Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке инновационного потенциала региона и предприятия'

Современные подходы к оценке инновационного потенциала региона и предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / инновационные системы / региональное и корпоративное развитие.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке инновационного потенциала региона и предприятия»

Дрошнев В.В.

д.э.н., в.н.с. Оренбургского филиала Института экономики УрО РАН

Дрошнева М.Д.

ст. преподаватель Оренбургского филиала НОУ ВПО «ИГУПИТ»

drosh@bk.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕГИОНА И ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационные системы, региональное и корпоративное развитие.

Инновационная составляющая является неотъемлемой частью эффективного и динамичного развития национальной экономики. Данный постулат признан на государственном уровне и реализуется за счет государственного регулирования процесса инновационного преобразования на уровне отдельного предприятия и региона посредством разработки и принятия целевых законодательно-нормативных актов и формирования инновационной политики.

Мировой рынок инноваций эксперты оценивают примерно в 1 трлн. дол. США. В середине XXI в. США поставляли инновационной продукции на сумму 690 млрд. долл. США, Япония - на 680 млрд. долл., Китай - на 138 млрд. долл., в то время как страны с трансформационной экономикой значительно отставали, например, Россия поставляла инновационной продукции всего на 3,9 млрд. дол.

Государственные инновационные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятий и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему.

Развитие национальной инновационной системы с целью обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования определила принятая в 2009 году «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года»1. Формирование эффективной национальной инновационной системы возможно посредством постоянного развития государственных и научно-технических организаций, обусловливающих достижение конкурентных преимуществ национальной экономики.

Данный документ обозначил необходимость:

- формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

- создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

- реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

- обеспечение участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности2.

В настоящее время в РФ и его субъектах идет достаточно бурный процесс формирования региональных инновационных систем. Данный процесс заключается в3:

- формировании регионального нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

- разработке стратегий, программ и проектов инновационного развития;

- создании элементов инновационной инфраструктуры.

Часть региональных законов об инновационной деятельности имеют следующую специфику: носят разъяснительный характер по основным определениям и параметрам инноваций, а также по основным положениям региональной инновационной политики. Лишь отдельные из региональных законов содержат реально эффективные программы и проекты инновационной направленности, обусловливая возможность их практической реализации и обеспечивая создание в регионе благоприятного инновационного климата.

Важным аспектом определения сложившихся условий, имеющегося потенциала и перспектив инновационного развития отдельного региона является выявление и закрепление конкретных социально-экономических параметров, регистрируемых официальной статистикой и доступных к использованию при расчёте отдельных показателей.

1 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Утв. 12.05.2009 г. Указом Президента РФ, № 537.

2 Там же7.

3 Киселев В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации. - http://gigabaza.ru/ doc/70933-pall.html

Ассоциацией инновационных регионов России были разработаны и предложены к использованию показатели рейтинга инновационного развития регионов России при осуществлении текущего мониторинга территорий1. Разработанные показатели были объединены в три группы (табл. 1)

Таблица 1

Показатели оценки рейтинга инновационного развития регионов России

№ п/п Наименование показателя, единица измерения

I. Научные исследования и разработки

1. Доля студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования среди населения региона, %

2. Доля исследователей среди населения региона, %

3. Доля лиц с высшим профессиональным образованием, занятых в экономике, среди населения в трудоспособном возрасте, %

4. Количество поданных международных PCT-заявок по отношению к численности экономически активного населения, ед.

5. Число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями, по отношению к численности экономически активного населения, ед.

6. Число статей, опубликованных в Web of Science, по отношению к численности исследователей, ед.

7. Число статей, опубликованных в рецензируемых и индексируемых в РИНЦ журналах, по отношению к численности исследователей, ед.

8. Доля внутренних затрат предприятий региона на исследования и разработки в ВРП, %.

9. Доля внутренних затрат предприятий на исследования и разработки в общем объёме средств организаций предпринимательского сектора региона, %.

II. Инновационная деятельность

1. Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %.

2. Доля организаций, осуществлявших нетехнологические инновации, в общем числе организаций, %

3. Доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий, %.

4. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, %.

5. Доля вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям новых для рынка инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, предоставляемых услуг, %.

6. Число используемых изобретений по отношению к численности населения, ед.

7. Доля поступающих средств от экспорта технологий в ВРП, %.

8. Число созданных передовых производственных технологий по отношению к численности экономически активного населения, ед.

9. Доля затрат предприятия на технологические инновации в общем объёме затрат, %.

