Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Александр Владимирович, Павлов Юрий Вячеславович, Сидей Роман Александрович

Рассмотрены некоторые факторы опасности, связанные с эксплуатацией ВВСТ применительно к РВСН. На основе проведенного анализа сформулированы основные недостатки существующих подходов к оценке безопасности и сформулированы предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнилов Александр Владимирович, Павлов Юрий Вячеславович, Сидей Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY APPROACHES TO ESTIMATING THE SAFETY OF AMSE OPERATION FOR THE STRATEGIC MISSILE FORCES

The paper looks at some danger factors related to AMSE operation with regard to the SMF. It relies of the analysis made to formulate the main drawbacks of the existing approaches to safety estimation and formulates proposals for eliminating those.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Современные подходы к оценке безопасности эксплуатации вооружения, военной и специальной техники Ракетных войск стратегического назначения

Подполковник в отставке А.В. КОРНИЛОВ, кандидат технических наук

Капитан Ю.В. ПАВЛОВ

Капитан Р.А. СИДЕЙ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены некоторые факторы опасности, связанные с эксплуатацией ВВСТ применительно к РВСН. На основе проведенного анализа сформулированы основные недостатки существующих подходов к оценке безопасности и сформулированы предложения по их устранению.

The paper looks at some danger factors related to AMSE operation with regard to the SMF. It relies of the analysis made to formulate the main drawbacks of the existing approaches to safety estimation and formulates proposals for eliminating those.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Оценка безопасности, эксплуатация, вооружение, военная и специальная техника, факторы неопределенности.

Safety estimation, operation, armaments, military and specialized equipment, factors of uncertainty.

ОСНОВУ вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) составляют стационарные и мобильные ракетные комплексы, представляющие совокупность взаимосвязанных средств и систем, предназначенных для пуска ракет, управления их полетом и выполнения других задач1.

Наиболее продолжительной стадией жизненного цикла ВВСТ является эксплуатация, в процессе которой выполняется комплекс организационных и технических мер по сохранению необходимых качеств комплексов. Под эксплуатацией любого технического объекта понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих его применение по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование2.

Вследствие накапливания, преобразования и реализации в ВВСТ больших потенциалов различных видов энергии они являются объектами повышенной опасности и их эксплуатация связана с риском нанесения ущерба личному составу, разрушения техники и нарушения экологии. Следует отметить также другие опасные свойства, например, пожароопасность, взрывоопасность и токсичность отдельных компонентов ВВСТ. Исключить данные факторы невозможно, ибо именно эти высокие энергетические мощности обеспечивают ВВСТ РВСН выполнение поставленных целей в любых условиях обстановки.

Аварийные ситуации с ВВСТ связаны с составом и значениями различных первичных опасных внешних воздействий, к которым можно отнести: механические, термические, химические, электромагнитные3.

Механические воздействия на ВВСТ могут быть вследствие:

• падения (соударения) опасных элементов ВВСТ при погрузочно-раз-грузочных или стыковочно-отстыко-вочных работах;

• аварий транспортных средств различного типа;

• воздействий ударных волн при взрывах взрывоопасных элементов ВВСТ и внешних объектов;

• гидростатического давления при затоплении боевого оснащения;

• поражения обычными средствами (попадание пуль или гранат) и др.

Термические воздействия на ВВСТ реализуются вследствие степных или лесных пожаров, возгорания транспортных средств в технологических сооружениях, а также при сгорании пожароопасных элементов ВВСТ и др.

Химические воздействия (воздействия агрессивных сред) на ВВСТ реализуются в результате:

• пролива на них компонентов ракетного топлива;

• тушения пожаров различных спецсооружений с находящимися в них ВВСТ;

• его дегазации, дезинфекции или дезактивации;

• ликвидации последствий аварий с ним;

• аварий на близлежащих объектах химического производства и др.

Электромагнитные воздействия на ВВСТ реализуются в результате:

• падения провода линии электропередач при транспортировании;

• попадания молнии в сооружение, шахтную или автономную пусковую установку, иное транспортное средство;

• воздействия электромагнитных полей или статического электричества и др.

Система эксплуатации ВВСТ должна строиться с учетом рисков возник-

новения опасных аварийных ситуаций. В зависимости от имеющейся исходной информации при оценке рисков используются статистические, теоретико-вероятностные или эвристические методы оценки безопасности.

