Научная статья на тему 'Современные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» при подготовке горных инженеров'

Современные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» при подготовке горных инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / TRAINING APPROACH / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / ТЕСТ / TEST / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / CONTEXTUAL APPROACH / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова Н.А.

Рассмотрены вопросы организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов, обучающихся по специальности «Горное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвинова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF EDUCATION PROCESS IN THE SUBJECT OF «MACHINE PARTS AND FUNDAMENTALS OF DESIGNING» FOR TRAINING STUDENTS IN MINING ENGINEERING

Issues of organization of educational process in the subject of «Machine parts and fundamentals of designing» for students studying on the speciality of “Mining engineering”are considered».

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» при подготовке горных инженеров»

© H.A. Логвинова, 2012

Н.А. Логвинова

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕТАЛИ МАШИН И ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Рассмотрены вопросы организации учебного процесса по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов, обучающихся по специальности ««Горное дело».

Ключевые слова: учебный процесс, подход к обучению, личностно-ориентированный подход, тест, контекстный подход, контроль знаний.

Разработкой новых подходов к организации учебного процесса занимались и занимаются многие ученые и педагоги. Так в 1954 году Б.Ф. Скиннер предложил программированный метод обучения [1]. В это же время в советской школе идея исследовательских методов в обучении перерастает в концепцию исследовательского подхода. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов занимались разработкой личностно-ориентированного подхода [2]. Коммуникативный подход был впервые предложен И.А. Зимней [3], А.А. Вербицким в 1991 году разработана концепция контекстного подхода в обучении [4]. Современные подходы к обучению представлены во многих работах отечественных педагогов, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих требованиям общества.

Что же понимается под термином «подход к обучению»? В современной науке нет однозначного определения данного термина. Впервые он был введен в 1963 году английским методистом Э. Энтони, который считал, что это система суждений о природе языка, о природе обучения и усвоения. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «Подход это совокупность приемов и способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела». Многозначность определения термина «подход к обучению» подчёркивает и И.А. Зимняя. По её мнению, подход — это мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки

субъектов обучения как носителей общественного сознания; глобальная и системная организация, и самоорганизация образовательного процесса, включающая все ею компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и студента.

В Юргинском технологическом институте ТПУ при подготовке горных инженеров применяются различные методики обучения. На примере дисциплины «Летали машин и основы конструирования» в учебный процесс внедрены следующие подходы.

1. Личностно-ориентированный подход, когда учитываются индивидуально-психологические особенности студентов и их склонность к определённой сфере деятельности. В личностно-ориентированном обучении студент — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Преподаватель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько руководителем, диагностом и помощником. В.А. Сла-стенин дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет». Психологи же считают, что личностно-ориентированный подход в обучении является одним из основных резервов в повышении эффективности образовательного процесса и в развитии мотивации к учебной деятельности.

Лля организации личностно-ориентированного обучения всех студентов, начавших изучение дисциплины «Летали машин и основы конструирования», тестируют по определенному ряду тестов [5]. К таким тестам относятся:

• «Вопросник профессиональных предпочтений» Л. Гол-ланда, позволяющий установить доминирующие типы личности;

• тест «О талантах, как их узнать» А.Ле Ханна и Г. Кафка определяет, в каких видах деятельности человек наиболее талантлив;

• тест «Конструктивный рисунок человека» Энн Махони, даёт возможность распознать доминирующие черты характера и особенности поведения человека.

Ланные тесты позволяют при минимальных затратах времени выявить потенциальные возможности студентов. Это спо-

собствует формированию у них мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности, самопознанию и проявлению интереса к своей личности. Обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей активизирует познавательную деятельность студентов и вызывает положительные эмоции.

2. Контекстный подход. Подчинение содержания изучаемого учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности. Обучение происходит на основе опыта, когда студенты имеют возможность ассоциировать практику с предметом изучения. В результате чего учебный процесс приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствует усилению познавательного интереса и познавательной активности.

Лля реализации контекстного подхода создана база профессионально-ориентированных заданий для практических занятий, курсового проекта и лабораторных практикумов. Задания содержат кинематические схемы машин, приспособлений, механизмов с которыми студентам придется работать через несколько лет, с описанием принципа работы. Тем самым студенты обучаются как бы с опережением, а обучение тогда ценно, когда оно детерминировано будущим.

3. Исследовательский подход. Предполагает знакомство студентов с методами научного познания. Его основу составляет научно-образовательная и поисково-творческая деятельность, осуществляемая в учебное и внеучебное время. К основным функциям исследовательского подхода относятся:

• развитие исследовательского мышления;

• создание положительной мотивации учения; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

• развитие интеллектуальной сферы личности;

• формирование умений и навыков самообразования;

• развитие познавательной активности и самостоятельности.

Нами используются следующие виды исследовательской

деятельности: написание рефератов, курсовое проектирование, работа в научных кружках.

В ходе реферирования студенты овладевают методикой библиографического исследования, учатся находить необходимую информацию, критически анализировать и оценивать

ее, делать собственные заключения и выражать суждения. Работа над рефератом позволяет студенту понять особенности научного творчества. Наиболее интересные рефераты заслушиваются на занятиях, чтобы ознакомить всех остальных студентов с научными проблемами дисциплины.

При выполнении курсовых проектов студенты учатся анализировать, сравнивать и систематизировать варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения и выводы. Приобретают навыки расчёта, конструирования и оформления конструкторской документации.

К работе в научных кружках привлекаются наиболее сильные студенты, обладающие определенным запасом знаний и умений. В рамках кружка осуществляются различные виды моделирования, теоретическое и практическое совершенствование механизмов и машин, разработка алгоритмов и программ прочностных расчетов деталей машин. Данная работа является важным шагом к полноценной научно-исследовательской работе и к дальнейшей научно-практической деятельности.

4. Новый подход в методике текущего контроля. Текущий контроль — основной вид систематической проверки знаний, умений и навыков студентов. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, тем самым стимулируя работу студентов.

Предлагаемый подход основан на самоконтроле посредством промежуточного тестирования. Его суть заключается в наличии базы тестов с теоретическим материалом. В теоретическом материале даны подробные ответы на задаваемые в тестах вопросы.

Преимущество тестовых технологий для самоконтроля состоит в следующем:

• возможность оперативного получения информации о степени усвоения знаний и умений;

• наглядность динамики освоения учебного курса;

• возможность вовремя выявить направления для корректировки знаний и умений;

• повышение мотивации у студентов за счет более полной информации о собственных достижениях.

В теоретическом материале даны подробные ответы на вопросы. Тестовые задания раздаются студентам в начале изучения курса для самоконтроля в двух вариантах:

• компьютерная программа;

• методические указания.

Методические указания предоставляются студентам с целью ознакомления с теорией, а так же в связи с тем, что не всегда имеется доступ к компьютеру.

Новый подход в методики текущего контроля направлен на повышение роли самооценки студента и предназначен для лучшего усвоения учебного материала, т.к. усвоение информации студентами происходит не во время первичного восприятия, а при самостоятельной работе с использованием конкретных вопросов и аргументированных ответов.

На наш взгляд введение вышеперечисленных подходов в учебный процесс способствует подготовке образованных, целеустремленных, интеллигентных специалистов, способных возродить отечественную экономику на основе новейших технологий.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм. URL:http://www.skinner.psy4.ru

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.

4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технология. М.: Знание, 1997. — 254 с.

5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. — 203 с.

6. Инновационные методы обучения в техническом вузе / Н.И. Наум-кин; под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2007. — 122 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Логвинова H.A. — старший преподаватель, nat_log@mail.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.