Научная статья на тему 'Современные онлайн-ресурсы и традиционные средства массовой информации в политике: опыт компаративного анализа'

Современные онлайн-ресурсы и традиционные средства массовой информации в политике: опыт компаративного анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1411
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ / ONLINE RESOURCES / ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / TRADITIONAL MEDIA / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / HORIZONTAL COMMUNICATION / МУЛЬТИМЕДИА / ТАРГЕТИРОВАНИЕ / TARGETING / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INFORMATION DESIGNING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Володенков Сергей Владимирович, Зверев Андрей Леонидович

Статья посвящена компаративному анализу современных информационных онлайн-ресурсов и традиционных средств массовой информации. Анализируются ключевые особенности и характеристики современных медиаресурсов в Интернете и возможности их применения в политической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of modern online resources and how they differ from traditional media in the politician

This article focuses on comparative analysis of modern information resources online and traditional media. The author analyses the key traits of modern media resources in the Internet and their potential for the political practice.

Текст научной работы на тему «Современные онлайн-ресурсы и традиционные средства массовой информации в политике: опыт компаративного анализа»

С.В. Володенков, А.Л. Зверев

СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ: ОПЫТ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА

Статья посвящена компаративному анализу современных информационных онлайн-ресурсов и традиционных средств массовой информации. Анализируются ключевые особенности и характеристики современных медиаресурсов в Интернете и возможности их применения в политической практике.

Ключевые слова: онлайн-ресурсы, традиционные средства массовой информации, интерактивность, горизонтальные коммуникации, мультимедиа, таргетирование, информационное проектирование.

Разнообразные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы в современном онлайн-пространстве все больше и больше входят в повседневную жизнь сотен миллионов человек. Приобретение столь массовой популярности онлайн-ресурсов среди широкой аудитории потребителей информации делает их серьезной альтернативной силой традиционным средствам массовой информации, что заставляет специалистов по связям с общественностью в сфере политического консалтинга все шире использовать такого рода онлайн-ресурсы в современной политической коммуникации. В этой связи остро встает проблема использования политическими акторами динамично развивающихся онлайн-ресурсов, дающих им конкурентное преимущество перед теми, кто по-прежнему предпочитает использовать исключительно традиционные средства массовой информации в политике. Чтобы показать, в чем конкретно заключаются эти преимущества, в рамках данной статьи ставится задача проведения компаративного анализа онлайн-ресурсов и традиционных СМИ в современной политической коммуникации.

© Володенков С.В., 2012 © Зверев А.Л., 2012

Динамичное развитие современных онлайн-инструментов коммуникации уже приводит к усилению политического влияния определенных социальных групп. Так, Р. Дейберт считает, что глобальные компьютерные сети и Интернет, в частности, серьезно изменили возможности и силу транснациональных общественных движений. Они позволили сформировать глобальное гражданское общество, типичными проявлениями которого стали, например, «Движение антиглобалистов» или организация «Гринпис»1.

Не менее важным аспектом информационно-коммуникативной революции являются изменения в общественном сознании, имеющие далекоидущие последствия в аспекте распределения власти в обществе. Об этом начали говорить в свое время еще представители так называемой медийной теории. Исходя из положений данной теории, известный американский теоретик в области массовой коммуникации П. Хейер считал, что средства хранения и передачи информации не являются нейтральными, а «способ организации и передачи наших знаний о мире сильнейшим образом влияет на природу восприятия мира и то, каким образом мы познаем мир»2. Данное представление во многом созвучно известному маклюэнов-скому выражению «the medium is the message» (средство коммуникации - это сообщение).

А идея мира как «глобальной деревни», в которой ничего нельзя скрыть и все ответственны за всё, высказанная представителем Торонтской школы коммуникативистики Маршаллом Маклюэном, приобретает сегодня особую актуальность. Как писал М. Маклюэн, в новой электронной информационной среде уже невозможно будет игнорировать мнение меньшинства, когда «слишком много людей знают многое друг о друге, ... новая среда требует участия и совместной серьезной работы»3.

