Научная статья на тему 'Современные модели представления знаний в обучающих системах'

Современные модели представления знаний в обучающих системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1666
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ / МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ПРОДУКЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ / ФРЕЙМОВЫЕ МОДЕЛИ / knowledge representation / the models of knowledge representation / the mathematical models / the logical models / the production models / the network models / the frame models

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Белоус Е. С., Кудинов В. А., Желнин М. Э.

Поскольку логический вывод и действия над знаниями производятся программным путем, знания не могут быть представлены непосредственно в том виде, в котором они используются человеком. В связи с этим для представления знаний разрабатываются различные модели представления знаний. В статье кратко освещены математические, логические, продукционные, сетевые и фреймовые модели, проанализированы преимущества и недостатки каждой из моделей, что позволяет сделать правильный выбор необходимой модели для решения поставленной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Белоус Е. С., Кудинов В. А., Желнин М. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN MODELS OF KNOWLEDGE REPRESENTATION IN THE TUTORING SYSTEMS

As far as the logical conclusion and actions over the knowledge produced by the program, knowledge can not be represented directly in the form in which it is used by a man. In this regard, various models of knowledge representation are developed to represent knowledge. The article describes the basic models of knowledge representation in the tutoring systems and also summarizes briefly the mathematical, logical, production, frame and network models. The advantages and disadvantages of each model have been analyzed, that allows to make the right choice of the necessary model for solving the problem.

Текст научной работы на тему «Современные модели представления знаний в обучающих системах»

УДК 004.424

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ

© 2010 Е. С. Белоус1, В. А. Кудинов2, М. Э. Желнин3

1 аспирант каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: esbelous@mail.ru 2 канд. пед. наук, проректор по НИР e-mail: kudinovva@yandex.ru 3 аспирант каф. программного обеспечения и администрирования информационных систем e-mail: mihail_zhelnin@mail.ru

Курский государственный университет

Поскольку логический вывод и действия над знаниями производятся программным путем, знания не могут быть представлены непосредственно в том виде, в котором они используются человеком. В связи с этим для представления знаний разрабатываются различные модели представления знаний. В статье кратко освещены математические, логические, продукционные, сетевые и фреймовые модели, проанализированы преимущества и недостатки каждой из моделей, что позволяет сделать правильный выбор необходимой модели для решения поставленной задачи.

Ключевые слова: представление знаний, модели представления знаний,

математические модели, логические модели, продукционные модели, сетевые модели, фреймовые модели.

Как известно, знания в базе знаний представлены в определенной форме. Форма представления знаний оказывает существенное влияние на характеристики и свойства системы, поэтому представление знаний является одной из наиболее важных проблем, характерных для систем, основанных на знаниях.

Представление знаний - это формализация и структурирование (в целях облегчения решения задачи) знаний, с помощью которых отражаются основные характерные признаки [Олкконен 1997: 168-182]:

^ внутренняя интерпретируемость. Данные, хранящиеся в памяти или на

внешних носителях, лишены имен, таким образом, отсутствует возможность их однозначной идентификации системой. Данные может идентифицировать лишь программа, извлекающая их по определенному алгоритму;

^ структурированность. Информационные единицы должны обладать

гибкой структурой. Для них может выполняться рекурсия — вложимость одних информационных единиц в другие. Иначе говоря, должна существовать возможность произвольного установления между отдельными информационными единицами отношений типа «часть — целое», «род — вид» или «элемент — класс»;

^ связность. Между информационными единицами должна быть

предусмотрена возможность установления связей различного типа. Семантика отношений может носить декларативный или процедурный характер. Например, две и более информационные единицы могут быть связаны отношением «одновременно»,

две информационные единицы — отношением «причина — следствие» или «быть рядом»;

^ семантическая метрика. На множестве информационных единиц в

некоторых случаях полезно задавать отношение, характеризующее их ситуационную близость, то есть силу ассоциативной связи. Его можно было бы назвать отношением релевантности для информационных единиц. Оно дает возможность выделять в информационной базе некоторые типовые ситуации. Отношение релевантности при работе с информационными единицами позволяет находить знания, близкие к уже найденным;

^ активность. Все вычислительные процессы инициируются командами, а

данные используются этими командами лишь в случае необходимости. Иначе говоря, данные пассивны, а команды активны. Для информационных систем эта ситуация неприемлема. Выполнение программ должно инициироваться текущим состоянием информационной базы.

Проблема представления знаний заключается в несоответствии между сведениями о зависимостях данной предметной области, имеющимися у специалиста, методами, используемыми им при решении задач, и возможностями формального (однозначно-ограниченного) представления такой информации в ЭВМ. Часто проблема осложняется трудностями для эксперта по формулированию в явном виде имеющихся у него знаний.

