Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
УДК 338.45.01
Г ибадуллин Артур Артурович
НОУ ВПО «Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации»
Россия, Казань
Старший преподаватель кафедры «Экономика на предприятии»
Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
Г ибадуллин Игорь Артурович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Аспирант кафедры «Экономика организации»
E-Mail: [email protected]
Современные основы функционирования электроэнергетики России
Аннотация. В статье дается обоснованное представление о том, что отрасль влияет на все сектора экономики страны. Раскрыты основные направления реформирования электроэнергетики и анализируется современное состояние отрасли.
Ключевые слова: электроэнергетика; экономика; отрасль; структура отрасли; управление; электростанции; реформа; рынок; модернизация; производство электроэнергии.
1
23EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Электроэнергетика - одна из составляющих частей экономики, в которой реализуется процесс производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии. Электроэнергетика влияет на все сектора экономики, обеспечивая их электрической энергией. Продукция электроэнергетики используется на всех этапах производства и продажи товаров общего потребления, так на производстве обеспечивает полную автоматизацию и регулирование процессов, способствуя значительному увеличению производительности труда, уменьшению расхода материальных ресурсов и повышению качества продукции.
Электроэнергетика как часть народно-хозяйственного комплекса подчиняется основным экономическим законам, характерным для любых экономических систем. Вместе с тем, данная отрасль имеет уникальные особенности, связанные с технологией энергетического производства, которые оказывают влияние на экономику:
- совпадение во времени процессов производства и потребления энергии;
- непрерывный характер производственного процесса;
- сложность и особые условия работы энергетического оборудования.
- высокая капиталоемкость объектов электроэнергетики;
- воздействие на окружающую среду и др.
Единую энергетическую систему России образует совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, связанных между собой единым процессом производства и передачи электроэнергии и теплоты в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Производственный потенциал отрасли составляют тепловые и атомные электростанции, гидроэлектростанции, прочие (солнечные, геотермальные, приливные, ветряные и др.) электростанции, электрические сети, тепловые сети, самостоятельные котельные.
В структуре генерирующих мощностей вырабатывающие электрическую энергию преобладают тепловые электростанции. На их долю приходится около 66 % всех генерирующих мощностей России (таблица 1).
Таблица 1
Структура производства электроэнергии на различных электростанциях, млн. кВт^ч
год/электростанция ТЭС ГЭС АЭС
2008 675,0 188,2 159,5
2009 651,7 171,9 153,4
2010 679,7 179,6 161,2
2011 711,0 166,5 163,4
2012 698,6 175,4 189,2
Строительство объектов электроэнергетики осуществлялось по критерию минимальных народно-хозяйственных затрат. Подход СССР к развитию отрасли при полном государственном управлении не допускал лишних непроизводственных затрат. Новые электростанции размещались там, где производство электроэнергии было экономически выгодно с точки зрения народного хозяйства страны. Выбор места размещения новых электростанций и их мощность определялись наличием топливно-энергетических ресурсов в районе и экономической целесообразностью их использования. При этом не имел решающего значения фактор, располагает ли этот район или сама отрасль собственными материальнотехническими средствами на создание электростанций и ЛЭП. Эти средства собирались усилиями всей страны и направлялись на строительство энергетического объекта.
2
23EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Российская электроэнергетика до 1992 г. имела вертикально-интегрированную двухуровневую структуру управления: Министерство энергетики и электрификации, и производственные объединения энергетики. В 1992 г. был подписан Указ Президента РФ, регламентирующий управление электроэнергетикой в Российской Федерации в условиях приватизации, который установил порядок и особенности акционирования в электроэнергетике. Технологической основой работы являлась электрическая сеть РАО «ЕЭС России» и сети снабжающих организаций. Количество субъектов Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) не ограничивалось, любая организация, которая соблюдала все правила, могла стать субъектом ФОРЭМ. В то время поставщиками электроэнергии и мощности на ФОРЭМ являлись 16 ТЭС, 9 ГЭС, 8 АЭС и 7 энергоизбыточных АО-энерго. Покупали электроэнергию с ФОРЭМ 59 АО-энерго, и пять потребителей -субъекты рынка. В пределах единого рыночного пространства осуществлялись поставки электрической энергии от производителей до потребителей при организованном руководстве РАО «ЕЭС России» и диспетчерского управления ЕЭС России.
Продажа электрической энергии (мощностей) каждым субъектом ФОРЭМ осуществлялась только в границах балансовой принадлежности электрической сети продавца, по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам России (ФСТ России). На рынке ФОРЭМ складывалась такая ситуация, что электроэнергия распределялась на собственную территорию и фактически электростанция, производящая эту энергию, не могла выйти на рынок. В этой связи в 2000 году была задумана реформа отрасли электроэнергетики.