В свою очередь, еще один сторонник медийной теории, известный специалист Р. Дейберет в своей книге «Пергамент, печать и гипермедиа: Коммуникации в процессе трансформации мирового порядка» пишет о том, что «.поскольку коммуникации являются жизненно важной частью человеческого существования, постольку любые изменения в способах коммуникации имеют существенные последствия для распределения власти внутри общества, для изменения индивидуального и социального сознания, а также для пересмотра общественных ценностей»4.

Кроме того, нельзя не заметить надвигающийся кризис в сфере массовых политических коммуникаций, который неизбежно приведет к необходимости смены моделей массовой коммуникации в современной политической практике. Имеющиеся на сегодня возможности онлайн-ресурсов обладают по сравнению с традици-

онными СМИ рядом существенных особенностей, использование которых позволит избежать надвигающегося кризиса массовой политической коммуникации и повысит эффективность организации информационной работы в Интернете.

К числу таких особенностей мы относим следующие.

Экстерриториальность - онлайн-ресурс всегда доступен любому интернет-пользователю независимо от того, где он находится или проживает. Зона распространения традиционных средств массовой информации, как правило, ограничена. Так, областная газета в большинстве случаев распространяется в пределах региона, и жители Дальнего Востока вряд ли имеют возможность читать свежую прессу европейских регионов России. При этом региональные телерадиокомпании также имеют ограниченную зону распространения сигнала, и если читатель находится сейчас, например, в Москве, то он вряд ли сможет в прямом эфире смотреть новостную программу тамбовской телекомпании «Новый век».

В отличие от традиционных информационных ресурсов, он-лайн-ресурсы могут быть доступны из любой точки земного шара, независимо от того, где сейчас находится интернет-пользователь. Данная особенность позволяет организовывать масштабные информационные и PR-кампании посредством онлайн-площадок без необходимости задействования дорогостоящих федеральных СМИ и десятков региональных средств массовой информации. В качестве примера использования возможностей экстерриториальности можно привести организованную компанией «Яндекс» онлайн-кон-ференцию В.В. Путина с пользователями Интернета, в которой мог поучаствовать любой желающий независимо от его местонахождения.

Возможность проведения экстерриториальных кампаний предоставляет широкие возможности по коммуницированию с целевыми аудиториями практически везде, где есть Интернет. Однако экстерриториальность несет в себе и определенные угрозы, прежде всего в аспекте деятельности международных террористических и экстремистских организаций.

Мультимедийность - традиционные СМИ не могут использовать разные типы контента. Так, в газете не может быть размещена видео- или аудиоинформация, радиостанция, вещающая по проводным радиосетям, не имеет возможности предоставления видеоинформации, телевидение как самый мощный традиционный медийный ресурс, позволяющий транслировать видео-, аудио-, текстовую информацию, размещать фотоматериалы, не предоставляет возможностей для размещения баз данных, гипертекстовых ссылок и других современных медиаформатов.

Онлайн-ресурсы в своем большинстве имеют возможности для одновременного размещения большинства из наиболее распространенных типов медийного контента. На сайте или в блоге размещается видео-, аудио- и текстовая информация, фото- и гипертекстовые ссылки на другие онлайн-ресурсы, ссылки на различные информационные базы и архивы и т. д.

Кроме того, если радиослушатель или телезритель пропустил новостной блок, то он не сможет до следующего новостного выпуска получить необходимую информацию из данного средства массовой информации. Что же касается онлайн-ресурсов, информация, содержащаяся на них, доступна 24 часа в сутки. К тому же если на телевидении та же видеореклама может транслироваться всего несколько раз в день и привязана к сетке вещания телеканала, то онлайн-ресурсы позволяют просмотреть рекламный видеоролик любое число раз в удобное для пользователя время.

