Научная статья на тему 'Современные подходы к исследованию социальных медиа'

Современные подходы к исследованию социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1089
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МЕДИАТИЗАЦИЯ / МЕДИАКОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL MEDIA / MEDIATIZATION / MEDIA CONTENT / SOCIAL CONSTRUCTIVISM / INSTITUTIONAL APPROACH / SOCIAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кумпилов Тагир Маратович

Рассматриваются терминологические и методологические вопросы исследования социальных медиа. Отмечается, что в современном обществе социальные медиа не только изменили характер и структуру коммуникаций, но и трансформировали институциональную структуру общества, породив такое масштабное явление, как медиатизация социальной жизни. В исследовательской литературе выделяются институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу социальных медиа. Институциональный подход рассматривает процессы социокультурных и социоструктурных трансформаций под воздействием социальных медиа. В социально-конструктивистском направлении исследуется то, как новые медиа влияют на принципы формирования картины мира потребляющими медиа-контент субъектами, на конструирование ими своей идентичности. В работах российских и зарубежных ученых анализируются технологические, социокультурные и коммуникативные аспекты влияния социальных медиа на жизнь общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO A RESEARCH OF SOCIAL MEDIA

In article terminological and methodological questions of a research of social media are considered. It is noted that in the modern society social media not only changed character and structure of communications, but also transformed institutional structure of society, having generated such scale phenomenon as mediatization of social life. In research literature institutional and social and constructivist approaches to the analysis of social media are allocated. Institutional approach considers processes of sociocultural and the sotsiostructural transformations under the influence of social media. In the social and constructivist direction the way new media affect the principles of formation of a picture of the world by the subjects consuming media content, on constructioning of the identity by them is investigated. In works of Russian and foreign scientists technological, sociocultural and communicative aspects of influence of social media on life of society are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к исследованию социальных медиа»

УДК 316.77 DOI 10.23683/0321-3056-2019-3-13-16

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

© 2019 г. Т.М. Кумпилов а

а Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

Кумпилов Тагир Маратович -аспирант, кафедра философии и социологии, Адыгейский государственный университет, ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Россия.

E-mail: tagir-kumpilov@mail.ru

Рассматриваются терминологические и методологические вопросы исследования социальных медиа. Отмечается, что в современном обществе социальные медиа не только изменили характер и структуру коммуникаций, но и трансформировали институциональную структуру общества, породив такое масштабное явление, как медиатизация социальной жизни. В исследовательской литературе выделяются институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу социальных медиа.

Институциональный подход рассматривает процессы социокультурных и социоструктурных трансформаций под воздействием социальных медиа. В социально-конструктивистском направлении исследуется то, как новые медиа влияют на принципы формирования картины мира потребляющими медиа-контент субъектами, на конструирование ими своей идентичности. В работах российских и зарубежных ученых анализируются технологические, социокультурные и коммуникативные аспекты влияния социальных медиа на жизнь общества.

Ключевые слова: социальные медиа, медиатизация, медиаконтент, социальный конструктивизм, институциональный подход, социальные коммуникации.

Современный этап общественного развития характеризуется интенсивным проникновением информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни социума. На начало 2019 г. в мире насчитывается 5,11 млрд уникальных мобильных пользователей, а в социальных сетях зарегистрировано 3,48 млрд чел. (по сравнению с предыдущим годом последний показатель вырос на 9 %) [1]. Повсеместное проникновение цифрового мира в жизнь людей уже продолжительное время изучается и описывается учеными.

В научной литературе активно обсуждается такое явление, как медиатизация общества. Оно характеризуется важнейшей ролью социальных медиа в процессе взаимодействия широких масс, конструирования их идентичности, формирования оценок и восприятия ими вопросов социально-экономической и политической жизни [2]. Новые медиа формируют широкую информационно-коммуникативную систему социальных взаимодействий современного общества.

Вопросы терминологии. В современной литературе не выработано единого определения

социальных медиа (social media). В данном тематическом поле также часто используют понятие новые медиа (new media), цифровые или ди-джитал (digital) медиа, современные медиа. Кратко рассмотрим распространенные трактовки данных терминов.

Понятие новых медиа появилось в начале 90-х гг. прошлого века в американской литературе и трактовалось как коммуникативная практика, возникшая на базе новых цифровых технологий (компьютерный софт, интернет, мультимедиа, видеоигры, спутниковое телевидение и

пр.) [3].

С другой стороны, цифровые медиа ряд авторов толкуют как «любой медиа-контент, сгенерированный при помощи цифровых средств (цифровые тексты, цифровая звукозапись, цифровое видео). Проводником к созданию и тиражированию цифрового медиа-контента всегда выступает техническое устройство» [4].

