УДК 336.226.1:332.1
Т.В. Щукина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Л.Б. Рабданова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ*
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на динамику поступления налога на прибыль организаций в региональный бюджет. Так, наибольшее влияние оказывают изменение федерального и регионального законодательства, расширение налоговой базы, совершенствование администрирования доходных источников. Проанализировано исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края, показана доля данного налога в общей массе налоговых доходов бюджета в 2017-2020 гг. Отмечено, что недопоступление налога на прибыль организаций в 2020 г. связано с негативными последствиями влияния на экономику региона распространения новой коронавирусной инфекции, которая привела к замедлению работы отдельных отраслей, значительному снижению экономической активности в регионе. Показаны пути увеличения поступления налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе через усиление межведомственного взаимодействия органов государственной власти региона с территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы РФ, возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении на территории края соответствующей налоговой льготы, пониженных ставок, иных преференций по налогу на прибыль организаций или отказа от нее и др.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налоговые доходы, налог на прибыль организаций, региональный бюджет, крупнейшие налогоплательщики, экономический кризис. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 2 октября 2020 г.; дата принятия к печати 22 марта 2021 г.; дата онлайн-размещения 8 апреля 2021 г.
T.V. Shchukina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
L.B. Rabdanova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
MODERN APPROACHES TO ENSURING THE RECEIPT OF CORPORATE INCOME TAX IN THE REGIONAL BUDGET**
ABSTRACT. The article considers the main factors that influence the dynamics of corporate income "ах receipts in the regiona1 budget. Thus, changes in federa1 and regiona1 legislation, the expansion of the tax base, and the improvement of the administration of income sources have the greatest impact. The performance of tax revenues of the consolidated budget of the Trans-Baikal Territory is analyzed, and the share of this tax in the total amount of tax revenues of the budget in 2017-2020
* Материалы обсуждены на Национальной научно-практической конференции с международным участием «Развитие российского общества: вызовы современности», посвященной 90-летию Байкальского государственного университета (г. Иркутск, 15-16 октября 2020 г.).
** The paper was discussed at the National Research and Practical Conference with International Participation «Development of Russian Society: Challenges of Modernity», dedicated to the 90th anniversary of the Baikal State University (Irkutsk, October 15-16, 2020).
© Щукина Т.В., Рабданова Л.Б., 2021
is shown. It is noted that the underestimation of the corporate income tax in 2020 is associated with the negative consequences of the impact of the spread of the new coronavirus infection on the region's economy, which led to a slowdown in the work of certain industries and to a significant decrease in economic activities of the region. The ways of increasing the receipts of corporate income tax in the budget of the subject of the Russian Federation are shown, namely through strengthening the interdepartmental interaction of the regional state authorities with the local offices of the Federal Tax Service of the Russian Federation, the ability to independently decide on the provision of appropriate tax benefits in the territory of the region, reduced rates, other preferences for corporate income tax or refusal of it, and others. KEYWORDS. Tax revenues, corporate income tax, regional budget, major taxpayers, economic crisis.
ARTICLE INFO. Received October 2, 2020; accepted March 22, 2021; available online April 8, 2021.
В сложившихся условиях макроэкономической, социально-экономической нестабильности, при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, кризисных процессов, важным для субъектов Российской Федерации является обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы за счет получения необходимого объема поступлений собственных доходов [1, с. 13].
Вместе с этим, наиболее важным становится изучение налоговых доходов региональных бюджетов Российской Федерации и направления их повышения.
Налоговые доходы региональных бюджетов Российской Федерации формируются с учетом положений федерального и регионального законодательства о налогах и сборах, основных показателей экономического развития, приоритетов бюджетной и налоговой политики, налогового и инвестиционного потенциала региона [2, с. 36].
Такие отечественные исследователи как Л.А. Аносова, М.В. Аликаева, Д.А. Артеменко, С.В. Барулин, Г.И. Букаева, Е.С. Вылкова, О.В. Врублевская, В.А. Гребенникова, Е.А. Ермакова, Ю.Б. Иванов, В.А. Королев, А.П. Киреенко, И.А. Майбуров, А.С. Нешитой, В.Н. Овчинников, Г.Б. Поляк, Л.В. Перекрестова, М.В. Романовский, Л.Р. Слепнева, А.А. Татуев и др. в своих работах рассматривают налоговые доходы региональных бюджетов.
Налоговые доходы являются основной статьей доходов региональных бюджетов и составляют порядка 70 % всех поступлений и представляют собой налоговые поступления от налогов и сборов, установленных в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [3, с. 40].
Консолидированный бюджет Забайкальского края по налоговым доходам в 2017—2019 гг. исполнен и составил 102,6 %, 102,5 %, 100,1 % от планового значения в 2017—2019 гг., соответственно. Такому исполнению доходов послужило исполнение плановых значений в 2017—2018 гг. налога на прибыль, который исполнен на 106,8 % и 107,1 %, соответственно (таб. 1).
