Научная статья на тему 'Современные отношения между Японией и Великобританией'

Современные отношения между Японией и Великобританией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2881
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ / ЯПОНИЯ И ЕС / ЯПОНСКО-АНГЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS OF JAPAN / JAPAN AND EU / JAPAN-UK RELATIONS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные отношения между Японией и Великобританией»

«разрушит Касумигасэки и построит новую систему управления». Подобные заявления звучали и из уст руководителей Демократической партии накануне выборов в ключевую нижнюю палату парламента Японии 30 августа 2009 г., на которых ДП одержала историческую победу, завоевав более 2/3 мест.

Тема влияния бюрократии остается актуальной, что свидетельствует о том, что, несмотря на ряд структурных реформ, проведенных правительствами Хасимото Рютаро и его преемников, попытки избавиться от излишней бюрократической опеки не вполне удались политикам из Либерально-демократической партии. Теперь основные ожидания на изменение ситуации в этой области японское общество возлагают на Демократическую партию. Демократы объявили пересмотр отношений между политиками и бюрократами одним из приоритетов своей внутренней политики. Разграничение власти между чиновниками и политиками имеет большое значение для дальнейшего развития страны. Сохранение главенствующей роли бюрократии в системе государственной власти Японии снижает вероятность формирования стабильной политической системы со сменяемыми партиями. Будучи неподконтрольной избирателям, высшая бюрократия, тем не менее, зачастую определяет конкретные шаги в том или ином направлении. Кроме того, современная история Японии свидетельствует о том, что в случае отстранения, даже временного, либерал-демократов от власти, эффективность деятельности нового кабинета министров при проведении собственного политического курса может быть всерьез подорвана сопротивлением со стороны высших чиновников министерств. Очевидно, что для того, чтобы бросить вызов бюрократии, нужна сильная политическая власть, однако для этого перемены, вероятно, нужны не в Касумигасэки, а в Нагататё. Придут ли эти перемены вместе с приходом к власти Демократической партии, покажет уже ближайшее будущее.

Современные отношения между Японией и Великобританией

Д. М. Каренин

Со второй половины XX в. начинается непростая история двусторонних японо-английских отношений, в которой были периоды сближения и серьезнейших расхождений. Сегодня две страны связаны широким спектром общих интересов в экономической, политической, научно-технической и социально-культурной сферах. Великобритании и Японии свойственен особый характер отношений с США, что, несомненно, влияет и на отношения в треугольнике США - Япония - ЕС. Дополнительную динамику в японо-британских отношениях создают двухуровневые связи в формате Япония - Великобритания - ЕС, обеспечивая условия для более тесного сотрудничества между сторонами, включая и сотрудничество в области безопасности.

Для Японии начало второй половины XX в. оказалось сложным периодом. Страна пережила период оккупации, что способствовало формированию особых отношений с США. Это было время и первых шагов на международной арене, и преодоления всеобщего недоброжелательного отношения к странам, потерпевшим поражение в войне. Так, несмотря на поданную в 1952 г. заявку на присоединение к ГАТТ, в 1953 г. Японии из-за упорного сопротивления со стороны европейских стран, в особенности Великобритании, было предоставлено лишь временное членство и то благодаря сильному нажиму на организацию со стороны Соединенных Штатов1. Но уже в 1956 г. Япония получила постоянное членство в ГАТТ. Статья № 2 Генерального соглашения о тарифах и таможне обязывает каждую договаривающуюся сторону немедленно и безусловно распространить на участников соглашения все льготы, привилегии, преимущества и иммунитеты, которые она предоставляет какой-либо стране. Каждая страна обязана предоставить своим партнерам статус наибольшего благоприятствования в области тарифов и таможни. Однако, если страна не проводила отдельных переговоров ни с одним членом ГАТТ, в действие вступала статья соглашения № 35, которая в подобном случае отменяла действие статьи № 2. Таким образом, вступление в ГАТТ для Японии фактически ничего не изменило. Японию по-прежнему окружала «тарифная стена», крайне затруднявшая развитие

1 Moni M. H. Japan - UK: Perspectives of Partnership. - Asia Europe Journal. 2006, №4, p. 351-364.

торговли с другими странами. Присоединение к Г ATT стало лишь первым шагом на длинном пути.

Единственное, чему, пожалуй, могло радоваться британское правительство, так это тому, что Великобритания вышла из войны в лучшем состоянии, чем СССР или Франция, хотя промышленность была подорвана и появился огромный внешний долг. Такая ситуация способствовала тому, что, как и разгромленная Япония, Великобритания стала формировать особые отношения с Соединенными Штатами.

Сотрудничество между Японией и Великобританией проверенно временем. Его история помнит такие эпизоды, как заключение англояпонского союза в 1902 г. и участие обеих стран в первой мировой войне на стороне Антанты. В Японии в начале прошлого столетия было образовано движение «эйгаку», призывавшее изучать и перенимать опыт и достижения Великобритании в различных сферах.

Конечно, после окончания второй мировой войны было невозможно игнорировать тот факт, что Япония и Великобритания находились по разные стороны баррикад. Тем не менее, если послевоенная администрация Уинстона Черчилля в 1951-1955 гг. видела в Японии только лишь поверженного врага и даже пыталась воспрепятствовать присоединению ее к ГАТТ, то спустя семь лет ситуация в корне изменилась. Во время пребывания у власти администрации Мориса Макмилана Великобритания - страна, которая была изначально против принятия Японии в ГАТТ, а потом лоббировала применение к ней статьи 35 Г ATT, - первой пробила брешь в тарифной стене, выстроенной на пути Японии к европейским рынкам. Еще в 1959 г. в Лондоне было открыто представительство японской торговой палаты, в 1976 г. преобразованной в ДЖЕТРО (JETRO - Japan External Trade Organization, которая занимается привлечением инвестиций и укреплением деловых связей между японскими и британскими деловыми кругами. С 1961 г. по 1962 г. товарооборот между Великобританией и Японией вырос на две трети. Японские рынки привлекали к себе все больше внимания со стороны британских деловых кругов. Правительство Великобритании более не могло оставлять ситуацию без внимания. 5 декабря 1962 г. заместитель министра торговли Алан Грин обратился к Палате общин с призывом поддержать заключение договора о торговле и мореплавании с Японией. В своем обращении он подчеркнул, что дискриминационная политика по отношению к Японии более не отвечает ни экономическим, ни общеполитическим интересам Великобритании. Заключение такого договора необходимо для создания наиболее выгодных условий для британских экспортеров, что даст им возможность участвовать в совместных проектах с японскими компаниями и делать долгосрочные вложения в экономику Японии, которые принесли бы наибольшую прибыль. Договор о торговле и мореплавании, снимавший все ограничения, наложенные 35-й статьей договора ГАТТ, был заключен уже в следующем

году. Великобритания подала пример остальным европейским странам, и к середине 1960-х годов все ведущие европейские страны заключили с Японией аналогичные договоры.