Термин «социальные медиа» стал широко использоваться последнее десятилетие с распространением новых цифровых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлай-

новые социальные сети, видеохостинги, и т.д.) [5]. Такое разнообразие дает возможность потребителям генерировать и обмениваться ме-диаконтентом [6]. Особенность данного феномена, когда медиапродукт создается потребителем медиапродукции, Э. Тофлер назвал прось-юмеризмом [7].

Можно выделить два подхода к осмыслению феномена новых медиа. В первом случае акцент делается на технологических аспектах производства информационно-коммуникативного контента [8, 9]. Во втором - социальные медиа уже не интерпретируются только как технологическая площадка для общения и обмена информации, но встроены в структуру современного общества в качестве полноценного социального института [10, 11].

А.Н. Чумиков понимает под социальными медиа любые проекты, функционирующие на интернет платформе web 2.0, контент которых формируют сами пользователи. В качестве площадок производства медиаконтента выступают онлайновые социальные сети, форумы, блоки, интернет-сайты, подкасты, видеохостинги, Wiki и другие онлайновые и мобильные продукты [12].

Необходимо также уточнить, что собой подразумевают социальные сети, которые составляют основу современных социальных медиа, но не идентичны им. L. Safio и D.K. Brake отмечают, что социальные сети являются компонентом социальных медиа [13]. P. Graham утверждает, что социальные сети - это все, что позволяет пользователям участвовать, создавать и делиться контентом [14]. А. Kaplan и М. Haenlein выделяют следующие социальные сети: блоги, контент-сообщества, сайты социальных сетей, виртуальные игровые миры и виртуальные социальные миры. Социальные сети также включают форумы, рейтинги, обзоры, сайты социальных сетей, сайты микроблог-гинга, подкасты и видео-ролики, а также сайты обмена фотографиями [6].

В последние годы функциональность социальных сетей широко использовалась в мобильных приложениях. Это больше не уникальная функция сети. Смартфоны становятся наиболее важными социальными медиа-устройствами.

Специфика социальных медиа. Главное отличие традиционных информационно-коммуникационных площадок от новых медиа (куда входят и социальные медиа) - субъект производства медиаконтента. В первом случае медиа производят люди, для которых эта деятельность является профессией, во втором слу-

чае - не специалистами, а каждым желающим пользователем. Кроме того, инфраструктура медиапроизводства в традиционном подходе контролируется частными и/или государственными компаниями, тогда как инструменты социальных медиа доступны любому пользователю интернета.

О. Стинс и Д. Ван Фухт наиболее важными различиями новых и старых медиа считают то, что новые медиа быстрее, они открытые, имеют пользователей, традиционные - публику; новые -кратки, старые - многословны; новые - делают упор на «картинке», старые - на тексте; новые -активны, традиционные - пассивны; новые -дают возможность потребителю производить контент, традиционные такой возможности не предоставляли [15].

Чэнь Ди предлагает еще набор спецификаторов, маркирующих традиционные и новые медиа. Последние отличаются досягаемостью, т.е. возможностью обратиться к глобальной аудитории; доступностью, что подразумевает отсутствие необходимости больших вложений; простотой, когда любой пользователь без профессионального образования может стать ньюсмейкером; мобильностью, когда сообщения транслируются практически мгновенно; гибкостью, когда сетевой контент может быть изменен в любое время посредством редактирования или комментирования [16].

Социокультурные эффекты социальных медиа. Системное воздействие новых медиа на жизнь социума фиксируется в теориях медиатизации. В них делается акцент на том, как медиа формируют социальное взаимодействие и конструируют «коммуникативные конфигурации» [17] или как логика медиа влияет на функционирование других институтов, таких как религия или политика [18]. Более того, ряд ученых указывают, что интенсивное проникновение новых медиа во все общественные сферы становится спецификой позднемодернового общества. Ф. Кротц трактует медиатизацию как «глобальный паттерн, подобный индивидуализации, глобализации и коммерциализации» [19].

Специалисты также выделяют институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу процессов медиатизации [20]. Институциональный подход рассматривает медиатизацию как социальный процесс, который «стимулируется как развитием средств массовой информации, так и динамикой множества других институтов, в которых социальные агенты

пытаются использовать ресурсы СМИ для своих собственных целей» [21]. Кроме того, здесь анализируются процессы социальных и культурных трансформаций под воздействием медиа. В социально-конструктивистском подходе исследуется то, как новые медиа влияют на принципы формирования картины мира потребляющими медиа-контент субъектами [22], на конструирование ими своей идентичности [23].

