УДК 339.1
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Н.Л. Рогалева, Э.Н. Климова, И.И. Пархутова
Дана характеристика торговых центров, выделены их особенности. Рассмотрены зарубежные и отечественные классификации торговых центров. Определены рыночные проблемы российских торговых центров. Сделаны попытки формирования потребительских предпочтений у общественности при выборе торгового центра.
Ключевые слова: торговые центры; классификация; торговые зоны; девелопер; ритейл-ры-нок; коммерческая деятельность; продовольственный ассортимент; непродовольственный ассортимент; типологизация.
N.L. Rogaleva, E.N. Klimova, I.I. Parkhutova. MODERN APPROACHES TO CLASSIFICATION OF SHOPPING CENTRES: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE
The article describes the characteristics of shopping centers and their features. Foreign and domestic classification of shopping centres is considered. Market problems of the Russian trading centers are identified. The attempts of the formation the consumer preferences in the choice of shopping centre are being made.
Keywords: shopping centers; classification; shopping areas; developer, retail market, commercial activities, food range, non-food assortment, typology.
Одной из примет постепенного становления отечественного сектора торговых центров (ТЦ) стало более четкое позиционирование новых объектов и их сегментирование в соответствии с целевой аудиторией, зоной охвата, акцентом на те или иные составляющие торгового центра, в результате возникла необходимость в разработке новой или адаптации к российским условиям уже существующей классификации торгово-развлекательных центров.
До сих пор в России не существует единого, всеми применяемого подхода к выделению различных типов торговых центров. По нашему мнению, из-за применения разных методик оценки рынка и классификации торговых центров трудно выстроить цельную картину, аналитики различных компаний представляют достаточно сильно разнящиеся данные.
Для отнесения торгового центра к тому или иному типу они анализируются с точки зрения следующих характеристик: месторасположение объекта; размеры торговых площадей (общая площадь торгового комплекса); размеры торговой зоны (зоны охвата); характеристики и состав арендаторов (в том числе профиль типичных якорных арендаторов); количество лет на рынке (в том числе известность на рынке); специфика продаваемых товаров.
Классификации не подлежат: объекты, используемые собственником одновременно
для своих производственных целей и сдачи в аренду без привлечения профессионального управления; объекты, находящиеся в процессе реконструкции; встроенные объекты, сочетающиеся с жилым фондом; объекты, на которые не оформлены правоустанавливающие документы.
Во-первых, и это самое главное, классификация ТЦ необходима для инвесторов, которые, как правило, четко знают, в центры какого типа они будут инвестировать. Во-вторых, классификация необходима для дизайнеров и консалтинговых компаний, которые будут принимать участие в разработке концепции центра, и для ритейлеров, у которых могут быть свои предпочтения к типу ТЦ. Классификация также необходима в связи с постоянно растущим числом разноформатных торговых комплексов.
Выработка классификатора становится все более важной по мере развития и становления рынка торговой недвижимости. По мнению ряда специалистов, отсутствие четкости в классификации и терминологии вносит недопонимание между участниками проекта, например между инвестором и девелопером. Вместо того чтобы перечислять каждый раз такие параметры, как зона обслуживания, якорные арендаторы и прочие, достаточно сказать: суперрегиональный торговый центр, чтобы всем стало понятно. Чтобы сделать хороший и выгодный проект, нужно понимать, какими бы-
вают торговые центры, а это невозможно, если один игрок говорит одно, другой - другое, а их собеседник представляет себе третье. Классификация нужна для того, чтобы все участники рынка говорили на одном языке. Неопределенность с критериями оценок приводит к торможению развития, к недоверию со стороны инвесторов, убыточным проектам или нереализованным возможностям.
До недавнего времени в Европе и США была распространена так называемая ступенчатая типология торговых комплексов [8]. Ключевым показателем этой классификации являлась значимость торгового центра с точки зрения масштаба обслуживаемой территории. Так, например, в Великобритании различали суперрегиональные, региональные и торговые центры округа (общины). В Швеции выделяли межрайонные центры, центры городского района, центры жилого района, микрорайонные центры (таблица).
Суть ступенчатой системы состояла в том, что каждый центр с большим охватом территории «перекрывает» функции, выполняемые торговыми центрами, рассчитанными на меньшую территорию. Районный торговый центр является местным для населения в пределах пешеходной доступности, но одновременно районным для больших территорий; региональный торговый центр можно считать местным для жителей деловой части города, но районным для населения более обширной зоны.
