Научная статья на тему 'Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе'

Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2169
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / POETIC TEXT / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жесткова Е. А., Казакова В. В., Лезина А. В.

В статье рассматриваются современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the analysis of poetic texts on the lessons of literary reading in primary schools

In article modern approaches to the analysis of the poetic text at lessons of literary reading at elementary school are considered.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе»

УДК 82 (075.5)

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

доц. кафедры методики дошкольного и начального образования Жесткова Е.А.

Россия, г. Арзамас, тел. 89307087177; e-mail: ezhestkova@mail. ru

студентки 3 курса факультета дошкольного и начального образования Лезина А.В., Казакова В.В.

Е.А. Жесткова, В.В. Казакова, А.В. Лезина

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: поэтический текст, начальная школа, познавательная деятельность, младший школьник.

E.A. Zhestkova, V.V. Kazakova, A.V. Ье2та

MODERN APPROACHES TO THE ANALYSIS OF POETIC TEXTS ON THE LESSONS OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOLS

In article modern approaches to the analysis of the poetic text at lessons of literary reading at elementary school are considered.

Keywords: poetic text, elementary school, cognitive activity, younger school student.

На смену примерным программам начального общего образования пришла новая система - Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [7; с.31].

Новейшие требования усовершенствовали подходы к изучению материала в школе. В связи с этим система детского литературного образования на своем особенном материале направлена на достижение общих целей начального общего образования:

• формирование личности младшего школьника, его творческих способностей;

• сохранение и поддержание индивидуальности учеников;

• воспитание духовных, эстетических и нравственных чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе окружающему миру.

Изучение творений классиков литературы для детей приобщает младших школьников к культурному наследию разных народов России, дает возможность размышлять об истории родного края, его традициях, устоях, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будут развиваться гражданская идентичность, чувство гордости за Родину, ее народ и историю.

Цель изучения курса литературного чтения в начальной школе - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в

57

N.Novgorod State University Associate Professor of preschool and primary education Zhestkova E.A.

Russia, Arzamas, tel. 89307087177; e-mail: [email protected]

3rd year student of the Faculty of Preschool and Primary Education Lczina A.V., Kazakova V. V.

© Жесткова Е.А., Казакова В.В., Лезина А.В., 2014

книге как средстве познания самого себя и мира, а также развитую способность к творческой деятельности.

Начальная школа как самоценный и значимый этап в формировании личности закладывает основы для осуществления этой цели.

Чтение - это один из основных разделов программы для начальных классов по литературному чтению в общеобразовательных школах.

Разрабатывая методику проведения уроков по чтению, многие исследователи пришли к выводу, что педагогические задачи, которые стоят перед учителем на уроках литературного чтения, разнообразны. Сюда входят и формирование интереса к чтению, и развитие совершенствования навыка чтения, и обучение навыкам культуры речи и грамоте письма, а так же расширение словарного запаса учащегося младших классов, развитие памяти и так далее [2; с. 54]. Кроме того, уроки детского литературного чтения должны быть использованы учителем как источник нравственного просвещения.

Методика чтения произведений различных жанров в начальном звене имеет свою богатую историю развития, ее спорные вопросы решаются и до настоящего времени.

Забота о полноценном поэтическом развитии молодых поколений была свойственна советской школе с момента ее зарождения. Но на сегодняшний день, остро встает вопрос перед нашим обществом в том, чтобы каждый индивид приобрел потребность в «присвоении» величайших духовных ценностей человечества и был способен к самостоятельно-творческому общению с искусством [1; с. 4].

Для полноценного восприятия и понимания произведения поэтического жанра ученики младших классов должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, поставить себя на его место, то есть пережить его чувства. Но войти в роль главного героя для детей начальных классов достаточно трудно, так как их эмоционально-волевая сфера развита слабо для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать прочитанному.

Зачастую младшие школьники, прочитав стихотворения, воспринимают изображенную картину неточно и даже неверно. Поэтому задачей преподавателя является развитие способностей детей младшего школьного возраста, связанных с художественной перцепцией.

Ведущей деятельностью у ребят в начальной школе под руководством педагога является анализ поэтического произведения. Его разбор необходимо проводить на каждом уроке классного чтения в начальном звене.

Анализ поэтического текста - это достаточно сложный процесс, постигая который, затруднения испытывают не только учащиеся, но и их педагоги. Проблемы в данной ситуации могут быть следующими: с одной стороны - ограниченное количество часов для изучения теории литературы и теории поэтической речи в целом, а с другой стороны - нехватка методических пособий. Те, что имеются в наличии, представлены пространными трактатами для узких специалистов, либо это какой-то набор схем, следование которым может «высушить» даже самые пронзительные тексты лирического жанра.

