Научная статья на тему 'Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией'

Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3163
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сложное (комплексное) нарушение развитие / сложная структура дефекта / дизонтогенез / речевые нарушения / дети с речевой патологией / complex development’s pathology / complex structure of a drawback / disontogenesis / speech pathologies / children with speech pathology

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гаранина Л. А., Российская Е. Н.

В статье обращается внимание на проблему систематизации проявлений сложного (комплексного) речевого нарушения у детей с различным психоневрологическим статусом, причинной обусловленностью, механизмами развития, проявлениями речевых и неречевых нарушений. Проводится анализ клинико-психологической картины дизонтогении у детей с первичной и вторичной речевой патологией, рассматривается вариант речевого дефекта как составляющего (рядоположенного) компонента в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гаранина Л. А., Российская Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-To-Date Methods To Analyze The Variants Of Complex Wrong Development Of Children With Speech Pathology

In the article the attention is attracted to the problem of systematization of complex wrong development of children with different psycho neurological status, etiology, development’s mechanisms, signs of speech and nonspeech pathologies. The clinical psychological picture of children’s of primary and secondary speech pathology is analyzed; the variant of speech drawback is viewed from the point of view of the main component in the structure of the complex development’s pathology.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией»

УДК 376.3

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ВАРИАНТОВ СЛОЖНОГО (КОМПЛЕКСНОГО) НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

© 2008 Л. А. Г аранина, Е. Н. Российская

Л.А. Гаранина - канд. пед. наук, доц. каф. медицины и логопедии e-mail: garanina-la@mail.ru Е.Н. Российская - канд. пед. наук, доц. каф. медицины и логопедии

e-mail: rosselle@mail.ru

Курский государственный университет

В статье обращается внимание на проблему систематизации проявлений сложного (комплексного) речевого нарушения у детей с различным психоневрологическим статусом, причинной обусловленностью, механизмами развития, проявлениями речевых и неречевых нарушений. Проводится анализ клинико-психологической картины дизонтогении у детей с первичной и вторичной речевой патологией, рассматривается вариант речевого дефекта как составляющего (рядоположенного) компонента в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.

Ключевые слова: сложное (комплексное) нарушение развитие; сложная структура дефекта; дизонтогенез; речевые нарушения; дети с речевой патологией

Перед теорией и практикой современной логопедической науки особенно остро стоит проблема научно-методического решения вопросов дифференциальной диагностики и последующего определения адекватного маршрута логопедического сопровождения детей со сложной структурой дефекта.

Актуальность вопроса исследования сложного (комплексного) нарушения развития определяется, с одной стороны, широкой распространенностью дизонтогений в детском возрасте, с другой стороны, социальной значимостью успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.П. Лубовский).

В современном понимании к сложным (комплексным) нарушениям относятся варианты отклоняющегося развития, обусловленные несколькими первичными дефектами, каждый из которых изолированно определяет характер и структуру аномалии, т.е. тот или иной тип дизонтогенеза. Все дисфункции психических процессов, являющиеся составляющими сложного дефекта, взаимно отягощают друг друга, вследствие чего их последствия качественно и количественно грубее, чем простое сложение отдельных нарушений (Н.Г. Блюмина, М.В. Жигорева, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова).

Речевые расстройства различной этиологии, патогенеза и степени выраженности проявляются в картине значительного числа аномалий развития, при этом они могут выступать как:

1) первичное нарушение - ядро сложного симптомокомплекса, определяющего вторичные последствия;

2) вторичное нарушение, обусловленное первичным дефектом развития интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной сферы;

3) составляющий (рядоположенный) компонент в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.

Современная логопедическая практика обнаруживает разнообразие представленных вариантов.

Совокупность речевых расстройств, относящихся к первому варианту, подробно рассматривается в рамках клинико-педагогической систематизации (Б.М. Гриншпун,

О.В. Правдина, Е.М. Хватцев) и обобщается в формате психолого-педагогической классификации нарушений речи, разработанной Левиной Р.Е. Первичная речевая патология является предметом изучения логопедии, как науки, а ее преодоление или минимизация - основной целью логопедического воздействия, которое опирается на апробированную методическую основу (Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, С.А. Миронова,

Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).

В настоящее время возрастает число детей, имеющих сложный речевой дефект, когда обнаруживается симптоматика различных форм речевой патологии как органического, так и функционального генеза. Например, признаки осложненного варианта ОНР у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами сочетаются с нарушениями темпо-ритмической организации речи в клинике неврозоподобной формы заикания.