Объем фактических поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2015—2019 гг. имеет положительную динамику. Так, налоговые доходы в 2019 г. составили 47 047,1 млн р., что выше уровня 2018 г. на 5 149,0 млн р. (12,3 %) (табл. 2).
На увеличение поступлений налоговых доходов за период с 2015 г. по 2019 г. положительное влияние оказало изменение федерального и регионального законодательства, расширение налоговой базы, совершенствование администрирования доходных источников.
Как видно из табл. 2, налог на прибыль организаций является одним из главных бюджетообразующих налоговых доходов Забайкальского края. За период
Таблица 1
Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края в 2017-2019 гг.*
Наименование 2017 год 2018 год 2019 год
Утверждено, млн р. Исполнено, млн р. % ис-пол-нения Утверждено, млн р. Исполнено, млн р. % ис-пол-нения Утверждено, млн р. Исполнено, млн р. % ис-пол-нения
Налоговые доходы 37 513,9 38 481,5 102,6 40 875,3 41 898,1 102,5 47 006,3 47 047,1 100,1
Налог на прибыль организаций 7 745,8 8 269,2 106,8 7 283,0 7 801,5 107,1 10 301,9 10 233,6 99,3
Налог на имущество организаций 4 026,1 4 166,0 103,5 5 543,7 5 635,5 101,7 4 934,5 4 995,2 101,2
Транспортный налог 504,3 561,0 111,2 573,6 581,6 101,4 594,9 631,0 106,1
Налог на доходы физических лиц 17 538,6 17 828,8 101,7 19 702,9 19 944,3 101,2 21 493,9 21 391,8 99,5
Акцизы 3 100,1 2 980,2 96,1 3 147,1 3 255,7 103,5 4 211,0 4 239,7 100,7
* Составлено авторами по данным: Министерство финансов Забайкальского края : офиц. сайт. Чита, 2021. URL: https://minfin.75.ru.
Таблица 2
Динамика налога на прибыль в составе налоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края за 2015-2019 гг.*
Наименование 2015 2016 2017 2018 2019
Налоговые доходы, млн.рублей 31 460,1 36 025,8 38 481,5 41 898,1 47 047,1
Налог на прибыль организаций, млн р. 3 935,8 6 195,7 8 269,2 7 801,5 10 233,6
Доля налога на прибыль в налоговых доходах, % 12,5 17,2 21,5 18,6 21,8
* Составлено авторами по данным: Министерство финансов Забайкальского края : офиц. сайт. Чита, 2021. URL: https://minfin.75.ru.
с 2015 по 2019 гг. налог на прибыль значительно вырос и в 2019 г. составил 10 233,6 млн р. и увеличился в 2,6 раз. Отметим, что на данный налог приходится 21,5 % в 2017 г., 18,6 % в 2018 г., 21,8 % в 2019 г. всех налоговых поступлений консолидированного бюджета региона.
На динамику роста доходов бюджета по налогу на прибыль организаций в 2019 г. к уровню 2018 г. на 2 432,1 млн р., или на 31,2 % оказало влияние:
1) увеличение поступлений налога в 2,3 раза от ответственных налогоплательщиков консолидированных групп плательщиков ГК «Росатом», АО «Норильский комбинат», а также крупнейших налогоплательщиков: ПАО ТГК-14, ООО «Транс Гео Сервис», филиал ОАО «РЖД»1;
1 Министерство финансов Забайкальского края : офиц. сайт. Чита, 2021. URL: https://minfin.75.ru.
2) сокращение доли убыточных организаций в следующих сферах деятельности:
— в деятельности профессиональной, научной и технической — со 73,3 % до 61,5 %;
— в организациях, занимающихся деятельностью в области информатизации и связи — с 71,4 % до 62,5 %;
— в добыче полезных ископаемых — с 65,0 % до 57,1 %;
— в снабжении электрической энергией, газом и паром — с 65,4 % до 60,9 %;
— в обрабатывающих производствах — с 54,2 % до 39,1 %;
— в торговле оптовой и розничной — с 25,8 % до 19,4 %;
— по транспортировке и хранению — с 43,8 % до 22,2 %.
3) увеличение суммарного объема прибыли прибыльных организаций, который сложился на уровне 20 496,9 млн р., или 111,0 % к уровню 2018 г. по кодам ОКВЭД относящихся к добыче, водоснабжению, утилизации отходов, электричеству, торговле, ремонту, строительству, логистике, сельскому, хозяйству.
4) увеличение объема валового регионального продукта, который в 2019 г. составил 348,0 млрд р., с индексом физического объема в равнозначных ценах к 2018 г. — 101,0 %2.
К крупнейшим налогоплательщикам Забайкальского края налога на прибыль следует отнести следующие организации: ООО «ГРК «Быстринское», ПАО «Сбербанк России», АО «Ново-Широкинский рудник», Забайкальская железная дорога — филиал АО «РЖД», АО «Атомэнергопром», филиал Харанорская ГРЭС, ПАО «ППГХО» и др.3
Отметим, что по предварительным данным Министерства финансов Забайкальского края ожидается неисполнение первоначального плана 2020 г. по налогу на прибыль на 2 183,4 млн р.
