Научная статья на тему 'Современные особенности проявления экономических интересов в фазе обмена'

Современные особенности проявления экономических интересов в фазе обмена Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЗА ОБМЕНА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДИСТРИБУТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ / EXCHANGE PHASE / RETAIL TRADE / DISTRIBUTIVE PROCESSES / TRADE NETWORK / ECONOMIC INTERESTS / RESOLUTION OF CONFLICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Юлия Евгеньевна

В современных условиях развитие розничной торговли как ключевой составляющей фазы обмена воспроизводственного процесса является одним из приоритетных направлений экономического развития. В то же время увеличение объёмов товаропотоков, связанное с экономической привлекательностью отрасли, всё чаще начало приводить к обострению противоречий между производителями, крупными дистрибьюторскими сетями и конечными потребителями. В статье даётся анализ основных сфер проявления экономических интересов участников дистрибуции и их противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern particularities of economic interests demonstration in the exchange phase

In modern conditions the development of retail trade as the key element of the exchange phase is one of the priority directions of economic policy of the Russian Federation. At the same time the galloping increase in trade volumes, connected with economic appeal of branch, has more often started to lead to an aggravation of contradictions between the manufacturer, large distributing networks often inclined to monopolization of the prices, and the consumer. The multidimensional analysis of growth of retail trade, and also the basic spheres of display of economic interests of participants of distribution and their contradictions are given in the article.

Текст научной работы на тему «Современные особенности проявления экономических интересов в фазе обмена»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УДК 339.37(470) © Головина Ю.Е.

Современные особенности проявления экономических интересов в фазе обмена

В современных условиях развитие розничной торговли как ключевой составляющей фазы обмена воспроизводственного процесса является одним из приоритетных направлений экономического развития. В то же время увеличение объёмов товаропотоков, связанное с экономической привлекательностью отрасли, всё чаще начало приводить к обострению противоречий между производителями, крупными дистрибьюторскими сетями и конечными потребителями. В статье даётся анализ основных сфер проявления экономических интересов участников дистрибуции и их противоречий.

Фаза обмена, розничная торговля, дистрибутивные процессы, торговая сеть, экономические интересы, разрешение противоречий.

Юлия Евгеньевна ГОЛОВИНА

аспирант Пятигорского государственного лингвистического университета [email protected]

В кризисные и посткризисные периоды все фазы воспроизводственного процесса нуждаются в корректировке собственных инструментов управления экономическими процессами. В этой ситуации фаза обмена зачастую выступает сферой, предопределяющей эффективность функционирования всех остальных фаз. За последние годы торговля как системообразующий фактор фазы обмена не только укрепила свои позиции в экономике России, но и по некоторым показателям даже повысила свою значимость. Так, по данным Федеральной службы статистики РФ можно проследить следующую тенденцию удельного веса вида деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мото-

циклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в основных экономических показателях (рисунок) [1].

По итогам 2009 года в структуре ВВП России доля оптовой и розничной торговли без учёта косвенных налогов составила 19,5%, объём поступивших от отрасли налоговых платежей достиг 10% всех поступлений бюджета. По данным того же Росстата, количество предприятий розничной торговли в последние годы сохраняет тенденцию роста (табл. 1).

Как видно из данных таблицы, в последние годы торговля достаточно стабильно имела 8% долю в общем числе функционирующих на территории РФ предприятий, что подчёркивает высокую значимость данной сферы деятельности.

Удельный вес вида деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в основных экономических показателях, в %

2000 г. 2006 г. 2008 г.

13,7

2,7

В среднегодовой численности занятых в экономике

16,8

В инвестициях в основной капитал 3,4

17,6

3,1

Таблица 1. Численность предприятий розничной торговли и их доля в общем числе предприятий (организаций) России (на 1 января)

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Численность предприятий торговли, тыс. ед. 366,1 369,6 378,9 375,4

Их удельный вес в общем числе предприятий, % 7,7 8,2 8,1 7,9

Незначительное снижение наблюдалось в 2009 году, что связано с кризисными явлениями 2008 — 2009 гг.