В отличие от традиционных СМИ большинство онлайн-ресур-сов предоставляют пользователям возможность доступа к архивам материалов. Немаловажным является и то, что традиционные средства массовой информации ограничены в объеме размещаемого в них контента. Так, объем информации в газете ограничен количеством печатных полос и разместить информации больше, чем умещается на данных полосах, невозможно. Возможности размещения информации на телевидении и радио ограничены 24 часами эфира в день и возможностями сетки вещания (например, региональные гостелерадиокомпании ГТРК ограничены в использовании эфира головной организацией ВГТРК, которая преимущественно транслирует собственные федеральные информационные материалы).

В отличие от традиционных средств массовой информации он-лайн-ресурсы позволяют размещать практически неограниченные объемы информации (возможности ограничены только емкостями серверов и могут быть в любой момент увеличены по необходимости). Все это позволяет онлайн-ресурсам занимать доминирующее положение по отношению к традиционным СМИ с позиций информационной наполняемости медиа.

Оперативность - если традиционные СМИ имеют определенную регулярность выхода (газеты - раз в день максимум, телевизионные и радионовости - раз в несколько часов), то онлайн-ресурсы позволяют размещать необходимую для работы информацию в любой момент времени. Более того, если в выложенных на сайт материалах обнаружится ошибка или неточность, то на этом медиа-ресурсе информация может быть оперативно откорректирована в течение нескольких секунд. Традиционные СМИ не позволяют достичь такой оперативности. «Нерасторопность» традиционных

средств массовой информации проявляется при сообщении о высокодинамичных событиях. Важное заявление, которое сделал, например, глава государства, телевидение или радио смогут осветить в рамках ближайшего новостного выпуска, печатное издание -только в следующий день очередного выхода (газета - максимум на следующий день, еженедельник - на следующей неделе, журнал -в следующем месяце).

Онлайн-ресурсы делают возможным ежесекундное размещение и обновление информации. Особенно заметны различия в оперативности при информировании о важных событиях, имеющих общественный резонанс, в режиме реального времени (например, террористические акты, катастрофы и т. д.). Многие из нас уже не раз были свидетелями того, что важная информация в интернет-источниках появлялась раньше, чем в телевизионных и радионовостях, обладающих более низкой степенью оперативности публикации новостей. В качестве примера можно привести теракты в московском метро в марте 2010 г., информацию о которых федеральные телеканалы выпустили в эфир только через несколько часов после случившегося, а в Интернете активное обсуждение совершенных терактов началось практически сразу после произошедшей трагедии.

Интерактивность - одна из ключевых особенностей онлайн-ресурсов, позволяющая организовать взаимодействие с пользователями. Безусловно, традиционные СМИ также могут взаимодействовать со своей аудиторией. Это и ответы на вопросы читателей в печатных изданиях, рубрики «По письмам наших читателей», читательские конкурсы. Также печатные СМИ могут организовывать «горячие линии» с прямыми звонками в редакцию. На телевидении основными формами взаимодействия с телезрителями являются прямые эфиры со звонками в студию, интерактивные голосования. Однако эти формы интерактива имеют ограничения, прежде всего временные.

В интернет-пространстве интерактивных возможностей существует на порядок больше. Это такие формы массового обсуждения темы, как гостевые книги, форумы, комментарии в блогах, онлайн-конференции и онлайн-голосования, онлайн-викторины и конкурсы, разные группы в социальных сетях, хэштеги в Твит-тере и многое другое. В рамках онлайн-ресурсов есть широкие возможности для организации оперативного интерактивного общения с пользователями, которые могут задать вопрос, оставить комментарий, принять участие в обсуждении, высказать собственное мнение в любое время суток независимо от своего местонахождения.

При этом прямое общение с пользователями представляется более эффективным для политика с позиций формирования его положительного имиджа и повышения уровня доверия к нему, нежели традиционное рекламное и агитационное воздействие на целевые аудитории, так как коммуникация с представителями целевых аудиторий становится активной и формируется обратная связь, необходимая для работы с этими аудиториями.

