Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ НА УДАЛЕННЫХ И ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ НА УДАЛЕННЫХ И ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН / ТЯГОВЫЕ РАСЧЕТЫ / ПЕРЕГРЕВ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ / ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ / ТЯГОВОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗА / ИКОНТАКТНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шушпанов Илья Николаевич, Пермякова Дарья Николаевна, Конюхов Владимир Юрьевич, Опарина Татьяна Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ работы заключается в разработке методики бесперебойного транспортного энергоснабжения на удаленных и изолированных участках железнодорожной линии. ЦЕЛЬ. Проанализировать факторы, оказывающие влияние на уровень эксплуатационной работы объектов железнодорожного транспорта на удаленных и изолированных территориях. МЕТОДЫ. При решении поставленной задачи использовались методы математического моделирования в среде КОРТЭС. Объектами исследования являются локомотивы серии 2ЭС5К массой 4192 т, ВЛ85 6588 т и 3ЭС5К массой 7388 т. РЕЗУЛЬТАТЫ. В работе представлена методика расчета для обеспечения своевременного и бесперебойного энергоснабжения. Данные результаты особенно актуальны для труднодоступных районов, в которых любой выход из строя энергетической системы может привести к полной изоляции территории. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Рассмотрена организация работы удаленного участка железнодорожной линии Восточного полигона с учетом применения гибридной системы интервального регулирования движения поездов, работа систем тягового энергоснабжения при различных размерах поездопотоков. Проведена проверка массы состава грузового поезда при условии трогания с места при действующей системе тягового энергоснабжения для максимального значения подъема. Рассчитаны тяговые и энергетические показатели использования электроподвижного состава с учетом максимального использования его мощности. Выявлены ограничивающие участки железнодорожной линии при реализации вариантных графиков движения поездов с напряжением в контактной сети ниже предельно допустимого, что обуславливает не только реконструктивные мероприятия системы тягового энергоснабжения, но и тягового электрооборудования электровоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Шушпанов Илья Николаевич, Пермякова Дарья Николаевна, Конюхов Владимир Юрьевич, Опарина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF POWER SUPPLY OF RAILWAY LINES IN REMOTE AND ISOLATED TERRITORIES

ACTAULITY of the work lies in the development of a methodology for uninterrupted transport power supply on remote and isolated sections of the railway line. OBJECT. To analyze the factors influencing the level of operational work of railway transport facilities in remote and isolated territories. METHODS. When solving the problem, mathematical modeling methods were used in the CORTES environment. The objects of the study are locomotives of the 2ES5K series weighing 4192 tons, VL85 6588 tons and 3ES5K weighing 7388 tons. RESULTS. The paper presents a calculation method to ensure timely and uninterrupted power supply. These results are especially relevant for hard-to-reach areas in which any failure of the energy system can lead to complete isolation of the territory. conclusion. The organization of work of a remote section of the railway line of the Eastern polygon is considered, taking into account the use of a hybrid system of interval regulation of train traffic, the operation of traction power supply systems at different sizes of train flows. The mass of the freight train composition was checked under the condition of starting with the current traction power supply system for the maximum lift value. Traction and energy indicators of the use of electric rolling stock are calculated taking into account the maximum use of its power. The limiting sections of the railway line have been identified when implementing variant schedules of trains with a voltage in the contact network below the maximum permissible, which causes not only reconstructive measures of the traction power supply system, but also traction electrical equipment of an electric locomotive.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ НА УДАЛЕННЫХ И ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

© Шушпанов И.Н., Пермякова Д.Н., Конюхов В.Ю., Опарина ТА. УДК 656.2, 656.3, 656.4

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ НА УДАЛЕННЫХ И ИЗОЛИРОВАННЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ

Шушпанов 1 И.Н., Пермякова2 Д.Н., Конюхов 1 В.Ю., Опарина 1 Т.А.

'Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск, Россия

2Московский государственный университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2785-4332, PermvakovaD®student. bmstu. г и

Резюме: АКТУАЛЬНОСТЬ работы заключается в разработке методики бесперебойного транспортного энергоснабжения на удаленных и изолированных участках железнодорожной линии. ЦЕЛЬ. Проанализировать факторы, оказывающие влияние на уровень эксплуатационной работы объектов железнодорожного транспорта на удаленных и изолированных территориях. МЕТОДЫ. При решении поставленной задачи использовались методы математического моделирования в среде КОРТЭС. Объектами исследования являются локомотивы серии 2ЭС5К массой 4192 т, ВЛ85 6588 т и ЗЭС5К массой 7388 т. РЕЗУЛЬТАТЫ. В работе представлена методика расчета для обеспечения своевременного и бесперебойного энергоснабжения. Данные результаты особенно актуальны для труднодоступных районов, в которых любой выход из строя энергетической системы может привести к полной изоляции территории. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Рассмотрена организация работы удаленного участка железнодорожной линии Восточного полигона с учетом применения гибридной системы интервального регулирования движения поездов, работа систем тягового энергоснабжения при различных размерах поездопотоков. Проведена проверка массы состава грузового поезда при условии трагант с места при действующей системе тягового энергоснабжения для максимального значения подъема. Рассчитаны тяговые и энергетические показатели использования электроподвижного состава с учетом максимального использования его мощности. Выявлены ограничивающие участки железнодорожной линии при реализации вариантных графиков движения поездов с напряжением в контактной сети ниже предельно допустимого, что обуславливает не только реконструктивные мероприятия системы тягового энергоснабжения, но и тягового электрооборудования электровоза.

Ключевые слова: объекты железнодорожного транспорта; система тягового энергоснабжения; пропускная способность; Восточный полигон; тяговые расчеты; перегрев обмоток тяговых электродвигателей; график движения поездов; тяговое электрооборудование электровоза; иконтактная сеть.

Для цитирования: Шушпанов И.Н., Пермякова Д.Н., Конюхов В.Ю., Опарина Т.А. Современные подходы к организации энергоснабжения железнодорожных линий на удаленных и изолированных территориях // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2023. Т. 15. № 1 (57). С. 12-22.

MODERN APPROACHES ТО THE ORGANIZATION OF POWER SUPPLY OF RAILWAY LINES IN REMOTE AND ISOLATED TERRITORIES

IN. Shushpanov1, DN. Permyakova2, VYu. Konyukhov1, ТА. Oparina1

'Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia 2 B;iuman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

Abstract: ACTAULITY of the work lies in the development of a methodology for uninterrupted transport power supply on remote and isolated sections of the railway line. OBJECT. To analyze the factors influencing the level of operational work of railway transport facilities in remote and isolated territories. METHODS. When solving the problem, mathematical modeling methods were used in the CORTES environment. The objects of the study are locomotives of the 2ES5K series

weighing 4192 tons, VL85 6588 tons and 3ES5K weighing 7388 tons. RESULTS. The paper presents a calculation method to ensure timely and uninterrupted power supply. These results are especially relevant for hard-to-reach areas in which any failure of the energy system can lead to complete isolation of the territory, conclusion. The organization of work of a remote section of the railway line of the Eastern polygon is considered, taking into account the use of a hybrid system of interval regulation of train traffic, the operation of traction power supply systems at different sizes of train flows. The mass of the freight train composition was checked under the condition of starting with the current traction power supply system for the maximum lift value. Traction and energy indicators of the use of electric rolling stock are calculated taking into account the maximum use of its power. The limiting sections of the railway line have been identified when implementing variant schedules of trains with a voltage in the contact network below the maximum permissible, which causes not only reconstructive measures of the traction power supply system, but also traction electrical equipment of an electric locomotive.

Keywords: railway transport facilities; traction power supply system; capacity; Eastern landfill; traction calculations; overheating of traction motor windings; train schedule; electric locomotive traction equipment; contact network.

For citation: Shushpanov IN, Permyakova DN, Konyukhov VYu, Oparina ТА. Modern approaches to the organization of power supply of railway lines in remote and isolated territories. KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY BULLETIN. 2023; 15; 1(57): 12-22.

Введение. Литературный обзор( (Introduction. Literature Review) Оптимизация эксплуатационной работы объектов железнодорожного транспорта на удаленных и изолированных территориях страны производится, прежде всего за счет повышения роли технологических и организационных основ перевозочного процесса -плана формирования, графика движения поездов, то есть внедрения новой комплексной технологии управления движением поездов, что невозможно без повышения роли системы тягового энергоснабжения.

