Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОТОПЛИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОТОПЛИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
99
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ГАЗОВАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ / ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДАТЧИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ КПГ / COMPRESSED NATURAL GAS / GAS SUPPLY SYSTEM / TWO-STAGE REDUCER / CONTROL SYSTEM / FUNCTIONAL SENSORS AND ACTUATORS / EFFICIENCY OF THE CNG POWER SUPPLY SYSTEM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ерохов Виктор Иванович

Обобщены результаты проектирования и создания конструкций современных однотопливных газобаллонных автомобилей при работе на КПГ. Приведены конструктивные и функциональные особенности современного газобаллонного автомобиля для работы на компримированном природном газе. Показана техническая, социально-экономическая и экологическая эффективность газобаллонного автомобиля на КПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern single fuel engines on CNG

The results of the design and construction of modern single-fuel gas-cylinder vehicles when working on CNG are summarized. The design and functional features of a modern gas-balloon vehicle on compressed natural gas are presented. The technical, socio-economic and environmental effectiveness of a gas cylinder car at CNG is shown

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОТОПЛИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ»

Современные однотопливные автомобили на компримированном природном газе

I

В.И. Ерохов, профессор Московского политехнического университета (Московский Политех), Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н.

Обобщены результаты проектирования и создания конструкций современных однотопливных газобаллонных автомобилей при работе на КПГ. Приведены конструктивные и функциональные особенности современного газобаллонного автомобиля для работы на компримированном природном газе. Показана техническая, социально-экономическая и экологическая эффективность газобаллонного автомобиля на КПГ.

__Ключевые слова:

компримированный природный газ, газовая система питания, двухступенчатый редуктор, система управления, функциональные датчики и исполнительные устройства, эффективность системы питания КПГ.

Окончание. Начало см. в № 3 (69) 2019 г.

Нвтомобильный баллон для КПГ является наиболее металлоёмким изделием и особо ответственным элементом конструкции ГБА. Принципиальные схемы газовых баллонов для КПГ приведены на рис. 9.

В эксплуатации (по международной классификации) находятся четыре типа баллонов [11].

Баллоны типа I. Стальные бесшовные газовые баллоны, имеющие цилиндрическую форму, горловину под вентиль с одной стороны и закруглённое донышко - с другой.

Баллоны данного типа отливаются в специальных формах и не имеют сварочных швов, что придаёт им повышенную прочность и плотность. В процессе изготовления все баллоны подвергают строгому контролю в соответствии с требованиями нормативной и технической документации. Кроме того, каждый баллон проходит ультразвуковую проверку на предмет выявления скрытых дефектов, а также проверяется избыточным давлением 30 МПа.

Баллоны типа II. Эти баллоны содержат металлический несущий лейнер 3 и армированную оболочку 4 из композиционного материала на цилиндрической поверхности лейнера. Металлопластиковые баллоны типа II представляют собой герметичный лейнер, изготовленный из легированной стали прочностью 120 кгс/мм2 и вязкостью 100 кгс/мм2, основная часть которого покрыта прочной армирующей оболочкой. Применяемая сталь сохраняет механические характеристики при эксплуатации баллонов в условиях низких температур.

Металлопластиковые баллоны оснащены металлической толстостенной

оболочкой (лейнер, несущий основную нагрузку) и внешней армирующей оболочкой (на цилиндрической части) из композитного материала (металлический баллон с корпусом, усиленный просмолённой жгутовой нитью - намотка в виде обручей).

Баллоны типа III. Эти баллоны содержат металлический лейнер 8 и оболочку 7 из композиционного материала на всей поверхности, усиленную просмолённой жгутовой нитью (сплошная намотка). В металлопластиковом баллоне типа III отличительной особенностью является алюминиевый лейнер. Также баллон содержит армирующую оболочку из композиционного материала. Алюминиевый лейнер, в отличие от баллона типа I, усилен специальной оплёткой из карбоволокна, разрывное усиление которой составляет не менее 140 кгс/мм2, нить оплётки пропитывается связующим составом на основе эпоксидной смолы.