Подписание договора 1963 г. было продиктовано своевременным осознанием Великобританией потенциала Японии как стратегического и торгового партнера. Это был прагматический шаг, обусловленный пониманием правящих кругов страны того, что свободная торговля с Японией куда продуктивнее поддерживания сформировавшейся вокруг нее тарифной блокады2. Тем не менее, хотя договор 1963 г. и прорубил для Японии окно в Европу, на первых порах ее отношения со странами-членами будущего Евросоюза в основном сводились к торговле. Несмотря на отказ от дискриминационной 35-й статьи, об особо доброжелательном отношении к Японии в Старом Свете в тот период говорить не приходится. Дополнительная конкуренция, создаваемая на внутренних рынках Европы хлынувшим из Японии потоком конкурентоспособных товаров, существенно осложняла существование европейским производителям, а довольно быстро сформировавшийся отрицательный торговый баланс в пользу Японии отнюдь не радовал европейские правительства. Дело дошло даже до введения антидемпинговых пошлин на некоторые японские товары в 1976 г., от которых впоследствии пришлось отказаться.

О взаимодействии в разных сферах, о сколько-нибудь серьезных совместных программах как по японо-европейской, так и по японо-британской линии можно говорить, лишь начиная с 1990-х годов. Тем не менее, в отличие от стран континентальной Европы для Великобритании активное сближение с Японией началось несколько раньше. Как и многие другие завоевания Великобритании во второй половине XX столетия, и это связано с именем Маргарет Тэтчер. Во время пребывания у власти администрации Тэтчер (1979-1990 гг.) был в корне изменен подход к британско-японским отношениям. Японию стали рассматривать как приоритетный внешнеэкономический ресурс. М. Тэтчер считала японские инвестиции хорошим способом создания новых рабочих мест в стране. Поэтому были приняты все возможные меры для привлечения таких инвесторов. В результате во время правления М. Тэтчер Великобритания стала главным пунктом назначения японского капитала в Европе. На нее приходилось 44% японских инвестиций.

Именно тогда был осознан высокий потенциал англо-японского сотрудничества. Еще в 1985 г., в соответствии с соглашением между Маргарет Тэтчер и главой японского правительства Накасонэ Ясухиро, была создана исследовательско-консалтинговая организация «Группа Соединенное Королевство - Япония 2000» (UK-Japan 2000 Group), в задачи которой входят изучение и исследование новых направлений

2 Moni M. H. Japan - UK: Perspectives of Partnership. - Asia Europe Journal. 2006. №4, p. 351-364.

развития японо-британского сотрудничества. По сложившейся традиции все решения, выработанные в ходе встреч этой группы, направляются непосредственно к главам японского и британского правительств. Так, например, на встрече группы, которое прошло в префектуре Тиба в марте 1999 г., было выдвинуто предложение создать систему академического обмена во время каникул с целью улучшения взаимопонимания между молодежью двух стран. Это предложение было поддержано и проведено в жизнь премьер-министрами Блэром и Обути.

Параллельно правительство Великобритании совместно с японскими деловыми кругами с 1989 по 1991 г. проводило кампанию «Возможности Японии» («Opportunity Japan»), направленную на увеличение британского экспорта в Страну Восходящего Солнца. По результатам этой кампании было зафиксировано увлечение данного показателя в 2 раза.

Формирование международной правовой базы отношений Японии с ЕС

1991 год стал началом нового этапа в японо-европейских отношениях. Распад Советского Союза, Совета по экономической взаимопомощи и блока Варшавского договора в корне изменили политическую конъюнктуру мира. Япония и страны Европейского сообщества не стали исключением. Обе стороны пришли к осознанию новых вызовов, которые возникли перед ними с окончанием холодной войны. Впервые с 1963 г., когда был заключен последний торговый договор, появилась необходимость в более тесном политическом сотрудничестве. Понимание этой необходимости нашло отражение в подписании в 1991 г. Декларации о всестороннем сотрудничестве между европейским сообществом и входящими в него странами и Японией.

Во введении к данному документу обе стороны признают важность соблюдения прав человека, а также свою приверженность принципам свободной торговли и необходимость построения процветающей и стабильной мировой экономики. Также отмечается важность диалога между Японией и европейскими странами и необходимости его углубления и интенсификации в условиях растущей взаимозависимости между различными регионами мира. Стороны высказали намерение более тесно сотрудничать в таких областях, как безопасность, поддержание мира и создание стабильного и справедливого мирового порядка в соответствии с хартией ООН, и стараться решать проблемы, встающие перед мировым сообществом, совместно.

Для достижения поставленных целей, в частности, предполагалось препятствовать распространению ядерного, химического и бактериологического оружия и технологий производства средств доставки, а также незаконному распространению обычных вооружений.

В экономическом плане высказывалось намерение делать все возможное для укрепления международной торговли, отказа от протекционизма

и улучшения инвестиционного климата. В связи с этим обе стороны возлагали особые надежды на такие международные организации, как ГАТТ и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Помимо этого, в декларации предусмотрен широкий спектр мероприятий по сотрудничеству в самых разных сферах, среди которых защита окружающей среды, разработка энергосберегающих технологий и научно-техническое сотрудничество, борьба с международной преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и, главным образом, легализацией финансовых средств, добытых незаконным путем.

