Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН ПРИЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН ПРИЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перчаткина В. Г., Зиятдинова Ю. Н.

В статье представлен краткий обзор современных онлайн приложений как одного из аспектов использования мультимедийных технологий в учебном процессе, которые применяются при иноязычной подготовке студентов. Рассмотрена типология, обозначены основные функции, определена роль в учебном процессе. Сформулированы отдельные предложения по расширению направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Доказано, что обучающие компьютерные программы обеспечивают комплексный подход в процессе иноязычной подготовки: позволяют расширять лексику, осваивать определенные грамматические структуры, отрабатывать произношение, работать над правописанием. В рамках данной статьи проанализированы основные формы и направления использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку студентов, охарактеризованы некоторые особенности использования интерактивных методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ONLINE APPLICATIONS AND THEIR ROLE IN THE SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

The article presents a brief overview of modern online applications as one of the aspects of multimedia technologies usage in the educational process for foreign language training of students. The typology is considered, the main functions are designated, the role in the educational process is determined. Separate proposals have been formulated to expand the use of information and communication technologies (ICT) in the educational process. It is proved that computer training programs provide an integrated approach in the process of foreign language training: they allow students to expand vocabulary, master certain grammatical structures, practice pronunciation, work on spelling. The main forms and directions of the use of modern information and communication technologies in the process of teaching English to students are analyzed, some features of the use of interactive teaching methods are characterized.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН ПРИЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН ПРИЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Перчаткина В.Г.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

Россия, г. Казань Зиятдинова Ю.Н. доктор пед. наук,

доцент, зав. кафедрой иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

Россия, г. Казань

MODERN ONLINE APPLICATIONS AND THEIR ROLE IN THE SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

V. G. Perchatkina

Senior lecturer of Department of Foreign Languages for Professional

Communication,

Kazan National Research Technological University,

Kazan, Russia J.N. Ziyatdinova

Doctor of Science in Education, Associate Professor, Head of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University,

Kazan, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье представлен краткий обзор современных онлайн приложений как одного из аспектов использования мультимедийных технологий в учебном процессе, которые применяются при иноязычной подготовке студентов. Рассмотрена типология, обозначены основные функции, определена роль в учебном процессе. Сформулированы отдельные предложения по расширению направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Доказано, что обучающие компьютерные программы обеспечивают комплексный подход в процессе иноязычной подготовки: позволяют расширять лексику, осваивать определенные грамматические структуры, отрабатывать произношение, работать над правописанием. В рамках данной статьи проанализированы основные формы и направления использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку студентов, охарактеризованы некоторые особенности использования интерактивных методик обучения.

ABSTRACT

The article presents a brief overview of modern online applications as one of the aspects of multimedia technologies usage in the educational process for foreign language training of students. The typology is considered, the main functions are designated, the role in the educational process is determined. Separate proposals have been formulated to expand the use of information and communication technologies (ICT) in the educational process. It is proved that computer training programs provide an integrated approach in the process of foreign language training: they allow students to expand vocabulary, master certain grammatical structures, practice pronunciation, work on spelling. The main forms and directions of the use of modern information and communication technologies in the process of teaching English to students are analyzed, some features of the use of interactive teaching methods are characterized.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, обучающие компьютерные программы, мобильные приложения, саморазвитие, студенты вуза.

Keywords: foreign language training, computer training programs, mobile applications, self-development, university students.

Введение

В настоящее время в связи с процессами глобализации от современного выпускника вуза требуется высокий уровень владения иностранным языком для ознакомления с тенденциями в развитии различных областей научного знания, налаживания контактов с зарубежными

партнерами. Актуальность статьи заключается в том, что возникает необходимость ознакомления студентов с новыми формами организации самостоятельной работы по изучению иностранных языков с использованием инновационных средств и методов обучения.

