Расчет по этой формуле возможен при условии, что каждая группа товаров, реализуемая торговой сетью или предприятием, имеет разные величины наценки, кроме того, обязательно ведется их учет в соответствующих графах бухгалтерского баланса. Нетрадиционные способы расчета наценки на товары и услуги:
Следует отметить, что такое понятие, как величина наценки, или торговая наценка, используется предприятиями с любым размером оборота. Данный показатель даст точные данные о величине дохода, а также об убыточности деятельности учреждения.
В общем виде наценка - это чистая прибыль фирмы, без всех издержек: налогообложения, выплат в негосударственные фонды, текущих затрат. Грамотное ведение бухгалтерского баланса позволит сделать вывод о рентабельности предприятия и о необходимости дальнейшего производства товаров. Список использованной литературы
1. Дубинина, Г.А. Английский язык: экономика и финансы (Environment): Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
2. Дубинина, Г.А. Английский язык: экономика и финансы (Majors): Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 176 с.
3. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 427 с.
©Е.Е. Воеводскова, 2015
УДК33
Т. Н.Воропаева
Магистрант, институт мировой экономики и финансов Волгоградский государственный университет г. Волгоград, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС И РОССИИ: САНКЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОТНОШЕНИЙ.
Аннотация
Развитие внешнеторговых отношений с Европейским союзом (ЕС) имеет большое значение для России, поскольку ЕС является крупнейшим деловым и политическим партнером России в Европе. В современных условиях на долю ЕС приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта и более трети иностранных капиталовложений в экономику России.
Ключевые слова
Внешнеторговая политика, Россия и Европейский Союз, товарная структура, санкции,
продовольственное эмбарго.
Развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие институциональной основы взаимодействия, давние деловые традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Евросоюз в стратегическом плане и в перспективе будет играть возрастающую роль во внешних отношениях России. Именно на рынке ЕС в основном возможен массовый сбыт традиционных российских экспортных товаров (газ, нефть, уголь, лес, металлы, удобрения и химикаты, товары ядерного цикла, алмазы).
За последнее десятилетие товарооборот с ЕС вырос более чем в три раза и к 2015г. достиг 377, 3 млн. долл. Объем экспорта товаров из России в ЕС составляет 258, 8 млн. долл, а объем импорта из ЕС в Россию
- 118, 5 млн. долл[1]. Таким образом, Евросоюз прочно занимает первое место во внешней торговле России. В свою очередь, Россия занимает третье место после США и Китая во внешней торговле ЕС.
Европейский союз выступает как ярко выраженный крупнейший импортер российских энергетических и сырьевых товаров: порядка 63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС. При этом Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20% от общего импорта нефти в ЕС или 27% от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44% от общего объема импорта газа или около 24% общего потребления газа в ЕС[2]. В результате, в товарной структуре торговли по-прежнему сохраняется серьезный дисбаланс. Российский экспорт на три четверти представлен энергетическим сырьем, в целом доминируют товары низкой степени обработки, доля машин и оборудования составляет менее 1%. Из стран ЕС в Россию поступают химикаты (16%), продовольствие (8,5%) и оборудование (48%), причем на промышленное оборудование приходится лишь 8%, что свидетельствует о низких темпах технического обновления отечественной промышленности. Аналогичный дисбаланс существует и в рамках отдельных отраслей. Например, из России в ЕС поставляются химикаты и минеральные удобрения, т. е. продукция с низкой добавленной стоимостью, а во встречном направлении идут лекарства и парфюмерия. Торговля услугами характеризуется крайне скромными масштабами[3].
По оценкам специалистов, ориентация российской внешней торговли на экспорт сырьевых товаров в ближайшие годы сохранится. Это во многом может способствовать сохранению высокого потенциала рынка ЕС для России и поддержанию ее положительного сальдо в торговле до изменения структуры российского экспорта.
За последние два года качество политических отношений между Россией и ЕС резко ухудшилось, а экономические отношения обострились после введения санкций. Санкционные меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с РФ и российскими организациями в различных сферах: ЕС отказался проводить саммит ЕС-Россия, намечавшийся на июнь 2014г[4].
Последующее усиление санкций было связано с обострением ситуации на востоке Украины. ЕС расширил список лиц, против которых вводятся санкции, ввёл санкции против компаний «Черноморнефтегаз» и «Феодосия», крымских компаний, конфискованных у Украины, и призвал страны-члены ООН принять экономические, торговые и финансовые меры против РФ из-за присоединения Крыма и Севастополя к России. Помимо этого, ЕС принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток»[5], отказался от участия в конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС: газовый аспект» в Брюсселе[6].
Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией. ЕС ввёл санкции против Российского национального коммерческого банка, концерна ПВО «Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролет». Кроме того, были введены санкции в сферах торговли и инвестиций против Крыма и Севастополя. 31 июля 2014 г. были озвучены санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Было объявлено эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; введен запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям. ЕС обязал экспортёров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию, а также ввёл запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[7].
