Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия "молодежь" в социологии'

Современные подходы к определению понятия "молодежь" в социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
798
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ КАК НОСИТЕЛЬ СВОЙСТВ МОЛОДОСТИ / МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / APPROACHES TO DEFINITION OF CONCEPT OF YOUTH / YOUTH AS THE CARRIER OF PROPERTIES OF A YOUTH / YOUTH AS THE SOCIAL STATUS / YOUTH AS SOCIOCULTURALGENERALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елишев С. О.

Молодежь является предметом исследования различных дисциплин: психологии, педагогики, демографии, социологии, философии, права, политической науки, истории. Автор предполагает рассмотреть современные подходы к изучению молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the definition of a term "youth" in sociology

The youth is object of studying of variety socially-humanities: psychology, pedagogics, demography, sociology, philosophy, the right, political science, history. Within the limits of these sciences there are various traditions of interpretation of this phenomenon and the concepts depending on techniques of its studying and an accessory of the researcher to this or that school of thought. The concept of youth is actively applied in political ideology, and also in everyday practice.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия "молодежь" в социологии»

С.О. Елишев, соиск. кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "МОЛОДЕЖЬ" В СОЦИОЛОГИИ

Молодежь является предметом исследования различных дисциплин: психологии, педагогики, демографии, социологии, философии, права, политической науки, истории. Автор предполагает рассмотреть современные подходы к изучению молодежи.

Ключевые слова: подходы к определению понятия молодежи; молодежь как носитель свойств молодости; молодежь как социальный статус; молодежь как социокультурная общность.

The youth is object of studying of variety socially-humanities: psychology, pedagogics, demography, sociology, philosophy, the right, political science, history. Within the limits of these sciences there are various traditions of interpretation of this phenomenon and the concepts depending on techniques of its studying and an accessory of the researcher to this or that school of thought. The concept of youth is actively applied in political ideology, and also in everyday practice.

Key words: Approaches to definition of concept of youth; youth as the carrier of properties of a youth; youth as the social status; youth as socioculturalgenerality.

Молодежь является объектом изучения целого ряда социально-гуманитарных наук — психологии, педагогики, демографии, социологии, философии, права, политологии, истории. В рамках этих наук существуют различные традиции толкования этого явления и понятия, зависящие от методик его изучения и принадлежности исследователя к той или иной научной школе. Понятие "молодежь" активно применяется в политической идеологии, а также в житейской практике.

Большое влияние на развитие отечественной социологии молодежи, и в частности на определение сущности феномена молодежи, оказал советский период. Молодежь в соответствии с озвученным в выступлении В.И. Ленина "О задачах союзов молодежи" тезисом воспринималась и призвана была быть в СССР прежде всего строителем коммунистического общества. Она рассматривалась не только как объект социалистического воспитания, но и в заведомо потребительском плане как мощный трудовой ресурс. И если в западной социологии молодежь (после "молодежных бунтов" 1960-х гг.) рассматривалась прежде всего как своеобразная "проблема", изучаемая в рамках многочисленных трактовок теории конфликта между поколениями (1960-х гг.), а также исследований молодежной субкультуры (термин Т. Парсонса), то в СССР

* Елишев Сергей Олегович — elishev@list.ru

особенности молодости как возрастного цикла (например, молодежная субкультура и молодежные движения) трактовались как формы девиантного поведения и тлетворного влияния западного мира, с которыми беспощадно вели борьбу комсомол, партия и правительство.

После падения тоталитарного режима в России существовавшее в советский период понимание молодежи как строителя социализма и одновременно жертвы западного влияния практически выходит из употребления. Российская социология молодежи, перенимая зарубежный опыт, не только не подпала под полное влияние западной, но и имеет в настоящее время свои специфически национальные черты, не уступая зарубежным научным школам.

Молодежь, по определению И.С. Кона, представляет собой понятие, характеризующее "1) определенный этап, стадию индивидуального развития (молодость) и проходящих ее индивидов; 2) определенную социально-демографическую возрастную группу в составе населения; 3) социокультурную общность, обладающую какими-то общими групповыми ценностями (молодежная субкультура, молодежные движения и т.д.)"1.

В целом в отечественной социологии молодежь рассматривается как особая социальная и демографическая общность (возрастные рамки принадлежности к которой в науке и законодательстве определены возрастом от 14 до 30 лет), выделяемая на основе обусловленной возрастом совокупности характеристик, особенностей социального положения данной группы, ее места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, определяемых в значительной степени уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Для понимания сути молодежи как объекта исследования в социологии молодежи условно можно выделить три основных подхода к ее определению. Первый подход, рассматривающий молодежь как носителя свойств молодости (психофизиологический аспект), определенный этап в жизни человека условно можно разделить на два направления. Одно направление определяет молодежь как возрастную группу, абсолютизирует психофизиологические особенности молодежного возраста перед другими факторами, игнорируя влияние социальных институтов, культурных, экономических и политических условий на развитие молодежи. Второе направление рассматривает молодежь как определенный этап жизненного цикла, стадию развития, связанную с наиболее активным

1 Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 270.

периодом социализации личности, а приобретенный в ходе ее опыт и знания — как результат происходящих в обществе социально-исторических и социокультурных процессов. Второй подход рассматривает молодежь как социальный статус, определяемый возрастом, а соответственно и промежуточностью и нестабильностью ее положения. Особенности социального статуса молодежи изучаются при исследовании основных видов деятельности (учеба, работа, вторичная занятость), ролевых структур личности, а также стереотипов и представлений, сложившихся в обществе. Третий подход рассматривает молодежь как социокультурную общность, носителя общих групповых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (ценностный аспект), а также собственной культуры (субкультуры). Особое внимание в рамках этого подхода уделяется изучению молодежных субкультур, формирующих собственные мировоззрения, часто противопоставляющие себя мировоззрению старшего поколения, своеобразные манеры поведения, формы проведения досуга и другие аспекты их функционирования. Помимо основных подходов к определению молодежи, можно выделить и некоторые другие менее известные подходы, например: 1) с точки зрения ее роли и места в общественном производстве (В.И. Чуп-ров); 2) с точки зрения концепции "общества риска" (Ю.А. Зубок).

Подводя итог, можно констатировать, что "молодежь" в социологии — это тот образ, модель правильного общества, в котором общество отображает свое представление о настоящем и будущем. Созданный наукой образ молодежи напрямую оказывает свое воздействие на само поведение молодежи. Все существующие в отечественной социологии молодежи подходы к определению сущности понятия молодежи не только показывают неповторимость своеобразия и плюралистичность развития отечественной научной мысли, но взаимосвязаны и органично дополняют друг друга, позволяя всесторонне и полно изучить и понять суть этого социального феномена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пиллингтон Х. Советская теория молодежи (1917—1985): строители коммунизма или объекты капиталистической пропаганды? // http:// region.ulsu.ru/books/youth_cultures_and_subcultures/topic6

Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М., 2008.

Ядов В.А. Социология в России. Социология молодежи (В. Семенова). Вводные замечания // http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch30_i.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.