Прирост уровня влияния на экономику страны организации транспортного обслуживания на восточном направлении, увеличение грузопотока в рамках инфраструктуры Восточного полигона железных дорог требует новых подходов к процессу поездообразования и поездопродвижения. С целью прироста пропускных способностей транспортной инфраструктуры в ОАО «Российские железные дороги» реализуется программа инновационного развития, которая ставит своей целью обеспечение единой технологии перевозочного процесса, что невозможно без повышения роли системы тягового энергоснабжения.

В целях повышения качества транспортного обслуживания, ускорения продвижения грузов и вагонопотоков, улучшения показателей использования подвижного состава, рационального использования пропускных способностей инфраструктуры в ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») реализуется программа инновационного развития, неправленая на обеспечение единой технологии перевозочного процесса и оптимизацию эксплуатационных затрат. Одним из основных эксплуатационных показателей работы железнодорожного транспорта является время простоя подвижного состава, поэтому вопросам эффективной организации работы вагонного парка на удаленных железнодорожных участках уделяется большое внимание [1-3].

Решение данной важнейшей задачи возможно только при перестройке системы организации перевозочного процесса за счет проведения комплекса мероприятий инновационного характера, технических, технологических и организационных, которые позволят обеспечить поэтапный переход на новую технологию организации движения поездов на данных участках [4, 5].

Анализ факторов, оказывающих влияние на уровень эксплуатационной работы объектов железнодорожного транспорта на удаленных и изолированных территориях.

Выполненный авторами анализ факторов, оказывающих влияние на уровень эксплуатационной работы объектов железнодорожного транспорта на удаленных и изолированных территориях страны позволил сформировать следующие выводы:

1. Используемые на данных участках стандартные технологии управления парком грузовых вагонов определяют основную нагрузку на инфраструктуру железных дорог в

целом, что непосредственно отражается при расчете основных эксплуатационных показателей работы ОАО «РЖД».

2. Эффективность использования грузовых вагонов определяет следующие системные риски:

- сравнительно низкая степень продвижения поездопотоков в следствии их формирования без учёта ограничений пропускной способности железнодорожных линий и станционных устройств по причине ограничений по существующей системе тягового энергоснабжения;

- низкий процент использования как технической, так и отправительской маршрутизации, использования длинносоставных и тяжеловесных поездов, причинами чего является недостаточность мощностей систем тягового энергоснабжения отдельных объектов инфраструктуры;

- по причине ограниченных возможностей по оперативному регулированию порожних вагонопотоков, необходимость создания в местах погрузки существенных резервов порожних вагонов;

- несовершенство системы управления порожним парком вагонов среди операторов подвижного состава, отсутствие внешнего контроля.

Увеличение степени влияния на экономику страны работы Восточного полигона железных дорог, значительное наращивание грузонапряжённости железных дорог Восточного полигона требует наличия резервов в использовании технических средств и инфраструктурного комплекса [2, 6-8].

Влияние вышеперечисленных факторов и прогнозных рисков отражается ухудшением эксплуатационных показателей использования как вагонного парка, так и инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД» и требует технико -экономического обоснования использования современных систем интервального регулирования движения поездов на данных участках железнодорожных линий, повышения роли системы тягового энергоснабжения [9, 10].

Гибридная система интервального регулирования движения поездов предназначена для реализации алгоритмов интервального регулирования с уменьшенными интервалами попутного следования поездов [6, 11, 12].

Технологический эффект от внедрения гибридной системы управления движением поездов определяется следующими показателями:

- сокращение интервалов попутного следования поездов;

- повышение пропускной способности и увеличение объемов перевозок;

- реализация гибкой технологии восстановления графика движения;

- повышение уровня безопасности движения;

- повышение уровня защиты при передаче ответственной информации;

- повышение уровня безотказности систем управления движением;

- создание платформы для внедрения системы автоматического ведения поездов.

Постановка задачи исследования

Задача данного исследования является весьма актуальной, особенно с практической точки зрения. Разработка методики организации энергоснабжения железнодорожных линий на изолированных территориях позволит существенно сократить риски полной изоляции территорий. При этом применяемый структурированный подход к разработке энергоснабжения удаленных регионов обеспечит предотвращение аварийных ситуаций, и сделает обслуживание железнодорожного полотна экономически выгодным.

Возможность применения гибридной системы интервального регулирования движения поездов и работу систем тягового энергоснабжения при различных размерах поездопотоков рассмотрим на примере удаленного участка железнодорожной линии 3 - И, входящего в состав Восточного полигона, его протяженность составляет 238,3 километра. Большая пропускная способность достигается за счет расположения на линии двух главных путей. В него входят два диспетчерских участка, 22 железнодорожные станции [13].