III Социально-экономические условия инновационной деятельности

1. Доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в общих затратах на технологические инновации региона, %

2. ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона (без учета добывающих производств), руб.

3. Доля лиц, занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видах деятельности, в общей численности занятых в экономике региона лиц, %.

4. Доля продукции высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, предоставляемых услуг (без учета производств, связанных с добычей полезных ископаемых), %.

5. Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе действующих организаций региона, % .

Данные показатели полностью представлены в официальных статистических данных и достаточно просто рассчитываются, что позволяет по полученным результатам провести комплексную оценку инновационного развития конкретного региона с последующим определением рейтинга.

Расчёт значений показателей инновационного развития регионов России производится следующим образом:

1. По каждому показателю собираются официальные статистические данные Росстата за последний год, по которому представлена информация.

Для расчёта числа региональных публикаций в журналах, индексируемых в базах РИНЦ и Web of Science, используются данные Министерства образования и науки РФ по подведомственным ему учреждениям.

2. По каждому показателю оценивается степень симметричности распределения данных. Если коэффициент асимметрии превышал значение 0,5, то к этому показателю применялась процедура сглаживания данных на основе извлечения корня степени N из региональных данных. Степень N подбирается таким образом, чтобы полученное значение коэффициента асимметрии находилось в ближайших границах от 0,5 . Данный подход соответствует процедуре, используемой при европейском региональном инновационном обследовании2.

3. Сглаженные данные далее нормируются методом линейного масштабирования для приведения их значений к диапазону от 0 до 1.

4. Значения приведенных показателей усредняются методом простого среднего и в дальнейшем используются для расчёта требуемых индикаторов, характеризующих инновационной деятельности регионов России.

Наряду с определением инновационного развития региона важной является оценка уровня инновационной активности субъектов РФ, которая осуществляется посредством учета реализуемых в рамках региональной инновацион-

1 http://www.i-regions.org

2 Hollanders H., Tarantola S., Loschky A. Regional Innovation Scoreboard (RIS) 2009. ProInnoEurope, 2009. - http://www.proinno-europe.eu/page/regional-innovation-scoreboard

ной политики мероприятий и определения финансово-экономических показателей: объемы финансирования программ инновационной деятельности и социально-экономического развития региона и размеры затрат предприятий на инновации.

Наряду с показателями инновационного потенциала и результативности инновационной деятельности в систему показателей, отражающих уровень инновационной активности субъектов РФ, включаются показатели, характеризующие усилия региональных властей по созданию на своей территории условий для развития инновационной деятельности. Эти усилия выражаются как количеством действующих на территории региона организаций инновационной инфраструктуры, так и объемом затрат на инновации из регионального бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий региона, в т.ч. нацеленных на повышение инновационной активности региональных производителей товаров и услуг (проведение выставок, конкурсов инноваций и т.п.).

Уровень инновационной активности российских регионов возможно и целесообразно оценивать посредством применения системы набора показателей, адаптированных к имеющейся и доступной статистической информации1. Процесс адаптации системы показателей инновационной активности российских регионов в определенной степени снижает сопоставимость с результатами европейских региональных инновационных обзоров, но позволяет создать рабочую систему показателей, пригодную для сравнительного анализа и постоянного мониторинга инновационной активности всех субъектов РФ (табл. 2).

Таблица 2

Адаптированная система показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации

№ п/п Наименование показателя, единица измерения

I. Инновационный потенциал

1. Удельный вес населения, имеющего высшее образование и занятого в экономике региона, в общей среднегодовой численности занятых в экономике региона, %

2. Удельный вес работников государственной гражданской службы, повышающих квалификацию, на 1000 занятых в экономике региона.

3. Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки из средств организаций предпринимательского сектора, % от общих затрат на исследования и разработки предприятия.

4. Доля затрат на технологические инновации из собственных средств организаций, % от общих затрат на инновации

II. Инновационная инфраструктура и инновационный климат

1. Доля организаций инновационной инфраструктуры в общем числе организаций и предприятий региона, %

2. Доля затрат на технологические инновации из всех источников, кроме средств федерального бюджета, % от ВРП

3. Доля организаций, имевших кооперационные связи при разработке технологических, маркетинговых и организационных инноваций в общем числе инновационных предприятий, %

4. Доля организаций в секторах связи, исследований и разработок в общем числе организаций, %

III. Результативность инновационной деятельности

1. Доля персонала, занятого в секторах связи, ИКТ, в исследованиях и разработках, в общей численности занятых в экономике региона, %

2. Число созданных передовых производственных технологий на 10 000 занятых в экономике региона, ед.

