличения ее конкурентоспособности.

При повышении эффективности производства снижается ресурсоемкость, повышается энергоэффективность, растет производительность труда и снижается себестоимость продукции. Новые и более совершенные продукты, которые появляются на рынке, способствуют созданию новых рыночных ниш или завоеванию большей доли уже существующего рынка данных продуктов. При этом формируются устойчивые конкурентные преимущества конкретной организации, что является основой по-

вышения конкурентоспособности.

Организация может активизировать инновационную деятельность, увеличить рыночную стоимость бизнеса, стать инвестиционно- привлекательной, если при достижении данных целей развития социально-экономической системы будет осуществлять соответствующую политику в отношении управления и развития интеллектуального капитала, которая будет направлена на его формирование, защиту объектов интеллектуальной собственности, обеспечение эффективности реализации инновационно-инвестиционных проектов.

Таким образом, управление интеллектуальным капиталом должно быть ориентировано на формирование, сохранение и развитие интеллектуального потенциала как стратегического ресурса организации, который способен увеличить ее конкурентоспособность и создать условия для экономической безопасности. Эффективное управление интеллектуальным капиталом является основой продолжительной доходности бизнеса.

ИСТОЧНИКИ

1. Беккер Г., Щульц Т. Интеллектуальный капитал и его роль в формировании конкурентных преимуществ фирмы // Управление экономическими системами. - 2015. - № 10. - С. 149-158.

2. Флэмхольц Э.В. Интеллектуальный капитал в стратегии инновационного развития Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. -№ 1. - С 251-255.

3. Ромер П. Управление интеллектуальным капиталом развивающейся компании: учебное пособие. - М: Инфра-М, 2015. - 368 с.

4. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новое богатство организаций // Вестник УГАТУ. - 2015. -№ 1. - С. 207-219.

5. Гаджиева Е.Ю. Подбор и оценка персонала как показатель эффективности труда в организации // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 9-3 (86-3). - С. 513-518.

6. Сапрыкина В.Ю. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности // Социально-экономический ежегодник-2016. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2016. - С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.