УДК 376.3
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВАРИАНТОВ СЛОЖНОГО (КОМПЛЕКСНОГО) НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
© 2008 Л. А. Г аранина, Е. Н. Российская
Л.А. Гаранина - канд. пед. наук, доц. каф. медицины и логопедии e-mail: [email protected] Е.Н. Российская - канд. пед. наук, доц. каф. медицины и логопедии
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье обращается внимание на проблему систематизации проявлений сложного (комплексного) речевого нарушения у детей с различным психоневрологическим статусом, причинной обусловленностью, механизмами развития, проявлениями речевых и неречевых нарушений. Проводится анализ клинико-психологической картины дизонтогении у детей с первичной и вторичной речевой патологией, рассматривается вариант речевого дефекта как составляющего (рядоположенного) компонента в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.
Ключевые слова: сложное (комплексное) нарушение развитие; сложная структура дефекта; дизонтогенез; речевые нарушения; дети с речевой патологией
Перед теорией и практикой современной логопедической науки особенно остро стоит проблема научно-методического решения вопросов дифференциальной диагностики и последующего определения адекватного маршрута логопедического сопровождения детей со сложной структурой дефекта.
Актуальность вопроса исследования сложного (комплексного) нарушения развития определяется, с одной стороны, широкой распространенностью дизонтогений в детском возрасте, с другой стороны, социальной значимостью успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.П. Лубовский).
В современном понимании к сложным (комплексным) нарушениям относятся варианты отклоняющегося развития, обусловленные несколькими первичными дефектами, каждый из которых изолированно определяет характер и структуру аномалии, т.е. тот или иной тип дизонтогенеза. Все дисфункции психических процессов, являющиеся составляющими сложного дефекта, взаимно отягощают друг друга, вследствие чего их последствия качественно и количественно грубее, чем простое сложение отдельных нарушений (Н.Г. Блюмина, М.В. Жигорева, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова).
Речевые расстройства различной этиологии, патогенеза и степени выраженности проявляются в картине значительного числа аномалий развития, при этом они могут выступать как:
1) первичное нарушение - ядро сложного симптомокомплекса, определяющего вторичные последствия;
2) вторичное нарушение, обусловленное первичным дефектом развития интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной сферы;
3) составляющий (рядоположенный) компонент в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.
Современная логопедическая практика обнаруживает разнообразие представленных вариантов.
Совокупность речевых расстройств, относящихся к первому варианту, подробно рассматривается в рамках клинико-педагогической систематизации (Б.М. Гриншпун,
О.В. Правдина, Е.М. Хватцев) и обобщается в формате психолого-педагогической классификации нарушений речи, разработанной Левиной Р.Е. Первичная речевая патология является предметом изучения логопедии, как науки, а ее преодоление или минимизация - основной целью логопедического воздействия, которое опирается на апробированную методическую основу (Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, С.А. Миронова,
Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
В настоящее время возрастает число детей, имеющих сложный речевой дефект, когда обнаруживается симптоматика различных форм речевой патологии как органического, так и функционального генеза. Например, признаки осложненного варианта ОНР у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами сочетаются с нарушениями темпо-ритмической организации речи в клинике неврозоподобной формы заикания.
Логопедическая практика демонстрирует сложные случаи, которые опровергают традиционное представление о том, что речевые судороги проявляются только при достаточном уровне сформированности фразовой речи. Так, на ПМПК был представлен Слава Б. (3 года 8 месяцев), который в активной речи пользовался одно- и двухсловными предложениями, типа «дека...суп» - девочка ест суп, «мама ...вот» - мама гладит. При попытке оречевления ситуации демонстрировал выраженный судорожный компонент (логопедическое заключение: ОНР (1 уровень речевого развития) у ребенка с синдромом моторной алалии. Заикание неврозоподобной формы с тоническими артикуляционными судорогами)1.