Авторы учебников по литературному чтению УМК «Гармония» и «Школа России» В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, [3; с. 3] О.В. Кубасова [4; с. 54] выделили систему умений, реализующихся при анализе произведений, которая включает в себя:

- умение воспринимать изобразительные средства в соответствии с функциями языка в произведениях;

- умение детей воссоздавать в воображении жизненные картины, которые созданы поэтом;

- умение воспринимать образ в соответствии с текстом - персонаж как один из элементов, который служит, наряду с другими, для раскрытия идеи произведения;

- умение видеть позицию автора (его отношение, оценку) во всех элементах произведения;

- умение осознавать идею стихотворения;

- умение выявить проблему, конфликт, тему произведения.

На подготовительном этапе предлагается проводить следующие виды работ, которые способствуют восприятию поэтического текста:

- рассматривать различные книги автора;

- позволять детям свободно высказываться, основываясь на собственных впечатлениях;

- беседовать;

- рассказывать детям об авторе и его творении;

- проводить экскурсии, связанные с темой урока;

- рассматривать иллюстрации;

- предложить детям посмотреть фильм;

- прослушать музыкальное произведение;

- провести викторину, кроссворд по книгам или произведениям автора;

- обсудить ситуацию, похожую на ту, которая изображена в литературном произведении и т.д.

Одним из общепризнанных приемов анализа поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе является постановка вопросов к прочитанному тексту. Они помогают ребятам уяснить факты поэтического произведения, выяснить их идейную направленность, то есть понять причинно-следственную связь, проникнуть в позицию автора, а также выявить собственное отношение к прочитанному.

Еще одним из важнейших элементов анализа каждой части поэтического текста считается словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает понять содержание, включает воссоздающее воображение младших школьников, помогает выявить авторское отношение к изображенным событиям. В ходе анализа поэтического текста словарная работа подразумевает так же наблюдения за изобразительными и выразительными средствами языка стихотворения [2; с. 17].

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

Прочитав стихотворение, ученики младших классов могут рассказать о том впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их ответы будут непосредственными, а форма выражения чувств и мыслей - произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ поэтического произведения можно в такой последовательности:

- когда было создано стихотворение;

- чем именно вызвано его создание;

- какому событию или кому оно посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта оно связано.

3. Смысл заглавия.

Зачастую смысл заглавия может помочь уяснить суть какого-либо поэтического текста. Оно может соотноситься с содержанием произведения или противопоставляться ему. Такое проявление используется в основном в стихотворениях сатирического и иронического плана.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать тематическому и идейному анализу. Так, зная признаки лирических жанров, можно достаточно много рассказать о содержании данного произведения.

5. Виды лирики.

Выделяют несколько видов лирики: любовная, политическая, гражданская, пейзажная, философская. Это деление весьма условно, так как в одном стихотворном произведении могут быть использованы сразу несколько видов лирики.

6. Тема стихотворения.

Если перевести термин «тема» с греческого языка, то он означает «то, что положено в основу». Владимир Иванович Даль сформулировал тему как «положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют».

В лирической поэзии тему стихотворения достаточно трудно определить, порой даже невозможно. В особенности это касается поэтов-модернистов. Необходимо знать, что в лирике важным является не описание (кого-то или чего-то), а поэтическое чувство. Таким образом, важно не что описано, а кем и как описано.

7. Образный строй произведения.

На данном этапе происходит изучение образов, которыми наполнено стихотворение.

Леонид Иванович Тимофеев писал, что образ - это целостная картина человеческой жизни.

8. Идея произведения.

Это эмоциональная обобщающая, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Она определяется особенностями поэтического мировоззрения. Идея представляет собой своеобразный ответ автора на основные проблемы или вопросы текста. Другими словами, идея - это такая мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, перо - к бумаге».

Учителю необходимо подсказывать учащимся, как правильно ее сформулировать. В этом чаще всего помогают отглагольные существительные: протест..., критика..., утверждение..., отрицание... и многие другие.

Если тема стихотворения лежит на поверхности, то идею необходимо извлекать из самого содержания.

9. Пафос стихотворения

Это страсть, эмоциональное воодушевление, которым проникнуто стихотворение; то, что можно назвать душой произведения; самое важное условие воздействия на читателя.

В произведениях могут быть следующие виды пафоса: трагический, героический, сентиментальный, драматический, юмористический, романтический, сатирический и другие.

10. Лирический герой - это условный литературный термин; один из способов раскрытия сознания автора; образ, возникающий в сознании читателя на основе восприятия данного стихотворения. Впервые это понятие было употреблено Юрием Николаевичем Тыняновым по отношению к лирике Александра Александровича Блока. В основном образ лирического героя бывает автобиографичным, но его никак нельзя сравнивать с автором, даже если повествование ведётся от первого лица. Данное понятие было введено в художественную литературу, для того, чтобы не объединять возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным лицом.