Таргетированность - онлайн-ресурсы могут дать информацию в зависимости от характеристик, которыми обладает пользователь, тем самым оптимизируя содержание предоставляемого контента для разных целевых аудиторий. Наиболее широко распространена практика территориального и поведенческого таргетинга. Каждый пользователь Интернета, зашедший на ресурсы «Яндекс», «Рамблер» и иные подобные, получает, кроме универсальной информации, контент, уникальный для территории нахождения пользователя (начиная от температуры воздуха и уровня загруженности дорог и заканчивая афишей мероприятий). Также контент, выводимый на страницах ресурса, может меняться в зависимости от «поведения пользователя»: от того, какие поисковые запросы он совершал, какие сайты посетил до этого и т. д. Даже самые крупные онлайн-ресурсы могут быть настроены на выдачу оптимизированного контента в зависимости от разнообразных характеристик пользователя. Очевидно, что информация, отображаемая на страницах ресурса с учетом особенностей той или иной целевой аудитории пользователей Всемирной сети, будет более эффективно «работать». Данные преимущества онлайн-ресурсов могут с успехом использоваться и в политических кампаниях, повышая эффективность массовой коммуникации с различными целевыми аудиториями.

В отличие от онлайн-СМИ возможности таргетинга в традиционных СМИ уменьшаются по мере увеличения масштаба того или иного средства информации. Традиционные информационные ресурсы федерального уровня практически нетаргетированы, например, территориально. Единственным ресурсом, который имеет в своей сетке вещания контент, предназначенный для различных целевых аудиторий по географическому критерию, является телеканал «Вести», в котором предусмотрены так называемые региональные новостные блоки. Ни один другой федеральный телевизионный канал не использует в своей работе хотя бы географический таргетинг.

«Горизонтальность» коммуникации нам представляется одной из важнейших особенностей, отличающих современные онлайн-ре-сурсы от традиционных СМИ. Классические схемы политической

коммуникации с целевыми аудиториями предполагают асинхронную коммуникацию, в рамках которой до реципиентов доводится желаемый для субъекта политического управления контент5. Вертикальная политическая коммуникация затрагивает отношения между зависимыми и неравноправными политическими субъектами (например, между федеральными органами власти и государственными учреждениями на местах).

При вертикальной политической коммуникации информация передается как сверху вниз в виде рекламы, информационных сообщений, обращений политиков к гражданам и т. п., так и снизу вверх в виде выражения общественного мнения, открытых писем к руководству страны и т. д.

Схематически это можно изобразить следующим образом:

г ^ г

Субъект политического

г Традиционные СМИ

Целевые аудитории

Традиционные СМИ

Контент

Рис. 1. Вертикальная модель политической коммуникации

Однако в рамках интернет-пространства большинство онлайн-ресурсов функционируют в режиме горизонтального коммуници-рования между пользователями. Каждый из участников общения является как источником информации, суждения, так и получателем информации. Таким образом, данная коммуникация осуществляется между равноправными и независимыми друг от друга политическими субъектами. Например, Л. Пай считает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных процессов обмена информацией в обществе, который оказывает самое разное влияние на политику»6.

Схематически эта модель коммуникаций может выглядеть так: Интернет-пользователь _Интернет-пользователь

Интернет-пользователь /Ту*-у /—Интернет-пользователь

Интернет-пользователь 1/* П } Интернет-пользователь

Рис. 2. Горизонтальная модель политической коммуникации в виде социальной сети

Как видно на рис. 2, каждый из пользователей онлайн-ресурсов может напрямую коммуницировать с другими пользователями, как передавая, так и получая информацию, обсуждать ее и формировать как свое, так и коллективное мнение относительно текущих политических процессов. В данном случае коммуникация является синхронной, в рамках таких массовых горизонтальных коммуникаций формируется собственное устойчивое мнение о разных политических силах, независимо от того, какой контент передается по асинхронным схемам традиционных СМИ в рамках политического управления. Неслучайно среди пользователей российского сегмента сети Интернет отношение к политикам, политическим партиям и политическим событиям зачастую коренным образом отличается от отношения электоральных аудиторий, пользующихся исключительно традиционными СМИ.

