Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии'

Современные образовательные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ENGINEERING DRAWING / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / MEANS / МОДЕЛЬ / MODEL / ЭТАП / STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркова Светлана Петровна, Очуроол Аржаана Петровна

В работе представлено использование обучающихся технологий при изучении курса Начертательная геометрия и инженерная графика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркова Светлана Петровна, Очуроол Аржаана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

In work use of trained technologies at studying of a course Descriptive geometry and the engineering drawing is presented.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии»

^ =

QU

(Up - Q) трубопроводов, м3/сек; Ui

Проводимость

Qi

ДPi

где: Ар1 - заданный перепад давлений между коллектором и откачиваемыми колодцами; Q -поток газа, Па м3/сек.

Рис.2. Схема работы системы для интенсификации отбора биогаза из толщи ТБО на полигоне 1- вакуум насос; 2-7 - сборные колодцы; 8- коллектор; 9- трубопроводы; Sн - быстрота действия насоса; Q - поток газа; и - проводимость трубопровода; р - давление; I - длина трубопровода; 1к - длина коллектора; L - расстояние от колодца до коллектора.

Литература:

1. Верстов, В.В. Современные строительные технологии для охраны окружающей среды и энергосбережения при утилизации отходов на полигонах / В.В.Верстов // Монтаж. и спец. работы. - 1996. - №10. - С.7-13.

2. Кысыыдак, А.С. Технология устройства изоляционной системы полигонов твердых бытовых отходов / А. С. Кысыыдак // Строит. материалы. - 2007. - № 3. - С. 32-33.

3. Пат. 2242299 Российская Федерация, МПК В09 В1/00,3/00 Способ сбора и отвода биогаза и фильтрата на полигонах твердых бытовых отходов в оврагах и складках местности / Верстов В.В., Кысыыдак А.С.; заявитель и

патентообладтель С-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т.-№2003121062/03; заявл. 08.07.03; опубл. 20.12.04, Бюл. № 35. - 7с.: ил.

4. РТМ 36.44.12.4-93. Проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов / В.В. Верстов [и др.] / ВНИИ гидромеханизации, санитар.-техн.и спец.строит. работ. Госстрой РФ, Корпорация Монтажспецстрой. - СПб., 1993. - 78 с.

5. Суреньянц, С.Я. Монтаж, наладка и эксплуатация глубинных насосов водяных скважин. - М.: Стройиздат, 1968. - 80 с.

6. Фролов, В.Е. Вакуумная техника. Справочник / В.Е. Фролов [и др.]; - М: Машиностроение, 1992. - 411 с.

С.П. Буркова, А.П. Очур-оол

Тувинский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В работе представлено использование обучающихся технологий при изучении курса Начертательная геометрия и инженерная графика.

Ключевые слова: Начертательная геометрия, инженерная графика, технические средства, модель, этап.

S.P. Burkova, A. P. Ochur-ool

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

In work use of trained technologies at studying of a course Descriptive geometry and the engineering drawing is presented.

Key words: Descriptive geometry, the engineering drawing, means, model, a stage.

Использование новых образовательных технологий, базирующихся на применении современных технических средств, позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. На кафедре начертательной геометрии Томского политехнического

университета уже в течение ряда лет лекции по инженерной графике практически на всех факультетах читаются в специализированных мультимедийных аудиториях, часть из которых снабжена средствами обратной связи.

Обратная связь - это активное взаимодействие преподавателя и студента в процессе лекции. Студенты могут влиять на проведение лекции с помощью интерактивных вопросов, задаваемых преподавателю, могут регулировать темп чтения лекции путем сообщения преподавателю в электронном варианте. В свою очередь, преподаватель может не только проводить опрос в форме тестирования, но и получать оперативную информацию, описывающую поэтапное освоение материала с показом процентного соотношения студентов, успешно разобравшихся и не усвоивших предлагаемый материал. Это особенно важно для трудно воспринимаемых курсов, таких, как инженерная графика.

Уникальное сочетание технических возможностей и наукоемких технологий позволило создать образовательный комплекс, направленный на оптимизацию образовательного процесса, открыло возможности комплексного подхода к образовательному процессу и способствует интеграции опыта и знаний для разработки целостной системы совершенствования процесса обучения,

направленного на индивидуализацию и качество образования.

Прежде, чем приступить к обучению в специализированной аудитории, студенты проходят психологическое тестирование.

Выделяются некоторые параметры Модели обучающегося.

1. Параметр «Тип мышления». По типу мышления выделяются -вербальное мышление и техническое мышление, с тенденцией обоих типов к практической деятельности или к теоретизированию.