Достаточно распространенным явлением выступают вторичные последствия недостаточной сформированности компонентов устной речи, проявляющиеся в нарушениях письма и чтения. Данный феномен глубоко исследован и описан профессором Р.Е. Левиной [4], которая рассматривает дисграфию и дислексию как отсроченные проявления общего недоразвития речи у детей. Примером данного проявления нарушения индивидуального психо-речевого развития могут быть результаты обследования Павла П. (12 лет). В раннем анамнезе была отмечена перинатальная энцефалопатия, в возрасте до 3 лет ребенок состоял под наблюдением у невропатолога и получал адекватное лечение. Эпизодически посещал логопедическую группу ДОУ. Отмечается сложный неврологический фон при первичной речевой патологии, синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания. При обследовании состояния речи выявляются типичные нарушения лексико-грамматического строя, затруднения программирования и порождения речевого высказывания. В письменных работах и при чтении отмечаются проявления аграмматической формы дисграфии и дислексии. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР (3 уровень речевого развития)
Вторичные речевые расстройства в клинике аномалий психического развития вызывают большой практический интерес. Наиболее подробно представлен в литературе речевой статус детей с интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова), с полным или частичным нарушением физического слуха (Р.М. Боскис, Ф.А. Рау, Л.И. Тигранова), с дефицитом функции зрения (Л.И. Солнцева). В настоящее время перспективным направлением является логопедическая диагностика и коррекция речи у детей с минимальными нарушениями слуха до 15-25 дБ (Е.Л. Черкасова).
1 Представленные диагностические случаи взяты из практики работы областной ПМПК, ПМС-центра, Консультационно-диагностического центра Курского государственного университета.
Наименее разработанными в научно-методическом плане остаются вопросы организации и содержания логопедической работы с детьми, имеющими первичное нарушение эмоционально-волевой сферы (искаженный вариант психического развития). Серьезные затруднения вызывает описание речевого статуса с последующей формулировкой логопедического заключения в случае, когда ядро дефекта составляют как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые нарушения. Например, неврологический статус Даши Б. (4,6 года): резидуально-органическое поражение ЦНС. Синдром двигательной гиперактивности, дефицита внимания. Аутистикоподобные нарушения поведения. Заключение психиатра: Общее расстройство развития неуточненное (¥ 84.8). Речевой статус крайне своеобразен, т.к. включает специфические расстройства, характерные для аутистикоподобных нарушений, и выраженные признаки недоразвития речи на фоне ЗПР резидуально-органического генеза. Девочка не вступает в контакт, дает избирательную отсроченную реакцию только на обращение и инструкции матери, не пользуется контекстной речью в привычных бытовых ситуациях. При этом воспроизводит, своеобразно интонируя, рекламные слоганы, речевые шаблоны, эхола-лические повторы фрагментов взрослой речи.
Основную терминологическую, методическую, организационную проблему представляет третий вариант речевых нарушений, являющихся компонентом в структуре сложного (комплексного) дефекта развития. Необходимо отметить, что данная категория аномалий не является однородной, в ее рамках можно выделить ряд различных (в плане организации диагностики, профилактической работы и коррекции) нарушений, отличных по степени выраженности и количеству сочетающихся дефектов.
1. Основным выступает речевой дефект, отягощенный сопутствующими не грубо выраженными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, двигательной сферы, например: общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрическими расстройствами, сочетающееся с легкими проявлениями гемипареза; алалический вариант общего недоразвития речи, проявляющийся на фоне незначительного снижения слуха у детей с сенсорной алалией. Так, Трауготт Н.Н. на основе многолетних исследований пришла к выводу, что значительная часть детей с сенсорной алалией имеет нарушения физического слуха, проявляющиеся в разной степени выраженности, однако во всех случаях степень снижения слуха не коррелирует с тяжестью недоразвития импрессивной речи и низкой продуктивностью собственной (экспрессивной) речи ребенка. Это наблюдение подтверждает и наша практика: обследование на областной ПМПК прошла Алина Б. (5 лет) с итоговым логопедическим заключением: Общее недоразвитие речи (2 уровень речевого развития) у ребенка с синдромом сенсомоторной алалии, сенсоневральной двусторонней хронической тугоухостью 1-2 степени.
