Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / общая структура качества образования / оценка качества образования / система образования / образовательный процесс / education quality / general structure of education quality / education quality assessment / education system / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркенова Асият Владимировна

Сегодня особую актуальность приобретает задача исследования процессов, влияющих на качество образования. Понимание термина «качество образования» одна из серьезных проблем российского образования. Понятие «качество образования» сегодня трактуется неоднозначно. Анализ научных статей по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что в понимании этого понятия складывается разнообразный перечень подходов. Целью нашего исследования является анализ современных подходов в определении сущности понятия «качество образования». Проведен анализ понятия «качество образования», рассмотрены современные подходы в определении сущности данного понятия. Проанализирована общая структура понятия «качество образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, research that affects the quality of education is of particular relevance. Understanding the term "quality of education" is one of the serious problems of Russian education. The concept of "quality of education" is interpreted ambiguously today. The analysis of scientific articles on problematic research led to the conclusion that this concept contains a wide range of approaches. The purpose of our study is to analyze modern approaches in determining the essence of the concept of "quality of education". The analysis of the concept of "quality of education" was carried out, modern approaches to determining the essence of this concept were considered. The general structure of the concept of "education quality" is analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»»

свободы в распределении обязанностей и ответственности при выполнении задач, также делая акцент на взаимодействии и учете мнения возрастных категорий 35-50 и 50+.

На данном этапе исследования, мы также считаем, что у молодежи, при явной важности получения опыта и мнения предков, изначальная потребность в принятии культурного кода, ценностей и знаний старшего поколения угасает вследствие конфликта поколений, что дает повод задуматься о проявлении доверия друг к другу и уменьшению действия приведенных в статье причин конфликта.

Полученные результаты подтверждают актуальность исследования, демонстрируют интуитивное понимание поколениями конфликта между ними, а также позволяют наметить пути гуманистического взаимодействия друг с другом и приблизиться к решению проблемы по сохранению и передаче культурного кода современности будущим поколениям.

Литература:

1. Аванесова, Г.А. Коды культуры: понимание сущности, функциональная роль в культурной практике / Г.А. Аванесова, И.А. Купцова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, сб. статей по материалам XLVII Международной научно-практической конференции (15 апреля 2015 г.). - Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2015. - №4 (47). - С. 28-37

2. Белоусов, И.В. Культурный код России и социальная значимость русского языка / И.В. Белоусов, Д.А. Мельников, В.В. Седых // Социальная педагогика в России. - М.: Древо, 2018. -Т.6.- С. 12-17

3. Букина, Н.В. К вопросу методологии исследования культурных кодов / Н.В. Букина // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - Улан-Удэ: БГУ, 2010. - №2(47). - С. 232-237

4. Гуревич, П.С. Философия человека / П.С. Гуревич. - М.: Наука, 2005. - 204 с.

5. Савицкий, М.В. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения / М.В. Савицкий // Дискурс профессиональной коммуникации. - М: МГИМО, 2019. - Т. 1, Вып. 4. - С. 68-77

6. Шпынева, Е.М. Сущность понятия «культурный код» с позиции значимости для воспитания детей и молодежи / Е.М. Шпынева, М.Г Голубчикова // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 27-31 марта 2023. - Иркутск: ИГУ, 2023. - С. 230-236

7. Coyle, D. The Culture Code: The Secrets of Highly Successful Groups / D. Coyle. - UK: Random House, 2018. - 186 p.

8. Fong, M. Communicating ethnic and cultural identity / M. Fong, R. Chuang. - US: Rowman & Littlefield Publishers, MD, 2004.-408 p.

Педагогика

УДК 378.121

кандидат педагогических наук, доцент Эркенова Асият Владимировна

Карачаево-Черкесский государственный университет имениУ.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация. Сегодня особую актуальность приобретает задача исследования процессов, влияющих на качество образования. Понимание термина «качество образования» - одна из серьезных проблем российского образования. Понятие «качество образования» сегодня трактуется неоднозначно. Анализ научных статей по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что в понимании этого понятия складывается разнообразный перечень подходов. Целью нашего исследования является анализ современных подходов в определении сущности понятия «качество образования». Проведен анализ понятия «качество образования», рассмотрены современные подходы в определении сущности данного понятия. Проанализирована общая структура понятия «качество образования».

