Научная статья на тему 'Физическое развитие студентов в вузах с разным уровнем двигательной активности'

Физическое развитие студентов в вузах с разным уровнем двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / двигательная активность / элективные дисциплины. / physical education / physical activity / elective discipline

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгополов Виктор Андреевич

В статье раскрываются вопросы двигательной активности студентов вузов. Предлагаются рекомендации по активизации двигательной активности студентов как самостоятельно, так и в рамках занятий по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгополов Виктор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’PHYSICAL DEVELOPMENT WITH DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL ACTIVITY

Issues of students’ motive activity of higher education institutions are revealed in the article. Recommendations for enhancing motional activity of students to the teachers are proposed.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие студентов в вузах с разным уровнем двигательной активности»

УДК 372

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Долгополов Виктор Андреевич.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ), v.a.dolgopolov@edu.nsuem.ru.

Аннотация. В статье раскрываются вопросы двигательной активности студентов вузов. Предлагаются рекомендации по активизации двигательной активности студентов как самостоятельно, так и в рамках занятий по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, элективные дисциплины.

STUDENTS'PHYSICAL DEVELOPMENT WITH DIFFERENT LEVELS OF

PHYSICAL ACTIVITY

Dolgopolov Victor Andreevich.

Novosibirsk, Novosibirsk state University of Economics and management (NINH), v. a. dolgopolov@edu.nsuem. ru.

Abstract. Issues of students' motive activity of higher education institutions are revealed in the article. Recommendations for enhancing motional activity of students to the teachers are proposed.

Key words: physical education, physical activity, elective discipline.

На сегодняшний день студенты обладают совершенно разным уровнем физического развития и состоянием здоровья. Представленное утверждение подчеркивает актуальность работы обусловленное тем, что разный уровень физического развития сильно усложняет организацию физического воспитания у студентов в связи с невозможностью проведения стандартных занятий в рамках образовательного процесса.

Отметим, что здоровье человека и двигательная активность находятся в тесной взаимосвязи. Структура двигательной активности студентов имеет иерархический характер и включает в себя четыре относительно самостоятельные уровня, которые отличаются характером двигательных режимов. Каждый уровень может трансформироваться в вышестоящий благодаря увеличению количества составляющих его элементов [1, 2, 3, 4].

Верхний уровень представляет собой двигательную пассивность. Суммарное количество суточных локомоций (вид двигательной деятельности, связанный с активным перемещением в пространстве), являющихся обычной двигательной активностью, полностью обусловлено повседневной бытовой и учебной деятельностью студентов, где отсутствуют элементы самостийной

физической активности. Это состояние соответствует «низкому уровню двигательной активности» в принятой классификации.

Укажем, что низкому уровню двигательной активности соответствуют студенты, освобожденные от занятий физической культуры по состоянию здоровья и студенты-магистратуры, для которых занятия не предусмотрены учебным планом.

Второй уровень обусловлен наличием локомоций, обусловленных наличием активности на занятиях по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», помимо тех, которые возникают в повседневной жизни.

Третий уровень двигательной активности студентов включает в себя предыдущие два вида и самостоятельные занятия, в том числе в спортивных секциях, участие в спортивных мероприятиях. Но на сегодняшний день в студенческих спортивных секциях занимаются 7,8% девушек и 24% юношей.

Четвертый уровень, самый высокий в рамках базовой физической культуры, включает в себя все предыдущие уровни и профессиональное занятие спортом [5].

Известно, что профессиональные занятие спортом не гарантируют укрепления здоровья и это означает, что перспективным для студентов может оказаться идея ориентации на вышеуказанные массовые спортивные разряды двигательной активности. При чем, для студентов с низким уровнем физического состояния достаточно будет двигательной активности спортсменов третьего разряда, с более высоким - не выше второго. Для остальных, промежуточных уровней, показатель двигательной активности должен варьироваться в пределах между этими разрядами.