Иными словами, посредством массовых горизонтальных коммуникаций в Интернете может вырабатываться собственный информационный контент и формироваться отличное от желаемого субъектами политических кампаний отношение к тем или иным политическим силам.

Именно поэтому субъектам политических кампаний, рассчитанных на «проблемные» с позиций влияния с помощью традиционных СМИ целевые аудитории, необходимо участвовать в таких моделях коммуникаций, делая их максимально «горизонтальными». В связи с этим многие политики и их политтехнологи пытаются активно взаимодействовать с разной интернет-аудиторией на различных он-лайн-площадках на горизонтальном уровне для завоевания нужного уровня доверия и поддержки, а также непосредственного участия в формировании в интернет-среде своего положительного имиджа.

Как показывает практика, именно посредством горизонтальных коммуникаций многим политикам удается добиться лояльности интернет-аудитории, критически воспринимающей тот контент, который доводится до них через традиционные СМИ7.

Схематически такое участие в коммуникации субъектов политических кампаний можно изобразить следующим образом.

Интернет-пользователь

Субъект

политической

кампании

Интернет-пользователь

Интернет-пользователь

Интернет-пользователь

Политик,

политическая

партия

Рис. 3. Горизонтальная модель политической коммуникации в виде социальной сети

Говоря о горизонтальных коммуникациях в рамках онлайн-ре-сурсов, отдельно нужно сказать о таком уникальном виде онлайн-ресурсов, как Consumer Generated Media. С внедрением в интернет-пространство технологий Web 2.0 в Сети появилась уникальная возможность создавать такие ресурсы, контент для которых генерировали бы сами пользователи данных ресурсов. На сегодняшний день в Интернете существует значительное число подобного рода Consumer Generated Media. В качестве примера можно привести такие площадки, как newsland.ru, digg.com.

По большому счету, все блоги, а также большинство форумов и социальных сетей также являются Consumer Generated Media, так как весь контент блогов и многих форумов, а также контент в социальных сетях создается самими пользователями. При этом зачастую повлиять на контент, размещаемый в сотнях тысяч и миллионах такого рода consumer generated media ресурсов, а также повлиять на мнение их авторов бывает достаточно затруднительно в отличие от возможностей контроля над традиционными СМИ. Такие СМИ менее контролируемы, и часто их можно лишить возможности работать лишь посредством специальных технических средств.

Данный вид ресурсов имеет преимущества при использовании в рамках политических кампаний, так как уровень доверия к информации, содержащейся на таких ресурсах, как правило,

существенно выше, чем к информации, транслируемой по традиционным каналам. Связано это, в первую очередь, с тем, что при обсуждении тех или иных сюжетов мнение формируется коллективно самими пользователями, а не с помощью прямой рекламы и ангажированных журналистов и экспертов. При этом, если обсуждение происходит на нейтральной, неангажированной площадке, уровень доверия к информации, размещаемой на ней, также повышается8.

Рекомендации значимых для Сети блоггеров, как правило, пользуются более высоким доверием, чем прямая политическая реклама или псевдообъективные новости в официальных СМИ. Не случайно так называемые «тысячники» (лица, блоги которых просматривает значительное число интернет-пользователей, а число «фрэндов» не менее тысячи) задействуются в рамках политических кампаний в нашей стране достаточно успешно. Важно также отметить, что в рамках онлайн-пространства могут возникать различные тренды, которыми весьма сложно управлять. Так, например, российский сегмент Твиттера охвачен таким трендом, как политическая сатира, в рамках которого возникает множество аккаунтов, на которых размещается ироничная и саркастичная информация якобы от лица известных политиков.

