Научная статья на тему 'Особенности формирования налогового потенциала Забайкальского края'

Особенности формирования налогового потенциала Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / TAX POTENTIAL OF TRANSBAIKAL REGION / SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF REGIONAL TAX POTENTIAL DEVELOPMENT / TAX BASE / TAX INCOME / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION / FISCAL POLICY / PLANNING FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION / GROSS REGIONAL REVENUE / BUDGET REVENUES / STATE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Ольга Александровна, Гонин Валерий Николаевич

Приведены различные аспекты трактовки понятия «налоговый потенциал», определение которого основано на заложенных в него признаках и характеристиках. Термин «налоговый потенциал региона» используется, прежде всего, для выявления приоритетов бюджетно-налоговой политики (на региональном и государственном уровне), в этой связи необходимо изменить позиции исследователей к методике его оценки. Посредством анализа показателей консолидированного бюджета Забайкальского края и налоговых паспортов региона подтверждена зависимость бюджета от налоговых поступлений. Наиболее важным элементом налогового потенциала края являются поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Приведены доводы о необходимости более полного анализа качества и оценки структуры НДФЛ. База названного налога создается в значительной степени за счет перераспределения средств бюджета, направленных на финансирование государственного сектора. Несмотря на значимость в разработке и проведении государственной политики в отношении межбюджетных отношений, уровень, структура и качество налогового потенциала региона не являются обязательными статистическими показателями. На основании исследования структуры и качества налогового потенциала Забайкальского края выдвинуто предположение, что оценка специфики формирования налогового потенциала позволит исполнительным органам власти решить важную для региона задачу достижения оптимального соотношения налоговых доходов и безвозмездных поступлений в структуре консолидированного бюджета региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранова Ольга Александровна, Гонин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TAX POTENTIAL FORMATION OF THE TRANSBAIKAL REGION

Various aspects of the “tax potential” concept interpretation, the definition of which is based on the features and characteristics contained in it, are given. The term “tax potential of the region” is used primarily to identify priorities of fiscal policy (at the regional and state levels); in this regard it is necessary to change the positions of researchers to the methodology of its assessment. Through the analysis of the consolidated budget indicators of the Transbaikal region and tax passports of the region, the dependence of the budget on tax revenues has been confirmed. The most important element of the tax potential of the region is revenues from the tax on income of individuals (NDFL). Arguments are given on the need for a more complete analysis of the quality and assessment of the structure of the NDFL. The basis of the said tax is created to a large extent through the reallocation of budget funds aimed at financing the public sector. Despite the importance in the development and implementation of public policies on inter-budget relations, the level, structure and quality of the region’s tax potential are not mandatory statistical indicators. Based on the study of the structure and quality of the tax potential of the Transbaikal region, it is assumed that the assessment of the specifics of the tax potential formation will allow the executive authorities to solve the important task for the region to achieve the optimal ratio of tax revenues and free revenues in the structure of the consolidated budget of the region

Текст научной работы на тему «Особенности формирования налогового потенциала Забайкальского края»

УДК 336.13.1

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-3-90-98

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ FEATURES OF THE TAX POTENTIAL FORMATION OF THE TRANSBAIKAL REGION

О. А. Баранова,

Забайкальский государственный университет, г. Чита 0a.09.12@mail.ru

O. Baranova, Transbaikal State University, Chita

В. Н.Гонин,

Забайкальский государственный университет, г. Чита vngonin@mail.ru

V. Gonin,

Transbaikal State University, Chita

Приведены различные аспекты трактовки понятия «налоговый потенциал», определение которого основано на заложенных в него признаках и характеристиках. Термин «налоговый потенциал региона» используется, прежде всего, для выявления приоритетов бюджетно-налоговой политики (на региональном и государственном уровне), в этой связи необходимо изменить позиции исследователей к методике его оценки.