Построение модели режима двигательной активности представлено уравнением с множеством неизвестных, решая которое, нужно пойти на некоторые упрощения, приняв ряд предварительных условий. Ограничимся женским контингентом первого курса и будем брать в расчет, что двигательная активность малоактивных студенток, не занимающихся спортом, соответствует расходу энергии около 1000 ккал в сутки, а у активных, которые на занятия спортом затрачивают 1,3-1,8 часа в день - 1500 ккал в сутки. Разделим суммарную величину двигательной активности первых на две равные, одна из которых образована бытовым уровнем локомоций и остается постоянной в течение всего времени обучения, а другая образована организованными формами двигательной активности. Тогда энергетические расходы на целенаправленную деятельность за годы обучения должны возрасти вдвое, и составлять около 1000 ккал в сутки. Решение этой задачи требует не столько временных затрат, а сколько рационального использования энергозатрат путем повышения обязательных и самостоятельных занятий.

Основная идея здесь заключается в том, что потенциал, которым располагает урочная форма занятий, позволяет за счет повышения регулярности повысить расход энергии до 420 ккал. Это значит, что для обеспечения минимального уровня двигательной активности с энергетическим расходом в 300-500 ккал/сутки студентам необходимы пятиразовые занятия физической

культурой в неделю. Но, на сегодняшний день ни одна учебная программа университета не будет реализовать этой потребности, поэтому норма двигательной активности может быть достигнута лишь самостоятельными занятиями.

Проводя серию экспериментов, где в качестве испытуемых были студентки первого курса (в каждом случае п>100), была определена реакция сердечнососудистой системы, опираясь на показатели частоты сердечных сокращений от видов различной физической активности, которая наиболее логично вписывалась в учебный ритм студентов. Затем по средним величинам были рассчитаны исходные уровни энергозатрат организма (МЯ) при этих видах нагрузки.

Дальнейшие расчеты, основанные на вышеописанных материалах, показали, что при предполагаемом режиме двигательной активности студенты могут выйти на уровень спортсменов III разряда уже к концу второго курса, но суммарные временные затраты уже будут приближаться к максимуму (1,66 ч/сутки).

Эти показатели могут прогнозировать то, что к окончанию университета достижение заданной нагрузки в объеме 1000 ккал, ориентированной на самостоятельную двигательную активность, будет выполняться посредством интенсификации выполняемой работы, которая обусловлена возросшим уровнем тренированности за предыдущие годы.

Следовательно, преподавателям физического воспитания и спорта необходимо ориентироваться на индивидуальные характеристики студентов относительно уровня двигательной активности и вести занятия, разделив студентов по этим уровням, интенсифицируя таким образом развитие физической активности [6,7].

К таким формам занятия необходимо отнести элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Отметим, что в НГУЭиУ на сегодняшний день реализуются следующие направления элективных дисциплин, позволяющие активизировать двигательную активность студентов на занятиях. Подчеркнем, что на кафедре физического воспитания и спорта представлены 4 модуля: общефизическая подготовка (которая включает: фитнес, самбо, спортивные игры), атлетическая гимнастика, плавание и легкая атлетика. Кроме того, в рамках дальнейшего совершенствования физического развития педагогическим работникам целесообразно разработать план домашних тренировок для студентов каждого уровня, чтобы они могли выполнить недельную норму физических нагрузок, поскольку отведенные образовательными нормами часы на физическое воспитание студентов внутри вуза является недостаточным.

Библиографический список: 1. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья / М.Я. Виленский. - М.: Гардарики, 2001. - 174 с.

2. Киселев В.И. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов / В.Н. Беляева, П.Х. Шарапова, В.П. Куликов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №6. - С. 21-23.

3. Каташинская Л.И. Оценка функционального состояния организма школьников методом вариационной кардиоинтервалометрии / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №5. - ШЬ: http://www.science-education.ru/119-14520 (дата обращения: 10.11.2017).

4. Осипов А.Ю., Гуралев В.М., Кокова Е.И., Пазенко В.И. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №1 (46). - Т.2. - С. 100-103.

5. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.

6. Шулаков А.В. Внутренняя мотивация, как условие развития физической культуры у обучающихся вузов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018. -Ч. 2. - С. 23-27.

7. Щербатенко М.В. О важности физического воспитания в подготовке к будущей профессии (на примере занятия плаванием) // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018 - Ч 2. - С. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.