Немаловажно отметить, что в феврале 2010 г., как и в феврале 2009 г., оборот розничной торговли на 86,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в рамках стационарных торговых предприятий; доля розничных рынков и ярмарок составляла 13,5% [3]. К торгующим организациям традиционно относят дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты, магазины «у дома» (магазины шаговой доступности), специализированные магазины («Рыба», «Овощи» и т.д.).

Сегодня одной из самых распространённых форм торговли являются торговые сети, формирующиеся на базе любой из перечисленных выше форм. Тенденция укрупнения бизнеса, которая начала отчётливо проявляться в нашей стране четыре — пять лет назад, сегодня прослеживается особенно явно. Стремление небольших компаний слиться в одну крупную структуру, работающую по общим принципам и стандартам, вполне обосновано показателями надёжности и выгоды. Вместе с тем растущие масштабы функционирования торговых сетей и их увеличивающаяся брендовая стоимость позволяют данному виду торговых организаций самим диктовать условия и выбирать поставщиков

Таблица 2. Рыночное выражение экономических интересов участников дистрибутивных процессов

Цена Качество Ассортимент

Производитель Высокая Заниженное ради экономии Концентрированный

Дистрибьютор Покупка - по низкой, продажа - по высокой Такое, какое хочет потребитель Отсортированный

Потребитель Низкая Высокое Широкого варьирования

(производителей) продукции, тем самым затрудняя «доступ» поставщика в сферу обмена, а значит, и к конечному потребителю. Таким образом, злободневность проблемы «производитель — торговая сеть» очевидна.

Корни глубоких изменений, которые сегодня полновластно захватили российский торговый рынок, уходят в европейский рынок начала 90-х годов прошлого века. Объединяясь и сливаясь, расширяясь и углубляясь, торговые сети стали доминировать над остальной розницей. На их долю приходится большая часть денежного потока. Их представители получают сверхдоходы, что нельзя оправдать логикой конкурентной рыночной экономики. Эти проблемы, уже решённые в Европе, в России находятся на пике своего развития. Современная нормативно-правовая база, и в частности вступивший в силу 1 февраля 2010 г. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 [4], не способствует разрешению проблемных ситуаций торговой сферы, так как в ней не решается вопрос сбалансированности интересов производителей, продавцов и потребителей. Их структуру в сфере обмена можно кратко обозначить следующим образом: экономические интересы производителя выражаются в цене, качестве, ассортименте производимых товаров. Экономические интересы дистрибьютора выражаются в сокращении логистических издержек, а значит, и цены на товар, а также в повышении качества сбываемой продукции, потому как от данных показателей

напрямую зависит конечный объём продаж товаров потребителям, а в итоге — скорость и масштабы фазы обращения и всего воспроизводственного процесса.

Экономические интересы потребителей преломляются также в цену, качество, ассортимент готовой продукции. В отдельных случаях, как, например, в ситуации сезонности потребления того или иного товара, к области интересов потребителя можно отнести и сроки поставки товара. Ещё одним немаловажным аспектом являются доступность торговой точки и сервис при осуществлении покупки.

Несмотря на категориальное сходство интересов участников дистрибутивных процессов, существуют значительные различия в их специфике (табл. 2).

В работе «Становление эффективных форм собственности в современной экономике России» А.Г. Авшаров справедливо отмечает, что неудовлетворённость потребностей различных участников торговли связана с противоречивостью их экономических интересов и отсутствием экономико-правовых способов их согласования, проистекающим из неадекватности правового института собственности в российской экономической реальности [5, с. 42].

Очевидно, причина противоречий экономических интересов связана с их множественностью, определяемой многообразием их субъектов и сфер проявления. Однако одно из определений противоречия состоит в его характеристике как отношения между сторонами, свойствами, тенденциями предмета, которые взаимно предполагают и взаимно отрицают друг друга. Таким образом, можно сказать, что, будучи в конечном

счёте едиными, эти интересы в каждый данный момент взаимно противоречивы. Общность экономических интересов является настолько глубокой, что, в известном смысле, даёт основание для утверждения об их взаимопроникновении.

