СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Работа представлена кафедрой теоретических основ физического воспитания и гимнастики Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. И. Портнягип
В статье представлены результаты исследования возможностей совершенствования организации физического воспитания в высшем учебном заведении с учетом спортивных интересов и этнокультурных традиций.
The results of the research on improving opportunities of physical training organisation in a higher educational institution are presented in the article taking sport interests and ethnocultural traditions into consideration.
Двигательная культура рассматривается в контексте общей культуры современного общества как одна из приоритетных сфер социокультурной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики . Тесную связь двигательной культуры с общей культурой общества отмечают такие отечественные и зарубежные специалисты, как В. К. Балъсевич, М. М. Богси, М. Я. Виленский, С. С. Добровольский,
В. П. Каргополов, П. Ф. Лесгафт, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, Э. Майнберг и др.
В качестве рабочего для данной статьи используется определение М. Я. Виленского, характеризующего двигательную культуру личности как «интегральное качество, соединяющее в себе не только саму по себе двигательную и художественную технику исполнения, но и широкую гуманистическую культуру личности». В связи с этим исследователем двигательная деятельность, составляющая непосредственное содержание культуры движения, рассматривается
как сложная структурная организация, включающая в себя информационный, операциональный, мотивационный и личност-
2
но-креативный компоненты . В. К. Баль-севич и Л. И. Лубышева характеризуют культуру движения как триединство следующих компонентов: аксиологического (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т. п. ее компоненты), образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков), потреб-ностного (отражающего состояние иерархии мотивационио-потребностной сферы) применительно к приобретению, ведению и совершенствованию физически культурного, оправданного образа жизни .
Вместе с 'тем теоретико-методологический анализ трудов отечественных (В. К. Бальсе-вич, Г. П. Богданов, С. С. Добровольский, М. Я. Виленский, В. И. Прокопенко) и региональных экспертов (М. Д. Гуляев, В. И. Коч-нев, Л. В. Куйда, Д. Н. Платонов, И. И. Порт-нягин, В. В. Торговкин) показал, что на уровне РС(Я) остается недостаточно разработанным вопрос о возможностях совершенствования организации физического воспитания в вузе, учитывающего спортивные интересы учащейся молодежи и этнокультурные традиции народов, населяющих территорию Якутии.
Перспективным путем совершенствования организации физического воспитания бу/гущих инженерно-технических специалистов РС(Я) в условиях 'технического вуза выступает учет спортивных интересов учащейся молодежи и этнокультурных традиций народа саха (М. Д. Гуляев, В. П. Кочнев, Д. Н. Платонов, И. С. Портнягин). Высокий уровень двигательной культуры выпускников вуза выступает основой социальной и трудовой активности специалистов, экономической эффективности производства.
«Производство» двигательной деятельности в ЯГИТИ выступает как составляющая технологии профессионального образования, где развертывание от семестра к
семестру процесса «производства» обуславливает структурное усложнение системы двигательной деятельности за счет включения следующих компонентов:
• операционного (связанного с освоением двигательного опыта);
• когнитивного (включающего познавательные процессы);
• личностного (включающего эмоцио-нально-мотивацио'нные детерминанты, разновидности образцов «я», рефлексию и
* \4
осознание собственного развития) .
Успехи республики в реализации республиканских программ подготовки высококвалифицированных спортсменов, сложившаяся система поощрений закрепляют у региональных тренеров ориентацию на работу в первую очередь с перспективными спортсменами, которых вузы рекрутируют для усиления спортивных достижений. Для большинства первокурсников, настроенных именно на профессиональную карьеру в инженерно-технических областях, формирование двигательной культуры, потребности в физическом совершенствовании и самосовершенствовании собственной личности не являются приоритетной целью.
Превращение курса физической культуры в техническом вузе в школу формирования культуры здорового образа жизни, включая двигательную культуру, является предметом диссертационного исследования автора. В ходе спортивно-педагогического эксперимента 2003-2007 гг. была разработана и частично апробирована комплексная целевая программа формирования двигательной активности будущих инженеров на весь период обучения.
Методическая подготовка студентов представляет' собой единую систему и складывается из чтения лекционного курса, проведения семинарских, обзорно-методических и практических занягий, самостоятельной работы, включающих освоение:
• национальных и народных видов спорта и игр народов, населяющих территорию РС(Я);
• осознание будущими специалистами ценности здоровья и двигательной активности через овладение двигательной культурой и конкретными методиками здо-ровьесбережения ; влияние двигательной культуры на физическую и общекультурную подготовку студентов ЯГИТИ;
• учет индивидуа.;шности каждого студента, его мотивов, интересов и и потребностей в физическом совершенствовании и з дор овьесбережении.