Цель исследования

Целью статьи является теоретическое обоснование применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам, анализ существующих обучающих компьютерных программ и онлайн приложений, определения их роли в процессе самостоятельного овладения иностранным языком.

Материал и методы исследования В качестве материала исследования выступают мобильные приложения для изучения иностранного языка и компьютерные обучающие программы. Методами послужили анализ теоретической и методической литературы по вопросу исследования, а также анализ веб-сайтов и мобильных приложений для изучения иностранного (английского) языка.

Результаты исследования и их обсуждение Подготовка современных специалистов требует высокого качества образовательных услуг. Ведущую роль в получении, хранении и переработке информации в современных условиях играют информационно-коммуникативные

технологии (ИКТ). Благодаря им «меняется роль, стиль, скорость и эффективность использования информации в процессе обучения» [14].

Современные условия обучения с помощью новых ИКТ характеризуются гибкостью, открытостью, доступностью и предоставляют студенту возможность свободного выбора места, времени, содержания и форм обучения, развивают его познавательный интерес, творческое мышление [12]. Все это способствует не только улучшению качества языкового образования, но и становится импульсом для дальнейшего саморазвития студентов в профессиональной области средствами иностранного языка.

Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку становится все более популярным на разных этапах овладения иностранным языком. Этим объясняется актуальность вопросов относительно специфики применения ИКТ в процессе языковой подготовки.

Исследователями отмечается, что «создание и использование новых методик при обучении иностранному языку уже невозможно без использования компьютера, сетей по передаче информации, Интернет-технологий и педагога новой формации» [1, с. 37]. При этом, в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, основное внимание направлено на саморазвитие студентов.

Наблюдаемый в настоящее время рост объема знаний, порождаемый мировым сообществом, вызывает необходимость в умении студентов самостоятельно приобретать знания. Поэтому современная система образования должна обеспечить приобретение будущими

специалистами умений и навыков по методологии познания и умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве для решения исследовательских задач, осведомленность в новейших отечественных и

зарубежных ИКТ и их использовании для решения задач в профессиональной области.

Одним из направлений использования ИКТ в сфере образования являются мультимедийные технологии. Обучающие компьютерные программы (ОКП) являются одним из аспектов применения мультимедийных технологий в учебном процессе. Исследователи относят к ОКП программно-методические комплексы,

электронные учебные курсы и электронные пособия, электронные атласы, базы знаний, энциклопедии, учебные программные комплексы и др., которые объединяет то, что все они являются средствами непосредственного использования в учебном процессе. Этот перечень постоянно расширяется и обновляется [8].

Существуют различные подходы к классификации ОКП.

0.В. Невструева [6] выделяет пять типов ОКП: тренировочные; тьюторские; проблемного обучения; имитационно-моделирующие; игровые.

С точки зрения И.А. Цатуровой [9], можно выделить следующие типы ОКП: учебные; программы-тренажеры; имитационно-

моделирующие; диагностические,

контролирующие; инструментальные;

интегрированные.

Согласно другого подхода ОКП характеризуют как:

1. авторские программы, которые являются заранее приготовленными шаблонами, что позволяет преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный контент;

2. специальные учебные программы, разработанные к учебникам или самостоятельные учебно-методические комплексы;

3. игровые учебные программы, которые созданы, в основном для детей и имеют развлекательный характер [10].

Неотъемлемой составляющей

профессиональной подготовки специалистов в вузах является иноязычная подготовка. Традиционная парадигма системы обучения иностранному языку пополняется новыми подходами к изучению этого курса.

Существует направление при обучении языкам CALL (Computer-Assisted Language Learning), которое определяют, как современный подход к преподаванию и изучению иностранных языков с использованием компьютера в качестве вспомогательного инструмента для представления и материала [5,11].

Исследования ученых свидетельствуют, что функции компьютера при изучении языков становятся более разнообразными. Помимо функции трансляции информации, компьютеры используют как средство создания интерактивности для предоставления обучению естественного течения, как глобальное средство связи и неограниченный источник аутентичных материалов и др. [2].