Необходимо отметить, что согласно основным идеям Пятигорской научной школы «Экономические интересы и стимулирование в условиях становления рыночных отношений» и «сама возможность разрешения противоречий существует по той причине, что, наряду с ними, существует единство интересов» [6, с. 93], о чём будет сказано далее.

Итак, сила воздействия на рынок быстрыми темпами переходит от производителя к продавцу. Розница диктует свои условия, поскольку у торговых полок супермаркетов происходит встреча «лицом к лицу» товара и потребителя. К тому же сейчас главная беда многих производителей в том, что они недостаточно хорошо знают тенденции рынка и недостаточно быстро реагируют на изменения потребительского спроса [7, с. 34].

Исследования тенденций развития розничной торговли в России показывают, что число торговых объектов крупного формата будет возрастать. Максимальная доля торговых сетей будет ближе к американской модели — 75-80% всего рынка розничной торговли. Это приведёт к ещё большему вытеснению средних и малых торговых точек. Данный процесс в дальнейшем выразится в олигополистическом влиянии крупных торговых сетей на рынке, что неизбежно помешает реализации экономических интересов конечных потребителей как в аспекте цен, так и с точки зрения ассортимента. Более того, на макроуровне подобный вариант развития событий противопоставлен приоритетам государственной власти в сфере развития малого и среднего бизнеса, который призван обеспечить повышение занятости населения, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней,

а также рост уровня конкуренции, приводящий к максимизации удовлетворения потребностей потребителей. Но, несмотря на бурное развитие розничного рынка, по размеру товарооборота на душу населения Россия ещё далеко позади западноевропейских стран. По данным исследования компании «АМИКО», к середине 2010 года этот показатель достигнет 70% от нынешнего уровня Великобритании.

Очевидно, что дистрибьютор лучше, чем производитель или поставщик, отслеживает реальные потребности и предпочтения покупателей. Именно торговые сети знают, как быстрее и более полно можно удовлетворить потребителей. По сути это и является основанием для утверждения о преобладании так называемой «тянущей системы» в сегодняшней дистрибуции, когда розничная торговля, исследуя потребительский рынок и делая заказ поставщику или непосредственно производителю, во многом определяет объёмы и темпы производства. А поскольку такие инструменты, как дисконтные программы, бонусы, специальные предложения и грамотное построение торгового пространства, доступны по большей части крупным торговым сетям, то можно говорить о доминирующей роли сетевой торговли.

Однако для российской экономики кризисного периода характерна и следующая тенденция, о которой не следует забывать ритейлерам: в 2009 году на фоне снижения покупательского спроса наблюдалась переориентация населения с магазинов на розничные рынки. Несмотря на то, что в целом за январь — ноябрь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года произошло снижение объёма продажи, его темпы на розничных рынках значительно ниже темпов снижения оборота розничной торговли в целом (на 1,8 и 5,7%). Доля розничных рынков в обороте розничной торговли составила в январе — ноябре 2009 года 13,7% против 13,2% в январе — ноябре 2008 года.

На розничных рынках население покупало в 2009 году более 10% продовольственных товаров, по непродовольственным товарам эти рынки формировали около 17% общего объёма продажи указанных товаров. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем удельный вес розничных рынков в общем объёме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров не превышал 4% [8]. Таким образом, особенности российского менталитета формируют в условиях нестабильности тенденцию к традиционному совершению покупок на розничных городских и сельских рынках.

На 1 января 2009 года на территории Российской Федерации функционировало 3682 розничных рынка. За 2008 год (по сравнению с 1 января 2008 г.) их число сократилось на 217 (5%; табл. 3). В основном рынки были трансформированы именно в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли [8].

Таблица 3. Число розничных рынков в Российской Федерации (на 1 января)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

5 831 5 892 3 899 3 682

В феврале 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,4% оборота розничной торговли торгующих организаций (в феврале 2009 г. — 30,6%) и 16,1% общего объёма оборота розничной торговли (15,8% соответственно).