Баллон типа IV. Такой баллон содержит неметаллический лейнер 6, оболочка которого выполнена из композиционного материала и размещена по всей поверхности лейнера. Это композитные баллоны с полимерным лей-нером с закладными металлическими элементами для присоединения запорной арматуры и силовой оболочкой 5

из композиционного материала. Баллон снабжён просмолённой жгутовой нитью и неметаллическим корпусом полностью из композиционного материала (композит), представляющего собой непрерывное волокно, и полимерного связующего.

По типу конструкции газовые баллоны типа IV идентичны типу III. Единственной особенностью является использование материала лейнера в виде полимерной армирующей оболочки из композитного материала или углеродного волокна.

Газовый баллон (тип 1) представляет собой бесшовный сосуд цилиндрической формы со сферическими днищами, обеспечивающий хранение КПГ на борту автомобиля при температуре от -60 до +50 °С при максимальном рабочем давлении 19,6 МПа (см. рис. 9а).

Отечественная промышленность выпускает автомобильные баллоны для КПГ объёмом от 20 до 500 л. Их изготавливают из стальных бесшовных труб, листовых заготовок или из композитных материалов. Горловина баллона снабжена резьбой для ввинчивания вентиля.

Автомобильные баллоны для КПГ изготавливают по ГОСТ Р 51753-2001 из углеродистой, легированной стали или композитных материалов и подвергают

Рис. 9. Принципиальные схемы газовых баллонов КПГ:

а - цельнометаллический (тип I);

6 - металлопластиковый с армирующей оболочкой по цилиндрической части (тип II); в - металлопластиковый с армирующей оболочкой по всей поверхности (тип III);

г - композитный (тип IV); 1 - горловина; 2 - стальной (бесшовный) лейнер; 3 - металлический несущий лейнер;

4 - армирующая оболочка;

5 - силовая оболочка; 6 - герметизирующая неметаллическая оболочка;

7 - армирующая оболочка;

8 - алюминиевый или стальной лейнер

2*

ЛЕТ С ВАМИ

47

специальной обработке. Баллон и элементы оборудования КПГ должны соответствовать Правилам ЕЭК 00Н110 [12].

Баллон подвергают специальной термической обработке, обеспечивающей 48 однородную структуру металла и безосколочность при его разрушении.

Для снижения массы баллона и повышения прочности стенок применяют легированные металлы или алюминий, армированный стеклопакетом. Устанавливают также металлокомпозитные баллоны в базальтовом коконе. Армированные пластмассовые сосуды в 3-4 раза легче стальных.

Стальные баллоны из углеродистой стали подвергают нормализации, а из легированной - закалке с отпуском, обеспечивающей однородную структуру металла и безосколочность при разрушении. Высокое давление хранения предъявляет к баллонам повышенные требования прочности, равной 2,4.

Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимых местах в автомобиле [8, 13].

Масса 50-литрового стального баллона под давлением 20 МПа в зависимости от марки стали находится в пределах 50.. .93 кг.

Уравнение состояния идеального газа устанавливает зависимость между давлением, молярным объёмом и абсолютной температурой идеального газа:

Р = (1)

где р - давление, Па; V - объем, м3, m - масса, кг; M - молярная масса, кг/моль; R - универсальная газовая постоянная, Дж/(моль-К); Т - температура, К (К=, °С+273,15).

Плотность газа может быть представлена абсолютным или относительным его значением. Абсолютная плотность природного газа (ПГ) соответствует массе газа в единице объёма (кг/м3). Величину, обратную плотности, называют удельным объёмом и измеряют в м3/кг.

Плотность ПГ представляет собой физическую величину, определяемую как отношение массы газа к занимаемому объёму:

Р = 7 , (2)

где р - плотность, кг/м3.

Р = £ • (3)

Плотность метана при давлении р = 20 МПа и температуре t = 20 °С можно представить в виде

20-101325-0,016 , о

р =-« 133,кг/м.

г 8,31451 ■ (20+273,15)

Масса идеального газа в 100-литровом баллоне pV = 133^0,1 = 13,3 кг.

