Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке и моделированию психоэмоционального состояния учащихся с помощью современных цифровых технологий'

Современные подходы к оценке и моделированию психоэмоционального состояния учащихся с помощью современных цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / УЧАЩИЕСЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Андрей Геннадьевич, Сетко Ирина Михайловна

Изменения в психоэмоциональном состоянии у учащихся могут являться следствием воздействия стрессогенных факторов в течение всего периода обучения и признаками переживания стресса у учащегося. В связи с этим ранняя диагностика психоэмоционального напряжения и возможность его коррекции путем обучения учащихся навыкам функционального биоуправления является актуальным и необходимым для современных учащихся. Разработанные авторами статьи компьютерные программы и технологии представляют собой современный эффективный инструмент для точной стандартизированной оценки стресса и выработки навыков повышения стрессоустойчивости у учащихся и могут быть рекомендованы для широкого использования в психологической и медицинской службе образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Андрей Геннадьевич, Сетко Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE MODELING OF THE PSYCHOEMOTIC STATE OF STUDENTS WITH THE HELP OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

Changes in the psychoemotional state of students can be a consequence of the impact of stressors during the entire period of training and signs of experiencing stress in the student. In this regard, early diagnosis of psychoemotional stress and the possibility of its correction by teaching students the skills of functional bio management is relevant and necessary for modern students. The computer programs and technologies developed by the authors are an up-to-date effective tool for an accurate standardized assessment of stress and developing skills for increasing the resistance to stress in students and can be recommended for widespread use in the psychological and medical services of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке и моделированию психоэмоционального состояния учащихся с помощью современных цифровых технологий»

УДК 613.6.955/.956:612.821

Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, А. Г. СЕТКО, И. М. СЕТКО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, A. G. SETKO, I. M. SETKO

MODERN APPROACHES TO THE MODELING OF THE PSYCHOEMOTIC STATE OF STUDENTS WITH THE HELP OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

Orenburg State Medical University

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТРЕСС, УЧАЩИЕСЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.

РЕЗЮМЕ

Изменения в психоэмоциональном состоянии у учащихся могут являться следствием воздействия стрессогенных факторов в течение всего периода обучения и признаками переживания стресса у учащегося. В связи с этим ранняя диагностика психоэмоционального напряжения и возможность его коррекции путем обучения учащихся навыкам функционального биоуправления является актуальным и необходимым для современных учащихся. Разработанные авторами статьи компьютерные программы и технологии представляют собой современный эффективный инструмент для точной стандартизированной оценки стресса и выработки навыков повышения стрессоустойчи-вости у учащихся и могут быть рекомендованы для широкого использования в психологической и медицинской службе образовательных учреждений.

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 642; e-mail: nina.setko@gmail.com

Булычева Екатерина Владимировна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 642; e-mail: e-sosnina@mail.ru

Сетко Андрей Геннадьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 402; e-mail: a_isetko@mail.ru

Сетко Ирина Михайловна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 50-06-06, доб. 642; e-mail: a_isetko@mail.ru

KEY WORDS: STRESS, SCHOOLCHILDREN, FUNCTIONAL GOVERNANCE, STRESS-RESISTANCE.

SUMMARY

Changes in thepsychoemotional state of students can be a consequence of the impact of stressors during the entire period of training and signs of experiencing stress in the student. In this regard, early diagnosis of psychoemotional stress and the possibility of its correction by teaching students the skills of functional bio management is relevant and necessary for modern students. The computer programs and technologies developed by the authors are an up-to-date effective tool for an accurate standardized assessment of stress and developing skills for increasing the resistance to stress in students and can be recommended for widespread use in the psychological and medical services of educational institutions.