Ключевые слова: качество образования, общая структура качества образования, оценка качества образования, система образования, образовательный процесс.

Annotation. Today, research that affects the quality of education is of particular relevance. Understanding the term "quality of education" is one of the serious problems of Russian education. The concept of "quality of education" is interpreted ambiguously today. The analysis of scientific articles on problematic research led to the conclusion that this concept contains a wide range of approaches. The purpose of our study is to analyze modern approaches in determining the essence of the concept of "quality of education". The analysis of the concept of "quality of education" was carried out, modern approaches to determining the essence of this concept were considered. The general structure of the concept of "education quality" is analyzed.

Key words: education quality, general structure of education quality, education quality assessment, education system, educational process.

Введение. Современная ситуация в политике и экономики нашей страны предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов и к процессу подготовки их в образовательных учреждениях. Ведь сейчас как никогда необходимы креативные, конкурентоспособные, мобильные, решительные, творческие люди, умеющие решать задачи в сложных, меняющихся ситуациях, критически мыслить и принимать быстрые и правильные решения. Сегодня возрос спрос на качественное образование. Актуальность приобретает задача исследования факторов, влияющих на качество подготовки специалистов. Ведь во все времена уровень развития страны оценивался по уровню образованности населения и знания являлись двигателем развития страны. В связи с этим необходим поиск новых возможностей для повышения качества образования.

Вуз реализует принцип «дать знания», а сегодня необходимо реализация принципа «научить получать знания». И этого недостаточно, возникает необходимость в специалистах не только знающих, но и умеющих использовать свои знания в производственных, нестандартных ситуациях, умеющих объединить все свои знания и компетенции для достижения намеченной цели.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим современные подходы к определению сущности понятия «качество образования» и факторы, влияющие на него. Отмечается неоднозначность в понимании этого термина. Отметим, что качественная подготовка специалистов необходимое условие для развития нашей страны. В связи с этим, актуальность исследуемой темы не вызывает сомнений.

Оценка качества образования и эффективность исследований в этой области зависит от определения и понимания понятия «качество образования».

В научных статьях ряда авторов (Безуглова Л.П., Ротова В.Н., Чупрова Л.В. и др.) проведена систематизация понятий «качество образования», представлены основные подходы ученых к проблеме. Анализ научных статей по данной

проблематике позволил выявить неоднозначность в понимании данного термина. Проявляется многоаспектность в рассмотрении этого понятия.

Качество образования, категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [2].

Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын определяют «качество образования как свойство, способное удовлетворять запросы потребителей разных уровней» [1].

A.A. Головченко и К.Е. Бекасова включают в общую структуру «качества образования»: качество результатов, качество процесса, качество условий [3].

Качество образования - это совокупность характеристик образовательного процесса (цель образования, современные технологии, условия, необходимые для достижения положительных результатов) [4].

При анализе качества образования ученые рассматривают подходы: административный и личностный. Соответствие стандартам (административный подход); оценивание самими участниками (личностный подход).

Важные обучающие, воспитательные и развивающие задачи в становлении личности решаются организацией качественного образования.

По мнению Сластенина В.А. важной характеристикой качества образования является образованность, носителем которой является личность. Образованностью личности считается: просвещенность, культура, развитость компетенций, совокупность знаний, воспитанность.

Результат нужно оценивать и по уровню состояния здоровья личности.

На наш взгляд, обращение внимания на уровень состояния здоровья обучающихся, является очень своевременным и важным. Поскольку здоровье человека - это основная ценность, от которой зависит в дальнейшем возможности человека в получении образования и повышении своего культурного уровня и т.д. Подготовка здоровых, умных, компетентных молодых людей к жизни задача, прежде всего, касающаяся педагогов, не только медицинских работников. Поэтому образовательный процесс во всех типах образовательных учреждений должен быть здоровьесберегающим, если мы хотим говорить о качестве образования. Статистика свидетельствует о том, что малое количество выпускников школ имеют полноценное здоровье, большая часть детей имеют различные отклонения (это и соматические заболевания, и психические нарушения, и девиации). Оценка качества образования должна обязательно включать показатели уровня здоровья обучающихся.