Однако в связи с увеличением числа личных автомобилей отношение к ступенчатой классификации было скорректировано. Опыт функционирования зарубежных торговых объектов свидетельствует о необходимости разработки новых вариантов размещения торговых центров. Теория приближения мелких магазинов к месту жительства себя не оправдала. Размещение предприятий современной торговой сети определяется не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Потребитель, особенно с ростом благосостояния, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина, где он может получить широкий ассортимент товаров (как промышленных, так и продовольственных), чем пользоваться
услугами хотя и приближенного к жилью, но мелкого магазина, где создать широкий ассортимент товаров невозможно.
Сегодня в мире используется несколько стандартов торговых объектов. В США участники ритейл-рынка опираются на классификацию, разработанную Urban Land Institute (ULI, США). В Европе чаще применяется классификация International Council of Shopping Centres (ICSC, Международного совета торговых центров). Каждая классификация имеет свои плюсы и минусы. Так, по мнению одних экспертов, стандарты ULI наиболее емко и четко характеризуют предмет классификации. Они базируются на таких основных характеристиках, как состав арендаторов, который, в свою очередь, зависит от портрета целевого потребителя и обусловливает размер торгового центра и масштаб его влияния (торговые зоны). Другие специалисты предпочитают классификацию ICSC, считая ее наиболее приемлемой для операторов розничной торговли, девелоперов и инвесторов торговых центров.
Попытки ввести аналогичную единую классификацию торговых комплексов в России предпринимались неоднократно. Так, в 2003 г. крупнейшие консультанты по торговой недвижимости Jones Lang LaSalle, Colliers International, Stiles & Riabokobylko и «Магазин магазинов» совместно с Российским советом по торговым центрам (РСТЦ) приняли решение о введении единой системы классификации объектов ритейла. Ориентиром для разработки такой системы для РСТЦ являются международные европейские стандарты. Однако до сих пор крупные компании - Colliers, C&W S&R, Noble Gibbons, JLL - стараются согласовать некие общие понятия. Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские консультанты в процессе классификации, - это типы и число якорных арендаторов, количество которых даже в настоящее время ограничено.
В результате до сих пор компании, работающие на российском рынке, пользуются классификацией и терминологией, принятой «материнской» или партнерской западной компанией, или той, которая кажется им наиболее верной.
Форматы шведских торговых комплексов
Тип торгового центра Основная клиентура, тыс. человек Торговая площадь, тыс. кв. м
Межрайонные центры (А) 150-400 30
Центры городского района (В) 50-120 12-30
Центры жилого района (С) 8-15 2,5-5
Микрорайонные центры (Б) 4-7 1,5
Noble Gibbons в ассоциации с американской компанией СВ Richard Ellis следует в своей практике классификации Международного совета торговых центров (IdSC). Она основана на таких критериях, как реальная торговая зона, размер торгового центра, тип якорных арендаторов, операторы и сервисы, возможные для данного ТЦ.
До недавнего времени компания Blackwood пользовалась общепринятой классификацией, разработанной ULI. Но в последнее время пришло понимание того, что данная классификация не совсем подходит для российского рынка торговой недвижимости.
Leeds Property Group пользуется классификацией торговых центров ULI, которая была переведена и адаптирована для использования в России. Необходимость адаптации вызвана особенностями развития российского рынка, например локальными факторами, определяющими специфику процесса создания и функционирования торговых центров в регионах России, а также наличием других особенностей. В России также слабо развит такой популярный на Западе формат торговли, как универмаг (department store). Основное отличие классификации ULI от других заключается в том, что в качестве основного параметра оценки принят не один из количественных (классификация ТЦ по площади: большой - средний - малый, площадь «от -до») и не один из качественных (классификация торговых центров, аналогичная классификации офисов по категориям А, В и С в зависимости от ценового сегмента, в котором работает ТЦ). Эти классификации уязвимы, так как не учитывают других важных характеристик и не дают однозначного понимания предмета.
Классификация ULI наиболее емко и четко характеризует предмет классификации. Она базируется на основных характеристиках: составе арендаторов, который, в свою очередь, зависит от портрета целевого потребителя и обусловливает размер торгового центра и масштаб его влияния (торговые зоны). Если мы говорим о региональном торговом центре, то понимаем, что имеется в виду торговый центр, который обеспечивает покупателей широким выбором товаров, одежды, товарами для дома, различными видами услуг, а также местами отдыха и развлечений. Площадь его обычно не менее 5 тыс. кв. м. Типичная для данной категории общая арендная площадь 45 тыс. кв. м, на практике она варьируется от 23 до 85 тыс. кв. м. Региональные центры предлагают услуги, характерные для деловых районов, но не такие разнообразные, как в суперрегиональном торговом центре. Торговая зона для регионального торгового
центра находится в пределах 30-40 мин. транспортной доступности, количество посетителей центра - 150 тыс. человек и более.
