Научная статья на тему 'Современные направления уголовной политики в сфере повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации'

Современные направления уголовной политики в сфере повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовная политика / гуманизация / либерализация / наказания / судебный штраф / предпринимательская среда / преступления в сфере экономики / criminal policy / humanization / liberalization / penalties / court fines / business environment / economic crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Фоменко, Елена Борисовна Козлова

В работе очерчены основные направления гуманизации и либерализации уголовного законодательства по преступлениям в сфере экономики, коррупционным и иным преступлениям. Немаловажно, что этот процесс снизит нагрузку на учреждения уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, такая деятельность подтверждает актуальный постулат, согласно которому уголовная, а в частности уголовно-правовая политика государства, отличается многообразием средств достижения ее целей и методик реализации намеченных приоритетных направлений деятельности. Отдельного обсуждения, по мнению авторов, заслуживает вопрос смягчения наказаний за преступления в экономической сфере. Этот процесс запущен еще в конце 2000-х, но курс на реализацию таких тенденций в отечественном уголовном законодательстве актуален и сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Фоменко, Елена Борисовна Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of criminal policy in the field of increasing the efficiency of the development of the business environment in the Russian Federation

The paper outlines the main directions of humanization and liberalization of criminal legislation on crimes in the economic sphere, corruption and other crimes. It is important that this process will reduce the burden on the institutions of the Russian penitentiary system. In addition, such activity confirms the current statement, according to which the criminal, and in particular the criminal law policy of the state, is distinguished by a variety of means to achieve its goals and methods for implementing the identified priority areas of activity. Separate discussion, according to the authors, deserves the issue of mitigating penalties for crimes in the economic sphere. This process was launched back in the late 2000s, but the course towards the implementation of such trends in domestic criminal legislation is still relevant today.

Текст научной работы на тему «Современные направления уголовной политики в сфере повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации»

УДК 343.2/.7

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-241-6-25-35

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ФОМЕНКО

доцент кафедры уголовного права и криминологии ВГУЮ РПА Минюста России, кандидат юридических наук, доцент И 89266006361@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7352-031X

Москва

ЕЛЕНА БОРИСОВНА КОЗЛОВА

заместитель директора Международного центра компетенций ФГБОУ ВО РГАИС, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права ВГУЮ РПА Минюста России, доктор юридических наук, доцент И kozlova@urexpert.ru, https://orcid.org/0000-0002-6112-8441

Москва

Современные направления уголовной политики в сфере повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации*

Аннотация. В работе очерчены основные направления гуманизации и либерализации уголовного законодательства по преступлениям в сфере экономики, коррупционным и иным преступлениям. Немаловажно, что этот процесс снизит нагрузку на учреждения уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, такая деятельность подтверждает актуальный постулат, согласно которому уголовная, а в частности уголовно-правовая политика государства, отличается многообразием средств достижения ее целей и методик реализации намеченных приоритетных направлений деятельности. Отдельного обсуждения, по мнению авторов, заслуживает вопрос смягчения наказаний за преступления в экономической сфере. Этот процесс запущен еще в конце 2000-х, но курс на реализацию таких тенденций в отечественном уголовном законодательстве актуален и сейчас.

Ключевые слова: уголовная политика, гуманизация, либерализация, наказания, судебный штраф, предпринимательская среда, преступления в сфере экономики

Для цитирования

Фоменко Е. В., Козлова Е. Б. Современные направления уголовной политики в сфере повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6. С. 25-35. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-25-35.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)

* Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Влияние системных проблем развития предпринимательской среды в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровой трансформации экономики и формирование путей их разрешения» (госзадание ФГБОУ ВО РГАИС, проект № 8-ГЗ-2022).