К компьютерным программам как средствам обучения выдвигаются следующие требования:

1. необходимость соответствовать тем же дидактическим требованиям, что и традиционные учебные пособия (научность, систематичность, последовательность и др.);

2. соответствие учебной программе по дисциплине в вузе;

3. функция разнообразия форм и методов обучения, создание условий для повышения мыслительной активности студента;

4. понятность программы как преподавателям, так и студентам; однозначное восприятие информации, которая выносится на экран [7].

При изучении иностранного языка этапы занятия должны соответствовать этапам овладения языковым материалом (восприятие речи, ее анализ, закрепление и использование в речи). Первая фаза предусматривает восприятие речи (мотивацию обучающихся, подготовку через снятие лексических и грамматических трудностей, предварительное чтение или прослушивание, проверку понимания). Этап анализа языка включает выделение и объяснение определенных языковых феноменов, объяснение грамматических и лексических правил и т. п. На этапе закрепления выполняются упражнения на отдельные языковые явления. На заключительном этапе изученный материал используют в речи в различных коммуникативных ситуациях.

Мультимедийные средства обучения являются универсальными, поскольку могут быть использованы на разных этапах урока: в процессе мотивации как постановка проблемы перед изучением нового материала, в объяснении нового материала в качестве иллюстрации, при закреплении и обобщении знаний, для контроля знаний. Кроме того, использование ИКТ может происходить разными способами в соответствии с потребностями конкретного типа занятия и предлагают следующую классификацию потребностей: использование ИКТ как во фронтальной, так и групповой работе, или только во фронтальной работе, использование электронных учебников только как средства самообучения, использование отдельных типов файлов (изображения, видео, аудио, анимации) с электронных средств обучения (с определенных материалов сети Интернет), создание собственных уроков через интеграцию различных объектов в один формат - презентации, web-страницы и др.

Рассмотрим особенности некоторых ОКП по иностранному языку и возможности их использования.

Электронные системы тестирования позволяют преподавателям составить тестовый материал с учетом учебной программы дисциплины, уровня владения иностранным языком студентов. Используются для проведения промежуточного и итогового контроля знаний студентов по иностранному языку.

Для самостоятельной работы в зависимости от уровня владения языком, индивидуальных особенностей студентам рекомендуется использовать ОКП, которые являются доступными

и бесплатными в Интернете [3]. В качестве наиболее популярных программ и приложений можно выделить следующие:

1. Language in Use 24/7. Программа разработана на основе одноименной серии учебников издательства Cambridge University Press и является одним из лучших компьютерных курсов на сегодняшний день. В ней представлены задания по всем аспектам языка на уровне Intermediate. Мультимедийные возможности программы обеспечивают легкие увлекательные занятия и преодоление языкового барьера. Система распознавания речи позволяет тренировать правильное произношение: пользователь записывает свою речь через микрофон, а система распознавания речи дает оценку - насколько правильно пользователь произнес слово или фразу. Система также позволяет произвольно вводить слова и фразы для отработки.

2. QDictionary. Программа использует технологию, позволяющую переводить слова и словосочетания простым наведением курсора мыши на них. Можно узнать значение слова, выбрав его из списка. Словарная база содержит более 50000 слов и словосочетаний. Можно добавлять свои слова и вносить изменения в те, что существуют в программе.

3. FVords. Программа содержит тесты, словари к оригиналу, параллельные тексты, режим суфлера, поиск, печать, статистику и др. Предлагает пять подходов к изучению материала: турнир, курс, обычный, книга и суфлер. Задания курса выполняются последовательно, турнирные - по выбору; если были допущены ошибки, можно вернуться к ним и повторить правильное употребление материала. В режиме «суфлер» можно озвучивать задания (слова, словосочетания, тексты).