Подобные возможности современных онлайн-ресурсов в новых реалиях политической коммуникации позволяют активно использовать проектную деятельность в виртуальном пространстве Интернета по формированию образа политической власти как со стороны ее представителей, так и со стороны оппозиционных сил. Развитие самой информационно-проектной деятельности в Сети сходно с эволюцией процессов политической коммуникации в целом. Любая политико-коммуникативная деятельность исходит так или иначе из социального заказа - информационная деятельность политической власти обусловливается «разрывами» между информационными ресурсами и информационными потребностями. Сложная система информационных коммуникаций в политической деятельности не всегда адекватно и оперативно успевает за постоянно развивающимися потребностями общества в информационную эпоху. Проектная деятельность позволяет лучше структурировать коммуникативную практику политической власти, четче отслеживать динамику потребностей общества, более технологично формулировать «социально-политический заказ» на создаваемый образ власти в рамках определенных участков и направлений деятельности, прогнозировать и решать проблемные ситуации.

Определенные нами информационные возможности современных онлайн-ресурсов требуют качественных изменений принципов

информационного проектирования властью своего образа в Сети, значительно отличающегося от традиционных СМИ. Главным является неиспользование монологовой формы одностороннего повествования в виде разных отчетов, показывающих эффективность/ неэффективность политической деятельности актора и переход к участию и интерактивности со своей целевой группой во время всего срока властных полномочий или во время электорального цикла, когда будущий кандидат может продемонстрировать пользователям свои возможности по решению важных общественных инициатив социума.

Эти изменения в медийной активности политических акторов - вполне логичный ответ участников политического процесса на те новые формы коммуникативного взаимодействия, которые предлагаются современным информационным сообществом. Часть аудитории из числа российских граждан уже «переросли» уровень телевизора и радио, они уже не могут быть удовлетворены исключительно односторонними формами коммуникации. Новые интернет-проекты, все чаще запускаемые политическими элитами, демонстрируют реакцию на вызов этой группы. Конечно, это делается не из соображений голого альтруизма. Элитам, особенно в условиях кризиса, экономического спада и нестабильности, которые могут вылиться и в нестабильность в обществе, необходимо знать и представлять мнения граждан по острым социальным вопросам. Также важно иметь механизмы, которые бы позволили аккуратно вмешиваться и корректировать имеющиеся мнения и позиции в обществе. Эту возможность и могут предоставить новые формы интерактивной информационной презентации. И пока действия современной российской власти в информационной среде Интернета говорят о том, что та аккуратными шагами движется именно по этому пути.

Таким образом, можно говорить о постепенном переходе к иному уровню коммуникативного взаимодействия между представителями сферы политики и информационным обществом, серьезно отличающемуся от прежнего. Этот путь предполагает диалог и во главу угла ставит внимание к обратной связи, ее эффективности. Мы с определенной долей уверенности можем говорить, что в последнее время произошел в некотором роде прорыв в процессе информационного проектирования. Он проявляется хотя бы в том, что политическая власть пытается не отстать от общества и стремится идти если не на прямой контакт, то хотя бы принимать во внимание и активно и эффективно использовать новые способы коммуникации. Хотя мы должны отметить, что консерватизм и некая информационная закрытость власти несколько девальвируют эти

процессы и как минимум вызывают настороженность относительно того, чтобы делать конкретные и четкие прогнозы развития данного процесса в будущем. Это объясняется тем, что полный переход на новый уровень политической коммуникации между политической властью и гражданами может произойти исключительно в условиях конкурентной борьбы сетевых ресурсов политической направленности между собой и выражением свободы слова всех пользователей Всемирной сети независимо от их политических предпочтений. Без этого виртуального диалога власти и общества все попытки информационного проектирования позитивного образа власти в Сети будут выглядеть лишь скромными попытками нахождения такого образа и пустой декларацией новых моделей информационного взаимодействия интернет-проектов власти с формирующимся гражданским обществом.