Сравнительные характеристики технического уровня отечественных баллонов для КПГ (метан) приведены в табл. 2.

Баллоны типа I и металлические днища баллонов типа III должны быть окрашены в красный цвет. Оболочку из композиционного материала и металлические закладные элементы, имеющие антикоррозионное покрытие, допускается не окрашивать.

Таблица 2

Характеристики газовых баллонов для хранения КПГ

Тип баллона Материал Удельная металлоёмкость (отношение массы баллона к его объёму), кг/л Отношение массы баллона к массе газа, кг/кг

Тяжелые Сталь углеродистая 1,9.2,0 7,1

(тип I) Сталь легированная 1,12.1,2 5,0

Облегчённые (тип II) Сталь + композит 0,67 2,5

Сверхлёгкие Алюминий + композит 0,63 2,3

(тип I и IV) Пластик (стекловолокно) 0,60 2,15

I

ЛЕТ С ВАМИ

49

Композиционный материал для баллонов типа II...IV формируется путём намотки на лейнер или технологическую оправку армирующего материала, пропитанного связующим, с последующей термообработкой (полимеризация).

В горловине баллонов выполнена резьба для установки вентиля. Цилиндрический баллон размещают в багажнике, за кабиной, под кузовом или днищем автомобиля.

В качестве связующего компонента могут быть использованы термопластичные материалы. Температура отверждения (полимеризация) связующего компонента, используемого для изготовления баллонов типа IV, должна быть ниже температуры размягчения материала неметаллического лейнера не менее чем на 10 °С. В качестве армирующего материала используют непрерывные стеклянные, арамидные или углеродные волокна.

Газовый баллон снабжён маркировкой, содержащей товарный знак завода-изготовителя, обозначение баллона, номер баллона и номер партии, дату (месяц, год) изготовления и первого переосвидетельствования, рабочее (Р) и пробное (П) давление в МПа, вместимость в литрах и массу баллона в килограммах.

На баллонах типа I маркировку наносят ударным способом на днище у горловины. Маркировку баллонов типа II.IV наносят на цилиндрическую поверхность безударным способом. На баллоне типа II с толщиной днища более 5 мм допускается наносить маркировку ударным способом на днище у горловины.

На испытанный баллон наносят клеймо. На переднем днище баллона указывается: марка завода-изготовителя; порядковый номер баллона; масса баллона в кг; дата (месяц и год) изготовления и последующего испытания; значения рабочего и пробного давления; объём баллона в литрах; клеймо ОТК завода-изготовителя; номер стандарта на баллон.

Газовые баллоны рассчитаны на 20 лет непрерывной эксплуатации ГБА. Баллоны испытывают на герметичность при полностью открытом и закрытом положениях вентилей с помощью сжатого воздуха, очищенного от масла и механических примесей, или азота методом омыливания или погружения его в воду под давлением 20 МПа. В процессе испытаний не допускается пропуск воздуха под клапаном и по резьбовому соединению.

Каждый баллон испытывают избыточным пробным гидравлическим давлением не менее 1,5 Р (Р - рабочее давление), 30 МПа (на прочность) и 20 МПА (на герметичность). Расчётное давление разрушения баллонов всех типов должно

быть не менее 2,6 Р. Расчётное давление разрушения баллонов типа II должно быть не менее 2,3 Р.

Разрушение баллонов не должно сопровождаться отделением осколков металла или элементов конструкции. Кроме того, один баллон из проверяемой партии дополнительно испытывают на циклическую устойчивость - не менее 15 тыс. циклов давления за каждый год расчётного срока службы. Давление на разрушение газового баллона составляет не менее 51 МПа без образования осколков.

Газонепроницаемость баллонов типа IV не должна превышать 0,25 (см3/ч)/л вместимости баллона. Баллоны под воздействием пламени не должны взрываться. Газ должен выходить через предохранительное устройство.

Ресурс циклической долговечности определяют из расчёта не менее 1000 циклов.

Основным преимуществом баллонов типа IV является небольшая масса по сравнению с баллонами других типов. Баллоны типа IV не получили преимущественного распространения в силу высокой стоимости и небольшой разницы коэффициентов совершенства (отношение объёма сосуда к собственной массе) относительно III типа.