Для координирования усилий было решено проводить ежегодные встречи на территории Европы, а промежуточные - на территории Японии.

Последние десятилетия XX в. характеризуются спадом активности в японо-европейских отношениях. Тому был целый ряд причин, связанных с упомянутыми выше изменениями политической карты мира. Общее замедление развития японо-европейских отношений практически никак не сказалось на англо-японских отношениях.

Однако пакистанский политолог из университета Даки, лауреат премии японского министерства образования Монир Хусейн Мони считает, что 1990-е годы в японо-британских отношениях скорее можно сравнить с началом XX в., когда сложилась ситуация, приведшая к заключению англо-японского союза 1902 г. По его мнению, у двух стран, в эти периоды появилась возможность использовать многочисленные сходства для установления тесного сотрудничества, а также желание выступать как равные партнеры.

В 1988 г. правительство Великобритании запланировало проведение кампании по облегчению доступа своих фирм на внутренний рынок Японии. Эта кампания воплотилась в последовательное проведение серии программ, аналогичных программе «Возможности: Япония». Первой среди них стала программа «Приоритет: Япония» («Priority Japan Campaign»), проводившаяся с 1991 по 1994 гг. В апреле 1994 г. на смену ей пришла программа «Действие: Япония» («Action Japan»). В соответствии с замыслом ее авторов, тремя основными ее направлениями были «продавать японцам», «инвестировать в Японию», «учиться у Японии». Также были выделены 13 приоритетных секторов японской экономики и определены возможности, которые они предоставляли британским кампаниям.

С 1996 г. Япония и Великобритания начали взаимодействовать в рамках форума АСЕМ (ASEM - Asia Europe Meeting), образование которого стало результатом «Новой азиатской политики» Еврокомиссии, а также стремления ряда дальневосточных государств к формированию диалога с европейским сообществом.

1995 год был успешным для японо-британского сотрудничества. Именно в этом году бывший тогда министром иностранных дел Японии

Икэда и его британский коллега Малкольм Рифкинд приняли решение подписать новое соглашение, которое бы регламентировало японо-британские отношения. Этот документ был подписан 2 сентября 1996 г. и назывался «Соединенное королевство - Япония: Особое партнерство в глобальном масштабе» («UK-Japan Action Agenda: Special Partnership around the World»)3. По содержанию он очень близок совместной декларации о сотрудничестве 1991 г., но поскольку данный документ действует исключительно на двустороннем уровне - между Лондоном и Токио, в нем, естественно, оговорены цели, касающиеся главным образом Японии и Великобритании. К ним относятся, в частности, намерение японской стороны поддержать проведение программы «Действие: Япония» по линии ДЖЕТРО, открыть в Лондоне центр изучения японского языка, обязательство британской стороны провести в Лондоне второй саммит АСЕМ в 1998 г. и др.4

Подобно торговому договору 1962 г., он стал первым среди многих аналогичных документов, впоследствии подписанных на двустороннем уровне между Японией и странами - членами Европейского Союза, таких, как «Япония и Германия в XXI в.: семь столпов сотрудничества» («Japan und Deutschland im 21 Jahrhundert - Sieben Säulen der Kooperation»5, 2000 г.), «Декларация о новом франко-японском сотрудничестве во имя мира, стабильности и процветания международного сообщества» («Declaration for a new Franco-Japanese partnership for peace, stability and prosperity in the international community»6, 2005 г.) и др. Все эти документы проникнуты духом совместной декларации о сотрудничестве 1991 г. и близки по форме и содержанию.

В преамбуле документа говорится о том, что он будет постоянно дополняться и пересматриваться для того, чтобы соответствовать политическим реалиям XXI в. Дополнения не заставили себя долго ждать. 12 января 1998 г. состоялась встреча между тогдашними лидерами двух стран - премьер-министрами Блэром и Хасимото. На этой встрече было зафиксировано, что японо-британские отношения достигли беспрецедентно высокого уровня развития. Было решено закрепить это в новой декларации о сотрудничестве, которая получила название «Общее

3 UK-Japan Action Agenda: Special Partnership around the World [Electronic resource], -JAPAN-UK Summit. - London, 1996. p.4, Mode of Access: http://www.mofa.go.jp/region/europe/ ukAik_agenda.html

4 Ibid.

5 Japan und Deutschland im 21. Jahrhundert - Sieben Säulen der Kooperation [Electronic Re-

source] - Tokyo, 2000, p. 9. - Mode of Access: http://www.tokyo.diplo.de/Vertretung/tokyo/de/ 04___Pol/Bilaterales/Siebens_C3_A4ulenSeite.html

6 Declaration for a new Franco-Japanese Partnership for Peace, Stability and Prosperity in the International Community [Electronic Resource] - France in the United Kingdom French Embassy. Tokyo, 2005, p. 3. - Mode of Access: http://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files_156/japan_510/ france-and-japan_2692/index.html?var_recherche=Japan

видение XXI в.» («UK-Japan Common Vision for the 21st Century»7). В сущности, несмотря на то, что в названии документа говорится о сотрудничестве в XXI в., он лишь уточняет, а иногда и просто подтверждает некоторые положения соглашения 1996 г. Важно было подтвердить, что названное выше соглашение сохранило актуальность и в XXI в.

6-го сентября 1999 г. во время встречи тогдашних министров иностранных дел Великобритании и Японии - Робина Кука и Комура Ма-сахико был принят документ, получивший название «Повестка 21: Япония и Великобритания в XXI веке» (Action agenda 21: the UK and Japan in the 21st century)8. Данный документ следует рассматривать как приложение к «Общему видению XXI в.». Очень кратко намеченные в этом документе основные направления сотрудничества, в «Повестке 21» были прописаны весьма подробно. Соглашение о сотрудничестве

1996 г., «Общее видение XXI в.», а также «Повестка 21» являются частями единой документальной базы, оформлявшей японо-британские отношения к началу XXI в.