Посредством анализа показателей консолидированного бюджета Забайкальского края и налоговых паспортов региона подтверждена зависимость бюджета от налоговых поступлений. Наиболее важным элементом налогового потенциала края являются поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Приведены доводы о необходимости более полного анализа качества и оценки структуры НДФЛ. База названного налога создается в значительной степени за счет перераспределения средств бюджета, направленных на финансирование государственного сектора. Несмотря на значимость в разработке и проведении государственной политики в отношении межбюджетных отношений, уровень, структура и качество налогового потенциала региона не являются обязательными статистическими показателями.

На основании исследования структуры и качества налогового потенциала Забайкальского края выдвинуто предположение, что оценка специфики формирования налогового потенциала позволит исполнительным органам власти решить важную для региона задачу достижения оптимального соотношения налоговых доходов и безвозмездных поступлений в структуре консолидированного бюджета региона

Ключевые слова; налоговый потенциал Забайкальского края; социально-экономические факторы формирования налогового потенциала региона; налоговая база; налоговые доходы; социально-экономическое развитие региона; бюджетно-налоговая политика; планирование экономического развития региона; валовой региональный доход; доходы бюджета; государственный бюджет

Various aspects of the "tax potential" concept interpretation, the definition of which is based on the features and characteristics contained in it, are given. The term "tax potential of the region" is used primarily to identify priorities of fiscal policy (at the regional and state levels); in this regard it is necessary to change the positions of researchers to the methodology of its assessment.

Through the analysis of the consolidated budget indicators of the Transbaikal region and tax passports of the region, the dependence of the budget on tax revenues has been confirmed. The most important element of the tax potential of the region is revenues from the tax on income of individuals (NDFL).

Arguments are given on the need for a more complete analysis of the quality and assessment of the structure of the NDFL. The basis of the said tax is created to a large extent through the reallocation of budget funds aimed at financing the public sector. Despite the importance in the development and implementation of public policies on inter-budget relations, the level, structure and quality of the region's tax potential are not mandatory statistical indicators.

© 0. А. Баранова, В. H. Гонин,2020

90

Based on the study of the structure and quality of the tax potential of the Transbaikal region, it is assumed that the assessment of the specifics of the tax potential formation will allow the executive authorities to solve the important task for the region to achieve the optimal ratio of tax revenues and free revenues in the structure of the consolidated budget of the region

Key words: tax potential of Transbaikal region; socio-economic factors of regional tax potential development; tax base; tax income; social and economic development of a region; fiscal policy; planning for economic development of a region; gross regional revenue; budget revenues; state budget

Б ведение. Уровень социально-экономического развития региона и его налоговый потенциал - взаимозависимые и определяющие друг друга понятия. От налогового потенциала региона зависят возможности эффективного управления территорией и оптимального планирования и прогнозирования ее дальнейшего социально-экономического развития. Аккумулированный в бюджетную систему налоговый потенциал, под которым принято понимать максимальный уровень налоговых поступлений, определяется сформировавшимся за определенный период времени социально-экономическим развитием региона и страны.

Значение налогового потенциала в различных субъектах Российской Федерации отражает дифференциацию уровня их социально-экономического развития. Возможной причиной этого является различная степень вовлеченности природно-географи-ческих и ресурсно-сырьевых потенциалов конкретного региона в формирование демографических и социально-экономических предпосылок формирования его налогового потенциала.

Забайкальский край характеризуется низкими показателями функционирования региональной экономики, незначительным трудовым потенциалом, что в совокупности определяет уровень развития социально-экономических процессов в регионе и структуру налогового потенциала. В этой связи целью исследования является выделение предпосылок формирования налогового потенциала субъекта РФ в условиях значительной зависимости регионального бюджета от трансфертов из федерального бюджета.

Для успешного планирования и управления бюджетными параметрами и социально-экономическим развитием региона важна точность оценки налоговой базы и возможности мобилизации налогов и сборов в региональный бюджет, что является объектом исследования. Предметом исследования яв-

ляется «качество» налогового потенциала региона, т. е. экономическая деятельность, за счет которой формируется налоговая база.

Материалы и методы исследования. В экономических исследованиях можно встретить различные подходы к оценке налогового потенциала отдельной территории и государства в целом. Каждый из этих подходов учитывает совокупность определенных показателей, среди которых валовой региональный доход (ВРД), среднедушевые доходы населения, ставка налога, налоговая база, финансовый результат деятельности предприятий и организаций и др.

