Научная статья на тему 'Современные педагогические аспекты воспитания и обучения'

Современные педагогические аспекты воспитания и обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4964
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ / КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROBLEMS OF EDUCATION OF YOUTH / CONCEPT OF EDUCATION / CONTRADICTION OF MODERN EDUCATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF SOCIETY / MORALITY / CULTURE / LEISURE / SELF-DETERMINATION / CONTRADICTIONS OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храброва Е.В., Хижняк Л.В.

В статье освещены две ключевые категории педагогической науки воспитание и обучение, как очередная попытка обращения к проблеме преодоления отчуждения человека от его подлинной сущности, формирования духовно развитой личности в процессе исторического развития общества, что не совершается автоматически, а требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В связи с этим подчеркнуто двуединство данного процесса, дающего реальную возможность развития человека как личности только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. В статье акцент сделан на непростой, истинно человеческой задаче, перед которой стоит сегодня не только ученик, но и учитель учиться самому, обращаться к источникам информации, накопленному духовному опыту, совершая ежедневный подвиг внутреннего роста. Не последнее место в статье отведено вопросу демократизации воспитания, предполагающей ориентацию на ряд важных педагогических условий: равенство членов общества независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности, поскольку демократический системе воспитания присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать. Также повышенное внимание обращено сегодняшней угрозе дегуманизации, гипертрофированного рационализма, потери высоких нравственных идеалов, ассоциального поведения молодежи, что, к сожалению, свидетельствует о низкой эффективности ее воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храброва Е.В., Хижняк Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION AND TRAINING

Two key categories of pedagogical science education and training as the next attempt of the appeal to a problem of overcoming alienation of the person from his authentic essence, forming of spiritually developed personality in the course of historical development of society are covered in article that isn’t made automatically, and requires efforts from people, and these efforts go as for creation of the material resources, objective social conditions, and on implementation opening at each historical stage of new opportunities for spiritual and moral enhancement of the person. With respect thereto the two-unity of this process giving the real chance of development of the person as persons only all set of material and spiritual resources of society is emphasized. In article the emphasis is placed on difficult, truly human task before which it is worth today studying not only the pupil, but also the teacher most, to address information sources, the accumulated spiritual experience, making a daily feat of internal growth. Not the last place in article is allocated to a question of the democratization of education assuming orientation to a number of important pedagogical conditions: equality of members of society irrespective of a social position, a floor, national, religious, race as democratic such organization of educational process in case of which the person capable is created is inherent in an educational system is free, to think and work creatively. Also special attention is paid to today’s threat of a dehumanization, hypertrophied rationalism, loss of high moral ideals, asocial behavior of youth that, unfortunately, confirms a low performance of her education.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические аспекты воспитания и обучения»

УДК 378 ББК 74.58 Х 88

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

(Рецензирована)

Храброва Екатерина Вячеславовна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 946 56 22, e-mail: sleptcovakatrin@mail.ru

Хижняк Людмила Викторовна,

кандидат педагогических наук, преподаватель общепрофессиональных дисциплин Колледжа Права, экономики и управления, г. Краснодар. Тел.: (918) 318 85 84, e-mail: kh.lyudmila@gmail.com

Аннотация. В статье освещены две ключевые категории педагогической науки - воспитание и обучение, как очередная попытка обращения к проблеме преодоления отчуждения человека от его подлинной сущности, формирования духовно развитой личности в процессе исторического развития общества, что не совершается автоматически, а требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В связи с этим подчеркнуто двуединство данного процесса, дающего реальную возможность развития человека как личности только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. В статье акцент сделан на непростой, истинно человеческой задаче, перед которой стоит сегодня не только ученик, но и учитель - учиться самому, обращаться к источникам информации, накопленному духовному опыту, совершая ежедневный подвиг внутреннего роста.