Необходимо также отметить, что Интернет является сферой, которая развивается чрезвычайно активно и динамично. И поэтому исследователь неизбежно сталкивается с тем, что политологическое значение, а также иные следствия и заключения, вынесенные из анализа коммуникаций в интернет-пространстве, могут меняться зачастую с молниеносной быстротой, что может кардинальным образом влиять на общую картину когнитивной реальности. Проведенный нами анализ показывает, что использование имеющегося арсенала возможностей современных онлайн-ресурсов позволяет быстрее и плотнее охватывать целевые аудитории политических акторов, на которые направлены выстраиваемые новые формы политической коммуникации, что дает возможность повседневного контакта этих аудиторий с создающейся системой массовой коммуникации в Интернете. Активное формирование массовой коммуникации в Сети политическими акторами становится мощным ресурсом для мобилизации собственного электората во время проведения разного рода политических кампаний. Кроме того, одним из выводов по итогам данной статьи, обладающим определенной новизной, является то, что создаваемая политическими акторами горизонтальная модель политической коммуникации в виде социальной сети при использовании современных онлайн-ресурсов может способствовать большему доверию со стороны целевой аудитории, нежели прямая политическая реклама или псевдообъективные новости в официальных СМИ, что, по сути, и будет основной целью политического PR. Таким образом, ключевым вызовом для профессиональной деятельности PR-специалис-тов является использование в своей практике тех возможностей, которые предоставляют современные онлайн-ресурсы. В научном плане необходимо обратить внимание, что исследования в области

политических коммуникаций в Интернете должны вестись постоянно и иметь систематический характер, который бы позволил своевременно обнаруживать все актуальные тенденции в развитии данной сферы человеческой деятельности. Также следует обратить внимание на разработку теоретических концепций, которые могут дать современным политологам системный потенциал для исследований в данной области.

Примечания

8

См.: Deibert R.J. Parchment, Printing, and Hypermedia: Communications in World Order Transformation. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1997. P. 26. Heyer P. Communications and History: Theories of Media: Knowledge and Civilization. N.Y.: Greenwood Press, 1988. P. 52.

McLuhan. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. N.Y., 1967. P. 87. Deibert R..J. Op. cit. P. 33.

Например: классическая модель двухступенчатой коммуникации П. Лазар-сфельда также предполагает асинхронную коммуникацию с целевыми аудиториями, пусть даже и при помощи такого посредника, как авторитетный лидер мнения (ЛОМ).

Pye L. Political Communication / The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford; N.Y., 1987.

Оборотной стороной медали является возможность использования в онлайн-пространстве ресурсов, созданных якобы от имени тех или иных политиков. Так как информация, полученная по горизонтальным каналам, может быть воспринята с большим уровнем доверия, всевозможные «имитации» аккаунтов известных политиков и партий сегодня активно используются также и в рамках контрпропагандистских кампаний по дискредитации имиджа политических оппонентов.

Сравните, к примеру, что будет эффективнее для молодежной и средневозрастной интернет-аудитории, проживающей в крупных городах и имеющей средний уровень достатка: трансляция серии негативных передач о бывшем мэре Москвы Ю. Лужкове на федеральных телеканалах или обсуждение результатов его работы в Сети, где каждый пользователь может привести конкретные примеры недоработок и высказать свое негативное отношение к деятельности бывшего мэра столицы? Как показали беседы авторов с москвичами, петербуржцами и жителями г. Казани и Самары, отношение к Ю. Лужкову после «информационной войны» против него практически не изменилось, а некоторые люди даже стали сочувствовать ему как жертве заказной кампании в СМИ. Иными словами, кампания по дискредитации Ю. Лужкова вряд ли достигла своей цели,

2

6

7

несмотря на все дальнейшие события, связанные с его отставкой. В качестве аргумента, подтверждающего данную гипотезу, мы можем привести итоги онлайн-опроса, который показал, что подавляющее большинство респондентов (более 60%) не изменили своего отношения к Ю.М. Лужкову, а значительная часть опрошенных (22%) ответили, что у них снизился уровень доверия к организаторам информационной кампании (более подробную информацию о результатах опроса см.: http://twtpoll.eom/r/y8f7w5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.