Психоэмоциональное состояние учащихся образовательных учреждений формируется в условиях высокой динамичности учебного процесса, необходимости освоения большого объема информации при дефиците времени и в постоянном напряжении вследствие стремления детей и подростков соответствовать ожиданиям родителей и педагогов [1, 15-16, 20-23, 24, 27]. В связи с этим стресс для современного учащегося является «привычным» состоянием [17]. Однако хроническое психоэмоциональное напряжение у детей и подростков оказывает неблагоприятное влияние на их функциональные, умственные и когнитивные процессы [28, 32]. Доказано, что

хронический стресс у детей и подростков вызывает ослабление иммунитета, развитие болезней сердца, ожирения и диабета, а также способствует формированию обсессивно-фобических пограничных нервно-психических расстройств, депрессии, снижению памяти и академической успеваемости [28, 29, 30]. Новые возможности в ранней комплексной индивидуализированной оперативной диагностике и биоуправлении психоэмоциональным состоянием, вызванным стрессом, открывают разработанные нами информационные технологии. Научное сообщество признает, что автоматизированные системы в профилактической медицине в настоящее время должны стать приоритетными, эффективными и современными средствами как при диагностике уровня здоровья, так и для разработки и оценки результативности профилактических мероприятий по управлению, формирующих здоровье, факторов [6, 8, 9, 10, 11]. В связи с этим разработанные нами автоматизированные системы диагностики, оценки и биоуправления стрессом учащихся образовательных учреждений могут стать эффективным инструментом по повышению стрессоустойчивости у детей и подростков в период их обучения в школе.

В связи с тем, что в психофизиологии под стрессом понимается неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров), то становится очевидным донозологический характер таких проявлений, которые являются наиболее ранними и общими и отражают совокупное влияние на здоровье человека неблагоприятных влияний внешней среды самой различной природы [7, 14, 18, 25, 26]. Учитывая тот факт, что независимо от природы стрессора физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же [19], регистрация интегральных показателей уровня адаптированности организма может служить также и критерием оценки уровня нервно-психического напряжения. Это положение легло в основу диагностического инструментария нашей компьютерной системы оценки психоэмоционального напряжения у учащихся и выражалось

в учете индекса напряжения регуляторных систем, который автоматически рассчитывался по статистическим показателям вариабельности сердечного ритма с помощью вариационной кардиоритмографии.

Специалисты признают, что в настоящее время первоочередное значение уже имеет не сама сила стрессогенного фактора, а уровень стрессоустойчивости у учащихся [12, 27]. В связи с этим многие исследователи пришли к выводу о том, что стресс учащихся является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как высокая тревожность, высокий уровень негативных эмоциональных переживаний, неадекватная самооценка, низкая работоспособность, эмоциональная неустойчивость, которые не обеспечивают успешного достижения целей в учебной деятельности и не могут адекватно реализовы-ваться в когнитивной, эмоциональной, моти-вационной и поведенческой сферах личности [5, 12, 17]. Учитывая данное положение, нами в компьютерную систему были включены блоки программного обеспечения по диагностике и оценке у учащихся уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний на уроке и в обычной жизни по методике Ч. Д. Спилберга (1972) в модификации А. Д. Андреевой (1988), а также уровень стресса по методике «Шкала психологического стресса РБМ-25» и уровень стрессоустойчивости по методике «Прогноз». Ранее нами была разработана компьютерная программа интегральной оценки психогенных форм дезадаптации у подростков (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016661720 от 19 октября 2016 г.) и интегральной оценки социально-психологической дизадаптации у детей школьного возраста (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2017619853 от 8 сентября 2017 г.). Эти методики являются уникальным примером общения наиболее значимых показателей, таких как уровень тревожности, уровень стресса, уровень функциональных возможностей нервной системы создавать адаптационную систему при действии факторов окружающей

среды, влияющих на социально-психологическую адаптацию детей и подростков, которая нарушается при действии стрессоров. В психологии же в большинстве случаев используются методики, позволяющие определить отдельные стороны психоэмоциональной сферы детей и подростков, но не дающие возможность интегральной оценки общего психоэмоционального состояния учащегося.