На основании трудов ULI нами разработана вполне вменяемая и работающая классификация торговых центров. Сами принципы классификации ULI были адаптированы к российским условиям. Разработанная на основе таких принципов классификация, на наш взгляд, наиболее правильная.
Но не все согласны с коллегами. ULI - организация, первоначальная задача которой - следить за использованием земли в целом. ICSC - это организация, занимающаяся вопросами торговых центров, и ее основное направление - розничная торговля и торговые центры в целом. Обе системы полезны, но функциональное назначение у них абсолютно разное. Поэтому информация ULI более полезна для специалистов, работающих в области городского планирования, а информация ICSC - для операторов розничной торговли, девелоперов и инвесторов торговых центров.
Специалисты же компании «Магазин магазинов» считают, что стандарты, используемые в мировой практике, имеют скорее теоретическое значение. Реально каждый центр должен иметь свою уникальную концепцию, так же как каждая торговая зона уникальна по социально-демографическим, географическим, культурным и иным факторам. И слепое копирование стандартов, без оглядки на особенности торговой зоны - ошибочно. К каждому центру они относятся индивидуально, исследуют ресурсы каждой площадки и предлагают наиболее эффективное ее использование. Форматы торговых объектов, которые могут возникнуть в каждом конкретном случае, в той или иной мере описываются и соответствуют стандартам ICSC и ULI, но в условиях российского рынка объекты могут обладать рядом специфических факторов, которые делают их не вполне сопоставимыми с западными торговыми центрами. Эти особенности продиктованы состоянием развития российского рынка.
Например, в основе классификации торговых предприятий, предлагаемой компанией «Русский проект», лежат следующие основные принципы: разделение торговых предприятий на продовольственные и непродовольственные; типологизация продовольственных торговых предприятий в первую очередь по таким параметрам, как размеры, ассортимент, цены; разделение непродовольственных торговых предприятий по целому ряду дополнительных параметров (например, монобрендовые магазины); выделение «синтетических» типов тор-
Продовольственный ассортимент
Классический супермаркет
Экономичный супермаркет
Непродовольственный ассортимент
Мастера категорий
J_^L
обувь
Рис. 1. Классификация современных торговых предприятий компании «Русский проект» [6]
говых предприятий, предлагающих покупателям широкий спектр как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
При определении различных форматов магазинов также выделяются: продовольственные магазины, торгующие по относительно низким ценам, на «экономичные супермаркеты» и «дискаунты»; магазины типа Convenience (удобный магазин); в отдельную категорию - магазины типа Drogery (магазин товаров первой необходимости).
Таким образом, «Русский проект» демонстрирует комплексный подход к типологиза-ции торговых объектов. На рис. 1 представлена
классификация разноформатных предприятий современной торговли, разработанная этой компанией.
В основу типологизации торговых форматов компании Cushman &Wakefield Stiles & Ri-abokobylko было заложено несколько основных принципов: показатели размера торгового предприятия и обслуживаемого населения; выделение магазинов, реализующих одежду, обувь и аксессуары в отдельную категорию; отсутствие подробного «дробления» торговых предприятий.
Данная типология, базирующаяся на подходах Urban Land Institute (США), весьма удобна и понятна. Однако, по нашему мнению, этот
Удобный магазин (Convenience)
-С Пример - Патэрсон
Общая площадь - 1,5-3 тыс. кв. м Средняя сдаваемая площадь - 2 тыс. кв. м
Основные арендаторы: супермаркет, магазины, отделы сферы услуг Обслуживаемое население - 3-40 тыс. человек Зона притяжения - 3-5 минут на транспорте
Рис. 2. Классификация современных торговых предприятий Cushman &Wakefield Stiles & Riabokobylko
перечень не очень четко структурирован и не дает представления обо всем спектре возможных форматов современных торговых объектов (рис. 2).
В своей классификации Urban Land Institute (ULI) выделяет [3]: основные типы торговых центров, опираясь на принцип охвата обслуживаемого населения; подтипы, каждый из которых имеет свою определенную, ярко выраженную специфику (рис. 3).