4. EZMemo Booster. Программа помогает при регулярных занятиях быстро пополнить словарный запас. Студенту предлагается выполнить определенное количество упражнений со словами, которые он изучает. В отношении каждого слова ведется индивидуальная база данных. Чем хуже обучающийся запомнил слово, тем чаще оно появляется на экране в упражнениях.

5. Exerciser. Программа задает упражнения нескольких типов в различных вариациях -изменение формы слов или предложений (например, поставить в отрицательную форму), поиск ошибок в тексте, подстановка вариантов, заполнение пропусков, поиск соответствий. Программа обеспечивает проверку упражнений.

6. LearningApps.org (https://leamingapps.org). Бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям. Имеются версии сайта и задания (модули) на русском, английском,

немецком, французском, испанском, итальянском и других языках [4].

7. Kahoot (https://kahoot.com). Сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Данная программа может эффективно использоваться в дидактических целях. Студенты могут отвечать на созданные преподавателем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов. Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путем введения временного предела для каждого вопроса. При желании преподаватель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы.

8. Quizlet (https://quizlet.com). Бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флеш-карточек и обучающих игр различных видов и категорий (языки, культура, математика, география и др.). Основой данного приложения являются сэты (sets) - списки слов, перечни различных понятий, картинок или фотографий с описанием. В Quizlet предлагается шесть способов изучения слов: "Flashcards", "Learn", "Speller", "Test", "Scatter", "Gravity" [13].

9. Popplet (http://popplet.com) - сервис, позволяющий создавать ментальные карты. С его помощью возможно:

• добавлять элементы с текстом, картинками;

• добавлять видео с YouTube и Vimeo;

• менять цвета каждого элемента и фон карты в целом;

• совместно редактировать карту;

• сохранять карту в виде картинки или pdf-файла;

• работать над одной картой совместно (данный пункт является удобным для учащихся: работая в группах, они могут создавать совместно одну ментальную карту).

Выводы

Таким образом, использование новейших информационных технологий в процессе иноязычной подготовки студентов в вузе повышает эффективность формирования всех аспектов иноязычной коммуникативной компетентности. ОКП могут использоваться как в аудиторной работе, так и для организации самостоятельной работы. Использование ИКТ в языковом образовании - это одно из перспективных направлений информатизации и цифровизации учебного процесса.

Список литературы

Анцелевич О. В. Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков в высшей школе // Современная наука: актуальные проблемы теории и

практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 36-39.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.

Искакова, Д. К. Использование обучающих приложений при обучении английскому языку // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 391-393. [Электронный ресурс]. URL:

https://moluch.ru/archive/363/81290/ (дата

обращения: 15.01.2023).

Канцур А.Г., Мосина М.А. Потенциал сервиса LearningApps.org в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве одного и иностранного языков: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. -Пермь: Изд-во Перм. политех. ун-та, 2013. С. 63-69.

Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб.: Союз, 2001. 190 с.

Невструева О. В. Применение новых информационных технологий в вузе при обучении иностранному языку при помощи компьютера // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 147149.

Приложение Quizlet: как пользоваться? [Электронный ресурс]. URL:

http ://fb. ru/article/468557/prilojenie -quizlet-kak-polzovatsya (дата обращения: 15.01.2023).

Раннева А. П., Панина И. Г. Электронное обучение в высшем гуманитарном образовании // European Social Science Journal. 2017. № 2-2. С.118-125.

Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2004.

Beatty Ken. Teaching and Researching ComputerAssisted Language Learning. - Pearson Education Limited, 2003. 259 p.

Levy Mike. CALL Dimentions: Options and Issues in Computer-Assisted Language Learning. Mahwah, NY: Routledge, 2006. 310 p.

Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge, 2001.

Quizlet.com: информационно-справочный портал. Что такое «Quizlet» и как его можно использовать? [Электронный ресурс]. URL: https://quizlet.com/ru/help/2444083/what-is-quizlet-and-how-can-i-use-it (дата обращения: 15.01.2023).

Yang L. R. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. pp.173-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.