© Фоменко Е. В., Козлова Е. Б., 2022

На

:

"а пресс-конференции 12 апреля 2022 года по итогам переговоров с бело. русским коллегой Лукашенко А. Г. Президент России Путин В. В. заявил о необходимости выделить дополнительные ресурсы на поддержку отдельных

ELENA V. FOMENKO

Assistant Professor of the Departmentof Criminal Law and Criminology ARSUJ RLA of the Ministry of Justice, Candidate of Law, Associate Professor 89266006361@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7352-031X Moscow

ELENA B. KOZLOVA

Deputy Director of the International Competence Center FSBEI HPE RSAIP Professor of the Department of Civil and business law ARSUJ RLA of the Ministry of Justice of Russia,

Doctor of Law, Associate Professor kozlova@urexpert.ru, https://orcid.org/0000-0002-6112-8441 Moscow

Modern trends of criminal policy in the field of increasing the efficiency of the development of the business environment in the Russian Federation

Abstract. The paper outlines the main directions of humanization and liberalization of criminal legislation on crimes in the economic sphere, corruption and other crimes. It is important that this process will reduce the burden on the institutions of the Russian penitentiary system. In addition, such activity confirms the current statement, according to which the criminal, and in particular the criminal law policy of the state, is distinguished by a variety of means to achieve its goals and methods for implementing the identified priority areas of activity. Separate discussion, according to the authors, deserves the issue of mitigating penalties for crimes in the economic sphere. This process was launched back in the late 2000s, but the course towards the implementation of such trends in domestic criminal legislation is still relevant today.

Keywords: criminal policy, humanization, liberalization, penalties, court fines, business environment, economic crimes

For citation

Fomenko E. V., Kozlova E. B. Modern trends of criminal policy in the field of increasing the efficiency of the development of the business environment in the Russian Federation // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 6. P. 25-35. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-25-35.

12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

отраслей, разбюрокрачивать экономику и рассчитывать на рост малого и среднего бизнеса [1]. Специалисты, говоря об уголовной политике, отмечают, что она является частью социальной политики государства [2]. Вместе с тем

«традиционно уголовная политика воспринимается в общественном сознании как основной инструмент борьбы с преступностью, преимущественно посредством репрессивных мер (уголовного наказания)» [3].

Однако с целью повышения эффективности развития предпринимательской среды в Российской Федерации необходимо задействовать несколько иные инструменты отечественной уголовно-правовой политики, которые отражают тенденции ее гуманизации и либерализации. Немаловажно, что этот процесс снизит нагрузку на учреждения уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, такая деятельность станет подтверждением актуального постулата, согласно которому уголовная, а в частности уголовно-правовая политика государства, отличается многообразием средств достижения ее целей и методик реализации намеченных приоритетных направлений деятельности.

Специалисты отмечают важность повышения качества жизни населения экономическими [4], социальными [5] и правовыми средствами [6]. Важную роль в социально-экономическом развитии России и повышении качества жизни населения в целом играет государственная политика в сфере развития бизнеса и предпринимательской среды. Реализовать ее на практике возможно, по нашему мнению, только имея четко обозначенные приоритетные направления уголовной политики, которые позволяют обеспечить безопасность проводимых реформ, а также гарантию стабильного развития экономической, социальной и других сфер жизни современного общества.

Безусловно, важный вклад в формирование благоприятных условий жизни граждан и увеличение потенциала всех основных направлений развития нашей страны внес Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В числе прочих он содержит распоряжение Правительству Российской Федерации о разработ-

ке (корректировке) и представлении для рассмотрения национальных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. Это обрело особую актуальность в период пандемии коронавируса, когда экономика России «столкнулась с беспрецедентной остановкой деловой активности ради борьбы с пандемией, обвалом цен на нефть и падением спроса на экспорт. Пандемический кризис привел к значительному падению российского ВВП, рекордному сокращению реальных располагаемых доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, наконец, по оценке самих российский властей, «"гигантскому" дефициту бюджета» [7].

В сегодняшней действительности в связи с введением международных санкций у ряда российских компаний появились санкционные риски в отношении заключения и исполнения договоров. Как отмечают эксперты, международные экономические санкции повлекли «ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики» [8].

В этой непростой ситуации, в которой оказался российский бизнес, поддержка на государственном уровне ему важна как никогда. И, конечно, как отмечают отдельные авторы, поддержка бизнеса, в том числе путем создания нового правового регулирования его деятельности, повлечет за собой улучшение не только экономической ситуации, но и в целом окажет благотворное влияние на социальную сферу общества, учитывая, что экономика и право являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами системы регуляторов социальных общественных отношений [6].

Не последнюю роль в деле поддержки бизнеса играет гуманизация и либерали-

зация уголовной политики в сфере предпринимательства. Если рассматривать предпринимательскую среду в ее системном виде, как это делают Козлова Е. Б. и Козлов Д. О. [9], то можно отметить, что уголовная политика государства формирует в качестве правового фактора макросреду предпринимательства, воздействуя на все иные факторы ее развития.

