Международные экономические связи Москвы в посткризисный период: тенденции и проблемы
В статье1 раскрывается место и роль Москвы как крупнейшего финансово-экономического и торгового центра страны, безусловного лидера среди российских регионов в сфере внешнеэкономической деятельности. Интересы такого мегаполиса, как Москва, объективно требуют поддержания и постоянного развития активных связей с зарубежными партнерами. Наша столица сотрудничает с городами, регионами и государствами на всех континентах, на различных уровнях и в самом широком диапазоне. Экономические, торговые, социальные, культурные, образовательные и другие проекты с зарубежными партнерами исчисляются тысячами. Число стран, с которыми сегодня поддерживают связи фирмы и предприятия Москвы, приближается к 200, Правительство Москвы сотрудничает более чем со 150 зарубежными городами, регионами и организациями, причем 60 из них - устойчивые партнеры. отношения с которыми развиваются на основе подписанных долгосрочных соглашений и программ.
Столица России - безусловный лидер среди российских регионов в сфере внешнеэкономической деятельности (см. таблицы 1, 2, 3). Ее основными видами являются: торговля, привлечение иностранных инвестиций, научно-техническое сотрудничество, экспорт и импорт услуг. Однако действующая система статистического учета не позволяет получить точную количественную оценку вклада предприятий города Москвы и других объектов городской экономики в формирование внешнеэкономических, особенно, экспортных показателей Российской Федерации. Прежде всего, потому что таможенная статистика автоматически суммирует результаты внешнеэкономической деятельности всех участников ВЭД, зарегистрированных в регионе. Для города Москвы это означает, что ее внешнеэкономи-
Н.С. Зиядуллаев,
И.А. Рождественская, В.Г. Ростанец
УДК 339.9 ББК 65.5 З - 668
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 12-02-00341а). This article was prepared with financial support from the Russian Humanitarian Scientific Foundation (project 12-02-00341a).
ческие показатели формируют не только предприятия города и другие субъекты городской экономики, но и крупнейшие нефте- и газодобывающие корпорации, у которых в столице расположены только офисы, а вся производственная деятельность осуществляется в других регионах страны. Как это отражается на объективности данных, видно из того, что согласно официальной статистике, столица считается крупнейшим в стране экспортером продукции топливно-энергетического комплекса.
Таблица 1
Доля Москвы во внешнеторговом обороте Российской Федерации
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ
Российская Федерация 551,7 735,0 469,0 626,0
Москва 211,8 38,4 294,1 40,0 184,7 39,4 235,9 37,7
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 г., с. 994; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 984; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 988; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 982.
Стат. сборники: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008 г. (сс. 141-142); Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2010, сс. 141-142; Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2011, сс. 143-144.
Таблица 2
Доля Москвы в экспорте страны
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ
Российская Федерация 352,6 467,9 301,7 396,6
Москва 127,4 36,1 178,7 38,2 113,8 37,7 144,7 36,5
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 г., с. 994; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 984; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 988; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 982.
Стат. сборники: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008 г. (сс. 141-142); Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2010, сс. 141-142; Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2011, сс. 143-144.
Таблица 3
Доля Москвы в импорте страны
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ млрд долл. США % от РФ
Российская Федерация 199,7 267,0 167,4 229,0
Москва 84,5 42,3 115,4 43,2 70,9 42,4 91,2 40,0
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 г., с. 994; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 984; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 988; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 982.
Стат. сборники: Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008 г. (сс. 141-142); Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2010, сс. 141-142; Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2011, сс. 143-144.
В предкризисный период объемы внешней торговли Москвы росли быстрыми темпами и в период с 2000 по 2007 гг. увеличились более чем в 4,8 раза. Через Москву проходило более 1/3 всего общероссийского импорта. Особенно динамичный рост товарооборота с зарубежными странами наблюдался в 2006-2007 гг.. когда были зарегистрированы самые высокие темпы прироста экспорта и импорта. Мировой экономический кризис достаточно серьезно сказался на внешнеэкономической активности. В 2009 г. оборот внешней торговли сократился на 37% по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта упали на 36%, импорта на 38%. Однако необходимо констатировать, что затем произошло довольно быстрое восстановление объемов внешнеэкономической деятельности московских предприятий и фирм, в том числе во многом за счет мер антикризисной поддержки осуществленных Правительством РФ и администрацией Москвы. Уже в 2010 году основные показатели внешнеторговой деятельности превзошли соответствующие значения 2007 года.