Металлопластиковые баллоны легче в 1,5-2 раза, а углепластиковые - в 2-4 раза. Более высокие трудоёмкость и стоимость изготовления сдерживают их широкое распространение.

Основные параметры газовых баллонов современных автомобилей приведены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристики газовых баллонов для КПГ отечественного производства

Изготовитель Конструкция Рабочее давление, МПа Диаметр, мм Длина, мм Масса, кг Объём, л Отношение массы к объёму, кг/л

ОАО «Первоуральский новотрубный завод» Бесшовный баллон из углеродистой стали (тип I) 19,6 219 1755 83 50 1,36

ОАО «Орский машиностроительный завод» Металлопластиковый баллон с бесшовным стальным лейнером (тип II) 19,6 254 254 322 882 1102 1470 23,70 28,90 63,80 24,2 44,1 97,0 0,69 0,66 0,66

ООО НПФ «Шторм» Металлопластиковый баллон с бесшовным алюминиевым лейнером (тип III) 19,6 320 2000 73 120 0,61

Казанское ОКБ «Союз» Композитный стеклопластиковый баллон (тип IV) 19,6 219 514 514 525 2700 1400 2290 2660 52 155 260 350 84 200 350 400 0,62 0,76 0,74 0,87

ДАО «Оргэнергогаз» Композитный стеклопластиковый баллон (тип IV) 19,6 233 200 68 120 0,67

Рис. 10. Газовый баллон для КПГ: а - общий вид; б - информационная зона; 1 - корпус; 2 - паспорт; 3 - горловина; 4 - технологическая пробка; 5 - фланец;

6 - металлический несущий лейнер;

7 - герметизирующая оболочка;

8 - армирующая оболочка; 9 - пробка

Стальные баллоны для КПГ из углеродистой стали проходят освидетельствование один раз в три года, из легированной стали и композитных материалов - один раз в пять лет.

Металлопластиковые баллоны рассчитаны на рабочее давление 19,6 МПа, а максимально допустимое давление при заправке составляет 25 МПа при температуре окружающего воздуха до 55 °С. Средний срок службы баллона составляет 15 лет (не менее 15 тыс. заправок). Периодичность испытаний -один раз в пять лет.

Принципиальная схема композитного газового баллона приведена на рис. 10.

Маркировка баллона для КПГ приведена в информационной зоне, очерченной белой полосой, отчётливо выбивают следующие паспортные данные: товарный знак завода-изготовителя, месяц и год изготовления и следующего переосвидетельствования, рабочее давление и давление гидравлических испытаний, объём баллона в литрах, масса баллона в килограммах, клеймо ОТК [3].

Даты первого и последующего гидравлических испытаний баллона указывают: месяц и год первого, затем год последующего. Повторные гидравлические испытания проводятся в установленные сроки на специально организованных испытательных пунктах по специальной программе.

Принципиальная схема композиционного баллона (в разрезе) приведена на рис. 11.

Принципиальная схема выносного заправочного устройства (ВЗУ) КПГ приведена на рис. 12.

Выносной заправочный узел предназначен для подсоединения системы питания к наконечнику заправочного шланга 1 при заправке баллона газом. Фиксация и герметизация соединения штуцера 6 заправочного узла производятся при помощи двух кольцевых канавок в штуцере и распорных колец 2 и 4 на наконечнике 1. Они также препятствуют отсоединению заправочного шланга до окончания заправки. Во время заправки обратный клапан 8 открыт под действием давления.

Обратный клапан 8 и пружина 10

2*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛЕТ С ВАМИ

51

Рис. 11. Общий вид композиционного баллона (в разрезе): 1 - горловина; 2 - стенка разрезанного баллона; 3 - внутренняя полость; 4 - паспорт; 5 - поверхность баллона

ЪоиюШ*'

препятствуют выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газонаполнительной станции. На заправочный штуцер 6 размещают защитный колпачок 5.

Принципиальная схема двухступенчатого газового фильтра КПГ [1, 8] приведена на рис. 13.