Толчком к реформе в энергетике явились: низкая эффективность государственного регулирования отрасли, производства и потребления электрической энергии, снижение управляемости и эффективности функционирования, дефицит инвестиционных ресурсов, уменьшение надежности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического потенциала, ухудшение показателей финансовой устойчивости, отсутствие эффективной системы корпоративного управления.
В качестве основы реформирования электроэнергетики была принята программа ее реструктуризации с разделением всех видов деятельности на монопольные (передача электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности).
Цель реформы электроэнергетики заключалась в образовании конкуренции в отрасли, снижении тарифов на электроэнергию, повышении энергетической безопасности страны, надежности энергоснабжения потребителей и эффективности работы отрасли, обеспечении инвестиционной привлекательности электроэнергетики и соблюдении экологических требований. Предполагалось создание полноценного конкурентного оптового рынка электроэнергии, формирование розничных рынков электрической энергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей и обеспечивающих понижение тарифов на электроэнергию.
Вместе с тем, ряд экспертов высказываются о крайне низкой эффективности проведенной реформы и о чрезвычайно высоком использовании энергии у потребителей, а также отсутствием мероприятий направленных на повышении надежности, эффективности, устойчивости работы энергетического оборудования. Наблюдаемый рост потребления электроэнергии не сопровождается позитивными сдвигами в области энергосберегающих технологий. Наблюдается рост энергоемкости российской экономики, которая на 20% превысила дореформенный уровень, а тарифы не стимулируют потребителей к рациональному использованию энергии и ведут к избыточному спросу на энергетические ресурсы.
В этой связи актуальными являются следующие мероприятия:
3
23EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
1. Отсрочка строительства новых мощностей, но проведение политики по модернизации и замене оборудования;
2. Уход от энергорасточительных производств;
3. Вывод в нерабочее состояние не энергоэффективных мощностей.
Для проведения политики в области модернизации производственных мощностей необходимы дополнительные средства или инвестиции. В этой связи, предлагаются основные механизмы, направленные на привлечение инвестиций в электроэнергетику:
1. Эмиссия акций. В настоящее время, все больше компаний пытаются получить дополнительные средства за счет эмиссии акций. Однако существует и отрицательная сторона данного механизма, из-за падения котировок на фондовом рынке существует опасность негативного воздействия на компании.
2. Ускоренная амортизация. Данный механизм позволит энергетическим компаниям проводить модернизацию собственных средств в более ускоренное время. Срок амортизации целесообразно установить 8 лет.
3. Налоговые льготы, которые освобождают от уплаты налога при реализации того или иного инвестиционного проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гибадуллин А.А. Надежность в отрасли электроэнергетики//Интернет-журнал «Науковедение», 2012 №4 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2012 -.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/106evn412.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
2. Гибадуллин А.А. Оценка устойчивости производственного комплекса электроэнергетики [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - 2013. - № 1 (27). - С. 8-15;
3. Гибадуллин А.А. Государственное регулирование отрасли электроэнергетики [Текст] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2013. - № 2. - С. 171-174;
4. Гибадуллин А.А. Механизмы финансирования производственных комплексов электроэнергетики [Текст] // Энергетика Татарстана. - 2013. - №2(30). - С. 69-74;
5. Гибадуллин А.А. Основные направления повышения инвестиционной активности производственного комплекса электроэнергетики [Текст] // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2013. - № 14. - С. 30-33.
4
23EMN314
Выпуск 3 - 2014
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Arthur Gibadullin
Russian University of Cooperation Kazan Cooperative Institute (branch)
Russia, Kazan E-Mail: [email protected]
Igor Gibadullin
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Modern basic operation of the electric power industry of Russia
Abstract. The article gives a reasonable idea of how the industry affects all sectors of the economy. Shows the main directions of reforming the electric power industry and analyzes the current state of the industry.
Keywords: electric power; the economy; industry; structure of the industry; management; power; reform; the market; modernization; production of electricity.
REFERENCES
1. Gibadullin A.A. Nadezhnost' v otrasli elektroenergetiki//Internet-zhurnal
«Naukovedenie», 2012 №4 [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2012 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/106evn412.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
2. Gibadullin A.A. Otsenka ustoychivosti proizvodstvennogo kompleksa
elektroenergetiki [Tekst] // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. - 2013. - № 1 (27). - S. 8-15;
3. Gibadullin A.A. Gosudarstvennoe regulirovanie otrasli elektroenergetiki [Tekst] // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2013. - № 2. -S. 171-174;
4. Gibadullin A.A. Mekhanizmy finansirovaniya proizvodstvennykh kompleksov
elektroenergetiki [Tekst] // Energetika Tatarstana. - 2013. - №2(30). - S. 69-74;
5. Gibadullin A.A. Osnovnye napravleniya povysheniya investitsionnoy aktivnosti
proizvodstvennogo kompleksa elektroenergetiki [Tekst] // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie). - 2013. - № 14. - S. 30-33.
5
23EMN314