В основу метода выработки стрессоустой-чивости у учащихся с помощью современных цифровых технологий нами было взято функциональное биоуправление по принципу обратной биологической связи. Биологическая обратная связь - это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения [26]. Идея возможности произвольного управления психофизиологическими процессами с помощью информации об этих процессах, предоставляемых обследуемому, появилась в начале столетия, но успешная реализация экспериментов началась лишь в 60-х годах в связи с развитием компьютерных технологий, позволявших реализовать идею в реальном масштабе времени. Именно создание технологической базы позволило положить начало практическому применению систем обучения саморегуляции. Биоуправление как метод обучения самих функциональных систем организма базируется, прежде всего, на теории функциональных систем П. К. Анохина [2-4]. Построение процесса выработки необходимых навыков, создание мотивационной системы для учащегося во многом определяется позициями бихевиоральной (поведенческой) психологии [4]. Поэтому функциональное биоуправление -это возможность обучения произвольному

изменению физиологических функций организма в нужном направлении. В основе функционального биоуправления легло управление дыханием, которое посредством сложных механизмов вегетативного взаимодействия способно изменять другие показатели функционального состояния организма.

Стратегической задачей функционального биоуправления в разработанном нами аппаратно-программном комплексе являлось обучение учащихся навыком саморегуляции психофизиологическими функциями посредством диа-фрагмального дыхания для повышения уровня стрессоустойчивости. Информационными носителями биологической обратной связи являлся пульс, который при правильном выполнении дыхания на выдохе должен был снижаться, электрическая активность трапециевидных мышц, периферическая температура, соотношения вдоха и выдоха.

Обучение учащегося навыкам функционального биоуправления по повышению стрессоустойчивости на разработанном аппаратно-программном комплексе проводился в два этапа. Целью первого этапа являлась выработка навыков диафрагмально-релаксацион-ного дыхания, с помощью которого достигался глубокий уровень физической и психоэмоциональной релаксации. Второй этап заключался в формировании оптимального функционального состояния организма учащегося, которое характеризовалось уравновешиванием процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе и позволяло снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, создавая оптимальные условия для поддержания гомеостаза. При формировании такого функционального состояния центральная нервная система, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно.

При сравнительном анализе данных учащихся двух исследуемых групп (1-я группа - учащиеся, освоившие навык и регулярно самостоятельно выполнявшие ФБУ; 2-я группа - учащиеся,

освоившие навык и не выполнявшие самостоятельно ФБУ) до и после проведенного тренинга функционального биоуправления установлено, что коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха после проведенного тренинга функционального биоуправления у учащихся 1-й группы снизился в 1,7 раза и составил 0,74, в то время как у учащихся 2-й группы он возрос с 0,69 до 0,78, что свидетельствует о том, что учащиеся 1-й группы правильно выполняли технологию

диафрагмального дыхания, а учащиеся 2-й группы не выполняли технологию диафрагмального дыхания (рис. 1).

Это нашло свое отражение во влиянии на сердечный ритм (RSA). Так, у учащихся 1-й группы, регулярно и правильно выполнявших тренинг диафрагмального дыхания, дыхательная синусовая аритмия после тренинга снизилась на 45,5%, в то время как у учащихся 2-й группы лишь на 34,3%, так как они выполняли нерегулярно

Рис. 1 - Показатели дыхания учащихся и его влияния на сердечный ритм (RSA) до и после тренинга функционального биоуправления

1,6 1,4 1,2

I 1 | 0,8

| 0,6 0,4 0,2 0

Соотношение вдоха и выдоха

50 40

I30

s в

я 20

s-

10 0

Дыхательная синусовая аритмия (RSA)

I До тренинга После тренинга

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Рис. 2 - Показатели электрической активности мышц учащихся до и после тренинга функционального биоуправления

н

Л

s о PQ

2500 2000 1500 1000 500 0

2323

I До тренинга После тренинга

1 группа

2 группа

диафрагмальное дыхание или после полученного навыка вообще не выполняли (рис. 1).