Таблица 4
Структура экспорта и импорта Москвы по товарным группам (млрд долл.)
Годы Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Продукция топливно- энергети- ческого комплекса Продукция химической промыш- ленности, каучук Древесина и целлю-лозно-бумажные изделия Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспортные средства
эксп. имп. эксп. имп. эксп. имп. эксп. имп. эксп. имп. эксп. имп.
2007 1,6 10,0 113,5 0,3 1,6 13,2 0,3 2,1 0,8 3,7 4,5 47,4
2010 1,2 12,0 128,5 0,4 3,0 19,0 0,2 2,5 0,5 3,8 5,8 42,9
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2008, с. 996; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 986; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 990; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 984.
Отраслевая структура внешнеторгового оборота Москвы типична для крупного города и индустриального центра. Если исключить нефтегазовую составляющую, то экспортируются и импортируются преимущественно промышленные товары, машины и оборудование. Формально же в 2007 году основной удельный вес в экспорте приходился на долю продукции топливно-энергетического комплекса -89,1%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств - 3,5 %. В импорте основной удельный вес приходился на машины, оборудование и транспортные средства - 56,2%, продукция химической промышленности составляла 15,7% импорта. В 2010 году основной удельный вес в экспорте также приходился на долю продукции топливно-энергетического комплекса - 88,9%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств - 4,0%. В импорте основной удельный вес приходился на машины, оборудования и транспортные средства - 47,0%, продукция химической промышленности составляет 20,8% импорта.
Тревожным фактом являются существенные объемы ввоза продовольственных товаров и тенденция к дальнейшему росту их доли в импорте - 10 млрд долл. в 2007 г. и 12 млрд долл. в 2010 г. (11,5 и 13% импорта соответственно). Такая динамика импорта наглядно подтверждает сохраняющуюся остроту проблемы продовольственной безопасности страны. В целом сальдо внешнеторгового баланса Москвы является стабильно положительным, даже в годы кризиса экспорт существенно превосходил импорт.
Таблица 5
Сальдо внешнеторгового баланса города Москвы (млрд долл. США)
Годы 2007 2008 2009 2010
Сальдо + 43,0 + 63,2 + 42,9 + 53,3
% 66 65 62 63
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2008, с. 994; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 984, Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 988; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 982.
Тем не менее, в сфере внешнеторговой деятельности столицы имеются определенные диспропорции, формирующиеся под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Несмотря на положительное сальдо внешней торговли города, т.е. превышение экспорта над импортом, данное положение достигается за счет нефтегазовой составляющей, относимой на счет московского экспорта только в силу специфики статистического учета. Очищенный от нефтегазовой составляющей экспорт товаров и услуг, реально производимых в городе, существенно меньше импорта. По итогам девяти месяцев 2011 года объем товарных поставок зарегистрированных в Москве организаций, очищенный от нефтегазовой составляющей, составил 15,6 млрд долл., что на 35,7% выше уровня, достигнутого за девять месяцев 2010 года. Объем товарного импорта за этот же период достиг 83,6 млрд долл., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 34,2%. Таким образом, реальный импорт превосходит экспорт более чем в 5 раз.
Безусловно, говорить о необходимости достижения столицей строгого баланса между экспортом и импортом достаточно сложно, в силу специфики Москвы как столицы России. Внешние экономические связи столицы являются составной частью федеральных, и Москва, как крупнейший финансово-экономический и торговый центр страны, обеспечивает закупки не только для себя, но и для других регионов, поэтому ставить вопрос о необходимости достижения городом полной сбалансированности своего внешнеторгового оборота было бы некорректным. Однако сложившиеся негативные тенденции во внешней торговле страны в целом неизбежно отражаются на Москве, что создает для города дополнительную мотивацию к объективной оценке действующих факторов.