Логопедическая практика демонстрирует сложные случаи, которые опровергают традиционное представление о том, что речевые судороги проявляются только при достаточном уровне сформированности фразовой речи. Так, на ПМПК был представлен Слава Б. (3 года 8 месяцев), который в активной речи пользовался одно- и двухсловными предложениями, типа «дека...суп» - девочка ест суп, «мама ...вот» - мама гладит. При попытке оречевления ситуации демонстрировал выраженный судорожный компонент (логопедическое заключение: ОНР (1 уровень речевого развития) у ребенка с синдромом моторной алалии. Заикание неврозоподобной формы с тоническими артикуляционными судорогами)1.

Достаточно распространенным явлением выступают вторичные последствия недостаточной сформированности компонентов устной речи, проявляющиеся в нарушениях письма и чтения. Данный феномен глубоко исследован и описан профессором Р.Е. Левиной [4], которая рассматривает дисграфию и дислексию как отсроченные проявления общего недоразвития речи у детей. Примером данного проявления нарушения индивидуального психо-речевого развития могут быть результаты обследования Павла П. (12 лет). В раннем анамнезе была отмечена перинатальная энцефалопатия, в возрасте до 3 лет ребенок состоял под наблюдением у невропатолога и получал адекватное лечение. Эпизодически посещал логопедическую группу ДОУ. Отмечается сложный неврологический фон при первичной речевой патологии, синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания. При обследовании состояния речи выявляются типичные нарушения лексико-грамматического строя, затруднения программирования и порождения речевого высказывания. В письменных работах и при чтении отмечаются проявления аграмматической формы дисграфии и дислексии. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР (3 уровень речевого развития)

Вторичные речевые расстройства в клинике аномалий психического развития вызывают большой практический интерес. Наиболее подробно представлен в литературе речевой статус детей с интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова), с полным или частичным нарушением физического слуха (Р.М. Боскис, Ф.А. Рау, Л.И. Тигранова), с дефицитом функции зрения (Л.И. Солнцева). В настоящее время перспективным направлением является логопедическая диагностика и коррекция речи у детей с минимальными нарушениями слуха до 15-25 дБ (Е.Л. Черкасова).

1 Представленные диагностические случаи взяты из практики работы областной ПМПК, ПМС-центра, Консультационно-диагностического центра Курского государственного университета.

Наименее разработанными в научно-методическом плане остаются вопросы организации и содержания логопедической работы с детьми, имеющими первичное нарушение эмоционально-волевой сферы (искаженный вариант психического развития). Серьезные затруднения вызывает описание речевого статуса с последующей формулировкой логопедического заключения в случае, когда ядро дефекта составляют как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые нарушения. Например, неврологический статус Даши Б. (4,6 года): резидуально-органическое поражение ЦНС. Синдром двигательной гиперактивности, дефицита внимания. Аутистикоподобные нарушения поведения. Заключение психиатра: Общее расстройство развития неуточненное (¥ 84.8). Речевой статус крайне своеобразен, т.к. включает специфические расстройства, характерные для аутистикоподобных нарушений, и выраженные признаки недоразвития речи на фоне ЗПР резидуально-органического генеза. Девочка не вступает в контакт, дает избирательную отсроченную реакцию только на обращение и инструкции матери, не пользуется контекстной речью в привычных бытовых ситуациях. При этом воспроизводит, своеобразно интонируя, рекламные слоганы, речевые шаблоны, эхола-лические повторы фрагментов взрослой речи.

Основную терминологическую, методическую, организационную проблему представляет третий вариант речевых нарушений, являющихся компонентом в структуре сложного (комплексного) дефекта развития. Необходимо отметить, что данная категория аномалий не является однородной, в ее рамках можно выделить ряд различных (в плане организации диагностики, профилактической работы и коррекции) нарушений, отличных по степени выраженности и количеству сочетающихся дефектов.

1. Основным выступает речевой дефект, отягощенный сопутствующими не грубо выраженными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, двигательной сферы, например: общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрическими расстройствами, сочетающееся с легкими проявлениями гемипареза; алалический вариант общего недоразвития речи, проявляющийся на фоне незначительного снижения слуха у детей с сенсорной алалией. Так, Трауготт Н.Н. на основе многолетних исследований пришла к выводу, что значительная часть детей с сенсорной алалией имеет нарушения физического слуха, проявляющиеся в разной степени выраженности, однако во всех случаях степень снижения слуха не коррелирует с тяжестью недоразвития импрессивной речи и низкой продуктивностью собственной (экспрессивной) речи ребенка. Это наблюдение подтверждает и наша практика: обследование на областной ПМПК прошла Алина Б. (5 лет) с итоговым логопедическим заключением: Общее недоразвитие речи (2 уровень речевого развития) у ребенка с синдромом сенсомоторной алалии, сенсоневральной двусторонней хронической тугоухостью 1-2 степени.