В 34 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в обороте розничной торговли торгующих организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время в 9 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в феврале 2010 г. обеспечивали менее 10% оборота розничной торговли торгующих организаций, что более подробно отражено в таблице 4.

Однако в 2009 году на фоне сложной экономической ситуации в стране состояние торговой отрасли характеризовалось

Таблица 4. Группировка субъектов Российской Федерации по удельному весу оборота розничной торговли торговых сетей в обороте розничной торговли

торгующих организаций в д СП а о г ст> о о од ф р \о а о

Удельный вес оборота розничной торговли торговых сетей в обороте розничной торговли торгующих организаций, % Число субъектов Российской Федерации*, единиц Наименования субъектов Российской Федерации с минимальным и максимальным значением в группе в декабре 2009 года, %

До 9,5 9 Ямало-Ненецкий автономный округ (0,4) Амурская область (9,5)

9,6-15,4 5 Тюменская область (11,5) Смоленская область (15,4)

15,5-21,3 14 Вологодская область (15,9) Кемеровская область (21,2)

21,4-27,2 8 Республика Коми (22,8) Псковская область (26,9)

27,3-33,1 10 Республика Марий Эл (27,5) Новосибирская область (33,1)

33,2-39,0 16 Ивановская область (33,7) Тульская область (38,3)

39,1-44,9 9 Пензенская область (39,2) Орловская область (44,8)

Свыше 45,0 6 Волгоградская область (46,8) г. Санкт-Петербург (66,0)

* В 6 субъектах Российской Федерации торговые сети отсутствуют.

отрицательными темпами оборота розничной торговли в связи с падением потребительского спроса и снижением реальных располагаемых денежных доходов населения. Данные факторы являлись главной причиной невысокого роста цен по итогам 2009 года. Потребительские предпочтения населения характеризовались более активным приобретением продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными товарами, что в итоге сказалось на общей структуре оборота, характеризовавшейся повышением доли продовольственных товаров в общем объёме розничной торговли, а также опережающими

темпами падения продаж непродовольственных товаров [10].

Таким образом, сфера современной торговли в России является нестабильной. Она подвержена влиянию различных негативных факторов, в частности таких, как недостаточный платёжеспособный спрос населения, высокий уровень налогов, высокая арендная плата [3]. Это даёт основание говорить о необходимости совершенствования государственного регулирования торговли: хотя государство и не может управлять потребительскими ценами, самоустраняться от контроля за торговлей и в целом сферой обмена оно не должно.

Литература

1. Удельный вес вида деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в основных экономических показателях (в процентах) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_58/IssWWWexe/Stg/ d01/01-12.htm, http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_58/IssWWW.exe/Stg/d1/01-14.htm

2. Распределение числа предприятий (организаций) по видам экономической деятельности (на 1 января) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_58/IssWWWexe/Stg/d1/01-15.htm

3. Розничная торговля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/ IssWWW.exe/Stg/d02/2-2-1.htm

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultantplus.ru/online

5. Авшаров, А.Г. Становление эффективных форм собственности в современной экономике России / А.Г. Авшаров. — Москва: Лазурь, 2009. — 160 с.

6. Гершкович, Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в РФ / Б.Я. Гершкович. — Пятигорск: ПГЛУ, 2005. — 202 с.

7. Покой им только снится // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod: издание РА «Habeas Corpus». — 2009. - №10-11(12-13). - С. 34.

8. Справка о ситуации на розничных рынках 2006 — 2009 гг. / составлена автором по материалам Федеральной службы статистики РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_58/ IssWWW.exe/Stg/d01/02-00-1.htm, http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_58/IssWWW.exe/Stg/d1/02-00.htm, http:// www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d02/2-2-1.htm

9. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе — декабре 2009 года (03.02.2010) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minprom.gov.ru/activity/avia/stat/25

10.Торговые сети заставят считаться с производителями продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.destiny.ru/1828-torgovye-seti-zastavyat-schitatsya-s.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.