Общепринятая трактовка понятия «налоговый потенциал» региона оценивает его как максимально возможный за определенный период времени, в рамках действующего законодательства, объем налоговых поступлений в состав доходов регионального бюджета [3]. Таким образом, налоговый потенциал региона определяет в долгосрочной перспективе оценку и планирование социально-экономического развития региона.

Смысл, который вкладывается в понятие «налоговый потенциал», определяет выбор метода его оценки, о чем свидетельствует классификация методов оценки налогового потенциала региона, предложенная Е. Б. Дьяковой [4]. В основу классификации заложены основной ресурс доходов бюджета; репрезентативность системы налогов и сборов; возможность преобразования и корректировки официальных данных налоговой статистики.

В данной работе определена задача изучения возможностей использования налогового потенциала в целях выявления способности властей региона влиять на значение социально-экономических показателей в регионе, в связи с чем оценка налогового потенциала должна отражать способность его налогоплательщиков финансировать функции государства, в первую очередь, социальную сферу.

Использование метода косвенной оценки потенциально возможных обязательств по налогам и сборам в регионе при условии применения средних по стране налоговых усилий позволяет оценить налоговую базу в зависимости от влияния на нее макроэкономических показателей, определяющих валовой региональный продукт [10; 11]. Налоговые доходы вне зависимости от базы налогообложения формируются за счет полученных налогоплательщиками доходов, в этой связи налоговой базой региона как совокупностью налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет, является ВРД.

Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «налоговый потенциал региона» в исследованиях определяется по-разному. Ряд ученых рассматривают налоговый потенциал региона как возможность налогов формировать доходы бюджета. Также существует понимание его как совокупности базы налогообложения (по всем налогам и сборам, предусмотренным налоговым законодательством страны). Существуют подходы к определению налогового потенциала как совокупности ресурсов региона, подлежащих налогообложению, или совокупности финансовых ресурсов, способных через налогообло-

жение эффективно аккумулироваться в доходы бюджета [1-3; 8; 10; 13].

Нами выбран двухаспектный подход к определению и оценке налогового потенциала региона. С одной стороны предполагается выявление значения ресурсов формирования налогового потенциала, в связи с чем возможно увеличение налоговой базы Забайкальского края и его ВРД. С другой -мобилизация имеющихся финансовых ресурсов, определяющих распределение ВРД в доходы бюджета, за счет возможностей налоговой системы.

Анализ формирования налогового потенциала Забайкальского края доказывает, что налоговый потенциал региона складывается за счет экономических ресурсов, которые характеризуются низким значением налоговой базы, создаваемой за счет перераспределения средств государственного бюджета в виде оплаты труда занятых в бюджетной сфере, а не развития производственного потенциала региона.

Несмотря на увеличение доходной части консолидированного бюджета Забайкальского края и незначительный рост его расходов (рис. 1), формируется значительный дефицит бюджета, который из краткосрочного трансформируется в долгосрочный.

млн р.

80000

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

j j ■ 11

■ 1

1 1 11

.

.

Госуда рстве н н ы й дол г, .

2014 2015 2016 2017 2018 гоАы

Рис. 1. Основные показатели консолидированного бюджета Забайкальского края* / Fig. 1. Main indicators of the consolidated budget of the Transbaikal Region

*Диаграмма составлена авторами статьи по данным об исполнении бюджета и долговой книги Забайкальского края за 2014-2018 гг.