3. Число поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели на 10 000 занятых в экономике региона, ед.

4. Доля организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций, %

5. Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %

6. Объем инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

7. Доля отгруженной инновационной продукции, работ и услуг инновационного характера за пределы Российской Федерации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %

В качестве оценки инновационной активности субъектов Российской Федерации может использоваться предложенная H. Hollanders с соавторами2 методика по расчёту следующих интегрированных показателей:

обобщенный интегральный показатель - сводный индекс инновационной активности (СИИА);

агрегатные индексы второго порядка:

- индекс инновационного потенциала (ИИП);

- индекс инновационной инфраструктуры и инновационного климата (ИИИК);

- индекс результативности инновационной деятельности (ИРИД).

- коэффициент использования инновационного потенциала (КИИП).

Значение сводного индекса инновационной активности региона (СИИА) определяется в соответствии с предложенной в таблице 2 системой показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации и учитывает значения 15-ти показателей, формирующих одновременно 3 агрегатных индекса второго порядка и характеризующих факторы, которые отражают уровень инновационной активности исследуемого региона.

1 Киселев В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации. - http://gigabaza.ru/ doc/70933-pall.html

2 Hollanders H., Tarantola S., Loschky A. Regional Innovation Scoreboard (RIS) 2009. ProInnoEurope, 2009. - http://www.proinno-europe.eu/page/regional-innovation-scoreboard

Коэффициент использования инновационного потенциала (КИИП) рассчитывается как отношение значений индекса результативности инновационной деятельности к индексу инновационного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении внутрирегионального мониторинга часто наиболее релевантными оказываются частные индикаторы, которые отражают специфические задачи, решаемые в рамках инновационной политики конкретного региона. Частные индикаторы разрабатываются исследователем и опираются на отдельные характеристики инновационной деятельности, учет которых позволяет дать оценку специфических параметров, свойственных исследуемому объекту и позволяющих сделать неординарные выводы. Следует учитывать сложность использования частных индикаторов в текущей практике исследования. Сложность заключается в том, что частные индикаторы не собираются в рамках официальной статистики и для их мониторинга требуется проведение дополнительных и постоянных обследований как в исследуемом, так и сравниваемых регионах. А это требует значительных материально-технических затрат, источники формирования которых не всегда находятся.

Стоит отметить, что регионы-члены Ассоциации инновационных регионов России по инновационной активности разделились на группы:

- сильных инноваторов, составивших больше половины участников (Республика Татарстан, Томская, Самарская, Калужская, Новосибирская области, Пермский край и Ульяновская область);

- среднесильных инноваторов (Республики Мордовия и Башкортостан, Красноярский край);

- средних инноваторов (Иркутская и Липецкая области, Алтайский край)1.

Положение регионов достаточно динамично меняется, о чём говорят данные текущего мониторинга инновационного развития.

По результатам исследования зарубежного опыта оценки инновационного развития регионов Бортник И.М. с соавторами сделали заключение о том, что европейские региональные стратегии инновационного развития:

1. Не включают в себя, как правило, перечень индикаторов, а содержат описательную часть, аналитические расчеты необходимости изменений в инновационной сфере, постановку целей и задач достижения конкретных значений, а также перечень необходимых для реализации инструментов.

2. Представляется список используемых индикаторов для оценки как отдельных этапов, так и общих результатов реализации каждого из планируемых мероприятий.

3. Используются индикаторы национального уровня (общие индикаторы), позволяющие осуществлять сравнение отдельных регионов (табл. 3), и специфические индикаторы (частные индикаторы), разработанные для определенного региона или отдельных параметров. Соотношение использования двух типов индикаторов практически одинаково во всех рассмотренных региональных инновационных программах

Таблица 3

Целевые индикаторы общего типа, используемые в зарубежной практике для оценки

инновационного развития регионов

№ п/п Наименование показателя, единица измерения

1 Объём внутренних затрат на R&D в регионе, ден. ед.

2 Доля общих внутренних затрат на R&D в регионе от валовой добавленной стоимости региона, %

3 Затраты бизнеса на R&D (BERD), ден. ед.

4 Доля затрат бизнеса на R&D (BERD) от валовой добавленной стоимости региона, %

5 Количество созданных новых рабочих мест, шт.

6 Количество предпринимателей в инновационной сфере, чел.

7 Количество субъектов, получивших поддержку, в т. ч. финансовую, шт.

8 Количество совместных исследовательских проектов, шт.

