УДК 316.77 DOI 10.23683/0321-3056-2019-3-13-16
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
© 2019 г. Т.М. Кумпилов а
а Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
Кумпилов Тагир Маратович -аспирант, кафедра философии и социологии, Адыгейский государственный университет, ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Россия.
E-mail: tagir-kumpilov@mail.ru
Рассматриваются терминологические и методологические вопросы исследования социальных медиа. Отмечается, что в современном обществе социальные медиа не только изменили характер и структуру коммуникаций, но и трансформировали институциональную структуру общества, породив такое масштабное явление, как медиатизация социальной жизни. В исследовательской литературе выделяются институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу социальных медиа.
Институциональный подход рассматривает процессы социокультурных и социоструктурных трансформаций под воздействием социальных медиа. В социально-конструктивистском направлении исследуется то, как новые медиа влияют на принципы формирования картины мира потребляющими медиа-контент субъектами, на конструирование ими своей идентичности. В работах российских и зарубежных ученых анализируются технологические, социокультурные и коммуникативные аспекты влияния социальных медиа на жизнь общества.
Ключевые слова: социальные медиа, медиатизация, медиаконтент, социальный конструктивизм, институциональный подход, социальные коммуникации.
Современный этап общественного развития характеризуется интенсивным проникновением информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни социума. На начало 2019 г. в мире насчитывается 5,11 млрд уникальных мобильных пользователей, а в социальных сетях зарегистрировано 3,48 млрд чел. (по сравнению с предыдущим годом последний показатель вырос на 9 %) [1]. Повсеместное проникновение цифрового мира в жизнь людей уже продолжительное время изучается и описывается учеными.
В научной литературе активно обсуждается такое явление, как медиатизация общества. Оно характеризуется важнейшей ролью социальных медиа в процессе взаимодействия широких масс, конструирования их идентичности, формирования оценок и восприятия ими вопросов социально-экономической и политической жизни [2]. Новые медиа формируют широкую информационно-коммуникативную систему социальных взаимодействий современного общества.
Вопросы терминологии. В современной литературе не выработано единого определения
социальных медиа (social media). В данном тематическом поле также часто используют понятие новые медиа (new media), цифровые или ди-джитал (digital) медиа, современные медиа. Кратко рассмотрим распространенные трактовки данных терминов.
Понятие новых медиа появилось в начале 90-х гг. прошлого века в американской литературе и трактовалось как коммуникативная практика, возникшая на базе новых цифровых технологий (компьютерный софт, интернет, мультимедиа, видеоигры, спутниковое телевидение и
пр.) [3].
С другой стороны, цифровые медиа ряд авторов толкуют как «любой медиа-контент, сгенерированный при помощи цифровых средств (цифровые тексты, цифровая звукозапись, цифровое видео). Проводником к созданию и тиражированию цифрового медиа-контента всегда выступает техническое устройство» [4].
Термин «социальные медиа» стал широко использоваться последнее десятилетие с распространением новых цифровых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлай-
новые социальные сети, видеохостинги, и т.д.) [5]. Такое разнообразие дает возможность потребителям генерировать и обмениваться ме-диаконтентом [6]. Особенность данного феномена, когда медиапродукт создается потребителем медиапродукции, Э. Тофлер назвал прось-юмеризмом [7].
Можно выделить два подхода к осмыслению феномена новых медиа. В первом случае акцент делается на технологических аспектах производства информационно-коммуникативного контента [8, 9]. Во втором - социальные медиа уже не интерпретируются только как технологическая площадка для общения и обмена информации, но встроены в структуру современного общества в качестве полноценного социального института [10, 11].
А.Н. Чумиков понимает под социальными медиа любые проекты, функционирующие на интернет платформе web 2.0, контент которых формируют сами пользователи. В качестве площадок производства медиаконтента выступают онлайновые социальные сети, форумы, блоки, интернет-сайты, подкасты, видеохостинги, Wiki и другие онлайновые и мобильные продукты [12].