2. Два выраженных психофизических нарушения, одно из которых -речевой дефект, другое - иная аномалия в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере, в частности, случаи атипичной олигофрении, когда интеллектуальный дефект и обусловленное им недоразвитие речи сочетаются с симптомами речевой патологии (заикание, ринолалия и др.).

В формате данного варианта позволительно рассматривать психофизическое нарушение и сопутствующий ему легкий речевой дефект, не затрагивающий структурносемантическую сторону речи. В силу яркости и значимости речевой функции этот вариант речевых расстройств чаще всего вызывает беспокойство родителей и педагогов, несмотря на то что он не является основным в структуре дефекта и не имеет выраженных вторичных последствий. В процессе диагностических мероприятий, как правило, обнаруживается более грубый первичный дефект, нарушающий ход психического развития ребенка, а речевая патология, по образному выражению М.В. Семенович, играет роль «фасада». Условно к таким нарушениям можно отнести речевые судороги легкой

степени выраженности, или успешно прооперированную ринолалию, или минимальные дизартрические расстройства у детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Множественные дефекты речи (два и более), сочетающиеся в структуре сложного (комплексного) нарушения развития с иной аномалией (в сенсорной, или в интеллектуальной, или в двигательной, или в другой сфере). Например, Павел С. (4 года 1 месяц). В неврологическосм статусе отмечены признаки резидуально-органического поражения ЦНС, синдром двигательных нарушений, дефицита внимания, ЗПР. В анамнезе отмечается выраженная задержка формирования экспрессивной речи при относительно благополучном (ситуативно-номинативном) понимании обращенной речи: первые слова после 1,5 лет, но «стадия первых слов» затянулась до 3,5 лет. Активное компенсаторное использование экспрессивно-мимических средств общения: вокализации, жестовые слова. Активный словарь представлен лепетными, аморфными, искаженными в звуковом и слоговом плане общеупотребительными словами; пользуется примитивной фразой без грамматического оформления с грубым нарушением синтаксической структуры простого предложения («ми де ам» - кошка ловит мышку, чтобы съесть; «пя-пи де» - мальчик кидает мяч, примечательно, что слово «мяч» заменяет асемантическим словом-блендом; «саит ту» - шарик летит; «дека мо» - девочка моет руки); навыки словоизменения и словообразования - на начальной ступени формирования. В 3,5 года при попытке продуцирования первых комбинаций слов постепенно стали проявляться запинки судорожного характера, которые нарастали и приобрели ярко выраженный тоно-клонический характер. В условиях усложнения лингвистического задания и нервно-психического истощения ребенка судороги усугубляются. При этом в ходе обследования отмечается гиперсаливация, сглаженность носогубных складок, асимметрия органов артикуляции, проявляющаяся при вокализации и при произнесении звуков, положительные функциональные дизартрические пробы (синкинезия глаз и кончика языка, иррадирующее напряжение мышц органов артикуляции и шеи). По данным логопедического обследования сформулировано заключение: недоразвитие речи (среднетяжелая степень), обусловленное ЗПР у ребенка с синдромом моторной алалии, минимальными дизартрическими расстройствами. Заикание неврозоподобной формы с тоно-клоническими вокально-артикуляционными судорогами средней степени тяжести.

При этом на разных этапах онтогенеза роли составляющих сложного (комбинированного) нарушения не остаются статичными: в зависимости от возраста ребенка и социальных требований к нему меняется значимость различных составляющих дефекта, в соответствии с законом иерархии формирования высших психических функций, сформулированным Л.С. Выготским.

Анализ структуры речевых и неречевых нарушений в клинико-психологической картине описанных вариантов дизонтогенеза показывает, что наиболее востребованным является поиск адекватной стратегии и тактики логопедического воздействия, который требует интегрированных подходов к коррекции нарушений психофизического развития, а также совершенствования квалификации учителя-логопеда, расширение его междисциплинарного кругозора, что позволит наряду с традиционными логопедическими методиками использовать технологии психокоррекции, психотерапии, семейного консультирования, методы сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики и психологии.

Библиографический список

1. Блюмина Н.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - №3.

2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М., 2006.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2004.

4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шо-шин. - М., 2005.

5. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - № 6.

6. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.