Материалы и Memodbi(Materials and methods)

Построение графика движения поездов и анализ его показателей [14], с учетом действующей системы энергоснабжения доказал возможность пропуска в четном и нечетном направлениях - 100 и 93 поездов. Наличная пропускная способность составила 125, а потребная 152 и 147 поездов в четном и нечетном направлениях, соответственно. Участковая скорость в четном направлении - 53,4 км/ч, в нечетном - 51,8 км/ч. Техническая скорость в четном направлении - 53,6 км/ч, в нечетном - 52,31 км/ч. Коэффициент участковой скорости в четном /нечетном направлении - 0,996/0,991. Основные параметры рассматриваемых серий локомотивов представлены в таблице 1.

Таблица 1 Table 1

Основные параметры рассматриваемых серий локомотивов*

Main parameters of the locomotive series in question_

Технические характеристики Значение

ВЛ85 BJI80p 2ЭС5К

Мощность электровоза при продолжительном режиме функционирования, кВт 9360 6160 6120

Мощность электровоза при часовом режиме функционирования, кВт 10020 6520 6560

Длина электровоза по осям автосцепок, мм 45000 32840 35004

Сила тяги часового режима, тс 74 45,1 47,3

Сила тяги продолжительного режима, тс 67 40,9 43,1

Скорость продолжительного режима, км/ч 50 53,6 51

Масса электровоза, т 288 192 192

Сила тяги при трогании с места, тс 95,1 74,6 69,1

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

Тяговый расчет в математической среде КОРТЭС для участка 3 - И

На основании полученных режимных карт рассматриваемого участка 3 - И первым этапом явилось внесение данных профиля в математическую среду КОРТЭС [15-17]. Очевидно, что определение возможности трогания с места с учетом заявленной массы состава и серии локомотива требует внесения данных о крутизне руководящего подъема. Рассматриваемый участок, как в четном, так и нечетном направлении имеет такие уклоны крутизной до 10%о.

Основной задачей тяговых расчетов помимо тех, что изложены выше, является определение параметров тока электровозов всех серий, используемых для организации пропуска поездов на рассматриваемом участке, а также тяговых электродвигателей подвижного состава, величина которых определяет, перегрев обмоток тяговых электродвигателей, потребный расход электроэнергии. Также расчетным путем исчисляются тяговые и энергетические показатели использования электроподвижного состава с учетом максимального использования его мощности, кинетической и потенциальной энергии грузового поезда.

Вес грузового поезда по условиям трогания с места превышает массу состава, следовательно, поезд установленного на рассматриваемом участке веса беспрепятственно может тронуться с места на максимальном подъеме железнодорожного пути.

Проверка массы состава при условии трогания с места при действующей системе тягового энергоснабжения для максимального значения подъема представлена в таблице 2. На основе данных, представленных в таблице, в дальнейшем проводилось моделирование работы системы.

Таблица 2 Table 2

Проверка массы состава при условии трогания с места* Test of the mass of the convoy provided that it is started_

Серия локомотива ВЛ85 ЗЭС5К 2ЭС5К

Сила тяги локомотива при трогании, 932 678

Удельное сопротивление состава, Н/кН 1,0874

Руководящий уклон, 96о 10

Установленный вес поездного локомотива, т 288 192

Массы состава при условии трогания с места на расчетном подъеме, т 8280,76 6041,5

Масса состава, т 6500 7100 4192

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

В математической среде КОРТЭС внесены данные о массе состава (6500, 7100 и 4000 тонн) с акцентом на 100 % роликовые подшипники. Для электровоза серии 2ЭС5К с массой состава 4192 т, 192 т - масса самого электровоза, рисунках 1 а и 16.

S 1и II А 1 о !ШЬ| j fl 1 yuLJ h ^ I Jr' f h \\\ г , * , s s dL=LlyL r IN к

» 1 ! i

Рис.1, а - Четное направление движения для Fig.l, а - Even direction of movement for an electric электровоза серии 2ЭС5К, масса 4192 т* locomotive of the 2ES5K series, weight 4192 tons *

Источник: составлено авторот. Source: compiled by the author

Рис.1, б - Нечетное направление движения для Fig.l. b - Odd direction of movement for the 2ES5K электровоза серии 2ЭС5К, масса 4192 т* series electric locomotive, weight 4192 tons*

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author

Для электровоза серии BJ185 с массой состава 6588 т, 288 т - масса самого электровоза, рисунках 2а и 26.