Исходной информацией для статистических методов оценки безопасности являются статистические данные об аварийных ситуациях, травматизме и последствиях на аналогичных образцах ВВСТ. Данный подход требует большого массива данных, что значительно усложняет его применимость.

Теоретико-вероятностный подход к оценке безопасности применяется для оценки рисков аварийных ситуаций при эксплуатации отдельных видов уникального оборудования в условиях отсутствия статистических данных.

Основу эвристического подхода к оценке безопасности, применяемого для описания сложноформализуемых задач, составляют оценки экспертов в области безопасности. Значимым недостатком полученных от экспертов оценок является их субъективность.

Анализ существующих методов (подходов) оценки безопасности ВВСТ позволил выделить следующие недостатки, выразившиеся в отсутствии:

• ярко выраженной иерархической структуры, отражающей взаимосвязь системы «ВВСТ — человек (персонал) — среда»;

• необходимых статистических данных (в некоторых случаях) со значительным количеством неопределенностей;

• учета значения человеческого фактора и влияния стадий жизненного цикла рассматриваемого ВВСТ.

Кроме того, применяемые модели носят статический характер.

Процедура анализа опасностей на основе теории надежности, получившей в настоящее время наибольшее распространение, включает несколь-

ко этапов. На первом этапе проводится качественный анализ опасностей, позволяющий собрать необходимую информацию о системе и построить в дальнейшем алгоритм этого анализа. На данном этапе выделяются источники опасностей, повреждающие факторы, а также всевозможные аварийные ситуации без анализа их на критичность. Собранные на данном этапе сведения о надежности оборудования используются для количественного анализа опасностей с использованием аппарата теории вероятностей.

Анализ существующих подходов и методов оценки безопасности ВВСТ позволил сделать следующие выводы:

первый — в настоящее время отсутствует подход, позволяющий комплексно оценить безопасность эксплуатации ВВСТ в условиях неопределенности, связанной с факторами различной природы и уровня;

в то р ой — безопасность эксплуатации ВВСТ необходимо оценивать с учетом влияния факторов различной природы и уровня;

третий — при эксплуатации ВВСТ должен осуществляться мониторинг параметров, процессов, явлений и факторов природного воздействия, а также периодический контроль параметров внешних воздействий техногенного происхождения4.

Вооружение, военная и специальная техника РВСН эксплуатируется в местностях с различными природными и климатическими параметрами, в условиях различного социально-экономического развития региона с характерной для него криминогенной обстановкой и т. п. Следовательно, для оценки безопасности эксплуатации ВВСТ необходимо формализовать факторы, оказывающие на нее негативное влияние.

Задача состоит в определении возможностей по контролю и повышению уровня безопасности ВВСТ,

обеспеченной научно сформулированными и обоснованными современными требованиями. Для ее реализации необходимо знать действительный уровень безопасности в каждый конкретный момент времени, а также возможности по принятию адекватных мер в случае изменения уровня безопасности РВСН.

Задачи оценки безопасной эксплуатации, уязвимости и др. ВВСТ рассматриваются как частные задачи в рамках общей задачи оценки безопасности.

В целях эффективного обеспечения выполнения этой задачи необходим аппарат, позволяющий корректно задать требования как к сбору и анализу информации, так и на ее основе — к оценке и прогнозу уровня безопасности ВВСТ и выдаче научно обоснованных рекомендаций по его повышению.

Для оценки безопасности эксплуатации ВВСТ необходим подход, который должен соответствовать следующим основным требованиям5:

• научная обоснованность и соответствие рассматриваемым опасностям;

• предоставление результатов в виде, позволяющем понять формы реали-

зации опасностей и наметить пути снижения риска;

• повторяемость и проверяемость, простота и наглядность.

Анализ нормативно-правовых актов6 показал, что в настоящее время в области использования атомной энергии учитываются воздействия природного и техногенного происхождения, в том числе и при оценке безопасности эксплуатации. Аналогичный учет также необходим и при разработке подхода к оценке безопасности ВВСТ.

Формализация факторов предполагает определение для каждого фактора более высокого уровня перечня факторов более низкого уровня, от которых рассматриваемый фактор зависит7. Поэтому после определения факторов первого уровня выделяются, при необходимости, факторы второго уровня (т. е. факторы, которые существенно влияют на факторы первого уровня), третьего уровня и т. д.8 Количество уровней, как и их состав, определяется исходя из принципа необходимости и достаточности.