Проанализировав научную литературу по данной проблематике мы пришли к выводу, что существуют множество характеристик в оценивании качества образования и полнота зависит от их совокупности. Поэтому необходим комплексный подход.

Многие практики считают, что качественное образование - это уровень мотивации студентов и уровень пригодности выпускников. Компетентностный подход позволяет объективно оценить результаты обучения. В настоящее время разрабатываются подходы, направленные на повышения объективности в оценивании результативности обучения.

Инновации позитивно влияют на формы и методы, технологии обучения. От уровня внедрения инноваций в образовательный процесс вуза зависит эффективность подготовки студентов и степень сформированности инновационной культуры выпускников, будущих специалистов.

Отметим, что данную задачу позволяет решить включение в учебный план дисциплины «Инновационные процессы в образовании», целью которой является формирование готовности у выпускников готовности к реализации инновационной деятельности в системе образования. Нами реализуется программа данной дисциплины по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность подготовки «Начальное образование», «Менеджмент в образовании», «Дошкольное образование».

В содержание дисциплины мы включили темы:

1. Теоретические основы инновационной деятельности.

2. Парадигмальные изменения и инновационные процессы в образовании.

3. Методы выбора инноваций и критерии их эффективности.

4. Современные подходы в образовании.

5. Особенности государственного регулирования инновационных процессов в образовании.

6. Инновационные процессы в высшем образовании.

7. Инновационная культура педагога.

8. Инновационные процессы как механизм обеспечения непрерывного обновления и развития.

9. Управление инновационными процессами.

10. Инновационная образовательная среда вуза.

11. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в вузе.

12. Мониторинг инновационного процесса.

13. Методика использования инновационных процессов в различных учреждениях.

14. Инновационные технологии обучения.

Разрыв теории от практики, является основной причиной того, что многие выпускники вузов недостаточно успешно применяют полученные ЗУНы в профессиональной деятельности. Нехватка опыта и недостаточность сформированнности некоторых компетенций отражается негативно на дальнейшей педагогической деятельности. Поэтому данный курс реализуется нами с использованием активных методов обучения на практических занятиях (творческие задания, конференции, круглые столы, методические семинары, тренинги, деловые и ролевые игры и др.) - это существенно влияет на качество их подготовки и приближает к будущей профессии. Такая организация учебной работы сближает участников образовательного процесса, создает условия и фундамент для сотрудничества, снижая напряженность отношений между педагогом и обучающимся. Все это позволяет студенту максимально приблизиться к практическим аспектам будущей педагогической деятельности.

Нами был проведен опрос среди студентов 2-3 курсов педагогического факультета КЧГУ им.У.Д. Алиева, направление подготовки (начальное и дошкольное образование) с целью выявления уровня напряженности в отношениях между преподавателями и студентами, и влияния активных методов обучения на развитие творческой активности студентов в процессе образовательной деятельности. На вопрос: «Влияет ли уровень напряженности в отношениях между преподавателями и студентами на творческую активность обучающихся и качество приобретаемых знаний?», большинство опрошенных уверенно ответили «да». Причем многие студенты считают, что от личности педагога зависит желание учиться и приобретать знания, интерес к дисциплине напрямую зависит от преподавателя. Мы считаем, что для каждого студента должен быть подобран индивидуальный подход при объяснении даже одного и того же материала, тем более в составе

наших обучающихся есть иностранные студенты, имеющие языковые трудности. На наш взгляд, необходимо творческое использование различных методических приемов в зависимости от знаний и личности каждого обучающегося.

Практики считают, что внедрение новых технологий и новых методик обучения и воспитания, а также обобщение инновационного опыта позволят повысить результативность обучения. Многие инновационные разработки и методические инновации реализуются с применением интерактивных методов обучения.