В декабре 2001 г. состоялся юбилейный десятый саммит Япония - ЕС, в ходе которого был принят договор «Формирование общего будущего» («Shaping our common future»)9, который по сей день регламентирует развитие японо-европейских отношений. Основными направлениями сотрудничества, упомянутыми в договоре, как и в декларации, являются укрепление мира и безопасности, углубление экономического и торгового сотрудничества, совместное решение глобальных общественных проблем, содействие установлению диалога между разными народами и культурами. Договор «Формирование общего будущего» по содержанию сходен с аналогичными договорами, уже действовавшими на двустороннем уровне между Японией и некоторыми западноевропейскими странами на момент его подписания.

К 2007 г. существовавшая документальная база уже не полностью отвечала новым потребностям и возможностям японо-британского сотрудничества, поэтому возникла необходимость внести коррективы и обозначить новые направления. Во время встречи в Лондоне 9 января 2007 г. тогдашние премьер-министры Тони Блэр и Коидзуми Дзюнъити-ро обменялись мнениями по наиболее важным вопросам двусторонних отношений, а также ситуации в мире и решили установить ряд новых приоритетных направлений японо-британского сотрудничества. Эти на-

7 UK-Japan Common Vision for the 21st Century [Electronic Resource] - Foreign and Com-monwealth Office. Tokyo, 1998, p. 2. Mode of Access: http://www.mofa.go.jp/region/europe/uk/ cmnvsn.html

8 Action Agenda 21: the UK and Japan in the 21 Century [Electronic resource] - Foreign and Commonwealth Office. Tokyo, 2002, p. 5. Mode of Access: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/ latest-news/?view=News&id=2242426

9 Shaping our Common Future. An Action Plan for EU - Japan Cooperation [Electronic Resource] - European Union - Japan Summit. Brussels, 2001, p.25. Mode of Access: http ://www.mofa. go.j p/region/ europe/eu/ summit/actionO 112 .html

правления были изложены в составленном по итогам встречи документе, скромно названом «Совместное заявление Японии и Соединенного Королевства: Механизм будущего сотрудничества» («Japan UK joint statement: A framework for the future»)10. Этот документ по духу и содержанию близок к «Формированию общего будущего» и подтверждает приверженность сторон ранее провозглашенным принципам сотрудничества. Он является очередным дополнением к «Повестке 21» и «Общему видению XXI в.». Реализацию механизмов сотрудничества, установленных на основе японо-европейской и японо-британской документальной базе, можно проследить на многочисленных примерах в разных сферах.

Сотрудничество в области экономики

Одними из наиболее важных в «Повестке 21» являются положения об укреплении сотрудничества в области экономики, содержание которых кратко состоит в следующем.

1. Интенсификация торговых отношений и улучшение инвестиционного климата.

2. Содействие развитию международной торговли, а также работе «большой восьмерки».

3. Сотрудничество в финансовой сфере и содействие укреплению международной финансовой системы.

В отличие от европейских государств, которые пытались бороться с японской «политикой проникновения лазерного луча» при помощи протекционистских барьеров, британское правительство избрало другой подход, стараясь извлечь максимальную выгоду из экономического сближения с Японией. Сегодня мы видим плоды этого решения. Япония является крупнейшим рынком сбыта британских товаров после Соединенных Штатов и Западной Европы. Соединенное Королевство поставляет в Японию медицинское оборудование, продукты фармацевтической промышленности, автомобили и алкогольные напитки. По данным британской организации по торговле и инвестициям (United Kingdom Trade and Investment UKTI), уже в 2005 г. Великобритания поставила на японский рынок товаров и услуг на 8 млрд. фунтов стерлингов (около 17 млрд. долл. США). Основными статьями экспорта Японии в Великобританию являются автомобили и запасные части к ним, а также различные средства беспроводной связи. Япония является самым крупным поставщиком товаров и услуг на британский рынок после Соединенных Штатов и Евросоюза. Японский экспорт в Великобританию в том же году составил 15 трлн. иен (около 14 млрд. долл.)11.

1(1 Japan UK joint statement: A framework for the future [Electronic resource] / JAPAN-UK summit. - London, 2007, p. 3. Mode of Access: http://www.mofa.go.jp/region/europe/uk/ joint0701 .html

11 United Kingdom Trade and Investment UKTI [Electronic Rfesource] - UKTI. London, 2009, p. 2. Mode of Access: https://www.uktradem.vest.gov.uk/ukti/appmanager/ukti/home?_nfpb=true& searchPortlet_l_actionOverride=%2Fpub%2Fportlets%2Fsearch%2FshowContentItem&_windowLabel=

На протяжении прошлого десятилетия японские инвестиции в экономику Великобритании утроились. Соединенное Королевство уже на протяжении нескольких десятилетий удерживает пальму первенства по популярности среди японских инвесторов. Еще в 2002 г. 46% всех японских инвестиций в экономику Евросоюза приходилось именно на Великобританию12.

Сегодня в Великобритании представлены 1300 японских кампаний. Особенно благоприятные условия созданы для японских автомобилестроителей. Еще кабинет Маргарет Тэтчер провел через парламент закон, согласно которому все автомобили, произведенные на территории Великобритании японскими производителями, формально приравниваются к продукции британской автомобильной промышленности. Таким образом, японские автомобили, собранные в Соединенном Королевстве, не облагались пошлинами и таможенными сборами. Сегодня на территории Великобритании действуют заводы таких известных японских концернов, как «Тоёта», «Ниссан» и «Хонда».

Благодаря японским инвестициям, в Великобритании было создано 88 тыс. новых рабочих мест только в сфере производства. В целом, учитывая приведенный выше темп роста инвестиций за последние годы, можно сделать вывод, что Соединенное Королевство становится все более привлекательным пунктом назначения для японских инвестиций.