В связи с тем, что в основе тренинга функционального биоуправления приобретение навыков саморегуляции за счет выраженного влияния психического компонента, нами оценена психоэмоциональная сфера учащихся двух исследуемых групп, участвующих в тренинге ФБУ. Достаточно устойчивым показателем психоэмоционального напряжения является значение электрической активности мышц, отражающее уровень мышечной напряженности. Выявлено, что у обследуемых обеих групп имели высокие значения (2323,0 вольт у учащихся 1-й группы и 2041 вольт у учащихся 2-й группы) электрической активности мышц, свидетельствующие о состоянии психоэмоциональной напряженности и подверженности стрессовым состояниям (рис. 2). После проведенного тренинга функционального биоуправления (ФБУ) электрическая активность мышц снизилась у учащихся 1-й группы на 50,6%, а у учащихся 2-й группы на 50,8%.

Средняя периферическая температура тела позволяет оценить подверженность организма стрессовым воздействиям и общий фон

эмоционального напряжения. У учащихся после тренинга ФБУ отличалась тенденция к увеличению периферической температуры тела на 3,6% у учащихся 1-й группы и на 10,6% у учащихся 2-й группы (рис. 3).

При проведении цветового теста М. Люшера, как индикатора изменений психофизиологического и эмоционального состояния, рассчитаны показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент. Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует о том, что у учащихся обеих групп как до тренинга, так и после составляет от 18,2±1,0 до 21,2±3,38, что значительно превышает 14 и оценивается как высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, в то время как вегетативный показатель находился в диапазоне физиологической нормы и колебался от 0,8±0,11 до 0,9±0,10.

Вместе с тем при распределении учащихся в зависимости от индивидуального показателя отклонения от аутогенной нормы выявлено, что до тренинга среди учащихся 1-й группы у 8,2% данный показатель находился в пределах физиологической нормы, у остальных 91,8% - высокий уровень непродуктивной нервно-психической

Рис. 3 - Показатели периферической температуры тела учащихся до и после тренинга функционального биоуправления

и

о

35 30 25 20 15 10 5 0

31,6

33,3

I До тренинга После тренинга

1 группа

2 группа

Таблица - Показатели психоэмоционального состояния у учащихся до и после выполнения тренинга функционального биоуправления (по цветовому тесту Люшера)

ПОКАЗАТЕЛЬ ПЕРИОД РЕГИСТРАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЯ

до тренинга после тренинга

ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ

1-я 2-я 1-я 2-я

Вегетативный коэффициент 0,8±0,11 0,8±0,15 0,9±0,10 0,8±0,13

Суммарный показатель отклонения от аутогенной нормы 18,2±1,00 21,2±3,38 18,7±2,19 18,8±3,49

напряженности; после же тренинга 8,2% учащихся имели состояние, характеризующееся высокой активностью и позитивным настроением на

выполнение задания, а также быстрой мобилизацией и полной сосредоточенностью в стрессовых ситуациях; 17,2% учащихся физиологическую

«в

а и 5 »

о № а «

В Ом н

Л и X

Я

и Он н

о

н

2 группа

I I I I

80

1 группа 8,2

2 группа 0 20

1 группа 0 8,2

_

0%

20%4

74,6

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

91,8

0%

60%8

0%

А Б В

100%

Рис. 4 - Распределение учащихся в зависимости от соответствия норме

суммарного показателя отклонения от аутогенной нормы до и после тренинга функционального биоуправления

Рис. 5 - Распределение учащихся в зависимости от соответствия норме вегетативного показателя уровня до и после тренинга функционального биоуправления

л

5 ^

О И

а « к а

н

ев и К

И и Он н

о

н

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

I I I I I I I

40

58,2

40

■ ■ • ■■■

: А Б В Г

0%

20%4

0%

60%8

0%

100%

норму и остальные 74,6% учащихся сохраняли высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности (рис. 4). У учащихся 2-й группы после тренинга 80% имели высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, и лишь у 20% учащихся отмечалось позитивное настроение и полная сосредоточенность в стрессовых ситуациях.