Фильтр состоит из корпуса 8, колпака 9, фильтрующего элемента 2 и функциональных компонентов. Герметичность соединения обеспечивают уплотнительной прокладкой 3. Внутри колпака 9 размещён фильтрующий элемент 2, нагруженный снизу с помощью пружины 1.

Герметичность соединения выходных отверстий с фильтрующим элементом обеспечена промежуточной втулкой. Подача газа осуществляется через входной штуцер 14, имеющий коническую резьбу. В выходные отверстия 11 и 13 вкручены штуцеры 4 и 15 с конической резьбой, заглушённые при транспортировке пробками 16. Отверстие 5 в корпусе предназначено для размещения датчика давления и температуры газа. Фильтрация потоков газа осуществляется по принципу снаружи - вовнутрь.

Герметичность внутренней полости фильтра проверяют избыточным давлением 0,5 МПа в течение 30.. .50 с. Воздух подводят через канал 14. При этом каналы 11, 13 и 5 должны быть заглушены пробками.

Главным требованием для обеспечения долговечности является надёжность фильтрующего элемента очистки газа. Сравнительные характеристики фильтров Parker FFC110 MKMZ (США) и UFIF (Италия) показали высокую эффективность фильтров отечественного производства.

Газовая форсунка обеспечивает впрыскивание заданного количества газа во впускной канал головки цилиндра в область впускного клапана.

Принципиальная схема двухступенчатого газового редуктора высокого давления приведена на рис. 14.

Дифференциальный регулятор давления для КПГ предназначен для систем впрыска газа. Регулятор давления поддерживает избыточное давление 0,38 МПа. Рабочее давление на входе в редуктор составляет 10,6 МПа. Регулятор давления имеет две ступени редуцирования, клапан безопасности, электромагнитный клапан и электронный датчик давления.

В зависимости от конфигурации газотопливной системы редуктор оснащают датчиком температуры. Газ подаётся в первую ступень через электромагнитный

Рис. 12. Принципиальная схема ВЗУ: 1 - наконечник заправочного шланга; 2, 4 -распорные уплотнительные кольца; 3 - канал подачи газа; 5 - съёмный защитный колпачок; 6 - заправочный штуцер; 7 - кольцевая канавка; 8 - обратный клапан; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - пружина; 11 - корпус вентиля; 12 - запорный элемент

Рис. 13. Принципиальная схема двухступенчатого фильтра очистки газа: 1 - пружина; 2 - фильтрующий элемент; 3 - уплотнительная прокладка; 4, 15 - штуцеры; 5 - отверстие для установки датчика температуры и давления газа; 6 - втулка; 7 - штуцер подачи газа; 8 - корпус; 9 - колпак; 10 - стопорная гайка; 11, 13 - выходные отверстия газа; 12 - транспортная пробка; 14 - входной штуцер газа; 16 - транспортный колпачок

клапан под давлением 19,6 МПа, давление в первой ступени снижается до 1,0 МПа, и газ поступает во вторую ступень, где давлением снижается до рабочего 0,38 МПа. Снижение давления происходит с отбором теплоты, поэтому в редуктор подают охлаждающую жидкость от системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора. При превышении давления газа в первой ступени выше допустимого срабатывает предохранительный клапан, газ сбрасывается в атмосферу.

Ступени редуктора рычажно-мембранного типа - давление газа воздействует на резинотканевую мембрану, а с другой стороны на мембрану действует пружина. Уравновешенное состояние пружины и давлении газа достигается при закрытии входного отверстия клапаном, связанным с мембранным рычагом. Устанавливается заданное сжатием пружины давление. Электромагнитный клапан, установленный на входе в редуктор, прекращает подачу газа при отключении напряжения. Корпус редуктора изготовлен из алюминиевого сплава.

Принципиальная схема жидкостного подогревателя газового двигателя приведена на рис. 15.

Жидкостной подогреватель грузовых автомобилей представляет собой автономную отопительную систему, работающую независимо от двигателя. Подогреватель предназначен для поддержания температуры жидкости (антифриз) в пределах, достаточных для обогрева салона, размораживания ветровых стёкол, предварительного разогрева двигателя.