Необходимо также уточнить, что собой подразумевают социальные сети, которые составляют основу современных социальных медиа, но не идентичны им. L. Safio и D.K. Brake отмечают, что социальные сети являются компонентом социальных медиа [13]. P. Graham утверждает, что социальные сети - это все, что позволяет пользователям участвовать, создавать и делиться контентом [14]. А. Kaplan и М. Haenlein выделяют следующие социальные сети: блоги, контент-сообщества, сайты социальных сетей, виртуальные игровые миры и виртуальные социальные миры. Социальные сети также включают форумы, рейтинги, обзоры, сайты социальных сетей, сайты микроблог-гинга, подкасты и видео-ролики, а также сайты обмена фотографиями [6].
В последние годы функциональность социальных сетей широко использовалась в мобильных приложениях. Это больше не уникальная функция сети. Смартфоны становятся наиболее важными социальными медиа-устройствами.
Специфика социальных медиа. Главное отличие традиционных информационно-коммуникационных площадок от новых медиа (куда входят и социальные медиа) - субъект производства медиаконтента. В первом случае медиа производят люди, для которых эта деятельность является профессией, во втором слу-
чае - не специалистами, а каждым желающим пользователем. Кроме того, инфраструктура медиапроизводства в традиционном подходе контролируется частными и/или государственными компаниями, тогда как инструменты социальных медиа доступны любому пользователю интернета.
О. Стинс и Д. Ван Фухт наиболее важными различиями новых и старых медиа считают то, что новые медиа быстрее, они открытые, имеют пользователей, традиционные - публику; новые -кратки, старые - многословны; новые - делают упор на «картинке», старые - на тексте; новые -активны, традиционные - пассивны; новые -дают возможность потребителю производить контент, традиционные такой возможности не предоставляли [15].
Чэнь Ди предлагает еще набор спецификаторов, маркирующих традиционные и новые медиа. Последние отличаются досягаемостью, т.е. возможностью обратиться к глобальной аудитории; доступностью, что подразумевает отсутствие необходимости больших вложений; простотой, когда любой пользователь без профессионального образования может стать ньюсмейкером; мобильностью, когда сообщения транслируются практически мгновенно; гибкостью, когда сетевой контент может быть изменен в любое время посредством редактирования или комментирования [16].
Социокультурные эффекты социальных медиа. Системное воздействие новых медиа на жизнь социума фиксируется в теориях медиатизации. В них делается акцент на том, как медиа формируют социальное взаимодействие и конструируют «коммуникативные конфигурации» [17] или как логика медиа влияет на функционирование других институтов, таких как религия или политика [18]. Более того, ряд ученых указывают, что интенсивное проникновение новых медиа во все общественные сферы становится спецификой позднемодернового общества. Ф. Кротц трактует медиатизацию как «глобальный паттерн, подобный индивидуализации, глобализации и коммерциализации» [19].
Специалисты также выделяют институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу процессов медиатизации [20]. Институциональный подход рассматривает медиатизацию как социальный процесс, который «стимулируется как развитием средств массовой информации, так и динамикой множества других институтов, в которых социальные агенты
пытаются использовать ресурсы СМИ для своих собственных целей» [21]. Кроме того, здесь анализируются процессы социальных и культурных трансформаций под воздействием медиа. В социально-конструктивистском подходе исследуется то, как новые медиа влияют на принципы формирования картины мира потребляющими медиа-контент субъектами [22], на конструирование ими своей идентичности [23].
В данном контексте исследования социальные медиа либо включены в общую проблематику медиатизации, либо становятся предметом специального изучения. В частности, широко обсуждаются позитивные и негативные эффекты от коммуникаций в социальных сетях. С одной стороны, социальные сети и онлайн-сервисы с пользовательским контентом (например, Facebook, Twitter, YouTube) сделали доступным огромное количество информации. Социальным медиа приписывают потенциал восстановления доверия, предлагаются новые возможности для участия в общественной и политической жизни [24]. С другой стороны, социальные медиа становятся источником дезинформации, фейковых новостей. Растет явление онлайн-невежливости, которое сделало среду сайтов социальных сетей враждебной для многих пользователей. Кроме того, огромный объем потоков социальных данных генерирует существенный шум. Важные события затем могут быть идентифицированы как всплески активности, в то время как значение события и его последствия могут быть расшифрованы путем отслеживания изменений в содержании и общественного мнения [25, 26].