Нами предпринимается попытка создания учебно-методического пособия «Инновационные процессы и качество образования» для магистратуры по педагогическому образованию («Начальное образование», «Менеджмент в образовании», «Дошкольное образование») с задачей формирования инновационной культуры и формирование готовности у выпускников готовности к реализации инновационной деятельности в системе образования.

Анализ факторов, оказывающих влияние на повышения качества образования, требует детального изучения. Опыт показывает, что проблемы качества обучения зависят от уровня сформированности инновационной культуры у самих педагогов и уровня творческого подхода педагогов к своей работе. Отмечаются низкие знания в области теоретических основ инновационных процессов, инновационных технологий обучения и воспитания, новых подходов к организации образовательного процесса, в понимании содержания механизмов инновационной политики, осознания значения инноваций в образовании, овладения ИКТ и т.п. Большая часть педагогов работают по «старинке» и не хотят менять технологии работы, творчески взаимодействовать с детьми (учениками, студентами), находить нетрадиционные методы обучения и воспитания, у многих учителей отмечается низкая инновационная активность. Сегодня современному педагогу необходимо хорошо разбираться в актуальных проблемах образования. Чтобы способствовать профессиональному росту в сфере своей деятельности необходимо поменять мышление с традиционного на инновационное.

В наших опросах многие студенты выделяют творческую деятельность педагога как необходимую. Ведь задача педагога помочь личности приобрести не только багаж знаний, но главное научить его реализоваться в постоянно меняющемся мире, подготовить человека к современной жизни, при этом главное, сохранив и укрепив его здоровье.

Несмотря на то, что труд педагога все более теряет престижность, состояние дел в образовании все еще оставляет надежду на выход образования в число приоритетов. 2023 год нашим президентом объявлен Годом педагога и наставника, тем самым обращается внимание к признанию особого статуса педагогических работников. В образовательных учреждениях всех типов запланированы мероприятия, направленные на повышение престижа профессии педагога.

Отметим, что в педагогические вузы сегодня идут те, кто действительно стремится стать педагогом - это радует. Профессия педагога остается востребованной.

Выводы. Проведенный анализ позволил сделать вывод: «качество образования» - это комплексная характеристика образовательной деятельности подготовки обучающегося, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, взаимовлияющих друг на друга и позволяющих достичь цели. Влияние на повышение качества образования оказывают следующие факторы: управление качеством образования, внедрение инновационных технологий в образование, повышение квалификации преподавательского состава, повышение инновационной культуры преподавателей, создание инновационной образовательной среды в образовательных учреждениях, создание здоровьесберегающей образовательной среды, обеспеченность ресурсами. Предполагается, что качественные изменения одного из факторов повлекут за собой изменения в повышении качества образовательного процесса.

Таким образом, учет всех факторов и применение комплексных механизмов и подходов позволит повысить эффективность образования, что повлечет за собой конкурентоспособность российского образования.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

2. Воронин, A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / A.C. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

3. Головченко, A.A. Структура качество образования и ее влияние на образовательный процесс / A.A. Головченко, К.Е. Бекасова // Вестник Магистратуры. - 2022. - № 3-1(126). - С. 101-102

4. Давыдова, Л.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л.Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. - М., 2005. - №2. - С. 5-8

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яковенко Татьяна Владимировна

Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); студент Сельманович Алиса Юрьевна

Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Яковенко Кирилл Сергеевич Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

Аннотация. В процессе обучения современная школа готовит ребенка к решению различного рода задач - от личных до профессиональных. Данный процесс реализуется через формирование комплекса универсальных учебных действий. Особое место в этой группе отведено познавательным универсальным учебным слагающим из 3 подгрупп: базовых логических, начальных исследовательских действий и работа с информацией. В статье представлен результат использования метода Интеллект-карт в формировании познавательных универсальных учебных действий. Представлены преимущества метода в организации групповой и индивидуальной работы, а также проблемы в распространении метода в деятельность учителя биологии.

Ключевые слова: интеллект-карта, универсальные учебные действия, урок биологии, познавательные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.