В течение последнего десятилетия уголовно-правовая политика уже прочно встала на путь либерализации наказаний за преступления в сфере экономики.

Особо значимую роль в совершенствовании и либерализации отечественного уголовного законодательства играет процесс декриминализации уголовного законодательства. Он является следствием уменьшения степени общественной опасности отдельных преступлений и возможностью их отнесения к административным правонарушениям, дисциплинарным проступкам или непреступным деяниям. Процесс декриминализации преступлений происходит не только в связи с исключением состава преступления из уголовного законодательства (полная декриминализация), но и другими изменениями как уголовного законодательства, так и внесением изменений в законодательства смежных с ним отраслей права.

Важно отметить, что без противодействия проявлениям коррупции невозможно ожидать ускоренного развития экономики, предпринимательской среды и социальной сферы Российской Федерации. Поэтому в направлении противодействия коррупции в последнее время активно происходят процессы систематизации уголовно-правовых норм и имплементации в них положений, ратифицированных Российской Федерацией конвенций в сфере противодействия коррупции. Это касается как введения новых норм об уголовной ответственно-

сти за коррупцию, так и совершенствования уже имеющихся в уголовном законе норм; расширения круга лиц, которые несут ответственность за коррупцию; введения норм, позволяющих дифференцировать уголовную ответственность за мелкие взяточничество и коммерческий подкуп и других действительно нужных и правильных с позиции государственной уголовной политики преобразований.

Изменилась и политика установления наказаний за преступления коррупционной направленности в санкциях соответствующих статей. И как мы уже отмечали в своих более ранних работах [10, 11], правильной является позиция законодателя, на основании которой кардинально и одномоментно ужесточать ответственность за коррупционные преступления ни в коем случае не следует. Учитывая менталитет россиян, кардинальные изменения могут привести к негативным результатам. Однако постепенное и тщательно спланированное совершенствование законов и подзаконных актов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, просто необходимо [12, 13].

Прогрессивным шагом законодателя в направлении либерализации в уголовно-правовой сфере является введение в Уголовный кодекс Российской Федерации института судебного штрафа. Он позволяет в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, назначение судебного штрафа с освобождением от уголовной ответственности в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

С момента введения этого нового института отмечалась явная положительная динамика по рассмотрению уголовных дел с назначением судебного штрафа. Сейчас статистика Судебного департамента при Верховном Суде Российской

Федерации демонстрирует некою дихотомию по этому показателю уголовной статистики. Согласно данным в 2018 году прекращено уголовных дел с назначением судебного штрафа по ходатайствам о прекращении с назначением судебного штрафа 17 200 лицам; в 2019 году - 12 979; в 2020 - 32 422; в 2021 - 15 648 соответственно [14].

Уже в июле того же года «Президиум Верховного Суда Российской Федерации в целях выявления вопросов и трудностей при применении судами норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих назначение судебного штрафа, изучил и обобщил практику освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 762 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). В результате ведения этой работы был утвержден Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (далее - Обзор). В Обзоре отмечено, что за период действия статей 762, 1044, 1045 УК РФ институт судебного штрафа подтвердил свою востребованность в правоприменительной практике. В результате анализа Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что в целях повышения качества рассмотрения уголовных дел, связанных с применением положений статьи 762 УК РФ и главы 511 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) об освобождении от уголовной ответственности с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, рекомендовать председателям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономных округов и автономной области, окружных

(флотских) военных судов ознакомить судей с настоящим Обзором и учитывать его положения в правоприменительной деятельности» [15].

Звечаровский И. Э., рассуждая о правовой природе судебного штрафа, пишет, что он «не является уголовным наказанием, хотя отличается от него только отсутствием судимости и максимальным пределом» [16]. Мазюк Р. В., мнение которого представляется нам спорным, фактически критикуя этот институт, резюмирует, что судебный штраф есть не что иное, как суррогат наказания, а его правовая природа заключается в альтернативном способе разрешения уголовно-правового конфликта, облеченном в нормативную форму «иной меры уголовно-правового характера» [17]. К критике этого института присоединяется и Рыжаков А. П. Он подводит итог: «Опять законодатель под новой этикеткой вводит в практику старый механизм. Декларируя, что за преступления небольшой или средней тяжести, совершенные впервые, не будет назначаться уголовное наказание, он, по сути, дозволяет признавать лицо виновным в преступлении без полного и объективного доказывания и нормального судебного разбирательства» [18].