В этой связи за анализируемый пери- рого власти региона вынуждены обращаться од отмечается значительный рост государ- в первую очередь к коммерческим кредитам ственного долга, для финансирования кото- и лишь с целью реструктуризации долга при-

бегают к бюджетным кредитам. Доходная часть консолидированного бюджета Забайкальского края в значительной степени формируется за счет налоговых доходов. Они составляют более 50 % объема всех доходов

консолидированного бюджета края, и за исследуемый период их доходообразующее значение усиливается, что вызвано снижением значения безвозмездных поступлений (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Структура доходов консолидированного бюджета Забайкальского края* / The income structure of the consolidated budget of the Transbaikal Region

Значение показателя по годам / Value of the indicator by year

2014 2015 2016 2017 2018

Наименование СП -__03 . .a Cl = ■E O) '4 СП ___eu . л Cl = ,D> en ___CD . .a Cl = Oî en __03 . л a. = Oî en -__03 . .a Cl = O)

показателя / Name of the indicator 1.1 I* "d S о CD m £ 1.6 s„§ I* -d ci" CD m £ 1.6 s„§ 1* -d ^ о a} m £ 1.6 1* ■d S о 03 m £ 1.6 I* "d о 03 m £

Доходы бюджета всего / Budget revenues 49,472 100 53,187 100 55,572 100 58,800 100 70,790 100

Налоговые доходы бюджета / Tax Revenues 28,988 58,6 31,460 59,1 36,025 64,8 38,481 65,4 33,046 46,7

Неналоговые доходы бюджета / Non-tax revenues 2,046 4,1 2,042 3,8 1,789 3,2 2,138 3,6 11,031 15,6

Безвозмездные поступления / Uncompensated receipts 18,437 37,3 19,685 37 17,757 32 18,180 30,9 26,712 3 7

*Таблица составлена авторами статьи по данным об исполнении бюджета Забайкальского края за 2014-2018 гг.

Названное обстоятельство положительно характеризует налоговый потенциал региона и свидетельствует о его высоком значении в формировании доходов и соответственно в финансировании расходных обязательств бюджета Забайкальского края. Однако анализ начислений и поступлений налогов и сборов в бюджет Забайкальского края свидетельствует о проблемах образования налогового потенциала: снижении социально-экономических показателей региона и социальной ответственности экономических субъектов и о не достаточно эффективной работе налоговых органов (табл. 2).

Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Забайкальского края приблизительно соответствует объему начисления налогов лишь в 2015 г В остальные годы анализируемого периода отмечается

превышение начисленных налогов над фактически собранными, что во многом зависит от низкого значения социально-экономических показателей характеризующих регион, невысокой налоговой и социальной ответственности экономических субъектов края и недостаточно результативной работы налоговых органов.

Анализ структуры поступлений налоговых доходов бюджета указывает на снижение удельного веса поступлений НДФЛ, что обусловлено вытеснением его налогом на прибыль организаций. Поступления по этим налогам изменились одинаковыми темпами, однако в противоположных направлениях (рис. 2, табл. 3). При этом рост поступлений налога на прибыль организаций связан с увеличением нормативов отчислений в консолидированный бюджет субъекта.

Таблица 2 / Table 2

Начисление и поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Забайкальского края*/ Accrual and receipt of taxes and fees in the consolidated budget of the Transbaikal Region

Показатель / Indicator Значение показателя по годам / Value of the indicator by year

2014 2015 2016 2017 2018

Начислено к уплате налогов по администрируемым доходам, млрд р. / Accrued tax on administrative income, billion rubles 39,461 32,175 34,701 29,221 38,154

Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, млрд р. / Received payments to the consolidated budget of the Russian Federation, billion rubles из них / of them: - в федеральный бюджет РФ, млрд р. / to the federal budget of the Russian Federation, billion rubles - в консолидированный бюджет субъекта РФ, млрд р. / to the consolidated budget of subject of the Russian Federation, billion rubles 28,378 2,272 26,106 32,231 3,790 28,441 32,481 0,165 32,316 34,556 -0,986 35,543 40,665 2,024 40,616

Задолженность по налогам и сборам, млрд р. / Debt taxes and fees, billion rubles 3,435 3,496 3,964 4,349 3,793

Задолженность по пеням и налоговым санкциям, млрд р. / Indebtedness on penalties and tax sanctions, billion rubles 1,393 1,346 1,831 1,848 1,464

Показатель собираемости налогов, % / Tax collection rate, % 72,0 100,1 94,0 118,2 106,5

*Таблица составлена авторами статьи по данным налоговых паспортов Забайкальского края за 2014-2018 гг.