Британским инвесторам предстоит пройти долгий путь, прежде чем экономическое партнерство между Японией и Великобританией станет в полной мере равным. Их недостаточно высокая активность отчасти объясняется присущей японскому рынку закрытостью. Осознавая заинтересованность Японии в инвестициях, в том числе и британских, бывший премьер-министр Коидзуми поставил перед правительством задачу удвоить приток инвестиций в свою страну. Для этого кабинету пришлось провести ряд преобразований, направленных на повышение открытости рынка. Это дало возможность многим британским компаниям более успешно конкурировать на внутреннем рынке Японии. Среди них британские операторы телефонной и сотовой связи, в особенности компания «Водофон», которая стала крупнейшим иностранным инвестором в Японии, британские фармацевтические компании, разработчик автозапчастей (Ж1Ч, компании, работающие с высокими технологиями, такие, как «Логика» и «Кадсентре». Нефтяные гиганты «Бритиш Петролиум», «Шелл» и «Тэско» также стали существенно наращивать свои инвестиции в японскую экономику. Однако британские инвестиции в Японии главным образом сконцентрированы в телеком-

searchPortlet_l&searchPortlet_lnavigationPageId=%2Fsearch&searchPortlet_lnavigationContentPath=

%2FgEA+Repository%2F301%2F226485&_pageLabel=advanced_search

Jack Straw. Britain and Japan: A 21st century Partnership [Electronic resource] - Foreign and Commonwealth Office. Tokyo, 2002. p. 4. Mode of Access: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/ latest-news/?view=Speech&id=l 897771

муникационном секторе. При этом в сумме они превышают японские инвестиции в британскую автомобилестроительную промышленность.

Значительное влияние на развитие экономических отношений между Японией и Великобританией оказывают страны Европейского Союза, а также его механизмы управления общим рынком. Так, когда Еврокомиссия в Брюсселе рассматривала возможность введения новых ограничений на импорт автомобилей из Страны Восходящего Солнца, японские производители не стали дожидаться окончательного решения по данному вопросу и ответили серьезным наращиванием производства на своих заводах, расположенных на территории Великобритании, которые возместили бы потери от возможных ограничений. И то обстоятельство, что для базирующихся на территории Великобритании и поставляющих свои товары на европейский рынок японских производителей остается проблемой единая европейская валюта, для британского правительства является аргументом в пользу присоединения к Еврозоне. По мере изменения соотношения курса евро и фунта оно перестает представлять затруднения для японских компаний. Тем не менее, правительство Великобритании говорит о своей решимости присоединиться к Еврозоне, когда сочтет экономические условия подходящими13.

На сегодняшний день запущен в действие широкий спектр программ, аналогичных программе «Действие: Япония», призванных способствовать успешной работе британских предприятий в Стране Восходящего Солнца, а также продвижению британских сотрудников из филиалов японских компаний на территории Великобритании на руководящие позиции в их головных офисах в Японии.

Будучи членами «большой восьмерки», Великобритания и Япония играют важную роль в этой организации. На проходившем в 2008 г. в Японии саммите премьер-министры Японии и Великобритании обсудили вопросы, связанные с ростом цен на продовольствие и энергоносители, а также с экономической помощью развитию африканских стран. Оба премьер-министра выразили глубокое удовлетворение уровнем развития японо-британских отношений и намерение вывести их на еще более высокий уровень, а также заинтересованность в дальнейших инвестициях с обеих сторон14.

Сотрудничество в области международной политики и поддержания безопасности в мире

Документ «Повестка XXI» содержит ряд статей, посвященных сотрудничеству Японии и Великобритании по достижению общих целей в области международной политики. Основными из них являются:

Moni M. H. Japan-UK: Perspectives of Partnership. - Asia Europe Journal. 2006, №4, p. 351-364.

14 The First Press Conference, 7 July 2008 [Electronic Resource] - Foreign and Commonwealth Office. 2007, p. 7. - Mode of Access: http://www.mofa.go.jp/announce/press/2008/7/0707-l.html

- реформа Организации Объединенных Наций;

- контроль над распространением обычных вооружений, разоружением и нераспространением оружия массового поражения;

- борьба с терроризмом и наркоторговлей;

- предотвращение конфликтов и содействие мирному урегулированию.

Вскоре после принятия названного выше документа британское руководство открыто заявило о планах реформирования ООН. Поводом к этому послужила неудачная миротворческая операция этой организации в Югославии. Правительство Великобритании опубликовало доклад, в котором подвергло серьезной критике низкий уровень проведения миротворческих операций и подготовки миротворческих контингентов. В интервью каналу ВВС занимавший тогда пост главы «Форен Офис» Робин Кук высказался в пользу радикального реформирования механизма проведения миротворческих операций, в частности, создания специального центра обучения миротворцев на территории Великобритании, а также расширения Совета Безопасности ООН за счет включения в него Японии и Германии15.

Еще более подробно британский проект реформирования ООН был сформулирован на заседании Палаты Общин в 2003 г. заместителем главы британского внешнеполитического ведомства Уильямом Раммелем. Во-первых, предполагается оптимизировать работу ГА ООН таким образом, чтобы на обсуждение выносились в первую очередь наиболее актуальные и приоритетные вопросы. Во-вторых, предлагается расширить состав Совета Безопасности не только за счет предоставления статуса постоянных членов Японии и Г ермании, но и выделения еще трех мест для развивающихся стран из Африки, Азии и Латинской Америки. Великобритания намерена поддержать кандидатуры Индии и Бразилии. В-третьих, признается необходимость внести коррективы в работу некоторых вспомогательных органов ООН для обеспечения сбалансированности вклада организации в развитие всех регионов мира.

Помимо этого, в своем выступлении Уильям Раммель упомянул о необходимости частичного пересмотра отношения ООН к понятию государственного суверенитета и международного вмешательства. Это связано с тем, что на сегодняшний день любые внутренние решения, принимаемые в том или ином государстве в области экономики, политики, или, скажем, окружающей среды могут иметь серьезные последствия глобального уровня и вызвать международную реакцию. Точно также некорректное управление, уровень внутренней безопасности или нестабильность могут стать причиной международной обеспокоенности

и, если потребуется, совместного вмешательства. Поскольку во внутренние конфликты могут быть вовлечены соседние страны, что приведет к

15 UK urges UN reform 4 September 2000 [Electronic Resource] - BBC. 2000, p. 3 -Mode of Access: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/iik_news/politics/909556.stm

большому числу беженцев, росту преступности и дестабилизации целых регионов, международному сообществу не стоит ждать, пока ситуация перерастет в международный кризис, руководствуясь соображениями невмешательства во внутренние дела другого государства16.

