Н.М. Александрина
Александрина Наталья Михайловна — преподаватель кафедры управления Нижегородская академия МВД России
Ограничения деятельности юридических лиц в условиях международных экономических санкций
Проблема санкций является одной из актуальных на сегодняшний день во многих странах. Несмотря на то что международные экономические санкции являются только одним из инструментов внешней политики, именно они находятся в центре внимания дискуссий на различных уровнях обсуждения. Проблематика заключается в осознании их применения. В первую очередь встает вопрос об эффективности применения санкций, изменилось ли поведение участника международных отношений. Являясь альтернативой дипломатическим и военным мерам влияния на объект, экономические санкции далеко не всегда приводят к достижению желаемого результата, а иногда к непредсказуемым и даже противоположным последствиям.
Важным критерием применения санкций является этичность их применения. Поскольку санкции могут принимать разные формы, начиная с адресных и заканчивая всеобъемлющими, в экспертной и политической среде обсуждается вопрос этичности подобных мер.
Согласно уставу ООН, санкции можно разделить на 3 вида: дипломатические, военные, экономические. Все они имеют взаимосвязь и единую цель: ослабить объект в отношении которого введены ограничения и оказать влияние на его внешнеэкономическую и политическую деятельность. Глобальной целью является поддержание международного мира и безопасности.
Международные экономические санкции можно определить как принудительные меры, вводимые прежде всего ООН в целях обеспечения пресечения международных правонарушений и восстановления международного правопорядка посредством оказания воздействия на экономику объекта правонарушителя1.
Применение санкций распространяется как на физических, так и юридических лиц. Посредством влияния на конкретных юридических и физических лиц осуществляется попытка влияния на экономику страны в целом. В особую группу включены юридические лица, которые становятся в режиме санкций заложниками ситуации и наносят наибольший ущерб экономике страны.
Экономические санкции возможно разделить на 2 больших блока: торговые и финансовые.
Торговые ограничения в отношении юридических лиц предусматривают: запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц — резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которой применены санкции в соответствии с законом. Ограничения могут быть направлены на определенную отрасль, например нефтяную или газовую, являющуюся наиболее приоритетной и значимой для государства.
Важным элементом ограничительных мер в отношении юридических лиц являются финансовые санкции, включающие в себя:
— блокирования активов — ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом;
— приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств (запрет предоставлять кредиты, займы, финансовую помощь, гарантии;
— запрет осуществлять кредитование через покупку ценных бумаг;
— запрет на приобретение ценных бумаг;
— прекращение транзита ресурсов;
— запрет на установление деловых контактов;
— приостановление финансовых операций и другие.
В зависимости от направления действия возможно деление антироссийских санкций на блокирующие и секторальные.
Блокирующие «точечные» санкции применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций.
В результате определенных действий заблокированным является имущество и имущественные права лиц, попавших в санкционный список. Если санкции Евросоюза предусматривают возврат платежа по сделке, то в США происходит «замораживание» денежных средств.
1 См.: Рыжова М.В. Экономические санкции в современном международном праве: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 8.
Александрина Н.М. Ограничения деятельности юридических лиц в условиях международных...
385
Секторальные санкции направлены на ограничение совершения сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики.
Данные антироссийские санкции коснулись, во-первых, дешевых заемных средств и привлечения финансовых ресурсов европейских стран; во-вторых, сферы деятельности юридических лиц, относящейся к топливно-энергетическому комплексу и связанной с геологоразведкой и добычей труднодоступной нефти; в-третьих, предприятий оборонно-промышленного комплекса России.
В первую очередь на международном уровне существуют механизмы применения санкций посредством решений Организации Объединенных Наций. Совет безопасности вправе ввести ограничительные меры в отношении государства-нарушителя, в частности юридических лиц. Санкции Совета Безопасности могут принимать различные формы в зависимости от их целей. Принудительные меры варьируются от всеобъемлющих экономических и торговых санкций до более целенаправленных мер, таких как эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, финансовые ограничения и ограничения на торговлю сырьевыми товарами1.
Одна из последних санкций связана с очередным ядерным испытанием, проведенным Пхеньяном. Советом безопасности ООН единогласно принята резолюция об ужесточении санкционных мер в отношении Северной Кореи. Согласно новой резолюции, вводятся ограничения на поставки в КНДР нефтепродуктов. Кроме того, Северная Корея больше не сможет покупать конденсаты и газоконденсатные жидкости и продавать текстильную продукцию.
Следует заметить, что в отношении России санкции ООН не предусмотрены.
Наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности Соединенные Штаты Америки.
Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ в отношении юридических лиц, выделяют: заморозку активов; ограничения экспорта определенных групп товаров, в том числе высокотехнологичных и товаров двойного назначения; запрет на поставки вооружений и военной техники; ограничение доступа на финансовый рынок США; запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций; ограничение предоставления помощи развитию.
В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкцион-ных режимов. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям. Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долларов за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана2.
Применение санкций в настоящее время принимает глобальный характер. Многие из санкционных режимов США затрагивают в том числе и зарубежные компании, не входящие изначально в список делик-вентов. Данные виды санкций иногда называют «вторичными санкциями», «рикошетными жертвами». Это связано в первую очередь с ролью США в мировой экономике и финансовой системе, а также контролем над главной мировой резервной валютой долларом США, что позволяет юридически обосновать применение штрафов в отношении нерезидентов США за нарушение режимов санкций. Вместе с тем, подобные случаи воспринимаются в негативном ключе со стороны Европейского союза, а также других стран.