В нашей стране попытки создания единой! системы оценки принадлежности ТЦ к стандартному типу предпринимаются силами Российского совета торговых центров (РСТЦ) и крупнейших консалтинговых и управляющих компаний, работающих в России: Colliers International, Cushman & Wakefield/ Stiles & Riabokobylko, Jones Lang LaSalle, Astera Oncor, Becar Commercial Property и др.
Как показывает опыт, развитие торговых
70
ВЕстникРоссийского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №3(21)
ч_
ч_
Специализированный торговый центр (Speciality Shopping Center)
Фестивальный центр (Festival Center)
Торговый центр моды (Fashion center)
Торгово-развлекательный центр (Retail-entertainment Center)
Не включенные в классификацию
Дискаунт Центр (Off Price Center)
Аутлет-Центр (Outlet Center)
Рис. 3. Классификация торговых центров Urban Land Institute
центров в России существенно поднимает планку требований, предъявляемых к ним. Люди приходят провести время и отдохнуть, они изначально психологически настроены на комфорт и удобство. Причем требования к уровню комфортности торговых центров постоянно растут. У людей уже есть возможность выбора центра, и они ее используют: одни торговые центры переполнены, в других - скучающие продавцы [7].
Сегодня на западе по отношению к ТЦ специалисты все чаще используют термин «hybrid»: спектр предлагаемых ими услуг выходит далеко за понятие торговли. Залог успеха - создание уникального «микса» арендаторов, который бы позволил центру работать от 18 до 24 часов в сутки, чтобы каждый в любое время смог бы найти что-то для себя.
Очевидно, что направленность на покупателя - одна из главных характеристик зарубежных торговых комплексов, т.е. все делается исключительно для удобства покупателя. С
этой точки зрения любопытно отметить, что западное название «шоппинг-центр» намного ближе к покупателю, чем российское - «торговый центр». Шоппинг - это действие покупателя, а торговля - продавца. Конкуренция в сегодняшней экономике впечатлений заставляет подключать взаимоусиливающий эффект или эффект синергии досуга и шоппинга, и это один из главных ключей к успеху современного торгового центра [5].
Перед другими форматами эксплуатации торговой недвижимости торговые центры имеют ряд преимуществ: обеспечение широчайшего ассортимента товаров и услуг для потребителей; большой трафик потенциальных покупателей для арендаторов: концентрация многократно выше, чем в уличном пешеходном или транспортном потоке, т.е. готовность совершить покупку у посетителя значительно больше, чем у человека, проходящего либо проезжающего мимо отдельно стоящего мага-
зина (за трафик взимается высокая стоимость аренды); снижение коммерческих рисков для владельцев торговых центров, так как практически все площади в торговом центре сдаются в аренду и все риски, связанные с эффективностью торговых операций, ужесточением налогового законодательства, введением законодательных запретов и ограничений, лицензированием, проверками контролирующих органов и т.д., несут непосредственно арендаторы [4].
В отличие от торговых сетей и торговых зон, современные торговые центры представляют собой единые комплексы функционально и пространственно взаимосвязанных между собой предприятий торговли, сферы развлечений, общественного питания, бытового и других видов обслуживания.
Наибольшим успехом пользуются преимущественно концептуальные торговые центры, проектирование и зонирование которых было выполнено с учетом международных стандартов. Собственно зонирование можно определить как распределение пространства торгового комплекса.
Главный принцип при проведении этой работы - зонирование должно отвечать интересам основных групп потребителей: посетители должны легко ориентироваться в торговых центрах и чувствовать себя комфортно (для этого должны быть предусмотрены эскалаторы, парковка, лавочки, зона питания и т.д.); арендаторам необходимо обеспечение максимальной проходимости магазинов и, соответственно, увеличение объема продаж и прибыли; для собственника важно грамотное распределение потока потребителей, сокращение потерь площадей и отсутствие «мертвых зон», что помогает уменьшить срок окупаемости проекта и получить наибольшую прибыль.
Целостность торгового центра обеспечивается с помощью общественного торгового пространства, так называемого коммуникационно-рекреационного каркаса.
На наш взгляд, торговые центры имеет смысл рассматривать с нескольких точек зрения - покупателя, торгующей организации или арендатора и девелопера или владельца. Для каждой из этих категорий определение, назначение и функции ТЦ оказываются абсолютно разными, в то время как интересы этих групп тесно переплетены в рамках одного проекта.