Рис. 2. Соотношение удельного веса поступлений налогов на прибыль и доходы физических лиц* / Fig. 2. The ratio of the income taxes share on income and physical income

*Диаграмма составлена авторами статьи по данным налоговых паспортов Забайкальского края за 2014-2018 гг.

Таблица 3 / Table 3

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края* / The structure of tax revenues into the consolidated budget of the Transbaikal Region

Поступления налогов / Tax revenue Удельный вес показателя поступлений по годам, % / Proportion of income indicator by years, %

2014 2015 2016 2017 2018

Всего по администрируемым налоговым поступлениям в бюджет / Total for administered tax revenue to the budget 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Налога на доходы физических лиц / Personal income tax 59,8 55,6 51,4 50,2 51,6

Налога на прибыль организации / Corporate income tax 13,3 13,8 19,2 23,3 20,2

Акциза на пиво / Excise on beer 0,1 0,2 0,4 0,4 0,3

Налога на добычу полезных ископаемых / Mineral extraction tax 4,1 4,7 4,8 5,1 4,5

Сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов / Fees for the use of aquatic biological resources 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

*Таблица составлена авторами статьи по данным налоговых паспортов Забайкальского края за 2014-2018 гг.

Окончание табл. 3

Налога на имущество организаций / Corporate property tax 11,9 15,4 15,1 11,7 14,6

Транспортного налога / Transport tax 1,3 1,3 1,5 1,6 1,5

Налога на игорный бизнес / Gamblinq tax 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Налога на имущество физических лиц / Property tax for individuals 0,4 0,4 0,3 0,5 0,6

Земельного налога / Land tax Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности / Single tax on imputed income for certain types of activities 2,2 1,9 1,9 1,4 1,6 1,5 1,4 1,3 1,2

Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения / Single tax collected in connection with the application of the simplified tax system 4,3 4,0 3,7 3,7 3,7

Единого сельскохозяйственного налога / Single agricultural tax Налога взимаемого в связи с применением патентной системы / Tax collected in connection with the application of the patent system 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1

Остальных налогов и сборов / Other taxes and fees 0,5 0,7 0,7 0,6 0,49

Наибольший объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Забайкальского края приходится на отрасли сферы обслуживания: транспорт, государственное управление, социальное обеспечение. Значение отраслей реального сектора экономики в формировании налоговых доходов бюджета значительно ниже (табл. 4). Однако наблюдается рост удельного веса налоговых поступлений от предприятий добывающей промышленности и от предприятий, специа-

лизирующихся на производстве и распределении электроэнергии, а также организаций финансового сектора и операций с недвижимостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом наибольшая среднегодовая численность занятых отмечается по тем видам экономической деятельности, вклад которых в формирование доходов консолидированного бюджета субъекта незначителен (например, сельское хозяйство и добывающая промышленность).

Таблица 4 / Table 4

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края по видам экономической деятельности" / Tax revenues into the consolidated budget of the Transbaikal Region by type of economic activity

Виды экономической деятельности / Economic activity Удельный вес поступлений налогов в общей сумме доходов консолидированного бюджета по годам, % / The share of tax revenues in the total income of the consolidated budget by years, %

2014 2015 2016 2017 2018

Добыча полезных ископаемых / Mining 4,8 7,3 9,6 нет данных 4,8

Сельское хозяйство, лесное хозяйство / Agriculture, forestry, hunting, fishing, fish farming 0,2 0,7 0,6 0,4 0,5

Обрабатывающая промышленность / Processing productions 8,0 8,8 9,7 11,4 6,5

Строительная отрасть / Construction 6,2 5,7 5,7 7,5 5,1

Обеспечение электрической энергией / Provision of electric power 7,5 7,0 8,2 0,2 9,7

Водоснабжение, водоотведение / Water supply, water disposal 0,7 0,7

Торговля / Trade 10,0 8,6 9,1 8,7 8,6

Транспорт / Transport 21,7 24,6 25,2 24,0 21,0

Гостиничный бизнес и общественное питание / Hospitality and catering 0,7 0,6 0,5 0,5 0,6