Рис.2, а - Четное направление движения для Fig.2, а — Even direction of movement for an электровоза серии BJI85, масса 6588 т* electric locomotive of the I7.-.V5 series, weight 6588

tons*

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author

•< 1 м Ш f\ nfp^ iui ll I nr |||J [

ifUlJjIiblJ

V

Рис.2, б - Нечетное направление движения для Fig.2, Ь - Odd direction of movement for an электровоза серии BJI85, масса 6588 т* electric locomotive of the \Ъ85 series, weight 6588

tons*

Источник: составлено авторам* Source: compiled by the author

Для электровоза серии ЗЭС5К с массой состава 7388 т, 288 т - масса самого электровоза, рисунках 3а и |16._

{ 1 i i f r' УШИ fill 11 fthi ill ihN ■ ! 1 1 J J JajJilTlL;

j7 ? j

1 1 i ! \ ] i ! 1 i ; j I ] f

Рис.3, а - Четное направление движения для Fig.3, а - Even direction of movement for an электровоза серии ЗЭС5К, масса 7388 т* electric locomotive of the 3ES5K series, weight

7388 tons *

Источник: составлено авторш. Source: compiled by the author

Рис.3, 6 - Нечетное направление движения для Fig.3, b — Odd direction of movement for an электровоза серии ЗЭС5К, масса 7388 т* electric locomotive of the 3ES5K series, weight

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7388 tons *

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author

Результаты и их обсуждение

На основании представленных отчетов определены значения максимального перегрева обмоток тяговых электродвигателей с акцентом на профиль железнодорожного пути, которые не превышают предельно допустимых. Представленные на рисунках 1-3 данные свидетельствуют, что рассмотренные серии локомотивов с учетом используемой массы состава могут быть использованы для эффективной организации движения поездов на рассматриваемом участке.

Выполненные расчеты позволяют перейти к построению существующего и вариантных графиков движения поездов с целью оценки возможностей инфраструктуры системы тягового энергоснабжения [18].

Уменьшение межпоездного интервала с 10 до 5 минут позволили акцентировать внимание на тех местах, которые нуждаются в реконструктивных мероприятиях (рисунок 4), выполнить расчет показателей (табл. 3).

Рис. 4. Участки системы тягового Fig. 4. Sections of the traction power supply system энергоснабжения, требующие усиления при росте that require strengthening with an increase in train поездопотока и снижении межпоездного traffic and a decrease in the inter-train interval* интервала*

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author

Таблица 3 Table 3

Показатели вариантных графиков движения поездов*

_Indicators of variant train schedules_

Наименование показателя Единицы 10 минут 9 минут 8 минут

измерения чет неч чет неч чет неч

Количество поездов:

грузовые поезд 100 93 105 97 110 105

пассажирские поезд 13 14 13 14 13 14

пригородные поезд 11 11 11 11 11 11

сборные поезд 2 2 2 2 2 2

Участковая скорость км/ч 53,40 51,84 53,78 52,12 53,98 52,78

Техническая скорость км/ч 53,60 52,31 53,93 52,83 54,02 53,15

Коэффициент участковой скорости - 1,00 0,99 1,00 0,99 1,00 0,99

Наличная пропускная способность пар поездов 125 139 157

Потребная пропускная способность поездов 152 147 157 151 162 159

Единицы 7 минут 6 минут 5 минут

измерения чет неч чет неч чет неч

Наименование показателя поезд 125 117 142 126 160 145

поезд 13 14 13 14 13 14

поезд 11 11 11 11 11 11

поезд 2 2 2 2 2 2

Участковая скорость км/ч 54,07 53,86 54,14 53,95 54,26 53,95

Техническая скорость км/ч 54,09 53,89 54,14 53,95 54,26 53,95

Коэффициент участковой скорости - 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Наличная пропускная способность пар поездов 179 209 251

Потребная пропускная способность поездов 177 171 194 180 212 199

* Источник: составлено автором. Source: compiled by the author

На отмеченных участках при реализации вариантных графиков движения поездов были получены значения напряжения в контактной сети ниже предельно допустимого, что обуславливает не только реконструктивные мероприятия системы тягового энергоснабжения, но и тягового электрооборудования электровоза.