Так, с точки зрения девелопера, торговые центры - это наиболее сложный и многокомпонентный вид коммерческой недвижимости, требующий большого количества специальных знаний именно в области торговой недвижимости. Специфика торговых центров, помимо
прочего, заключается в сильной зависимости доходности объекта от текущего маркетинга, от ежедневных усилий по раскрутке, поддержанию на должном уровне популярности и посещаемости комплекса. Дело в том, что отечественное законодательство позволяет арендатору торговой площади расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Это значит, что если ТЦ покажется арендатору плохим -в нем, к примеру, мало покупателей, слабое управление или низкий доход, - то он может покинуть комплекс. И заключенные договоры, строго говоря, ничего не гарантируют владельцу в случае, если арендатор начинает терпеть убытки [2].
С точки зрения коммерческой организации, торговые центры - это некое спланированное торговое пространство, где концентрация потенциальных покупателей многократно выше, чем в уличном пешеходном или транспортном потоке. То есть готовность совершить покупку у посетителя торговых центров значительно больше, чем у человека, проходящего либо проезжающего мимо отдельно стоящего магазина. Поэтому в большинстве случаев в торговых центрах более эффективно работают витрины, выше уровень продаж и, следовательно, выше ставки аренды. Говоря о преимуществах торговых комплексов, необходимо добавить, что здесь минимальна потребность в аренде подсобных площадей: зачастую все арендуемое пространство является торговым. А это вновь приводит к повышению дохода с «квадрата» арендуемой площади. По нашему мнению, важнейшим преимуществом торговых центров является также и то обстоятельство, что большое количество магазинов, компактно расположенных в одном месте, притягивает значительный потребительский поток, что, в свою очередь, способствует увеличению количества посетителей каждого магазина в составе торгового комплекса.
И, наконец, для покупателя современный торговый центр - это искусственно созданная среда для отдыха, шоппинга, разнообразных развлечений, досуга, общения, вообще времяпрепровождения. Очевидно, что и на Западе, и в России торговые центры эволюционируют именно в этом направлении - все более значимыми становятся комфортность объекта, разнообразие развлекательной части, креативный стиль управления - все это позволяет человеку получить как можно больше положительных эмоций в результате посещения торгового центра.
Таким образом, торговые центры занимаются продажей товаров повседневного спроса и длительного пользования, одежды, украше-
ний, мебели, товаров для дома; предоставляют бытовые и персональные услуги.
При этом любое количество сгруппированных на едином пространстве магазинов без заранее предусмотренного торгового плана не может быть определено как торговый центр, так как торговому центру нужны заранее определенные (спланированные) характерные черты и прежде всего - разработанная планировка и единое управление.
Следовательно, на наш взгляд, основными характерными чертами торгового центра, отличающими его от розничных торговых предприятий других форматов, являются: единое архитектурное решение здания или комплекса зданий, предоставляющее места для торговых операторов и управляемое как единый объект так, как это выгодно последним. Торговый центр - это не смешанное незапланированное собрание отдельно стоящих или прилегающих друг к другу коммерческих структур, а продуманная структура, единый участок, соответствующий типу центра, в котором есть рыночная потребность. Участок может иметь возможности расширения для строительства и парковки в случае необходимости; легкодоступное расположение внутри торговой зоны с удобным входом и выходом для транспортного и пешеходного потоков; достаточное количество парковочных мест на данном участке, сообразное спросу на них, порождаемому торговым объектом. Установленный минимум - 30-35 машиномест на 1 тыс. кв. м торговой площади. Парковка должна быть расположена оптимально для пешеходов с точки зрения расстояния до входа в центр или в один из отдельных магазинов [3]; торговый комплекс должен иметь возможности доставки товаров, отделяемых от покупательских потоков; улучшение участка, к примеру: создание ландшафта и вывесок, позволяющих создать требуемую привлекательную и безопасную среду для покупателей; сочетание арендаторов, обеспечивающее торговое взаимодействие между магазинами, максимально возможный ассортимент и объем товаров, подходящий для данной торговой зоны; приемлемое и удобное окружение, создающее атмосферу, способствующую совершению покупок [3]; эффективная планировка торговой зоны с удобным входом и выходом для транспортного и пешеходного потоков; привлекательное, комфортное окружение торговых точек (интерьер, зоны отдыха, развлечений и общественного питания), создающее атмосферу, способствующую совершению покупок; наличие зоны сервиса/ресепшена, сервисные услуги
(например, доставка товаров и т.п.); единый имидж торгового центра.
Эти характеристики не присущи обычному коммерческому объекту. Важная особенность торговых центров состоит в том, что они создают единый, всеобъемлющий имидж для каждого торгового оператора посредством централизованного управления и владения, а также то, что владелец и арендатор совместно занимаются развитием центра.