В данном контексте исследования социальные медиа либо включены в общую проблематику медиатизации, либо становятся предметом специального изучения. В частности, широко обсуждаются позитивные и негативные эффекты от коммуникаций в социальных сетях. С одной стороны, социальные сети и онлайн-сервисы с пользовательским контентом (например, Facebook, Twitter, YouTube) сделали доступным огромное количество информации. Социальным медиа приписывают потенциал восстановления доверия, предлагаются новые возможности для участия в общественной и политической жизни [24]. С другой стороны, социальные медиа становятся источником дезинформации, фейковых новостей. Растет явление онлайн-невежливости, которое сделало среду сайтов социальных сетей враждебной для многих пользователей. Кроме того, огромный объем потоков социальных данных генерирует существенный шум. Важные события затем могут быть идентифицированы как всплески активности, в то время как значение события и его последствия могут быть расшифрованы путем отслеживания изменений в содержании и общественного мнения [25, 26].

Таким образом, социальные медиа не только изменили характер и структуру коммуникаций, но и трансформировали институциональную структуру современного общества, породив такое масштабное и всепроникающее явление, как медиатизация социальной жизни. Выделяют институциональный и социально-конструктивистский подходы к анализу процессов медиатизации в целом и функционированию социальных медиа в частности. В различных исследованиях анализируются технологические, социокультурные и коммуникативные аспекты влияния социальных медиа на жизнь людей.

Литература

1. Статистика интернета и соцсетей 2018-2019 в мире и в России. URL: https://www.web-canape.ru/

business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 11.05.2019).

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. М. : Гиперборея; Кучково поле, 2007. 462 с.

3. Деникин А.А. Критика подходов к исследованию практик новых медиа // Наука телевидения. 2014. № 11. С. 259-277.

4. Лисенкова А.А., Мельнакова А.Ю. Цифровые медиа как зеркало современной культуры // Научное обозрение. 2018. № 1.

5. Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнес-коммуникации // Диалогические коммуникации в бизнесе : материалы интернет-конф. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33378753/ (дата обращения: 11.05.2019).

6. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite challenges and opportunities of social media // Business Horizons. 2010. № 53 (1).

7. Дорощук Е. С. Социальные медиа как инструмент диалога культур // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. 2017. № 2 (24). URL: https:// cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnye-media-kak-instrument-dialoga-kultur (дата обращения: 11.05.2019).

8. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и ме-диапланирование. Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

9. Gillin P. The New Influencers: A Marketer's Guide to the New Social Media. Fresno: Quill Driver Books, 2007.

10. Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Московского ун-та. Серия 10 : Журналистика. 2016. № 6.

11. Дукин Р.А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2015. № 4 (40).

12. Чумиков А. Н. Медиарилейшнз : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Аспект-Пресс, 2014.

13. Safio L., Brake D. K. The social media bible: tactics, tools, and strategies for business success. Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2009. XVIII.

14. Graham P. Web 2.0 and Why? November, 2005. URL: http://www.paulgraham.com/web20.html (accessed 11.12.2013).

15. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа / пер. с англ. Н. Бергер // Вестн. ВолГУ. Серия 8. 2008. Вып. 7.

16. Чэнь Д. Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестн. СПбГУ. Серия 9. 2012. Вып. 3.

17. Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations: The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Commu-

nication. Handbooks of Communication Science. K. Lundby (ed.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. Vol. 21.

18. Hjarvard S. Doing the Right Thing: Media and Communication Studies in a Mediatized World // Nor-dicom Review. 2012. № 33.

19. Гришаева Е. И. Возможности и границы применения теории медиатизации к исследованию религии в публичном пространстве: опыт Скандинавских стран // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2018. № 1.

20. Hepp А., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the Interplay between Media, Culture and Society // Media, Culture & Society. 2015. № 18.

21. Hjarvard S. Mediatization and cultural and social change: an institutional perspective // Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science. K. Lundby (ed.). Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. Vol. 21.

22. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge: Polit, 2013.

23. Kim B., Kim H. Y. Growing as Social Beings: How Social Media Use for College Sports Is Associated with College Students' Group Identity and Collective Self-esteem // Computers in Human Behavior. 2019. № 18.

24. Angelo A.L., Bonelli F., Paglieri T., Reggiani F.S. Civility and trust in social media // Journal of Economic Behavior & Organization. 2019. № 160.

25. Kavanaugh A.L., Fox E.A., Sheetz S. D., Yang S., Li T.L, Shoemaker D. J., Natsev A., Xie L. Social media use by government: from the routine to the critical // Government Information Quarterly. 2012. № 29 (4).

26. Leea G.Y., Kwakb H. An Open Government Maturity Model for social media-based public engagement // Government Information Quarterly. 2012. № 29 (4).

Поступила в редакцию 14 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.