Другие специалисты верно, на наш взгляд, подмечают, что «для предпринимателей прекращение уголовного преследования в связи с назначением судебного штрафа представляется более выгодным и приемлемым решением вопроса, чем прекращение уголовного дела в связи с возмещением ущерба» [19].

В декабре 2020 года Генеральный прокурор Российской Федерации Краснов И. В. на коллегии, посвященной вопросам законности освобождения от уголовной ответственности в связи с назначением судебных штрафов, отметил, что по многим делам следователи, прокуроры и судебные приставы злоупотребляют подобны-

ми решениями и этому от ответственности необоснованно освобождаются лица, в том числе и совершившие общественно опасные преступления. В связи с выявленными нарушениями было принято решение усилить надзор за соблюдением следственными органами требований уголовно-процессуального законодательства при применении института судебных штрафов; тщательно проверять выполнение всех предусмотренных законом условий для таких мер наказания, в том числе наличие в материалах уголовного дела сведений о полном возмещении причиненного преступлением материального ущерба и заглаживании вреда [20].

Несмотря на то, что правоохранители и отдельные специалисты указывают на существенные трудности при применении института судебного штрафа после совершения отдельных видов преступлений [21], эффективность его применения очевидна.

Кроме того, перспективным направлением гуманизации уголовного законодательства является введение новых видов наказаний, применяемых в качестве альтернативы лишению свободы на определенный срок, в первую очередь по экономическим преступлениям, которые часто совершаются лицами, вовлеченными в предпринимательскую деятельность.

Статистика МВД России по количеству преступлений, совершаемых в сфере экономики, к сожалению, неутешительна и с 2020 года показала динамику прироста.

По сравнению с январем - декабрем 2020 года на 11,6 % увеличилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 117,7 тыс. преступлений данной категории (рисунок 1), удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,9 %. На рисунке 2 изображены наиболее распространенные преступления

всего выявлено

следствие обязательно

Рисунок 1. Выявлено преступлений экономической направленности (в тыс.) с 2017 по 2021 год

| в сфере экономической деятельности

^ против собственности

| против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

] против интересов службы в коммерческих и иных организациях

| прочие

Рисунок 2. Преступления в экономике (в %), следствие по которым обязательно,

с 2017 по 2021 год

в экономике, следствие по которым обязательно.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 641,9 млрд рублей [22].

Верховный суд Российской Федерации в начале 2022 года опубликовал статистику по рассмотрению дел в 2021 году. После некоторого снижения почти всех показателей в пандемийном 2020 году Верховный Суд Российской Федерации вновь начал рассматривать больше споров. Резко выросла нагрузка на коллегию по уголовным делам.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В. М. традиционно затронул тему гуманизации уголовного законодательства и ее успехов. Количество заключенных продолжает снижаться. 1 января 2022 года их осталось 456 900, это на 3,5 % меньше, чем годом ранее.

В 2021 году суды рассмотрели 770 000 уголовных дел в отношении 783 000 человек и вынесли обвинительные приговоры

в отношении 601 000 человек. Оправдали только 2 100 из общего числа подсудимых, при этом 372 оправдательных приговора были вынесены с участием присяжных. Около 8 000 человек отправили на принудительное лечение. По всем остальным обвиняемым суды прекратили уголовное преследование по различным причинам.

Доля оправданных от общего числа подсудимых - 0,27 %. Присяжные заседатели оправдывают 32 % обвиняемых.

Основная категория совершенных россиянами преступлений - против собственности, таких 39 %.

Самое распространенное наказание по уголовным делам - реальное лишение свободы, его назначили 169 000 осужденным. Условно его назначили 161 000 осужденным.

Суды рассмотрели 5 500 уголовных дел по «предпринимательским» составам и осудили 67 % обвиняемых. Реальное лишение свободы получили 9 % осужденных [23].

Принудительные работы как более гуманный вид наказания, который изначально был задуман законодателем как

альтернатива наказанию в виде лишения свободы, отнесен в этой статистике к другим видам наказания, которые в общей массе составляют всего 3,8 %.