Установлено, что если до проведения тренинга ФБУ среди учащихся 1-й группы у 8,2% отмечалось состояние избыточного сковывающего напряжения, у 16,4% - оптимальный вегетативный баланс, у 58,2% - состояние физиологической нормы и у 17,2% - состояние, характеризующееся преобразованием установки на отдых и минимизацию собственных усилий, то после проведения тренинга ФБУ среди учащихся 1-й группы не было ни одного человека с избыточным сковывающим напряжением. У учащихся 2-й группы после тренинга изменений не произошло (рис. 5).

Опрос учащихся, участвующих в тренингах по становлению навыков функционального биоуправления, в 65% случаях отмечали после сеансов снижение психоэмоциональной

напряженности, в 25% - снижение физического напряжения, остальные 10% ответов учащихся свидетельствовали об отсутствии субъективных изменений в общем самочувствии (рис. 6).

Рис. 6 - Структура субъективных изменений

10%

Снижение психоэмоционального напряжения Физическое расслабление Нет изменений

1-я группа - регулярное выполнение ФБУ, 2-я группа - нерегулярно выполняли ФБУ. А - < 10 -состояние, характеризующее высокой активностью и позитивным настроем на выполнение заданий. Быстрая мобилизация и полная сосредоточенность в стрессовых ситуациях. Б - 10-14 -физиологическая норма. В - > 14 - высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

1-я группа - регулярное выполнение ФБУ, 2-я группа - нерегулярно выполняли ФБУ. А - <0,6 -состояние, характеризующееся преобладанием установки на отдых и минимизации собственных усилий. Б - 0,6-1,1 - физиологическая норма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адаптационная медицина детей и подростков : монография/ Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. - Москва, 2018. - 516 с.

2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 548 с.

3. Анохин, П. К. Методологическое значение кибернетических закономерностей. В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук /П. К. Анохин. - М.: Наука, 1968. - С. 547-587.

4. Анохин, П. К. Психическая форма отражения действительности. В кн. : Ленинская теория отражения и современность / Под ред. Т. Павлова; П. К. Анохин. - София: Наука и искусство, 1969. -С. 109-139.

5. Бартош, О. П. Влияние сеансов биоуправления на психоэмоциональное состояние детей младших классов / О. П. Бартош // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 2. -С. 20-23.

6. Большаков, А. М. Возможности компьютерных систем для оценки донозологических изменений здоровья / А. М. Большаков, В. Н. Крутько, В. И. Донцов // Гигиена и санитария. - 2017. -№ 11 (96). - С. 1115-1118.

7. Введение в донозологическую диагностику / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева; Гос. науч. центр Российской Федерации - Ин-т мед.-биол. проблем Российской акад. наук. - Москва: Слово, 2008. -176 с.

В - 1,1-1,5 - оптимальный вегетативный баланс для реализации всех возможностей человека при стрессовой ситуации. Г - > 1,5 - состояние избыточного сковывающего напряжения.

Таким образом, разработанные нами компьютерные системы оценки и биоуправления психоэмоционального состояния представляют собой современный эффективный инструмент для точной стандартизированной оценки стресса и выработки навыков повышения стрессоустой-чивости у учащихся и могут быть рекомендованы для широкого использования в психологической и медицинской службе образовательных учреждений.

8. Гуменюк, Н. В. Медицинские информационные системы, как важный раздел информатизации системы здравоохранения / Н. В. Гуменюк, К. Г. Марченко //Научные труды БШотМ. - 2010. -№ 2 (4). - С. 22-26.

9. Донозологическая экспресс-диагностика здоровья студентов-спортсменов при сдаче комплекса «Готов к труду и обороне» / Е. А. Ивченкова, Н. В. Семенова, А. П. Денисов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 177.