Системным недостатком в структуре внешней торговли столицы является низкая доля экспорта наукоемкой продукции, технологий и научно-технических услуг. И хотя определенные положительные сдвиги в вопросе увеличения объемов экспорта наукоемкой продукции имеются - годовое поступление средств от экспорта
технологий и услуг технического характера возросло за период 2005-2010 гг. по РФ на 238,5 млн долл. (62 %), а по Москве на 51,3 млн долл. (71,5%), общие объемы экспорта наукоемкой продукции из столицы в абсолютных значениях крайне невелики - 180 млн долл. в 2010 г., что составляет не более 3% от общего регионального экспорта машин и оборудования.
Таблица 6
Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера
2005 2010
Экспорт Импорт Экспорт Импорт
І 13 о о ч о стоимость предмета соглашения, млн долл. США поступление средств за год, млн долл. США ни ен і ¡з о с о л с стоимость предмета соглашения, млн долл. США ,д о г 03 со ез % ^ 0 н 1 § 2 о 5 ч ^ § и § ни ен і 13 о с о л с стоимость предмета соглашения, млн долл. США поступление средств за год, млн долл. США число оглашений стоимость предмета соглашения, млн долл. США выплаты средств за год, млн долл. США
Российская Федерация 1682 1800,3 389,4 1426 2365,7 954,2 1867 3781,5 627,9 1943 3167,0 1426,0
г. Москва 192 1046,3 128,7 44 21,8 7,7 375 2217,3 180,0 82 325,5 110,0
Источник: Стат. сборник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 988.
Несмотря на широкую географию внешнеторговых связей - например, зарегистрированные в Москве организации в 2011 году производили экспортные поставки в 152 страны мира - основную роль в них играют пять стран-лидеров, к которым относятся Китай, Германия, Япония, Франция. Они дают более 50% от общего объема импорта в Москву. Общие пропорции территориальной направленности московской внешней торговли приведены в таблице 7. При анализе географии внешнеэкономической деятельности обращает на себя внимание сокращение за годы благоприятной мировой экономической конъюнктуры торговых связей со странами СНГ. Их доля во внешнеторговом обороте Москвы в течение 20002007 гг. снизилась в три раза.
Таблица 7
Оборот внешней торговли Москвы по регионам мира (%)
Годы 2000 2005 2007 2008 2009 2010
Страны Дальнего зарубежья 88,3 94,6 95,9 95,5 93,2 92,8
Страны СНГ 17,7 5,4 4,1 4,5 6,8 7,2
Источник: Рассчитано на основе данных Росстата.
Стат. сборники: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2008, с. 994; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, с. 984; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010, с. 988; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011, с. 982.
Необходимо отметить, что в посткризисный период удалось несколько увеличить удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте Москвы. Очевидно, что расширение торговых потоков в сторону стран СНГ и рынков развивающихся стран является одним из приоритетов в регулировании внешнеторговой деятельности столицы. Новые возможности в этом направлении открыло вступление в действие в 2011 году Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
Расширение зоны поиска рынков за пределами развитых стран способно давать дополнительные возможности для экспорта. Европейский рынок отличается высоким уровнем конкуренции, хорошо защищен. Активные горизонтальные связи со странами Западной Европы и выставочная деятельность слабо воздействуют на преимущественно однонаправленный характер взаимной торговли товарами с высокой степенью обработки.
При прочих равных условиях (ценовые параметры, технический уровень продукции и услуг, проектных и исследовательских решений) более активная работа на развивающихся рынках способна обеспечивать дополнительные объемы экспорта, но для этого должна быть решена проблема защиты наших экспортеров от повышенных экономических и политических рисков, характерных для таких рынков . Обычно такие риски берет на себя государство, заинтересованное в продвижении национального экспорта. Зарубежным экспортерам национальные системы господдержки обеспечивают возможность организации финансирования работ и поставок в необходимых объемах, на льготных условиях и с перенесением до 95% рисков на государство.