2. Два выраженных психофизических нарушения, одно из которых -речевой дефект, другое - иная аномалия в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере, в частности, случаи атипичной олигофрении, когда интеллектуальный дефект и обусловленное им недоразвитие речи сочетаются с симптомами речевой патологии (заикание, ринолалия и др.).
В формате данного варианта позволительно рассматривать психофизическое нарушение и сопутствующий ему легкий речевой дефект, не затрагивающий структурносемантическую сторону речи. В силу яркости и значимости речевой функции этот вариант речевых расстройств чаще всего вызывает беспокойство родителей и педагогов, несмотря на то что он не является основным в структуре дефекта и не имеет выраженных вторичных последствий. В процессе диагностических мероприятий, как правило, обнаруживается более грубый первичный дефект, нарушающий ход психического развития ребенка, а речевая патология, по образному выражению М.В. Семенович, играет роль «фасада». Условно к таким нарушениям можно отнести речевые судороги легкой
степени выраженности, или успешно прооперированную ринолалию, или минимальные дизартрические расстройства у детей с интеллектуальными нарушениями.
3. Множественные дефекты речи (два и более), сочетающиеся в структуре сложного (комплексного) нарушения развития с иной аномалией (в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере). Например, Павел С. (4 года 1 месяц). В неврологическосм статусе отмечены признаки резидуально-органического поражения ЦНС, синдром двигательных нарушений, дефицита внимания, ЗПР. В анамнезе отмечается выраженная задержка формирования экспрессивной речи при относительно благополучном (ситуативно-номинативном) понимании обращенной речи: первые слова после 1,5 лет, но «стадия первых слов» затянулась до 3,5 лет. Активное компенсаторное использование экспрессивно-мимических средств общения: вокализации, жестовые слова. Активный словарь представлен лепетными, аморфными, искаженными в звуковом и слоговом плане общеупотребительными словами; пользуется примитивной фразой без грамматического оформления с грубым нарушением синтаксической структуры простого предложения («ми де ам» - кошка ловит мышку, чтобы съесть; «пя-пи де» - мальчик кидает мяч, примечательно, что слово «мяч» заменяет асемантическим словом-блендом; «саит ту» - шарик летит; «дека мо» - девочка моет руки); навыки словоизменения и словообразования - на начальной ступени формирования. В 3,5 года при попытке продуцирования первых комбинаций слов постепенно стали проявляться запинки судорожного характера, которые нарастали и приобрели ярко выраженный тоно-клонический характер. В условиях усложнения лингвистического задания и нервно-психического истощения ребенка судороги усугубляются. При этом в ходе обследования отмечается гиперсаливация, сглаженность носогубных складок, асимметрия органов артикуляции, проявляющаяся при вокализации и при произнесении звуков, положительные функциональные дизартрические пробы (синкинезия глаз и кончика языка, иррадирующее напряжение мышц органов артикуляции и шеи). По данным логопедического обследования сформулировано заключение: недоразвитие речи (среднетяжелая степень), обусловленное ЗПР у ребенка с синдромом моторной алалии, минимальными дизартрическими расстройствами. Заикание неврозоподобной формы с тоно-клоническими вокально-артикуляционными судорогами средней степени тяжести.
При этом на разных этапах онтогенеза роли составляющих сложного (комбинированного) нарушения не остаются статичными: в зависимости от возраста ребенка и социальных требований к нему меняется значимость различных составляющих дефекта, в соответствии с законом иерархии формирования высших психических функций, сформулированным Л.С. Выготским.
Анализ структуры речевых и неречевых нарушений в клинико-психологической картине описанных вариантов дизонтогенеза показывает, что наиболее востребованным является поиск адекватной стратегии и тактики логопедического воздействия, который требует интегрированных подходов к коррекции нарушений психофизического развития, а также совершенствования квалификации учителя-логопеда, расширение его междисциплинарного кругозора, что позволит наряду с традиционными логопедическими методиками использовать технологии психокоррекции, психотерапии, семейного консультирования, методы сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики и психологии.
Библиографический список
1. Блюмина Н.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - №3.
2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М., 2006.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2004.
4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шо-шин. - М., 2005.
5. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - № 6.
6. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.