Следует подчеркнуть значительную роль США в сложившейся ситуации международной обособленности Российской Федерации на международной арене. Пытаясь влиять на политику России, к санкциям подключились государства — члены Европейского Союза. В дальнейшем ограничения поддержали и другие страны.
Европейский союз активно использует механизм санкций как для защиты собственных интересов, так и международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями Европейского союза находятся 4 030 юридических лиц3.
К основным видам экономических ограничительных мер Европейского союза в отношении юридических лиц относятся: замораживание активов иностранного государства юридических лиц, находящихся на территории стран — членов Европейского союза; финансовые ограничения, к которым относятся заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств; ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг: запрет на поставки вооружений и военной техники; оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения», в том числе оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора; ограничение поставок программного
1 URL: http: //www.un.org/ru/sc (дата обращения: 13.02.2017).
2 Иран, Судан и Куба довели BNP Paribas до штрафа в $8,9 млрд. URL: http://www.kommersant (дата обращения: 12.03.2017).
3 Санкции. Инфографика и ридер РСМД. URL: http//russianconcil.ru (дата обращения: 12.03.2017).
386
Юридическая техника. 2018. № 12
обеспечения; золота, драгоценных металлов; запрет на импорт определенных видов товаров и услуг, включающий в себя поставки нефти и газа; детали и комплектующие.
Европейский союз осуществляет постоянный мониторинг ситуаций, в связи с которыми были введены ограничительные меры. Решения Совета Европейского союза о введении ограничительных мер действуют 12 месяцев. В зависимости от развития ситуации Совет Европейского союза может принять решение о пролонгации данных мер, их расширении, корректировке, приостановке или отмене. Таким образом, ограничительные меры Европейского союза представляют собой достаточно гибкий механизм ответа на нежелательные действия третьих стран, а также физических и юридических лиц, чьи действия угрожают интересам Союза и его государств-членов.
Вышеизложенные санкционные действия влияют как на государство, так и на отдельных физических и юридических лиц, вынужденных менять и корректировать свою деятельность.
Российские организации и предприятия неоднократно и длительное время находились под давлением отдельных стран и международных альянсов, но несмотря на вынужденные ограничения, находили выход из сложившейся ситуации.
В целях минимизации негативных последствий влияния на российскую экономику, в частности юридических лиц, следует рассмотреть основные направления противодействия санкциям.
На государственном уровне осуществлен запрет на ввоз некоторых продуктов из стран, присоединившихся к санкциям. Продовольственное эмбарго на импорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предоставили возможность отечественным компаниям увеличить объемы производства и расширить рынок сбыта своей продукции. Следует отметить то, что открылись новые горизонты в различных направлениях деятельности, найдены новые партнеры и налажены многочисленные международные связи со странами БРИКС и АСЕАН.
Финансовая деятельность предприятий и организаций, попавших в санкционный список, меняется в зависимости от ситуации. В целях уменьшения возможности финансового шпионажа, а также безопасности в случае отключения от международной платежной системы во многих организациях и предприятиях осуществляется внедрение российской платежной системы «Мир», оператором которой выступает подконтрольная Центральному Банку России структура — АО «Национальная система платежных карт».
Проблема кредитования юридических лиц как объекта и субъекта правоотношений особенно остро встала в период наложения международных экономических санкций. Важной задачей российских компаний и банков стала изменение денежно-кредитной политики и создание внутренних источников инвестиций. В настоящее время мы наблюдаем постепенное уменьшение ключевой ставки, что говорит о доступности кредитования.
Также выходом из сложившейся ситуации является взаимодействие с юридическими лицами тех государств, которые не поддерживают санкции и не подвержены различным ограничениям в сфере экономики.
Политика двойных стандартов и санкционная политика в отношении неугодных государств привела ко многим проблемам в отношениях между государствами. Цели ослабления объекта и оказания влияния на его внешнеэкономическую и политическую деятельность оказались во многом не реализованы и даже не предсказуемы.
Анализ соотношения эффективности и издержек ограничений является важным критерием оценки санкционной политики. В июне 2016 года французский исследовательский центр по мировой экономике Centre d'Etudes Prospectives et d'Informations Internationales (CEPII) опубликовал исследование, в котором оценивались потери экономик стран, использовавших санкций в отношении России в контексте украинских событий. В исследовании утверждается, что данные страны недополучили от экспорта около 60,2 млрд долларов, учитывая, что основные потери пришлись на те группы товаров, которые не подпали под ответные меры с российской стороны. Большая часть потерь связана с ограничениями в отношении России. Ответное продуктовое эмбарго привело к потере 18 процентов от общей суммы. Эксперты центра приводят данные за период с декабря 2013 года по июнь 2015 года. Сильнее всего сократились поставки из Германии. Эксперты подсчитали, что страна ежемесячно теряла 830 миллионов долларов из-за ограничений против России. На втором месте оказалась Украина (450 млн долларов), следом идут Польша, Нидерланды, Франция и Япония (по 200 млн долларов в месяц)1.
Помимо ущерба, нанесенного государствам-участникам санкций с обеих сторон, ущерб может быть нанесен третьим лицам. При наложении ограничений важно учитывать сложившуюся ситуацию и прогнозировать экономические риски. Умение договариваться и искать компромиссы являются залогом процветания компании и государства в целом.
1 Запад потерял более 60 млрд долларов из -за антироссийских санкций // Российская газета. 2016. 6 июля.
■ 387
Александрина Н.М. Ограничения деятельности юридических лиц в условиях международных...