Деятельность в области информации и связи / Information and communications activities нет данных нет данных нет данных 3,6 3,4

Окончание табл. 4

Виды экономической деятельности / Economic activity Удельный вес поступлений налогов в общей сумме доходов консолидированного бюджета по годам, % / The share of tax revenues in the total income of the consolidated budget by years, %

2014 2015 2016 2017 2018

Финансы и страхование / Financial and insurance activities 4,6 1,8 5,9 2,6 4,0

Научная деятельность / Professional, scientific and technical activities нет данных нет данных нет данных 3,6 5,1

Операции с недвижимым имуществом / Real estate activities нет данных нет данных нет данных 2,1 2,9

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги / Administrative and related supplementary services нет данных нет данных нет данных 1,2 1,2

Государственное управление и социальное обеспечение / Public administration and military security; social security 15,6 13,9 14,4 14,1 12,6

Образовательная деательность / Education 6,5 6,1 5,7 5,8 6,0

Здравоохранение и оказание социальных услуг / Health and social services activities 6,0 5,6 5,4 5,2 5,5

Культура, спорта, организации досуга и развлечений / Activities in the field of culture, sports, leisure and entertainment 1,5 0,9 1,3 0,8 0,9

Прочие виды услуг / Provision of other services 1,1 1,2 1,2 0,3 0,3

*Таблица составлена авторами статьи по данным налоговых паспортов Забайкальского края за 2014-2018 гг.

Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что современные методы оценки налогового потенциала не учитывают влияние ряда объективных факторов (прежде всего, специфики ВРД регионов), определяющих его значение и структуру. Существующие методики оценки налогового потенциала можно использовать лишь с внесением в них изменений, таких как поправочные коэффициенты, показатели прироста задолженности, а также пеней и штрафов, которые будут учитывать специ-

фику формирования налоговой базы территории.

Такой подход определения налогового потенциала региона, имеющего значительные проблемы формирования бюджета (Забайкальский край), позволит получать более точную и актуальную информацию о возможностях формирования доходов бюджета, обосновывать привлечение средств федерального бюджета для эффективного управления социально-экономическими процессами в крае.

Список литературы _

1. Андросова С. А. Оценка расходных обязательств и доходной части местных бюджетов в условиях ориентирования региональных программ развития экономики // Известия Орел ГТУ. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 68-73.

2. Волков А. А. Выработка методического подхода к оценке налогового потенциала отдельно взятого субъекта Российской Федерации на основе использования регрессивного анализа // Российское предпринимательство. 2012. Т. 13, № 5. С. 184-188.

3. Голубниченко М. В. Определение налогового потенциала Саратовской области для эффективного планирования поступлений в региональный бюджет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, № 4. С. 428-434.

4. Дьякова E. Б. Формирование и оценка налогового потенциала региона (на примере Волгоградской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоград, 2002. 32 с.

5. Екимова К. В., Савельева И. П., Федина E. В. О налоговом потенциале региона // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. Т. 10, № 2. С. 7-14.

6. Малецкий А. А. Анализ ресурсной базы налогообложения домашних хозяйств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 42-52.

7. Миронов А. А. Развитие методического инструментария оценки налогового потенциала регионов // Инновационное развитие экономики. 2011. № 1. С. 23-26.

8. Мишенина М. С., Максимова Л. В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер обеспечения экономической безопасности // Академический вестник. 2012. № 2. С. 239-241.

9. Попова Г. Л. Классификация формализованных методов оценки налогового потенциала // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 34. С. 44-55.

10. Пугачев А. А. Совершенствование налогового администрирования как элемент развития налогового потенциала региона // Социальные и гуманитарные знания. 2015. Т. 1, № 3. С. 180-189.

11. Табаева Т. В., Шинкаренко Л. И., Турукина Е. Ю. Совершенствование оценки налогового потенциала муниципальных образований // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 4. С. 137-148.

12. Шаманин В. И. Методика расчета налогового потенциала Астраханской области // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 99-107.