Для оценки безопасности эксплуатации ВВСТ в качестве основных групп факторов (факторы первого уровня) выделены следующие (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на безопасную эксплуатацию ВВСТ РВСН

Группа факторов — 1.1 «Уровень опасности образца ВВСТ»,

представленная на рисунке 2, включает в себя факторы, характеризующие уровни основных источ-

ников опасности образца ВВСТ — уровень опасности компонентов топлива, элементов конструкции, источников питания и электрооборудования.

Рис. 2. Факторы, влияющие на «Уровень опасности образца ВВСТ»

Группа факторов — 1.2 «Уровень опасности геофизических факторов» представлена на рисунке 3 и обусловлена необходимостью оценки влияния факторов, характеризующих условия местности, в которой эксплуатируется ВВСТ, и опасности,

связанные с наличием потенциально-опасных объектов (ПОО). При этом факторы более низкого уровня разделены на факторы, характеризующие географические, природно-климатические и физические условия местности.

Рис. 3. Факторы, влияющие на «Уровень опасности геофизических условий местности»

Группа факторов — 1.3 «Социально-географические условия места эксплуатации» представлена на рисунке 4. Необходимость выделения данной группы факторов обусловлена возможным влиянием на безопас-

ность эксплуатации ВВСТ конкретных условий места аварии с точки зрения особенностей его социального и экономического развития, криминогенной обстановки, близости к государственной границе РФ и др.

Рис. 4. Факторы, влияющие на «Социально-географические условия места эксплуатации»

Группа факторов — 1.4 «Человеческий фактор (персонал)» представлена на рисунке 5. Необходимость выделения данной группы определена прежде всего существенным вкла-

дом в общую статистику инцидентов с ВВСТ человека-оператора (персонала) и отсутствием в настоящее время методик, позволяющих в полном объеме учесть этот вклад.

Рис. 5. Факторы, влияющие на «Человеческий фактор (персонал)»

Для оценки безопасности эксплуатации ВВСТ необходим подход, который должен соответствовать требованиям, во-первых, научной обоснованности и соответствия рассматриваемым опасностям, во-вторых, представления результатов в виде, позволяющем понять формы реализации опасностей с намеченными путями снижения риска, в-третьих, повторяемости и проверяемости, простоты и научности.

При проведении формализации выделены следующие факторы второго и третьего уровней:

• морально-психологическое состояние личного состава, зависящее от морально-деловых качеств человека, его психофизиологического состояния и уровня психологической готовности к выполнению задач в реальных условиях обстановки, в том числе и в условиях радиационной опасности, а также от межличностных отношений в коллективе;

• уровень подготовленности личного состава к выполнению задач, включающий уровень укомплектованности и качество подготовки персонала; уровень профессиональной подготовки и практической натренированности;

• социальная защищенность личного состава, обусловленная как уровнем обеспеченности всеми нормами довольствия и степенью удовлетворенности социально-бытовой обстановкой, так и степенью соблюдения принципа социальной справедливости.

В настоящее время комплексного учета влияния различных факторов на безопасность эксплуатации ВВСТ не ведется.

Таким образом, в статье рассмотрен путь построения древовидной структуры взаимоувязанных факторов, который позволяет провести не только всеобъемлющий анализ и комплексный учет влияния различных факторов, но и расчеты вероятностей возникновения аварийных ситуаций по деревьям снизу вверх.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военный Энциклопедический Словарь Ракетных войск стратегического назначения. М.: БРЭ, 1999. 634 с.

2 Волков Л.И. Управление эксплуатацией летательных комплексов: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1981. 638 с.

3 Севрюков И.Т., Ильин В.В., Козлов В.В. Оценка вероятности развития чрезвычайных ситуаций при хранении рассредоточенных групп боеприпасов // Вестник ИжГТУ, 2013. №1/57. С. 38—43.

4 Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: Деловой экспресс, 2001. 344 с.

5 Менеджмент риска. Методы оценки риска (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011). М.: Стандартинформ, 2012. 74 с.

6 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2017 года № 514 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии".

7 Спесивцев А.В. Управление рисками чрезвычайных ситуаций на основе формализации экспертной информации / под ред. проф. В.С. Артамонова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. 238 с.

8 Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1974. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.