Помимо этого, правительство Великобритании полностью поддержало принятую в 2002 г. программу реформ ООН под названием «Усиление ООН: программа дальнейших преобразований» (Strengthening the UN: An Agenda for Further Change), разработанную Кофи Аннаном17.

Япония входит в так называемую «группу четырех» (G4) наряду с Германией, Индией, Германией. Эти страны занимают активную позицию в вопросе реформирования СБ ООН, стремясь стать его постоянными членами. 22 июня 2005 г. в Брюсселе состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств стран «группы четырех». По итогам встречи было сделано совместное заявление, в котором подчеркивалась необходимость срочного проведения всесторонних реформ с целью усиления ООН для того, чтобы успешно противостоять современным вызовам в области экономического развития, безопасности и защиты прав человека. В заявлении также говорилось о необходимости реформирования Совета Безопасности с целью приведения его в соответствие с современными реалиями. С этой целью предполагалось расширить СБ, включив в него новых постоянных и непостоянных членов на базе сбалансированного представительства и равновесия между развитыми и развивающимися странами.

В настоящее время сотрудничество между Японией и Великобританией по таким вопросам, как нераспространение ядерных и ракетных технологий военного назначения, биологического и химического оружия, а также контроль над распространением обычных вооружений выражается в активном взаимодействии по данным вопросам на разнообразных международных форумах, таких, как АСЕМ. Еще одной формой японо-британского сотрудничества является содействие совершенствованию международного законодательства. Одним из примеров стала поддержка британским и японским правительствами принятия в апреле 2004 г. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций №1540. Эта резолюция обязывает всех членов ООН принять дополнительные меры для предотвращения распространения ядерных, химических и биологических вооружений и технологий производства средств доставки, а также для ужесточения контроля над циркуляцией необходимых для их производства материалов18.

16 REFORMING THE UN [Electronic Resource] - Foreign and Commonwealth Office. London,

2003, p 6. - Mode of Access: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/ktest-news/?view= Speech&id=1897679

17 Strengthening the UN: An Agenda for Further Change [Electronic resource]. Unesco. 2001, p. 5 -Mode of Access: http://portal.unesco.org/en/files/12698/10545492181uncl33e.pdi7 uncl33e.pdf

UN Security Council Resolution 1540 [Electronic Resource]. U.S. Department of State. -New York, 2004, p. 2. Mode of Access: http://www.state.gOv/t/isn/cl8943.htm

Особое значение правительство Великобритании и Японии придают поддержанию и развитию режима ядерного нераспространения. В этой связи важным для обеих стран направлением является содействие вступлению в силу договора 1996 г. о полном запрете ядерных испытаний. Он открыт для ратификации новыми странами-участницами, но в силу вступит только после того, как будет ратифицирован девятью странами, указанными в приложении №2, до сих пор не присоединившимися к нему (США, КНР, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР, Индонезия, Иран, Египет). Великобритания была в числе первых ратифицировавших его стран. Япония и Великобритания всеми доступными средствами стараются ускорить вступление этого документа в силу.

Япония, Великобритания и Евросоюз используют все возможности для укрепления режима нераспространения. В «Особом партнерстве в глобальном масштабе», в частности, говорится о необходимости склонения Индии и Пакистана к присоединению к ДНЯО в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 117219. Япония и Великобритания также сотрудничают по корейской ядерной проблеме. Правительство Великобритании поддерживает позицию японской стороны в отношении КНДР. В Лондоне уверены в том, что ядерная программа Северной Кореи представляет угрозу не только для Японии, но и для всего региона и решительно поддерживают деятельность Японии в составе международной шестерки посредников по корейской проблеме. Во время своего недавнего визита в Японию (16-18 марта 2009 г.) заместитель министра иностранных дел Великобритании Билл Раммель озвучил позицию британского правительства относительно планируемого Пхеньяном запуска спутника связи, отметив, что подобный запуск в значительной степени перечеркнет успехи, достигнутые в переговорах с Северной Кореей20. В «Совместное заявление Японии и Соединенного Королевства» включен призыв к Ирану согласиться на мирные инициативы, предлагаемые международным сообществом в соответствии с резолюцией СБ ООН №1737, и прекратить обогащение урана. Япония и Великобритания входят в число стран, подписавших Эрри-ярдскую Декларацию Международной Конференции по борьбе с терроризмом 2005 г. В данном документе отражен современный подход международного сообщества по отношению к этому явлению.

Конституция Японии, согласно которой страна отказывается от войны как средства разрешения конфликтов, сильно ограничивает ее возможности по сотрудничеству с другими странами в проведении ан-

19 Action Agenda 21: the UK and Japan in the 21 century [Electronic Resource] - Foreign and http://www.state.gov/t/isn/cl8943.htmCommonwealth Office. Tokyo, 2002, p. 5 - Mode of Access : http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/latest-news/?view=News&id=2242426

20 Rammell Bill. Minister of State at the Foreign & Commonwealth Office, Visited Japan [Electronic Resource] - Foreign and Commonwealth Office. Tokyo, 2009, p. 2 - Mode of Access -:http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/latest-news/?view=News&id=15011148

титеррористических операций. Тем не менее, Япония сотрудничала с британскими и американскими силами во время афганской и иракской кампаний. Японские суда снабжали топливом британский и американский флот во время антитеррористической операции в Афганистане.

Впервые со времен второй мировой войны японские войска были задействованы за пределами страны в операции в Ираке. Одним из ключевых направлений японо-британского сотрудничества, упомянутым во всех документах, является привлечение максимального количества участников к конвенции, запрещающей противопехотные мины.

Таким образом, японо-британское политическое сотрудничество во многом проявляется в четком обозначении позиций двух стран по ключевым аспектам мировой политики и взаимной поддержке на международной арене. Тем не менее, учитывая динамику развития японобританских отношений, есть все основания ожидать более активного сотрудничества между Великобританией и Японией в области международной политики.