На графиках поездов, разработанных с уменьшением интервала и увеличением объемов работы наличная пропускная способность увеличивается в среднем на 15 %. Максимальное увеличение пропускной способности составило 60 %. Пропускная способность максимально выросла на 60%. Участковая и техническая скорости возросли на 2 и 4 процентов соответственно. [14, 18-20]. Прирост грузооборота составил 9185,47 млн. т-км/год, что вызвано увеличением пропускной способности на 25 грузовых поезда в сутки.

Значение себестоимости работ по участку в условиях изменения межпоездного интервала снизилось на 0,087 руб./10 т-км. Прирост величины доходов за счет увеличения объема грузооборота, составит 12951,5 млн. руб./год. Экономический эффект ОАО «РЖД» - 11786,46 млн. руб./год.

Выводы

В данной работе была описана методика, позволяющая оказывать своевременное и бесперебойное энергоснабжение, в том числе и на удаленных и изолированных территориях. Основой для разработки методики послужило моделирование в математической среде КОРТЭС.

Очевидно, что реализация поэтапной реконструкции в комплексе с современными системами интервального регулирования позволят реализовать минимально возможный межпоездной интервал (5 мин.).

Руководствуясь полученными данными следует, что вопросы модернизации и усиления системы тягового энергоснабжения, тягового электрооборудования электровоза носят первоочерёдный характер. Оценка работы электрического полупроводникового вариатора на электровозе позволит в режимах управления уменьшить нагрузку на питающую сеть. Выявленные направления модернизации требуют комплексных технико-экономических расчетов.

Применение программного комплекса КОРТЭС позволило определить направление исследования и отсеять малоэффективные варианты еще на этапе построения модели. Поэтому результаты данной статьи могут служить базой для дальнейших исследований при помощи других компьютерных систем. Отдельную актуальность они приобретут в совокупности с такими методами, как анализ системы при помощи нейронных сетей и машинного обучения. Также будет актуально использовать результаты для построения более развернутой математической модели. В этом случае, возможно, будет сопоставить результаты и оптимизировать исходные модели.

Литература

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581185 (дата обращения: 03.10.2022). - Текст: электронный.

2. Анализ фактических электрических нагрузок многоквартирных жилых домов Московской области / Ю.И. Солуянов, А.И. Федотов, А.Р. Ахметшин, В.И. Солуянов, А.Н. Горлов // Промышленная энергетика. - 2022. - № 4. - С. 20-28.

3. Application of intelligent electricity metering systems for timely adjustment of standard values for electrical loads calculation / Y. I. Soluyanov, A. I. Fedotov, A. R. Akhmetshin, V. I. Soluyanov // Proceedings of the 3rd 2021 International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering, REEPE 2021 : 3, Moscow, 11-13 марта 2021 года. - Moscow, 2021. - P. 9388018.

4. Evaluation of the compatibility of the power traction supply system with a use of a «virtual coupling» technology / V. A. Olentsevich, N. P. Astashkov, A. R. Akhmetshin, К. V. Suslov, M. G. Shtayger, A. I. Karlina // Journal of Physics: Conference Series, Novorossiysk, Virtual, 15-16 июня 2021 года. - Novorossiysk, Virtual, 2021. - P. 012112.

5. A review of modelling and optimisation methods applied to railways energy consumption / P. Martínez Fernández, I. Villalba Sanchis, R. Insa Franco, V. Yepes // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 222. - P. 153-162.

6. Development of the performance control algorithm of the blower motors of electric locomotives for various operating modes / A. R. Akhmetshin, К. V. Suslov, N. P. Astashkov, V. A. Olentsevich, M. G. Shtayger and A. I. Karlina IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020),

Saint-Petersburg, Russia, 27-29 октября 2020 года. - Saint-Petersburg, Russia: ЮР Publishing, 2021.-P. 012001.

7. Increase of the throughput and processing capacity of the railway line mountain pass section by strengthening the devices of the system of traction power supply / N. P. Astashkov, V. A. Olentsevich, A. R. Akhmetshin, К. V. Suslov, M. G. Shtayger and A. I. Karlina // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020), Saint-Petersburg, Russia, 27-29 октября 2020 года. -Saint-Petersburg, Russia: IOP Publishing, 2021.