Система подачи газа к подогревателю подключена к общей газовой системе автомобиля. Пороговые температуры термостатов: выключение - выше (75±3) °С, включение - выше (68±3) °С.

Газ высокого давления поступает через трубопровод высокого давления 12 к газовой топливной системе. На входе в подогреватель в штуцере с калибровочным

2*

ЛЕТ С ВАМИ

53

ЪоиюШ*'

отверстием имеется регулировочный винт, позволяющий регулировать подачу газа и содержание вредных веществ в ОГ. Излишки газа отводятся в гофрированный шланг дренажной системы. В этом случае срабатывает сигнализатор утечки газа. Для подогрева редуктора через него пропускают нагретую жидкость. Расход жидкости регулируется жидкостным контуром 16, снабжённым термостатом.

При нажатии клавиши, расположенной на щитке приборов, включаются вентилятор подогревателя, циркуляционный насос и загорается лампа сигнализатора.

При достижении необходимого разрежения во всасывающем шланге датчик разрежения выдаёт сигнал блоку управления. Через 15.20 с включается высоковольтный источник напряжения, и через секунду после этого открываются электромагнитные клапаны редуктора. Газ поступает в камеру сгорания, где воспламеняется от искры между электродами свечи зажигания. С начала горения высоковольтный источник напряжения выключается.

Когда температура жидкости превысит верхний предел термостата, электромагнитные клапаны по команде ЭБУ перекрывает подачу газа, и подогреватель переходит в режим продувки. Пламя гаснет, а вентилятор продолжает работать. Через 125.150 с вентилятор выключается. Циркуляционный насос продолжает работу, лампа сигнализатора будет гореть. Когда температура жидкости понизится до нижнего предела термостата, подогреватель автоматически включается, и цикл работы повторяется.

Отсутствие напряжения на обмотке характеризует закрытое состояние дозатора. Сопротивление обмотки дозатора 11±0,5 Ом. Оба контакта обмотки дозатора изолированы от его корпуса.

При установке форсунки в газовый трубопровод смазывают её уплотнитель-ные резиновые кольца 2 (см. рис. 12). Необходимо использовать минимальное количество смазки, так как попадание масла в клапанный механизм дозатора может привести к его заклиниванию.

В каждый цилиндр двигателя индивидуально в строго определённой пропорции и в определённое время в зависимости от нагрузки, состояния двигателя и окружающей среды на свечу подаётся искровой разряд определённой длительности и мощности.

Схема воспламенения во впускном трубопроводе газобаллонных автомобилей приведена на рис. 16.

Рис. 14. Редуктор высокого давления для КПГ фирмы Ьап& Яепго CNGNG 2-3 КПГ:

I - крышка; 2 - штекер; 3 - первая ступень; 4 - предохранительный клапан; 5 - ступень низкого давления; 6 - штуцер вакуумной коррекции редуктора;

7 - винт регулировочный первой ступени;

8 - датчик давления газа; 9 - электромагнитный клапан; 10 - штуцер подачи газа;

II - ступень высокого давления;

12 - штуцер; 13 - пружина; 14 - жгут проводов

I

ЛЕТ С ВАМИ

55

Рис. 15. Принципиальная схема жидкостного подогревателя: 1 - электродвигатель нагнетателя воздуха; 2 - вентилятор нагнетателя; 3 - датчик пламени; 4 - трубопровод подачи воздуха для горения; 5 - свеча зажигания; 6 - корпус теплообменника; 7 - штуцер выхода горячего антифриза; 8 - высоковольтная катушка поджига; 9 - электрическая цепь; 10 - блок предохранителей и реле вентилятора; 11 - штуцер; 12 - трубопровод подачи газа; 13 - штуцер входа холодного антифриза; 14 - блок местного давления; 15 - объём камеры сгорания; 16 - жидкостной контур; 17 - камера сгорания; 18 - трубопровод выхода ОГ

Одной из проблем газового двигателя является эффект хлопка. Подобное воспламенение газа с топливом происходит во впускном трубопроводе. В современных системах ВТ становится более объёмным и более сложным узлом, обеспечивающим хорошую кривую крутящего момента [4, 14, 15].