Было проведено анкетирование (сентябрь 2006, 2007 гг.) 202 юношей студентов 1-2-го курсов. Результаты анкетирования выявили, что в студенческом социуме из предлагаемых диссертантом видов спорта самой большой популярностью пользуются игровые виды спорта (минифутбол, волейбол, баскетбол), борьба (вольная и национальная «хапсагай»).
Анализируя материалы анкетирования (сентябрь 2006, 2007 гг.), можно констатировать, что будущие инженеры и 'техники при правильной организации занятий по физической культуре и элективных факультативах и секциях:
• с уважением относятся к обычаям и традициям своего народа в области физической культуры и здоровьесбережения (80%);
• готовы заниматься национальными физическими упражнениями и национальными видами спорта, будучи студентами вуза (82%).
Суть предлагаемой диссертантом методики организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов студентов, применением национальных и народных видов спорта определяется содержанием 4 ее основных модулей (табл.1).
Таблица 1
Основные модули авторской методики организации занятии
i I 1 I ИИ I IV
Проведение предварительного педагогического комплектования групп по спортивным интересам Комплектование групп по спортивным интересам Построение системы упражнений на основе учета спортивных интересов студентов и национально- региональных факторов Проведение учебнотренировочных занятий
На основании педагогического тестирования с учетом пожеланий и мотивов студентов ЯГИТИ и преемственности системы «колледж - вуз» с нового учебного года (2006/2007 и 2007/2008) комплектуются учебные группы по спортивным интересам, занимающиеся по модульно-блочной системе обучения.
Так, в сентябре-октябре все группы занимаются на спортивной площадке кроссовой и общефизической подготовкой по базовой программе. Со второй декады октября все группы переходят к занятиям по избранным видам спорта в специализированных секторах. В апреле-мае студенты
выходят из залов в открытую природную среду для занятий легкоатлетической и общефизической подготовкой.
При распределении годовой учебной нагрузки предпочтение отдавалось 2-му вариативному компоненту, так как овладение более сложными и специальными умениями и навыками, технико-тактическими элементами в избранном виде спорта или системе физических упражнений требует длительного времени для успешного освоения, чтобы впоследствии приобретенные и закрепленные во время учебы навыки использовались в ходе профессиональной деятельности.
Применение на практических занятиях национальных видов спорта кроме развития физических и функциональных способностей позволяет эффективно развивать такие качества, как чувство товарищества, взаимовыручка и коллективизм. Кроме этого, национальные подвижные игры и виды спорта выполняют мощную социокультурную функцию - восстанавливают связь времен, вызывая у играющих и болельщиков положительные эмоции. Применяя национальные подвижные игры в конце основной части занятий, можно достичь психоэмоциональной разгрузки после выполнения
объемной физической работы и подгото-
6
вить организм к следующему занятию .
Формирование двигательной культуры будущих инженеров представляет собой
Уровни усвоения
непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках целостной системы физического воспитания в ЯГИТИ, а его реализация основана на здоровьссберегающих и продуктивных педагогических технологиях. Выполнение авторской программы по видам спорта с учетом национально-региональных особенностей, эксклюзивных курсов по выбору способствует формированию двигательной культуры будущих инженеров (табл. 2). Анализ учебной документации за 2006/2007 учебный год показывает, что занятия по избранному самим студентом виду спорта посещаются студентом на 45% активнее, у каждого третьего студента растет успеваемость не только по физической культуре, но и по другим дисциплинам .
Таблица 2
культуры движения
Результаты теста «Итоговый контроль» за декабрь 2007 г.
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
усвоения октябрь 2005 декабрь 2007 октябрь 2005 декабрь 2007
1 70 64 50
2 27 52 32 48
3 5 50 6 4
Показателем сформированное™ двига- спорту, физической культуре, потребность
тельной культуры является также развитие в двигательной активности и ведении
мотивационной сферы личности (интерес к ЗОЖ).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Виленский М. Я Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9-11.
2 Там же. С. 9-11.
Лубышееа Л. И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. М.: РГАФК, 1996.
4
Григорьева В. К, Каргополов В. П., Павличепко А. В. Самопознание в спорте. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.
Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека //Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 37-41.
ПортнягинИ. И. Интеллектуальное развитие школьшгка-спортсмена. М.: Академия, 1999.