9 Количество созданных новых образовательных курсов, шт.

10 Количество созданных новых продуктов, шт.

11 Количество патентов/заявок на патенты, шт.

12 Количество переданных/полученных технологий, шт.

13 Количество проектов, предполагающих совместное сотрудничество университетов и промышленности, шт.

4. Индикаторы частного типа:

- разрабатываются целенаправленно для конкретного региона и служат основой для оценки достижения определённой цели;

- присутствуют практически в каждой региональной инновационной стратегии;

- разрабатываются в соответствии с характером решаемых в стратегии развития региона задач и с учетом сложившихся социально-экономических условий регионального развития.

Сложность и прикладной характер решаемых задач обусловливает разработку и использование достаточно широкого количества целевых индикаторов частного типа

Первичным звеном инновационного развития региона, безусловно, являются предприятия и их сотрудники, которые являются непосредственным источником и производителем большинства инновационных продуктов.

1 http://www.i-regions.org

2

Бортник И.М., Зинов В.Г., Ноцюбинский В.А., Сорокина В.А. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления // Инновации. - СПб., 2013. - № 11 (181). - С. 2-13.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационный потенциал предприятия можно рассматривать как систему потенциалов, включающую1: управленческо-трудовые ресурсы:

- кадровый интеллектуально-креативный потенциал, характеризующий обеспеченность инновационной деятельности квалифицированным персоналом, наличие и содержание системы обучения и повышения квалификации работников промышленных предприятий, системы мотивации научно-технических специалистов;

- культурный потенциал, характеризующий инновационную культуру предприятия, отрасли, региона или страны, основанную на восприимчивости людей (работников предприятия или отрасли, населения региона, граждан страны) к новшествам, их готовность поддержать реализацию инноваций в различных сферах общественной деятельности;

- управленческий потенциал, характеризующий систему управления инновационной деятельностью на различных уровнях экономики, в том числе процессы планирования, организации, координации и контроля деятельности субъектов национальной инновационной системы, включая ее инфраструктурные элементы;

материально-технические ресурсы:

- научно-технический потенциал, характеризующий уровень и масштабность научных исследований и разработок, создания и использования передовых технологий, в том числе изобретений, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау, инжиниринговых услуг;

- производственно-технологический потенциал, характеризующий применяемые в производстве продукции технологии, состояние основных производственных фондов, их технологическое обслуживание;

- информационный потенциал, характеризующий полноту и эффективность нормативной правовой базы инновационной деятельности, уровень развития и степень распространения информационных систем;

- финансовый потенциал, характеризующий внутренние затраты на проведение научных исследований, разработок и внедрение новшеств, расходы на науку и профессиональное образование, уровень инвестиций в промышленные предприятия и обеспеченность их собственными средствами;

ресурсы инновационного роста:

- потенциал наращивания, характеризующий возможности быстрого и полного удовлетворения имеющегося и формируемого потребительского спроса на инновации за счет их дальнейшего развития и преобразования с использованием внутренних ресурсов.

Инновации в промышленных предприятиях могут быть разделены на следующие виды:

1) технологические (производственные) инновации:

освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;

освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;

2) маркетинговые инновации: проникновение (освоение) новых рынков сбыта;

развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;

3) организационные инновации:

внедрение новых методов и стандартов управления, внедрение значительно измененных структур управления,

реализация новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний;

4) финансовые инновации:

реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов реализация новых методов организации использования финансовых ресурсов.

Результатом функционирования инновационной системы является инновационный продукт, которым считается либо совершенно новая продукция, либо такая, которая в течение последних трех лет подверглась существенным технологическим изменениям (конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов и т.п.) и явилась более конкурентоспособной2.

Наиболее характерными показателями реализации нововведений на предприятии являются:

абсолютная и относительная новизна;

приоритетность и прогрессивность;

уровень унификации и стандартизации;

конкурентоспособность;

адаптивность к новым условиям хозяйствования; способность к модернизации; показатели экономической эффективности; показатели экологической безопасности.

Значимость новшеств определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия:

- себестоимость производимой продукции;

1 Федоров С.В. Инновационный потенциал: содержание, структура, методика оценки. СПГУ МЧС ПФ, 2010.

2 Креативная трудология (начала инноватики): монография / Э.А. Лутохина - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 253 с.