Наличие вербального типа мышления характеризует направленность обучаемого на освоение гуманитарных специальностей.

Технический тип мышления характеризует направленность обучаемого на освоение технических специальностей.

Студенты с выраженной тенденцией к практической деятельности воспринимают информацию буквально, в привязке к частному случаю, затрудняются выделить существенные признаки, абстрагироваться от несущее-ственных. Гораздо успешнее такие студенты на практических занятиях и в усвоении тех предметов, где требуется усвоение фактического материала.

Студенты с выраженной тенденцией к теоретизированию легко усваивают теоретические моменты учебных дисциплин, умеют не задерживаться на частностях, давать обобщенный анализ. Вместе с тем, они трудно, неполно запечатлевают конкретные факты, хуже ориентируются в практических делах. Обучаемые этого типа легко усваивают новый учебный материал, но преподавателю необходимо следить,

чтобы в процессе обучения им не было скучно.

2. Параметр «Тревожность».

Тревожность - один из основных параметров индивидуальных различий, это результат взаимодействия личности и ее окружения.

Людям с низким уровнем тревожности свойственны такие качества как сдержанность, расслабленность, излишняя беспечность, маловозмутимость, неторопливость. Они не склонны к поспешным решениям и быстрой смене настроений,

уравновешены, уверены в себе и в своих способностях, независимы. Могут хорошо переносить однообразную, кропотливую работу.

Люди со средним уровнем тревожности (оптимальный уровень) контактны, активны, особенно, если заняты интересной работой, имеют потребность в смене впечатлений, дел, занятий, так как это повышает их тонус и активность, уверены в себе, общительны. Им свойственен гибкий ум, умение быстро «схватывать», легко переключать свои интересы и внимание на что-нибудь другое.

Люди с высоким уровнем тревожности отличаются застенчивостью, явно или умело скрываемой нерешительностью, настороженностью, повышенным самоконтролем за поведением, словами, поступками, беспокойством, постоянными сомнениями, колебаниями в процессе принятия решений, зависимостью.

Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности, его уровня знаний. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации, повышенное беспокойство за результат выполнения поставленной задачи и перенести акцент на осмысление деятельности, включенность в деятельность, формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам

деятельности и повышения чувства ответственности.

Введение комплекса психодиагностических методик, выявляющих некоторые аспекты важнейших для процесса обучения характеристик мышления, мотивации и тревожности позволяет использовать в компьютеризированной лекционной аудитории персональные сообщения студентам, корректирующие их познавательную деятельность на глубоком индивидуальном уровне.

Наряду с тематическими тестами по инженерной графике и персональными сообщениями преподавателя, совместно с психологами отдела информатизации образования разработаны также десятки тысяч персональных сообщений студентам, в зависимости от функциональной нагрузки педагогического процесса. Это позволяет не только индивидуализировать процесс обучения, но и нейтрализовать нежелательный фактор обезличивания педагогического процесса, а также сделать общение «студент - компьютер - преподаватель» более эффективным, живым и рассчитанным на возрастные особенности слушателя.

Для большей эффективности и включенности студента в процесс обучения психологами разработана методика диагностики функционального состояния студентов, которая, при использовании в лекционной аудитории с обратной связью, позволяет оперативно (1-2 минуты) автоматически определять и оптимизировать текущее состояние студентов и ориентировать преподавателя на оптимальный способ передачи знаний на лекции.

Система позволяет работать в рамках образовательной технологии, которая предполагает достижение фиксированного результата обучения. Это означает, что студент всегда видит, каких результатов он достиг по той или иной теме и каких результатов ждет от него преподаватель.

Аудитория позволяет не только фиксировать присутствующих («карта рассадки студентов» - фигурка студента

в схематичном виде появляется на мониторе преподавателя в соответствии с тем местом в аудитории, где студент сидит), но и наблюдать процесс ответов.

Данные тестирования студентов сохраняются системой, что позволяет анализировать результаты и строить дальнейшую работу, ориентируясь на каждого конкретного студента, учитывая его особенности восприятия материала, а также прогнозировать дальнейшую работу.

Новая образовательная технология позволяет преподавателю эффективно работать с «отстающими» студентами. Если у студента возникают проблемы с обучением в силу его индивидуальных

особенностей, то система автоматического психологического, социологического и логического сопровождения так индивидуализирует учебный курс для этого студента, что недостающие стороны его познавательной

деятельности компенсируются более развитыми. Практически любой студент в автоматизированной аудитории успешно обучается и справляется с поставленными задачами.

Образовательные технологии четвертого поколения в аудитории с обратной связью позволяют преподавателю расширить свой курс, сделать его более качественным и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.