13. Barro S. M. State fiscal capacity: an assessment of measurement. Washington: SMB Economic Research, 1985. 237 p.

14. Bodin J.-P. Modernisation de l'administration fiscale dans les pays en développement : impact de la TVA // Revue d'économie du développement. 2012. Vol. 26. P. 83-103.

15. Haddow R. The politics of tax states in the Canadian provinces after the Golden Age // Canadian Journal of Political Science. 2016. Vol. 49, No. 1. P. 63-88.

References _

1. Androsova S. A. Izvestiya Orel GTU. Seriya: Sotsialno-ekonomicheskiye igumanitarnyye nauki (News of the Oryol State Technical University. Series: Socio-economic and humanities), 2009, no. 2, pp. 68-73.

2. Volkov A. A. Rossiyskoye predprinimatelstvo (Russian Journal of Entrepreneurship), 2012, vol. 13, no. 5, pp. 184-188.

3. Golubnichenko M. V. Izvestiya Saratovskogo universitetata. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Uprav-leniye. Pravo (News of the Saratov University. New series. Series: Economics. Control. Right), 2018, vol. 18, no. 4, pp. 428-434.

4. Dyakova E. B. Formirovaniye i otsenka nalogovogo potentsiala regiona (na primere Volgogradskoy oblasti): avtoref. dis.... kand. ekon. nauk: 08.00.05 (Formation and assessment of the tax potential of the region (on the example of the Volgograd region): abstract dis. ... cand. econ. sciences: 08.00.05). Volgograd, 2002. 32 p.

5. Yekimova K. V., Savelyeva I. P., Fedina E. V. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the South Ural State University), 2016, vol. 10, no. 2, pp. 7-14.

6. Maletsky A. A. Finansovaya analitika: problemyiresheniya (Financial analytics: problems and solutions), 2014, no. 2, pp. 42-52.

7. Mironov A. A. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki (Innovative development of the economy), 2011, no. 1, pp. 23-26.

8. Mishenina M. S., Maksimova L. V. Akademicheskiy vestnik (Academic Bulletin), 2012, no. 2, pp. 239-241.

9. Popova G. L. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika (Economic analysis: theory and practice), 2014, no. 34, pp. 44-55.

10. Pugachev A. A. Sotsialnyye i gumanitarnyye znaniya (Social and humanitarian knowledge), 2015, vol. 1, no. 3, pp. 180-189.

11. Tabaeva T. V., Shinkarenko L. I., Turukina E. Yu. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. Regional-noye prilozheniye (Modern high technology. Regional application), 2015, no. 4, pp. 137-148.

12. Shamanin V. I. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika (Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics), 2016, no. 2, pp. 99-107.

13. Barro S. M. State fiscal capacity: an assessment of measurement (State fiscal capacity: an assessment of measurement). Washington: SMB Economic Research, 1985. 237 p.

14. Bodin J.-P. Revue d'économie du développement (Revue d'économie du développement), 2012, vol. 26, pp. 83-103.

15. Haddow R. Canadian Journal of Political Science (Canadian Journal of Political Science), 2016, vol. 49, no. 1, pp. 63-88.

Коротко об авторах _

Баранова Ольга Александровна, канд. геогр. наук, доцент, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: институциональная экономика, управление социально-экономическими процессами территории 0a.09.12@mail.ru

Гонин Валерий Николаевич, канд. экон. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями; экономика региона; экономическая безопасность) vngonin@mail.ru

Briefly about the authors_

Olga Baranova, candidate of geographical sciences, associate professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: institutional economics, management of socio-economic processes of the territory

Gonin Valery, candidate of economic sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: Economics and popular management (innovation management; regional economy; economic security)

Образец цитирования_

Баранова О. А., Гонин В. Н. Особенности формирования налогового потенциала Забайкальского края// Вестник Забайкальского государственного университета 2020. Т. 26, № 3. С.

Baranova О., Gonin V. Features of the tax potential formation of the Transbaikal Region // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 3, pp.

Статья поступила в редакцию: 03.03.2020 г. Статья принята к публикации: 17.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.