- уровень рентабельности хозяйственной деятельности;

- качество выпускаемой продукции;

- объем производимых продаж;

- размер прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Зависимость конкурентоспособности от инноваций часто декларируется, однако связь между ними не является простой и однозначной. М. Портер1 в своих известных работах отмечает, что большая часть изменений в производстве носит, скорее, эволюционный, чем радикальный характер. При этом накопление небольших изменений дает больше, чем крупный технологический прорыв. Нововведение - это результат НИОКР, но также и результат совершенствования организационной структуры. Нововведения предполагают капиталовложения в исследования, разработки и маркетинг.

Среди основных причин инноваций М. Портер выделяет: новые технологии; новые или изменившиеся запросы покупателей; появление нового сегмента в отрасли; изменение стоимости или наличия определенных ресурсов; изменения в государственном регулировании и др.

Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или послепродажного обслуживания. Изменение технологии предшествует появлению новых отраслей. Часто конкурентное преимущество переходит из рук в руки, когда прежние лидеры не улавливают изменившиеся запросы покупателей и поэтому не успевают создать новую цепочку ценностей.

Современные изменения цен на энергию, сырье, транспорт, связь, оборудование обусловливают падение конкурентоспособности прежних лидеров и получения конкурентного преимущества новыми лидерами2.

Наиболее важным влиянием инноваций на конкурентоспособность является повышение длительности удержа-

3

ния конкурентных преимуществ .

Наибольшие преимущества получают предприятия, которые выбирают путь финансирования собственных внутрифирменных разработок либо устанавливают контроль над разработками за пределами фирмы (договоры с НИИ, университетами)4.

Собственные разработки могут финансировать немногие фирмы, причем западный рынок отличается высокой концентрацией затрат фирм на НИОКР. Различаются цели НИОКР - разработка нового продукта, разработка новой технологии или улучшение производимого продукта. Основную долю затрат на НИОКР фирмы тратят на первое направление, но существуют национальные и отраслевые особенности по отдельным целям.

Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.

По степени новизны, инновации подразделяются на:

принципиально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в зарубежной практике;

новшества относительной новизны.

Виды инноваций, различающихся по областям применения и этапам научно-технического прогресса (табл. 4):

Таблица 4

Классификация инноваций по областям применения5

№ п/п

Классификационный признак Классификационные группировки (виды) инноваций

1. Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные, сельскохозяйственные и т.д.

2. Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность инноваций Высокая, стабильная, низкая

7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

технические инновации - появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические инновации - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-управленческие новшества - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта продукции, снабжения;

информационные инновации - решают задачи организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности;

социальные инновации - направлены на улучшение условий труда, расширения проблем здравоохранения, образования, культуры6.

1 Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.

2 Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. / А.А. Быков. - Минск: Мисанта, 2009. - 143 с.

3 Ноосферное развитие Беларуси: теория, методология и практика / П.Г. Никитенко. - Минск: Белорус. наука, 2009. - 352 с.

4 Макроэкономика: уч. пособие / В.А. Воробьев. - Минск: БГЭУ, 2009. - 270 с.

5 Институционализация рынка инновационных проектов / Л.Н. Давыденко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 240 с.

6 Институционализация рынка инновационных проектов / Л. Н. Давыденко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 240 с.

по используемому инновационному механизму:

технические инновации;

технологические инновации1.

При разработке инновационной политики предприятия учитывается, что инновация - это не столько передовая научная разработка, сколько передовое внедрение в массовое производство. В связи с этим объектом научного анализа становится инновационная активность предприятия.

Высокой активностью во внедрении нововведений отличаются мелкие фирмы, новые конкуренты, т.к. для них это единственная возможность проникновения на рынок, создания и удержания конкурентных преимуществ.

Причинами низкой инновационной активности предприятия являются:

- высокий риск внедрения инноваций (на рынке товаров широкого потребления терпят неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения - 20%, а на рынке услуг - 18%);

- огромный объем финансирования внедрения (затраты на создание опытного образца в 10 раз больше, а на организацию массового производства товара в 100 раз больше, чем затраты на начальные научные исследования);

- недостаток квалифицированных специалистов, специализирующихся на инновационной деятельности;

- слабый уровень научно-исследовательской базы, неготовность предприятий2.

С целью обеспечения долгосрочного выживания в организационной структуре фирмы должно быть закреплено распределение усилий между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и, возможно, имитацией товаров-конкурентов .

1 Макроэкономика / Г.С. Вечканов. - СПб: Питер, 2008. - 240 с

2 Инновационное развитие звеньев экономики: моногр. / А.А. Быков. - Минск: Мисанта, 2009. - 143 с.

3 Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы Беларуси / Н.И Богдан. - Минск: УП «Энциклопедикс», 2012. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.