В России многие современные торговые центры не вписываются в строгие рамки принятых классификаций. Отечественные и западные специалисты находят здесь и положительные моменты, так как это позволяет бороться с одной из главных проблем всех ТЦ нашего времени, а именно: стандартизацией и однотипностью. Сетевые проекты, созданные одними и теми же девелоперами, консультантами, архитекторами и находящиеся под контролем одних и тех же управляющих компаний, разочаровывают ожидания российского потребителя, падкого до всего нового. Отечественный потребитель вместо качественной, но стандартной модели торгового центра предпочтет его оригинального конкурента. Крупнейшие девелоперы выбирают путь адаптации, учитывая в своей деятельности такие факторы, как: специфика целевой аудитории; климат в данной местности; исторические и культурные особенности страны или города и др.
Список литературы
1. Бубенцова П. На языке стандартов // Новости торговли. 2006. 7 февр.
2. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб., 2002.
3. Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. М.: Юнион-Стандарт Консалтинг, 2008. 416 с.
4. Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля / пер. с фр. Б. П. Нарумова; общ. ред. В.С. Загаш-вили. М.: Прогресс, 1993. 191 с.
5. Официальный сайт делового портала Новосибирска и Новосибирской области. URL: http://www.newsib.ru.
6. Официальный сайт Международного совета торговых центров (ICSC). URL: http://www. icsc.org.
7. Стальная В. Место и роль индустрии развлечений в мировой и отечественной сфере услуг // Общество и экономика. 2009. № 1.
8. Филимоненко И., Худоногов А. Технология исследования конкурентов на рынке потребительской продукции предварительного выбора // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 2. С. 64-76.
РОГАЛЕВА Надежда Леонидовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли. Камчатский филиал Российского университета кооперации. Россия. Петропавловск-Камчатский. E-mail: i.i.parhutova@rucoop.ru
КЛИМОВА Эльвира Николаевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры сервиса и организации коммерческой деятельности. Новосибирский государственный университет экономики и управления. Россия. Новосибирск. E-mail: i.i.parhutova@rucoop. ru
ПАРХУТОВА Инга Ильдусовна - кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и сервиса. Камчатский филиал Российского университета кооперации. Россия. Петропавловск-Камчатский. E-mail: i.i.parhutova@rucoop.ru
ROGALEVA, Nadezhda Leonidovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commerce and Technology Trade. Kamchatka branch of the Russian University of Cooperation. Russia. Petropavlovsk-Kamchatsky. E-mail: i.i.parhutova@rucoop.ru
KLIMOVA, Elvira Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Senior Teacher of the Department of Service and Organization of Commercial Activity. Novosibirsk state, University of Economics and Management. Russia. Novosibirsk. E-mail: i.i.parhutova@rucoop.ru
PARKHUTOVA, Inga Ildusovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technology and Service. Kamchatka branch of the Russian University of Cooperation. Russia. Petropavlovsk-Kamchatsky. E-mail: i.i.parhutova@rucoop.ru
УДК 658.15
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Н.В. Таланова, Н.В. Алексеева
Посвящено исследованию вопроса взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии управления организацией как главного направления, способствующего дальнейшему развитию предприятия, и ориентировано на необходимость разработки различных вариантов их взаимодействия с учетом современной действительности.
Ключевые слова: стратегия управления персоналом; стратегия управления организацией; типы стратегий; стратегические решения; составляющие стратегии; синергический эффект.
N.V. Та1апоуа, N.V. Alekseeva. INTERRELATION BETWEEN ORGANISATION MANAGEMENT STRATEGY AND HUMAN RESOURCES MANAGEMENT STRATEGY
The article is devoted to research of the question of interaction of human resources management strategy and organization management strategy as the main direction promoting further development of the enterprise. The article also focuses on need of development of various options of their interaction taking into account modern reality.
Keywords: human resources management strategy; organization management strategy; types of strategies; strategic decisions; components of the strategy; synergistic effect.
В условиях резкого возрастания нестабильности «внешней среды» и связанной с этим неопределенности современным инструментом развития предприятия становится разработка и выбор соответствующей стратегии управления, которая приведет к длительной жизнеспособности предприятия в изменяющихся условиях.
Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в
организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом свои цели.
Стержнем стратегического управления организацией выступает система стратегий, включающая и стратегию управления персоналом, представляющую собой приоритетное направление, разработанное руководством организации, направленное на формирование