Сергей Поликарпович Редозубов выделяет ряд приемов, которые могут помочь ученикам младших классов достигнуть яркого восприятия художественных образов. К ним относятся [5; с. 221]:

1) предварительная беседа или рассказ учителя в целях введения учащихся не только в тему поэтического произведения, но и в эпоху и среду, изображенную автором;

2) чтение с выражением произведения самим педагогом, благодаря которому многое в прочитанном тесте становится совершенно понятным учащимся без дальнейших разъяснений;

3) проведение работы над изобразительными средствами поэтических текстов (в единстве с раскрытием их содержания);

4) чтение отрывков стихотворения выборочно;

5) дальнейшая работа над выразительностью чтения произведения учащимися в классе.

Существует ряд приемов, помогающих организовать работу над анализом поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе. Например:

1) учащимся предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя, описать природу;

2) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике поэтических произведений. Наиболее легкий вид сравнения - это противопоставление.

H.Я. Мещерякова выделила ряд приемов, которые способствуют выявлению авторского отношения к лирическим героям [6; с.42]:

1) педагог сам характеризует отношение автора к герою, а ученики подтверждают это с помощью текста;

2) педагог привлекает внимание ребят к словам автора;

3) вместе с педагогом учащиеся проводят «эксперимент», то есть они исключают из текста слова, выражения, которые содержат авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа.

При чтении поэтического текста можно предложить учащимся:

1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту;

2) вылепить какого-либо героя из пластилина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) найти загадку к стихотворению, нарисовать отгадку;

4) найти пословицы и поговорки на тему стихотворения;

5) найти дополнительный материал об авторе поэтического произведения;

6) подготовить выставку книг автора стихотворения;

7) написать сочинение по главной теме стихотворения.

Детское литературное чтение призвано научить младших школьников не только читать тест, но и воспринимать содержание произведений литературы как особый вид искусства. Произведения стихотворного типа способствуют обогащению духовного мира учащегося в результате получения чувственного опыта, развития того запаса сведений из жизни и эмоциональных впечатлений, которые человек выражает с помощью языка.

Библиографический список

I. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 2000.

2. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.

3. Жесткова Е.А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. 2010. №4. С. 136-141.

4. Жесткова Е.А., Питеримова Е.В. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению как основа реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования // Педагогическая мастерская: научно-методический сборник. Выпуск II / гл. ред. Романова И.В. Чебоксары: ЦДИП «ШеЪ» 2014. С.54-56.

5. Жесткова Е.А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. 2014. №1-2. С.80-81.

6. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной школы / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической

конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.

7. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. М.: Вентана-Граф, 2011.

8. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2013.

9. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001.

10. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников // Под ред. Т.Г. Рализаевой. СПб.: Специальная литература, 2007.

11. Урок литературы: пособие для учителя / [Г.И. Беленький, Н.Я.Мещеряков, Л.Я. Гришин, Н.А. Соснина и др.]. М.: Просвещение, 2013.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.

References

1. Vasilyeva M. S., Omorokov M. I., Svetlovskaya N. N. Actual problems of a technique of training in reading in initial classes. M.: Pedagogics, 2000.

2. Zhestkova E.A. Assimilation of younger schoolboys traditional moral and ethical values at Russian lessons // Elementary School. 2013. №5. P. 24-28.

3. Zhestkova E.A. Formation of skills of design and research activities in the primary school education // Nizhny Novgorod. 2010. №4. P. 136-141.

4. Zhestkova E.A. Systemically-active approach in teaching Russian language and literary reading as a basis for the implementation of the federal state educational standards of primary education // Pedagogical Workshop: Scientific-methodical collection. Issue II / Ch. Ed. Romanov IV Cheboksary TSDIP «INet», 2014. P. 54-56.

5. Zhestkova E.A. The study of professional self schoolchildren // Akmeologija. 2014. №1-2. P.80-81.

6. Zhestkova E.A. Innovation activities of the modern school // Tradition and innovation in the educational space of Russia, Khanty-Ugra, NVGU: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. Nizhnevartovsk: Publishing House of the Nizhnevartovsk State University, 2014. P 50-52.

7. Zhurova L.E., Evdokimova A.O., etc. Reading and letter. M.: Ventana-Graf, 2001.

8. Klimanova L.F., Gorecki V. G., Golovanova M. V. Literary reading 4th class. In 2 h. M.: Education, 2013

9. Kubasova O.V. Expressive reading: A grant for students of average pedagogical educational institutions. Prod. the 3rd, stereotype. M.: Business, 2001.

10. Methodical bases of language education and literary development of younger school students. Under the editorship of T.G. Ralizayeva. SPb.: Special literature, 2007.

11. Literature lesson: a grant for the teacher / G. I. Belenky, N. Ya. Meshcheryakova, L.Ya. Grishin, N. A. Sosnin, etc. M.: Education, 1983.

12. Federal state educational standard of the primary general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M.: Education, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.