8. Methods for improving the quality of electrical energy in distribution networks / A. Akhmetshin, S. Gaponenko, G. Marin//Proceedings - 2021 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2021, Sochi, 17-21 мая 2021 года. -Sochi, 2021.-P. 241-245.

9. Энерго-ресурсосберегающий эффект в системах электроснабжения жилых комплексов от актуализации нормативов электрических нагрузок / Ю. И. Солуянов, А. Р. Ахметшин, В. И. Солуянов // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. -2021. - Т. 23. - № 1. - С. 156-166.

10. Анализ воздействующих факторов, влияющих на эксплуатационную надёжность низковольтных асинхронных электродвигателей / В. В. Романова, С. В. Хромов, К. В. Суслов // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2021. - Т. 23. -№ 3. - С. 80-89.

11. Моделирование электромагнитных полей, создаваемых тяговыми сетями 25 кВ на много путных участках / Н. В. Бу якова, А. В. Крюков, К. В. Суслов, Д. А. Середкин // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2022. - Т. 14. - № 2(54). - С. 3-14.

12. Исследование режимов работы изолированной системы электроснабжения с управляемыми установками распределенной генерации, накопителями электроэнергии и двигательной нагрузкой / Ю. Н. Булатов, А. В. Крюков, К. В. Суслов // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2021. - Т. 23. - № 5. - С. 184-194.

13. Optimal Operation of Electrified Railways with Renewable Sources and Storage / S. R. Salkuti // Journal of Electrical Engineering and Technology. - 2021. - Vol. 16. - No 1. - P. 239-248.

14. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог: утв. приказом Первым Вице - президентом ОАО «РЖД», 2010. - 124 с.

15. Оперативное определение запасов статической устойчивости в системах электроснабжения с установками распределенной генерации / Ю. Н. Булатов, А. В. Крюков, К. В. Суслов, А. В. Черепанов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2021. - Т. 25. - № 1(156). - С. 31-43.

16. Тяговые расчеты. Справочник / Под ред. П.Т. Гребенюка. -М.: Транспорт, 1987.

17. Инструкция о порядке выбора параметров и мест размещения установок продольной и поперечной компенсации в системах тягового электроснабжения переменного тока №ЦЭт-2/52_(П-04/11): утв. Управлением электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»: ввод в действие с 28.11.2011. - М.: Управление электрификации и электроснабжения, 2011. - 17 с.

18. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов / Ф.П. Кочнев, В.М. Акулиничев, A.M. Макарочкин. - М.: Транспорт, 2001. - 568 с.

19. Parallel operation of an inverter with an electrical AC network / T. L. Alekseeva, N. L. Ryabchyonok, L. A. Astrakhantsev, V.A. Tikhomirov, N.P. Astashkov, A.L. Martusov, M.E. Alekseev // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference on Transport and Infrastructure of the Siberian Region, SibTrans 2019, Moscow, 21-24 мая 2019 года. - Moscow: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 012003.

20. Энергетическая эффективность электрической тяги поездов / Н. А. Рябченок, Т. JI. Алексеева, JI. А. Астраханцев, A. JI. Мартусов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2019. - № 1(61). - С. 144-156.

Авторы публикации

Шушпанов Илья Николаевич - канд. тех. наук, доцент ИрНИТУ, заместитель руководителя Национального исследовательского комитета С1 «Планирование развития энергосистем и экономика» Российского национального комитета CIGRE.

Пермякова Дарья Николаевна - магистрант МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Конюхов Владимир Юрьевич - канд. тех. наук, профессор ИрНИТУ, почётный работник сферы образования Российской Федерации.

Опарина Татьяна Александровна - программист 1 категории ИрНИТУ.

References

1. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581185 (date of access: 03.10.2022). - Text: electronic.

2. Soluyanov Yul, Fedotov AI, Akhmetshin AR., et al. Analysis of the actual electrical loads of apartment buildings in the Moscow region. Industrial Energy. 2022;4:20-28.

3. Soluyanov Yul, Fedotov AI, Akhmetshin AR, et al. Application of intelligent electricity metering systems for timely adjustment of standard values for electrical loads calculation. Proceedings of the 3rd 2021 International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering, REEPE 2021: 3, Moscow, March 11-13, 2021. - Moscow, 2021. - P. 9388018.