Другим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности на региональном уровне является привлечение иностранных инвестиций. Москва является основным регионом иностранного предпринимательства в РФ. Так, до начала экономического кризиса 2008-2009 гг. Москва, используя фактор постоянного укрепления рубля на фоне роста цен на нефть, привлекала 50-60 % притока
иностранных инвестиций в России (см. таблицу 8). После кризиса, при восстановлении общего объема инвестиций, имеет место резкое падение объемов и доли прямых инвестиций. Вложениям в реальные проекты зарубежные вкладчики предпочитают предоставление кредитов и приобретение ценных бумаг. Если учесть, что и в лучшие годы, доля прямых инвестиций никогда не превышала 25% от их общего объёма и направлялись они преимущественно в сферу торговли, то проблема привлечения иностранных капиталовложений в реальную экономику, в новые наукоемкие производства является для Москвы главной.
Таблица 8
Приток иностранных инвестиций в Москву
Годы Поступило иностранных инвестиций, млрд долл. Поступило иностранных инвестиций, в % от РФ в целом
Всего в том числе прямые Всего прямые портфельные прочие (кредиты и т.п.)
2000 4.04 1.47 36.8 33.3 50.2 39.0
2005 25.23 2.06 47.0 15.8 27.2 57.4
2006 23.99 4.53 43.5 33.1 5.4 50.4
2007 70.87 15.66 58.6 56.3 10.7 61.6
2008 40.84 8.61 39.4 31.9 13.0 42.5
2009 41.32 5.66 50.4 35.6 10.9 54.6
2010 66.18 3.79 57.7 27.5 10.2 62.4
2011 I 123.1 3.9 64.6 21.7
Источники: Росстат http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/24-10-1. htm; http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/24-10-2.htm; http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/24-09-2.htm Сайт Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы http://dvms.mos.ru/directions/investments/
Таблица 9
Структура иностранных инвестиций в Москве (в %)
Годы Всего прямые портфельные Прочие (кредиты и т.п.)
2001 100 20.4 3.0 76.6
2005 100 8.2 0.5 91.3
2006 100 18.9 0.7 80.4
Годы Всего прямые портфельные Прочие (кредиты и т.п.)
2007 100 22.1 0.6 77.3
2008 100 21.1 0.4 78.5
2009 100 13.7 0.2 86.1
2010 100 5.7 0.2 94.1
2011 100 3.2 0.1 96.7
Источники: Росстат http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/24-10-1. htm; http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/24-10-2.htm; http://www.gks. ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/24-09-2.htm
Сайт Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы http://dvms.mos.ru/directions/investments/
Стимулирование и поддержка внешнеэкономических связей традиционно является одним из важных направлений деятельности столичной администрации. В качестве основного инструмента концентрация усилий по интенсификации, модернизации и расширению внешнеэкономических связей предприятий и фирм Москвы можно рассматривать принятую в октябре 2010 года администрацией города долгосрочную Концепцию развития внешнеэкономических связей города, ставящую задачи развития этой сферы экономики, определяющую механизмы стимулирования внешней торговли и инвестиций на период до 2020 года. К общим приоритетам развития ВЭС Москвы данной Концепцией отнесены:
S расширение государственно-частного партнерства в интересах развития ВЭС Москвы;
S обеспечение комплексного подхода к развитию ВЭС Москвы, при котором достижение поставленных целей обеспечивается согласованным и сбалансированным развитием всех форм внешнеторговой и инвестиционной деятельности;
S использование опыта зарубежных стран и их административно-территориальных образований при разработке мероприятий по развитию ВЭС Москвы;
S создание организационно-экономических механизмов привлечения иностранных инвестиций для внедрения отечественных инновационных научно-технических разработок;
S обеспечение организационно-финансовой поддержки московского экспорта средне- и высокотехнологичных товаров и услуг, включая содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, международной сертификации продукции и патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, а также созданию инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров за рубежом;
^ превращение города Москвы в международный финансовый центр, обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках на евразийском пространстве.