Выделяется ряд моделей для решения поставленной проблемы, связанной с формализацией и представлением знаний в памяти информационных систем.

Модели представления знаний относятся к прагматическому направлению (основано на предположении о том, что мыслительная деятельность человека -«черный ящик») в исследованиях по искусственному интеллекту. При этом в системах, основанных на знаниях, информационные структуры представляются в форме декларативных (описательных) знаний, а алгоритмы и эвристики - в форме процедурных знаний.

На основе проведенного нами обзора были выявлены наиболее часто используемые и популярные на сегодняшний день модели представления знаний:

1) логические модели;

2) продукционные модели;

3) сетевые модели;

4) фреймовые модели;

5) математические модели.

Рассмотрим данные модели более подробно.

Основная идея при построении логических моделей знаний заключается в том, что вся информация, необходимая для решения прикладных задач, рассматривается как совокупность фактов и утверждений, которые представляются как формулы в некоторой логике. Знания отображаются совокупностью таких формул, а получение новых знаний сводится к реализации процедур логического вывода. В основе логических моделей знаний лежит понятие формальной теории, задаваемое картежем

Б=<Л, Б, Ах, Я>,

где Л - счетное множество базовых символов (алфавит);

Б - множество, называемое формулами;

Лх - выделенное подмножество априори истинных формул (аксиом);

Я - конечное множество отношений между формулами, называемое правилами вывода.

В основе сетевых моделей лежит конструкция, названная ранее семантической сетью. Сетевые модели формально можно задать в виде Н = <1, С1, С2,..., Сп, Г>. Здесь

I есть множество информационных единиц; С1, С2,..., Сп - множество типов связей между информационными единицами. Отображение Г задает между информационными единицами, входящими в I, связи из заданного набора типов связей.

Продукционные модели можно считать наиболее распространенными моделями представления знаний. Продукционная модель - это модель, основанная на правилах, позволяющая представить знание в виде предложений типа: «Если условие, то действие».

Продукционная модель обладает тем недостатком, что при накоплении достаточно большого числа (порядка нескольких сотен) продукций они начинают противоречить друг другу.

В общем случае продукционную модель можно представить в следующем виде:

К=<Л, и ,С ,1 ,я>,

где N - имя продукции;

Л - сфера применения продукции;

и - условие применимости продукции;

С - ядро продукции;

I - постусловия продукции, актуализирующиеся при положительной реализации продукции;

Я - комментарий, неформальное пояснение (обоснование) продукции, время введения в базу знаний и т. д.

В отличие от моделей других типов, во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется протофреймом. В общем виде она выглядит следующим образом:

(Имя фрейма:

Имя слота 1 (значение слота 1)

Имя слота 2 (значение слота 2)

Имя слота К (значение слота К)).

При конкретизации фрейма ему и слотам присваиваются конкретные имена и происходит заполнение слотов. Таким образом, из протофреймов получаются фреймы-экземпляры. Переход от исходного протофрейма к фрейму-экземпляру может быть многошаговым, за счет постепенного уточнения значений слотов [Берштейн 1994].

Среди математических моделей приведем следующие.

^ Математическая модель предметных знаний на основе теории нечетких множеств и отношений. Математической моделью представления предметных знаний в реляционной базе данных ИОС является нечеткий ориентированный граф (рис. 1). Данный способ формализованного описания предметных знаний позволяет, в отличие от других способов, учесть лингвистическую неопределенность знаний эксперта о качественных характеристиках учебного материала, благодаря чему целостное представление о составе и структуре предметных знаний формируется как у разработчиков, так и у пользователей ИОС [Беспалько 1977: 303].

-М'])

Мб« 2

М§С(СЫ 2> ©

Р

^п)

1Г> (п)

№%■'«)

'ч,) КГЯ

о о

ф(ЄГ-

@сеС-

изложение

©©

(5) ^ Є0* вопрос £ ає А - ответ

Ш<МгнК

рє 1}- подсказка

■ 5, с. Г х Т - подтема темы —►- c.Q'xQ-под&опрос вопроса

■ 5и с С ж Т - изложение темы --► Бл с .4 х отает на вопрос

► Ь' С Р xQ- подсказка на вопрос

Рис. 1

^ Математическая модель персональных знаний на основе теории нечетких множеств и отношений. Математической моделью представления персональных знаний в реляционной базе данных информационных обучающих систем (ИОС) является нечеткий ориентированный граф (рис. 2).