Не последнее место в статье отведено вопросу демократизации воспитания, предполагающей ориентацию на ряд важных педагогических условий: равенство членов общества независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности, поскольку демократический системе воспитания присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

Также повышенное внимание обращено сегодняшней угрозе дегуманизации, гипертрофированного рационализма, потери высоких нравственных идеалов, ассоциального поведения молодежи, что, к сожалению, свидетельствует о низкой эффективности ее воспитания.

Ключевые слова: проблемы воспитания молодежи, концепции воспитания, противоречия современного образования, социально-педагогические проблемы общества, нравственность, культура, досуг, самоопределение, противоречия современного образования

MODERN PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION AND TRAINING

Khrabrova Ekaterina Vyacheslavovna,

senior teacher of department of humanitarian and mathematical disciplines of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 946 56 22, e-mail: sleptcovakatrin@mail.ru

Hizhnyak Lyudmila Viktorovna,

candidate of pedagogical sciences, teacher of all-professional disciplines of College of the Right, economy and management, Krasnodar. Ph.: (918) 318 85 84, e-mail: kh.lyudmila@gmail.com

Summary. Two key categories of pedagogical science - education and training as the next attempt of the appeal to a problem of overcoming alienation of the person from his authentic essence, forming of spiritually developed personality in the course of historical development of society are covered in article that isn't made automatically, and requires efforts from people, and these efforts go as for creation of the material resources, objective social conditions, and on implementation opening at each historical stage of new opportunities for spiritual and moral enhancement of the person. With respect thereto the two-unity of this process giving the real chance of development of the person as persons only all set of material and spiritual resources of society is emphasized. In article the emphasis is placed on difficult, truly human task before which it is worth today - studying not only the pupil, but also the teacher most, to address information sources, the accumulated spiritual experience, making a daily feat of internal growth.

Not the last place in article is allocated to a question of the democratization of education assuming orientation to a number of important pedagogical conditions: equality of members of society irrespective of a social position, a floor, national, religious, race as democratic such organization of educational process in case of which the person capable is created is inherent in an educational system is free, to think and work creatively.

Also special attention is paid to today's threat of a dehumanization, hypertrophied rationalism, loss of high moral ideals, asocial behavior of youth that, unfortunately, confirms a low performance of her education.

Keywords: problems of education of youth, concept of education, contradiction of modern education, social and pedagogical problems of society, morality, culture, leisure, self-determination, contradictions of modern education.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять

своими желаниями, не учат правильно относиться

к понятиям можно, надо, нельзя.

Сухомлинский В. А.

Начиная с древности и до нашего времени человечество всегда было сильно озабоченно проблемой воспитания подрастающего поколения. Формирование личностных качеств подрастающего поколения остается приоритетной задачей педагогической науки.

Педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог - производное от греческих слов «пейда» - ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый». Вот так с древних времен и водим мы, педагоги, наших детей по земле. Первопричиной возникновения педагогики как науки является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Однако мир меняется каждый день. Жизнь проносится так стремительно, что порой некогда оглянуться. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Все пороки и несовершенства современного общества отражаются в актуальных проблемах молодежи.

Каждый раз, задумываясь о решении трудностей в воспитании детей, надеешься повлиять на благосостояние общества, социума в целом. Но чтобы мы ни решали, ни говорили, на сегодняшний день аспекты воспитания и обучения молодежи остаются одной из важных и сложных социально-педагогических проблем общества.

Основные детерминанты, влияющие на процесс воспитания и обучения детей и подростков, на их правильное поведение или влияющие на их преступное поведение являются такие факторы, как: личные, семейные, социальные, экономические, средства массовой информации (телевидение, радио, кино, газеты и журналы).

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Изучая законы и закономерности воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека, мы стремимся влиять и воздействовать на естественную и социальную среду обитания молодежи.

Как семья, так и учебно-воспитательные учреждения, целенаправленная деятельность воспитателей в системе образовательных организаций влияют на становление личности и творческого саморазвития человека.

Пока подросток - ребенок, проблем практически не существует. Дети - это абсолютно особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Но время течет, и дети вырастают.