Отдельные авторы [24, 25] восприняли введение наказания в виде принудительных работ в УК РФ как создание нового института в системе уголовных наказаний, который неизбежно повлиял на принятие судами правовых решений.

В 2012 году, когда был принят Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепивший в УК РФ статью 531 «Принудительные работы». Маликов Б. З. по этому поводу писал: «Стремление законодателя ослабить "засилие" лишения свободы в санкциях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и в практике его применения судами в последнее время проявилось в принятии законов, позволяющих судам изменять категории ряда преступлений в сторону понижения их общественной опасности на одну ступень и смягчения уголовной ответственности путем применения принудительных работ вместо лишения свободы» [26], отмечая, однако, что «ни ограничение свободы, ни принудительные работы не усиливают блок наказаний, альтернативных лишению свободы» [27]. Мы же считаем, что на тот момент это был значительный вклад законодателя в либерализацию всей системы наказаний не только путем введения в систему нового альтернативного лишению свободы на определенный срок вида наказания, но внесение судейского усмотрения в институт категоризации преступлений.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос смягчения наказаний за преступления в экономической сфере. Этот процесс запущен еще в конце 2000-х, и

курс на реализацию таких тенденций либерализации в отечественном уголовном законодательстве актуален и сейчас.

Так, в сентябре 2019 года Президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности Дальнего Востока сообщил, что либерализация наказания по экономическим статьям УК РФ будет продолжена. Российский лидер также призвал согласиться, что в предпринимательской сфере «много нарушений, и государство должно обеспечить интересы общества в целом» [28].

Вопросам либерализации отбытия наказания осужденными к принудительным работам и к лишению свободы был посвящен принятый в апреле 2020 года Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», по смыслу которого на основании «письменного заявления осужденного либо по заявлению одного из близких родственников осужденного с его согласия, по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы, при наличии возможности его размещения, осужденный может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное в субъекте Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо, при невозможности размещения в исправительном учреждении указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого наиболее близкого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для размещения осужденного» [29].

Одно из последних направлений либерализации уголовной политики нашего государства обусловлено пакетами финансовых и экономических санкций, введенных США и странами Европы. В частности, изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.03.2022 № 51-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», был «усовершенствован порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [30].

Как отмечает законодатель, «теперь возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям невозможно без участия налоговых органов. Следственные органы смогут завести уголовное дело только по материалам налогового ведомства о воз-

можном наличии в действиях налогоплательщика состава преступления» [30].

Все проанализированные и упомянутые в работе направления гуманизации и либерализации уголовного законодательства, безусловно, внесут позитивные изменения в развитие российской системы права и позволят в перспективе сформировать действительно благоприятную экономическую среду в нашем государстве и также благотворно, как нам представляется, скажутся на развитии предпринимательства и социальной сферы Российской Федерации.

1. Путин рассчитывает на рост малого и среднего бизнеса // РИА Новости : [сайт]. 20.04.2022 URL: https:// ria.ru/20220412/putin-1783136763.html (дата обращения: 02.05.20022).

2. Гаухман Л. Д. Избранные труды /сост. В. П. Морозова, С. В. Максимов. СПб : Юридический центр, 2016. С. 569.

3. Уголовная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы : монография / под ред. С. В. Максимова, В. Л. Шульца. М. : Проспект, 2021. С. 7.

4. Восканян Р. О., Ващенко Т. В. Влияние финансовой грамотности на качество жизни населения // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 125.

5. Gallyamova Z. V., Batyukova V. E., Malakhova V. Y, Fomenko E. V. Health care system in the USSR (through the example of the Kirov region) // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. 2019. Т. 9. № 4. P. 75.

6. Ястребов В. Б., Казачкова З. М, Илюшина М. Н. Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года : монография. М. : Проспект, 2021. С. 11-25.

7. Как скоро экономика России сможет вернуться к росту // РБК : [сайт]. 17.11.2020 URL: https://clck.ru/ nv7XM (дата обращения: 02.05.20022).

8. Санкционные риски и договор: как обезопасить компанию // Юрист компании : [сайт]. 28.02.2022 URL: https://clck.ru/nv8db (дата обращения: 02.05.2022).