4. Olentsevich VA, Astashkov NP, Akhmetshin AR, et al. Evaluation of the compatibility of the power traction supply system with a use of a virtual coupling technology. Journal of Physics: Conference Series, Novorossiysk, Virtual, June 15-16, 2021. - Novorossiysk, Virtual, 2021.-P. 012112.

5. P. Martínez Fernández, I. Villalba Sanchis, R. Insa Franco A review of modelling and optimisation methods applied to railways energy consumption. Journal of Cleaner Production. -2019;222:153-162.

6. Akhmetshin AR, Suslov KV, Astashkov NP, et al. Development of the performance control algorithm of the blower motors of electric locomotives for various operating modes. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020), Saint-Petersburg, Russia, October 27-29, 2020. - Saint-Petersburg, Russia: IOP Publishing, 2021. - P. 012001.

7. Astashkov NP, Olentsevich VA., Akhmetshin AR. Increase of the throughput and processing capacity of the railway line mountain pass section by strengthening the devices of the system of traction power supply. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference: Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2020), Saint-Petersburg, Russia, October 27-29, 2020. - Saint-Petersburg, Russia: IOP Publishing, 2021.

8. Akhmetshin A., Gaponenko S., Marin G. Methods for improving the quality of electrical energy in distribution networks. Proceedings - 2021 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2021, Sochi, May 17-21, 202. -Sochi, 2021.-P. 241-245.

9. Soluyanov Yul., Akhmetshin AR., Soluyanov VI. Energy-resource-saving effect in power supply systems of residential complexes from the actualization of electrical load standards Izvestia of higher educational institutions. Energy problems. 2021;23(1): 156-166.

10. Romanova W., Khromov SV., Suslov KV. Analysis of influencing factors affecting the operational reliability of low-voltage asynchronous electric motors. Izvestia of higher educational institutions. Energy problems. 2021;23(3):80-89.

11. Buyakova NV, Kryukov AV, Suslov KV, et al. Modeling of electromagnetic fields created by 25 kV traction networks on multi-track sections. Bulletin of the Kazan State Power Engineering University. 2022;14(2(54):3-14.

12. Buyakova NV, Kryukov AV, Suslov KV Investigation of the operating modes of an isolated power supply system with controlled distributed generation installations, electric power storage and motor load. Izvestia of higher educational institutions. Energy problems. 2021;23(5): 184-194.

13. Salkuti SR. Optimal Operation of Electrified Railways with Renewable Sources and Storage. Journal of Electrical Engineering and Technology. 2021;16(l):239-248.

14. Instructions for calculating the available capacity of railways: approved by the order of the First Vice-President ofJSC Russian Railways, 2010. - 124 p.

15. Bulatov YuN, Kryukov AV, Suslov KV. Operational determination of static stability reserves in power supply systems with distributed generation installations. Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2021;25:1(156):31-43.

16. Traction calculations. Guide / Edited by P.T. Grebenyuk. - M.: Transport, 1987.

17. Instructions on the procedure for selecting parameters and locations of longitudinal and transverse compensation installations in AC traction power supply systems No. CEt-2/52_(P-

04/11): approved. Department of Electrification and Power Supply of the Central Directorate of Infrastructure - branch of JSC «Russian Railways»: commissioning from 28.11.2011. - M.: Department of Electrification and Power Supply, 2011. - 17 p.

18. Kochnev FP, Akulinichev VM, Makarochkin AM. Organization of movement on railway transport: Textbook for universities. M.: Transport, 2001. - 568 p.

19. Alekseeva TL, Ryabchyonok NL, Astrakhantsev LA, et al. Parallel operation of an inverter with an electrical AC network. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : International Conference on Transport and Infrastructure of the Siberian Region, SibTrans 2019, Moscow, 21-24 мая 2019 года. - Moscow: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 012003.

20. Ryabchenok NA., Alekseeva TL., Astrakhantsev LA. Energy efficiency of electric traction of trains. Modern technologies. System analysis. Modeling. 2019;1(61): 144-156.

Authors of the publication

Ilya N. Shushpanov - Irkutsk National Research Technical University. Darya N. Permyakova - Bauman Moscow State Technical University. Vladimir Yu. Konyukhov - Irkutsk National Research Technical University. TatianaA. Oparina - Irkutsk National Research Technical University.

Получено 03.02.2023г

Отредактировано 13.02.2023г

Принято 27.02.2023г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.