Сотрудничество в области развития науки и техники

Во всех документах, касающихся современных англо-японских отношений, научно-техническое сотрудничество выделено как одно из наиболее приоритетных направлений. Стороны признают высокий научный потенциал друг друга и считают совместное развитие науки и высоких технологий взаимовыгодным направлением сотрудничества. К наиболее важным областям совместной научной деятельности относятся исследования в области возобновляемых источников энергии и ядерного синтеза, наблюдение за изменениями климата, а также исследования в различных областях биологии.

Научный потенциал Соединенного Королевства признается во всем мире. Япония не уступает Великобритании по вкладу в развитие науки и высоких технологий. Страна является признанным лидером в таких областях, как развитие телекоммуникаций, разработка нанотехнологий и многих других. Краеугольным камнем японо-британского научно-технического сотрудничества стало соглашение, подписанное Джоном Мэйджером и его японским коллегой Хосокава Морихиро в 1994 г., в котором была намечена программа двухстороннего сотрудничества в этой области. В соответствии с этим соглашением, регулярно проводятся заседания японо-британского комитета по научно-техническому сотрудничеству.

В июле 2004 г. по результатам встречи лидеров двух стран были подписаны три совместных коммюнике. В одном из них - «Японо-Британское научно-техническое партнерство» (Japan-U.K. Science and Technology Partnership) перечислен ряд проектов, по которым Япония и Великобритания сотрудничают наиболее тесно.

Один из них - ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor) -международная программа по созданию экспериментального термоядерного реактора и исследование процессов термоядерного синтеза. В нем ЕС представлено агентством Евратом. В совместном коммюнике говорится о важности данного проекта для двустороннего научно-технического партнерства между Японией и Великобританией21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще один международный проект, в рамках которого разворачивается японо-британское научно-техническое сотрудничество, - программа АРГО (ARGO: The Global Array of Profiling Floats), которая предполагает исследования океанов, направленные главным образом на мониторинг динамики климатических изменений22.

Новые инициативы по интенсификации японо-британского научно-технического сотрудничества, выдвинутые в совместном коммюнике, направлены главным образом на координацию работы научных центров. Первая из них предполагает установление более тесных контактов между ведущими представителями научного сообщества двух стран. Для этого правительствами Японии и Великобритании было принято решение назначить с каждой стороны одного из наиболее выдающихся ученых для налаживания диалога между группами ученых, который в свою очередь поможет выявить новые потенциальные направления дальнейшего научно-технического сотрудничества.

Предполагается расширение программ академических обменов главным образом по линии научной программы исследовательского совета биологических наук и биотехнологий (Biotechnology and Biological Sciences Research Council). Сегодня Япония и Великобритания стараются сделать участие в академических обменах как можно более привлекательным для молодых ученых.

Научно-техническое сотрудничество с Великобританией и другими западноевропейскими государствами - это будущее японо-европейских отношений. Потенциал только японо-британского сотрудничества по развитию науки и высоких технологий раскрыт еще далеко не полностью. На сегодняшний день Япония и Великобритания на двустороннем уровне, а также в сотрудничестве с другими странами работают над рядом перспективных проектов в области энергетики, нано- и биотехнологий, изучения глобальных климатических изменений. Активизация программ обмена и создание объединений ученых постепенно ведет к углублению связей и интеграции японских и британских институтов НИОКР как между собой, так и с промышленными предприятиями и деловыми кругами в обеих странах. Развитие научно-технического

21 Igarashi H. Alliance in Science (Sci-Tech Communication). - Look Japan. 2004, p. 1-3.

22 Argo: The Global Array of Profiling Floats [Electronic Resource] - Office of Climate Observation.

2004, p.l - Mode of Access: http://www.0c0.n0aa.g0v/index.jsp?show_page= page_argo_global.jsp&nav= observing

сотрудничества создает новые перспективы для японо-британских и японо-европейских отношений.

Сближение народов и культур

В документе «Повестка XXI» программам разного рода обмена и культурному сближению между Японией и странами ЕС посвящен весь первый раздел. Основной упор делается на развитие программ обмена всех уровней, начиная со школьных учителей и заканчивая членами дипломатического корпуса и парламентских комиссий, а также устранение всех препятствий для свободного перемещения специалистов между Японией и Великобританией.

Британское правительство занимается распространением своего культурного влияния и популяризацией британского образования в Стране Восходящего Солнца с 1953 г. Тогда в Токио было открыто представительство Британского Совета. Социально-культурные связи между двумя странами сегодня сильны, как никогда. И Япония, и Великобритания очень много выиграли от процесса глобализации, поскольку количество контактов между корпорациями, неправительственными общественными организациями и гражданами обеих стран заметно возросло. За прошедшие тридцать лет число японских граждан, посещающих Великобританию, увеличилось в три раза и достигло примерно 380 тыс. человек в год. А число граждан Соединенного Королевства, посещающих Японию, увеличилось в пять раз и составило около 220 тыс. человек в год. Благодаря новым технологиям и современному стилю жизни, создается впечатление, что Япония и Великобритания - соседи. Таким образом, существенное значение приобретает и нарастающее количество личных контактов вне официальных двусторонних отношений. Культурные мероприятия, такие, как концерты и выставки все чаще организуются по инициативе частных кампаний и граждан. Похожий процесс происходит и в области программ по получению образования за рубежом, а также уже упоминавшихся ранее программ академических обменов. Наиболее заметно это проявляется в области туризма, и, конечно же, частного предпринимательства. Таким образом, частные контакты играют не последнюю роль в сближении между Японией и Великобританией.