9. Козлова Е. Б., Козлов Д. О. Краудфандинг: развитие предпринимательской среды и проблемы правового регулирования // Современные проблемы развития предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом : монография. М. : Юстицинформ, 2021. С. 146-147.

10. Фоменко Е. В. Подкуп: криминологический портрет и отдельные основания криминализации // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 3. С. 57-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Фоменко Е. В. Проблемы, возникающие при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности за подкуп должностного лица // Адвокатская практика. 2007. № 6. С. 12-15.

12. Фоменко Е. Ужесточать нельзя миловать // Мудрый Юрист: новые статьи. 2008. № 46. С. 35.

13. Козлова Е. Б. Проблемы формирования и реализации региональной политики антикоррупционного просвещения на современном этапе // Правовая культура. 2016. № 4 (27). С. 17-25.

14. Судебная статистика // Судебный департамент Верховного суда Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 25.05.2022).

15. Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 762 УК РФ) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.07.2019) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. № 12.

16. Звечаровский И. Э. О юридической природе судебного штрафа (ст. 762, 1044 УК РФ) // Уголовное право. 2016. № 6. С. 100.

17. Мазюк Р. В. Судебный штраф как альтернатива приговору в уголовном судопроизводстве // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2017. № 2. С. 23.

18. Рыжаков А. П. Новое основание прекращения дела и последствия его введения // Уголовный процесс : электронная версия журнала. 2016. № 10. URL: http://e.ugpr.ru/article.aspx?aid=497535 (дата обращения: 24.12.2021).

19. Апостолова Н. Н. Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба // Мировой судья. 2020. № 7. С. 9-13.

20. Сергеев Н. В судебных штрафах наведут прокурорский порядок // Коммерсантъ : [сайт]. 18.12.2020 URL: https://www.kommersant.ru/doc/4623984 (дата обращения: 25.05.2022).

21. Аристархов А. Л. Проблемные вопросы применения института судебного штрафа в случае нарушения законодательства, предусматривающего ответственность за налоговые преступления // Налоги. 2019. № 4. С. 27-29.

22. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https://мвд.рф/reports/ item/28021552/ (дата обращения: 26.05.2022).

23. Статистика Верховного суда - 2021: главные цифры // Право.га. : [сайт]. URL: https://pravo.ru/ story/239233/ (дата обращения: 02.05.2022).

24. Авдеева Е. В. Актуальные вопросы реализации принудительных работ в условиях реформы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Адвокатская практика. 2020. № 3. С. 21.

25. Алихаджиева И. С. Соотношение категорий «судимость» и «лицо, впервые совершившее преступление»: теория и судебная практика (на примере статей 240-241 УК РФ) // Современное право. 2010. № 2. С. 103-106.

26. Маликов Б. З. Либерализация уголовной ответственности и наказания в России: принудительные работы вместо лишения свободы // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 256.

27. Там же. С. 261.

28. Путин обещал продолжить либерализацию наказаний по экономическим статьям // Коммерсантъ : [сайт]. 06.09.2019 URL: https://www.kommersant.ru/doc/4082532 (дата обращения: 12.12.2022).

29. Усовершенствован порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Правовой Сервер КонсультанПлюс. URL: https://clck.ru/nxzWw (дата обращения: 27.05.2022).

30. Поддержка граждан в условиях санкций // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : [сайт]. 05.03.2022 URL: http://duma.gov.ru/news/53639/ (дата обращения: 02.05.2022).

1. Putin counts on the growth of small and medium-sized businesses // RIA Novosti : [website]. 04/20/2022 URL: https://ria.ru/20220412/putin-1783136763.html (date of access: 05/02/20022).

2. Gauhman L. D. Selected works / comp. V. P. Morozova, S. V. Maksimov. St. Petersburg : Legal Center, 2016, p. 569.

3. Criminal policy of the Russian Federation: problems and prospects: monograph / ed. S. V. Maksimova, V. L. Shults. M. : Prospekt, 2021. P. 7.

4. Voskanyan R. O., Vashchenko T. V. Influence of financial literacy on the quality of life of the population // Education. The science. Scientific personnel. 2018. No. 1. p. 125.

5. Gallyamova Z. V., Batyukova V. E., Malakhova V. Y., Fomenko E. V. Health care system in the USSR (through the example of the Kirov region) // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. 2019. V. 9. No. 4. p. 75.