Недопоступление налога на прибыль может быть связано с уменьшением объема поступлений от крупнейших налогоплательщиков, таких как ПАО «Сбербанк России», АО «Ново-Широкинский рудник», филиал Харанорская ГРЭС4.
Можно предположить, что такая динамика налога на прибыль связана с негативными последствиями влияния на экономику региона распространения новой коронавирусной инфекции, которая привела к замедлению работы отдельных отраслей, значительному снижению экономической активности в первой половине 2020 г., существенному увеличению расходов бюджета, и приведет к необходимости воздействия со стороны налоговой системы.
Таким образом, отметим, что налог на прибыль организаций занимает наиболее значимое место в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Забайкальского края. Налог на прибыль имеет положительную динамику в 2015—2019 гг., однако ожидается снижение налога в 2020 г., что повышает риски недопоступления доходов в бюджет региона. В связи с чем, становится целесообразным принятие мер по обеспечению полноты поступлений доходных источников в консолидированный бюджет Забайкальского края в 2020 г.
Основными направлениями по обеспечению полноты поступлений и повышению доходных источников бюджета Забайкальского края по налогу на прибыль организаций могут стать:
2 Об утверждении Прогноза социально-экономического развития Забайкальского края : Распоряжение Правительства Забайкальского края от 31 окт. 2019 г. № 393-р. : (ред. от 30 дек. 2019 г. № 479-р). URL: https://media.75.ru/documents/57691/ser-v-red-rasp-pravit-zk-ot-30-12-19-479-r.xlsx.
3 Тeppитopиaльный орган Фeдeрaльнoй службы гoсyдaрствeннoй статистики по Забайкальскому краю. Чита, 2021. URL: https://chita.gks.ru/about.
4 Mинистeрствo финангав Зaбaйкaльскoгo края : oфиц. сайт. Чита, 2021. URL: https://minfin.75.ru.
1. Укрепление межведомственного взаимодействия органов государственной власти Забайкальского края с территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы РФ [4, с. 48].
2. Совершенствование механизма консолидированных групп налогоплательщиков за счет cнижeния суммы и нaлoгoвoй бaзы КГН, формируемой прибыльными участниками, на сумму убытка, полученного убыточными участниками, суммой, ^ более 30 % от прибыли прибыльных организаций КГН, в целях более справедливого распределения поступлений налога в бюджеты субъектов РФ [5, с. 5].
3. Совершенствование условий для своевременного обеспечения исполнения налогового обязательства [6; 7].
4. Усиление взаимодействия органов исполнительной власти края с крупнейшими налогоплательщиками края [8].
5. Возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении на территории края соответствующей налоговой льготы, пониженных ставок, иных преференций пс нaлoгy нa прибыль срганизаций или отказа от нее [9; 10].
Список использованной литературы
1. Малис Н.И. Налоговые доходы региональных бюджетов: проблемы и перспективы / Н.И. Малис // Финансы. — 2018. — № 1. — С. 11-15.
2. Пансков В.Г. Проблемы и перспективы развития современной налоговой системы /
B.Г. Пансков // Финансы. — 2017. — № 9. — С. 34-37.
3. Пугачев А.А. Налоговый потенциал регионов: динамика развития / А.А. Пугачев // Финансы. — 2017. — № 3. — С. 39-42.
4. Ляпунова Г.В. Развитие теории формирования доходов бюджетов России / Г.В. Ляпунова, Т.В. Файберг // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 1 (93). —
C. 46-51.
5. Пансков В.Г. О принципах налогообложения / В.Г. Пансков // Финансы. — 2018. — № 1. — С. 3-10.
6. Найденова Т.А. Механизм налогообложения прибыли организаций и его роль в формировании доходов бюджета / Т.А. Найденова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 6-2. — С. 55-59.
7. Трусова Н.С. Влияние налоговой политики на экономику регионов / Н.С. Трусова // Рeгиoнaльнaя экoнoмикa: Тeopия и пpaктикa. — 2017. — Т. 15, № 6 (441). — С. 1100-1111.
8. Тюрина Ю.Г. Инструменты налоговой политики в системе управления экономикой региона / Ю.Г. Тюрина. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).665-671 // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 665-671.
9. Киреенко А.П. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России / А.П. Киреенко, О.В. Батурина, С.А. Головань // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 1 (93). — С. 25-34.
10. Савина О.Н. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: Актуальные вопросы оптимизации / О.Н. Савина, М.А. Жажин // Бухгалтер и закон. — 2014. — № 4 (172). — С. 30-37.
Информация об авторах
Щукина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Рабданова Лхама Баяровна — студент, кафедра финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Authors
Tatyana V. Shchukina — PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Lkhama B. Rabdanova — Student, Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Щукина Т.В. Современные подходы к обеспечению поступления налога на прибыль организаций в региональный бюджет / Т.В. Щукина, Л.Б. Рабданова. — DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).4 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1.
For Citation
Shchukina T.V., Rabdanova L.B. Modern Approaches to Ensuring the Receipt of Corporate Income Tax in the Regional Budget. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).4. (In Russian).