Новое расширение санкций было предпринято 12 сентября 2014г., при этом ограничения коснулись банковского сектора и оборонной промышленности. Теперь в список попали и нефтяные госкомпании -«Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть» а также "Объединенная авиастроительная корпорация",
"Уралвагонзавод" и входящий в госкорпорацию "Ростех" холдинг "Оборонпром" (в санкционном списке США отдельно значатся «Газпром», «Сургутнефтегаз» и «Лукойл»). Им, как и госбанкам "Сбербанк", ВТБ, Внешэкономбанка, "Газпромбанк" и "Россельхозбанк", запретили не только получать зарубежные кредиты, размещать долговые бумаги, но и пользоваться западными добывающими технологиями[8]. Был введен запрет иностранными компаниям на поставку продукции двойного назначения девяти российским оборонным предприятиям: АО "Сириус", ОАО "Станкоинструмент", АО "Чемкомпозит", АО "Калашников", АО "Тульский оружейный завод", "НПК Технологии машиностроения", ОАО "Высокоточные комплексы", ОАО "Алмаз-Антей", НПО "Базальт"[9]. В список лиц, которым запрещен въезд в страны Евросоюза, было внесено еще 24 фамилии. Таким образом, общее число фигурантов в нем увеличилось до 119 человек[10].
Последний раз власти ЕС расширили список граждан и юридических лиц, против которых действуют персональные санкции, включив в него 19 человек (5 граждан России) и девять организаций[11].
Последствия введения санкций против РФ, по мнению экспертов, скажутся на таких крупных российских компаниях, как «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Оборонпром» и предприятие «Уралвагонзавод». Однако, Европейские компании из-за санкций против РФ теперь также страдают, так как не могут поставлять продукцию российским крупным оборонным предприятиям и из-за этого несут финансовые потери.
Обмен санкциями приводит к серьезным последствиям, которые отражаются не только на Россию, но и оказывают негативное влияние на ЕС. Так, Россия в ответ на европейские санкции приняла ответные меры в отношении стран ЕС. Президент России В.Путин 6 августа 2014г. подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым запретил импорт некоторых продовольственных товары из стран, применивших санкции против России. В частности, в список входит говядина, свинина, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясо птицы, рыба, ракообразные, моллюски, молоко и молочная продукция, сыры, плодоовощная продукция, орехи. Запрет будет действовать год. Ответные санкции России коснутся поставщиков из США, Евросоюза, Японии, Канады, Австралии и Швейцарии. Президент РФ также подчеркнул, что экономические санкции в современном мире в конечном счете отразятся на экономиках тех стран, которые их инициировали[12].
Эксперты считают, что введение Россией запрета на поставки в страну продовольственных товаров из государств Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии становится серьезной проблемой для Европы. В 2013г. на ЕС пришлось 42% импортированных в РФ продуктов питания. В общем объеме на страны ЕС приходится около 30,5% импорта плодоовощной продукции, на Австралию - 0,82%, на США - 0,2%. Более того, на страны ЕС приходится 36,59% импорта мяса и мясных субпродуктов в натуральном объеме, на США
- еще 11,87%. Согласно данным Eurostat совокупный объем продукции, импортируемой из ЕС в Россию, в 2013 г. оценивался в 11,8 млрд. евро, что составляет менее 1% от общего объема экспорта[13].
Поддерживая США в своей санкционной политике, страны ЕС несут колоссальные потери. От ответных мер России ЕС страдает больше, чем Америка, ведь именно Евросоюз - основной торговый партнер России. В современных условиях европейские компании пытаются оправиться от последствий введения эмбарго Россией. ЕС серьезно пострадал в результате российских ограничительных мер, потому что Россия
- второй по величине экспортный рынок Евросоюза[14].
Однако продовольственные санкции России могут быть не последними. В сложившихся условиях, связанных с российским лоукостером "Добролет", представители России подготовили перечень ответных шагов.
Во-первых, Россия может осуществить запрет использования своего воздушного пространства для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии. Во-вторых, прорабатывается вопрос об изменении точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских перевозчиков. Это может отразиться на стоимости перевозок для европейских авиакомпаний. В-третьих, Россия может пересмотреть правила использования транссибирских маршрутов, то есть денонсировать согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов[15].
После введения очередного пакета санкций ЕС против России, которые включают ограничения на доступ российских госбанков к европейскому капиталу, расширение эмбарго на поставку технологий для российской нефтяной отрасли и увеличение списка лиц, чьи активы в Европе подлежат блокировке, Минэкономразвития уже подготовило второй пакет ответных мер на санкции Запада. Россия может ограничить импорт автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Представитель Торгово-промышленной палаты А. Шкирандо выразил мнение, что ограничения на импорт товаров легкой промышленности не нанесут серьезного удара по российской экономике, потому что большая часть импорта идет не из санкционных стран. Импорт в Россию из стран Евросоюза обуви, одежды, тканей, текстильных принадлежностей, кожи, меха и аксессуаров составил в 2013 году 3,2 млрд долл. - это 16% всего импорта по этим категориям. Более 80% российского рынка - импортная продукция, основная часть которой приходит из Азиатского региона, то есть из стран, которые не участвуют в санкциях[16].