6. Yastrebov V. B., Kazachkova Z. M., Ilyushina M. N. Legal support for the implementation of national projects for the socio-economic development of Russia until 2030: monograph. M. : Prospekt, 2021. pp. 11-25.

7. How soon the Russian economy will be able to return to growth // RBC : [website]. 11/17/2020 URL: https:// clck.ru/nv7XM (date of access: 05/02/20022).

8. Sanction risks and the contract: how to secure the company // Lawyer of the company : [website]. February 28, 2022 URL: https://clck.ru/nv8db (Accessed: May 2, 2022).

9. Kozlova E. B., Kozlov D. O. Crowdfunding: development of the business environment and problems of legal regulation // Modern problems of development of entrepreneurial and corporate law in Russia and abroad : monograph. M. : Yustitsinform, 2021. pp. 146-147.

10. Fomenko E. V. Bribing: a criminological portrait and separate grounds for criminalization // Bulletin of the Russian Legal Academy. 2017. No. 3. pp. 57-62.

11. Fomenko E. V. Problems that arise when resolving the issue of exemption from criminal liability for bribing an official // Advocate Practice. 2007. No. 6. pp. 12-15.

12. Fomenko E. You can't be tougher // Wise Lawyer: new articles. 2008. No. 46. pp. 35.

13. Kozlova E. B. Problems of formation and implementation of the regional policy of anti-corruption education at the present stage // Legal Culture. 2016. No. 4 (27). pp. 17-25.

14. Judicial statistics // Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation : [website]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (date of access: 05/25/2022).

15. Review of the judicial practice of exemption from criminal liability with the imposition of a judicial fine (Article 762 of the Criminal Code of the Russian Federation) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on July 10, 2019) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2019. No. 12.

16. Zvecharovsky I. E. On the legal nature of the judicial fine (Art. 762, 1044 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Criminal Law. 2016. No. 6. p. 100.

17. Mazyuk R. V. Judicial fine as an alternative to a sentence in criminal proceedings // Siberian Criminal Procedure and Forensic Readings. 2017. No. 2. p. 23.

18. Ryzhakov A. P. A new basis for terminating a case and the consequences of its introduction // Criminal process: an electronic version of the journal. 2016. No. 10. URL: http://e.ugpr.ru/article.aspx?aid=497535 (Accessed: 12/24/2021).

19. Apostolova N. N. Termination of criminal prosecution in connection with compensation for damage // Justice of the peace. 2020. No. 7. pp. 9-13.

20. Sergeev N. Prosecutorial order will be established in judicial fines // Kommersant : [website] 12/18/2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4623984 (date of access: 05/25/2022).

21. Aristarkhov A. L. Problematic issues of applying the institution of a judicial fine in case of violation of the legislation providing for liability for tax crimes // Taxes. 2019. No. 4. pp. 27-29.

22. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - December 2021 // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : [website]. URL: https://mvd.rf/reports/item/28021552/ (date of access: 05/26/2022).

23. Statistics ofthe Supreme Court - 2021: main figures // Pravo.ru. : [website]. URL: https://pravo.ru/story/239233/ (date of access: 05/02/2022).

24. Avdeeva E. V. Topical issues of the implementation of forced labor in the context of the reform of the criminal and penal legislation // Advocate practice. 2020. No. 3. p. 21.

25. Alikhadzhieva I. S. Correlation between the categories of "conviction" and "person who committed a crime for the first time": theory and judicial practice (on the example of articles 240-241 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Modern Law. 2010. No. 2. pp. 103-106.

26. Malikov B. Z. Liberalization of criminal liability and punishment in Russia: forced labor instead of imprisonment // Actual problems of economics and law. 2012. No. 3. p. 256.

27. Tin the same ref. p. 261.

28. Putin promised to continue the liberalization of punishments under economic articles // Kommersant : [website]. 09/06/2019, URL: https://www.kommersant.ru/doc/4082532 (date of access: 12/12/2022).

29. The procedure for initiating criminal cases on tax crimes and crimes related to the implementation of compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases has been improved // Legal Server ConsultanPlus. URL: https://clck.ru/nxzWw (date of access: 27.05.2022).

30. Support for citizens under sanctions // State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation : [website]. 03/05/2022 URL: http://duma.gov.ru/news/53639/ (date of access: 05/02/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.