© H.A. Логвинова, 2012
Н.А. Логвинова
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕТАЛИ МАШИН И ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Рассмотрены вопросы организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов, обучающихся по специальности ««Горное дело».
Ключевые слова: учебный процесс, подход к обучению, личностно-ориентированный подход, тест, контекстный подход, контроль знаний.
Разработкой новых подходов к организации учебного процесса занимались и занимаются многие ученые и педагоги. Так в 1954 году Б.Ф. Скиннер предложил программированный метод обучения [1]. В это же время в советской школе идея исследовательских методов в обучении перерастает в концепцию исследовательского подхода. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов занимались разработкой личностно-ориентированного подхода [2]. Коммуникативный подход был впервые предложен И.А. Зимней [3], А.А. Вербицким в 1991 году разработана концепция контекстного подхода в обучении [4]. Современные подходы к обучению представлены во многих работах отечественных педагогов, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих требованиям общества.
Что же понимается под термином «подход к обучению»? В современной науке нет однозначного определения данного термина. Впервые он был введен в 1963 году английским методистом Э. Энтони, который считал, что это система суждений о природе языка, о природе обучения и усвоения. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «Подход это совокупность приемов и способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела». Многозначность определения термина «подход к обучению» подчёркивает и И.А. Зимняя. По её мнению, подход — это мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки
субъектов обучения как носителей общественного сознания; глобальная и системная организация, и самоорганизация образовательного процесса, включающая все ею компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и студента.
В Юргинском технологическом институте ТПУ при подготовке горных инженеров применяются различные методики обучения. На примере дисциплины «Летали машин и основы конструирования» в учебный процесс внедрены следующие подходы.
1. Личностно-ориентированный подход, когда учитываются индивидуально-психологические особенности студентов и их склонность к определённой сфере деятельности. В личностно-ориентированном обучении студент — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Преподаватель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько руководителем, диагностом и помощником. В.А. Сла-стенин дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет». Психологи же считают, что личностно-ориентированный подход в обучении является одним из основных резервов в повышении эффективности образовательного процесса и в развитии мотивации к учебной деятельности.
Лля организации личностно-ориентированного обучения всех студентов, начавших изучение дисциплины «Летали машин и основы конструирования», тестируют по определенному ряду тестов [5]. К таким тестам относятся:
• «Вопросник профессиональных предпочтений» Л. Гол-ланда, позволяющий установить доминирующие типы личности;
• тест «О талантах, как их узнать» А.Ле Ханна и Г. Кафка определяет, в каких видах деятельности человек наиболее талантлив;
• тест «Конструктивный рисунок человека» Энн Махони, даёт возможность распознать доминирующие черты характера и особенности поведения человека.
Ланные тесты позволяют при минимальных затратах времени выявить потенциальные возможности студентов. Это спо-
собствует формированию у них мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности, самопознанию и проявлению интереса к своей личности. Обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей активизирует познавательную деятельность студентов и вызывает положительные эмоции.
2. Контекстный подход. Подчинение содержания изучаемого учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности. Обучение происходит на основе опыта, когда студенты имеют возможность ассоциировать практику с предметом изучения. В результате чего учебный процесс приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствует усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Лля реализации контекстного подхода создана база профессионально-ориентированных заданий для практических занятий, курсового проекта и лабораторных практикумов. Задания содержат кинематические схемы машин, приспособлений, механизмов с которыми студентам придется работать через несколько лет, с описанием принципа работы. Тем самым студенты обучаются как бы с опережением, а обучение тогда ценно, когда оно детерминировано будущим.
3. Исследовательский подход. Предполагает знакомство студентов с методами научного познания. Его основу составляет научно-образовательная и поисково-творческая деятельность, осуществляемая в учебное и внеучебное время. К основным функциям исследовательского подхода относятся:
• развитие исследовательского мышления;
• создание положительной мотивации учения; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
• развитие интеллектуальной сферы личности;
• формирование умений и навыков самообразования;
• развитие познавательной активности и самостоятельности.
Нами используются следующие виды исследовательской
деятельности: написание рефератов, курсовое проектирование, работа в научных кружках.
В ходе реферирования студенты овладевают методикой библиографического исследования, учатся находить необходимую информацию, критически анализировать и оценивать
ее, делать собственные заключения и выражать суждения. Работа над рефератом позволяет студенту понять особенности научного творчества. Наиболее интересные рефераты заслушиваются на занятиях, чтобы ознакомить всех остальных студентов с научными проблемами дисциплины.
При выполнении курсовых проектов студенты учатся анализировать, сравнивать и систематизировать варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения и выводы. Приобретают навыки расчёта, конструирования и оформления конструкторской документации.
К работе в научных кружках привлекаются наиболее сильные студенты, обладающие определенным запасом знаний и умений. В рамках кружка осуществляются различные виды моделирования, теоретическое и практическое совершенствование механизмов и машин, разработка алгоритмов и программ прочностных расчетов деталей машин. Данная работа является важным шагом к полноценной научно-исследовательской работе и к дальнейшей научно-практической деятельности.
4. Новый подход в методике текущего контроля. Текущий контроль — основной вид систематической проверки знаний, умений и навыков студентов. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, тем самым стимулируя работу студентов.
Предлагаемый подход основан на самоконтроле посредством промежуточного тестирования. Его суть заключается в наличии базы тестов с теоретическим материалом. В теоретическом материале даны подробные ответы на задаваемые в тестах вопросы.
Преимущество тестовых технологий для самоконтроля состоит в следующем:
• возможность оперативного получения информации о степени усвоения знаний и умений;
• наглядность динамики освоения учебного курса;
• возможность вовремя выявить направления для корректировки знаний и умений;
• повышение мотивации у студентов за счет более полной информации о собственных достижениях.
В теоретическом материале даны подробные ответы на вопросы. Тестовые задания раздаются студентам в начале изучения курса для самоконтроля в двух вариантах:
• компьютерная программа;
• методические указания.
Методические указания предоставляются студентам с целью ознакомления с теорией, а так же в связи с тем, что не всегда имеется доступ к компьютеру.
Новый подход в методики текущего контроля направлен на повышение роли самооценки студента и предназначен для лучшего усвоения учебного материала, т.к. усвоение информации студентами происходит не во время первичного восприятия, а при самостоятельной работе с использованием конкретных вопросов и аргументированных ответов.
На наш взгляд введение вышеперечисленных подходов в учебный процесс способствует подготовке образованных, целеустремленных, интеллигентных специалистов, способных возродить отечественную экономику на основе новейших технологий.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм. URL:http://www.skinner.psy4.ru
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технология. М.: Знание, 1997. — 254 с.
5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. — 203 с.
6. Инновационные методы обучения в техническом вузе / Н.И. Наум-кин; под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2007. — 122 с.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Логвинова H.A. — старший преподаватель, nat_log@mail.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.