Каждый, кто становится родителем, рано или поздно задумывается о том, как непросто воспитать из ребёнка личность. Эта проблема вечна - неудивительно, что о ней задумывались даже древние

философы. Семья была и остается лучшей школой жизни.

Школа да любая образовательная организация не ставит себе задачу помочь ребенку или молодому человеку самоопределиться, найти свое призвание, такой задачи у школы нет. Значит, родители должны помочь им в этом деле. Образовательная организация не учит детей сострадать и любить, такой задачи у нее нет. Значит, этим должны заниматься родители. Это и есть самое главное: научить любить.

Самое обездоленное существо на земле - ребенок, по мнению известного педагога, писателя, психофилософа Андрея Максимова, и с этим трудно не согласиться.

«Мы живем в обществе, которое издевается над детьми. Причем оно издевается над детьми, а мы даже этого не замечаем, потому что общество всегда считает свою модель отношения к ребенку единственно правильной», - говорит А. Максимов. Действительно, если бы хоть одного взрослого заставить хотя бы один день прожить по таким законам, по которым живет ребенок, он бы сошел с ума. Задумайтесь: начальники будут ставить вам оценки за то, что вы делаете. Это унизительно. А дети в школах вынуждены заниматься тем, за что им 11 лет каждый день ставят отметки. Ребенок - это такой же человек, как и взрослый, со своими особенностями. Не существует науки о том, как общаться со стариками. Старики отличаются от не стариков больше, чем дети отличаются от взрослых. Но, тем не менее, представим себе, что выйдет книжка о том, как общаться с человеком, когда ему семьдесят лет, восемьдесят, девяносто - едва ли такое возможно. А с детьми - возможно. Об этом надо помнить.

«Я бы хотел, чтобы вы уважали детей. Дети все заслуживают самого большого уважения, на какое вы только способны, потому что они так свежи, так невинны, так близки к божественному. Пора отдать им уважение, а не заставлять их уважать испорченных и развращенных людей - хитрых, лживых, полных дерьма - просто потому, что они старше»,

- сказал Ошо (Бхагван Шри Раджниш), индийский духовный лидер.

И вот ребенок подрастает. Он переходит в категорию «молодежь». И перед ним возникает множество проблем, решаемых и нерешаемых. Многие из которых предлагаются окружением, событиями, ситуацией, социумом. И если его недолюбили в детстве, адаптация в обществе происходит негладко.

Формирование внутреннего мира человека

- процессестественный, необходимый по отношению ко всем без исключения людям. В его основе лежат единые процессы перестройки сознания и поведения. Причем важно, чтобы были определены

научные основы перевоспитания как органической части системы воспитания. Следовательно, неблагоприятные условия, обстоятельства, вредные влияния одним воспринимаются и усваиваются, другим отвергаются. Внутренний мир личности ил способствует образованию отрицательных качеств, или оказывает острое сопротивление злу, активизирует борьбу человека с негативными явлениями. В науке предрасположенность к отрицательному и сопротивляемость ему объясняются различно. Буржуазные ученые, например, определяли предрасположенность к преступности по конституции тела, длине конечностей, овалу лица, величине головы и др. Нелепость подобных рассуждений вскоревы-яснилась, стала очевидной всем. Но до сих пор в буржуазной науке живет идея наследственной обусловленности аморального поведения. В отличии от нее советская педагогика выделяет четыре основные группы внутренних предпосылок, способствующих образованию отрицательных явлений.

Первая группа - факторы положительного развития личности, искаженные в результате неправильного воспитания.

Вторая группа - факторы отрицательного развития личности, возникшие в результате пробелов и отклонений в психическом развитии.

Третья группа - уже сформированные отрицательные качества.

И, наконец, в основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни.

На текущий момент времени определены наиболее острые проблемы выживания и адаптации подрастающего поколения.

Вот, например, безработица молодежи - это социальная проблема. Проблемы такого характера проистекают из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи также состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко приводит к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи.

Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи. Не имея жизненных перспектив, вынужденные

вести борьбу за выживание, многие молодые юноши и девушки становятся частью криминального мира.

Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов.

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкают молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить, уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки регулярно. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы - дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи. Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в Интернете, создание молодежных субкультур способствуют развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи. Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира.

К сожалению, с законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к

вступлению в молодежные неформальные группировки.

Кроме того, юношество - это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Воспитание - это деятельность по передачи новым поколениям общественного исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения. (научное мировоззрение складывается из двух ответов на два важных вопроса:

- Что есть человек и зачем он живет? - в зависимости от мировоззрения человека складываются ответы. На эти вопросы дают ответы либо религия, либо философия, но только не наука) В широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, это воздействие на личность общества в целом. В узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность призванная сформировать систему качеств, взглядов и убеждений.

Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.

2) формирование мировоззрения

3) формирование поведения.

Основы воспитания подростков, воспитания детей родителями, воспитания молодежи, воспитания полов большинству людей неизвестны. Действительно, актуальной проблемой воспитания и образования является проблема невоспитанности взрослого населения, тех людей, которые должны показывать примеры детям и осуществлять воспитание человека, а не простых животных, которых интересует лишь комфортное существование собственных физических тел (пища, физическая любовь, слава, богатство, власть, комфорт).

Сегодня человечеству нужно полностью поменять концепции воспитания. Ребенку нужно показывать примеры того, что его поступки влияют на него через общество. Нужно самим понять и воспитать в детях понимание того, что делая плохо другим людям, мы создаем вокруг себя общество страданий, соответственно, и сами страдаем. Главные уроки, которые получает ребенок в школе, - это уроки подобострастия, потому что ребенок очень хорошо знает, что если есть хорошие отношения с учителем, тогда будут пятерки. Не выстроишь - не будет пятерок.

Есть хорошие школы, хорошие учреждения среднего специального и высшего профессиональ-

ного образования. Хорошая школа, учреждение образования хороши тем, что дети и молодежь хотят туда ходить, там их не унижают. Есть гениальные учителя и преподаватели. Есть гениальные директора учреждений, которые пытаются в системе абсолютного маразма, которую представляет наша система образования, что-то сделать. Такие люди есть. Но это отдельные островки.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и в речах.

Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки - это и есть будущее страны.

Образовательные организации находятся в ситуации вечного ремонта (а то, что происходит в нашем образовании, - это ситуация вечного ремонта под названием «образовательная реформа»). Но все же образование как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. И с этим фактом сложно поспорить.

Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять, насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.

На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения.

Требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и опробуются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения.

Сегодня можно выделить ряд противоречий современного образования, которые лишь обостряются со временем и пока не решены:

- противоречие между стандартами обучения учащихся и их индивидуальными интересами и способностями;

- противоречие между темпами развития науки и реальными возможностями учащихся в плане познания;

- противоречия между стремлением к обучению по одной специальности и педагогической задачей многостороннего развития личности.

Проблемы инноваций в образовании. Проблемы инноваций в образовании начинаются на первом же этапе их разработки и внедрения. Ни один из авторов новейших педагогических подходов не может доказать, что его план будет эффективно работать на образовательном пространстве и также не может мотивировать других авторов присоединиться к его новой концепции. Как бы то ни было, любая инновация - это большой риск. И никто не может быть полностью убежден, что риск этот оправдан.

Тем не менее, попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся непрерывно.

В образовательных учреждениях обучающиеся привлекаются к исследовательской деятельности, творческим занятиям, массовым мероприятиям, в ходе которых они учатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые перспективы для самореализации и творческого развития каждого обучающегося.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Три основные задачи поколения:

1) освоить опыт предыдущего поколения

2) обогатить и накопить

3) передать последующим поколениям.

Когда поколение осваивает опыт предыдущего

поколения, обогащается и накапливает свой собственный - происходит развитие и воспитание.

Важно, что передача знаний способствует развитию общества

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, особенно высшего, имеет свои достоинства и недостатки.

Главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единство федерального образовательного пространства;

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

- приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

- восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Также инновации должны относиться к одной из четырех областей распространения:

- в воспитании;

- в обучении;

- в управлении;

- в переподготовке кадров.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться вовсех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность, важно не бояться рисковать. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обу-ченности, современной молодежи.

В заключение, словами Макаренко А. С., хочется сказать: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Проблема воспитания подрастающего поко-

ления стоит перед нашим обществом особо остро. Сейчас всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно возродиться и достойно воспитать новое поколение.

Воспитание происходит, прежде всего и более всего, в семье, где ребенок проводит большую часть жизни. Именно в семье закладываются первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирается в своей последующей жизни. Почему родители должны детей защищать? Потому что вся система образования построена так, что ребенка нужно унизить. Есть хорошие учителя и преподаватели, которые не хотят унижать ребенка. У нас такая страна - не сейчас, не при Путине, не при Ельцине, а всегда - система здесь хуже, чем люди. Мы спасаемся, потому что есть люди лучше системы.

Давайте перенимать и лучшие опыты воспитания и образования мира. Чтобы педагоги в системе не готовили ребенка к тому, что он будет никем, а государство будет всем. Фраза «твое мнение никого не интересует» не может прозвучать в израильской школе в принципе. В Бельгии директор образовательного учреждения говорит родителям ребенка: «У нас с вами одинаковая задача, мы хотим, чтобы ваш ребенок был радостный».

Конечно, за ребенка отвечает родитель, а не педагог. И сделать ребенка счастливым, сделать человека счастливым - такой задачи у государства нет. Государство не ставит себе задачу сделать человека счастливым. А родитель ставить себе такую задачу обязан.

Вспомним еще раз высказывание о воспитании Антона Семёновича Макаренко: «Воспитание детей

- самая важная область нашей жизни. Наши дети

- это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю.....»

Будем добрее!

ИСТОЧНИКИ:

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1. / Амонашвили Ш.А. - М.: Амрита, 2010.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования. - 2008. - №1.

3. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). - М., 1999

4. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. - М., 2003

5. Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство / Педагогика. - 2006. - №3.

6. Бибикова О.П., Цветкова Н.Н. Страны Востока в контексте современных мировых процессов: социально-политические, экономические, этнокон-

фессиональные и социокультурные проблемы. - 2013.

7. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию/ Под науч. Ред. С.А. Лисицына, СВ. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2005.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2000

9. Гальперин М. В.. Экологические основы природопользования, 2003

10. Глебова М.В. Педагогические аспекты совершенствования умственного воспитания учащихся в процессе обучения на основе реализации психологических закономерностей мышления // Современная педагогика. - 2015. - № 4

11. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Загвязинский В. И.. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Инфра-М, 2001

13. Исаев Б., Баранов Н.. Современная российская политика. М..: Пронто, 2012.

14. Карадже Т.В. Методология моделирования и прогнозирования современного мира: Коллективная монография, 2012

15. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие дпя руководителей и педагогов общеобразоват. шк. - М.: Университетское, 2002.

16. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков // Педагогика. - 2008. - №9. - 15

17. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. . - СПб.: Питер, 2000.

18. Максимов А.М. «Общение: в поисках общего». -СПб.: Питер, 2013.

19. Максимов А.М. Как не стать врагом своему ребёнку. - СПб.: Питер, 2013.

20. Момджян К.Х.. Введение в социальную философию. - 1997

21. Мухаев Р. Т. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», 2007

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты второго поколения». -М.: Просвещение, 2010 г.

23. Рогожникова Р.А. Педагогика (в таблицах). -Пермь: РИГ НОУ ВПО ПГТИ, 2009.

24. Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Школьный вестник. -2001. - №2/6.

25. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006.

26. Социальная педагогика. Словарь. (П-Я) / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М: УЦ Перспектива, 2011.

27. Тарасов СВ. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб.: ЛОИРО, 2003.

28. Теоретические основы воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. В.П. Сергеевой. - М.: «Академия», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.