10. Донцов, В. И. Здоровьесбережение как современное направление профилактической медицины (Обзор) /В. И. Донцов, В. Н. Крутько //Вестник восстановительной медицины. - 2016. - № 1. - С. 2-9.

11. Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) Москвы / Ю. В. Боголюбская, И. А. Бакалец, Ю. А. Бакалец [и др.] // Естественные и технические науки. - 2016. - № 1. - С. 65-66.

12. Зарубина, Е. Г. Влияние психологических особенностей личности на устойчивость к стрессорам в старших возрастных группах / Е. Г. Зарубина, И. О. Прохоренко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. -Т. 12. - № 1 (7). - С. 1742-1746.

13. Концепция и архитектура интегрального паспорта здоровья / В. И. Донцов, О. А. Мамиконова, Н. С. Потемкина, Т. М. Смирнова [и др.] // Вестник восстановительной медицины. - 2016. - № 1. - С. 14-20

14. Кузнецов, А. А. Информационные технологии донозологической диагностики / А. А. Кузнецов // Информационные технологии. - 2010. - № 8. - С. 68-73.

15. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (Часть I) / В. Р. Кучма //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 4-22.

16. Кучма, В. Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (Часть II)/ В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 4. - С. 4-24.

17. Психодиагностика стресса : практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина //М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань : КНИТУ, 2012. - 212 с.

18. Рахманин, Ю. А. Донозологическая диагностика в проблеме окружающая среда и здоровье населения / Ю. А. Рахманин. Ю. А. Ревазова // Гигиена и санитария. - 2004. - № 6 (86). - С. 3-9.

19. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М. : Прогресс, 1982. - 128 с.

20. Сетко, Н. П. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня/Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, Е. Б. Бейлина //Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. - 2013. - № 1. - С. 18-21.

21. Сетко, Н. П. Фундаментальные основы формирования здоровья будущих первоклассников / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Я. Валова //Педиатр. - 2017. - Т. 8. - С. 291-292.

22. Сетко, Н. П. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе /Н. П. Сетко, А. Г. Сетко //Лечение и профилактика. -2017. - № 1 (21). - С. 57-62.

23. Сетко, Н. П. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (Обзор литературы) / Н. П. Сетко, Г. В. Садчикова // Оренбургский медицинский вестник. - 2017. - Том V, № 2 (18). - С. 4-7.

24. Сиденко, Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков / Е. А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1. - 2013. - С. 23-31.

25. Совершенствование оценки функциональных резервов организма - приоритетное направление развития донозологической диагностики преморбидных состояний / А. Н. Курзанов, Н. В. Заболотских, Д. В. Ковалев [и др.] //Международный журнал экспериментального образования. - 2015.

- № 1 (10). - С. 67-70.

26. Судаков, К. В. Общие закономерности динамической организации функциональных систем /К. В. Судаков //Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2005. - № 2. - С. 4-13.

27. Чубаровский, В. В. Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии /В. В. Чубаровский, И. С. Лабутьева, В. Р. Кучма // Здоровье населения и среда обитания.

- 2017. - № 8 (293). - С. 50-53.

28. Assessing stress in children and youth: a guide for out-of-school time program practitioners / M. Terzian, K. A. Moore, N. M. Nguyen //Brief research-to-Results. Trends-Child. - 2010. - № 22. - P. 1-6.

29. Evans, G. W., & Schamberg, M. A. (2009). Childhood poverty, chronic stress, and adult working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 106, 6545-6549.

30. Farah, M. The developing adolescent brain in socioeconomic context /M. Farah, K. Nobel, H. Hurt // In D. Romer (Ed), Adolescent psychology and the developing brain: Integrating brain and prevention science, 2005. - New York, NY: Oxford University Press. - P. 373-378.

31. Rosmond, R. Role of the pathogenesis of the metabolic syndrome/R. Rosmond//Psychoneuroendocrinology.

- 2005. - № 30 (1) - P. 1-10.

32. Steinberg, L. Adolescence. New York, 2005. - NY: Mc Graw-Hill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.