В качестве географических приоритетов развития ВЭС Москвы выделены следующие:
^ расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран СНГ, особенно с теми, которые являются членами Таможенного союза и ЕврАзЭС;
^ расширение торгово-инвестиционного взаимодействия с городами, областями и регионами стран Европейского союза, которые являются важнейшим источником инвестиций и технологий для развития высокотехнологичных секторов экономики;
^ развитие внешнеэкономических связей с городами, областями и регионами Японии, Республики Корея и США в целях получения доступа к передовым технологиям;
^ расширение присутствия на рынках быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии, развитие научно-технического сотрудничества с ними;
^ расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран Ближнего Востока, которые представляют собой емкие и исторически адаптированные рынки для российской технической продукции;
^ активизация внешнеторгового сотрудничества с городами, областями и регионами стран Африки, Латинской и Центральной Америки, направленного на обеспечение растущих потребностей этих стран в машинах, оборудовании и технологиях.
В результате реализации комплексных мероприятий по дальнейшему развитию внешнеэкономических связей города Москвы к 2020 году предполагается достичь следующих количественных результатов:
^ увеличение притока прямых иностранных инвестиций до 20 - 25 млрд долларов США;
^ повышение доли прямых иностранных инвестиций в средне- и высокотехнологичный сектор экономики города в общем объеме прямых иностранных инвестиций до 10 -12%;
^ снижение импортной зависимости московского рынка, путем создания в Москве предприятий с участием иностранного капитала, ориентированных на производство необходимой продукции, в 1,4 - 1,5 раза;
^ увеличение экспорта машиностроительной продукции до 6 - 8 млрд долларов США;
^ повышение доли стран СНГ (с учетом стран Таможенного союза) во внешнеторговом товарообороте города Москвы до 15 - 16%;
^ увеличение экспорта услуг, прежде всего, интеллектуальных, финансовых, страховых и транспортных, до 8-10 млрд долларов США.
Таким образом, в современных условиях возрастает необходимость активизации работы по повышению роли российской столицы на международной арене, приданию ей нового инновационного качества, системного и целенаправленного характера. Международную деятельность Москвы целесообразно строить на основе формирования и реализации масштабных долгосрочных международных программ и проектов. В связи с этим императивы развития внешнеэкономических связей, прежде всего в научно-технической сфере, должны найти всестороннее отражение в разрабатываемых в настоящее время Стратегии социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 года и Концепции долгосрочного пространственного развития Московской агломерации.
Очевидна необходимость снизить роль Москвы как торгово-логистического центра страны, перевалочной базы импортных товаров для многих регионов России. Такая специализация столицы не соответствует задачам создания в нашей стране экономики инновационного типа. Для повышения доли высокотехнологичных товаров и услуг в экспорте, да и в импорте Москвы, необходимо развивать соответствующую специализированную инфраструктуру торговли инновациями и оказания научно-технических услуг. Возможностей существующей сети торговых домов Москвы за рубежом, а также традиционных форм выставочной деятельности явно недостаточно для продвижения московской и российской инновационной продукции на мировые рынки.
Важной во всех отношениях задачей остается реализация целевых мероприятий по повышению международного авторитета и продвижению положительного образа города Москвы, его утверждению в мировом общественном сознании как образа уникального мирового научного центра, перекрестка культур и цивилизаций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Постановление Правительства Москвы от 19.10.2010 № 958-1111 «О концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество)». - 11 с.
2. Зиядуллаев Н.С., Рождественская И. А., Авдеева В.И. Состояние и приоритеты международных экономических связей Москвы //Вестник РАЕН, №4 2008, сс.73-81.
3. Основы экономики крупного города - М.: Экономика, 2009. - 647 с.
4. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (отв. ред. А.Н . Барковский). - М.: Наука, 2005. - 277 с.
Ю