Таким образом, социальные медиа не только изменили характер и структуру коммуникаций, но и трансформировали институциональную структуру современного общества, породив такое масштабное и всепроникающее явление, как медиатизация социальной жизни. Выделяют институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу процессов медиатизации в целом и функционированию социальных медиа в частности. В различных исследованиях анализируются технологические, социокультурные и коммуникативные аспекты влияния социальных медиа на жизнь людей.
Литература
1. Статистика интернета и соцсетей 2018-2019 в мире и в России. URL: https://www.web-canape.ru/
business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 11.05.2019).
2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. М. : Гиперборея; Кучково поле, 2007. 462 с.
3. Деникин А.А. Критика подходов к исследованию практик новых медиа // Наука телевидения. 2014. № 11. С. 259-277.
4. Лисенкова А.А., Мельнакова А.Ю. Цифровые медиа как зеркало современной культуры // Научное обозрение. 2018. № 1.
5. Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнес-коммуникации // Диалогические коммуникации в бизнесе : материалы интернет-конф. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33378753/ (дата обращения: 11.05.2019).
6. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite challenges and opportunities of social media // Business Horizons. 2010. № 53 (1).
7. Дорощук Е. С. Социальные медиа как инструмент диалога культур // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. 2017. № 2 (24). URL: https:// cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnye-media-kak-instrument-dialoga-kultur (дата обращения: 11.05.2019).
8. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и ме-диапланирование. Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
9. Gillin P. The New Influencers: A Marketer's Guide to the New Social Media. Fresno: Quill Driver Books, 2007.
10. Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Московского ун-та. Серия 10 : Журналистика. 2016. № 6.
11. Дукин Р.А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2015. № 4 (40).
12. Чумиков А. Н. Медиарилейшнз : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Аспект-Пресс, 2014.
13. Safio L., Brake D. K. The social media bible: tactics, tools, and strategies for business success. Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2009. XVIII.
14. Graham P. Web 2.0 and Why? November, 2005. URL: http://www.paulgraham.com/web20.html (accessed 11.12.2013).
15. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа / пер. с англ. Н. Бергер // Вестн. ВолГУ. Серия 8. 2008. Вып. 7.
16. Чэнь Д. Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестн. СПбГУ. Серия 9. 2012. Вып. 3.
17. Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations: The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Commu-
nication. Handbooks of Communication Science. K. Lundby (ed.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. Vol. 21.
18. Hjarvard S. Doing the Right Thing: Media and Communication Studies in a Mediatized World // Nor-dicom Review. 2012. № 33.
19. Гришаева Е. И. Возможности и границы применения теории медиатизации к исследованию религии в публичном пространстве: опыт Скандинавских стран // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2018. № 1.
20. Hepp А., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the Interplay between Media, Culture and Society // Media, Culture & Society. 2015. № 18.
21. Hjarvard S. Mediatization and cultural and social change: an institutional perspective // Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science. K. Lundby (ed.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. Vol. 21.
22. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge: Polit, 2013.
23. Kim B., Kim H. Y. Growing as Social Beings: How Social Media Use for College Sports Is Associated with College Students' Group Identity and Collective Self-esteem // Computers in Human Behavior. 2019. № 18.
24. Angelo A.L., Bonelli F., Paglieri T., Reggiani F.S. Civility and trust in social media // Journal of Economic Behavior & Organization. 2019. № 160.
25. Kavanaugh A.L., Fox E.A., Sheetz S. D., Yang S., Li T.L, Shoemaker D. J., Natsev A., Xie L. Social media use by government: from the routine to the critical // Government Information Quarterly. 2012. № 29 (4).
26. Leea G.Y., Kwakb H. An Open Government Maturity Model for social media-based public engagement // Government Information Quarterly. 2012. № 29 (4).
Поступила в редакцию 14 июня 2019 г.