мгМ

Мп(Чі)у %^і); \

О О

- 8

й ■

Р$(ат>Чр\\! \Р5'(ак’Ч/+1>

\

Рис. 2

Такое модельное представление позволяет, в отличие от известных способов, учесть семантическую неопределенность оценивания педагогом степени подготовки обучаемого и адаптировать систему навигации электронного учебного курса адекватно

качественной и лингвистически неточной характеристике уровня знаний обучаемого. Применение теории нечетких множеств и отношений при формировании персональных знаний позволяет значительно повысить степень полноты и достоверности оценки степени подготовки учащегося благодаря учету различных факторов, влияющих на ответ учащегося при компьютерном контроле знаний, и, что самое важное, степени их влияния [Борисов 1989: 304].

^ Математическая модель методических знаний на основе теории

нечеткой логики. Математической моделью представления методических знаний в реляционной базе данных ИОС является конечное множество правил нечетких продукций. Данное представление позволяет учесть лингвистическую неопределенность знаний эксперта о методике проведения учебных занятий. Модельное представление обусловливает естественный способ переноса стратегий преподавания, сформированных педагогом на основе имеющегося практического опыта при личных контактах с учащимися, в образовательную среду компьютерного обучения, что позволяет максимально приблизить процесс автоматизированного обучения к традиционному обучению и, следовательно, значительно повысить дидактическую эффективность процесса обучения с помощью ИОС [Сарвилина 2003: 36-37].

При глубоком анализе каждой из представленных моделей представления знаний можно увидеть достоинства и недостатки каждой из них.

Достоинствами логической модели представления знаний являются единственность теоретического обоснования и возможность реализации системы формально точных определений и выводов.

Однако при решении сложных задач попытка представить неформализованные знания эксперта, среди которых преобладают эвристики, в системе строгой логики наталкивается на серьезные препятствия. Это связано с тем, что, в отличие от строгой логики, так называемая «человеческая логика» обладает нечеткой структурой. Поэтому большая часть достижений в области систем с базами знаний до настоящего момента была связана с применением нелогических моделей.

Что касается сетевых моделей, то основным их преимуществом является в большей степени соответствие относительно других моделей современным представлениям об организации долговременной памяти человека, а недостатком -сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети.

Преимуществами продукционных моделей являются простота создания и понимания отдельных правил, простота пополнения и модификации, простота механизма логического вывода; недостатками - неясность взаимных отношений правил, сложность оценки целостного образа знаний, крайне низкая эффективность обработки, отличие от человеческой структуры знаний, отсутствие гибкости в логическом выводе.

Основным преимуществом фреймовой модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность. Язык представления знаний, основанных на фреймовой модели, особенно эффективен для структурного описания сложных понятий и решения задач, в которых в соответствии с ситуацией желательно применять различные способы вывода. В то же время на таком языке затрудняется управление завершенностью и постоянством целостного образа. В частности, по этой причине существует большая опасность нарушения присоединенной процедуры. Следует отметить, что фреймовую систему без механизма присоединенных процедур (а следовательно, и механизма пересылки сообщений) часто используют как базу данных системы продукций.

Преимущества математических моделей состоят в том, что они точны, абстрактны и передают информацию логически однозначным образом. Модели точны, поскольку позволяют делать предсказания, которые можно сравнить с реальными данными, поставив эксперимент или проведя необходимые наблюдения. Модели абстрактны, так как символическая логика математики извлекает те и только те элементы, которые важны для дедуктивной логики рассуждения, исключая все посторонние значения. Недостатки математических моделей заключаются часто в сложности математического аппарата. Возникают трудности перевода результатов с языка математики на язык реальной жизни. Пожалуй, самый большой недостаток математической модели связан с теми искажениями, которые можно привнести в саму проблему, упорно отстаивая конкретную модель, даже если в действительности она не соответствует новым фактам.

На сегодняшний день разработано большое количество моделей. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, и поэтому для каждой конкретной задачи выбирается определенная модель. Такое количество моделей позволяет не только увеличить эффективность поставленной задачи, но и расширить ее возможности при решении.

Библиографический список

Берштейн Л. С., Коровин С. Я., Мелихов А. Н., Серяев И. Е. Функциональноструктурное исследование ситуационно-фреймовой сети эксплуатационной системы с нечеткой логикой // Изв. АН. Серия: Техническая кибернетика. 1994. №2. С. 120-124.

Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. С. 303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борисов А. Н., Алексеев А. В., Меркурьева Г. В., Слядзь Н. Н., Глушков В. И. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. М.: Радио и связь, 1989. С. 304.

Олкконен Е. А. Модели представления знаний в языковых интеллектуальных обучающих системах // Прикладная математика и информатика: труды

Петрозаводского государственного университета. 1997. №6. С. 168-182.

Сарвилина И. Ю. Моделирование процесса обучения на основе нечеткой логики // Университетское образование: тр. науч.-методической конф. Пенза: Поволжский Дом знаний, 2003. С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.