На сегодняшний день почти четверть административных единиц Японии имеют своих официальных представителей в Лондоне. Они распространяют информацию о своих регионах, содействуют проведению программ обмена, способствуют притоку в регионы Японии британских инвестиций и помогают установлению контактов между деловыми кругами двух стран. Они также играют роль своеобразных миссионеров, давая жителям Соединенного Королевства возможность познакомиться с культурой и традициями разных частей Японии. На фоне установления

все более тесных связей между японскими и британскими городами и развития различных программ обмена особенно выделяется наиболее удачная программа обучения в Японии по обмену ДЖЕТ (Japan Exchange and Teaching). Потенциал ДЖЕТ только начинает раскрываться. Растет число молодых британцев, побывавших и учившихся в Стране Восходящего Солнца, которые «наводят мосты» между двумя народами, рассказывая о Японии в своей родной местности. Хотя сегодня программа ДЖЕТ - лишь одна из небольших аналогичных государственных программ, ей предрекают большое будущее. Обучение японскому языку в других странах активно поддерживается правительством Японии. Так, например, лондонский языковой центр, целью которого является популяризация японского языка на всей территории Великобритании, курируется Японским фондом. Результатом его деятельности стало то, что только с 1993 г. по 2003 г. число британских студентов, изучающих японский язык, утроилось и превысило 10 тыс. человек.

26 августа 2008 г. исполнилось 150 лет со дня установления дипломатических отношений между Японией и Великобританией. К этому событию была приурочена широкая программа культурных мероприятий, которые будут проходить в течение 2009 г. по всей территории Великобритании с участием наиболее выдающихся деятелей культуры и искусства из обеих стран. Среди наиболее интересных мероприятий -постановка японским режиссером Нинагава Юкио шекспировской «Двенадцатой ночи» в стиле кабуки в центре Барбикан, выставка работ худождника Джона Томаса в музее города Борнмут, выступление в Уигмор-Холле знаменитого англо-японского дуэта-фортепиано - Джо-зэфа Тонга и Вака Хасэгава, а также выставка японской гравюры Ута-гава Куниёси в Королевской Академии искусств. Основной целью этих и многих других культурных мероприятий, приуроченных к памятной дате, является улучшение взаимопонимания и сближение между народами Японии и Великобритании.

* * *

Во второй половине XX в. Великобритания была первой страной, осознавшей новые возможности, которые открывало сотрудничество с Японией. Договорная база, оформляющая двусторонние отношения, довольно разрозненна и в традициях англо-саксонского прецедентного права составлена с расчетом на систематическое обновление и дополнение. Это, однако, не помешало Японии и Великобритании выстроить систему всестороннего сотрудничества и внести большой вклад в развитие отношений между Японией и Европой.

Хотя экономические связи по-прежнему составляют костяк японобританского сотрудничества, привнесение в них политической составляющей, а также выход на международную арену Евросоюза придали

им дополнительный импульс. Например, в 1984 г. даже «группа Соединенное Королевство - Япония 2000» не предполагала возможности тесного политического сближения, не говоря уже о сотрудничестве при проведении миротворческих операций в мире в столь скором будущем. Тем не менее, политики обеих стран уже тогда говорили о желательности такого сближения, поскольку Япония и Великобритания имели ряд общих геополитических интересов на ближневосточном, китайском, советском и африканском направлениях. Кроме того, общность интересов и внешнеполитических курсов была продиктована сложившейся уже тогда экономической взаимозависимостью.

Для выведения японо-британских отношений на новый уровень, необходимо укреплять сотрудничество по таким направлениям, как научно-техническое сотрудничество, создание совместных предприятий и исследовательских институтов, реализация инновационных проектов в области образования и академических обменов, помощь развитию третьих стран, а также осуществление мероприятий, направленных на повышение результативности сотрудничества при проведении миротворческих операций. Кроме того, практически не раскрыт потенциал сотрудничества в области культуры.

Отношения между Японией и Великобританией сегодня выходят на новый рубеж, предполагающий координацию внешней политики по наиболее актуальным международным проблемам, углубленное экономическое сотрудничество, совместные научные проекты, а также многочисленные связи на уровне неправительственных организаций и отдельных граждан. Ожидается, что, несмотря на сегодняшние экономические трудности, в скором будущем японо-британские отношения войдут в более активную фазу. Учитывая все более возрастающую важность фактора ЕС в отношениях между Японией и Великобританией, эти отношения приобретут существенное значение в общемировом масштабе.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Экономика Японии в условиях мирового кризиса (2008 г. - первый квартал 2009 г.)

Е. JI. Леонтьева

Экономика Японии переживает тяжелый спад, начавшийся в середине 2008 г. после шести с лишним лет экономического роста страны. Подъем шел при невысоких темпах: годовые приросты ВВП в реальном выражении составляли среднем около 2% в год, что примерно соответствует потенциальным темпам, которые оцениваются Банком Японии в 1,5-2%. Приросты промышленного производства тоже были невысокими: 0,9% в 2007г. и 1,4% в 2008 г.1

Еще в 2008 г. в Японии считали, что американский кризис страну не затронет, так как японские финансовые учреждения не так уж много потеряли на субстандартных ипотечных облигациях. Прямые потери финансового сектора от сделок с американскими ипотечными облигациями на сентябрь 2008 г. оценивались всего в 896 млрд. иен (8,8 млрд. долл.) - это малая часть общемировой суммы таких потерь в 1,4 трлн. долл. Вероятно, поэтому в ноябре 2008 г. министр финансов Сёити Нака-гава обещал Всемирному банку и МВФ вложить в фонд рекапитализации банков в развивающихся странах 2 млрд. долл. (из запланированных 3 млрд. долл.). Золотовалютные резервы в 1,3 трлн. долл. придавали уверенность японскому правительству.

Япония уже пережила финансовый кризис в 1990-2002 гг. - так называемое «потерянное десятилетие». Экономика прошла через накопление «плохих долгов» в балансах компаний и банков, банкротства банков, дефляцию цен, стагнацию спроса. Это был кризис национальной экономики. Если бы не благополучные условия на мировом рынке, не рост японского экспорта, этот кризис мог бы стать еще более затяжным. Кабинету Коидзуми Дзюнъитиро и Банку Японии, работавших слаженной командой, удалось выйти из него при помощи санации банковской системы и денежной политики, преодолевшей дефицит ликвидности.

1 Здесь и далее показатели конъюнктуры приводятся по: Japan Statistics Monthly. 2009, May - www.stat.go.jp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.