Таким образом, в современных условиях санкционный формат отношений между Россией и ЕС оказывает негативное влияние на экономику как России, так и ЕС. Это требует пересмотра такой дискриминационной торговой политики и отказа от введения санкций. Россия сделала первый шаг для примирения с ЕС, отказавшись от ответных мер после последнего раунда западных санкций. ЕС также следует принять меры по урегулированию разногласий и наладить продуктивный диалог с главным экономическим партнером - Россией.
Список использованной литературы:
1. Федеральная таможенная служба. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2014 года URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения 27. 02. 2015)
2. Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском Союзе. Энергосотрудничество и энергобезопасность. URL:http://www.russianmission.eu/ru/energosotrudnichestvo-i-energobezopasnost (дата обращения 23.09.2014)
3. Николай Кавешников, Экономический фундамент отношений между Россией и ЕС пока недостаточно крепок. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1791#top (дата обращения 23.09.2014)
4. BBC Русская служба. США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и Украины. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml (дата обращения 23.09.2014)
5. LENTA.RU Экономика Европарламент предложил усилить санкции против России. URL: http://lenta.ru/news/2014/04/17/sanction/ (дата обращения 23.09.2014)
6. РИАНОВОСТИ. ЕК отказалась участвовать в конференции РФ по газу в Брюсселе. URL: http://ria.ru/economy/20140514/1007733809.html (дата обращения 23.09.2014)
7. Вести. МД. Все новости дня. Хронология санкций против России и Украины. URL: http://vesti.md/?mod=news&id=31272 (дата обращения 23.09.2014)
8. РБК. Весь мир. Полигака. Евросоюз может начать пересматривать санкции против России 30 сентября. URL: http://top.rbc.ru/politics/23/09/2014/950640.shtml (дата обращения 23.09.2014)
9. Правда.Ру Евросоюз ввел новые санкции против России. URL:
http://www.pravda.ru/news/world/europe/european/12-09-2014/1226011-san-0/ (дата обращения 23.09.2014)
10. Вести Экономика. ЕС ввел новые санкции против России. URL: http://www.vestifínance.ru/articles/46867_(дата обращения 14.10.2014)
11. РИА НОВОСТИ. Хронология введения санкций против российских граждан и компаний. URL: http://ria.ru/spravka/20150216/1046144422.html (дата обращения 27.02.2015)
12. Эксперт Online Россия ответила на санкции. URL: http://expert.ru/2014/08/6/rossiya-otvetila-na-sanktsii/(дата обращения 30.09.2014).
13. Вести. Экономика. Сколько стоят ответные санкции России. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/45643/print (дата обращения 20.11.2014)
14. Lifenews. Парламент ЕС признал, что Европа сильно пострадала от санкций России. URL: http://lifenews.ru/news/140678 (дата обращения 20.11.2014)
15. RG.RU Российская газета. КОММЕНТАРИЙ К: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 г. Москва "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"" http://www.rg.ru/2014/08/07/pravitelstvo-site.html (дата обращения 03.10.2014)
16. РБК Ежедневная деловая газета. Чиновники проигнорировали мнение бизнеса по поводу «антисанкций». URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949992332759 (дата обращения 03.10.2014)
©Воропаева Т. Н., 2015
УДК 234
Б.А.Гаджиева
Студентка 3 курса Экономический факультет Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ "МОИ ДОКУМЕНТЫ" (ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕБРЕНДИНГУ)
Аннотация
В ходе работы были рассмотрены понятия маркетинговых взаимоотношений, понятие «брэндинг». Так же был рассмотрен маркетинг взаимоотношений на примере системы "Мои документы"
Ключевые слова маркетинг взаимоотношений, брэндинг, ребрендинг
Маркетинг взаимоотношений - (relationship marketing) представляет собой менеджмент построения долгосрочных и взаимовыгодных отношений.
Центральным звеном в маркетинге отношений являются взаимоотношения, которые, в свою очередь, состоят из нескольких этапов взаимодействия потребителя и предприятия, при этом приобретение продукта минимально два раза, что является основным условием для образований взаимоотношений.
Основной целью маркетинга взаимоотношений является установление длительных индивидуальных привилегированных взаимоотношений. "Строительным материалом" является значительный уровень обслуживания и рациональные цены.
Маркетинг взаимоотношений включает в себя следующие элементы:
1. Образование действительного перевеса предложения для партнеров,
2. Выражение выгоды для партнеров от взаимодействия;
3. Установление правильных (выгодных, которые располагают схожими целями, взглядами.)
компаньонов;
4. Увеличение лояльности компаньонов.
Взаимоотношение является философской категорией, а маркетинг взаимоотношений представляет собой определенные манипуляции и измеримые системы.
Рассмотрим маркетинг взаимоотношений на примере системы "Мои документы" (федеральная программа по ребрендингу).
Идея единого бренда системы «Мои документы» заключается в том, что документы необходимые человеку в немаловажные и значимые моменты их жизни. Получение паспорта, свадьба, рождение детей, выход на пенсию, открытие своего дела или строение нового дома — во всех этих обстоятельствах человеку