Причины воспламенения (хлопков) во впускном трубопроводе газового двигателя третьего поколения обусловлены перебоями в искрообразовании из-за неисправностей основных его компонентов, одновременным искрообразованием

Рис. 16. Схема воспламенения горючей смеси во впускном трубопроводе газобаллонных автомобилей:

а - схема образования хлопкового эффекта; б - фазы газораспределения газового двигателя Национальная газомоторная ассоциация

в двух цилиндрах двигателя и большим углом одновременного открытия впускного и выпускного клапанов. Перебои в искрообразовании связаны также с неисправностями катушек и свечей зажигания, высоковольтных проводов и наконечника, датчика детонации и электронного блока управления. Из-за перебоев в искрообразо-вании несгоревшая смесь воспламеняется на такте выпуска. Происходит перепуск пламени во впускной трубопровод с последующим воспламенением газовоздушной смеси с характерным хлопком.

Конструктивное выполнение функциональных элементов газовой аппаратуры КПГ отличается значительным разнообразием и представляет практический интерес для организации эффективной их эксплуатации. Применение КПГ в целом характеризуется достаточной безопасностью эксплуатации ГБА и его экономической эффективностью.

_Использованные источники

1. Автомобили КАМАЗ 65115, 65116 с газовым двигателем. 65115-39020001 РТ, отв. редактор Д.Х. Валеев, 2010 г. - 79 с.

2. А.Г. Малюга, Р.Х. Хафизов. ОАО «КАМАЗ»: решение проблем экологии больших городов России // Транспорт на альтернативном топливе. - 2010. - № 6 (18). - С. 19-21.

3. Интернет-страница kamaz.ruhttp://kamaz.ru/ru/vehicle/restyling/dumper/

4. Ерохов В.И. Газобаллонные автомобили (конструкция, расчет, диагностика). -Учеб. для вузов. - M: Горячая линия -Телеком, 2016. - 598 с.

5. Ерохов В.И. Системы впрыска бензиновых двигателей (конструкция, расчёт, диагностика), учеб. для вузов. - М.: Горячая линия, 2011. - 567 с.

6. Ерохов В.И. Проектирование и расчёт электромагнитных форсунок двигателей с принудительным воспламенением // Транспорт на альтернативном топливе. - 2012. -№ 4 (28). - С. 42-50.

7. Ерохов В.И., Одинокова И.В. Совершенствование экологических параметров газодизельных автомобилей // Транспорт на альтернативном топливе. - 2016. -№ 2 (50). - С. 57-66.

8. Григорьев Е.Г., Колубаев Б.Д., Ерохов В.И. Газобаллонные автомобили. -М.: Машиностроение, 216 с.

9. ServiceTrainingVSQ- 1.BiFuel.427.«VOLKSWAGENGroupAcademy» http:jetta-club.arg/uploads/SSP_rus 427 dreysteija. Pdf 2009. - 59 с.

10. Двигатели на природном газе с блоком управления EGCA. Электрооборудование. Фирма МАN Truck Bus Aktiengtseltschaft, 2011. - 166 с.

11. Усошин В.А., Ковалев А.Н. Старые ошибки, сегодняшние проблемы, новые тенденции в сфере использования газомоторного топлива (аналитический обзор). // Транспорт на альтернативном топливе. - 2017. - № 1 (55). - С. 43-51.

12. Правила ЕЭК ООН 110.

13. Ерохов В.И. Безопасность и эффективность эксплуатации газобаллонного автомобиля на компримированном природном газе // Транспорт на альтернативном топливе. - 2017. - № 5 (59). - С. 5-20.

14. Ерохов В.И. Системы рециркуляции отработавших газов современных двигателей // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 4 (34). - С. 36-42.

15. Ерохов В.И. Экологическая эффективность газобаллонного автомобиля на компримированном природном газе // Транспорт на альтернативном топливе. -2017. - № 2 (56).- С. 21-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.